Эксперимент с установкой авиационного пулемёта ШКАС на плавающий танк Т-37А

18
Первая половина XX века стала золотым периодом для авиационной промышленности, которая сумела аккумулировать в себе все самые последние достижения науки и техники. Именно в авиастроительной отрасли впервые использовались самые передовые технологии, вновь созданные двигатели, приборы и образцы вооружения, проводились испытания новых материалов. За разработками в авиационной промышленности следили и представители других отраслей. В середине 1930-х годов одним из многочисленных примеров взаимодействия советского авиа- и танкостроения стала попытка установки на плавающий танк Т-37А авиационного пулемета ШКАС.

Стоит отметить, что в советской истории были удачные примеры подобного взаимодействия. В очень трудный для страны период, когда немецкие солдаты стояли под Москвой, а Красная Армия лишилась почти всех своих танков, очень важное значение сыграли не самые совершенные и очень простые легкие танки Т-60, который в сжатые сроки освоила советская промышленность. Эти боевые машины были вооружены 20-мм пушкой ТНШ, которая представляла собой танковый вариант авиационной пушки ШВАК. Пушка изначально разрабатывалась как авиационная, конструкторы не планировали устанавливать ее на наземной боевой технике, однако в условиях войны в сжатые сроки смогли адаптировать ее для установки на легком танке. Но первые попытки установить авиационное вооружение на танк были предприняты в Советском Союзе еще до начала Второй мировой войны.



Еще в 1930 году в СССР был сконструирован первый в стране пулемет, созданный специально для авиации — это был 7,62-мм ШКАС (Шпитального — Комарицкого авиационный скорострельный). Он стал первыми советским скорострельным синхронным авиационным пулеметом. Серийно производился с 1932 по 1945 гг., когда ему на смену пришли новые образцы. Специально для пулемета ШКАС были созданы новые авиационные патроны повышенной надежности с бронебойно-зажигательными и бронебойными пулями. Пулемет ставился на все советские самолеты, которые были выпущены с 1934 по 1941 гг., и использовался во всех вооруженных конфликтах с участием СССР, начиная с гражданской войны в Испании и заканчивая сражениями Великой Отечественной войны. Пулемет производился в крыльевом, турельном и синхронном вариантах.

Эксперимент с установкой авиационного пулемёта ШКАС на плавающий танк Т-37А


ШКАС был первым во многих отношениях. Предшествовавшие ему пулеметы ПВ-1 Надашкевича и ДА Дегтярева представляли собой развитие опыта Первой мировой войны — приспособление для авиационных целей пехотных пулеметов «Максим» и ДП. В то же время ШКАС стал первыми полноценным авиационным пулеметом, который отвечал всем требованиям времени. Многожильная возвратно-боевая пружина и непрерывная подача ленты — все это было реализовано в ШКАС впервые. Равно как и впервые в одноствольной пулеметной системе удалось достичь столь высокого темпа стрельбы — 1800 выстрелов в минуту. По этому показателю пулемету не было равных во всем мире.

Так, немецкий 7,92-мм пулемет MG-17 (ленточное питание) обеспечивал темп стрельбы 1100 выстрелов в минуту, 7,62-мм французский авиационный пулемет «Дарн» (ленточное) — 1100-1200 выстрелов в минуту, американский 7,62-мм «Кольт-Браунинг» (ленточное) — 900 выстрелов в минуту, английский 7,7-мм «Виккерс»-Р (магазинное) — 1000 выстрелов в минуту. Главной «изюминкой» советского пулемета была его система питания, которая и позволила добиться такой высокой скорострельности. Пулемет ШКАС обладал высоким темпом стрельбы за счет короткого хода подвижных частей автоматики, а также сокращения времени, которое занимали операции по перезарядке, за счет их совмещения.



Тактико-технические характеристики пулемета ШКАС:
Калибр — 7,62 мм.
Патрон — 7,62х54R
Вес — 10,5 кг (турельный вариант)
Скорострельность — 1800 выстр./мин.
Начальная скорость пули — до 825 м/с.
Система питания — ленточная.

В 1935 году ГАУ (Главное артиллерийское управление) по заказу ГАБТУ (Главного автобронетанкового управления) провело ряд работ по созданию шаровой установки для авиационного пулемета ШКАС, а также по доработке пулемета и возможной его установке на легкий танк Т-37А. Боевая единица должна была получиться уникальной, вобрав в себя сразу три стихии: плавающий танк, вооруженный скорострельным авиационным пулеметом. На 1936 год было запланирован еще более внушительный объем работ. Предполагалось оснастить турельными установками ШКАС в качестве зенитного вооружения практически всю бронетехнику: танки Т-26, Т-28, Т-29, БТ-7, Т-35, Т-46 и бронемашину БА-3, а также использовать ШКАС для вооружения бронепоездов и установить на базе трактора СТЗ-3. Помимо этого предлагалось заменить шаровую установку под ДТ-29 на аналогичную, но под ШКАС, в башнях среднего танка Т-28 и тяжелого Т-35. В конечном счете данным планам так и не удалось воплотиться в жизнь в полном объеме.

И все же на плавающий танк Т-37А пулемет ШКАС успели поставить. Т-37А стал первым в СССР серийным плавающим танком. Танк был создан в 1932 году на основе английского плавающего танка компании «Виккерс» и уже существовавших советских опытных образцов плавающих танков. Боевая машина серийно производилась с 1933 по 1936 гг. За это время в Советском Союзе было собрано 2566 танков данного типа. В РККА им отводилась роль основного разведывательного танка. Т-37А предназначался для выполнения задач разведки, связи, боевого охранения частей на марше, а также непосредственной огневой поддержки пехоты на поле боя.



Плавающий танк Т-37А обладал необычной для большинства танков Красной Армии компоновкой, однако для советских плавающих танков 1930-х годов она стала классической. Отделение управления находилось в средней части корпуса и было объединено с боевым и моторным отделениями. В носовой части корпуса танка находилось трансмиссионное отделение. В корме корпуса было расположено отделение с топливным баком, системами охлаждения и приводом гребного винта, который и обеспечивал возможность движения по воде.

Экипаж плавающего танка состоял из 2-х человек: механика-водителя и командира танка. Место мехвода располагалось в левой части корпуса танка в отделении управления. Командир боевой машины располагался в башне, которая была смещена от продольной оси танка в правую сторону. В бою он мог вести наблюдение за местностью через смотровые приборы, а также вел огонь из башенного пулемета. Если боевая машина была оснащена радиостанцией, он также должен был выполнять еще и функции радиста.



Тактико-технические характеристики плавающего танка Т-37А:
Габаритные размеры: длина корпуса — 3,73 м, ширина корпуса — 1,94 м, высота — 1,84 м.
Боевая масса — 3,2 т.
Бронирование — от 4 до 8 мм.
Мощность двигателя — 40 л.с.
Максимальная скорость — 40 км/ч (по шоссе).
Скорость на плаву — 6 км/ч.
Запас хода — 230 км.
Вооружение — 1х7,62-мм пулемет ДТ.

В башне плавающего танка Т-37А было предложено заменить пулемет ДТ-29, который и был основным вооружением танка, на авиационный пулемет ШКАС. Основная цель такой замены — повышение боевой мощи танка. Изначально он разрабатывался, как разведывательная машина, эта же роль отводилась Т-37А в войсках. Предполагалось, что танк будет принимать участие в достаточно скоротечных боевых столкновениях с противником, в которых наибольшую роль будет играть максимальное огневое воздействие, а значит большая скорострельность.

Конструкция предложенной шаровой установки ШКАС и малые габариты башни плавающего танка Т-37А позволяли наводить пулемет в горизонтальной плоскости (без поворота башни, которая вращалась на 360°) в следующих пределах: вправо 18°, влево 10°30'. Если с наведением по горизонтали все обстояло более-менее нормально, то с наведением в вертикальной плоскости все было хуже. Пулемет мог вести огонь в секторе от −4° до +22°, что способствовало созданию обширных мертвых зон — поразить цели вблизи боевой машины было попросту невозможно, так как ствол практически не опускался вниз, поэтому подобравшаяся вплотную к танку пехота противника могла натворить много бед. С прицельными приспособлениями проблем не было. Т-37А оснащался двумя прицелами: оптическим прицелом «ПЯ» и диоптрическим прицелом, который был заимствован от шаровой установки ДТ.

Шаровая установка ШКАС, РГВА Источник: warspot.ru


В авиационных вариантах пулемета ШКАС лента подавалась из короба на 250 патронов, в более поздних версиях — на 750 и 1000 патронов. К некоторым пулеметам специально устанавливали патронные коробы на 1500 патронов. В танке Т-37А питание пулемета должно было осуществляться из короба на 750 патронов. Помимо этого в корпусе боевой машины находился запас в 2000 патронов. Полный боезапас пулемета составлял 2750 патронов в лентах по 250 штук, которые располагались внутри танка следующим образом: три ленты укладывались в короб, который непосредственно питал пулемет. А 2000 патронов — в короба по 250 патронов, которые вставлялись в специальную решетку-держатель с гнездами на 7 коробов. Еще одна коробка с патронами лежала отдельно. Подача патронов из короба происходила с помощью гибкого металлического рукава, который был аналогичен тем, что использовались в авиации. Такое устройство позволяло обеспечить бесперебойное питание пулемета при ведении огня с любыми углами прицеливания как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости.

Основным отличием танкового пулемета ШКАС от авиационного было то, что по требованию специалистов ГАБТУ он был переведен на матерчатую ленту вместо рассыпной металлической ленты. Объяснялось это довольно просто: матерчатую ленту было проще набивать патронами, и не было необходимости собирать рассыпавшиеся после стрельбы звенья в специальную емкость. Помимо этого существовал риск, что звенья рассыпной ленты случайно могли оказаться в движущихся частях внутри танка, заклинив их. Для перехода на матерчатую ленту был изменен приемник и подача патронов в пулемете.

По итогам проведенных испытаний эксперимент с установкой пулемета ШКАС в башню плавающего танка Т-37А был признан неудачным. Выделялся целый ряд причин: небольшие углы вертикальной наводки пулемета, низкая надежность матерчатой ленты, которая была чувствительна к влажности, разбухала и затем рвалась, вызывала перекосы при столь высоком темпе стрельбы. Работа над устранением этих проблем отнимала у командира боевой машины много времени. Но и без проблем с лентой пулемет ШКАС оказался слишком сложным и неудобным для небольшой и тесной башни танка Т-37А. Военные сочли недостатком и слишком большую скорострельность пулемета. Весь боекомплект можно было расстрелять буквально за 5 минут боя, даже принимая во внимание время на замену коробок. Отмечалось и то, что для ШКАСа необходимы были особые, более надежные патроны, которыми советская промышленность не могла в достаточном количестве обеспечить и авиацию, и танковые части.

Наведение пулемёта по вертикали. Максимальные углы отклонения, РГВА Источник: warspot.ru


Одно можно сказать точно: установка на плавающий танк пулемета ШКАС, обладающего скорострельностью 1800 выстр./мин, могла оказать сильное моральное воздействие на противника. Знаменитый единый немецкий пулемет MG-42 обладал скорострельностью на уровне 1200-1500 выстр./мин в зависимости от затвора. Это было ужасное оружие, с которым пришлось столкнуться всем противникам гитлеровской Германии, недаром оно заслужило такие прозвища, как газонокосилка и циркулярная пила Гитлера. Советский авиационный ШКАС по скорострельности превосходил и его. 1800 выстрелов в минуту — это 30 выстрелов в секунду. При этом человеческий глаз воспринимает изображение как плавное и непрерывное уже при частоте 18 Гц или 18 кадров в секунду. Общепринятым стандартом в кино стала частота 24 кадра в секунду. При скорострельности 1800 выстр./мин и использовании трассирующих боеприпасов мог возникнуть зрительный эффект, при котором стрельба из танка воспринималась бы глазом как непрерывные лучи, тянущиеся в сторону противника. При атаке танков с воды в ночное время эффект был бы особенно сильным.

Источники информации:
http://warspot.ru/4902-nesostoyavshiysya-lazernyy-tank-rkka
http://www.airwar.ru/weapon/guns/shkas.html
http://tanki-v-boju.ru/tank-t-37a
Материалы из открытых источников
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    28 октября 2016 05:47
    Как показала практика, авиационный ШКАС не соответствовал требованиям сухопутных войск. Для этого пулемёта, для надёжной работы были необходимы специальные более качественные патроны. Сам пулемёт был ненадёжен в условиях запыления. Единственным положительным опытом было его применение в составе полукустарных ЗПУ для ПВО аэродромов. При этом его обслуживанием занимались авиационные специалисты.
    1. avt
      +4
      28 октября 2016 10:14
      Цитата: Bongo
      Как показала практика, авиационный ШКАС не соответствовал требованиям сухопутных войск.

      Причём та же практика показала , что любимые игрушки маршала Миши - танкетки пулемётные от Карден Ллойд, которыми он собирался заменить кавалерию , ну или тачанки в ней, выпущенные в различных модификациях от 27-й по 40 -ю ТЫСЯЧАМИ и списанные быстрей поросячего визга . Оказались полным пшиком , пустой тратой денег и материальных ресурсов , да потерей времени на их производство.Как собственно и двухбашенные Т-26 , которые по предвидению упомянутого маршала, должны были косить пулемётами врагов в окопах с разных сторон ,при проезде оных.Ну так хоть на платформу Т-26 в итоге смогли башню примостырить со вполне себе танковым вооружением -пушкой и спаренным пулемётом.
      1. +4
        28 октября 2016 10:20
        двухбашенные Т-26 , которые по предвидению упомянутого маршала, должны были косить пулемётами врагов в окопах с разных сторон ,при проезде оных.

        Справедливости ради, нужно сказать, что это совсем не Тухачевского идея а конструкторов фирмы Виккерс. Обморочный британский гений :))
        1. +1
          3 ноября 2016 08:39
          мало того, на момент "Маршала Миши" они полностью находились в тренде современной бтт
      2. +1
        29 октября 2016 15:28
        Ну на момент принятия на вооружение Т-27 вполне соответствовала мировому уровню. Да и позже она была не совсем бесполезной, её можно было использовать как тягач, для охраны, патрулирования и разведки, для обучения экипажей, она могла пройти благодаря своему малому весу через местность и мосты, недоступные более тяжёлой технике. Главное тут правильное понимание возможностей той или иной техники и правильное её использование.
        1. +3
          3 ноября 2016 11:02
          В Средней Азии против басмачей Т-27 успели поработать очень осмысленно.
  2. +2
    28 октября 2016 10:15
    зрительный эффект, при котором стрельба из танка воспринималась бы глазом как непрерывные лучи, тянущиеся в сторону противника. При атаке танков с воды в ночное время эффект был бы особенно сильным.


    Дык вот они какие - лучи смерти Тухачевского :)
    1. avt
      +1
      28 октября 2016 10:38
      Цитата: MooH
      Дык вот они какие - лучи смерти Тухачевского :)

      laughing Ну это таки да - автор загнул мощно ! laughing Прям таки картину писать можно про то как враг при виде
      При скорострельности 1800 выстр./мин и использовании трассирующих боеприпасов мог возникнуть зрительный эффект, при котором стрельба из танка воспринималась бы глазом как непрерывные лучи, тянущиеся в сторону противника. При атаке танков с воды в ночное время эффект был бы особенно сильным.
      враг в ужасе бежал бросая всё и обувь тоже .Картина не маслом , а акварелью , потому как стреляли бы с воды. bully
    2. +1
      28 октября 2016 19:19
      Цитата: MooH
      Дык вот они какие - лучи смерти Тухачевского :)

      "Обморочный британский гений :))" Не, стебаться можно конечно долго, глядя с высоты сегодняшнего опыта, а тогда всего лишь искали концепцию основного танка, все были грешны такими поделками.
  3. +2
    28 октября 2016 10:42
    Косвенный признак того, что у ШКАСа были проблемы с надёжностью из-за задержек при стрельбе я наблюдал при обследовании мест стоянок самолётов на заброшенном аэродроме времён ВОВ в Ленобласти. Целый "ковёр" из десятков, а может и сотен деформированных патронов и кусков разорванных гильз с маркировкой Ш. Очевидно оружейники устраняли неисправности после вылета и теряли или выбрасывали их тут же.
    1. 0
      29 октября 2016 15:31
      Патронов? В смысле нестреляных, но деформированных?
    2. 0
      3 ноября 2016 08:53
      с гильзами у нас была извечная проблема...
  4. 0
    31 октября 2016 09:21
    Цитата: Михаил_Зверев
    Патронов? В смысле нестреляных, но деформированных?

    Да. И разорванные гильзы.
  5. +1
    31 октября 2016 10:34
    Не вижу смысла в скорострельности ШКАСа на танке. Вражеская пехота со скоростью в 300-500 км/ч не бегает. Психологический эффект не стоит такого перерасхода боеприпасов.
    1. +2
      3 ноября 2016 08:52
      Цитата: the47th
      Не вижу смысла в скорострельности ШКАСа на танке. Вражеская пехота со скоростью в 300-500 км/ч не бегает

      MG 42 (Maschinengewehr 42)
      Скорострельность,выстрелов/мин: 1200—1500

      дальше больше
      MG 45 около 1800 выстрел/мин

      советские солдаты научились бегать "скоростью в 300-500 км/ч "(с)?
  6. +1
    3 ноября 2016 11:05
    Осмысленным вариантом была бы установка на малые танки крупнокалиберных пулеметов (как и было сделано в Т-40) и гранатометов.
    Замена ДТ на ШКАС не давала значительного выигрыша, но создавала огромное количество проблем, а матерчатые ленты при шкасовском темпе стрельбы - заведомый нонсенс.
  7. 0
    4 ноября 2016 17:04
    Это настоящее вредительство. Отвлечение конструкторов на устранение "мелочей", которые НИКОГДА не окажут никакого влияния на бой. Зп такое расстреливать мало!!! Денег - то, небось на все изыскания, немало потратили. Самки собаки!!!!
  8. 0
    1 декабря 2016 01:37
    эх...фантазировать так фантазировать)...ультраШКАС на БТ-7м...и короб на 1500 патронов,и боекомплект 10-12 тысяч...и в рейд его-маршевые колоны ,да обозы крошить)))