Английские сейсмические бомбы Tallboy («Верзила») и Grand Slam («Большой хлопок»)

16
Вторая мировая война подарила миру огромное количество новых средств уничтожения, став еще одним витком гонки вооружений. Уже в годы войны в Великобритании были созданы авиационные бомбы особой мощности массой 5,4 и 10 тонн. Десятитонная авиационная бомба Grand Slam («Большой хлопок») стала самой мощной неядерной бомбой Второй мировой войны. Эти сверхмощные авиационные боеприпасы стали называть сейсмическими бомбами. Принцип их действия заключался в следующем: мощная бомба в обтекаемом прочном корпусе достигала земной поверхности на очень высокой скорости, углубляясь в грунт до детонации. При подземном взрыве происходило локальное землетрясение, которое повреждало и разрушало ближайшие подземные сооружения противника, а также наземные цели.

Данный принцип впервые был разработан британским инженером Барнсом Уоллесом после начала Второй мировой войны. Этот инженер начал работать в известной английской компании «Виккерс» еще до начала Первой мировой войны. В компании он проработал вплоть до выхода на пенсию в 1971 году. Именно он стал создателем 5,4-тонной бомбы Tallboy («Верзила») и 10-тонной бомбы Grand Slam («Большой хлопок»), которые довольно активно применялись союзниками во второй половине Второй мировой войны при осуществлении стратегических бомбардировок Германии.



В довоенные годы Барнс Уоллес успел принять непосредственное участие в создании одного из самых известных и красивых дирижаблей Британии — R100, возглавив группу работавших над ним конструкторов. Также им были спроектированы английские бомбардировщики «Vickers Wellesley» и «Vickers Wellington». При проектировании крыльев и фюзеляжа данных самолетов Уоллес широко использовал геодезические конструкции, которые отлично себя зарекомендовали в боевых условиях, благодаря своей легкости, прочности и компактности. При этом двухмоторный бомбардировщик Vickers Wellington составлял основу британской бомбардировочной авиации на первом этапе Второй мировой войны.

Барнс Уоллес

После начала войны конструктор уделил много времени созданию различных авиационных боеприпасов. Уоллес был приверженцем идеи стратегических бомбардировок Германии и стран Оси, он считал, что они смогут существенным образом помешать противнику вести боевые действия. Барнс Уоллес даже написал работу о стратегических бомбардировках под названием «Заметка о способе нападения на Осевые силы», где в частности много внимания уделял уничтожению крупных электростанций, вывод которых из строя мог лишить Германию средств ведения войны.

Ему же, как уже отмечалось ранее, принадлежала идея создания сейсмической бомбы, которая была в состоянии разрушать укрепленные объекты противника, в том числе и подземные. Согласно расчетам конструктора, вес подобной бомбы должен был составлять порядка 10 тонн, а сбрасывать ее планировалось с высоты примерно 12 километров. Такие требования намного превосходили возможности имеющихся на тот момент времени бомбардировщиков, поэтому были неосуществимы на первом этапе войны. А вот другой проект Уоллеса, который получил название «Сферическая бомба — поверхностная торпеда» (известна также, как «прыгающая бомба»), был реализован достаточно быстро. «Прыгающая бомба» была в состоянии преодолевать противоторпедные сети и заграждения и уничтожать защищаемые ими объекты. После сброса с бомбардировщика такой боеприпас несколько раз прыгал по водной поверхности, подобно обычному плоскому камушку. Через определенное время бомба теряла скорость и погружалась под воду, где на определенной глубине срабатывал ее взрыватель. Данные бомбы были успешно использованы англичанами в мае 1943 года во время операции «Порка», направленной на уничтожение плотин в Рурском бассейне. После успешного применения бомб репутация Уоллеса среди военных укрепилась настолько, что он все-таки сумел воплотить в жизнь свой амбициозный проект создания сейсмических бомб.

«Прыгающая бомба»

Сейсмическая бомба Tallboy

В отличие от обыкновенных авиабомб, корпус «Толбоя» был выполнен из прочной легированной стали. Форма корпуса была спроектирована таким образом, чтобы обеспечить бомбе максимальную скорость падения, бомба обладала совершенной аэродинамической формой. При сбросе с высоты более четырех километров она при подлете к поверхности земли развивала скорость, превышающую скорость звука. Существенная длина боеприпаса вначале приводила к колебаниям бомбы в полете, но в дальнейшем проблему удалось решить за счет использования стабилизаторов особой формы, которые придавали бомбе вращательное движение. Для атаки подземных целей Tallboy мог быть оснащен тремя специальными взрывателями замедленного действия, которые срабатывали лишь после проникновения боеприпаса в грунт.

При сбросе бомбы с достаточной высоты она проникала в землю на глубину более 30 метров или пробивала 5 метров бетонных конструкций. При подземном взрыве более чем двухтонного заряда происходило сотрясение окружающих пород, эффект напоминал землетрясение, что вело к разрушению близко расположенных зданий и сооружений. После взрыва на поверхности оставалась воронка диаметром до 40 метров. Для обеспечения хорошей точности попаданий был создан специальный прицел, получивший обозначение Stabilized Automatic Bomb Sight (SABS). Данный прицел позволял учитывать при бомбометании множество различных параметров, включая скорость и направление ветра, температуру воздуха, давление и т.д. Несмотря на наличие такого прицела, налеты достаточно часто отменялись или заканчивались неудачей из-за проблем, которые возникали с точной идентификацией цели.

Английские сейсмические бомбы Tallboy («Верзила») и Grand Slam («Большой хлопок»)

Специально под использование данных бомб был переделан самый крупный на тот момент времени британский бомбардировщик Авро Ланкастер (Avro 683 Lancaster). Это был тяжелый четырехмоторный бомбардировщик, который наряду с «Галифаксом» являлся основным тяжелым бомбардировщиком Королевских ВВС в годы Второй мировой войны. На «Ланкастеры» пришлось ¾ всего бомбового груза, который был сброшен в годы войны британской авиацией. Максимальная боевая нагрузка самолета могла доходить до 10 тонн. В ходе переделки с целью снижения массы самолета с него снималась вся бронезащита, а также вооружение, за исключением двух хвостовых пулеметов. При этом даже облегченный бомбардировщик был не в состоянии подняться с бомбой на проектную высоту 12 тысяч метров. Поэтому сброс обычно производился с высот порядка 8 тысяч метров или ниже. Как показала практика, этого было более чем достаточно.

Детище Барнса Уоллеса оказалось очень эффективным при применении по высокозащищенным целям (тоннелям, бункерам), при разрушении виадуков, а также уничтожении крупных кораблей противника. Среди наиболее известных случаев применения данных сейсмических бомб выделяют подрыв железнодорожного тоннеля возле города Сомюр во Франции в ночь с 8 на 9 июня 1944 года. Это был первый опыт боевого применения данной бомбы, который оказался успешным. Тоннель надолго был выведен из строя, что нарушило железнодорожное сообщение и мешало немцам маневрировать имеющимися войсками. Уже позднее было установлено, что одна из бомб Tallboy взорвалась непосредственно в тоннеле, пробив 18 метров пород.


24 июня 1944 года бомбы «Толбой» разрушили бетонный купол над подземным заводом по производству ракет Фау-2. А 6 июля 1944 года вывели из строя батарею суперпушек «Фау-3», с помощью которых нацисты собирались обстреливать Лондон. Помимо этого бомбы вписали свое имя в историю, став причиной гибели немецкого линкора «Тирпиц», а также тяжелого крейсера «Адмирал Шеер». 12 ноября 1944 года во время операции «Катахезис» в линкор, находившийся в Тромсё-фиорде, попало три бомбы Tallboy. Одна из них отскочила от брони башни, а две других пробили броню линкора, вызвав страшные разрушения (в левом борту образовалась дыра длиной почти 60 метров). Спустя несколько минут после атаки «Тирпиц», который был гордостью немецкого флота, перевернулся и затонул. Словом, данные авиационные бомбы были по-настоящему грозным оружием, а не просто продуктом гонки за рекордами. Всего до конца Второй мировой войны в Великобритании было выпущено 854 бомбы «Толбой».

Краткие ТТХ сейсмической бомбы Tallboy:
Масса — 5443 кг.
Длина — 6,35 м.
Диаметр — 0,95 м.
Взрывчатое вещество (ВВ) — Торпекс.
Масса ВВ — 2358 кг.

Сейсмическая бомба Grand Slam

Работы над созданием еще более мощной авиационной бомбы, получившей обозначение Grand Slam (Большой хлопок), начались 18 июля 1943 года. Они завершились успешно, созданием новой 10-тонной бомбы. На ней, как и на Tallboy, хвостовое оперение позволяло создать стабилизирующий вращательный момент, это помогало бомбе входить в землю строго вертикально. Более прочный, чем у обыкновенных бомб корпус, позволял боеприпасу глубже проникать в землю. Из-за очень прочного корпуса масса взрывчатого вещества была снижена (при массе в 10 тонн на взрывчатку приходилось чуть более 4-х тонн), что потребовало использования самой эффективной британской взрывчатки тех лет — торпекса.


Торпекс — это бризантное взрывчатое вещество, которое было на 50% мощнее тротила. Торпекс на 42% состоял из тринитротолуола на 40 % из гексогена и на 18% из алюминиевой пудры. Взрывчатка выпускалась в Великобритании, начиная с 1942 года. Свое необычное название она получила от английского сокращения «torpedo explosive» (торпедная взрывчатка), так как изначально применялась для снаряжения торпед. После того, как горячая взрывчатка торпекс заливалась внутрь бомбы Grand Slam, требовался еще почти месяц, чтобы вещество затвердело.

Из-за дороговизны и сложности изготовления сейсмических бомб «Большой хлопок» экипажам британских бомбардировщиков давалось указание — в случае, если бомбу не удавалось сбросить на цель, возвращаться назад на базу вместе с ней, не сбрасывая ее в море, как это делалось с обычными бомбами. Полевые испытания новинки были проведены осенью 1944 года на захваченном на севере Франции немецком секретном заводе по производству ракет Фау-2. В период с 10 по 20 ноября на железобетонный купол, который защищал завод, было сброшено несколько таких бомб.


В дальнейшем бомбы эффективно применялись против немецких баз подводных лодок, расположенных в Бресте, Фарге и Гамбурге, а также против виадуков и железных дорог, ведущих в Рур. Так 27 марта 1945 года 20 английских бомбардировщиков Avro Lancaster из состава 617-й эскадрильи КВВС совершили успешный налет на практически достроенную базу немецких подводных лодок в Фарге, которая была защищена железобетонной крышей толщиной 7 метров. В результате налета две бомбы Grand Slam пробили крышу ангара и взорвались внутри. В результате взрывов сооружение было полностью выведено из строя до конца войны. Всего до капитуляции Германии англичане успели сбросить на немецкие объекты 41 бомбу «Большой хлопок».

Краткие ТТХ сейсмической бомбы Grand Slam:
Масса — 9980 кг.
Длина — 7,7 м.
Диаметр — 1,17 м.
Взрывчатое вещество (ВВ) — Торпекс.
Масса ВВ — 4144 кг.

По материалам из открытых источников
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. AUL
    +2
    2 ноября 2016 15:34
    Срок изготовления такой бомбочки - более месяца! Штучный товар!
  2. +12
    2 ноября 2016 16:00
    С бомбами Уоллеса связан ряд забавных историй. Например, Пол Брикхилл в своей книге пишет, что бомбёжка Сомюра фактически была заводскими испытаниями - использованные в ней "Толлбои" принадлежали компании "Виккерс". RAF на тот момент данных бомб не заказывали и не оплачивали.
    Наутро после налета на Сомюр высокопоставленный чин из Бомбардировочного Командования ворвался в кабинет сэра Уилфреда Фримена, размахивая фотографиями разрушенного тоннеля.
    — Боже мой! — завопил он. — Почему мы раньше не использовали эти невероятные штуки? Как много мы их получим?
    — Боюсь, ни одной, — холодно ответил представитель Виккерса, который находился в комнате. Офицер уставился на него с открытым ртом.
    — Что это значит?
    — Именно это. У нас еще есть кое—какие запасы, однако они принадлежат нам. А не вам.
    — О чем ВЫ говорите?
    — Ваши парни никогда не заказывали у нас эти бомбы. Мы делаем их самостоятельно. Они принадлежат нам.
    — Я понял, — кивнула Очень Важная Персона. — Мы займемся оформлением заказа прямо сейчас.
    Он схватил телефонную трубку, и уже после обеда бумага с заказом фирме Виккерс была оформлена.

    Вторая же история связана с "Гранд Слэмами" - точнее, с одним памятником на авиабазе Скэмптон.
    После окончания Второй мировой войны рядом с воротами британской авиабазы RAF в качестве памятника установили корпус большой сейсмической авиабомбы "Grand Slam" ("Большой Хлопок"). В 1958 году дорогу к базе решили расширить - для этого понадобилось передвинуть корпус "Большого Хлопка".
    Сначала строители попробовали поднять корпус бомбы восьмитонным краном. Но тот ни на миллиметр не сдвинулся с места. Рабочие резонно предположили, что корпус "Большого Хлопка" при установке изнутри залили цементом.
    Чтобы проверить эту версию, они соскоблили с бомбы несколько слоев краски, добрались до крышки управляющей панели и открутили её. Оказалось, что внутри бомбы находится... превосходно сохранившаяся боевая начинка.
    1. +3
      2 ноября 2016 16:43
      Цитата: Alexey RA
      превосходно сохранившаяся боевая начинка.

      Охотно верю, на ВО писали, что в Москве разминировали здания, заминированные в войну. Тоже вроде забыли.
    2. 0
      2 ноября 2016 17:03
      Про боевую начинку занятно laughing Интересно, кому потом шею намылили?
      Кстати, кто может прояснить вопрос, почему у них бомбы максимально аэродинамические, а наша ФАБ-5000 М-54 "тупоносая"?
  3. +6
    2 ноября 2016 18:12
    По идее сейчас должен придти Олег и сказать, что Тирпитц не маневрировал, и я с ним кстати соглашусь.
    1. +5
      2 ноября 2016 20:09
      Олег не про маневр должен сказать, а про важность его любимой толстой брони у корабля wink
      Одна из них отскочила от брони башни
  4. +4
    2 ноября 2016 19:21
    Интересный материал. Про разрушение дамб на рейне
    я читал, а про разрушение подземных заводов - почти нет.
  5. +1
    2 ноября 2016 21:06
    Заметка интересная, только чем бомбёжка "прыгающими бомбами" отличается от топмачтового бомбометания? - похоже, что ничем.
    1. kig
      +3
      3 ноября 2016 05:40
      Тем, что такая бомба создавалась специально для разрушения плотин. Перепрыгнув через противоторпедные сети, она должна была "прилипнуть" к стенке дамбы и рвануть на глубине около 30 метров. Дальше действовала гидродинамика.
      1. 0
        3 ноября 2016 08:45
        Я писал не "бомба", а бомбёжка, т. е. методика применения. Прыгающие бомбы, о которых вскользь упомянули в начале статьи, никуда не закапывались и не прилипали. Как средство преодоления противоторпедных сетей - вполне себя оправдали.
    2. +3
      3 ноября 2016 10:12
      Там еще и проблема прицеливания была. Этих "лягушек" надо было бросать с минимальной высоты, меньше 50 метров, чтобы они могли раскрутиться и перепрыгнуть через противоторпедных сетях. Иначе они бы утонули сразу после сброса. С барометрического высотомера ниже 50 м никакой пользы, а радиовысотомеров еще не было. Проблему решили весьма оригинално. Гоняли бомбардировщики у себя домой, где высоту замерял внешний наблюдатель. Потом ставили один прожектор на носу и еще один под хвост самолета. Как только световые пятна двух прожекторов совпадут - нужная высота достигнута - бросай "лягушку".
    3. +3
      3 ноября 2016 10:28
      Цитата: Авиатор_
      Заметка интересная, только чем бомбёжка "прыгающими бомбами" отличается от топмачтового бомбометания? - похоже, что ничем.

      Более жёсткими допусками на высоту и скорость носителя (18 метров, 390 км/ч). Атаку "прыгающими бомбами" лучше сравнивать с торпедометанием: боеприпас всего один, и если не выдержать курс, скорость, высоту и точную точку сброса, то бомба либо воткнётся в гребень плотины (а то и перелетит его), либо не прижмётся к стене плотины при погружении, либо не долетит до этой стены.
      1. 0
        3 ноября 2016 18:20
        Ну разве что... Хотя у топмачтовиков высота сброса была примерно такой же. Впрочем, основной текст про оружие, использующее новый принцип поражения заглубленного объекта - за счёт сейсмической волны, для чего пришлось разработать бомбу, способную глубоко проникать в грунт. Это действительно достижение.
  6. +2
    3 ноября 2016 01:13
    Создание таких бомб и главное, их умелое применение - шедевр военной технической мысли.
  7. +2
    3 ноября 2016 12:21
    Поучительный пример "англо-саксонского подхода" к решению важных проблем путём проведения уникальных спецопераций. Трудно сказать, насколько это было эффективно, но, по сути, были созданы принципиально новые комплексы и даже технологии.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»