Аэроретрофутуризм
В тот самый день 1907 года, когда Анри Фарман установил европейский рекорд дальности и продолжительности полета, другой французский летчик и авиаконструктор Луи Блерио совершил первый и последний полет на своем аэроплане №7. На фоне тогдашних опутанных расчалками "летающих этажерок" этот аппарат выглядел очень футуристично. Самолеты подобной схемы - аэродинамичные "остроносые" монопланы с рядными моторами, полностью скрытыми под обшивкой, получили распространение лишь спустя полтора десятилетия.
Кроме того, Блерио впервые применил систему управления, вошедшую в употребление еще позднее - в 1930-е годы - на самолетах типа "бесхвостка" и "летающее крыло". Задние горизонтальные поверхности "семерки" могли отклоняться синхронно (при этом они работали как рули высоты), либо - асинхронно и даже - в противоположных направлениях, выполняя роль элеронов. Такие рулевые поверхности впоследствии назвали элевонами.
Самолет под управлением своего создателя довольно легко оторвался от земли и пролетел около 600 метров, после чего Блерио пошел на посадку, очевидно, решив, что для первого полета этого достаточно. К сожалению, едва коснувшись земли, аэроплан увяз колесами в глубокой грязи и скапотировал. Пилот успел пригнуться в кабине, чтобы при опрокидывании машины ему не сломало позвоночник. В результате он отделался небольшими травмами, но самолет был разбит вдребезги и восстанавливать его не имело смысла.
В дальнейшем Блерио отказался от элевонов, оснастив свой следующий аэроплан поворотными законцовками крыла, игравшими роль элеронов, а потом перейдя к системе управления креном путем изгибания крыла (гоширования), как на самолетах братьев Райт. Также он почему-то решил частично отказаться от обшивки, и его дальнейшие аэропланы, в том числе и тот, на котором он впервые пересек Ла-Манш, имели лишь "голый" деревянный каркас хвостовой части фюзеляжа.
На заставке - носовая часть "Блерио" №7 со снятым боковым листом обшивки, благодаря чему виден двигатель и интерьер кабины. На самолете стоял восьмицилиндровый 50-сильный мотор "Антуанетт", такой же, как на "Вуазене" №1, описанном в предыдущей заметке. Винт тоже имел аналогичную конструкцию с плоскими алюминиевыми лопастями, напоминавшими весла. Тележка шасси, сделанная из гнутых стальных труб, оснащалась пружинной амортизацией.
Сборка "Блерио" №7 на аэродроме перед началом испытаний. Горизонтальное оперение еще не установлено.
Луи Блерио занимает место в кабине.
Аэроплан выкатывают на стартовую позицию.
Запуск двигателя, как и на всех тогдашних аэропланах, не имевших стартеров, осуществлялся прокруткой винта вручную. Это была довольно опасная процедура для моториста.
Финал испытаний. Хорошо, что такое завершение полета не погубило создателя машины и не отпугнуло его от дальнейших экспериментов.
Современная масштабная модель "Блерио" №7. Непонятно, зачем ее автор раскрасил крыло "под тигра", хотя, на оригинале, судя по фотографиям, ничего подобного не было.
Информация