Дважды два – не всегда четыре, или как работают американские рейтинговые агентства
Вопросы о доверии тем оценкам, которые позволяют себе выставлять Fitch Ratings, Standard&Poor’s и Moody’s, стали подниматься уже давно. Однако по-настоящему массовое недовольство работой этих агентств было высказано лишь после того, как их представители проворонили наступление того самого кризиса 2008-го, который, по всей видимости, не отпускает мир до сих пор. В принципе, слово «проворонили» здесь не совсем уместно, потому что руководители этих компаний, естественно, представляли себе возможные последствия большой прорехи в финансовой системе США. Но разве могли они себе позволить подвести своего главного донора, благодаря которому их активная «исследовательская» работа и велась долгие годы. Именно подозрительно незамеченная американскими рейтинговыми агентствами первая кризисная волна и заставила с большим воодушевлением заявить о своеобразной ангажированности этих контор. Мол, американцы впустили кризисного монстра в мировую экономическую сферу, не сумев разобраться с банковским тупиком 2008 года, а их рейтинг по-прежнему составлял ААА, как максимально возможный. Это все равно, как если бы теннисист, проиграв в сезоне все, что можно было проиграть, да еще и отказавшись участвовать в паре турниров, стабильно оставался «первой ракеткой» мира. То есть лица, наделившие его таким статусом, просто не могли себе позволить снижать его рейтинг, так как он им отлично платил.
Однако долго держать в тайне, что независимость американских рейтинговых агентств – лишь большой и красивый мыльный пузырь – не удалось. После многочисленных нелицеприятных заявлений в адрес тех же Moody’s и Standard&Poor’s те все-таки решили попытаться смыть с себя «грязные» обвинения в работе на американскую долговую яму. Эти попытки выразились в том, что рейтинг США был впервые за долгие годы снижен с ААА до АА+, что вызвало уже бурю негодования в американском Конгрессе. И эта буря негодования легко объясняется. Просто люди, которые активно спонсируют создание рейтинговых таблиц, не поняли, как можно существовать на их личные деньги и в то же время говорить, что платежеспособность моего спонсора пошатнулась. Это, по крайней мере, выглядит по-хамски, - решили представители американских властей и натравили на рейтинговые агентства, вздумавшие понизить финансовый статус США, проверяющие органы. Начались изъятия документов в офисах компаний, обвинения в некомпетентности, призывы не доверять агентствам и многое другое из той же серии. И после этого кто-то еще будет говорить, что коррупция – это чисто российская прерогатива…
В первое время после снижения кредитного рейтинга США европейцы даже было зааплодировали решению заокеанских рейтинговых агентств, на время забыв, что еще совсем недавно сами обвиняли их в некомпетентности и предвзятости.
Но радость для Евросоюза была слишком короткой, потому что, понизив рейтинг Штатов, агентства решили несколько загладить свою вину перед спонсором и стали направо и налево понижать кредитные рейтинги европейских государств. Даже Франция и Австрия, экономики которых выглядят по сравнению с другими достаточно прочно, узнали о том, что кредит доверия к их финансовым системам понижен. Португальский и греческий уровень были вообще «утоплены». Сегодня, к примеру, у греков в «активе» значится рейтинг СС (по версии S&P), за которым зияет только дефолт. Для примера, рейтинг России BBB, что можно отнести к классификации «стабильность» и «платежеспособность».
Понижение рейтинга коснулось 9-ти европейских государств, и этот список можно считать не закрытым. После того, как итальянские власти узнали о том, что американские аналитические компании решили снизить их кредитный рейтинг, они последовали примеру заокеанских коллег и начали «шерстить» офисы «трех американских китов» аналитического прогнозирования финансовых рисков.
Почему же какие-то надуманные буквы или цифры в отчетах рейтинговых агентств заставляют так нервничать руководителей государств и бизнес-элиты?
Все дело в том, что чем ниже кредитный рейтинг страны, тем под больший процент эта страна будет получать новые кредиты. Долговой снежный ком от этого будет только нарастать. Стоит привести одну показательную фразу, которая некогда была произнесена одним из американских журналистов. Он сказал, что теперь для того, чтобы разрушить страну можно не вводить танки – достаточно просто понизить ее кредитный рейтинг. И это, в принципе, близко к истине.
Чем слабее экономика государства, тем сложнее изыскивать средства на погашение обязательств перед банками. Однако случается и так, что снижение рейтинга страны наоборот приводит к новому импульсу развития. Один из примеров: снижение в 1998 году рейтинга России с ВВ до D – дефолт по гособлигациям. Но именно с тех пор экономика России начала выбираться из долговой ямы. Безусловно, сыграли свою роль и возраставшие цены на углеводороды, но это как один из позитивных для России факторов.
Вслед за активными действиями по понижению общего рейтинга Евросоюза послышались слова о том, что пора раз и навсегда отказаться от использования информации американских рейтинговых агентств. В Берлине, Париже и Брюсселе стали высказываться за создание европейского аналитического агентства, которое бы, безусловно, точно оценивало уровень позитива или негатива в европейской экономике. Мол, в этом случае - никакой предвзятости!
В России тоже решили пойти по этому пути. Владимир Путин высказался в том духе, что неплохо было бы поработать над созданием российского аналитического агентства, которое, естественно, тоже будет независимым.
При этом почему-то ни европейские, ни российские власти не говорят о том, а что делать с уже действующими рейтинговыми службами. К примеру, в России с 1997 года действует «Эксперт РА», с 2000 года – «Национальное рейтинговое агентство». И это далеко не полный перечень. Только все дело в том, что на работу этих структур часто российский бизнес смотрит откровенно сквозь пальцы. Поэтому, чтобы эти агентства смогли повысить кредитный рейтинг России, России придется сначала повысить рейтинг самих этих агентств…
Да и приведет ли к позитивному результату такая плодовитость аналитических структур по всему миру. В таком случае можно вообще посоветовать создать рейтинговую службу в каждом государстве. И пусть уж эта служба присваивает такой рейтинг национальной экономике, какой захочет правительство и бизнес этой страны. Только все это приведет к полной неразберихе, и доверять таким рейтингам в мире перестанут вообще.
Поэтому грезы об истинно независимом рейтинговом агентстве остаются только грезами, ведь любая независимость тоже хочет кушать…
Информация