Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 5)

29


В состав вооружения истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» входят подвесные кассетные контейнеры многоцелевых суббоеприпасов. Эти авиационные средства поражения заслуживают того, чтобы на них остановиться подробней. В Англии и ФРГ независимо друг от друга созданы два типа кассетных контейнеров: JP233 и MW-1.



Британский несбрасываемый контейнер JP 233 весом 2300 кг предназначен для атак аэродромов противника. Он снаряжен 30 бетонобойными бомбами SG 357 (весом 1,15 кг) с кумулятивно-осколочной БЧ и 215 минами HB 876 (весом 1,37 кг). Мина оснащена комбинированным магнитно-вибрационным взрывателем с элементами неизвлекаемости.

Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов (часть 5)

Британский Tornado GR.1 с бомбовым контейнером JP233


Западногерманский контейнер MW-1 в зависимости от варианта снаряжения весит 4-5 тонн. Он имеет четыре блока с ПУ калибра 132-мм, из которых пиротехническим зарядами отстреливаются бетонобойные бомбы STABO (вес 1,68 кг), суббоеприпасы кумулятивно-осколочного действия Kb 44 (вес 0,58 кг), противотанковые мины MIFF (с акустическо-магнитным взрывателем), осколочные мины MUSA (с акустическим взрывателем) и MUSPA (осколочная мина замедленного действия, с различным временем срабатывания, предназначенная для воспрепятствования восстановительным работам).

MW-1 в действии


Подвесные контейнеры с суббоеприпасами это весьма эффективное оружие, и в зависимости от варианта снаряжения они могут применяться для выведения из строя взлётно-посадочных полос, постановки минных полей, для борьбы с бронетехникой и живой силой. Однако существенным минусом несбрасываемых контейнеров является их значительные габариты и вес, снижающие лётные данные бомбардировщиков, даже после отстрела суббоеприпасов. А также необходимость снижать скорость и высоту на «боевом курсе» для предотвращения чрезмерного рассеивания кассетных бомб. Это особенность применения данного вида авиационного вооружения делает самолёт уязвимым для зенитного огня, что стало одной из причин больших потерь британских «Торнадо» во время «Бури в пустыне».



Большая номенклатура вооружения и состав БРЭО позволяли решать широкий спектр задач, прорывая систему ПВО, на малых высотах наносить удары по площадным и точечным наземным целям, бороться с боевыми кораблями, действовать на сухопутных и морских коммуникациях, вести оборонительный воздушный бой с истребителями противника и уничтожать вертолёты и штурмовики.


Истребитель-бомбардировщик «Торнадо» 33-й тактической авиационной эскадры Люфтваффе

Часть Tornado GR.1 в середине 80-х была приспособлена для доставки ядерного оружия - британской тактической ядерной бомбы WE177B или американской В61. Считается, что западногерманские Tornado IDS также могут нести американские ядерные бомбы, хранящиеся в ФРГ на авиабазе Бюхель, где располагается 33-я авиаэскадра Люфтваффе.

В 70-е ПВО Великобритании обеспечивали истребители-перехватчики Lightning F.6 и F-4М Phantom II («Фантом» FGR.2), эти машины могли успешно противостоять советским бомбардировщикам Ту-16 и Ту-95. Однако существовала вероятность прорыва сверхзвуковых Ту-22, а после появления Ту-22М с изменяемой геометрией крыла и принятия на вооружение советской дальней авиации новых крылатых ракет, королевским ВВС потребовался сверхзвуковой перехватчик с большим радиусом действия, способный, барражируя, вести дежурство в воздухе.

После анализа ситуации британские авиационные эксперты пришли к выводу, что такой истребитель-перехватчик можно быстро создать на базе ударного «Торнадо». Весной 1977 года специалисты British Aircraft Corporation приступили к работам по самолету, имевшему шифр ADV (Air Defense Variant - Вариант ПВО). Переделки в основном коснулись БРЛС, системы управления огнём и вооружения. Работы велись в хорошем темпе, и уже в конце октября 1979 года в воздух поднялся первый прототип перехватчика. В следующем году взлетел второй прототип с двигателями RB. 199-34 Мк. 104 и новым оборудованием кабины. Всего в испытаниях участвовало 3 самолёта, налетавших в сумме 376 часов.

Перехватчик, ставший немного длиннее, внешне мало отличался от истребителя-бомбардировщика. Наиболее заметными отличиями были: удлиненный и измененный по форме обтекатель БРЛС, а на киле отсутствовал передний обтекатель антенны радиотехнической системы. По сравнению с Tornado GR.1 запас топлива на перехватчике увеличен на 900 литров за счет установки дополнительного топливного бака. Слева, в передней части фюзеляжа расположена убирающаяся в полете штанга-топливоприемник системы дозаправки топливом в воздухе. Под каждой консолью установлен один универсальный пилон для подвесного топливного бака.

Для обнаружения воздушных целей и наведения УР с полуактивной ГСН предназначалась импульсно-доплеровская радиолокационная станция AI.24 Foxhunter, изготовленная Marconi Electronic Systems. БРЛС перехватчика могла видеть цели типа «бомбардировщик» на дальности до 180 км. Станция способна обнаружить и сопровождать на проходе до 12 целей. Также на самолёте имелся коллиматорный индикатор и телевизионная система улучшения визуального опознавания VAS.


Перехватчик Tornado ADV рядом с БРЛС AI.24 Foxhunter


По сравнению с ударным вариантом состав вооружения истребителя-перехватчика изменился кардинально. Первый вариант Tornado ADV, получивший обозначение в RAF – Tornado F.2, мог нести четыре УР средней дальности British Aerospace Skyflash (британский вариант американской УР AIM-7) и две ракеты ближнего боя AIM-9 Sidewinder. Ракеты «Скай Флэш» с полуактивной моноимпульсной ГСН способны поражать цели на дальности до 45 км в условиях интенсивных помех. С целью снижения аэродинамического сопротивления УР средней дальности размещались на подфюзеляжных узлах в полуутопленном положении.



Встроенное вооружение по сравнению с Tornado GR.1 сократили – на борту перехватчика имелась одна 27-мм пушка. Учебные воздушные бои показали, что по возможностям ведения манёвренного воздушного боя перехватчики «Торнадо» серьёзно уступают американским тяжелым истребителям F-15, базирующимся на английской авиабазе Лейкенхит. Но вероятность столкновения перехватчиков с советскими истребителями была минимальной и это посчитали несущественным. Зато «Торнадо» обладал хорошими разгонными характеристиками и мог без дозаправки 2 часа дежурить в воздухе.

Первый серийный Tornado ADV поступил в центр переучивания летного состава в марте 1984 года. Первым строевым подразделением в RAF, оснащенным новыми перехватчиками, стала 29-я эскадрилья, летчики которой до перевооружения летали на F-4M.



С середины 80-х на самолет стали устанавливать ТРДДФ RB. 199-34 Мк. 104 с тягой на форсаже 8000 кгс и несколько улучшили авионику. Tornado F.3 стал одним из первых самолётов, на котором устанавливалась аппаратура, позволяющая обмениваться данными о воздушной обстановке с другими перехватчиками и наземными пунктами управления. Количество ракет ближнего боя «Сайдуиндер» на борту перехватчика увеличили вдвое. Эта модификация получила обозначение Tornado F.3. До уровня F.3 переделали все строевые машины, выпущенные ранее.

Всего RAF получили 165 всепогодных дальних перехватчиков, и еще 24 самолёта закупила Саудовская Аравия. Италия в качестве промежуточной меры для замены устаревших перехватчиков Aeritalia F-104S арендовала в Великобритании 24 самолёта. Британцы также предлагали перехватчики Люфтваффе, однако немцы в то время для перехвата воздушных целей использовали F-4F Phantom II, к тому же основную нагрузку по защите воздушного пространства ФРГ в годы «холодной войны» несли американцы. «Торнадо» участвовал в конкурсе на замену перехватчиков CF-101 и CF-104 объявленном правительством Канады, однако проиграл его американскому F/А-18. Производство перехватчиков Tornado F.3 продолжалось до 1993 года. В 21-м веке британские перехватчики оснастили ракетами AIM-120 AMRAAM и AIM-132 ASRAAМ.

Великобритания, Италия и ФРГ, действовавшие слаженно в деле проектирования и строительства «Торнадо», предпочли заниматься модернизацией имевшихся самолётов самостоятельно.

В конце 80-х в ФРГ для замены в Люфтваффе тактических самолётов-разведчиков RF-4E Phantom II и RF-104G Starfighter был создан Tornado ECR. Американская компания Honeywell разработала ИК-систему IIS (Imaging Infrared System – Инфракрасная система обработки изображения). В подфюзеляжном обтекателе в носовой части машины на месте бортовой пушки поместили ИК-станцию AAD-5 с большим углом обзора.


Tornado ECR


На подвижной платформе в носовой части фюзеляжа, с правой нижней его стороны смонтирована ИК-станция переднего обзора Carl Zeiss. Она в основном предназначена для ночных полетов на малых высотах или в плохих метеоусловиях - изображение с камеры транслируется на ИЛС в кабине пилота или на дисплеи в передней и задней кабинах.

Определение точных координат источников радиоизлучения осуществляется бортовой аппаратурой радиоэлектронной разведки ELS производства американской Texas Instruments. Приёмные антенны ELS расположены в передней части фюзеляжа и в наплыве крыла. Параметры излучения РЛС противника транслируется в бортовую ЭВМ, где они анализируются, происходит классификация и определение координат РЛС. Аппаратура управления и контроля радиотехнической системы находится в задней кабине оператора, туда же на дисплей выводится конечная информация. Бортовая аппаратура Tornado ECR при использовании его в роли самолета радиотехнической разведки позволяет сводить информацию от ИК-станций и системы точного определения источника излучения на единую информационную карту и сбрасывать её на наземные пункты управления.



В 1988 году Люфтваффе заказали 35 самолетов Tornado ECR. Однако из-за задержек с производством и увязкой аппаратуры первый серийный самолет с радиотехнической системой точного определения источника радиоизлучения поступил в войска только в феврале 1993 года. Впоследствии аппаратура IIS была заменена более эффективными подвесными разведконтейнерами и самолёты модификации ECR в основном отрабатывали задачи борьбы с ПВО. Для этого Tornado ECR может нести 7 ПРР AGM-88 HARM или ALARM, а также бомбы с телевизионным или лазерным наведением.

В период с 1985 по 1990 год 40 британских Tornado GR.1А были оснащены новыми подвесными контейнерами с фото и ИК разведаппаратурой TIRS (Tornado Infrared Reconnaissance System - Инфракрасная разведывательная система «Торнадо»). Камеры фиксировали изображение сбоку и под самолётом. Запись изображения велась на шесть S-VHS видеокассет.

При подготовке к операции «Буря в пустыне» с целью снижения радиолокационной заметности на отдельные внешние элементы конструкции Tornado GR.1 нанесли радиопоглощающее покрытие. Впрочем, это техническое мероприятие оценивается неоднозначно. Во время войны в Заливе бывали случаи, когда покрытие во время боевых вылетов отрывалось и попадало в воздухозаборники, что приводило к отказу двигателей.

Другим усовершенствованием в преддверии войны стала установка аппаратуры «закрытой» связи Hev Kvi 2. Для полётов с очками ночного видения английские «Торнадо» получили кабинное освещение со специальными светофильтрами, а также ПТБ увеличенной до 2250 литров ёмкости, спутниковую систему навигации. В дополнение к несбрасываемым контейнерам кассетных бомб JP233 ввели РБК BL755. Благодаря введению в боекомплект американских УАБ Paveway II истребители-бомбардировщики резко увеличили ударные возможности по уничтожению точечных укреплённых объектов.



В 1991 году в Ираке испытали шесть подвесных контейнеров лазерной тепловизионной обзорно-прицельной системы TIALD. В 1993 году контейнеры TIALD официально ввели в комплект подвесного оборудования самолетов Tornado GR.1М. Состав вооружения неоднократно дополнялся новыми противокорабельными ракетами. Так, британские самолёты в 1993 году получили ПКР Sea Eagle, а немецкие в 1995 году Kormoran-2. В 2000-е годы на истребителях-бомбардировщиках RAF ракеты ближнего воздушного боя AIM-9 Sidewinder были заменены УР ASRAAM. С 2005 года модернизированные «Торнадо» стали вооружать КР MBDA Storm Shadow. Крылатая ракета, весящая около 1300 кг, способна поражать цели на дальности более 500 км.


Tornado GR.4 с двумя подвешенными крылатыми ракетами MBDA Storm Shadow

В первой половине 90-х годов стало ясно, что БРЭО и вооружение самолёта нуждается в комплексном обновлении. Часть наименее изношенных британских истребителей-бомбардировщиков на предприятиях компании British Aerospace прошла модернизацию до уровня Tornado GR.4. В общей сложности 142 самолета были капитально отремонтированы и модернизированы в период с 1997 по 2003 год.


Кабина пилота Tornado GR.4


В ходе модернизации в кабине пилота установили новые современные приборы отображения информации. В частности, систему отображения радиолокационных и полётных данных TARDIS с выводом информации на 32,5-см многофункциональный индикатор и вспомогательные дисплеи. В очередной раз обновили систему спутниковой и инерциальной навигации, средства связи и передачи данных. Существенные изменения произошли в кабине оператора вооружения: место ЭЛТ экранов, стрелочных приборов и цветовых индикаторов заняли цветные ЖК-дисплеи. Однако часть аппаратуры управления оружием осталась прежней.


Кабина оператора Tornado GR.4


Наиболее заметным улучшением вооружения самолёта стала подвесная прицельно-поисковая система AN/AAQ-28 Litening II, позволяющая применять самые современные авиационные средства поражения. Аппаратура контейнера AN/AAQ-28 Litening II позволяет обнаруживать, идентифицировать, сопровождать и атаковать наземные и воздушные цели днём и ночью. Две камеры: дневная, работающая в видимом диапазоне, и инфракрасная, работающая в режимах прямой и обратной контрастности, имеют широкое и узкое поле обзора с дополнительным цифровым увеличением. Аппаратура «Лайтнинг-2» поддерживает 3 режима сопровождения цели: программно корректируемое слежение, корреляционное сопровождение и сопровождение точки. Прицельный контейнер также осуществляет: лазерное целеуказание, обнаружение и сопровождение лазерного целеуказания в режимах поиска лазерного пятна при подсветке с другого летательного аппарата или наземных наводчиков.


Tornado GR.4 31-й эскадрильи RAF с УАБ Paveway IV и подвесным контейнером AN/AAQ-28 Litening II

Разведывательные возможности модификации GR.4 выросли после принятия на вооружение нового разведконтейнера RAPTOR (Reconnaissance Airborne Pod Tornado – разведывательная подвесная аппаратура «Торнадо»). Эта цифровая аппаратура заменила контейнеры TIRS на Tornado GR.4A в 13-й эскадрильи тактической разведки RAF. После принятия на вооружение аппаратуры RAPTOR появилась возможность не только выявлять цели днём и ночью, но и мгновенно передавать информацию в цифровом виде по защищённой линии связи. В 2005 году Королевские ВВС Саудовской Аравии (RSAF) решили довести свои Tornado IDS до уровня британских GR4.


Tornado GR.4А 13-й эскадрильи тактической разведки, оснащенный подвесным контейнером RAPTOR

Самолёты Люфтваффе и ВВС Италии в отличие от RAF не претерпели столь существенных улучшений. Модернизация самолётов Люфтваффе, начавшаяся в 1995 году, свелась к частичной замене аппаратуры ПНРК и бортовых средств обработки информации. Более компактная элементная база позволила уменьшить вес БРЭО, а современные вычислительные средства повысить скорость ввода и отображения данных.

В 1995 году итальянские ударные «Торнадо» начали получать контейнеры с лазерной системой целеуказания Thomson-TRT CDLP. В июле 2002 года Италия подписала контракт с агентством NETMA и консорциумом PANAVIA для модернизации 18 Tornado IDS с целью улучшения боевых характеристик до уровня британских GR.4. По некоторым данным, в 2000-е годы часть немецких и итальянских самолётов всё-таки оснастили современной спутниковой навигацией и контейнерами AN/AAQ-28 Litening II.

Отказ от масштабных мероприятий по улучшению боевых характеристик «Торнадо» в ВВС Италии и ФРГ в 90-е годы объясняется бюджетными ограничениями и снижением вероятности глобального вооруженного конфликта. Кроме того, западногерманские разведчики и постановщики помех Tornado ECR, оснащённые радиотехническими системами противодействия наземным РЛС и ЗРК и инфракрасными подвесными разведконтейнерами, изначально имели большие возможности по сравнению с британскими Tornado GR.1. В феврале 1998 года ВВС Италии получили модернизированные Tornado IT-ECR с БРЭО итальянского производства, близкие по своим возможностям к немецким Tornado ECR. Самолёты поступили на вооружение 155-й группы 50-го авиаполка в Пьяченце.

После сокращения планируемых объёмов закупок истребителей Eurofighter Typhoon 85 немецких Tornado IDS было модифицировано по стандарту ASSTA 3.0/3.1. (Avionics Software Tornado Ada –Авиационная система программного обеспечения АДА «Торнадо»). Программа модернизации разработана и осуществлялась компаниями: Cassidian (ФРГ), Alenia Aermacchi (Италия) и BAE Systems (Великобритания). Модернизированные самолёты получили многофункциональную систему распределения информации, современное радиооборудование, цифровые видеорегистраторы данных и управляемые боеприпасы, наводимые на цель спутниковой навигацией или лазером. В задней кабине монохромные ЭЛТ-мониторы заменены на цветные дисплеи со значительно расширенными функциональными возможностями. Наиболее заметным внешним отличием модернизированных истребителей-бомбардировщиков Люфтваффе стал двухцветный "цифровой" камуфляж.



В годы «холодной войны» экипажи «Торнадо» ВВС Великобритании, ФРГ и Италии интенсивно тренировались прорывать ПВО стран «Варшавского договора» на малых высотах. Изучали приёмы борьбы с советским ВМФ на Балтике, в Северном и Средиземном морях.



Перехватчики поднимались навстречу советским дальним бомбардировщикам Ту-95, разведчикам Ту-95РЦ и противолодочным Ту-142. Причём в ряде случаев перехват отрабатывали не только Tornado ADV, но и истребители-бомбардировщики, наводимые по командам наземных и корабельных РЛС и самолётов ДРЛО.

Продолжение следует...

По материалам:
http://www.aeroflight.co.uk
http://www.aerospaceweb.org/aircraft/fighter/tornado_adv/
http://www.aeroflight.co.uk/types/international/panavia/tornado/Tornado_IDS.htm
http://www.urbanghostsmedia.com/2016/02/mrca-panavia-tornado-prototypes-pre-production-aircraft-raf/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    6 января 2017 08:53
    «Торнадо» участвовал в конкурсе на замену перехватчиков CF-101 и CF-104 объявленном правительством Канады, однако проиграл его американскому F/А-18. Производство перехватчиков Tornado F.3 продолжалось до 1993 года. В 21-м веке британские перехватчики оснастили ракетами AIM-120 AMRAAM и AIM-132 ASRAAМ.

    Только для увеличения числа Участников. Так бы американцы отдали свою вотчину чужакам? Слишком жирно будет.
    Сергей! Привет! Про Торнадо у тебя получается уже книжка. Хорошо, красиво и точно.
    1. +6
      6 января 2017 11:09
      Цитата: амурец
      Только для увеличения числа Участников. Так бы американцы отдали свою вотчину чужакам? Слишком жирно будет.

      Привет, Николай! Британия - ближайший сателлит, вассал, если угодно. Который по первому американскому чиху ввязывался во все авантюры. Но AIM-132 ASRAAМ - это британская ракета, заменившая на английских истребителях УР ближнего боя AIM-9.
      Цитата: амурец
      Про Торнадо у тебя получается уже книжка. Хорошо, красиво и точно.
      Сплюну через левое плечо, и постучу по голове. Как показывает практика, без "косяков" редко когда обходится. Наверняка они есть, но их пока не заметили. Объясню почему, большая часть источников - англоязычные, приходится очень тщательно проверять информацию, поскольку встречаются противоречия и неточности.
      1. +5
        6 января 2017 11:50
        Сергей! Я писал о самолёте, а не о ракете. Вспомни свои статьи о ПВО Северной Америки. Когда Канада объявила конкурс на замену перехватчиков 100-й серии. Когда, со свистом пролетели и Торнадо и Мираж. Американцы заявили, что если будет не американская машина, они разорвут контракты с Канадой, на поставку комплектующих из Канады.
        1. +5
          6 января 2017 12:06
          Цитата: амурец
          Сергей! Я писал о самолёте, а не о ракете.

          Ну, значит я тебя не понял, извини. request Возможно это был элемент давления на США, чтобы получить наиболее льготные условия.
          1. +3
            6 января 2017 12:20
            Цитата: Bongo
            Ну, значит я тебя не понял, извини. request Возможно это был элемент давления на США, чтобы получить наиболее льготные условия.

            Вероятнее всего. Ну а как ведет США торговые войны оружием, не мне тебе рассказывать.
      2. 0
        8 января 2017 05:55
        Британия - ближайший сателлит, вассал, если угодно. Который по первому американскому чиху ввязывался во все авантюры.


        Во вьетнамской войне англичане никогда не участвовали, а в войне за Фолкленды отказались от военной помощи США....
        Считаю, что британские королевские ВВС одни из самых боеспособных в мире....
    2. +4
      6 января 2017 11:18
      Спасибо за продолжение! Особенно впечатлило содержимое британского контейнера для атак аэродромов противника.
      Смотрю на фото машин 33-й тактической эскадры Люфтваффе и у меня вопрос: Ребята из 33-й не задумывались над другой схемой покраски? Или они со временем тоже перешли на двухцветный "цифровой" камуфляж?
      1. +4
        6 января 2017 11:33
        Цитата: Mister X
        Спасибо за продолжение! Особенно впечатлило содержимое британского контейнера для атак аэродромов противника.

        Привет, Михаил! Какой ты оказывается впечатлительный, раньше я за тобой такого не замечал... lol Ну, а если серьёзно, то подвесные кассетные системы - действительно весьма грозное оружие, но не лишенное ряда недостатков. На мой взгляд, наиболее оптимально применение - это экстренная постановка минных полей на пути наступающих войск противника.
        Цитата: Mister X
        Ребята из 33-й не задумывались над другой схемой покраски? Или они со временем тоже перешли на двухцветный "цифровой" камуфляж?

        Ребятам из 33-й эскадры многое дозволено, они носителя американских ядерных бомб В61. А вообще, "попугайская" окраска - это признак скорого снятия самолётов с вооружения.
        1. +2
          6 января 2017 11:43
          Цитата: Bongo
          подвесные кассетные системы - действительно весьма грозное оружие

          Если точней - впечатлили мины HB 876 с когтями для неизвлекаемости.
          Цитата: Bongo
          "попугайская" окраска - это признак скорого снятия самолётов с вооружения.

          Я думал, что такой окрас более свойственен пилотажным группам (Витязи, Стрижи, Брайтлинг) или в рекламных целях.
          1. +4
            6 января 2017 12:03
            Цитата: Mister X
            Если точней - впечатлили мины HB 876 с когтями для неизвлекаемости.

            "Когти" - это элемент стабилизации мины в боевом положении.
            Цитата: Mister X
            Я думал, что такой окрас более свойственен пилотажным группам (Витязи, Стрижи, Брайтлинг) или в рекламных целях.
            Щас в Люфтваффе красят "кто во что горазд", единого стандарта нет.
            Пару дней назад в этой "новости"Зачем США имитация самолётов ВКС РФ? народ истерил. Хотя "новость" с большой "бородой". Так в ВМС и ВВС США самолёты для иммитации противника красят уже давно. В моей личной коллекции примерно 2 десятка "нетипично" окрашенных американских истребителей на самых разных аэродромах.


      2. +3
        6 января 2017 19:06
        Цитата: Mister X
        Ребята из 33-й не задумывались над другой схемой покраски?

        Меня этот вопрос заинтересовал утром. Долго думал. Ничего не придумал.
    3. +4
      6 января 2017 14:51
      Цитата: амурец
      Про Торнадо у тебя получается уже книжка. Хорошо, красиво и точно.

      Я конечно не специалист, но вот, что впечатлило:


      А ведь это кабины одного самолёта. Многие ли наши машины построенные в 80-е годы могут похвастаться, что их так модернизировали?
      1. +2
        6 января 2017 15:09
        Цитата: zyablik.olga
        А ведь это кабины одного самолёта. Многие ли наши машины построенные в 80-е годы могут похвастаться, что их так модернизировали?

        Оля! Приветствую! Наши нет, а вот то что Боинг на В-52 американцы поставили авионику от В-767, это я читал. В книге Ильина "Бомбардировщики."
        1. +5
          6 января 2017 15:14
          Цитата: амурец
          Оля! Приветствую! Наши нет, а вот то что Боинг на В-52 американцы поставили авионику от В-767, это я читал. В книге Ильина "Бомбардировщики."

          Оля, заскочила и уже выскочила!
          Николай, МиГ-31БМ и Су-27СМ тоже очень серьёзно модернизировали. Хотя британцы свой GR.4 конечно раньше сварганили.
          1. +3
            6 января 2017 15:23
            Цитата: Bongo
            Николай, МиГ-31БМ и Су-27СМ тоже очень серьёзно модернизировали. Хотя британцы свой GR.4 конечно раньше сварганили.

            Согласен! Что делать, если наши не разворотливы.Это касается не только авиации, сам знаешь. Создали, сделали и пусть полежит, отлежится. Сталин заставлял промышленность выполнять план по номенклатуре, а при Никите перешли на выполнение плана по Валу. И вот этот пресловутый вал и держит, до сих пор нашу экономику мёртвым якорем.
          2. -1
            12 января 2022 23:55
            Чепухи наморозила
  2. +4
    6 января 2017 09:19
    Приятно смотреть "постановочные" фото. На каждом подвесе по несколько видов вооружений. Смотрится грозно и хтонично.
    Зато когда смотришь по ящику вылеты на реальные бомбардировки, 2-4 бомбы/ракеты. Либо пара бомб и пара подвесных баков. И никаких мегаподвесов, ограничения по маневренности, скорости и перегрузкам в настоящих боевых условиях никому не нужны.
    1. +4
      6 января 2017 11:13
      Цитата: demiurg
      Приятно смотреть "постановочные" фото. На каждом подвесе по несколько видов вооружений. Смотрится грозно и хтонично.

      Вот это реальные фото, сделанные во время рейдов в Ливии и Ираке.

      1. 0
        7 января 2017 01:49
        3 ракеты, 2 бака и контейнер вроде с чем то. Это похоже на те фото, где на каждом подвесе по 2-3 единицы оружия?
        1. +1
          7 января 2017 01:56
          Цитата: demiurg
          3 ракеты, 2 бака и контейнер вроде с чем то. Это похоже на те фото, где на каждом подвесе по 2-3 единицы оружия?

          Если вы про вот это фото:
          То с таким вариантом вооружения перехватчики тоже летали. Впрочем, УР ближнего боя AIM-9, подвешивали как правило всего две.
          1. 0
            7 января 2017 02:12
            На крыльевых подвесах даже на этом фото у него висит от силы 500кг. Под фюзеляжем тонна. Для 27 тонн взлетного веса жуткая нагрузка:))

            Вот если бы он там летал еще и с 10-12 бомбами и ракетами, плюс пара подвесных баков... Ах да, еще какой нибудь контейнер.

            Су-25 в Сирии летают с 2-4 250кг. Вполне сопоставимо по весу.
            1. +3
              7 января 2017 02:26
              Цитата: demiurg
              На крыльевых подвесах даже на этом фото у него висит от силы 500кг. Под фюзеляжем тонна. Для 27 тонн взлетного веса жуткая нагрузка:))

              Тогда я не понимаю, про какие "постановочные фото" в данной публикации вы ведёте речь? request
          2. -1
            12 января 2022 23:58
            и далеко он надежурит с такими подвесками-или придётся за собой КС135 таскать?
      2. +1
        8 января 2017 06:12
        сделанные во время рейдов в Ливии и Ираке

        ПВО у них было уже подавлено, так что они могли грузится по полной да и лететь не так уж далеко.
  3. +2
    6 января 2017 14:58
    Автор собрал обширный материал. На мой субъективный взгляд, методически статья построена не совсем удачно. Во-первых, в обсуждаются два боевых авиационных комплекса (БАК): "британский" (ПВО) и "континентальный" (ударный). Британский был предназначен для ПВО острова от дальних бомбардировщиков СССР, тогда как "континентальный" - для нанесения обезоруживающего удара по объектам, защищённым системами ПВО. Во-вторых, для своего времени оба БАК были довольно "продвинутыми", а в период эксплуатации подвергались существенной модернизации. Сегодня практический интерес представляет сравнение уровня возможностей (степень технологического отставания) ближайших аналогов, разработанных в СССР и "продвинутых" в РФ. Ближайшими аналогами платформы "Торнадо", в первом приближении (да и во втором), являются МиГ-31 и Су-24 (-34). В-третьих, жизненный цикл обоих БАК близится к завершению, поэтому интересно узнать, как оценивают эффективность обоих БАК специалисты с точки зрения соответствия целям, потребных трудозатрат, безопасности полётов и боевой эффективности в войнах, которые вели страны НАТО после упразднения СССР.
    Конечно, не факт, что автор мог получить доступ к материалам по всем вопросам, тогда эти вопросы можно адресовать другим авторам.
    1. +4
      6 января 2017 15:07
      Цитата: iouris
      На мой субъективный взгляд, методически статья построена не совсем правильно. Во-первых, в обсуждаются два боевых авиационных комплекса (БАК): "британский" (ПВО) и "континентальный" (ударный).

      С уважением отношусь к вашему мнению, но без истребителя-бомбардировщика Tornado IDS не было бы перехватчика ADV. Эти машины унифицированы примерно на 80%. Кроме того, цикл называется: " Совместные послевоенные европейские проекты боевых самолётов", и не упомяни я про Tornado ADV - и меня бы абсолютно справедливо за это упрекнули.
      Цитата: iouris
      Во-вторых, жизненный цикл обоих БАК близится к завершению. Британский был предназначен для ПВО острова от дальних бомбардировщиков СССР, тогда как "континентальный" - для нанесения обезоруживающего удара по объектам, защищённым системами ПВО.

      Об этом и боевой карьере будет в 6-й части. hi
      Прошу прощения, сайт "глючит", комментарии обрывает посреди строки.
      1. +2
        6 января 2017 17:52
        Цитата: Bongo
        без истребителя-бомбардировщика Tornado IDS не было бы перехватчика ADV

        Думаю, что следует говорить о базовой платформе ("самолёт-двигатель") и авионике, которая определяет боевое назначение комплекса. В данном случае мы имеем семейство объектов техники, называемых "Торнадо". Кстати, в СССР на базе платформы МиГ-23 тоже развивались несколько БАК (истребитель ФА, перехватчик ПВО, ударные самолёты - в наиболее развитой форме МиГ-27 М и К). Можно привести и другие примеры: Ту-16 и Ту-104; Ту-95, Ту-114, Ту-126.
    2. 0
      13 января 2022 00:11
      Ага-особенно ударник с ПКР Корморан на 30км-должен был корабли советские в Средиземке гонять
  4. Комментарий был удален.
  5. +2
    9 января 2017 08:40
    От себя хочу добавить, что перехватчики "Торнадо" ADV вплоть до конца 80-х годов (т.е. до появления мод-ции F3) летали только в учебных эскадильях. Это было связано с недоведённостью БРЛС "Фоксхантер". Поэтому на самолёты модификаций F1 и F2 , вместо РЛС под обтекателем, устанавливался груз соответствующей массы. И фактически боеготовности машины достигли только примерно в 88-89 годах.Т.е. через 10 лет после первого полёта самолёта варианта ADV.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»