Образец «Уралмаш-1» СУ-101 - самая бронезащищенная САУ

5
Сентябрь 44 года. Завод «Уралмашзавод» начинает серийный выпуск самоходных орудий СУ-100 – одного из лучших средних орудий 2МВ. Калибр боевого орудия 100 мм, неплохая для своего времени маневренность и бронезащита. Имелись и недостатки, столь характерные для самоходных орудий данного типа. Вылет длинноствольного орудия приводил к затруднению маневрирования в ограниченных пространствах, центр тяжести создавал перегрузку передних катков, как следствие, походные крепления САУ не выдерживали нагрузок. Дальнейшее развитие длинноствольных самоходных орудий на базе Т-34 не представляется возможным . Для решения технических проблем требовалась новая база. Завод «Уралмашзавод» летом 44 года, начинает разработку новых САУ на базе различных отечественных танков. Октябрь 44 года. Завод представляет техсовету танковой промышленности следующие проекты:
- артустановку самоходного типа с орудием Д-25 калибром 122 мм – СУ-122П. САУ изготовлена в металле и проходит испытания;
- артустановку самоходного типа с орудием Д-10С калибром 100 мм – ЭСУ-100. САУ проектировалась с электрической трансмиссией и имела заднее расположение боевого отделения;
- артустановку самоходного типа с орудием Д-10С калибром 100 мм – СУ-100-М-1. САУ должна была использовать перекомпонованную агрегатную часть Т-34. Имела заднее расположение боевого отделения;
- артустановку самоходного типа с орудием Д-10С калибром 100 мм – СУ-100-М-2. САУ должна использовать двигатель В-2-44 и компоновку агрегатов от Т-44. Имела заднее расположение боевого отделения;
- артустановку самоходного типа с орудием Д-25 калибром 122 мм – СУ-122-44. САУ должна использовать компоновку агрегатов от Т-44. Имела переднее расположение боевого отделения.

Образец «Уралмаш-1» СУ-101 - самая бронезащищенная САУ


Решение техсовета, лучший проект САУ - СУ-100-М-2. Согласно приказа наркома танкопромышленности от 21.10.44 года №625, завод приступает к созданию образца СУ-100-М-2 для проведения испытаний. САУ получалась на удивление компактной. Вес машины не выходил за рамки бронемашин среднего класса, бронирование САУ можно было значительно повысить. В 45 году, комиссия от наркома танкопромышлености ознакомившись с ходом работ, остается довольной ситуацией и назначает срок создания первого образца на май 45 года. Образец получает название «Уралмаш-1».

Март 45 года. Завод ускоренными темпами создает два образца САУ – СУ-101 и СУ-102. СУ-101 – САУ с орудием Д-10С калибра 100 мм, и СУ-102 – с орудием Д-25С калибра 122 мм. Оба образца были построены к назначенному сроку. Дополнительно был изготовлен корпус артустановки для проведения испытаний на бронестойкость.

Устройство СУ-101
Артустановка самоходного типа СУ-101 создавалась на основе агрегатов от Т-44 и Т-34-85. САУ относилась к классу бронированных машин как противотанковое средство. Проект САУ после испытаний, предлагали модифицировать и использовать на испытанной базе СУ-101 более мощные орудия с большим калибром. Компоновочная схема САУ использовала кормовое изготовление боевого отделения. МТО по схеме – переднего расположения. Место водителя-механика слева в носовом отделении, справа, расположен двигатель с механизмами трансмиссии. В рубке, усиленной броней, слева от орудия, сидят наводчик, за ним командир машины, справа от орудия сидит заряжающий. Для осмотра поля боя САУ оборудована приборами МК-4. Вход в машину осуществляется через люк, расположенный в корме рубки и корпуса, на рубке расположен командирский люк, для водителя-механика люк оборудован в отделении управления. САУ несла на себе нарезное орудие Д-10С калибра 100 мм, ранее применяемое в артустановке самоходного типа СУ-100. Кроме этого, САУ имела пулемет крупного калибра 12.7 мм ДШК. Орудие имело вертикальные угла наведения от 2 до 18 градусов, горизонтальные углы наведения секторально 22.5 градуса. Для производства стрельбы прямой наводкой использовали прицел телескопического типа ТШ-19. Для производства выстрела из орудия с закрытой позиции использовали панораму Герца. Скорость стрельбы из орудия три выстрела в минуту. Боезапас САУ – 36 боеприпасов для орудия и 450 к пулемету. Пулемет установлен на турели, которая установлена на подвижном основании командирского люка. Вертикальное наведение пулемета от 84 до -6 градусов. Для ведения огня по воздушным объектам противника стрелок использует прицел коллиматорного типа. При боевых действиях пулемет можно использовать для поражения наземных целей.



Класс брони САУ – противоснарядный. При производстве САУ использовали броневые катаные листы от 15 до 120 мм. Конструктивно листы устанавливали с рассчитанными углами наклона. Лобовое бронированное исполнение САУ – 90 мм, с углом 27 градусов, броня рубки – листы 120 мм, установленные под углом 55 градуса. Для обеспечения дымовой завесы на корме рубки установлены 2 шашки с дымовым зарядом. В отделение с МТО, что расположено в носовой части САУ, установлен продольно ДД В-44, мощность двигателя 500 л.с. Для запуска двигателя использовали стартер СТ-700, или воздух из 2-х установленных баллонов. Топливные баки вмещают 370 литров дизельного топлива, запасные баки вмещают 360 литров дизтоплива. Заявленная дальность хода - 167 километров.

Конструкция трансмиссии повторяет конструкцию агрегатов от Т-34-85. Изменения в конструкции связаны в основном с расположением отделения МТО в носовой части САУ. Ходовая часть аналогична танку Т-44, от которого взяли движитель гусеничных лент и индивидуальную торсионную подвеску. ЭО САУ – однопроводного типа. Освещение установлено с использованием двухпроводной электрической схемы. На борту САУ имелось напряжение в 12 и 24 вольта. Источник – 4-е батареи аккумуляторного типа 6СТЭ-128, емкость батарей 256 А*ч. Для обеспечения внешней связи использовали радиостанцию 9РС, для связи внутри машины использовали переговорники ТПУ-3-БИС-Ф. Кроме того, имелась свето-сигнализация и танкофон для связи командира и водителя-механика.



Судьба СУ-101
Осень 45 года. Заводские испытания образца СУ-101. По ходу испытаний выявляли и дорабатывали или устраняли различные технические проблемы. САУ в конце заводских испытаний признается готовой к полигонным боевым испытаниям. Образец под названием «Уралмаш-1» несомненно, превосходил по многим характеристикам ранее созданные САУ. Машина получилась более компактная, улучшились маневренные возможности, более удобна для входа-выхода экипажа. Увеличение характеристик брони, результат компактности САУ. Испытания стойкости бронекорпуса показали результат, превосходящий все корпуса имеющихся на то время САУ и танков. Броня в передней части САУ была недосягаема для любых боеприпасов противотанкового исполнения немецкой армии. А вес САУ СУ-101 соответствовал весу Т-34-85. Не обошлось и без недостатков. Свободного места в машине стало меньше, чем даже у СУ-100. При стрельбе имелось воздействие ударной волны на крышу корпуса. Возможно, совокупность этих и других причин (победа во 2МВ, начало сокращения вооружения и численности войск, большого числа уже выпущенных САУ, вооружение армии танком Т-54 с 100 мм орудием) не позволили СУ-101 продолжить свое существование. Работа над САУ сначала останавливается, а после полностью прекращается. На данный момент СУ-101, как исторический образец военной мощи Советского союза, находится в ВИМ БТВиТ на Кубинке.



Основные характеристики САУ:
- вес 34800 килограмм;
- экипаж машины 4 человека;
- год постройки образца 1945;
- длина 7.12 метров;
- ширина 3.11 метра;
- высота 2.6 метра;
- просвет 42 сантиметра;
- скорость до 50 км/ч;
- подъем до 34 градусов;
- препятствие высотой до 120 сантиметров;
- ров до 3.5 метров;
- брод до 150 сантиметров.
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    2 февраля 2012 08:49
    Вот более вменяемый Истребитель танков чем в немцев Фердинанд получился.
    1. Регион71
      +6
      2 февраля 2012 09:04
      Достаточно интересная конструкция,низкий силуэт,хорошая маневренность и защита,неплохое орудие.Создано уже после немецкого самоходного зверинца и как мне кажется во многом учтён немецкий опыт.Одно заднее расположение рубки о многом говорит,до этого сзади рубка была расположена в наших самоходках только на СУ-76 если не ошибаюсь.Переднее расположение рубки требовало наименьших переделок базового шасси,в военное время старались как можно быстрее создать оружие для фронта и что бы заводы осваивали его в короткий срок.А эта самоходка сделана основательно.
  2. +2
    2 февраля 2012 15:07
    Интересно в Мире танков такая штуковина появится wink
  3. 0
    2 февраля 2012 21:01
    расход топлива какойто дикий 700литров на 167 км
  4. +2
    3 февраля 2012 07:43
    Syrdon,
    Мир танков штука интересная,но мы же отдаём себе отчёт,что с реалиями это не имеет ничего общего wink
  5. T1GER_1
    +1
    5 февраля 2012 11:55
    Фердинанд для своего времени был наиотличнейшей сау.