АСУ-57 – противотанковое самоходное орудие воздушно-десантных подразделений

10
Самоходное противотанковое орудие авиадесантного назначения было построено на оригинальном шасси, сконструированном на ОКБ-40. Испытания на полигоне АСУ-57 проходят в апреле 49 году. В июне того же года машина проходит войсковые испытания. В серию АСУ-57 запускают в 51 году. Орудия для установки «Ч-51» и «Ч-51М» производил завод №106, шасси собирали на ММЗ, на этом же заводе производилась полная сборка самоходного орудия АСУ-57.

АСУ-57 – противотанковое самоходное орудие воздушно-десантных подразделений


Окончание 2МВ ознаменовалось созданием новых образцов различного вооружения, техники для всех родов войск, в том числе для ВДВ. Ранее при строительстве техники для авиадесантирования обращали внимание на облегченные танки. Известна попытка англичан отойти от этого принципа и создать полузакрытого типа самоходную установку «Алекто» с орудием калибра 57 мм на шасси облегченного танка. Проект англичане не реализовали. Для подразделений ВДВ, после десантирования к месту назначения, наибольшую опасность составляют механизированные и танковые подразделения. В Советском союзе в данной области конструкторы сосредоточились на создании противотанковой АСУ. Полностью от идеи танка для воздушно-десантных войск военное ведомство не отказывается, но одним из основных видов бронированной техникой ВДВ на продолжительное время становится АСУ. Легкие и маневренные АСУ, увеличили мобильность десантных подразделений, выполняя при этом функции транспорта для перемещения личного состава.

Октябрь 46 года. Конструкторы Горьковского завода №92 начали разработку орудия калибра 76 мм, конструкторы Мытищинского завода №40 начали разработку оригинального шасси для проекта авиадесантной установки. Март 47 года. Готов эскиз оригинального шасси под названием «объект 570». Ноябрь 47 года. Готовы первые опытные образцы орудий «ЛС-76С». Пушки передаются на завод в Мытищах, где ими комплектуют готовые шасси. В декабре этого же года первая самоходка готова к проведению испытаний. Начало 48 года. Самоходка начала проходить заводские испытания. К середине года опытный образец вошел в серию полигонных испытаний. К концу года образец орудия ЛБ-76С получает название Д-56С и готов е серийному производству. Середина 49 года. Четыре опытных авиадесантных САУ проходят восковые испытания в 38 корпусе ВДВ. 17 декабря 49 года постановлением СМ СССР САУ принимают на вооружение под названием АСУ-76. Это первая бронированная машина, поступившая в ВС СССР специально для подразделений ВДВ.



Конструкторские работы по созданию легкой и маневренной САУ с орудием калибра 57 мм велись параллельно с САУ с орудием калибра 76 мм. 48 год. Разрабатывается проект самоходной установки с автоматическим орудием 113П калибра 57 мм. Орудие 113П изначально планировалось установить на самолет-истребитель, но Як-9-57 не проходит заводские испытания. Была предложена самоходка весом менее 3200 килограммов и командой в два человека. Но данное САУ не смогла обеспечить требуемый прицельный огонь. Следующий проект в 49 году предложили на ВРЗ№2 – К-73. Основные характеристики:
- вес 3.4 тонны;
- высота 140 сантиметров;
- вооружение: орудие Ч-51 калибра 57 мм и пулеметами СГ-43 калибра 7.62 мм;
- боезапас: 30 боеприпасов к орудию, 400 боеприпасов к пулеметам;
- бронезащита 6 мм;
- двигатель карбюраторного типа ГАЗ-51 в 70 л.с;
- скорость хода до 54 км/ч;
- скорость хода на воде до 8 км/ч.



Данная самоходка не выдержала конкуренции с АСУ-57 из-за характеристик проходимости. Образец самоходки АСУ-57 под названием «объект 572» с орудием калибра 57 мм «Ч-51» создают в 48 году. Собрали «объект 572» на заводе №40. Полигонные и войсковые испытания образец прошел в 49 году, а в серийное производство АСУ-57 пошла в 51 году. Впервые, открыто можно было увидеть АСУ-57 на параде 1 мая 57 года.

Устройство самоходки АСУ-57
Конструкция корпуса представляет собой короб из сваренных и проклепанных панелей. Носовая часть – два бронелиста, приваренных к бортам корпуса. Нижний бронелист крепится к передней части днища. Корпусные борта, выполненные как вертикальные бронированные листы, соединены с помощью сварки с нишами подвески и бортов, лобовыми щитами. Днище машины изготовлено из дюралюминиевого листа, заклепками соединенного с бронелистами лобового исполнения и нишами в подвесках. Защита боевого отделения – откидные лобовые и бортовые листы. Дюралюминиевый лист, установленный на корме, заклепками крепится к бортам и днищу корпуса. Сверху машина прикрывается брезентовым тентом. МТО расположено в передней части машины, в корме расположили пушку, боезапас, приборы для наблюдения, прицельные приспособления, радиостанцию. Тут же расположены места командира самоходной установки и водителя-механика. Командир при этом исполнял все обязанности заряжающего, наводчика и радиста. Боевое отделение, где располагалось орудие Ч-51 калибра 57 мм, получилось довольно тесным. Ствол пушки моноблочного типа оснастили эжектором и дульным тормозом. Также пушку оснастили клиповым вертикальным затвором, механической полуавтоматикой и люлькой корытообразного типа. Впереди люльки находится труба, в которой размещается гидравлический откатный тормоз и накатник. Позади люльки поместили направляющие для захвата ствола. Люлька и качающаяся часть орудия выполнены на рамке. Механизм подъема выполнен секторного типа. Вертикальные углы от 12 до -5 градусов. Поворотный механизм винтового типа давал возможность, навести орудие по горизонтали от 8 до – 8 градусов. При производстве выстрела с закрытой позиции использовалась панорама, при производстве выстрела с открытой позиции использовался прицел оптического типа ОП2-50. Средняя скорострельность составляла 10 выст/мин. Боезапас орудия – 30 унитарных боеприпасов. Используемые боеприпасы: подкалиберные бронебойно-трассирующие, бронебойно-трассирующие с бронебойностью до 10 сантиметров, осколочно-фугасные с дальностью применения до 6 километров. В 55 году начаты работы по модернизации орудия. Модернизированное орудие получает название Ч-51М. Пушка получила дульный тормоз щелевого типа. Открытие затвора и выброс гильзы стал производиться в конце хода наката. Механизм поворота получил тормозное устройство.

В МТО машины находится 4-х цилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением М-20Е. Конструкторы собрали в единый блок, который расположили на 4-х эластичных опорах в МТО, коробку передач, двигатель, бортовые фрикционы. Индивидуальная торсионная подвеска с амортизаторами гидравлического типа расположена на передних узлах. Каждый борт имеет 4-е опорных катка одетых в резину и 2 ролика поддерживающего типа. Последний каток опорного типа выполняет функцию направляющего, для этого он обеспечен винтовым механизмом натяжения. Гусеницы – металлические, имеющие мелкозвенчатое соединение. И, хотя, гусеница получилась довольно узкой, удельное давление самоходка имела крайне низкое, что позволило АСУ спокойно проходить и глубокий снег, и болотные участки. Для внешней связи в АСУ-57 использовали радиостанцию 10РТ-12. Для внутренней связи использовали переговорники танкового типа.



Для транспортировки самоходного орудия использовали самолеты ВТА. Основной носитель был ЯК-14, с которого АСУ-57 десантировали парашютным методом. Команда самоходки десантировалась с подразделениями ВДВ отдельно от самой машины. Для удержания машины внутри самолета в неподвижном состоянии использовали специальное устройство, которое крепилось к узлам подвесок на АСУ. В 59 году Советский союз принимает на вооружение транспортный самолет Ан-12. Это существенно увеличило возможности десантных подразделений при десантировании. Теперь подразделения со своей техникой уверенно вмещались в одном самолете. Самолеты серии Ан-12 оснащались роликовыми транспортерами ТГ-12. Для производства десантирования АСУ-57 использовали специально разработанные платформы парашютного типа. Платформы оснащались многокупольными парашютными системами МКС-5-128Р и МКС-4-127. Платформы получили название ПП-128-500, а немного позже использовали платформу П-7. Один самолет Ан-12Б мог вместить две самоходные установки на ПП. Общий вес АСУ-57 на ПП-128-500 – 5.16 тонны. Самоходное орудие также мог транспортировать тяжелый вертолет, выпущенный в 59 году - Ми-6.



Модификации АСУ-57
54 год. Появляется модификация АСУ-57 – АСУ-57П. Самоходка плавающего типа обеспечивалась герметичным корпусом и модернизированной пушкой. Пушка получила активный дульный тормоз, МТО – форсированный двигатель. Водный движитель был взят с легкого танка – 2 винта гребного типа с приводом от направляющих катков. Однако в серийное производство самоходка АСУ-57П не поступает, скорее всего, из-за успешных разработок новой самоходной пушки для подразделений ВДВ – АСУ-85.

Эксплуатация самоходной установки
Самоходка АСУ-57 была постоянным участником учений ВДВ. Участвовала в учениях с реальным использованием ядерных боеприпасов. Кроме Советского союза, эксплуатировались в Египте, КНР и Польше. Именно испытания АСУ-57, дали цифру в 20g как предельная нагрузка для десантируемой техники. Цифра стала ГОСТом для создания новой техники.



Основные характеристики:
- вес 3.35 тонны;
- команда машины 3 человека;
- длина по орудию 5 метров;
- ширина 2 метра;
- высота 1.5 метра;
- просвет 30 сантиметров;
- тип орудия – нарезное;
- скорость хода до 45 км/ч;
- дальность хода до 250 километров.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. grizzlir
    0
    4 февраля 2012 08:50
    Десант вынужден действовать в тылу противника в отрыве от баз.АСУ хоть и являлась сравнительно слабой противотанковой установкой,однако расширяла возможности десанта.
    1. Hans Grohman
      +1
      4 февраля 2012 16:42
      Жалко, что снята свооружения, такая машина (разумеется, с некоторой модернизацией), и сегодня была бы актуальной.
      ИМХО, разумеется.
      1. +1
        4 февраля 2012 17:04
        сейчас рпг ее заменяют, она ненужна
        1. Hans Grohman
          +3
          4 февраля 2012 17:54
          Цитата: киргиз
          сейчас рпг ее заменяют

          Я бы не был столь категоричен в оценках! И причины тому следующие:
          - Как-то "не по-пацански" сравнивать совершенно разные виды вооружений;
          - На АСУ можно ездить, на РПГ нельзя;
          - Дальность стрельбы по лего- и среднебронированной технике у АСУ-57 до 3 км (прямой выстрел 2 км), у РПГ - до 800 (РПГ-16) и до 500 (РПГ-7);
          - Номенклатура 57-мм снарядов включает картечный выстрел;
          - Встречал в нете, что в России разработаны управляемые снаряды 57-мм;
          - Я говорил про модернизацию (что помимо прочего, в себя должно было бы включать более мощный и экономичный двигатель, замену орудия на С-60, стабилизацию орудия, переработку конструкции на предмет изменяемой по высоте линии огня и увеличения максимального градуса подъема хотя-бы до 83).
          И т.д. и т.п.
          Кстати, бронебойный снаряд 57-мм пробивает на расстоянии 2 км бортовую проекцию ОБТ (думаю, что и лобовую "Брэдли" тоже возьмет).
          С уважением.
          1. grizzlir
            0
            4 февраля 2012 18:50
            В ВДВ есть НОНА,по своим ТТХ очень сильно превосходит АСУ-57.
            1. Hans Grohman
              +3
              4 февраля 2012 21:44
              Цитата: grizzlir
              В ВДВ есть НОНА,по своим ТТХ очень сильно превосходит АСУ-57

              Нона (а в перспективе Вена), это по большому счету самоходный миномет (да, есть возможность стрельбы снарядом, да только много ли этих снарядов в ВДВ?), а АСУ-57 это машина немного другого класса. Впрочем, уж лучше сравнивать АСУ-57 с Ноной, чем с РПГ)))))
              По большому счету - да, превосходит, но...
              Если заменить орудие на С-60, возрастет скорострельность, если увеличить максимальный угол подъема до 80 градусов (да еще плюс к тому использовать управляемый снаряд, который уже разработан), то появится возможность поражать воздушные цели на дальности до 5 км! АСУ гораздо легче и дешевле в производстве.
              Мое мнение конечно не претендует на конечную инстанцию, скорее это просто мысли вслух, но в войсках бы такая машина лишней бы не была.
  2. пуансон2011
    0
    4 февраля 2012 21:24
    А слабо для десантников на МИ-8 ее приспособить -по габаритам проходит и по весу,только вместо орудия- 30 мм.пушку и ПТУРС?
  3. Jupiter
    +1
    11 февраля 2012 18:54
    Интересно, а чем она лучше безоткатного 100-мм орудия десанта?
    Экипаж этой машины кем числятся - артеллеристами или десантниками?
  4. 0
    15 ноября 2014 11:25
    интересная статья, автору респект
  5. 0
    8 июля 2016 01:19
    Это чудо в боях применялось или дальше учений дело не двинулось?