Ассирия – родина армии родов войск (часть 1)

122
Ассирия – родина армии родов войск (часть 1)


«И было слово Господа к Ионе, сыну Амафии: Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нём, ибо злодеяния его дошли до Меня»
(Иона 1:1, 2).




«Рассказать про Ассирию? Надеюсь, что это будет интересно для многих…», ведь древняя Ассирия поистине удивительная страна. Мы многое знаем о ней благодаря стараниям археологов, которые нашли ее города, барельефы и статуи, а также глиняные таблички. Благодаря тому, что раскопали Ассирию в эпоху империализма, когда одни страны могли безнаказанно грабить другие, археологии вывезли в музеи Европы не только целые статуи, но даже крепостные вороты города Вавилона! Но… что было бы сегодня, если бы этого не случилось тогда? Сегодня религиозные фанатики многое бы из всего этого просто уничтожили, либо все эти находки стали бы жертвами войны. Так что не всегда грабеж одних стран другими это плохо. Можно и так сказать, что это спасение выдающихся культурных ценностей для всего человечества. Благодаря этому до нас сохранились и высеченные из камня изваяния ассирийских царей, выполненные в полный рост; лица и фигуры которых выражают несокрушимую мощь и полную решимость смести у себя на пути все преграды. Глядя на них, видишь их взгляды, подобны хищным взглядам орла, а руки с буграми мышц более чем похожи на львиные лапы. Пышные прически с волосами, завитыми в кольца и уложенные на спине, это тоже неспроста, – это львиная грива, да и сам царь подобен и льву, и быку одновременно, настолько непоколебимо стоит он на земле! Вот какие мысли рождаются в голове, когда мы рассматриваем образцы ассирийского искусства.


Когда ассирийские цари не воевали, они охотились. Вот так! На местных азиатских львов. Стоя на колесницах. На наше счастье ассирийские скульпторы огромное внимание уделяли передаче деталей. Благодаря этому мы можем если и не восстановить, то, по крайней мере, представить себе, как жили и чем занимались ассирийцы в столь далекое от нас время, вплоть до таких мелочей, как детали конской сбруи. Барельеф из дворца в Нимруде 865-860 гг. до н.э. Британский музей.

Но они лишь бледная, хотя и величественная тень, оставшаяся от великой державы. Хотя, например, во времена правления ассирийского царя Синаххериба (около 700 г. до н. э.) в составе его державы находились и Вавилония, и Сирия, и Палестина вместе с Иудеей, и целый ряд районов Закавказья. А при его наследниках ассирийцам удалось присоединить к своей державе (пусть и на короткое время) Египет и Элам – то есть завоевать почти что «весь обитаемый мир» – всю Ойкумену (пусть даже и в пределах, им известным). Но прежде чем они стали такими вот воинственными, прежде чем при одном упоминании об ассирийцах людей Передней Азии охватывала дрожь, история этого государства была… необычайно мирной! И вот с этого-то обстоятельства мы и начнем свой рассказ.

Самой первой столицей Ассирии был сравнительно небольшой город Ашшур, именем которого и назвали всю держава. В 1900 г. до н.э., попав на его улицы, мы увидели бы там мало воинов, но зато много купцов, что, кстати, легко объяснить. Ведь Ашшур находился в верховьях реки Тигр, где в то время сходились торговые пути, шедшие с севера на юг. С севера в Междуречье везли драгоценные металлы золото и серебро, медь, олово, а еще рабов. Напротив, на север отправляли на продажу дары благодатного Юга: зерно и растительное масло, а также ремесленные изделия. Жители Ашшура быстро поняли, что нет ничего выгоднее, чем посредническая торговля, в которой они выступали в роли «стрелочников», пусть даже таковыми быть могли только лишь очень умные, весьма хитрые и бесстрашные люди. Ведь им нужно было отбиваться от разбойников; они должны были знать чужие языки и обычаи, а также уметь находить общий язык с вождями многочисленных диких племен, продававших ему рабов; быть обходительными с иноземными царями, вельможами и жрецами, поскольку самые дорогие свои товары они как раз всем этим людям-то и перепродавали!


Как видите, древние ассирийские всадники прекрасно обходились без стремян, имели шлемы и панцири из металлических пластинок и умели действовать на скаку копьем.

Именно купцы и заправляли в Ашшуре всеми делами города. Богам служили жрецы, молениями которых торговля-то ведь только и процветала. Царей в Ашшуре тогда не было, поскольку в этом тандеме – «вам души, нам тела» места им просто не было. Город рос, богател и не очень-то нуждался в рискованных военных походах. Богател город еще и потому, что жили ассирийцы в плодородных степях. Земля здесь давала богатые урожаи без дополнительного орошения, поэтому рыть каналы и насыпать земляные плотины, как в Египте, не требовалось. Крестьянские семьи были большими и без особого труда обрабатывали свои земельные наделы. За помощью не обращались ни к соседям, ни даже к жрецам, да и зачем было беспокоить богов, если ассирийский крестьянин вполне мог прокормить и себя, и свою семью самостоятельно. А раз так, то был он независим, да и налоги платил сравнительно небольшие. И вот этот-то независимое, и очень даже зажиточное крестьянство являлось главной опорой ассирийской державы. Как и в Египте, положение крестьян практически не менялось в течение многих столетий и так же долго первобытные порядки – то есть неограниченная власть отца над членами семьи, прочные духовные связи между крестьянами, принадлежавшими к одной общине. Деревни занимались тем, что регулярно поставляли в город и продукты, и… молодых мужчин в войско Ашшура. Но сам город в деревенские дела практически не вмешивался.


Еще один рельеф из Нимруда, ок. 883-859 гг. до. н. э. Музей Пергамон, Берлин. Как видите, колесницы ассирийцев имели более массивные обода колес, нежели колеса колесниц у египтян, а в самой колеснице находился целый арсенал – два колчана со стрелами и тяжелое копье.

Так бы жил этот город и дальше, но около 1800 г. соседний с ним Вавилон и новое царство Митанни, а также хетты начали ассирийских купцов с богатых рынков вытеснять. Жители Ашшура попробовали вернуть свои позиции силой оружия, но противники оказались сильнее, и кончилось все тем, что он потерял свою независимость. И кончилось все тем ,что этот торговый город на реке Тигр утратил свое значение и на несколько веков ушел в тень.

Около 1350 г. до н.э. ассирийцам помогли египтяне и с их помощью те вновь сделались независимыми и от Митанни, и от Вавилона. Но этого было мало, требовалось контролировать дороги, что вели к побережью Средиземного моря и богатым прибрежным сирийским городам. Еще важнее было контролировать переправы через Евфрат, ведь их никто из купцов миновать не мог. Но для того, чтобы всего этого добиться, нужна была армия. И не просто армия. Такая у Ашшура была. Нужная была армия во главе с единым военачальником. И тогда градоначальник Ашшура («иш-шиаккум»), власть которого традиционно передавалась по наследству, решил принять царский титул и заодно стал еще и главнокомандующим.


Рельеф из Нимруда. Британский музей. Три воина, изображенных на этом рельефе, служат отличным доказательством наличия у ассирийцев хорошо обученной армии. Мы видим здесь «боевую тройку»: двух лучников и одного щитоносца с большим станковым щитом. Очевидно, что требовалась хорошая подготовка, чтобы боевая слаженность подобных боевых единиц была на высоте.

Вскоре к ассирийцам пришла военная удача. Они сокрушили царство Митанни, присоединили часть его земель, и в 1300—1100 гг. до н.э. взяли под свой контроль переправы, что шли через Евфрат и дороги в направлении к морю. Сокрушив ближайших противников, ассирийцы начали отправлять свои войска в дальние походы. Возвращаясь из похода, царь-военачальник очень часто строил себе столицу-крепость, и затворялся в ней вместе со своими сокровищами. Именно такой и самой роскошной среди подобных крепостей-столиц столиц стала и Ниневия – наиболее известный среди ассирийских городов. Ну, а сам Ашшур постепенно отошел на задний план. И уже не столько купцы, сколько воины, стали заполнять улицы новых городов. Выяснилось, что грабить много легче, чем торговать и заниматься ремеслом!


Ассирийские рельефы часто изображают лучников. Вот рельеф из юго-западного дворца Ниневии (комната 36, панели 5-6, Британский музей); 700–692 гг. до н.э.

Интересно, что цари в Ассирии были сильными, а вот их власть откровенно слабой. Сильный царь был не нужен ни знати, ни жрецам. Даже знаменитого полководца и победителя Вавилона царя Тукульти-Нинурта I (1244—1208 гг. до н.э.) они оказались в силах не только объявить сумасшедшим, но и лишить его трона. А все потому, что он попытался установить в государстве свою неограниченную власть и ввел пышный придворный этикет по примеру вавилонян. Страной, как и раньше, управляли богатые торговцы и жрецы; военную славу и награбленную добычу они царю еще уступали, но вот делиться с ним властью не желали никак. Тем более что в мирное время нужды в царе особо никто и не испытывал. Впрочем, это так сейчас и у нас. Ну кто вспоминает о чиновниках и власти, если у него все хорошо. Вспоминаем мы о них лишь когда у нас что-то случается, не так ли?


Григорианский Египетский музей, Италия. «Голова воина в шлеме», Ниневия, ок. 704-681 гг. н.э. На голове у воина именно шлем, причем с наушникамии.

Около 1100 г. до н.э. на Ассирию напали кочевники-арамеи и нанесли им такой сильный удар, что они потеряли все свои владения на Евфрате. Но около 900 г. до н.э. они вновь начали вести захватнические войны и в следующие сто лет не имели достойных соперников в Передней Азии.

При этом ассирийские цари применяли новый для того времени способ ведения войны, позволявший им одерживать одну победу за другой. Прежде всего, они нападали на противника всегда неожиданно и с быстротой молнии. Пленных ассирийцы чаще всего (и особенно вначале!) не брали: и если население атакованного города им сопротивлялось, то оно полностью уничтожалось в назидание всем остальным. Слова «горе побежденным» для ассирийцев было отнюдь не отвлеченным понятием. Им отрубали руки, которые укладывались в холмы, с них живьем сдирали кожу, которой обтягивались пограничные столбы, подростки обоего пола сжигались. Весьма популярной, о чем свидетельствуют дошедшие до нас барельефы на стенах ассирийских дворцов, была посадка людей на кол, изображавшаяся со всеми подробностями. Как и индейцы инки на другой стороне земного шара, они лишали побежденных родины, переселяя их в другие районы, причем нередко очень далеко, туда, где люди говорили на других языках. Понятно, что это препятствовало сговору недовольных. Ну, а покорившиеся им страны ассирийцы затем грабили целые десятилетия.


Глядя на такие вот рельефы, поневоле начинаешь думать, что ассирийцы были сплошь садистами и маньяками, что может быть вполне вероятно, ведь все на свете зависит от воспитания. Перед нами сцена, на которой ассирийцы сдирают кожу со своих пленников. Не спеша, чтобы те помучались подольше, а детишки на все это смотрят. Британский музей.

Но вот что интересно: при всем при этом ни ассирийские цари, ни купцы, ни жрецы так и не сумели сплотить жителей своего ставшего поистине огромным государства в единое целое. А дальше началось все то же самое, что происходило позднее и с другими странами, вступившими на путь успешных завоеваний. Воинов в армию требовалось все больше и… некому стало засевать поля и заниматься ремеслом.


А вот еще одна сцена мучительства. Сначала руки отрубали, затем ноги, а потом можно и на кол посадить, пусть еще и это испытает напоследок… Оковка на воротах из дворца царя Салманассара II в Балавате. Британский музей.


А вот эти ворота выглядят в реконструированном виде. По обе стороны от них крылатые ассирийские человекобыки ламмасу или шеду. Сохранившихся крылатых шеду сегодня можно увидеть во многих музеях мира: парижском Лувре, Британском музее в Лондоне, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, в Восточном институте в Чикаго. Копии шеду в натуральную величину, сделанные из гипса, экспонируются также в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве. Есть они и в Национальном музее Ирака в Багдаде, но только кто же туда поедет их смотреть, и целы ли они там вообще?

У ассирийцев оказалось слишком уж много военачальников и одновременно мало чиновников, способных собирать налоги. Однако раз вступив на эту стезю, сойти с нее ассирийцы уже не могли, ведь захватчиков ненавидели все окружавшие их народы и вынужденно терпели их гнет только из-за их вооруженной силы. То есть солдат требовалось все больше. Но существовала неписанная традиция, по которой торговые города мало того, что имели привилегии в отношении уплаты налогов, но еще и их жители освобождались от несения армейской службы. Сохранять эти привилегии завоевателям-ассирийцам совсем не хотелось, но и отменить их также не могли, поскольку опасались возможных мятежей и сокращения потенциальных покупателей их товаров.


Впрочем, все эти окаменевшие ужасы помогли специалистам в одном: они смогли очень точно передать в своих реконструкциях внешний облик и одежды ассирийских воинов и царей. Рисунок Ангуса МакБрайда.

Среди таких вот вольных городов очень важное место занимал Вавилон, к которому ассирийцы относились с немалым пиететом, так как в прошлом переняли у него и культуру, и религию, и письменность. Уважение к этому великому городу у них было так велико, что он стал чем-то вроде второй столицы ассирийской державы. Правившие в Ниневии цари пытались подкупать вавилонских жрецов богатыми дарами, старались украсить город дворцами и статуями, и, несмотря на все это, город своих завоевателей не принимал и продолжал оставаться центром заговоров против их власти. Противостояние это зашло настолько далеко, что ассирийский царь Синаххериб в 689 г. приказал разрушить Вавилон до основания и даже затопить то место, на котором он когда-то стоял. Этот ужасный поступок царя вызвал недовольство даже в самой Ниневии, и, хотя город затем был отстроен заново уже при сыне Синаххериба Ассархаддоне, отношения Вавилона с Ассирией испортились навсегда. Поэтому и на авторитет главного религиозного центра Передней Азии опереться Ассирия больше уже не могла.


Вавилон был для ассирийцев объектом и тайной зависти, и одновременно восхищения. Что, впрочем, совсем не удивительно, если мы посмотрим вот на эту реконструкцию ворот богини Иштар в Вавилоне, которую можно увидеть в берлинском музее Пергамон.

А тут на севере возникло молодое и сильное государство Урарту и принялось воевать с ассирийцами (800—700 гг. до н.э.). Под ударами урартов ассирийская держава не раз оказывалась на грани поражения. Но крестьян, чтобы пополнять армию, уже не хватало и около 750 г. до н.э. ассирийцы заменили ополчение армией из наемников-солдат, специально обучавшихся военному ремеслу. А вот для того, чтобы это войско содержать, ассирийским царям пришлось вновь и вновь отправляться в свои грабительские походы. Так круг замкнулся, и это было началом конца.


Естественно, что стены своей Ниневии ассирийцы постарались выстроить не хуже вавилонских, хотя это их и не спасло!

Положение свободных крестьян, которые ранее шли в ополчение, теперь резко изменилось. Вельможи начали их закабалять, поскольку прежней роли они уже не играли, да и число их сократилось очень заметно. И получилось так, что сами же ассирийцы у себя же в стране оказались… в меньшинстве, а большинством в ней стали ненавидящие своих поработителей и согнанные из разных земель военнопленные. Могущество Ассирии стало быстро ослабевать и кончилось все тем, что в 614 году восставшие мидяне взяли штурмом город Ашшур, а два года спустя вместе с вавилонянами разгромили и уничтожили город Ниневию. Все оказалось так, как об этом было сказано в Библии: «И прострёт Он руку Свою на север, и уничтожит Ассур, и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня, и покоиться будут среди неё стада и всякого рода животные; пеликан и ёж будут ночевать в резных украшениях её, голос их будет раздаваться в окнах; разрушение обнаружится на дверных столбах, ибо не станет на них кедровой обшивки» (Книга пророка Софонии 2:13, 14). А ведь всего-то ассирийцы только того и хотели, чтобы им никто не мешал торговать!

Продолжение следует
122 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    14 февраля 2017 07:38
    Даже знаменитого полководца и победителя Вавилона царя Тукульти-Нинурта I (1244—1208 гг. до н.э.) они оказались в силах не только объявить сумасшедшим, но и лишить его трона.
    ..Но ещё и казнили..после его смерти начался упадок Ассирийской державы..Спасибо, Вячеслав..ждем продолжения..
  2. +5
    14 февраля 2017 10:20
    Если бы не грабительское растаскивание исторических ценностей по европейским музеям, сейчас бы большинство из них было потеряно из-за бармалеев. Казус однако.
    1. 0
      15 февраля 2017 07:47
      Да, Вы знаете это так и с этим не поспоришь. Вы посмотрите что стало в Пальмирой, музеями Ирака... пожалуй, и похвалишь англичан!
  3. +7
    14 февраля 2017 10:41
    "Ассаргадон"
    Aссирийская надпись

    Я - вождь земных царей и царь, Ассаргадон.
    Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
    Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.
    Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.

    Египту речь моя звучала, как закон,
    Элам читал судьбу в моем едином взоре,
    Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.
    Владыки и вожди, вам говорю я: горе.

    Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?
    Деянья всех людей - как тень в безумном сне,
    Мечта о подвигах - как детская забава.

    Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
    И вот стою один, величьем упоен,
    Я, вождь земных царей и царь - Ассаргадон.
    В.Брюсов
    1. +2
      14 февраля 2017 23:11
      ЧСХ, этот текст - не выдумка Брюсова, а именно поэтический перевод реальной надписи!
  4. +5
    14 февраля 2017 10:42
    (С)на севере возникло молодое и сильное государство Урарту и принялось воевать с ассирийцами (800—700 гг. до н.э.). Под ударами урартов ассирийская держава не раз оказывалась на грани поражения.

    В детстве прочёл по теме "В древнем царстве Урарту".
    1. +1
      14 февраля 2017 19:26
      Зачётная книга!У Моисеевой вообще было много книг про Древний Восток.
  5. +8
    14 февраля 2017 11:07
    Доброе утро, Вячеслав Олегович!
    Как-то Вы уж очень отрывочно о первой в мировой истории империи. Мозаика такая получилась, ассирийская. Или пазлы. Недостающие читающий должен найти сам.
    Некоторые моменты требуют, по моему пониманию, как минимум, отдельной главы.
    Первый - история возникновения Ассирии как государства и те этносы, которые в ней учавствовали. Вопрос не тривиальный. Обстоятельства возникновения и сложения государства в Ашшуре до сих пор в точности неизвестны.
    Второй - противостояние Ассирии и Вавилона. Ведь это, по сути, первое "идеологическое" противостояние государств и экономических укладов в истории человечества, прообраз нынешних.
    Да и остальное как то очень фрагментарно.
    Или может я поторопился и первая часть - это своего рода оглавление к более подробной истории Ассирии?
    Да, и фраза "Так что не всегда грабеж одних стран другими это плохо" звучит не очень удачно.
    1. +5
      14 февраля 2017 11:47
      Нет, это все по истории и подробнее я писать не собираюсь. Меня интересовала только история развития вооружений Ассирии, а о собственно истории написано много и без меня. Попробуйте написать сами, если Вам это интересно. А у меня все материалы в основном взяты из книги Д.Доусона "Первые армии" и, соответственно, с барельефов. То есть что видишь - о том и поешь.
      1. +1
        14 февраля 2017 23:27
        Цитата: kalibr
        Меня интересовала только история развития вооружений Ассирии, а о собственно истории написано много и без меня

        Тогда в следующей части советую подробнее остановиться на реформах Тиглатпаласара III - тут и военная реформа, позволившая взять реванш после многолетних поражений от Урарту и завоевать Вавилон, и замена кошмарных среднеассирийских законов на позаимствованный у вавилонян кодекс Хаммурапи, и практика "искоренения" вместо прежнего геноцида. И чисто имперская черта - представитель покоренных народов мог дослужиться до высоких постов: "ничей сын" Хулли (судя по имени, хетт) дослужился до "начальника глав" (по сути, министерский пост), а затем был назначен царем вассального Табала. Причем за сына этого Хулли- Амбариса - Саргон II впоследствии выдал свою дочь Ахатабиши (подозреваю, что демонстративно - Саргон сам был "ничей сын" и нисколько этого не стеснялся).
        1. +1
          15 февраля 2017 07:44
          Это хороший совет, но, увы, выполнить его невозможно, так как материал уже готов и он в основном оружиеведческий.
    2. 0
      18 августа 2017 08:10
      Как-то Вы уж очень отрывочно о первой в мировой истории империи.
      Не первой. Египет и Хетты вполне отвечали определению империи. И были раньше. Древневавилонское царство тоже.
  6. +2
    14 февраля 2017 11:21
    Собственно Ассирия как была так до самого конца и осталась мелочью пузатой - городом-государством, в отличии от Египта или Ирана.

    Никаких действий по ассимиляции завоеванных народов Ассирия не предпринимала, только разрушала, грабила и эксплуатировала завоеванные территории - в общем, паразитировала на соседях.

    На том и погорела.
    1. +1
      14 февраля 2017 11:32
      Как Бтиташки в своих колониях.
      1. +3
        14 февраля 2017 11:55
        Британия также как Ассирия не ассимилировала население своих колоний, но она их грабила другим способом - неэквивалентным торговым обменом.

        Неэквивалентный торговый обмен производился за счет более высокого цивилизационного уровня развития Британии, чем у её колоний - в этом её отличие от Ассирии, которая была ниже по уровню своих соседей, подвергавшихся грабежу - Вавилонии и Египта.
    2. +3
      14 февраля 2017 13:47
      Оператор. [Собственно Ассирия как была так до самого конца и осталась мелочью пузатой - городом-государством, в отличии от Египта или Ирана.
      Не согласен..мелочью однозначно это крупнейшее государство своего времени не было..влияние ассирии простиралось от египта до ирана и кавказа и персидского залива..даже кипр и лидия признавали себя даниками ассирии.и длилось это веками .но все му приходит конец всем империям приходит конец..ассирия более 1500 лет существовала со спадами и взлетами .но 612 г .до н.э.(автор почему то 614г назвал.это падение только второй столицы ашшура..но не Ниневии)пала главная столица и по сути это был конец великой державы агония продолжалась до 609 года когда был разбит в районе харрана это совр сирия последний контингент ассирийцем и сгинул последний претендент на престол Ашшур-убаллит II.
      1. +2
        14 февраля 2017 17:29
        Я имел в виду, что полиэтнические империи всегда рушатся - Ассирия, Рим, Византия, Монгольская Орда, Османская империя, Австро-Венгрия.
        1. 0
          29 апреля 2017 17:11
          Цитата: Оператор
          Я имел в виду, что полиэтнические империи всегда рушатся - Ассирия, Рим, Византия, Монгольская Орда, Османская империя, Австро-Венгрия.

          Уважаемый, а разве бывают моно этнические империи?
          1. 0
            29 апреля 2017 17:16
            Бывают - Китай и Япония.
            1. 0
              29 апреля 2017 19:35
              Цитата: Оператор
              Бывают - Китай и Япония.

              Только это государства но не империи
            2. 0
              18 августа 2017 09:01
              Бывают - Китай и Япония.
              Китай ни разу не моноэтническая империя. Это толко для европейцев все китайцы монолитны. А на самом деле там сотни народностей и языков. Именно поэтому их иероглифическая письменность сохранилась до наших дней. А не была заменена письменностью на основе единого буквенного алфавита.
              Япония вообще не империя. Чего бы они там себе не выдумывали. Просто крупное мононациональное государство.
      2. +3
        15 февраля 2017 02:38
        Цитата: tiaman.76
        влияние ассирии простиралось от египта до ирана и кавказа и персидского залива..даже кипр и лидия признавали себя даниками ассирии.и длилось это веками

        Даже подальше залива - данником Ассирии была и Мидия. Но "веками" - далеко не все: ЕМНИП, Египет и Лидия были их данниками, соответственно, 60 и 50 лет.

        Цитата: tiaman.76
        агония продолжалась до 609 года когда был разбит в районе харрана это совр сирия последний контингент ассирийцем и сгинул последний претендент на престол Ашшур-убаллит II.

        Тогда уж до 605 (падение Каркемиша).
        1. +1
          15 февраля 2017 11:11
          согласен.каркемиш упустил.но там больше египет вел действия и потерпел сокрушительное поражение.
    3. +2
      14 февраля 2017 23:32
      Цитата: Оператор
      Никаких действий по ассимиляции завоеванных народов Ассирия не предпринимала


      Как сказать... "Ничей сын" Хулли (судя по имени, хетт) дослужился до "начальника глав" (по сути, министерский пост), а затем был назначен царем вассального Табала. Причем за сына этого Хулли - Амбариса - Саргон II впоследствии выдал свою дочь Ахатабиши. А пленный еврей Ахиакар при том же Саргоне дослужился до поста "раб-шаке" ("главный виночерпий" - тоже вполне министерский пост), а при его преемнике Синаххерибе, будучи бездетным, сумел продвинуть себе на смену своего племянника Анадана (чем эта история кончилась - гуглите "Повесть об Акире премудром", а о его еврейском происхождении - см. Библию, "книгу Товита")
      1. +1
        15 февраля 2017 00:35
        Речь идет не об отдельных людях (такое практиковалось и в других полиэтнических империях), а об ассимиляции целых этносов - объединение в один этнос с едиными языком, культурой и религией.

        Наглядный пример - русский народ, составляющий 3/4 населения России и включающий 50% потомков ариев, 20% потомков иллирийцев, 15% потомков угрофиннов, 7% кельтов и т.д.
        1. +1
          15 февраля 2017 02:48
          Цитата: Оператор
          об ассимиляции целых этносов - объединение в один этнос с едиными языком, культурой и религией.

          Думаю, что целью "искоренения" была именно ассимиляция. Языком межнац. общения уже лет за сто до падения Ассирии был арамейский ( а не ассирийский!) А от культуры своей у Ассирии, ЕМНИП, просто не было - "сборная солянка" из культур покоренных народов, которые смешаться между собой просо не успели. С религией интереснее: боги почитались по территориальному признаку. Например, в Библии сказано, что после "искоренения" Израиля и заселения его народами, "искорененными" из других мест, на эти народы Яхве наслал львов. Мудрецы сказали царю, что это местный бог на них гневается за то, что ему не приносят жертвы - и царь велел вернуть в Израиль энное количество еврейских жрецов, чтобы они обратили данные племена в иудаизм и тем самым спасли их от гнева Яхве! Вот от этих-то племен и произошли самаритяне.
          1. +3
            15 февраля 2017 03:34
            Кроме языка, в процессе ассимиляции унификации подлежат культура и религия.

            С "искоренением" связан не только анекдотичный случай с местным израильским богом Яхве, но и само вавилонское пленение евреев. Навуходоносор II со смыслом переселил израильских иудеев в район среднего течения Тигра и Евфрата (рядом с Вавилоном), поскольку именно из этого района вышло кочевое племя Авраама и там остались жить их оседлые родственники - язычники.

            На протяжении вавилонского пленения евреи-язычники перешли в иудейскую веру, при этом не все израильские евреи возвратились в Израиль после завоевания Вавилона персидским царем Киром II. Большая часть наиболее образованных и ортодоксальных евреев-иудеев осталась в Вавилоне, поэтому вавилонские толкователи Торы ценились выше израильских вплоть до арабского завоевания Месопотамии.

            Иначе говоря, Яхве на 1000 лет стал одним из местных богов Вавилона laughing
  7. +3
    14 февраля 2017 11:37
    Стилистика текста никак не соответствует В. Шпаковскому.
    у В.Ш. совершенно другой стиль изложения.
    В чем интрига?
    ...
    Еще про шумеров хочу. Регион же тот же самый. Куда шумеры делись?
    Или их всех поголовно ассирийцы ободрали, на сапоги?
    ...
    На службе довелось видеть настоящего ассирийца, прямо так национальность и писалась. Разумеется, он был с Дагестана. Да и сам выглядел, как натуральный даг. Но, в тяге к обдиранию кожи замечен не был. Шутка.
    1. 0
      14 февраля 2017 11:54
      национальность осталась, это правда.
    2. +4
      14 февраля 2017 12:08
      Ассирийцы и большая часть дагестанцев, а также персы, азербайджанцы, курды и турки - одни и те же северные семиты, носители гаплогруппы J2.

      От них отличаются жители юга Месопотамии - южные семиты, носители гаплогруппы J1, выходцы из Аравии.

      Вавилоняне - метисы, смесь северных и южных семитов.
      1. +1
        14 февраля 2017 15:18
        нет персы это индоевропейская семья как и курды.азеки и турки это тюрская семья. ассирийцы семиты..вавилоняни смесь разная, семитских племен типа халдеев арамеев и т.д. .шумеры и и иранский этнос типу гутиев и касситов
        1. +2
          14 февраля 2017 17:10
          Вы говорите о другом - кто кем был ассимилирован.

          Северные семиты - носители J2 были ассимилированы:
          - ариями (персы и курды);
          - тюрками (турки и азербайджанцы);
          - арабами (ассирийцы).

          Родной язык северных семитов - нахский. На нем говорят ингуши (80% J2), чеченцы (60% J2) и аварцы (50% J2).

          Халдеи - арабы (J1), выходцы из Аравийского полуострова.
          1. 0
            14 февраля 2017 23:37
            Цитата: Оператор
            Родной язык северных семитов - нахский. На нем говорят ингуши (80% J2), чеченцы (60% J2) и аварцы (50% J2).


            Скажем так: не нахский, а все потомки хурритского (урантский, нахская и дагестанская группа). Но и семиты, и хурриты - это языковые семьи, а не генетические!
            ассирийцы - действительно главным образом носители J2, сменившие язык с хурритского на семитский, ИМХО, еще в аккадский период
            1. +1
              15 февраля 2017 00:53
              Я имел в виду единственный живой язык северных семитов, а именно нахский (нахско-дагестанский).

              Семиты - это любой этнос, в котором более половины составляют носители гапплогруппы J1 (южные семиты) и/или J2 (северные семиты). При этом, на каком языке они говорят, имеет вторичное значение.

              Например, семитами являются евреи (50% J1+J2), персы (60% J2), азербайджанцы (50% J2) и ингуши (80% J2), несмотря на то, что все они говорят на языках принципиально разных языковых семей.
  8. +3
    14 февраля 2017 11:43
    насколько я понимаю, Ассирию можно назвать первой мировой империей. Тут напрашиваются аналогии с японцами во время ВМВ, когда они под предлогом "Великой сферы сопроцветания" нагло грабили захваченные народы, ничего не давая взамен, и жестоко подавляя все инакомыслия. То есть, крах был, прежде всего, в концепции развития колоний, а точнее, в ее отсутствии. Все "империи на штыках" заканчивают одинаково. hi
    рассматривая барельеф охоты на льва, вспомнил один былинный случай, как на Владимира Мономаха на охоте напал некий зверь (место действия - южнорусские степи). «Лютый зверь скочил ко мне на бедры и конь со мною поверже» (Владимир Мономах, Поучение детям). В-общем, по одной из версий, на киевского князя напал.. лев! Правда, этот "последний русский лев" им же был и убит. Но, скорее всего, это был какой-то другой зверь, типа леопарда или гепарда.
    1. +3
      14 февраля 2017 11:59
      Лютый зверь - это леопард. Водился исключительно в причерноморских степях, т.е. в Диком Поле за пределами расселения восточных славян, поэтому не получил у них собственного названия.
      1. +3
        14 февраля 2017 12:11
        вообще, сколько животных до нас не дошло на территории нашей страны. А мы привыкли - волки, медведи, лоси.. Леопарды! Мне кажется, гепарды тогда тоже должны были там водиться, в степях? Их, кажется, "пардусами" называли.
        1. +3
          14 февраля 2017 13:59
          Пардус - обобщающее название, заимствовано из греческого языка после принятия христианства на Руси, в смысле большая кошка: леопард, гепард, барс, рысь.

          Вскочить на коня со всадником может только леопард.

          Из последниковой мегафауны Среднерусской равнины утрачены только тур, леопард и барс. Тур в принципе может быть восстановлен, поскольку он является предком всех одомашленных быков.

          Зубры, медведи, лоси, кабаны, олени, рыси и волки существуют до сих пор.
          1. +4
            14 февраля 2017 14:03
            Из последниковой мегафауны Среднерусской равнины утрачены только тур, леопард и барс. Тур в принципе может быть восстановлен, поскольку он является предком всех одомашленных быков.

            плюс тарпан - дикая лошадь. Зубры, по большому счету, тоже утрачены - пришлось завозить бизонов. Барс - Вы снежного барса имеете в виду?
            1. +3
              14 февраля 2017 14:24
              Википедия пишет, что беловежские зубры происходят от семи из 66 чистокровных зубров, сохранившихся в европейских зоопарках и использованных для размножения в рамках программы от 1923 года. В 1952 году их потомков выпустили на волю в Беловежской пуще. Сейчас поголовье зубров достигло 2000 особей.

              Гибридом беловежского зубра и северо-американского бизона является современный кавказский зубр, фактически зубробизон.

              Карпатский зубр полностью утрачен.

              Максимальный ареал обитания зубра был от Британских островов до Сибири.

              Сейчас, кроме Белорусии, Польши, Испании, Литвы, Молдавии, Украины, Словакии и Германии, зубр расселен и в России.
              Первый зубровый питомник в России был создан в 1948 году на территории Приокско-Террасного государственного природного биосферного заповедника Серпуховского района Московской области. К 2009 году в питомнике выращены и отправлены в различные районы России, Украины, Белоруссии, Литвы и других стран 328 чистокровных зубров. В Спасском районе Рязанской области расположен Окский биосферный государственный заповедник с зубровым питомником (питомник действует с 1959 года). С 1989 года вольная популяция зубров обитает в Клязьминско-Лухском заказнике во Владимирской области. В Вологодской области зубры появились в 1991 году, численность которых в настоящее время насчитывает 40 особей. В 2011 году планировалось завезти ещё 13 животных, а к окончанию реализации целевой программы численность зубра должна составить около 90 особей. С 1992 года этот редкий вид краснокнижных животных есть и в новом заповеднике «Калужские засеки» на юго-востоке Калужской области на территории, пограничной с Орловской и Тульской областями. С 1996 года по настоящее время в национальный парк "Орловское Полесье" завезено 65 зубров. Сегодня там создано три группы зубров общей численностью более 120 животных. Также зубры обитают в национальном парке "Смоленское Поозерье", в Кавказском, Тебердинском и Северо-Осетинском заповедниках, Цейском заказнике, в заповеднике "Брянский лес" также сформирована популяция из 40 особей. В 2011 году в Плейстоценовый парк (Якутия) были завезены зубры из Приокско-Террасного заповедника.

              P.S. Барс - в смысле снежный барс, ирбис.
              1. 0
                14 февраля 2017 14:48
                В Могилеве видел, в зоопарке специально кусок леса огородили, называется "зубровник". То есть, условия, максимально приближенные к лесу.
                Ирбис - ну, ему, наверно, горы нужны, да и ареал у него азиатский. Сейчас перечитал Вики вкратце, похоже, на территории средневековой Руси он не значился. request
                1. +1
                  14 февраля 2017 17:13
                  Не факт - Тмутараканское княжество включало предгорья Северного Кавказа, а там вполне подходящие условия для ирбиса, хотя это только догадка.
            2. 0
              18 августа 2017 09:27
              плюс тарпан - дикая лошадь.
              И, насколько помню, ее более мелкий подвид, проживавший в лесостепной зоне. Но могу ошибаться.
          2. +1
            15 февраля 2017 00:07
            Цитата: Оператор
            Вскочить на коня со всадником может только леопард.


            Но сможет ли он свалить коня со всадником? Лев, пожалуй, вероятнее.
            Кстати, леопард и барс - синонимы (когда это просто "барс", без прилагательного "снежный")
            1. +1
              15 февраля 2017 11:27
              Кстати, леопард и барс - синонимы (когда это просто "барс", без прилагательного "снежный")

              вот мне тоже казалось, что в древнерусском языке это так и обозначалось. А слово "Барсик" и так прочно в обиходе испокон веков, как котячья кличка laughing
            2. +1
              18 августа 2017 09:33
              Кстати, леопард и барс - синонимы
              Снежный барс является просто подвидом, адаптированным к высокогорью.
              1. 0
                18 августа 2017 09:46
                если не ошибаюсь, не совсем. кажется, есть отличия, существенные. кстати, у снежного барса самый длинный хвост laughing
                1. +1
                  18 августа 2017 10:33
                  И шерстка дымчато серая с белым и в крапинку.
                  Длинный или нет, но количество позвонков одно и то же.
                  Иначе с таким подходом дойдем до того, что низкорослых (карликов) и выскорослых будем записывать в подвиды. В том числе и для людей. Даже если у них общие родители.
                  1. 0
                    18 августа 2017 10:52
                    В том числе и для людей. Даже если у них общие родители.

                    сейчас модно раскладывать по гаплогруппам, даже куча апологетов есть на сайте, а у них свой Преподобный. laughing
                    РАН говорит следующее в своем докладе: "Снежный барс (ирбис) принадлежит к роду Uncia, который по ряду морфологических и поведенческих признаков занимает промежуточное положение между так называемыми большими кошками рода Panthera и группой мелких кошек, включающей несколько родов. В роде один вид: снежный барс или ирбис — Uncia uncia (Shreber, 1775).". Я только что скачал этот доклад. Еслит будем спорить по поводу барса - это будет неконструктивная потеря времени drinks
    2. +3
      14 февраля 2017 12:09
      Ну вот, сразу лев. Хотя чего бы львам и не водиться в южно-русских степях. Странно только, что одиночный лев. Вероятно, изгнанный из прайда старик. А где тогда сам прайд остался?
      Геракл где-то же надыбал льва в горах Греции.
      В пору моего детства еще ходили байки про тигров в камышовых зарослях Сыр-Дарьи и Аму. Хотя, думается мне это всего-то камышовых котов видели.
      В лесах вполне рысь могла быть этим самым лютым зверем.
      А уж гепарды так те вообще ручными были.
      Кто мог питаться буй-турами? Вот тот и был лютым зверем.
      1. +4
        14 февраля 2017 12:13
        в Греции львы были. То есть, про Геракла не врут древние греки. Тигры еще в средние века водились на Кавказе. А про Среднюю Азию - там тигры встречались даже в начале 20-го века, в пограничных районах.
        1. +3
          14 февраля 2017 12:17
          А на Кавказе до сих пор леопарды водятся. Раритетные.
          Про Дальний Восток и говорить нечего, если сам Гарант тигрят лечит. Там же и леопарды, тоже экслюзивные.
          Барсы в горах, не сильно от леопардов отличаются.
          .....
          ...
          Наткнулся тут, что мало кто способен назвать 12 подвигов Геракла. Я тоже не могу.
          Про птиц помню, про конюшни. Про льва и гидру.
          А вот как он прикидывался транссексуалом у Ипполиты - тоже подвиг? Или нет.
          Если нет - то значит древние греки были вполне себе мужичками. Определенно. Хоть и практиковали некие извращения.
          1. +2
            14 февраля 2017 12:20
            про кавказских леопардов - не знал, спасибо! А барс, обладатель самого длинного хвоста, практически никогда не нападает на человека, да и занимает непонятное место в систематике кошачьих.
            1. +3
              14 февраля 2017 13:30
              Так и в Израиле леопарды сохранились в незаселенном месте в пустыне Арава.
              Их немного, и их старательно охраняют (от браконьеров-бедуинов).
              И полосатая гиена в Израиле водится.
              Когда-то африканская фауна была распространена далеко
              на север в переднюю Азию и Казказ.
              1. +3
                14 февраля 2017 13:53
                видимо, теплее было, и народу меньше. А то, что природу храните - замечательно.
                Тут пару недель назад по радио слышал предложение какого-то замминистра в Белоруссии - делать колбасу из.. внимание.. бобров! Типа, их в 2,5 раз больше нормальной численности стало, надо применять по назначению..
                1. +3
                  14 февраля 2017 15:18
                  Бобров действительно много, даже на окраинах города встречаются, в Крепости деревья тоже портили, поэтому на них "разрешена охота с 1 сентября2016 по 31 марта 2017 г в светлое время суток как ружейным, так и безружейным способами." ссылка:http://belohota.by/news/s-1-sentyabrya-v-b
                  elarusi-otkryvaetsya-ohota-na-bo/
                  1. +3
                    14 февраля 2017 15:23
                    Добрый день! love у меня бывший сослуживец ходил на охоту. Его слова: "Самое вкусное, что ел - котлеты из бобра". good Еще дальше пошли средневековые католические монахи. Они объявили, что бобер - это.. рыба, и преспокойно жрали его за обе щеки в пост! fellow Может, если инициативу этого замминистра поддержат, то и я в июне колбасой из бобрятины у Вас полакомлюсь? wink
                    1. +3
                      14 февраля 2017 15:28
                      Не знаю, не знаю, но вот охотники уверяют, что самое вкусное это..... feel Ну не могу я это озвучить. fellow
                    2. +3
                      15 февраля 2017 02:18
                      Цитата: Микадо
                      Они объявили, что бобер - это.. рыба


                      Не весь - а только хвост laughing (он у бобра покрыт чем-то похожим на чешую)!
                      Было еще специальное постановление папы, для таких же хитро..опых постников:
                      "утки и водяные курочки, хотя и живут в воде, но рыбами не являются!" laughing
                      1. +1
                        15 февраля 2017 11:29
                        Папа им всю лафу обломал, изверг! crying
                    3. +1
                      15 февраля 2017 07:37
                      Вся моя семья обожает мясо нутрии. Я впервые ее попробовал в 1970 году, потом их везде продавали, но сейчас можно купить только на Юге РФ. В Пензе давно нет... А жаль - очень вкусный болотный бобр!
              2. +1
                15 февраля 2017 02:25
                Цитата: voyaka uh
                Когда-то африканская фауна была распространена далекона север в переднюю Азию и Казказ

                Бегемоты, у вас в Иордане водились еще во времена Исхода.
                А Тутмос 3й едва не погиб во время охоты на слонов... в северной Сирии! Только вот слоны там были, ЕМНИП, подвидом индийских, а не африканских.
                1. 0
                  15 февраля 2017 11:31
                  карликовый вид слона, ЕМНИП, водился даже на каких-то островах Средиземного моря, чуть ли не на Мальте (хотя там остров с плевок).
                  1. +1
                    15 февраля 2017 21:06
                    Цитата: Микадо
                    чуть ли не на Мальте (хотя там остров с плевок).

                    Точнее, на острове Гоцо, рядом с Мальтой - вот он уж точно с плевок!
                    А карликовый бегемот водился на Кипре. Потому и карликовые были, что места мало - гуглите "островная карликовость"
          2. +2
            14 февраля 2017 12:24
            Если нет - то значит древние греки были вполне себе мужичками. Определенно. Хоть и практиковали некие извращения.

            больше всего их практиковал "Священный отряд" из Фив. Зато равным ему не было, даже спартанцы в страхе бежали. Клятву верности (присягу, по нашему) воины "Священного отряда" приносили на могиле Иолая - друга (а может, и не только друга lol ) именно пресловутого Геракла.
          3. +3
            14 февраля 2017 15:44
            Цитата: Башибузук
            что мало кто способен назвать 12 подвигов Геракла. Я тоже не могу.

            А я забыл. Поскольку читал ещё лет 35-ть назад. crying
      2. +1
        14 февраля 2017 15:08
        Конкретные львы водились в те времена в Причерноморье и Приазовье.
      3. +3
        14 февраля 2017 15:54
        До сих пор спорят, а кто такой Бабр, что на гербе Иркутска изображен. Есть мнение, что вымерший не так давно зверь, хоть и семейства кошачьих, но не на тигра, не на барса не похож.
        1. +2
          14 февраля 2017 16:03
          тигр. Изначально был тигр, Насколько я понимаю, на восточных наречиях тигр идет как "бабр", пример - завоеватель Индии Бабур, дальше - Вики:
          "При очередном утверждении, уже Александром Вторым, герба Иркутской губернии в Санкт-Петербургскую герольдию пришло «с места» описание герба со словом «бабр» вместо «тигр», что «на сибирском наречии» совершенно одно и то же. Неизвестный чиновник герольдии в описании «исправил» «а» на «о», и получилось «бобр, несущий в зубах соболя». Таковым герб губернии был Высочайше утверждён 5 июля 1878 года. Неточность никто не заметил, поскольку день утверждения герба — 5 июля 1878 года — был уникальным в русской геральдике: царь в Царском Селе одновременно утвердил 46 гербов территорий Российской Империи (35 губернских и 11 областных), то есть более половины гербов всех существовавших на тот момент губерний (83-х).
          Следует отметить, что, несмотря на это, художниками никогда не было нарисовано ни одного изображения иркутского герба с бобром. Вместо этого «бабру» в гербе пририсовали большой, похожий на бобровый, хвост и перепончатые задние лапы, создав новое мифическое животное, которое можно условно назвать «геральдическим бабром».
          "
          То есть, прислали запрос на герб, поименовав тигра местным словом "бабр", которым его называли в Иркутске, несомненно, позаимствовав это слово у коренных народов, дальше - российское раздолбайство.
          1. +3
            15 февраля 2017 02:32
            Цитата: Микадо
            тигр. Изначально был тигр

            "бабр" изначально - любой "крупный хищник семейства кошачьих, на которого охотятся ради шкуры". В фарси - обычно тигр, но имя "Бабур" традиционно переводят как "лев", а по-казахски "бабыр" - это... гепард!
            То же самое - с грузинским "вепхиа": у Руставели это леопард ("Вепхисткаосани" - калька персидского "Палангпаруш", это один из ников Рустама, а "паланг" - однозначно леопард), но у нас традиционно переводят как "тигр", хотя в современном грузинском это по умолчанию - "лев" laughing
            1. +1
              15 февраля 2017 11:35
              "бабр" изначально - любой "крупный хищник семейства кошачьих, на которого охотятся ради шкуры". В фарси - обычно тигр, но имя "Бабур" традиционно переводят как "лев", а по-казахски "бабыр" - это... гепард!

              это совпадает с Вашим предыдущим комментарием. То есть, предположу, если древнерусский человек говорил "барс" - то, скорее всего, он тоже имел ввиду крупного кошачьего, без подразделения на конкретный вид. Такое же широкое понятие. good
              1. +1
                15 февраля 2017 21:09
                слово "барс" происходит из хатти (прото-хеттского, от которого происходят абхазский и адыгский) - и там оно означало только леопарда и никого иного, ибо - священное животное Богини-Матери!
                1. +1
                  15 февраля 2017 23:33
                  Адыги и абхазы - носители кавказской гаплогруппы G. Их язык не индоевропейский.

                  Хетты - это северные семиты (J2), ассимилированные ариями, их язык индоевропейский на основе санскрита.
          2. +1
            15 февраля 2017 03:44
            Цитата: Микадо Вместо этого «бабру» в гербе пририсовали большой, похожий на бобровый, хвост и перепончатые задние лапы, создав новое мифическое животное

            Спасибо! Вот насчет перепончатых лап и были сомнения на счет тигра. Он, в отличии от многих семейства кошачьих, хоть и любит воду, но не да такой же степени. laughing
            1. +1
              15 февраля 2017 11:33
              посмотрите в Вики первый герб Иркутска 18-го века. Четко изображен тигр с соболем в зубах. А вот когда начали его переутверждать и писать "наверх", вот тут-то все и заверте.. Из-за разницы в диалектах и терминах, употребляемых в конкретной местности!
              1. +1
                15 февраля 2017 16:53
                Я так понимаю, что если зверь не мифический, то тигры должны были водиться возле Байкала!
                1. +1
                  15 февраля 2017 16:59
                  вполне! По другую сторону Байкала точно. В любом случае, шкуры их в город привозили. Да и коренные народы, наверняка, упоминали тигров в фольклоре, то есть, их предки пусть за 200 лет до этого, но с ними сталкивались. Я, когда узнал про "бабра", тоже своего кота Микадо теперь этим слово называю - подходит! drinks
                  1. +1
                    16 февраля 2017 04:25
                    Цитата:Микадо тоже своего кота Микадо теперь этим слово называю - подходит!

                    laughing good Кот, он и на гербе достоин изображения!
                    Ох, некоторым двуногим без перьев, положительных качеств Кота, очень сильно не хватает. При чем катастрофически. drinks
      4. +1
        15 февраля 2017 00:15
        Цитата: Башибузук
        Геракл где-то же надыбал льва в горах Греции.


        В Греции львы водились и лет через 700 после Геракла - во времена классической античности. Посмотрите в википедии карту, где красным цветом показан исторический ареал льва. На Северном Кавказе львы водились - а в поисках добычи они иной раз могут за сотни километров прогуливаться, так что в степи Мономах со львом встретиться мог!
    3. +1
      14 февраля 2017 13:34
      скорей с фашиской германией аналог
      1. +1
        14 февраля 2017 13:52
        фашисты ставили промышленность других государств себе на службу. Хотя.. элемент принуждения и расправ был везде. Я же говорю, "империи на штыках" сходны.
        1. +2
          14 февраля 2017 15:50
          Да, кое что фашики заимствовали. Ту же кожу человеческую, волосы. Ну и не много дальше пошли. Землица то по-хуже будет, так, что пепел по назначению использовали. А, вообще, без страха Божьего, что из человека можно сделать?! Да и он, не всегда помогает.
          1. +2
            14 февраля 2017 16:08
            еще мыло варили. Короткие волосы шли на стельки для тапочек для подводников. Бррр....
          2. +2
            15 февраля 2017 00:20
            Цитата: avva2012
            кое что фашики заимствовали. Ту же кожу человеческую, волосы


            Ну, фашисты из человеческой кожи только абажуры и кошельки делали. А как Вам лосины из куска кожи, целиком содранной с соответствующей части тела? Такие любили носить века на полтора пораньше товарищи французские революционеры - тот же Сен-Жюст, к примеру. Европа-с - не то что мы, дикари лапотные...
  9. +2
    14 февраля 2017 11:50
    Цитата: Башибузук

    Стилистика текста никак не соответствует В. Шпаковскому.

    Интрига в том, что этот текст есть компиляция из текста моей докторской диссертации, написанной еще в 2000 году (то есть так я писал 17 лет назад) и перевод книги Д. Доусона "Первые армии" - то есть рерайт рерайта + еще рерайт. Вот, кстати, эта книга, там очень много про Ассирию и интересно, но в основном опять же про ее армию.
    1. +4
      14 февраля 2017 12:00
      Написано хорошо. Но, я было, подумал, что это писала одна из ваших коллег, Светлана, по-моему.
      А сам текст весьма познавателен. Словно бы для школьного учебника по Древней истории.
      Теперь-то понятно, что перевод перевода.
      " с древнейших времен пиво является излюбленным напитком человечества" - хотя начальный текст был - "..искусство пивоварения старо настолько, сколь насчитывает история человечества". Восемь переводов всего-то.
      1. +3
        14 февраля 2017 13:24
        Нет, если бы Светлана, я бы так и написал. Зачем мне приписки в открытом доступе? Просто (и здесь Вы совершенно правы насчет учебника!) изначально это текст готовился в книгу для чтения по истории Др.Мира. Но с ней не получилось. Получилось с книгой про Средневековью: "Рыцари. Замки.Оружие". А этот текст попал в разные места (не пропадать же) и вот ждал своего часа, пока кто-то здесь на ВО не возжелал материала про Ассирию. Ну, я вспомнил про "загашник" и сделал его.
        1. +2
          14 февраля 2017 15:22
          Какие у вас изумительные "загашники"! good А что нибудь про Турцию?
          1. +2
            14 февраля 2017 16:39
            Про Турцию так: меня интересовало только турецкое оружие и прежде всего музей Топкапы. Туда ездил один один мой приятель и отснял много всего, но... плохо отснял. Поэтому я и не даю материал. Надо бы им написать, попросить прислать качественные фото. Но... как-то недосуг. Есть очень интересная книга по турецкому оружию одной замечательной женщины. Но... переписывать ее... не интересно. Но если Вас тема интересует, я обещаю подумать...
            1. +2
              14 февраля 2017 16:55
              Подумайте, подумайте там оказывается тоже интересно. Когда я увидела всадников в доспехах, подумала, что это русские .
              1. +1
                14 февраля 2017 17:21
                То есть Вы там были у Вас есть хорошие фото и Вы молчали? Ай-ай! Надо бы сразу предложить: мои фото - ваш текст!
                1. +1
                  14 февраля 2017 17:31
                  К великому сожалению, нет! Может у кого то здесь есть?
            2. +3
              14 февраля 2017 16:56
              Интересно, а Тульский музей оружия не может фото предоставить? Там ведь и ружья турецкие есть, и ятаганы-кинжалы. Был там в детстве. Лепота. good
              1. +2
                14 февраля 2017 17:20
                Значит так: переписка с нашими музеями это... русская рулетка. Могут прислать, могут не ответить. Могут ответить, у нас нет и быть не может, могут сказать - "витрина не открывается". Могут все!!!!!!!!! Это... Россия, увы! Были случаи, что мне присылали фото из музеев,да, но было и... нет. А было такую сумму за них заламывали, что... например, 25 долларов за фото! Согласитесь, что сидеть и тратить время на пустые хлопоты глупо. Западные музеи обычно имеют фотофонд, откуда можно брать фото даже не спрашивая. Например, один наш московский музей 250 р. требует за фото с его сайта. И с кем лучше и легче работать?
                1. +1
                  14 февраля 2017 17:38
                  а разве фото с сайта не бесплатные? Зачем тогда размещают? бред какой-то.
                  1. +3
                    14 февраля 2017 18:11
                    Цитата: Микадо
                    а разве фото с сайта не бесплатные? Зачем тогда размещают? бред какой-то.

                    Вот и меня этот вопрос интересует. Если я статью накропаю про ХО и надергаю фоток из интернета, меня что, в плагиате могут обьвинить? Дурость полная. request
                    1. +2
                      14 февраля 2017 18:22
                      Я не автор статей, но представляется следующее: статьи на ВО обязательно проверяют на плагиат - желающему просто так нарезать кусков из вики и с оружейных сайтов не получится, придется еще и пересказать своим языком. Насчет фото не в курсе, но, думаю, если и помещать, то малоизвестные, а не те, которые все знают. Иначе развернут.
                      Тут Калибр поднял вопрос, скорее, законодательного использования чужих фото. Хотя, с другой стороны - ну, надергал ты фото из музея. Кто узнает об этом? музей будет мониторить портал ВО? В общем, тут надо смотреть законодательство об авторском праве. Думаю, многоуважаемый Калибр сможет просветить. soldier
                      Друзья, спасибо за сегодняшнюю дискуссию, всем хорошего вечера, я домой! drinks Вроде, праздник сегодня. wink а завтра с утра у меня, как всегда - "здравствуй, люки!" fellow
                      1. +3
                        14 февраля 2017 18:35
                        Вот эту я с тырнета стырил.
                        Но точно такая у меня есть в учебнике "Тульский музей оружия", который у меня ещё со времен Брежнева имеется. Какой же это плагиат, если у меня такая же фотка есть? Ну, почти такая. А? Протестую. sad sad
                      2. +2
                        14 февраля 2017 19:35
                        На сайтах обычно проверяется ОРИГИНАЛЬНОСТЬ ТЕКСТА. Фото проверить очень трудно и обычно это оставляется на совести автора. Но сайт может удалить фото, если кто-то пожалуется. С книгой не так! Поэтому, например, в своих "Самураях" мне пришлось не столько искать фото, сколько смотреть - "паблик домайн" или нет!
                    2. +3
                      14 февраля 2017 19:31
                      Значит так: ЗАКОНЫ НАДО ЗНАТЬ! ВСЕ ФОТО В ИНТЕРНЕТЕ ИМЕЮТ СОБСТВЕННИКОВ!!! Но... выкладываются на разных условиях и надо смотреть на каких. Например, фото ПАБЛИК ДОМАЙН - это значит, что прошло 70 лет с момента первой публикации, или он САМ написал - паблик домайн! Такие фото - СЧАСТЬЕ для журналиста. Их можно брать и помещать в свои статьи и книги без ограничений. Есть масса фото, выложенных на определенных условиях (и там написано, на каких). Например, что нужно упомянуть автор фото. Или что его можно тиражировать только с его разрешения!
                      Вы можете на все эти условия "забить". Но... если Вас поймают на нелицензированном использовании чужих фото - пеняйте на себя! Поэтому... лучше: А - искать фото паблик домайн, Б - снимать самому, В - получать разрешения и указывать в конце статьи - Автор благодарит... за предоставленные фото! Только так! Иначе не только в плагиате могут обвинить, но и в суд подать на... очень большие деньги! Или, в лучшем случае, потребовать от сайта убрать фото. В лучшем...
                      1. +3
                        14 февраля 2017 19:41
                        Спасибо за информацию. Товарищи модераторы, прошу убрать это фото неизвестного происхождения, я из учебника такое же выложу, когда сфоткаю. Учебник то мой вроде. Аж 77-ого года выпуска. request
                  2. +1
                    14 февраля 2017 19:46
                    Вот и я удивляюсь! Нафиг их размещать... за бесплатно. Кому это надо?
            3. 0
              14 февраля 2017 17:15
              Вы знаете, я пытался фотографировать в Артиллерийском музее. Я, конечно, не профессионал.. Но освещение там отвратительное. То есть, фото есть, но так себе. Не будешь же ты требовать достать себе каждый образец из витрины request
              1. +1
                14 февраля 2017 19:40
                Вы можете даже освещение свое туда принести, но... написать письмо на имя директора с просьбой разрешить профессиональную съемку с освещением. Но это дорого!
  10. +2
    14 февраля 2017 12:22
    Что же Ашшурбанапал то даже упоминания не удостоился.
    1. +1
      14 февраля 2017 12:29
      так только первая статья про ассирийцев. Думаю, Автор растянет удовольствие подачи материала. Подождем-с! drinks
    2. +3
      14 февраля 2017 12:56
      Во второй часть Ваш Ашшурбанипал будет упомянут во втором же абзаце, где будет дан барельеф из Нимруда. И куда Вы так все спешите?
  11. +2
    14 февраля 2017 13:21
    Цитата: Оператор
    Собственно Ассирия как была так до самого конца и осталась мелочью пузатой - городом-государством, в отличии от Египта или Ирана.

    Никаких действий по ассимиляции завоеванных народов Ассирия не предпринимала, только разрушала, грабила и эксплуатировала завоеванные территории - в общем, паразитировала на соседях.

    На том и погорела.
    1. +1
      14 февраля 2017 15:57
      Да, можно сказать, что окрестным народам просто надоело постоянное тиранство Ассирии и они объединились и раздолбали ее, как Бог черепаху! Потому, что много кого в то время завоевывали. Но чтобы так... "до основакния", это "повезло" только ассирийцам.
      1. +1
        14 февраля 2017 17:25
        Ассирийцам надо было работать (а не почивать на лаврах) - продолжать территориальную экспансию вплоть до естественных географических границ, ассимилировать завоеванные народы, формировать единый пантеон богов, создавать единый госаппарат в центре и на местах, налаживать внутренний рынок и т.д. и т.п.

        По примеру Египта, Китая, Персии и России.
      2. +1
        15 февраля 2017 00:41
        Цитата: kalibr
        Потому, что много кого в то время завоевывали. Но чтобы так... "до основакния", это "повезло" только ассирийцам.

        Не соглашусь! Есть четкая закономерность: когда во время междоусобицы одна из сторон прибегает к помощи извне - это очень часто означает трындец! И упадок Миттанни с этим связан (мятеж Шуттарны, на чем и поднялась Ассирия), и гибель Хеттии (мятеж Курунты и затем, похоже, кого-то из его потомков). Ашшурбанапал разбил вавилонян Шамаш-шум-укина, несмотря на помощь Элама, но зато разорение Вавилона аукнулось его сыну Син-шар-ишкуну.
  12. +2
    14 февраля 2017 13:30
    Статья - супер! good Спасибо...
    1. +5
      14 февраля 2017 15:39
      Цитата: voyaka uh
      Статья - супер! Спасибо...

      Угу. Я обычно критиканством занимаюсь, но здесь понравилось. Основательный подход.
      1. +4
        14 февраля 2017 15:54
        Это не у меня основательный подход. Это Доун Доусон отличный специалист, а я только хороший переводчик в данном случае. Ну и понятно, что и ему и мне было приятно ползать с лупой (мне) по картинкам из Британского музея, а ему самому - там шляться и все снимать (хотя и не все!). Но... вот тут я всегда горжусь за свою страну: у нас очень академический подход к изложению. То есть - источниковая база, указания на происхождение артефакта... Все это у нас в исторических работах априори воспринимается как должное. Там нет. Там фото (откуда непонятно, кусок чего это - непонятно) и написано, "как вы видите это шлем". А я и так вижу, что это не кастрюля, но откуда этот артефакт, где его можно вживую увидеть? Вот этого у них нет, или бывает очень редко. И опять же - у меня указано откуда библейские тексты. Там очень часто: "Текст из Библии".
  13. +5
    14 февраля 2017 15:57
    ....да и сам царь подобен и льву,...
    На востоке до сих пор сохранилось сравнение, обращение к мальчику, к мужчине -" Мой львёнок,... мой лев".
    1. +2
      14 февраля 2017 19:13
      Не только на востоке.
      я своего внука зову то леопардиком, то львенком.
      родился под созвездием Льва. зовут Леопольдом Александром.
      а Леопольд - и леопард - практически одно и то же.
      заодно и букву -Р- приучаю произносить по-русски, раскатисто.
      1. +5
        14 февраля 2017 19:19
        Вот видите как здорово, чем больше общаемся, тем больше узнаём! good Здоровья Вашему внуку, львёнку! love
  14. 0
    14 февраля 2017 19:38
    мордвин 3,
    Dura lex sed lex — «закон суров, но это закон». Поэтому лучше снимать самому или брать разрешение у музея на публикацию его фото из его фотофонда. На Западе там просто: открытый фотофонд - бери любые фото с указанием откуда и все!
  15. 0
    14 февраля 2017 19:47
    мордвин 3,
    Ну, тут Вы можете не стараться. Таких фото ятаганов много. Но... каждое фото в твоей статье это... некий риск, если оно не твое и не паблик домайн! Да в ВИКИПЕДИИ надо смотреть: там есть фото паблик домайн и есть лицензионные. И последние имеют разные виды лицензий.
  16. 0
    14 февраля 2017 22:06
    «Ниневия со времени существования своего была как пруд, полный водою, а они бегут. „Стойте, стойте!“ Но никто не оглядывается. Расхищайте серебро, расхищайте золото! нет конца запасам всякой драгоценной утвари. Разграблена, опустошена и разорена она, — и тает сердце, колени трясутся; у всех в чреслах сильная боль, и лица у всех потемнели. Где теперь логовище львов и то пастбище для львенков, по которому ходил лев, львица и львенок, и никто не пугал их, — лев, похищающий для насыщения щенков своих, и задушающий для львиц своих, и наполняющий добычею пещеры свои и логовища свои похищенным? Вот, Я — на тебя! говорит Господь Саваоф. И сожгу в дыму колесницы твои, и меч пожрет львенков твоих, и истреблю с земли добычу твою, и не будет более слышим голос послов твоих».
    Книга пророка Наума (2: 8 — 13)
  17. TIT
    +1
    14 февраля 2017 22:36
  18. 0
    15 февраля 2017 00:25
    Цитата: Weyland
    леопард и барс - синонимы (когда это просто "барс", без прилагательного "снежный")

    Согласен.