Броня в воздухе. Летят перелетные… танки!

4
Что приходит на ум при словах «летающий танк»? В первую очередь, вспоминается легендарный самолет-штурмовик Ил-2. Удачное сочетание защиты, оружия и летных качеств позволило стать ему самым массовым боевым самолетом за все сто с лишним лет авиации – было выпущено больше 36 тысяч экземпляров этого самолёта. В истории танкостроения, которое незначительно моложе авиации, также предпринимались попытки сделать свою версию защищенного аппарата, оснащенного хорошим оружием и способного к полету.

Главной причиной всех этих работ была надобность в быстрой переброске большого количества личного состава и техники. Насидевшись в окопах Первой Мировой, военные видели следующую войну исключительно молниеносной и моторизированной. Подвижной состав железной дороги вполне справлялся с объемами соответствующих перемещений, но мог работать только там, где есть пути. Автомобильные перевозки в то время еще не в полной мере отвечали требованиям военных. То же касалось и авиации: имеющиеся типы не могли поднять даже легкий танк. В воздухе стала витать идея о собственных крыльях для танка. В те времена прогресс делал большие шаги, и такие фантастические идеи почти не выглядели чем-то бесперспективным. Точно так же и целая танковая армия, в прямом смысле слова, летящая во вражеский тыл, смотрелась вполне разумным средством ведения будущей войны.

Wings Of Tank. Американская версия

Одним из первых почти готовый проект летающего танка предложил американский конструктор Джон Уолтер Кристи. Тот самый, который создал систему танковой подвески и стал «дедушкой» ряда советских танков. Первой конструкцией с авиаперспективами стал его легкий танк M.1932. Благодаря широкому использованию дюралюминия боевая масса танка не превышала пяти тонн. Планировалось, что эта машина будет доставляться к месту боя на самолетах, а при действиях на пересеченной местности она могла бы оснащаться специальными крыльями, с помощью которых преодолевать препятствия танк мог по воздуху. Скорости на гусеничном ходу около 90 км/ч, по замыслу Кристи, хватало бы для подлетов на расстояние в пару-тройку десятков метров. Следующий танк Дж.У. Кристи – M.1933 – тоже предназначался для транспортировки самолетами и имел возможность подлетать над препятствиями.

Однако оба танка только планировалось оснащать крыльями. Из каких-то своих соображений американские военные не обратили никакого внимания на крылья для танка, да и к самим бронемашинам, стоит сказать, отнеслись холодно. Поэтому дальше собственно идеи танка с крыльями дело не пошло. Кроме того, учитывая тогдашнее состояние дел в машиностроении, летающий M.1932 выглядел сомнительно. Хотя бы потому, что в поздних вариантах танк должен был не просто планировать, разогнавшись по земле и взлетев, но и иметь отдельный воздушный движитель. В этом случае разбег начинался на гусеницах, а в середине взлетной дистанции при помощи отдельного блока в трансмиссии мощность двигателя начинала передаваться не на гусеничный движитель, а на воздушный винт. Даже сейчас такая трансмиссия выглядит неудобной или даже нереализуемой. Как уже говорилось, военные США не проявили интереса к летающей версии M.1932 или M.1933. Зато танки Кристи привлекли внимание советских военных. Но и им тоже крылья в комплекте к американскому танку не приглянулись.

Танкисты, на взлет!

Однако вскоре Наркомат обороны изменил свое мнение. Группе конструкторов под руководством А.Н. Рафаэлянца в начале 33-го года поручили проработать тему комплекта крыльев для легких танков и построить опытный образец. Конструкция Рафаэлянца довольно сильно отличалась от идей Кристи. Во-первых, летный комплект для танка был выполнен по схеме моноплана; во-вторых, он имел собственное шасси – подвеска танка от жесткой посадки не страдала; а в-третьих, был применен толкающий воздушный винт: передача мощности от двигателя значительно упростилась. В качестве бронетанкового «фюзеляжа» был выбран легкий танк БТ-2. Установка летного комплекта на танк осуществлялась силами экипажа последнего, а его отсоединение осуществлялось без покидания машины. Благодаря этому БТ-2 мог прилететь в заданный район, сесть, сбросить крылья и пойти в атаку. В целом, концепция выглядела жизнеспособной. Но только концепция: мощности двигателя танка в 400 лошадиных сил для нормального полета было недостаточно (сказывалась «аэродинамика утюга», присущая большинству танков), а экипаж, сокращенный Рафаэлянцем до двух человек, должен был проходить сразу и танковую, и авиационную подготовку. Предлагалось заменить родной двигатель на авиационный М-17, облегчить конструкцию при помощи замены некоторых деталей и т.д. Но даже так максимальная скорость крылатого танка не превышала 160 км/ч, а маневренность и взлетно-посадочные характеристики обещали быть, мягко говоря, неудовлетворительными. Построили деревянную демонстрационную модель и провели несколько продувок меньшего макета в ЦАГИ. В середине 1933 года в НИИ ВВС вынесли окончательный приговор проекту. Его признали бесперспективным, хотя сама идея была достойной внимания.

Одновременно с Рафаэлянцем «окрылить» танк пытался Н.И. Камов. Его проект тоже основывался на танке БТ-2, но по своей сути это был автожир. Как и у Рафаэлянца, танковый двигатель вращал толкающий винт в кормовой части машины. На верхней части БТ-2 крепился несущий винт со складывающимися лопастями. Для перевода винта из походного в полетное положение и наоборот танкисту приходилось немного высовываться из башни танка. Прорабатывались варианты облегчения конструкции бронемашины путем изменения материалов некоторых деталей. По расчетам, безо всяких доработок БТ-2, оснащенный летным комплектом, мог разгоняться в полете до 130-140 км/ч и садиться с минимальным пробегом на любые площадки. Танк-автожир был воплощен в дереве и продут в аэродинамической трубе. Результаты были такие же, как и у проекта Рафаэлянца.

Следующий шаг в «облете» танков в 1937 году предпринял конструктор М. Смалько. В инициативном порядке он создал собственный проект танка-самолета. На этот раз предлагалось использовать не серийный танк с некоторыми доработками, но абсолютно новую машину, пусть даже и созданную на базе существующих. За основу Смалько взял танк БТ-7 и значительно изменил его конструкцию. Так, обводы бронекорпуса стали более аэродинамически чистыми, а также поменялась компоновка машины. В носовой части танка, названного МАС-1 (Малый Авиационный Смалько Первый, также иногда именуется ЛТ-1 – Летающий Танк Первый), конструктор разместил моторное отделение. Трансмиссия при этом осталась в корме, а боевое отделение и отделение управления оказались в средней части танка. Двигатель на летающем танке предлагалось устанавливать авиационный – М-17 (715 л.с.). Вооружение танка сугубо пулеметное: два 12,7-мм ДК (боезапас 2000 патронов) и 7,62-мм ШКАС (3000 патронов). В целом, ничего особенного. Самое интересное касается крыльев и хвостового оперения. Смалько решился сделать летный комплект интегрированным в конструкцию танка. Центроплан крыла состоял из двух частей, крепился по бокам бронекорпуса и выдерживал попадания пуль. Внутри его в походном положении размещались консоли. Перед взлетом раскрывался складываемый воздушный винт (тянущий – он даже потребовал поставить на пулемет ШКАС синхронизатор огня), центроплан поворачивался вперед, а из него выезжали консоли. Размах, таким образом, составлял 16,2 метра. Хвостовое оперение выдвигалось при помощи специальных кареток в корме танка. Раскладывание крыла и оперения происходили одновременно. Смалько обещал скорость полета до 200 км/ч и дальность около 800 километров. Немало для машины с боевой массой в 4,5 тонны. Однако дело, как и прежде, закончилось на деревянном макете. Претензии к МАС-1, преградившие ему путь в серию, были те же самые, что и к конструкциям Рафаэлянца и Камова: необходимость подготовки танкистов-летчиков, проблемы с аэродинамикой, сложность поиска тактической ниши и т.д. Кроме того, у танка Смалько были слишком слабые для конца 30-х бронирование и вооружение.

Последняя попытка советских конструкторов сделать из танка самолет или хотя бы планер относится к началу сороковых годов прошлого века. В самом начале Великой Отечественной войны конструкторскому коллективу, который возглавлял О.К. Антонов, поручили разработку планеров для доставки грузов партизанам и соединениям, попавшим в окружение. Со временем появилась идея возить на планерах не только тушенку и патроны, но и солидное оружие. Выбор пал на легкий танк Т-60. Летный комплект для него под названиями «КТ» (Крылья танка) или А-40 начали разрабатывать в конце 41-го. Планировалось внести в конструкцию бронемашины только необходимый минимум изменений – чтобы не мешать серийному производству – поэтому решили делать безмоторный планер. Буксировщик ТБ-3 должен был поднимать планер А-40 с подвешенным танком и выводить его на рубеж в 30-40 километров от места посадки. Там планер отсоединялся, танкисты самостоятельно проделывали оставшийся путь и садились в заданном месте. Сброс крыльев и легкий танк идет в бой.

2 сентября 1942 года «КТ» впервые поднялся в воздух вместе с танком Т-60. За штурвалом танка-планера был летчик С.Н. Анохин, а буксиром командовал П.А. Еремеев. Танк, надо заметить, был значительно облегчен: сняли боекомплект и оружие, убрали крылья над гусеницами, а топлива оставили, что называется, на дне. В итоге танк с крыльями стал весить «всего» 7800 килограмм. Для ТБ-3, пусть даже и с моторами АМ-34РН, это была немаленькая нагрузка. Разбег прошел непросто, но без особых сложностей. Отрыв… Танк, что любопытно, прекрасно слушался рулей – сказалась бипланная схема. Минут через 10-12 после взлета стало ясно, что даже на взлетном режиме самолет-буксировщик не сможет разогнаться больше, чем до 130-135 километров в час. Та же беда была и с высотой: самолет с планером еле-еле «залезли» всего на 40 метров. На 15-й минуте полета начала угрожающе расти температура воды в двигателях. Летчики приняли решение отцеплять планер и садиться врозь. Анохин без особых проблем сел в поле и вскоре поехал в сторону своего аэродрома. На этот счет есть и другая версия, больше похожая на байку: Анохин приземлился в районе одного из аэродромов вдалеке от «родного» ЛИИ и, не сбрасывая крылья, поехал в сторону командного пункта. Из-за секретности испытаний, работников соседних аэродромов не предупредили о летающем танке и те, не опознав летательный (летательный ли?) аппарат, проявили бдительность. «Шпиона» взяли в плен, а потом вместе с танком передали подоспевшим сотрудникам ЛИИ. Полет второго сентября оказался первым и последним для «КТ». Теперь уже опытным путем была доказана принципиальная возможность создания летающего танка и опытным же путем подтвердились сложности практического использования подобной машины. Главная претензия была к самолету-буксировщику: ТБ-3 не справлялся с нагрузкой, а более мощный ТБ-7 (Пе-8) был гораздо менее массовым, из-за чего никто не стал бы выделять машины для переброски танков. А в 43-м году танк Т-60 сняли с производства и к теме планеров более не возвращались.

Танкисты-летчики за границей

В зарубежных государствах работы по летающим танкам шли куда менее активно, чем в Советском Союзе. То ли надобности в такой технике не было, то ли сомнения одолевали людей на ответственных постах, а то ли свое взял здоровый консерватизм. Поэтому во всем мире из стадии первоначальной задумки вышло почти столько же проектов, сколько разрабатывалось в СССР.



В Великобритании 1943 года полным ходом шли подготовительные работы к высадке в континентальной Европе. Политическое руководство страны иной раз даже старалось оттянуть день десантирования, поэтому времени было полно. Среди прочих им пользовался Рауль Хафнер, работавший в исследовательском центре десантных сил. Для переброски сил через Ла-Манш требовались грузовые планеры, и Хафнер предложил свое видение проблемы: планер, оснащенный несущей поверхностью, аналогичной роторному парашюту Roto-Shute, созданному самим Хафнером. По своему действию Roto-Shute аналогичен винту автожира. Так что десантный планер Хафнера с полным правом можно считать безмоторным автожиром. Инженер подготовил два проекта: Rotatank и Rotabuggy. Первый подразумевал оснащение летным комплектом танка, второй – джипа. Танк Valentine в итоге не полетел и даже не «примерил» винт, а вот «Ротабагги» полетать довелось. Это был самый обычный «Виллис», на который установили дополнительное остекление, фанерную крышу и обтекатель кабины, систему управления и деревянное хвостовое оперение. Венчали конструкцию стойки со втулкой и лопастями. Рулевых поверхностей на Rotabuggy не было – их функции выполняла наклонная втулка винта.

Броня в воздухе. Летят перелетные… танки!


16 ноября 1943 года «Ротабагги» впервые взлетел, буксируемый бомбардировщиком A.M.38 Whitley. На разбеге автожир вел себя неплохо, но после отрыва началось непредвиденное. Два летчика-испытателя, находившиеся в кабине «Виллиса» быстро поняли, что управлять аппаратом, мягко говоря, непросто. Усилия на ручке управления были таковы, что экипажу приходилось общими силами перемещать ее. К тому же аппарат нещадно мотало: он то подлетал к самолету-буксировщику, то норовил свалиться в штопор. После посадки летчиков пришлось буквально выносить на руках. Из последних сил они пытались ругаться, чем и подтверждали неудачность конструкции. Rotabuggy и Rotatank закрыли и больше к подобным идеям в Англии серьезно не возвращались.

1941 год. Япония формирует парашютно-десантные части и им требуется бронетехника. Транспортных самолетов достаточной грузоподъемности нет и не предвидится, поэтому в Стране восходящего солнца создается специальный танк-планер «Тип 3» или «Ку-Ро». От другой японской, да и мировой, бронетехники он отличался сравнительно узкой лобовой проекцией. Именно узкой, а не низкой, как обычно старались сделать конструкторы. Ширина корпуса «Ку-Ро» была обусловлена требованиями аэродинамики. Поэтому экипаж состоял всего из двух человек: водитель-механик-пилот находился в передней части танка, а командир – за ним, в орудийной башне. Два крыла крепились к бокам бронекорпуса, а Т-образное хвостовое оперение размещалось на корме танка. Работы шли очень долго и сложно, как результат, первый макет «Типа 3» был готов только в 1943 году. Появление деревянного танка не улучшило ситуацию и только к 45-му наконец изготовили опытный экземпляр. Правда, к этому времени Японии было уже не до десантируемых танков: война шла к концу. В начале 1945 года проект закрыли, а десантникам всю войну пришлось пользоваться существующей серийной бронетехникой.

Конец эпохи

Уже в середине Второй Мировой войны в большинстве воюющих стран пришли к выводу, что десантирование танков с воздуха имело большое будущее, но слабое настоящее. Существующие самолеты не могли перевозить танки с достаточными боевыми характеристиками, а те танки, которые помещались в самолетах и планерах, в свою очередь, не представляли собой грозной силы. Поэтому последние разработки в сфере оснащения танков летными комплектами закончились уже в 1943 году, хотя, как уже говорилось, японцы «держались» до 45-го. Массовое авиационное десантирование бронетехники началось немного позже, когда появились крупные и тяжелые военно-транспортные самолеты. Но это уже другая история.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    7 февраля 2012 08:59



    КТ Антонова, представлявший собой доработанный и оснащенный крыльями Т-60 – единственный танк, реально увидевший небо. Но отсутствие достаточно мощных самолетов-перегонщиков не позволило начать Великую освободительную войну посредством летающих танков


    1944 год, Нормандия, открытие второго фронта, выгрузка танков Tetrarch из английского десантного планера Hamilcar

    Конечно же, описанный выше эпизод – это фантастика. Хотя она вполне могла бы стать реальностью, если бы уникальный вид техники – летающий танк – был принят на вооружение.

    Первые танки, впервые появившиеся на полях сражений в Первую мировую войну, представляли собой весьма грубые конструкции. Впрочем, это не помешало военным увидеть в неуклюжих гусеничных бронированных коробках совершенно новый вид вооружений, который очень скоро в корне изменил всю военную мысль. Наряду с танками генералы получили и еще одну новую игрушку – только что оперившуюся авиацию. Залечивая раны и готовясь к будущей войне, практически все страны стали активно изучать новые виды техники и создавать учебники по тактике совместного использования новейших вооружений. После негативного опыта позиционной войны начала века военными умами завладела идея «молниеносной войны», когда основные военные и силовые объекты захватывались танковыми клиньями, действовавшими в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией. Но у этой красивой идеи был один большой минус. Требовалось быстро и в сжатые сроки перебрасывать огромные танковые армии на новые места, а это не всегда было возможно из-за дорожных условий и сопротивления врага. Архаичные бомбардировщики 1930-х не могли возить ничего кроме самих себя, экипажа да 2–3 т полезной нагрузки. Под этот весовой предел подпадали легкие бронеавтомобили и танкетки, но их было явно недостаточно для ведения военных действий. Тогда и пришла идея – не использовать чужие крылья, а приделать к танку его собственные и заставить бронетехнику перемещаться самостоятельно. Так была сформулирована концепция летающих танковых армад, внезапно появляющихся во вражеском тылу после скрытной высадки. Дело оставалось за малым – создать летающий танк.

    Летающая крепость

    Идею летающего танка предложил в 1932 году американский инженер Джон Уолтер Кристи (именно на основе его проектов в СССР были разработаны колесно-гусеничные танки БТ). На первом этапе Кристи изготовил из дюралюминия и стали безбашенную машину М.1932. Американская пресса писала: «Эта настоящая летающая крепость вооружена 75-мм орудием. Благодаря идеям мистера Кристи машина получилась удивительно легкой, ее масса не превышает 4 т. Танк готов к защите Америки от любых нападений».

    Танк Кристи имел двойные пневматические шины на основных катках. В комплекте с 750-сильным двигателем это давало возможность развивать на гусеницах скорость до 90 км/ч, а скинув гусеницы, М.1932 превращался в бронированный гоночный автомобиль, способный развивать сумасшедшую скорость в 190–200 км/ч. «При таких скоростях и при наличии крыльев не представляет никакой проблемы поднять танк в воздух», – говорил сам Кристи. Специальная подвеска позволяла танку производить прыжки в длину с трамплинов (это отлично показано в начале фильма «Трактористы»), пролетая порой до 4–5 м.

    По проекту летающего танка на М.1932 устанавливалась бипланная крыльевая коробка, к которой крепилось хвостовое оперение. На верхнем крыле спереди располагался воздушный винт. Разгон для взлета составлял примерно 200 м. Первую половину пути танк разгонялся на гусеницах, затем привод переключался на воздушный винт, и по достижении скорости в 130 км/ч происходил взлет. Благодаря независимой подвеске танк мог сесть прямо на изрытое воронками поле боя, после посадки механик-пилот сбрасывал крылья и вступал в бой. Экипаж танка состоял из двух человек: пилота-механика и стрелка-командира.

    «Гусеницы будут работать на любой поверхности, – считал сам конструктор. – Я готов практически показать Департаменту вооружений США мощь машины. Механик-пилот может прямо в воздухе включить гусеницы и, планируя, сесть на большой скорости. Добравшись до шоссе, экипаж сбросит гусеницы и помчится по твердому покрытию со скоростью 160 км/ч и более».

    Однако, несмотря на всю кажущуюся реалистичность проекта, осуществить его на практике так и не удалось. Основной причиной стала сложность выполнения дистанционного переключения привода от мотора с колес на воздушный винт и обратно. При уровне развития техники того времени это была сложная проблема. Вскоре взаимоотношения Кристи с Департаментом вооружений США окончательно испортились, в первую очередь из-за переговоров конструктора с СССР. Военные чиновники решили не тратить деньги на танк Кристи, а попробовать разработать его самостоятельно. В итоге широко разрекламированный М.1932 достался СССР. Кристи создал еще несколько танков и пробовал продать их американскому Департаменту вооружений, но эти попытки не увенчались успехом.

    Трансформеры

    В Советском Союзе схему Кристи скопировал и доработал авиаконструктор Арам Рафаэлянц. Правда, планер Рафаэлянца имел гораздо более широкую область применения – танк БТ-2 взлетал и садился не на собственное шасси, а на высокое шасси планера. Это не только экономило ресурс подвески танка, но и позволяло использовать планер в качестве крыльев для перевозки любых грузов. Толкающий воздушный винт монтировался непосредственно над кормовой частью танка, что значительно упрощало передачу вращения от двигателя. Отсоединение танка от планера после посадки и падение с высоты 1,5 м производилось без выхода экипажа. К середине 1933 года после ряда технических оценок проекта стало окончательно ясно, что мощности двигателя будет недостаточно для обеспечения требуемых летных данных. Кроме того, вызывала тревогу сложность подготовки экипажей – они должны были включать и танкистов, и летчиков. Поэтому дальше расчетов и чертежей проект не продвинулся.

    В мае 1937 года инженер Михаил Смалько разработал проект летающего танка МАС-1. Танк очень смахивал на автомобиль Фантомаса – для полета его крылья и пропеллер выдвигались из-под защитных бронелистов! Корпус, имевший бронирование до 10 мм, представлял собой дальнейшее развитие БТ-7, но был переработан для улучшения аэродинамических свойств. Вооружение танка составляли два 12-мм пулемета в башне и один 7,62-мм ШКАС, стрелявший через винт с использованием авиационного синхронизатора. Крылья машины состояли из двух половин, наружной (броневой) и выдвижной. Броневая половина крыла крепилась к корпусу и поворачивалась вокруг оси крепления на 90 градусов назад, а внутренняя половина выдвигалась наружу специальным механизмом, размах крыльев достигал 16,2 м. Убирающийся хвост крепился на особых каретках внутри танка и с помощью специального механизма выдвигался и убирался одновременно с крыльями. Винтовая установка, состоявшая из двух металлических лопастей, на поле боя убиралась под бронированные щитки в носу танка. Так как подвеска осталась от БТ-7, танк сохранил возможность колесного хода и способен был развивать скорость до 120 км/ч. По расчетам конструктора, крейсерская полетная скорость составляла около 200 км/ч, высотный потолок – 2000 м, а дальность полета – около 800 км. Был изготовлен полноразмерный деревянный макет, после чего работы были приостановлены.

    Работы над летающими танками велись не только в СССР. Разработанный в 1940 году британской фирмой Saunders-Roe проект под кодовым названием P.1033 предполагал создание танкодесантного модуля для переброски танков через Ла-Манш в будущей войне. P.1033, имевший четыре автономных двигателя и убирающееся шасси, должен был отрываться от земли на скорости в 140 км/ч и переносить танк на дальность около 900 км. Дальше расчетов проект не продвинулся.
    1. 0
      7 февраля 2012 09:03
      Танкопланер

      Ближе всех смог приблизиться к реально летающему танку советский авиаконструктор Олег Антонов. В 1941 году коллективу Антонова была поручена разработка планеров для доставки грузов партизанам. Во время работы над этой задачей Антонову в голову пришла мысль объединить планер и легкий танк. Работы над планером, получившим индекс А-40, начались в декабре 1941 года. Для испытаний использовался серийный легкий танк Т-60. По расчетам, его ходовая часть должна была выдерживать нагрузки при взлете. Предполагалось, что танк будет отцепляться от буксировщика за 20–30 км от места посадки, проделывая оставшийся путь как планер. Была спроектирована и построена большая деревянная бипланная крыльевая коробка, напоминавшая самолет времен Первой мировой. Крылья и хвостовые балки крепились к корпусу танка в четырех точках нижнего крыла. После приземления поворотом одной рукоятки планер сбрасывался – и Т-60 мог тут же идти в бой. Для уменьшения сопротивления воздуха в полете башня была развернута пушкой назад. Механик-водитель должен был проходить начальную подготовку летчика.

      Планер построили в апреле 1942 года в Тюмени, после чего перевезли в подмосковный Жуковский для испытаний. Проводил их летчик-испытатель Сергей Анохин. В качестве буксировщика использовали бомбардировщик ТБ-3 с форсированными моторами АМ-34РН. Общий вес конструкции приближался к 7,5 т, из которых 2 т приходились на деревянные крылья. Поэтому перед полетом танк максимально облегчили, сняв ненужные в полете надгусеничные полки, инструментальный ящик и т.п. Для обзора пилоту поставили специальный перископ. К обычному танковому оборудованию были добавлены пилотская ручка управления и педали для управления рулями поворота. На приборной доске разместили компас, спидометр и альтиметр.
      1. 0
        7 февраля 2012 09:03
        Полеты: успешные и нет

        Испытания авиатанка Антонова начались с пробежек на земле. Анохин выруливал танк на бетонную полосу, зацеплялся трос, и самолет начинал разбег. Из-под гусениц летели искры, казалось, танк вот-вот оторвется от земли. Но механик-пилот раскрывал замок троса – и в полет уходил один буксировщик. Танк некоторое время еще бежал по инерции, а затем уходил своим ходом на стоянку.

        Первый и последний настоящий полет состоялся 2 сентября. «Все было терпимо, хотя было непривычно сидеть с парашютом в танке, – вспоминал Анохин. – Запускаю мотор. Включаю скорость. Лязгая гусеницами, танк подруливает к хвосту тяжелого четырехмоторного бомбардировщика. Вот уже прицеплен буксировочный трос. В смотровую щель видно, как из-под винтов самолета поднялось облако пыли. Буксир натягивается. Длинный, словно змея, трос на глазах превращается в стальной стержень. Летающий танк вздрагивает и трогается с места. Все быстрее и быстрее мы мчимся по полю. Потом легкий крен влево – машина в воздухе. Выравниваю ее. Мы стремительно набираем высоту. Легонько трогаю рули. Танк послушно отвечает на мои движения».

        Но через 15 минут полета от большого воздушного сопротивления планера у самолета-буксировщика начали перегреваться двигатели. По команде с ТБ-3 Анохин отцепился и пошел на посадку на ближайший аэродром Быково. После приземления Анохин, не сбрасывая планер, двинулся на командный пункт аэродрома – там не были предупреждены об испытаниях, и в связи с приземлением необычного летательного аппарата была объявлена воздушная тревога. Расчет зенитной батареи вытащил испытателя из танка и «взял в плен». Отпустили «шпиона» только с прибытием аварийно-спасательной команды. Первый в мире полет крылатого танка был благополучно завершен. По результатам полета был сделан вывод, что мощности двигателей ТБ-3 не хватает. А-40 могли буксировать более мощные Пе-8, но в строю их имелось всего чуть больше 70 штук, и привлекать дальние бомбардировщики ради буксировки танков никто не решился.

        Разработками танколетов под самый конец войны занималась и императорская Япония. Для десантного комплекса был специально разработан легкий танк весом всего в 2 т, но в отличие от советского, японский Maeda Ku-6 так и не смог оторваться от земли.

        К летающим танкопланерам можно отнести также и английский планер Hamilcar, созданный для единственной цели – переброски через Ла-Манш легких танков Tetrarch. Hamilcar был самым большим деревянным планером за всю историю британских Королевских ВВС. Для буксировки применялись специально доработанные бомбардировщики Mk.III Halifax. Весь груз планера составляли танки Tetrarch с экипажем, пристегнутые внутри фюзеляжа, да два пилота, сидевшие тандемом в пилотской кабине. Средняя скорость полета составляла около 240 км/ч. Во время высадки в Нормандии было использовано около 30 планеров. Только один полет завершился неудачей: над Ла-Маншем от тряски открылись замки носового обтекателя, и танк, находившийся внутри планера, рухнул в пролив вместе со своим экипажем.
        1. 0
          7 февраля 2012 09:04
          Автожиры

          Еще одна схема, с помощью которой пытались поставить танки «на крыло», – это автожиры. В 1933 году известный конструктор вертолетов Николай Камов представил свой проект танка-автожира со складными лопастями, который был способен садиться на малые площадки практически без пробега. Танк имел противопульное бронирование и нес вооружение из 20-мм пушки и 7,62-мм пулемета. Предусматривалось широкое использование алюминиевых и магниевых сплавов, облегчавших конструкцию. Расчетная скорость в полете – 150 км/ч. Был изготовлен деревянный макет для продувок в аэродинамической трубе ЦАГИ, но танк так и остался проектом.

          А вот англичанам все же удалось создать десантный летательный аппарат, использующий принцип автожира. В 1943 году в Великобритании встал вопрос о будущей переброске войск через Ла-Манш. Рауль Хафнер, ведущий специалист Исследовательского центра десантных сил, предложил модифицировать для этой цели собственное изобретение – роторный парашют Rota-shute. Хафнер планировал использовать подобный принцип для создания летающего джипа Rotabuggy и летающего танка Rotatank (на базе танка Valentine). Танк так и остался «на бумаге», а джипу повезло больше. Rotabuggy представлял собой обычный армейский джип Willys, но с установленными стеклами, стойками с двухлопастным ротором, фанерной кабиной и фанерным хвостовым обтекателем. Рулей не было, поэтому управление предполагалось осуществлять наклоном оси винта.

          16 ноября 1943 года Rotabuggy впервые поднялся в воздух, буксируемый бомбардировщиком Whitley. Выяснилось, что управлять наклоном оси винта практически невозможно – ручку вырывало из рук, и двум пилотам, сидевшим в джипе, пришлось применить всю свою физическую силу, чтобы удерживать Rotabaggy от столкновения с буксировщиком и сваливания в штопор, не говоря уже о правильном курсе. Поэтому по приземлении, в благополучном исходе которого свидетели полета сильно сомневались, экипаж пришлось буквально выносить из кабины на руках… Учитывая принципиальную невозможность управления в полете, а также то, что Rotabuggy не мог перевозить пушки, британцы отказались от летающего джипа в пользу обычных планеров. А с появлением в 1950-е годы тяжелых военно-транспортных самолетов с большими грузовыми кабинами и аппарелями, способных перевозить не только легкие танкетки, но и средние и даже тяжелые танки, а также мощных парашютных систем – вопрос о «крылатом танке» был снят окончательно.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»