Су-27 – один из лучших боевых самолетов мира. Часть 2-я. Совершенству нет предела

15


Мы продолжаем рассказ об одном из лучших истребителей современности Су-27. В прошлой статье мы рассказали о создании самолета. Сейчас мы затронем тему его совершенствования.

Как уже отмечалось в предыдущей статье, во вновь созданном самолете был выявлен ряд существенных недостатков. Специалисты ОКБ «Сухой» приступили к внесению изменений в конструкцию и оснащение самолета. Было определено около 20 позиций, которые требовали доработки. В результате машина практически была спроектирована заново: прежними остались только шины колес и кресло летчика. При создании новой модификации истребителя использовалась совершенно новая концептуальная модель, позволившая обеспечить уникальные характеристики Су-27. Истребитель в новой версии превосходил практически по всем показателям все самолеты, находившиеся в то время на вооружении ВВС.

Известный летчик-испытатель Ильюшин не раз повторял, что, летая на Су-27, ему не раз приходило в голову, что самолет умнее пилота, который управляет им. И действительно, Су-27 обладал необыкновенными возможностями в области маневрирования и управления. Но, тем не менее, при испытаниях опытный летчик Е. Соловьев не учел очень хорошую динамичность нового самолета при маневрировании, и в результате выполнения задания Су-27 бросило вниз с огромной перегрузкой, что и привело к гибели испытателя.

Но на этом трагические происшествия не завершились: при прохождении предельно возможного режима Су-27 погиб еще один летчик-испытатель – А. Комаров.

Испытатель Н. Садовников на высоте 1 км и скорости 1000 км/ч испытал огромные нагрузки из-за возникшей турбулентности. В результате была разрушена часть правой консоли самолета. Но летчику удалось практически с одной плоскостью посадить самолет. Руководитель научного института ВВС после осмотра самолета с уверенностью заявил, что впервые видит самолет, имеющий такую уникальную живучесть.

В связи с выявленными недостатками специалистам пришлось доработать конструкцию крыла, устранить «сваливание» самолета при больших углах атаки, разработав специальные автоматические устройства, не дающие планеру войти в штопор, устранить отказ системы, информирующей летчика о режиме полета.

Высокопрофессиональный летчик-испытатель И. Волков провел испытание Су-27 на критических режимах и во всем диапазоне углов атаки. Полеты подтвердили хорошую управляемость и устойчивость Су-27. Новый истребитель уверенно выполнял такие уникальные фигуры пилотажа, как «кобра» (угол атаки до 120 градусов) и «колокол» (падение вертикально на хвост с прохождением всего диапазона углов атаки).

В 1989 году на парижской выставке Ле Бурже летчик-испытатель В. Пугачев выполнил на Су-27 фигуру «кобра» («кобра Пугачева»), что было неожиданным сюрпризом для зарубежных конкурентов. Один из американских летчиков, увидев полет Су-27, сказал, что, если ему доведется встретиться в бою с этой «птичкой», то, скорее всего, он будет вынужден катапультироваться.

Особенностью Су-27 стала реализация в нем концепции продольной статической неустойчивости, при которой балансировка самолета осуществляется системой управления. Это позволило значительно улучшить маневренность боевой машины, что жизненно важно в ближнем бою.

Все системы, двигатель, вооружение и электроника самолета Су-27 в результате летных испытаний были доведены до необходимых параметров. Но военные инженеры в акте госприемки отметили, что он все-таки уступает самолету F-15.

Время расставило все по своим местам. И дальнейшие события опровергли заключение военных специалистов.

В штате Оклахома проводился праздник авиации, в котором приняли участие и два самолета Су-27. Американские летчики убедились в прекрасных характеристиках и больших возможностях нового советского истребителя. Они поняли, что Су-27 обладает лучшей маневренностью, чем самолеты, находящиеся у них на вооружении.

Свои блестящие боевые качества и возможности Су-27 не раз подтверждал на выставках во Франции, Малайзии, Китае, Филиппинах, Англии, Сингапуре.

Су-27 и сегодня является не только боевой машиной атаки, но и средством защиты и обороны.

В жаркий день 1992 года в акватории Атлантического океана был проведен учебный воздушный бой между F-15 и Су-27. Схема боя была проста: сначала советский самолет должен удержаться на «хвосте» американского самолета, затем они поменяются местами.

Попытка F-15, используя максимально возможный форсаж, оторваться от советского истребителя оказалась неудачной. Зато Су-27 почти мгновенно ушел от американского истребителя, совершив разворот с резким набором высоты – и пристроился в «хвост» F-15. На вопрос пилота американского истребителя к наблюдателю: «Где Флэнкер» (так американцы называли Су-27) он получил ответ, что Су-27 находится за ним. Все попытки американского аса оторваться от советского истребителя завершились неудачей: Су-27 надежно держал его на прицеле.

Об этом учебном бое американцы предпочитают не вспоминать. Ведь эта дуэль убедительно доказала мировое превосходство Су-27.

Итак, конструкторы создали очень удачную модель боевого самолета. Впоследствии Су-27 стала базовой моделью для проектирования целой серии самолетов, которыми по праву гордится Россия. В следующей статье вы узнаете о них подробнее.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    10 февраля 2012 09:38
    зачОтный самолет!!!!!!
    1. +3
      10 февраля 2012 12:01
      Три прототипа российского истребителя Т-50 (ПАК ФА) к настоящему времени совершили более 120 полетов. Об этом, как сообщает ИТАР-ТАСС, заявил президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян. По его словам, в 2012 году к летным испытаниям присоединится четвертый прототип самолета. "Мы начнем поставки в 2013 году установочной партии. Все идет по плану", - отметил Погосян.

      Третий прототип Т-50 присоединился к летным испытаниям в конце ноября 2011 года. Планировалось, что четвертый прототип - Т-50-4 - также приступит к выполнению полетов до конца прошлого года. Первые два прототипа в настоящее время проходят испытания на аэродроме Летно-исследовательского института имени Громова в Жуковском. Первый прототип самолета выполняет полеты с января 2010 года, а второй - с марта 2011-го. Как ожидается, испытания планера Т-50 завершится уже в текущем году.

      По условиям соглашения с Министерством обороны России, компания "Сухой", разрабатывающая истребитель, должна будет поставить первые десять Т-50 Липецкому центру боевого применения и переучивания летного состава, где будет продолжена программа испытаний. В настоящее время российское военное ведомство планирует приобрести 60 истребителей Т-50, не считая самолетов опытной партии. Потребность ВВС России в самолетах типа Т-50 оценивается в 150 единиц.

      Касаясь в целом производственной программы, М.Погосян сообщил, что в 2011 году ОАК увеличила объем производства по сравнению с 2010 годом на 25%. Сейчас еще окончательный консолидированный баланс не подвели, но выручка составит более 160 млрд руб. (128 млрд руб. в 2010 году). В прошлом году было поставлено более 100 военных и гражданских самолетов, - отмечает РБК.

      В этом году «ОАК» должна выйти на выручку более 200 млрд руб. По словам М.Погосяна, это означает, что заказчикам будет поставлено около 120 самолетов, передает «Интерфакс».
      1. Yurich
        +5
        10 февраля 2012 12:48
        Вот сайт с фотографиями постройки ЛЕТАЮЩЕЙ (!!!!) модели СУ-27 одним немцем - фанатом русской авиатехники.
        http://www.su27.de/seite1.htm

        Видео с полётом:
        http://www.youtube.com/watch?v=6IKnZ_tkecU

        Потрясающе !!!! Кто кто, а немцы уважают нашу технику. На себе испробывали...
        1. sams
          0
          11 февраля 2012 17:25
          Вот спасибо!!!
          Никогда не видел ничего подобного.
          Это, чтобы модель так летала!?
          Интересно, как он его сажал, в ручном режиме или на автомате?
  2. Я_ненавижу_пендосов
    +4
    10 февраля 2012 10:19
    Я его обожаю

    Такой красавец

    Скоро его заменят су-35бм и ПАК-ФА

    А про су-27м3 чуть не забыл
    1. svvaulsh
      0
      10 февраля 2012 12:15
      На снимке как раз Су-35.
    2. +2
      10 февраля 2012 12:15
      достойная смена достойному самолету)) хотя сам СУ-27 долго еще будет в строю)
  3. Я_ненавижу_пендосов
    +1
    10 февраля 2012 10:36
    всем пока меня скоро забанят)))))))
  4. Ion Coaelung
    +4
    10 февраля 2012 11:16
    Вот она, ВОТ ОНА, рыба моей мечты!!!
  5. +2
    10 февраля 2012 12:11
    красивый а главное мощный, эффективный...)) техника зверь!))
  6. +2
    10 февраля 2012 16:45
    http://www.youtube.com/watch?v=UPnaBN95Npw&feature=related good
  7. эстончик
    0
    10 февраля 2012 17:00
    СУ27 произведение искуства даже истрибителям 5ого поколения до моневренности су27ого далеко..Жаль что у нас их маловато на данный момент ну нече думаю модернизацию проходят более живые..
  8. ANTK
    +1
    10 февраля 2012 17:04
    П-42 - тот голый для рекордов.
    А вот еще инфа для интереса.

    http://weaponscollection.com/13/345-rossiya-i-kitay-obsuzhdayut-obl.html
  9. +2
    10 февраля 2012 18:46
    Отличный фильм,про отличный самолёт!
  10. neodim
    +2
    10 февраля 2012 21:09
    Как они хвалят Су-37 в сравнении с F-22!
    От Discovery я таких отзывов не ожидал. belay

    http://www.youtube.com/watch?v=_VOFdXO929Q&feature=related
  11. Jupiter
    +1
    11 февраля 2012 19:50
    А с F-18 учебных боёв не было?
  12. kk-64
    0
    13 февраля 2012 01:12
    учебнный бой был уже года 4 назат. об этом писали. он проводился в доли от берега 200 мил. что б не было жжурналистов. все бои выграны нашими.. но пока хромает эликтроника. скоро исправимся.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»