Инженерной профессии – конец?

18 716 74
Инженерной профессии – конец?

Ради чего разрушается отечественная инженерная школа

От риторического вопроса, что будет со страной в случае ликвидации инженерного образования, большинство просвещенных граждан просто отмахнутся. Глупость какая! Такого просто быть не может! И ошибутся. Потому что сегодня данная перспектива более чем реальна.

В 2011 году чиновники Министерства образования и науки РФ кардинально сократили инженерный набор в вузах, по некоторым оценкам, до 8–10 раз! До «нулевого уровня» остается совсем немного. Эти действия напрямую противоречат политической линии премьер-министра и кандидата в президенты РФ Владимира Путина, который неоднократно подчеркивал, что инженеров в стране не хватает, поэтому инженерное образование следует всемерно развивать и улучшать. Парадокс, не поддающийся разуму и здравому смыслу.

Резонный вопрос: ради чего чиновники разрушают десятилетиями отработанную, всемирно авторитетную систему отечественного высшего технического образования? Ответ краток – ради кардинального, в 1,5 раза, сокращения сроков вузовского обучения. «Срезаются» два старших курса, где в основном и учат профессиональному умению; объем специальной подготовки, согласно расчетам, сокращается до 2–2,5 раза. Это повлечет за собой неминуемое ухудшение квалификации вузовских выпускников. Вместо «образовательного драйва» в открытую планируется образовательная деградация.

Подавляющее большинство российских студентов (называют цифру порядка 80%) будут учить лишь 3,5 года. И называть при выпуске «бакалаврами». Остаточный контингент («магистров») доучат еще 1,5 года, как будущих научных работников (во всем мире магистр – это научная степень).

Правда, остаются досадные для чиновников исключения. Почувствовав беду, оборонщики отбили у них ряд своих специальностей, сумев сохранить направленность, содержание и сроки обучения. Выпускников будут называть, разумеется, не инженерами, но аморфно – специалистами.

Посмотрим правде в глаза. При современном уровне науки и техники подготовить из вчерашних школьников высококлассных профессионалов – технологов, конструкторов, эксплуатационщиков – ни за три с половиной, ни за четыре года невозможно физически. Не случайно ведущие российские вузы имеют сроки инженерной подготовки 5,5–6 лет, меньше не получается. Бакалавры по природе своей есть дипломированные недоучки, мало к чему пригодные. Какую бы туфту ни накручивали в их так называемых квалификационных характеристиках. Что касается магистров – смогут ли они оживить отечественную прикладную науку, далеко не бесспорно. Но производство – точно не смогут.

Для тех читателей, которых не повергло в смятение изложенное выше, предлагаю доступную аналогию. Представим, что некие продвинутые реформаторы задумали сократить по всей стране в 1,5 раза сроки и школьного обучения. Подавляющее большинство детей предлагают учить не более семи лет. При этом, как заверяют авторы, выпускники семилетки будут мудрее и образованнее, чем нынешние после 11 классов. Они смогут блестяще учиться в любых вузах, включая лучшие зарубежные. В промышленности сразу повысят производительность труда. И прочая разухабистая демагогия, с коронным аргументом: «А сколько бюджетных средств будет сэкономлено!» Однако любой здравомыслящий человек согласится, что место таких реформаторов – не у кормила власти, а однозначно в… (Согласен!)

Почему же в области высшего образования подобное безумие стало свершившимся явлением, а сопутствующая демагогия не вызывает тревоги в верхах?

В своем рвении чиновники Минобрнауки не пощадили даже всемирно известные вузы, носители лучших инженерных традиций. Правда, в МГТУ имени Н.Э.Баумана инженерный набор в 2011 году был сокращен «только» в 2,2 раза, а не многократно.

Если оружейный завод перевести на выпуск домашних мясорубок, избыточными окажутся высокий уровень кадрового состава, средств производства, организации труда. Неизбежна деградация предприятия в целом с весьма близкой «точкой невозврата». Та же деградация ждет и вузы, которые сегодня насильно «опускают» до выпуска бакалавров. Правда, с вершин власти от этого процесса можно отмахнуться – мало ли что в России разрушено за два десятилетия! И при этом некоторым гражданам живется совсем недурно.

Ни обласканные властью и бизнесом менеджеры, ни всяческие «эрзац-специалисты» создавать прорывные технологии и средства производства не способны. Это под силу лишь талантливым инженерам. Очень скоро последние поколения советских времен сойдут на нет, а притока достойных молодых профессионалов не будет разве что в оборонных отраслях. От этих реальностей, если жить только сегодняшним днем, властям можно также отмахиваться, но это уже чревато.

Будучи насильственно выкинутыми из сферы достойного образования с никчемными дипломами бакалавров, многие тысячи вчерашних студентов составят весьма активную протестную массу. Добавьте сюда родителей и родственников. От этого явления властные структуры отмахнуться уже не смогут.

А может, пока не поздно, остановить чиновничий беспредел? Вернуться к исконным российским ценностям, обогатив их мировым опытом подготовки профессионалов высокого уровня? Предупредить беду всегда проще, нежели бороться с ее последствиями.

Напоследок – о самом грустном. А что же ректоры российских вузов? Почему они хотя бы не поставят вопрос об аргументации того, что творится? Или не предложат проведение открытых дискуссий о судьбах отечественного высшего образования?

Но ректоры молчат, и по-человечески их можно понять. Бесправие и беззащитность перед всемогуществом и вседозволенностью отечественной бюрократии – неотъемлемая часть нашего сегодняшнего бытия. И пока никаких реальных просветов впереди…
74 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. serg792002
    -15
    9 февраля 2012 11:08
    По моему просто истерика. Инженерная школа и профессия была есть и будет нечего панику разводить.
    1. Галина
      +13
      9 февраля 2012 11:38
      Нет, не истерика. Спросите у преподавателей ВУЗов и техникумов инженерно - индустриальной направленности. Во-первых, поступают в такие учебные заведения выпускники с весьма низкими знаниями. И их берут, так как выбора нет. Престиж инженерной специальности очень низок. Осилить многие дисциплины такие студенты не в состоянии, мозги не осиливают. А отчислить невозможно, нельзя сокращать контингент, так как техникум (или ВУЗ) окажется под угрозой закрытия. Вот и плодятся горе-псевдоспециалисты. Во-вторых, сокращаются - и очень значительно - часы по базовым предметам - математике, физике. Тут уж надо спросить у министерских чиновников, чем они руководствуются, определяя количество часов для учебных дисциплин. В-третьих, это - проблема трудоустройства. Часто нет доверия к своим специалистам, зато "зеленый свет" зарубежным. В-четвертых, разрушены НИИ. В-пятых, с годами уходят учителя - специалисты, молодые преемники мало преданы своему делу (а ведь это очень важно!), их больше интересует денежный вопрос. (Ну что же, не осудишь же их за такое.) Таким образом преемственность под названием "научная школа" разрушается. Много чего печального. Так что в статье истерики нет.
      1. serg792002
        +6
        9 февраля 2012 14:09
        К сожалению очень во многом вы правы. Постараюсь раскрыть коментарий:
        "В 2011 году чиновники Министерства образования и науки РФ кардинально сократили инженерный набор в вузах, по некоторым оценкам, до 8–10 раз!" - Простите но в эту цифру не верю.
        "Резонный вопрос: ради чего чиновники разрушают десятилетиями отработанную, всемирно авторитетную систему отечественного высшего технического образования?" - Отечественная система образования всегда славилась академическим набором знаний. Студенты получали очень разностороннее образование от части в ущерб знаниям по специальным дисциплинам, кроме того студенты в вузах (не буду говорить за советский период я окончил университет 10 лет назад) практически не имеют возможности получить практические навыки по своей специальности. А это и есть инженерная школа. Если в Советское время существовала распределительная система специалистов, то в наше время надо иметь даже не большую тягу к технике, а большое везение попасть в действительно настоящую инженерную школу на предприятие что бы вырасти из выпускника вуза в квалифицированного инженера. На производстве существует утверждение - "Квалифицированных инженеров моложе 35 лет не бывает"
        Это не пустые слова. Техническое образование должно отвечать современным требованиям а не готовить выпускников которые после получения образования бегут от своей специальности как чёрт от ладана.
        Из своего опыта я закончил ЛЭТИ из группы 20 человек через 10 лет после окончания не самого слабого вуза по вполне современной специальности работает 4 человека. Не самые умные я в их числе.
        "Подавляющее большинство российских студентов (называют цифру порядка 80%) будут учить лишь 3,5 года. И называть при выпуске «бакалаврами»."
        В последнии 20 лет практически уничтожена система начального (ПТУ) и среднего(Техникум) профессионального образования, бакалавриат способен восполнить недостаток младших специалистов ИТР.
        По статье всё. Остаюсь при своём мнении.
        Престиж инженерной специальности не низок. Инженер востребованная профессия. Зарплата инженера зависит от работодателя и его квалификации (свобода выбора работодателя).
        Теперь не много о ректорах и руководстве вузов.
        -Введение ЕГЭ - прямой результат их продажности, отсюда качество студентов
        -В не которых вузах (сам видел) на деканатах открыто висят прейскуранты по зачётам и экзаменам.
      2. pokermen
        +1
        9 февраля 2012 19:03
        Галина, как недавний выпускник , хочу сказать.....Молодых преподов-специалистов гораздо интереснее слушать, они как правило приводят примеры из своей работы, а унылых профессоров никто не слушает, т.к они рассказывают заученную программу 30-40 летней давности.
        1. SL.Kocegar
          +1
          10 февраля 2012 07:25
          Интересно на каких примерах преподают теор.мехю, техмаш и сопромат неужели расчет балки на изгиб или кручение изменился
          1. pokermen
            0
            10 февраля 2012 12:42
            Сопромат, это отдельная тема. его либо понимаешь либо идешь прорабом работать. Не зря же говорят "Сдал сопромат-можно жениться".

            А я имел ввиду практические инженерные предметы.
            1. vietor
              0
              5 апреля 2012 14:35
              Сопромат - это один из основных инженерных предметов. Или Вы считаете, что защемленные балки только в стоительстве есть, а эпюра напряжений в расчетах в машиностроении не используется?
              Вот Вы наглядо продемострировали какого уровня "мнженеры" с недавних пор из вузов выходят
      3. vietor
        0
        5 апреля 2012 14:31
        Я работаю в "оборонке". На инженерные специальности приходят балбесы не сумевшие поступить на юристов-экономистов и прочих менеджеров, а денег на платное образование по этим специальностям нет. Приходит такой вот дипломник на завод - да компом пользоваться умеет, а вот, даже , чертеж , не то, чтобы разработать, скопировать не в состоянии... о каком развитии производства может идти речь?
    2. neodim
      +7
      9 февраля 2012 12:12
      Ведущие вузы страны должны пользоваться приоритетом, надо развивать, а не сокращать, обосную:

      1. Бауманка, ксати - единственный вуз в котором учат 6 лет по собственной программе, и квалификация инженеров оттуда самая высокая (наряду с МИФИ, МФТИ и др.)

      2. В Бауманку поступают ежегодно 4 тыс. человек, после первой-второй сессии отсеиваются очень много, на разных факультетах до 25%. Учиться реально трудно.
      3. Очень много чисто военных специальностей,( в т.ч. для обучения зарубежных студентов.)

      4. Ассортимент инженерных специальностей охватывает почти все потребности страны.

      5. Западные рейтинги ВУЗов учитывают рейтинги западных же работодателей, поэтому там котируется МГУ, а Бауманка, МФТИ, МИФИ - недооценены.

      6. Наша талантливая моложежь, призеры олимпиад по физике - математике, поступают, в основном, в эти вузы.

      7. На производстве "инженеров" много, но настоящих, думающих дефицит!
      1. Sergh
        -5
        9 февраля 2012 12:17
        Вот ёшкин кот, кто такую хрень придумывает, кто-такой этот Леонид Иванович Волчкевич - д.т.н., профессор МГТУ или за него кто расписывается? У нас в универы и ВуЗы толпа непробивная прёт, а он туфту лепит, волки! Хватит слёзы лить, взялся учить, так учи!
        1. 443190
          0
          11 февраля 2012 18:28
          Вот и прет как вы выражаетесь толпа непробивная...которую в школе недоучили...В итоге выходят неучи...А потом ракеты падают...Корабли тонут...Плотины рушатся...
    3. vietor
      0
      5 апреля 2012 14:27
      На оборонных предприятиях работают в основном, пенсионеры и предпенсионеры, и если в рабочих таких от 60-80%, то среди ИТР - 90-95%. Статья верная, на все 100. Весь ВПК стоит на пороге колласа - точка невозврата пройдена.
  2. Игорек
    +20
    9 февраля 2012 11:11
    Эти действия напрямую противоречат политической линии премьер-министра и кандидата в президенты РФ Владимира Путина, который неоднократно подчеркивал, что инженеров в стране не хватает
    Все этот Путин знает,мозги пудрит всем с экрана,а потом люди его защищают мол не знал он,это все плохие бояре.
    1. +4
      9 февраля 2012 12:36
      "Парадокс, не поддающийся разуму и здравому смыслу." Это в продолжение Вашего комментария.
      К этой статье можно отнести так же и развал ( хорошо, для приверженцев нынешнего мудрого руководства - сокращение) военных ВУЗов.
      В отношении объединения 3-х лётных училищ в одно под Воронежем, и отказ ведущих преподавателей менять место жительства, а это около 200 человек, "представитель" народа ( ЕР ), не моргнув брякнул, мол не проблема, наберём НОВЫХ. Закрыл проблемму, молодец. Опять "плохие" баре против "хорошего"царя ?
    2. +5
      9 февраля 2012 17:26
      Цитата: Игорек
      Все этот Путин знает,мозги пудрит всем с экрана,а потом люди его защищают мол не знал он,это все плохие бояре.

      А единственную в мире военно-космическую академию в Твери по кой ... расформировали? Говорят, "нерентабельна была"? Это ложь! Она студентов в том числе и из-за рубежа принимала. И не бесплатно! Да, и с каких, интересно пор, безопасность государства оценивается с позиции "рентабельно-нерентабельно"? На словах - одно, а на деле - другое. Главное, пипл хавает!
      1. +4
        10 февраля 2012 11:06
        Ribwort,
        Вы правы. Добавлю от себя.Я знаю преподавателей этой академии. На территории ВКА им. Жукова в Твери проводились научно-исследовательские работы в военно-космической области. Теперь всё перекрыли.Самое страшное что лучшие спецы и преподаватели ушли в никуда. БРАВО г. ПУТИН и КОМАНДА!!!
  3. denis29_82
    -1
    9 февраля 2012 11:13
    Это наверное покажется многим циничным, но что то уж слишком много людей с высшим образованием у нас. Стране нужны выпускники ПТУ. Это одна из причин уменьшения бюджетных мест.
    1. +18
      9 февраля 2012 11:17
      Поправочка: с высшим юридическим и экономическим образованием.
      С высшим техническим - маловато будет.
      1. denis29_82
        +7
        9 февраля 2012 11:29
        Ну на инженера идти учиться для многих сложно. Это ж думать надо)
        Я хоть убей не пойму кто школьникам сказки рассказывает про нужность экономического и юридического образования. Чего они туда толпами до сих пор прут?
        1. +2
          9 февраля 2012 11:59
          Ответ прост: зарплата. У любого, даже самого херового, юриста она больше. Поэтому в первую очередь родители настаивают на том, что бы их чадо получило юридическое или экономическое образование.
          1. denis29_82
            +1
            9 февраля 2012 12:44
            И где ж столько рабочих мест то для всех этих юристов)))?
            1. -2
              10 февраля 2012 03:19
              на самом деле, профессия юриста одна из наиболеее востребованных..давайте посчитаем:
              1. МВД...должна полиция быть юридически грамотной, или нас устроят участковые и их начальники без образования? что они натворят? ответ - должна...теперь почситайте сколько в России полицейских...Плюсуем сюда также суды, прокуратуру, фсб, таможню, наркоконтроль, налоговые органы и прочие силовые и правоохранительные структуры...
              2. Экономика..Практически любому предпринимателю, не говоря о юридических лицах, которые активно работают, нужны в штате юричсты и часто несколько должностей для оформления различных документов, разбирательств с претензиями, судами, таможней, налоговыми органами и проч и проч...посчитайте сколько в стране экономическии активных структур...
              3. органы управления всех уровней: администрации поселкой, районов, городов и проч...чиновники всех уровней...по многим должностям они просто обязаны иметь юридическое образование, а вообще желательно чтобы все имели, чтобы не нарушать права граждан и грамотно разрабатывать законодательство...чиновников у нас немеряно...

              и это только навскидку... мог бы продолжить да времени мало...

              так что рабочих мест для юристов на самом деле достаточно...

              на самои деле в России проблему как обычно перевернули с ног на голову...реально проблема не в том, что много юристов или экономистов, что является якобы проблемой нехватки других специальностей. а проблема в демографическом провали и сокращении населения, вследствие чего образовывается нехватка трудовых ресурсов...половина мужского населения служит в армии\милиции\полиции\таможне и проч.и проч.. ещё часть сидит по тюрьмам\наркоклиникам и проч...ещё часть, и весьма значительная часть мужского трудоспособного населения в расцвете сил работает тупо охранниками - стоят лбы здоровые возле каждой двери по нескольку человек и нихрена не делают..полностью выключены из экономики...раньше эту работу выполняли дядьки на пенсии...и как результат, в конечном итоге работать руками некому...
              1. +1
                11 февраля 2012 18:58
                на самом деле, профессия юриста одна из (наиболеее) востребованных..давайте посчитаем:
                1. МВД...должна полиция быть юридически грамотной, или нас устроят участковые и их начальники без образования? что они натворят? ответ - должна...теперь (почситайте) сколько в России полицейских...Плюсуем сюда также суды, прокуратуру, фсб, таможню, наркоконтроль, налоговые органы и прочие силовые и правоохранительные структуры...
                2. Экономика..Практически любому предпринимателю, не говоря о юридических лицах, которые активно работают, нужны в штате (юричсты) и часто несколько должностей для оформления различных документов, разбирательств с претензиями, судами, таможней, налоговыми органами и проч и проч...посчитайте сколько в стране (экономическии) активных структур...
                3. органы управления всех уровней: администрации (поселкой), районов, городов и проч...чиновники всех уровней...по многим должностям они просто обязаны иметь юридическое образование, а вообще желательно чтобы все имели, чтобы не нарушать права граждан и грамотно разрабатывать законодательство...чиновников у нас (немеряно)...

                и это только навскидку... мог бы продолжить да времени мало...

                так что рабочих мест для юристов на самом деле достаточно...

                на (самои) деле в России проблему как обычно перевернули с ног на голову...реально проблема не в том, что много юристов или экономистов, что является якобы проблемой нехватки других специальностей. а проблема в демографическом провали и сокращении населения, вследствие чего образовывается нехватка трудовых ресурсов...половина мужского населения служит в армии\милиции\полиции\таможне и проч.и проч.. ещё часть сидит по тюрьмам\наркоклиникам и проч...ещё часть, и весьма значительная часть мужского трудоспособного населения в расцвете сил работает тупо охранниками - стоят лбы здоровые возле каждой двери по нескольку человек и нихрена не делают..полностью выключены из экономики...раньше эту работу выполняли дядьки на пенсии...и как результат, в конечном итоге работать руками некому...
                ...сначала выучись грамматике и орфографии... Юрист-Филолог бл...дь!
          2. petr7070
            +1
            9 февраля 2012 13:31
            Не у любого, а у среднестатистического может быть.
            Но если ты инженер без блата - то точно у ж будешь получать что-то среднее, а то и больше по региону, а вот юристу без блата - вы видели их зарплаты?

            Есть те, кто целенаправленно идет на эту специальность, т.к. для него готово место.

            Посмотрите статистику зарплат по специальностям сильно удивитесь
            1. 0
              9 февраля 2012 19:23
              поддерживаю. обычные юристы "на земле" отнюдь не получают баснословные заработки. большие оплаты - либо по блату, либо у редких "раскрученных" людей. при этом они могут быть отнюдь не самыми умными и опытными
              1. Евгений Б.
                0
                9 февраля 2012 21:36
                Законы нужно знать для того, что бы их законно обходить. Вот и зарплата.
            2. vietor
              0
              5 апреля 2012 15:15
              Средняя зарплата инженера, включая руководителей, в Рфке - 40тыров: от 5600 до 170000 ры. Что явно говорит о "популярности" этой специальности
    2. +1
      10 февраля 2012 11:09
      Несомненно нужны слесари, токари, фрезеровщики и т.д. У нас вместо таких ПТУ сейчас наоткрывали т.н. "Бизнес-инкубаторы" Оказывается у нас нехватка бизнесменов а не рабочих. УРА ПРЕЗИДЕНТУ и ПРЕМЬЕРУ!!!
  4. Игорек
    +3
    9 февраля 2012 11:15
    Цитата: denis29_82
    Это наверное покажется многим циничным, но что то уж слишком много людей с высшим образованием у нас.

    Адвокаты и экономисты.)))
  5. +11
    9 февраля 2012 11:16
    К сожалению, в России сейчас разрушается даже среднее образование (ЕГЭ, прозападная и антисоветская программа), поэтому для полного превращения Народа в необразованное "стадо" необходимо искоренить подготовленный в профессиональном отношении "средний класс", лучше иметь толпы "менеджеров", чем подготовленных рабочих, педагогов, инженеров, учителей и военных.
  6. хищник
    +14
    9 февраля 2012 11:18
    Сперва надо избавиться от фурсенко энд компани, потом ликвидировать все эти псевдо -юридические , -экономические факультеты, платные группы в ВУЗах.т.е. восстановить ,то что было во времена СССР. Статус ПТУ приравнять к техникуму.
    1. Azovin
      +10
      9 февраля 2012 11:49
      Сперва нужно избавится от тех кто их поставил на эти должности
      фурсенко, табуреткин, чубайс.
      Власти они очень нужны, кто как не они так качественно разрушат страну
    2. +2
      10 февраля 2012 11:12
      Да, надо! Но кто от них избавит? Нынешнюю власть они устраивают...
  7. Netto
    +19
    9 февраля 2012 11:25
    Сам инженер и грустно смотреть, на это время торгашей
  8. Dr. No
    +7
    9 февраля 2012 11:32
    В настоящее время поступают те, кто родился в годы демографического провала - 93-94 годы. В технические ВУЗы берут ВСЕХ со всеми аттестатами и со всеми "тройками" и то места остаются... Например, мест - 40, а поступило - 22...
    1. petr7070
      0
      9 февраля 2012 13:33
      Это на контрактные места, на бюджетные хороший конкурс даже на наименее конкурсные специальности
  9. ruaben
    +11
    9 февраля 2012 11:40
    МОЛОДЦЬІ ДАВНО ПОРА. В СНГ ИНЖИНЕР ЦЕНИТСЯ ХУЖЕ ЧЕМ ПРОДАВЕЦ. сам работаю инженером в украинском нии. средний инженер на украине получает в 2-3 раза меньше чем средний бухгалтер. у продавцов зарплата больше чем у инженера. чтоб вьіжить приходится по ночам хирячить на десяток часньіх фирмочек (за гроши). а всё потому что инженеров штампуют пачками. и увьі количество не переходит в качество.
    1. -15
      9 февраля 2012 12:03
      Цитата: ruaben
      ИНЖИНЕР ЦЕНИТСЯ ХУЖЕ ЧЕМ ПРОДАВЕЦ

      Хороший продавец тоже немало стоит, что толку с инженеров СССР если продавать некому было?
      1. +4
        9 февраля 2012 18:14
        Ага, зато теперь продавцы появились. Продали инженеров, разработки и за взлётные полосы даже взялись. А продажа Родины, для них только вопрос цены.
    2. sashalenovo
      +4
      9 февраля 2012 19:14
      Ruaben +1.
      Как коллега могу добавить. Проблема кроется в том, что в настоящий момент практически уничтожена промышленность во всех малых городах России как результат бандитской приватизации и воровской экономики, при которой оборудование заводов продается, а людей выгоняют на улицу.
      Академик Альферов сказал некоторым нанотехнологам -"Зачем развивать науку, если нет промышленности. Т.к. потребитель науки - это промышленность."
      Большинство моих знакомых инженеров теперь обеспеченные охранники и продавцы т.к. ломать мозги за копейки это мазохизм.
      А страна, которая не имеет промышленности не имеет права на суверенитет.
    3. 0
      10 февраля 2012 15:11
      Цитата: ruaben
      сам работаю инженером в украинском нии. средний инженер на украине получает в 2-3 раза меньше чем средний бухгалтер.

      Не знаю где вы живете ruaben, но у нас в Донецке инженер получает от 2500 грн. до 18000 грн. В зависимости от должности. Бухгалтера же получают от 1500грн. до 5000 грн.
  10. dimaas
    +10
    9 февраля 2012 11:43
    Вот это действительно ключевой вопрос обороноспособности страны. Сейчас можно поднять доходы военным и в 10 раз, но без сильных вузов, без науки и без технологий эта армия уже лет через 7 будет настолько отсталой, что ее даже Катар не примет в расчет.
  11. +8
    9 февраля 2012 11:53
    Согласен во многом с автором статьи..Но позвольте ,любой наниматель скажет,что сейчас найти грамотного инженера такая же задача,как найти девственницу среди проституток...Людей с вышкой пруд пруди,а инженеров нету...Стариков брать-не знают современных технологий,молодежь...технологии знают,но больше вообще ничего не знают...правы те,кто когда то сказал-Там где начинается платное,кончается образование...Вот и приходиться искать не среди выпускников ВУЗов,а среди своих же работников,которые учатся на вечерних...Систему нужно реконструировать,но в том варианте как это прелагается её просто убивают...
    1. 0
      10 февраля 2012 11:19
      domokl,
      Я согласен с вами. От себя хочу добавить. В связи с потерей грамотных инженеров многие компании начали набирать иностранцев. И за европейскую зарплату. Конечно эти "специалисты" не торопятся передать свой опыт и знания нашим инженером. Конкуренты им не нужны...Знаю примеры когда в совместных компаниях избавлялись от российских специалистов не из-за их проф. непригодности, а из-за нежелания работать иностранных спецов с "слишком умными и ръяными инженерами" , а проще говоря конкурентами несмотря на их высокую отдачу для предприятия..
  12. +5
    9 февраля 2012 11:54
    Конечно конец. Вот например, в наш сектор в течении 2-х недель пришло 2 инженера-конструктора и 1 инженер-технолог. И еще 2 5-ти курсника на полставки работают и делают дипломы по нашим темам. И еще 2 препода работают из универа.Всем до 27 лет , т.е. образование получали в 00-х (кроме студентов). Ужас какой-то, развал итд итп.
  13. ОлегПатриот
    +5
    9 февраля 2012 12:12
    С.В.Лавров недавно правильно сказал: "Говорить не всю правду - хуже лжи!" .
  14. +3
    9 февраля 2012 12:19
    На самом деле настоящее образование специалист получает по месту работы )если там конечно есть более опытные специалисты) очень часто у студента в одно ухо влетает - в другое вылетает.
    У меня племянница закончила вуз по архитектурной специальности , так пока не поработала в реальном проекте ничего не умела.
    Сама потом признаётся - если бы то чему научилась всего за пол года на работе она умела в ВУЗЕ, так была бы там круглой отличницей.
    Без практического применения знания не запоминаются.
    Поэтому недоучка вполне может еще поднять свой уровень на производстве.
    А в вузе остаются те, кто способен там обучаться.

    Хотя ... могут быть и другие мнения - это надо протестировать.
    Думаю, от нескольких лет эксперимента страна не рухнет - главное чтоб человек хотел учиться, а где учиться - это уже второй вопрос.
    1. petr7070
      +4
      9 февраля 2012 13:38
      Скажу по собственному опыту.

      Как то работал проектировщиком. На проектировщика в ВУЗе никто не учил, но ты просто понимаешь, что тебе говорят, ты понимаешь схемы, ты общаешься с коллегами на одном языке (ну где то надо изучить, просмотреть прочитать), в отличии от гуманитариев, которые шаг вправо/влево - не в понимают о чем речь и проработав 2-3 года не могут самостоятельно вникать в изменения
      1. +3
        9 февраля 2012 14:57
        Это такой склад ума.
        По нему люди делятся на инженеров и филологов.
        Инженер - он запоминает только суть и умеет знания применять в нестандартных областях и вариантах.
        Филолог - он воспринимает знания как свод правил и отклонения от правил - это для него нарушения синтаксиса и он тогда не понимает о чем речь.
        Филолог - не обязательно гуманитарий, очень много филологов среди математиков - они хорошо заучивают очень сложные правила обращения с формулами и понятиями и неплохо ими жонглируют, но зачастую шагнуть в сторону не способны.
  15. svvaulsh
    +1
    9 февраля 2012 12:26
    Ну если в стране не осталось нормальной экономики, за исключением нефте-газовой, то соответственно и специальность Инженер не престижна и малооплачиваемая, а отсюда отсутсвие на нее спроса и сокращение набора.
  16. Nechai
    +1
    9 февраля 2012 12:30
    Цитата: neodim
    На производстве "инженеров" много, но настоящих, думающих деффицит!

    Это зародилось ещё в застойные годы СССР. Произошла деградация и профонация инженерного труда. Дела государства разошлись с его же намерениями. В предверии перевооружения производства (которое так и не состоялось), для проведения научно-технической революции и научной организации труда в народном хозяйстве был резко увеличен выпуск инженеров, экономистов и т.д. Да, качество подготовки пострадало, но не трагически. Гладко было на бумаге. Все намеренья разбились о железобетонное нежелание изменений на местах. Молодых спецов сразу выливали ушат холодной воды - забудь всё чему тебя учили, тебе, что больше всех надо, сиди и нерыпайся. Вот так мы и получили покаление ИТР. во многом инфантильное.
    1. neodim
      0
      9 февраля 2012 15:15
      Согласен.
      Для инициативных, увлеченных молодых специалистов, со знаниями, любящих и умеющих считать, сейчас возможностей немного больше.
      Начальство, не имея идеологических ограничений, молодежь замечает и выдвигает.
      Но уровень образования молодых инженеров, в среднем, низок.
      Поэтому принимают на работу их на рабочие специальности ("что бы присмотреться").
      И зачастую, они там и остаются, потому, что они не Инженеры.
      Может в других местах и по-другому...
  17. rekrut
    +5
    9 февраля 2012 12:43
    А им не нужны умные люди,им нужны бандерлоги которые делали бы им деньги.А своих детей они выучат за кордоном.
  18. zetdy
    +5
    9 февраля 2012 13:03
    Пока идеологию не возродят ситуация не поменяется! Я тоже инженер "теплоэнергетик". В области нехватка специалистов по данному направлени, а из нашего выпуска 20 чел. 8 работает по специальности, остальные кто МЕНЕДЖЕР по продажам, кто вообще непонятно чем занимается. У людей заинтересованность должна быть, идея. Любого кто поступал в конце 90 и начале 2000 спросить почему выбрали именно эту специальность, ответ будет-куда взяли-туда и пошел!!! И вся учеба сводиться как бы купить экзамен... Преподователь превратили в неуважающих себя людей... Что может получится из тех кто у них учится!!!
    Я пишу первый раз, а читаю давно все тут - и поддерживаю - взятку преравнять к измене родине....
  19. +2
    9 февраля 2012 13:16
    Ежегодно вузы выпускают 200 тысяч инженеров, однако в России наблюдается острый дефицит квалифицированных специалистов.
    Владислав Морозов, заместитель генерального директора по капитальному строительству ГК Корпорация «ГазЭнергоСтрой» разделяет эту точку зрения. Он рассказал BFM.ru: «Мы ощущаем огромный дефицит квалифицированных кадров среди молодых специалистов. Особенно это касается таких отраслей, как тепломеханика и электричество. Дело в том, что база, по которой учат инженеров в наших вузах, осталась на уровне 70-х годов, и если теоретическая базовая часть чаще идеальна, то что касается наукоемких, высокотехнологических и инновационных вопросов, то образование сильно хромает. Для того, чтобы взять на работу молодого специалиста мы «приставляем» к нему своего квалифицированного сотрудника, который обучает его около года».
    При этом в России пока не так много современных предприятий, которые могли бы формировать спрос на квалифицированных инженеров. «Спрос на инженерные специальности начнет расти после того, как будет очевиден рост тех областей нашей экономики, в которых они востребованы, — говорит Ирина Сафарова, начальник управления кадров банка «Интеркоммерц». — Видимо, инженеры предпочитают получать профессиональный опыт в иных сферах, где карьерный и финансовый рост более динамичны. Инженер без опыта работы может рассчитывать на минимальный оклад».
    В то же время, в определенных областях и секторах экономики спрос на специалистов по техническим специальностям высок, отмечает старший консультант практики высоких технологий и телекоммуникаций рекрутинговой компании MarksMan Ольга Кочергина. В числе таких отраслей — здравоохранение, энергетика, телекоммуникации, различные инновационные проекты. «В этих областях есть крупные проекты с государственным финансированием, бюджеты, гранты. Но как только проекты заканчиваются, спрос на этих специалистов резко падает, и инженеры, оставшись без проектов, вынуждены искать работу, которая может не быть связана с их образованием», — говорит Ольга Кочергина.

    Зачастую специалисты, получающие техническое образование и являющиеся «технарями» по своей природе, в силу личностных особенностей не пригодны для работы в бизнесе, говорит Алена Занегина из «Агентства Контакт».Виктор Сапрыкин, президент группы компаний МЕТТЭМ, организатор выставки «Инновации и технологии» рассказал BFM.ru: «Не так много компаний в России пока заинтересованы в развитии инновационного, наукоемкого производства, где нужны «технические мозги». Например, сейчас в МЕТТЭМ десятки перспективных стартапов в области безопасности, экологии, энергоэффективности. Эти проекты станут прибыльными в самом ближайшем будущем, а значит, у молодых инженеров будет конкурентоспособная зарплата».По его мнению, в экономике нового типа инновационные компании и работающие в них специалисты станут настоящей элитой, и профессия инженера вновь станет востребованной.
    но по опыту отбора кандидатов могу сказать, что у выпускников разных вузов очень различается уровень подготовки. К сожалению, список вузов, в которых подготовка выпускников нас устраивает, невелик: это МЭИ (т.к. большая часть проектов нашей компании связана с энергетикой), некоторые факультеты МГТУ им. Баумана, хорошую подготовку дает Ивановский государственный энергетический университет. Но все равно этого слишком мало. Бизнесу нужны хорошие инженеры, и поэтому, надеюсь, дипломы в стол будут класть все меньше выпускников», — говорит HR-директор компании Р.В.С. Лариса Архипова.

    Полностью на http://www.rsuh.ru/announcements.html?id=1061326
  20. Знающий
    0
    9 февраля 2012 13:22
    Что это означает? Теперь все инженеры невостребованны или только инженеры военные?
  21. petr7070
    -3
    9 февраля 2012 13:26
    Хотел разобрать текст с цитатами и комментариями, но согласен с первым постом - просто ИСТЕРИКА (Скорее всего выгнанного работника).

    Сам я не из Москвы, но знаю ситуацию в нескольких вузах, есть среди них федеральные.

    Из тех кто писал гадости, КТО за последний год смотрел план набора абитуриентов? Кто смотрел продолжительность обучения в ВУЗах?

    Все там нормально, как учились, так и продолжают.
    Кстати за последние 2-3 года существенно ужесточается с технической стороны программа.

    Если еще 5 лет назад было много своевольностей, то теперь если учишься по машиностроению (например автоматизация машиностроения) - никакой тебе нефти, химии или газа - ты должен быть специалистом в машиностроении, аналогично разделили химию, нефть и газ.

    На счет зарплат - открывается куча производств (хотя есть города где и закрываются) и где требуются специалисты с техническим образованием и зарплаты ХОРОШИЕ,

    Я уже молчу о нефтегазовой отрасли. Да машиностроение в последние годы ценилось ниже той же химии, нефтехимии или газовой отрасли, но никогда нефть и газ не были менее ценными, чем гуманитарные специальности
    1. 443190
      0
      12 февраля 2012 11:53
      Прошу прощения...А сам пробовал в нефтехим по окончании ВУЗа устроиться ???
  22. Fint_v
    0
    9 февраля 2012 13:32
    Сам в прошлом сотрудник системы образования. Что тут можно сказать? Уровень образования падает вместе с желанием учеников учиться.
    В наше время есть немало возможностей заработать хорошие деньги и без высшего образования, тем более инженерного. А когда человек заканчивает ВУЗ, то ему еще приходится мыкаться по собеседованиям, где ему предлагают зарплату в 200 уе, 10 часовой рабочий день без продыху, один выходной в неделю. Возникает много вопросов.
    Честно сказать, сам заканчивал инженерный вуз. Ничего там не делал, ибо не видел смысла. Сейчас имею довольно устойчивый доход, ибо нашел свою нишу.
    1. petr7070
      +1
      9 февраля 2012 14:36
      Вот
      Цитата: Fint_v
      Сейчас имею довольно устойчивый доход, ибо нашел свою нишу.

      Вот это правильный подход. Высшее образование нужно когда поработаешь 1-3-5 лет, поставишь цели и хочешь расти дальше, а не вышка ради вышки а потом торговать на рынок.
  23. +2
    9 февраля 2012 14:43
    У меня в институте (Геологоразведочный) смогли придумать специальность прикладная геология и на ней вырвать право на специалитет. То есть 3 года по ней из студентов будут делать хороших геологов, а 2 последних года уже делить по специальностям. Иначе не получалось ничего. Столько профессоров голову ломали. Но придумали.
  24. +1
    9 февраля 2012 14:55
    Анализ учебной группы технического ВУЗа с 25 студентами:

    2 - очень умные
    4 - умные
    8 - твёрдая " хорошо"
    7 - троечники
    2 - дебила( связи друзей, родственников, коллег)
    1 - полный дуб( но папа банкир или чиновник , или депутат, или генерал)
    1 - вообще не ходит( он денег много имеет)

    И кстати, почти за 20 лет соотношение не меняется!
    1. -1
      9 февраля 2012 17:35
      Цитата: taseka
      И кстати, почти за 20 лет соотношение не меняется!

      Соотношение учеников! А посмотрите как снизился уровень профессиональной подготовки преподавателей! Перспективный выпускник не пойдет в педагогический, что бы всю жизнь получать нищенскую зарплату. Соответственно, набирают из тех, что остались. А остается...
  25. 0
    9 февраля 2012 15:39
    Не будем забывать кто у нас руководит правительством последнее время...Вы его все знаете...
    1. +3
      9 февраля 2012 17:42
      Сейчас Вам ответят, в свойственной манере, что это чиновники и министры такие плохие, а Путин (председатель этого кабинета министров, если что) ну, никакого отношения не имеет. Да и вообще: он вона сколько всего пообещал к 2020! Главное, на четвертый срок переизбраться!
    2. 443190
      -1
      11 февраля 2012 18:38
      !!! Такого руководителя за х-й и на лесосеку...Чтоб знал как людям при нем "сладко" живется !!!
  26. Caiman crocodilus
    -1
    9 февраля 2012 15:48
    В Уфимском авиационном иституте за последние 10 лет набор увеличился раза в полтора, в том числе и по специальностям двойного назначения. Учебно-материальная база качественно и количественно значительно улучшилась. Так, что статья, ИМХО, пи...ж и скулеж!
    1. +2
      9 февраля 2012 17:37
      Цитата: Caiman crocodilus
      ИМХО, пи...ж и скулеж!

      А в школе, где учатся мои дети, преподаватель русского языка в записке родителям делает ошибки!
      1. sashalenovo
        +1
        9 февраля 2012 19:35
        Спросом особенно пользуются те институты, где есть востребованность, распределение с трудоустройством и достойная зарплата.
  27. -1
    9 февраля 2012 17:09
    думаю истерика! необходимо возродить институт наставничества!
  28. +5
    9 февраля 2012 18:10
    Статья - КЛАСС - прям со всего маху по соплям чинушам из Министрства образования - Фурсенко и его последыши - на помойку истории.
  29. fedor
    +3
    9 февраля 2012 18:54
    Нынешний Военно-морской флот испытывает большой дефицит инженерных кадров. Через год-другой этот дефицит превратится в катастрофу!
  30. 0
    9 февраля 2012 19:30
    поддерживаю. обычные юристы "на земле" отнюдь не получают баснословные заработки. большие оплаты - либо по блату, либо у редких "раскрученных" людей. при этом они могут быть отнюдь не самыми умными и опытными
  31. pokermen
    +1
    9 февраля 2012 19:39
    Закончил несколько лет назад.
    В принципе по нашему ВУЗу положительная динамика на лицо, если у нас было всего 10% бюджетных мест, то сейчас 2\3. Экономистов либо сократили, либо совсем закрыли...оставляют одни инженерные специальности.

    По поводу преподов. Сейчас большинство преподов в возрасте 25-45 работают в своих фирмах, а преподавание у них для души, т.к. денег оно не приносит. В принципе гораздо интересней слушать препода, который приводит примеры из своей работы.....чем нудного профессора с программой 30-40летней давности.

    Сам,
    Закончил ПГС, учеба давалась очень легко, т.к. отец у меня тоже строитель -практика с самого детства была)) Поработал годик на сметах, доход нормальный, но не мое. Сейчас с приятелем уехали в Сибирь строим НПС и трубопроводы..... теперь доход ОЧЕНЬ хороший, учитывая наш возраст и главное работа нравится))
  32. kostya
    +5
    9 февраля 2012 19:58
    потому что равняются на запад,на гребаную америку,где давно уже из людей сделали стадо тупых и жирных баранов.
  33. 0
    10 февраля 2012 14:45
    Главное - мало специалистов. Искал себе помощника, мама не горюй, куда мы катимся, а с другой стороны вспомнил себя, свои субъективные ощущения, что за месяц производственной практики получил больше знаний чем за 4 года универа, хотя универ не из последних. Хороший специалист никогда не пропадет. Всегда были проблемы, во все времена, но надо просто хорошо делать СВОЕ дело, тогда понемногу ситуация улучшится.
  34. 443190
    0
    11 февраля 2012 18:34
    Самое приятное ожидает выпускников инженерных специальностей ПОСЛЕ выпуска из ВУЗа ....Они НАХРЕН НИКОМУ НЕ НУЖНЫ !!! А потом мы удивляемся их невостребованности...Развал производства повлек за собой снижение востребованности инженерных кадров....Выход только один - ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ !!!! а не рыночной ( торгашеской ) экономики.
    1. 0
      13 февраля 2012 18:23
      Цитата: 443190
      Они НАХРЕН НИКОМУ НЕ НУЖНЫ

      С чего в вы это взяли?
      Цитата: 443190
      А потом мы удивляемся их невостребованности

      Они как раз очень востребованы.
      Цитата: 443190
      Развал производства повлек за собой снижение востребованности инженерных кадров

      Да какой там развал производства? Все работает, производство наращивается.
      Цитата: 443190
      ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

      Промышленность и так есть, но вот новые заводы строить конечно надо. В ВПК сейчас запланировано строительство.