Утюги или почти треугольные корабли

31


Ведя со знакомыми диспут об эскадренных миноносцах-вертолётоносцах типа Hyūga (16DDH), порождение IHI Corporation (Япония), по вопросу: японский ли это "Мистраль" или масштабированный в "минус" советский авианесущий крейсер (ТАВКр пр. 1143), потроша сайты японской судостроительной промышленности, случайно наткнулся на творение Mitsubishi Heavy Industries судов Ramform(SSS) W-класса, о коих я и не знал и не слыхивал.



Прежде чем перейти к ним, не удержусь, и приведу фото самого предмета спора и цитату из wiki:

Утюги или почти треугольные корабли


Официальная классификация как эсминец-вертолётоносец не соответствует реальным боевым возможностям корабля. Корабль значительно превышает по водоизмещению эсминцы-вертолётоносцы предшествующих типов, имеет сплошную полётную палубу и относительно большую авиагруппу, что позволяет классифицировать его как лёгкий авианосец. Авторитетный военно-морской справочник Jane’s Fighting Ships классифицирует его как вертолётоносец
[1]

Фотографии triangles-ship меня сразу впечатлили. Экие занятные пепелацы.







Как их называть и классифицировать на бытовом уровне?
Треугольные, дельтавидные суда или короткие корабли? А может, плавучие утюги?



В 2012 году норвежская сейсморазведочная компания Petroleum Geo-Services (PGS) оформила заказ на постройку двух (а в последствии ещё пары) Ramform-судов W-класса. Заказ был размещён на японской компании «Mitsubishi Heavy Industries». Суда являются представителями серии Ramform.



Могу предположить, что прообразом такого инженерного и дизайнерского подхода послужило судно "Марьята III", построенное судостроительной компанией «Tangen verft» специально для разведывательных целей с таким расчётом, что обеспечивается малая шумность работы механизмов и хода. Тишина и незаметность необходимы, чтобы не создавалось помех записи измерений и прочих гидроакустических и электронных систем. Судно имеет высокую устойчивость, что облегчает работу датчиков на этой стабильной платформе. Для достижения высокой стабильности судна оно было выполнено в форме Ramform.



Большая ширина повлияла на метацентрическую высоту судна, которая составила около 16 метров. Судно настолько "живучее", что может продолжать функционировать даже при значительном повреждении части внутреннего набора. Естественно присутствует и "северный пакет": длительное воздействие низких температур или большие количества воды/льда на палубе-не являются какой-либо существенной проблемой.



Корабль оборудован так, что он может работать в северных полярных регионах без перерыва очень длительный период времени.


FS Marjata - это судно дальнего гидроакустического наблюдения и разведки, построенное для ВМС Норвегии еще в 90-х специально для участия в проекте ELINT.



Основная зона деятельности разведывательного корабля ВМС Норвегии "Марьята III" располагается между 34 – 36 градусами восточной долготы - районе, находящемся в непосредственной близости от границы территориальных вод России. Точнее – всего около 30-40 километров (менее 20 миль) от побережья Кольского полуострова.



При возможностях электроники, которой оборудована "Марьята III", разведку можно вести на расстояние от 20 до 500 километров, в зависимости от нахождения цели. Благодаря широкому внедрению средств автоматизации, экипаж корабля состоит из 14 человек. Еще 31 человек – «ученые», которые, собственно, и занимаются сбором разведывательной информации и обслуживают технику.



Как утверждают некоторые источники, эти специалисты-электронщики являются гражданами США и служат в Агентстве национальной безопасности (АНБ) Соединенных Штатов, которое занимается электронным шпионажем по всему миру. Но если это и не так, то суть их деятельности не меняется. Вся полученная информация в режиме online передается АНБ.

Внутренности "Марьяты" буквально нашпигованы дорогостоящей электронной начинкой и разведывательными инновациями.



На Северном флоте ВМФ России практически все российские моряки знакомы с ней и даже дали ей уменьшительные прозвища типа: "Машка", "Маруся" и даже "утюг", из-за своей похожести на этот предмет домашнего быта.
[3]

Не ошибусь, если скажу, что это настоящая головная боль нашего Северного флота и ВМФ в целом.Изначально планировалось, что местом постоянной дислокации "Марьята III" будет Svartnes гавань в Варде на северо-востоке от полуострова Варангер, и с этой целью были начаты дноуглубительные работы.



Однако вскоре выяснилось, что этот проект оказался существенно дороже, чем предполагалось.

Возвращаясь к Ramform, можно отметить, что внешний вид этих судов нельзя спутать ни с чем, он разительно отличается от других геофизических судов



Как отмечает компания PGS: корабли типа "SSS Ramform" являются наиболее мощными и эффективными судами для морской сейсморазведки из всех когда-либо существовавших. Они также являются самыми широкими.

В этих судах соединены вместе все самые продвинутые морские технологии и возможности в области морской сейсморазведки «GeoStreamer».



Корма судна шириной 70 м оборудована 24 барабанами с сейсмическими косами. Они могут тянуть за собой сеть "сейсмокос", покрывающую площадь более 12 км2 (эквивалентно 1 500 футбольным полям или трем с половиной Центральными паркам в Нью-Йорке).



Увеличенное рабочее пространство и уникальное оборудование делает операции с участием корабля более безопасными и функциональными.

Как для компании PGS, так и для её клиентов более быстрое развертывание и извлечение оборудования, а также увеличенная продолжительность пребывания в море означают быстрейшее завершение сейсморазведочных работ и увеличенный коэффициент непрерывной работы в неблагоприятных погодных условиях. Что влияет и на стоимость сейсморазведки и на её безопасность.



Автономность судов составляет 120 дней без дозаправки, они являются всепогодными. Интервал между заходом в порт для обслуживания может быть увеличен ещё на 50%.

В ноябре 2015 года судно Ramform Titan при проведении съемки в Бенгальском заливе установило своеобразный рекорд.


Было задействовано 18 сейсмокос, каждая длиной 7,05 км, с расстоянием между ними в 100 м. Все вместе они образовали полосу шириной 1,7 км, а общая площадь сети составила 15,6 км2.



Впервые сейсмосъёмка такого объема была проведена с одного судна.


Судно берёт на борт более 6 тыс. тонн топлива и оборудования. При проведении разведки оно буксирует за собой сеть из нескольких сотен тысяч сейсмодатчиков.



Корабли типа "SSS Ramform" обеспечивают безопасное и комфортное проживание, а также рабочую обстановку для 80 членов экипажа. На борту имеется 60 одноместных кают, а также 10 двухместных кают для посетителей с раздельными санузлами.



Тип «Ramform» выделяется необычной Δ-видной формой корпуса в плане с широкой кормой.


Сами корабли ходят под Флагом Багамских островов, как и их многие "собратья", тяготеющие к экономии по налогообложению и портовым сборам.



Подробнее с техническими характеристиками судов Ramform класса Titan можно познакомиться с помощью инфографики, размещенной на сайте компании PGS.

Четвертый корабль Титан-класса, Ramform Hyperion, должен быть спущен на воду в 2017 году.

Видео с сайта компании PGS даёт представление о концепции, применении и перспективах таких судов:
The fleet to beat
Ramform Titan - Instrument Room
Ramform Titan In Operation

Корабль вживую video: Camilla Aadland=Ramform Titan посетил Bergen[6]



Возвращаясь к японской судостроительной промышленности (и MHI в частности, где построили и строятся суда Ramform- класса), процитирую:
Японские корабли можно отличить по идеальному состоянию палуб и бортов. Красота достигается двумя способами:
  1. традиционной японской аккуратностью и вниманием к деталям;


  2. экстремально-молодым возрастом, который у многих кораблей не превышает 10 лет.

[2]


на фото эскадренный миноносец типа «Акидзуки» или «Акицуки» («Осенняя Луна»)


Не только идеальная чистота на палубе, но и узнаваемый, интересный дизайн, совмещённый с японской бережливостью, функциональностью и, конечно, японской поэзией.

Причём это присуще не одним лишь военным кораблям, но и вполне гражданским судам: 9 августа 2014 - Diamond Princess посетила Владивосток.[4]



Примечание:
  1. Diamond Princess (Бриллиантовая принцесса) — большое круизное судно, находящееся в собственности и используемое компанией Princess Cruises. Изготовитель Mitsubishi Heavy Industries.

  2. FS Marjata 3: норвежские власти подверглись критике со стороны российской стороны во время и после поднятия затонувшей российской подводной лодки К-141 Курск. По мнению российской стороны, действия судна были слишком агрессивными и своими маневрами могли сорвать спасательные работы. Корабль также находился в районе аварии в то время, когда она произошла.[5]



Первоисточники, ссылки и цитаты:
[1] www.wikipedia.org
[2]edo_tokyo: "Всего за одно десятилетие состав ВМС самообороны Японии (JMSDF) пополнился 10 новыми эсминцами."
[3]"Энциклопедия кораблей"
[4] 9 августа 2014 - Diamond Princess во Владивостоке-Roman Dmitrienko
[5]Iskaldt mellom Norge og Russland
[6]Bli med om bord i verdens bredeste skip
www.shipmodels.info
www.vsegei.ru
www.marinetraffic.com
www.embjapan.ru
www.globalsecurity.org
www.flickr.com
www.smartage.pl/ramform-titan
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    18 марта 2017 06:17
    но и узнаваемый, интересный дизайн

    что в нём необычного, беркообразный-эсминец, коих по миру ходят десятки

    Компоновка - стандартная, коробчатая надстройка от борта до борта, кормовая посадочная площадка, скошенная фок-мачта с системами связи, размещение оружия в УВП, радар с ФАР - все это используется уже лет 30


    Бёрк


    Акидзуки
    1. +5
      18 марта 2017 15:29
      Цитата: SWEET_SIXTEEN
      что в нём необычного, беркообразный-эсминец, коих по миру ходят десятки

      Мне вот непонятна любовь некоторых отечественных ... не знаю как их назвать, ко всему вражескому.
      1. +3
        20 марта 2017 22:06
        Недалекий ура-патриот, что-ли?
        1. +2
          20 марта 2017 22:41
          Цитата: пехотинец2020
          Недалекий ура-патриот, что-ли?

          Понятие патриотизма вам чуждо? Не буду сочувствовать, все равно не поймете.
          1. +4
            13 апреля 2017 06:47
            Понятие патриотизма вам чуждо?

            Вас назвали "недалеким патриотом". Это человек, не способный проявлять объективность при сравнении отечественной и зарубежной техники, армий, флота, самолетов, автомобилей, футбольных команд особенно ;) Включается режим: "Наше лучше. Потому что лучше!"
            Объективный патриот видит "свои" слабые стороны и указывает на них, предлагает пути улучшения (вспомним "Левшу"). Рискуя получить от ура-патриотов ярлык "агент госдепа", "английский шпион" и т.п.
            1. +1
              13 апреля 2017 18:24
              Цитата: 3danimal
              Объективный патриот

              Или правильно говорить - "далекий патриот"
              Цитата: 3danimal
              Вас назвали "недалеким патриотом".

              Это орудие вражеской пропаганды и ярлык
              Цитата: 3danimal
              "агент госдепа"

              носят заслуженно.
              Цитата: 3danimal
              Включается режим: "Наше лучше. Потому что лучше!"

              И если наше объективно лучше, почему бы об этом не сказать? А как быть с позицией некоторых типов что все "ихнее" лучше, потому-что лучше, а все наше отстой потому-что наше?
              Вы правы только в вопросе про футбольные команды.
              1. +1
                13 апреля 2017 19:24
                Вы правы только в вопросе про футбольные команды

                А как же автопром?
                А где строительство эсминцев-не хуже-Бёрка каждые 3 года? Есть ли авиационная РЛС с АФАР для Т-50?
                Где ЗРК "Редут" для "Горшкова" и его "братьев"?
                Почитайте про последнее. На заводе "старики"-технари-зенитчики влачат жалкое существование с минимальными выплатами, а "молодёжь" не хочет становится бедными "лузерами" и занимается только "конверсией", где выплаты ощутимо больше. Если богатому государству "не надо" почему должно быть надо им ценой нужды?
                Это весьма показательно...
                P.S. "Левша" тоже, видать, был агент госдепа. На традиции покусился, в боеспособности усомнился. ))
                1. 0
                  13 апреля 2017 21:47
                  Цитата: 3danimal
                  А как же автопром?

                  Лада веста хороший автомобиль, хотя я сам предпочитаю гранту.
                  Цитата: 3danimal
                  А где строительство эсминцев-не хуже-Бёрка каждые 3 года?

                  Ничего заслуживающего внимания в Арли Берках нет, ну может кроме РЛС. Наши неплохо могут штамповать корабли устаревших проектов, что было показано на фрегатах проекта 11356. А вот где у американцев что-нибудь вроде нашего "Северодвинска"? А нету!
                  Цитата: 3danimal
                  Где ЗРК "Редут" для "Горшкова" и его "братьев"?

                  Допилят, не переживайте.
                  Цитата: 3danimal
                  P.S. "Левша" тоже, видать, был агент госдепа. На традиции покусился, в боеспособности усомнился. ))

                  Стать мучеником - бесполезное для государство действо.
                  1. aiw
                    0
                    20 мая 2017 23:21
                    Си-вульфы в каком году в строй вошли? Что касается разброса зарплат в ВПК - это п-ц товарищи, благодаря эффективным менеджерам (вроде Рогозина-младшего).

                    Допилят, не переживайте.

                    Вот когда допилят, и когда начнут строить массово хотя бы фрегаты - тогда и кидайте в воздух свою бескозырку в патриотическом угаре.
                    1. 0
                      20 мая 2017 23:50
                      Цитата: aiw
                      Си-вульфы в каком году в строй вошли?

                      Сивульфу до Северодвинска как до китая в коленно-локтевой позе. Да ваш сивульв хуже антеев.
                      Этот фуфлыжный сивульв стреляет через торпедный аппарат первобытной ракетой гарпун.
                      Нет, сама подлодка ничё так, шедевр кораблестроения, но вот его вооружение сводит на нет все его достоинства.
    2. 0
      13 апреля 2017 06:51
      что в нём необычного, беркообразный-эсминец,

      У него "урезанный" основной радар, невозможно использование "Стандартов", достаточно лишь для стрельбы ESSM.
      Но отсутствуют антенны APG-62, наведение полуактивных ГСН ракет "полотнами" ФАР, больше каналов - в этом превосходит "Бёрк".
      1. 0
        13 апреля 2017 07:15
        Ошибся, AN/SPG-62...
  2. +1
    18 марта 2017 06:19
    Я правильно понял, что это извращение существует только из за здоровенной кормы, которая необходима для работы с кучей сейсмодатчиков?
    Но почему Марьята такой формы?
    1. +3
      18 марта 2017 07:04
      Цитата: demiurg
      Но почему Марьята такой формы?

      Чтобы датчики работали на более-менее стабильной платформе при волнении моря.
    2. +2
      18 марта 2017 12:03
      Цитата: demiurg
      Но почему Марьята такой формы?

      что бы меньше качало: ветер,зыбь,прочие вибрации.
      это СЕЙСМОразведка.
      стабильность нужна.
      Цитата: Громобой
      Чтобы датчики работали на более-менее стабильной платформе при волнении моря.
      1. +8
        18 марта 2017 14:55

        каждая "желтая линия" коса - состоит из гирлянды датчиков, расположенных через 25 или 50 метров, общая конструкция косы обладает нейтральной плавучестью. Так что ей глубоко наплевать на платформу и её стабильность. Конструктивно датчик собран на акселерометре и самоорентируется в пространстве, что позволяет ему регистрировать именно те волны которые нужно а не весь хлам который имеется в наличии.
        светлыми (не желтыми) линиями показана система управления положением косс. Все завязано на движение корабля, корабль движется система стабильна, движение замедлилось все накрывается медным тазом. Поэтому так важна скорость размотки (выгрузки с судна и занятие косой своего штатного положения) и смотки (обратный процесс) т.к. в случае запутывания косс между собой это кирдык работам т.к. распутать это все мало реально.
        А чем больше косс тем дешевле работы.

        т.к. собирается больше информации за меньший срок.
        Поэтому большая корма и нужна она обеспечивает скоростную размотку и смотку. По большому счету сначала рассчитали эффективный механизм для сейсмооборудования потом уже прилепили все остальные атрибуты корабля и использовать под что то другое данное судно сложно из-за изначальной заточенности под конкретную цель и задачу. Весьма дорогое удовольствие надо сказать, не многие компании могут позволить себе такие суда. В России используют в большей степени "что бог послал" после доведения под свои нужды.


        можете сравнить удобство и технологичность работ
        1. +1
          18 марта 2017 15:36
          Поэтому большая корма и нужна она обеспечивает скоростную размотку и смотку.

          очень познавательно.
          Только вот разработчик и заказчик судна пишет
          she can tow a full spread of dual-sensor recording equipment using just two of them.


          Two stern-launched work boats permit safe streamer maintenance also in marginal weather. Maritime and seismic equipment maintenance can increasingly be carried out at sea without impairing operations. Dry-docking interval is 7.5 years.


          The delta-shaped Ramform hull was designed by Norwegian naval architect Roar Ramde, and the first seismic Ramform vessel was inspired by the Norwegian naval intelligence vessel Marjata. Its sinusoidal waterline allows stable motion behavior at the beam. The vast backdeck is perfect for installing and towing a large quantity and variety of equipment, and also offers generous interior and instrument room capacity.


          ну и повтор
          В этих судах соединены вместе все самые продвинутые морские технологии и возможности в области морской сейсморазведки «GeoStreamer».



          These Titan-class Ramform vessels are 70m wide at the stern and equipped with 24 reels. They are designed for safe and efficient operations in even the harshest of environments.

          https://www.pgs.com
    3. +1
      18 марта 2017 15:32
      А тебе что нужно? Везти некий груз с максимальной скоростью и топливной эффективностью, или не спеша буксировать оборудование ради которого корабль вообще и существует? Перерасход солярки в данном случае никакой роли не играет, трудности с габаритами тоже решаемы.
      1. +3
        18 марта 2017 15:50
        помимо "неспеша", нужно совершать маневры (огибать буровые другие суда и проч.) и иногда проще смотать-размотать оборудование чем кренделя по 15-20 км выписывать чтобы и оборудование не угробить и не зацепить чего. Про топливную эффективность для этих судов речь не идет. Максимальная скорость опять же требуется только во время штормов, что бы оборудование не угробить, либо выиграть время для его смотки.
        Просто за рубежом озадачились построили специфический кораблик и не спеша стригут купоны с сдачи его в аренду и выполнение больших обьемов работ.
    4. +1
      30 мая 2017 13:33
      нет это просто попытка добиться остойчивости критически необходимой для работы точной аппаратуры... да и было уже раньше в том числи и у нас... императорская яхта Ливадия например...

  3. +5
    18 марта 2017 08:04
    "Что общего, между вороном и конторкой?" - Л. Кэрол.
    "Смешались в кучу, кони, люди" М.Ю. Лермонтов.
    "Тема сисек не раскрыта"
    Корабли интересные, но зачем все впихивать в одну статью?
  4. +1
    18 марта 2017 09:32
    Попов в 19 веке уже создавал похожие корабли.
    1. +2
      18 марта 2017 12:04
      Цитата: sergei1975
      Попов в 19 веке уже создавал похожие корабли.

      а я про квадратные и про Mitsubishi судостроителей писал.
      а так да:
  5. 0
    18 марта 2017 10:50
    чем городить такой утюг , можно было бы спроектировать и выполнить катамаран , что сделало бы судно более экономичным .
    1. +7
      18 марта 2017 12:09
      Цитата: atakan
      и выполнить катамаран

      не катит

      -соединительный элемент (площадка) 2х корпусов требует большего расхода металла при постройке и не поднимает водоизмещение (повышенная масса корпусных конструкций на тонну водоизмещения)
      -большие нагрузки на соединительный элемент
      -чего-то с остойчивостью у катамарана не так
      САМОЁ ГЛАВНОЕ ЛЁД (ледовая обстановка)!
      Катамараны не приспособлены к плаваньям во льдах (и это понятно)

      Естественно присутствует и «северный пакет»: длительное воздействие низких температур или большие количества воды/льда на палубе-не являются какой-либо существенной проблемой.

      судно ледового класса, Норвегия ведёт разведку ГДЕ?
      в своих территориальных водах и экономической зоне+ долька северного ледовитого+заморские территории Норвегии !



      Там катамараны не выживают и не водятся
      -------------------------------------------------
      --
      катамараны хороши на Ямайке
  6. +1
    18 марта 2017 22:18
    Цитата: opus
    Поэтому большая корма и нужна она обеспечивает скоростную размотку и смотку.

    очень познавательно.
    Только вот разработчик и заказчик судна пишет
    she can tow a full spread of dual-sensor recording equipment using just two of them.

    Two stern-launched work boats permit safe streamer maintenance also in marginal weather. Maritime and seismic equipment maintenance can increasingly be carried out at sea without impairing operations. Dry-docking interval is 7.5 years.

    The delta-shaped Ramform hull was designed by Norwegian naval architect Roar Ramde, and the first seismic Ramform vessel was inspired by the Norwegian naval intelligence vessel Marjata. Its sinusoidal waterline allows stable motion behavior at the beam. The vast backdeck is perfect for installing and towing a large quantity and variety of equipment, and also offers generous interior and instrument room capacity.

    ну и повтор
    В этих судах соединены вместе все самые продвинутые морские технологии и возможности в области морской сейсморазведки «GeoStreamer».


    These Titan-class Ramform vessels are 70m wide at the stern and equipped with 24 reels. They are designed for safe and efficient operations in even the harshest of environments.

    https://www.pgs.com


    когда Приору "впаривали" людям, даже ВВП пришлось "отработать номер" что бы вернуть доверие людей. Да инновации, да куча наработок. Да продуманные системы снижения собственных шумов корабля, да удобство управления судном. Но поверьте даже если бы этого всего не было все компании которые занимаются морской сейсморазведкой с руками отрывали (и сейчас отрывают, у кого денег хватает) все остальное воспринимается как бонус. Поскольку работа на таком судне это как езда на "Запорожце" и "Мерседесе"
    Один из мировых производителей оборудования для сейсморазведки (//_http://www.sercel.com/products/Pages/marine.a
    spx_//) *(кажется по правилам ссылки во вне не приветствуются, кому интересно думаю разберутся как посмотреть)
    там много чего, есть решения и для военного применения (акустический контроль)
  7. exo
    0
    19 марта 2017 12:18
    Интересно,а можно такой утюжок,для поиска подлодок,приспособить? Поставить буксируемые антенны ГАС.Ну,это так:вопрос дилетанта
    1. +1
      19 марта 2017 14:06
      А смысл такую махину гонять, для поиска нужно чтоб был "тихий" кораблик, а оборудование можно и на корпусе крепить, можно так же за сбой буксировать. если что будет "фонить" тогда уже объектом плотно заниматься. Тут то и нужно будет что бы корабль был шустрый и юркий, а не "корова на льду".
  8. +1
    15 апреля 2017 15:22
    Цитата: KaPToC
    Стать мучеником - бесполезное для государство действо.

    Опять пустословие...
    ЗРК Горшкову ОДНАЖДЫ допилят. Лично мне хотелось бы - в срок, "патриотичный" вы наш ;) Пусть даже ценой отсутствия у очередного губернатора полтонны наличных на даче...
    Надеюсь, не оскорбил ваши нежные чувства? ;)
  9. 0
    20 мая 2017 10:13
    Жаль, поздно увидел. Дерьмо эти Рамфоры. Рассчитаны на 24 косы. Но не тянут. Скорость съемки по любому больше 5 узлов не нужна.Размотать это дерьмо несколько дней нужно. Вся идея широкой кормы только для увеличения спреда. что легко достигается другими средствами. В любом случае реально больше 16 кос никто не работает. Да и 16 это уже геморрой. Лучшим доказательством служит то, что большинство Рамфров стоит наприколе
  10. kig
    0
    23 июня 2017 16:32
    Цитата: Bakht
    большинство Рамфров стоит наприколе

    неправда ваша. Только что проверил позиции 10 судов компании PGS - все в море. Работают.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»