Корпорация Lockheed Martin представила вертолет S-97 Raider

158
Вертолет S-97 Raider является перспективной разработкой, создаваемой для американской армии в рамках программы Future Vertical Lift (FVL). Благодаря соосной схеме основного и наличию толкающего винта эта машина может развивать скорость свыше 400 км/ч и преодолевать расстояния более 600 км. Для сравнения, максимальная скорость легкого многоцелевого вертолета Bell OH-58 Kiowa составляет 222 км/ч.
В компании Sikorsky, в 2015 году ставшей частью корпорации Lockheed Martin, работают над созданием скоростного вертолета с 2008 года. Сначала на свет появился демонстратор технологии под названием X2, а в 2012 году компания начала работу над созданием армейского вертолета, получившего название S-97 Raider, передает "Warspot"





Первая демонстрация S-97 RAIDER состоялась в 2014 году, а годом позже машина совершила свой первый полет. Известно, что в настоящее время прототип вертолета Raider проходит заводские испытания. Вертолет способен перевозить 8 человек, включая двух пилотов, и может подниматься на высоту более 3 км. Благодаря низкому уровню шума и высокой маневренности «Рейдера» на его базе планируется создать легкий ударный вертолет, вертолет-разведчик, вертолет авиационной поддержки, поисково-спасательный вертолет, а также беспилотную многоцелевую машину. Одним из конкурентов компании Sikorsky в программе FVL является корпорация AVX Aircraft, предлагающая американской армии «вертолеты-истребители».

На видеоролике можно увидеть S-97 в режиме зависания, его полет на малой скорости и малой высоте, скоростной полет на большой высоте, а также кабину пилотов изнутри. Испытания «Рейдера» имеют большое значение для вертолетостроения, поскольку речь идет о принципиально новой машине, обладающей уникальными боевыми возможностями и скоростными характеристиками.

  • yandex.ru/images›Вертолет S-97 Raide
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

158 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    19 апреля 2017 19:53
    Выглядит здорово.
    1. +4
      19 апреля 2017 20:19
      Действительно отлично выглядит. Но скорее всего у него и расход топлива огромный. Поживём-увидим
      1. +8
        19 апреля 2017 20:22
        Прочитал, изготовитель знаменитый Лохед Мартин. Идеальный вертолет для распила бюджета, Лохед Мартин ничего другого и не делает.
        1. +8
          19 апреля 2017 21:22
          Цитата: Arzoo
          Прочитал, изготовитель знаменитый Лохед Мартин. Идеальный вертолет для распила бюджета, Лохед Мартин ничего другого и не делает.

          Ну это Вы загнули ,цена у Lockheed Martin конечно ,завышена ,но вертушки достойные .
        2. +6
          19 апреля 2017 21:54
          Цитата: Arzoo
          Прочитал, изготовитель знаменитый Лохед Мартин. Идеальный вертолет для распила бюджета, Лохед Мартин ничего другого и не делает.

          Куда им до Ына, с его нелетающими ракетами laughing
      2. +7
        19 апреля 2017 20:44
        Почему расход топлива должен быть огромным? Потому что американец? Отличная может получиться машина.
        1. PN
          +2
          20 апреля 2017 07:36
          Потому что много вращающихся винтов и большая скорость, для получения которой необходимо преодолеть сопротивление воздуха. В общем банальная физика.
          1. +1
            20 апреля 2017 08:35
            То есть наше семейство вертолетов Ка все слишком затратные по топливу? Почему тогда они на вооружении?
            1. PN
              0
              20 апреля 2017 09:25
              Сколько у них винтов и скорость, сравним количество?
          2. 0
            20 апреля 2017 10:46
            Цитата: PN
            Потому что много вращающихся винтов и большая скорость, для получения которой необходимо преодолеть сопротивление воздуха. В общем банальная физика.

            А почему Вас не смутило то, что двухвинтовой 24-тонный Ан-26 имеет на дальности до 300км километровый расход 1,5кг/км, а одновинтовой 12-тонный Ми-8 — 3кг/км, хотя, скорость у Ан-26 в 2+ раза выше?
      3. +1
        19 апреля 2017 21:30
        По идее, меньше, чем у вертолёта на высоких скоростях.
      4. +6
        19 апреля 2017 21:38
        а с чем связан огромный расход топлива ? соосные винты работают как на автожире и выполняют роль крыла на большой скорости. нагрузка идёт на толкающий винт. и если учитывать , что увеличена скорость и работает толкающий винт то тут скорее идёт речь о существенной экономии топлива
        1. PN
          0
          20 апреля 2017 07:46
          Вы походу сопротивление воздуха на ноль списали? Банальный пример: при езде по трассе расход на моем авто составляет 6,5Л при скорости 90км/ч и 14Л при скорости 160км/ч. Расход увеличивается на преодоление сопротивлению воздуха.
          1. +1
            20 апреля 2017 08:39
            на моем авто составляет 6,5Л при скорости 90км/ч и 14Л при скорости 160км/ч.
            У вас видимо тахометра нет на авто. wink Вообще-то тут роль не сопротивление воздуха, а обороты двигателя играют. 90км/ч и выше это скорости прямой передачи, так что чем выше скорость тем выше обороты, чем выше обороты тем выше расход топлива и воздух тут ни причем.
            1. +1
              20 апреля 2017 09:14
              У меня после выхода на установившийся режим на скорости 140 расход 7-8 литров. На ровном участке.
          2. 0
            20 апреля 2017 10:03
            это вы на вертолёте сопротивление воздуха на ноль списали, а для райдера подняли их на максимальную высоту
        2. +2
          20 апреля 2017 09:17
          Обратите внимание, автожиры не летают быстро. Все-таки сопротивление соосных винтов на высоких скоростях больше чем у одиночного. Наверное потому наш скоростной вертолет начали проектировать на базе МИ-35 (если верить сообщениям СМИ). А вцелом нет смысла судить плохая машина или хорошая ТОЛЬКО по ее фотографии. Это как лечить болезнь по телефону...
          1. 0
            20 апреля 2017 09:35
            Цитата: Topotun
            Обратите внимание, автожиры не летают быстро.

            Просто никто не ставил такой задачи. А вот А-7 развивал до 220км/ч, что для середины 1930-ых было отличным результатом.
            XV-1 в автожирном режиме думаю, мог разгоняться до 400км/ч (не нашёл данных для не-вертолётного режима, в котором он достигал 300+ км/ч).
            Просто в наше время автожиры — удел ультралайтщиков с их небольшими размерами, мощностями и скоростями.
      5. +1
        20 апреля 2017 10:18
        А что со стелсовостью ?
        1. +3
          20 апреля 2017 10:40
          А ничего. Несущий винте светится так - что фюзеляж прятать нет смысла....
          1. 0
            20 апреля 2017 11:42
            Американцы пытаются делать стелс варианты вертолетов. И китайцы...
            1. 0
              20 апреля 2017 14:52
              так то пытаться, а то сделать, в капитализме полно псевдо-оборонных проектов для отмыва бабла...
    2. +7
      19 апреля 2017 20:27
      Зато не менее здорово занимает внутренние объемы двигатель и трансмиссия. good
      1. +2
        19 апреля 2017 21:12
        Lockheed уже и Sikorsky купили
        1. 0
          20 апреля 2017 15:13
          В посте прозвучит обида, но великий Сикорский все таки проститут
      2. 0
        20 апреля 2017 08:50
        Цитата: kugelblitz
        Зато не менее здорово занимает внутренние объемы двигатель и трансмиссия. good

        Ничего страшного. Посмотрите на первые серийные вертолёты: маленькая кабинка, прилепленная к здоровенной ВМГ. И сравните с нынешними сараями.
        1. 0
          20 апреля 2017 18:30
          Зачем изобретать велосипед? Если был и так более простой путь, та же авторотация в горизонтальном полете, взлет за счет реактивного привода винта. Трансмиссия максимально упрощена, внутренние объемы свободны.

          1. 0
            21 апреля 2017 07:18
            Цитата: kugelblitz
            Зачем изобретать велосипед? Если был и так более простой путь, та же авторотация в горизонтальном полете, взлет за счет реактивного привода винта. Трансмиссия максимально упрощена, внутренние объемы свободны.

            Раньше, чем "ротодайн" взлетел XV-1, уже упомянутый в ветке. У него тоже был реактивный привод.
    3. +3
      19 апреля 2017 22:11
      Цитата: _Ugene_
      Выглядит здорово.

      У нас на базе МИ-24 уже летает вертолет-лаборатория,которая разогналась до 405 км/ч...обещают скоростные характеристики 450-500км/ч...интересно,что это все сделано на СЕРИЙНОЙ БОЕВОЙ МАШИНЕ.

      А есть еще макет КА-92...пассажирский...

      Так же,в макете есть проект ,который получил обозначение RACHEL (Russian AdvancedCommercial Helicopter) и уже был представлен на ряде международных авиационных выставок.
      1. 0
        20 апреля 2017 07:40
        Не на серийно и не на боевой... корпус от Ми-24...
        1. +2
          20 апреля 2017 09:33
          Цитата: Zaurbek
          Не на серийно и не на боевой... корпус от Ми-24...

          А МИ-24-это не серийная и не боевая машина?
          1. 0
            20 апреля 2017 11:40
            ну и корпус не серийный..1 кабина... крыльев нет...
            1. +2
              20 апреля 2017 13:00
              Цитата: Zaurbek
              ну и корпус не серийный..1 кабина... крыльев нет...

              Корпус переделанный,но машина серийная...а скоростные характеристики улучшены за счет формы винтов ,которые сделаны из композитов.
              1. 0
                20 апреля 2017 14:03
                редуктор старый?
                1. +2
                  20 апреля 2017 14:05
                  Цитата: Zaurbek
                  редуктор старый?

                  Я же ясно написал,основа МИ-24...данный переделанный самолет есть лаборатория. Что внутри,я не нарыл.В релизе ясно черным по русски написано,что взята серийная машина.
                  1. 0
                    20 апреля 2017 14:11
                    Цитата: НЕКСУС
                    взята серийная машина.

                    На её основе сделали ЛЛ, которая не даёт права считать её серийной.
                    это все сделано на СЕРИЙНОЙ БОЕВОЙ МАШИНЕ.
                    1. +2
                      20 апреля 2017 14:14
                      Цитата: Avis
                      На её основе сделали ЛЛ, которая не даёт права считать её серийной.

                      Вы читать то умеете? Я же ясно написал,что на ОСНОВЕ СЕРИЙНОЙ МАШИНЫ! fool
                      То есть не с нуля,а взяли МИ-24(серийный) и переделали в ЛЛ !Это так сложно пониманию?
                      1. 0
                        20 апреля 2017 15:13
                        Цитата: НЕКСУС

                        Вы читать то умеете? Я же ясно написал,что на ОСНОВЕ СЕРИЙНОЙ МАШИНЫ! fool
                        То есть не с нуля,а взяли МИ-24(серийный) и переделали в ЛЛ !Это так сложно пониманию?

                        Знаете что, неуважаемый... засуньте свой не в меру ретивый язычок в привычное для него вонючее местечко, пока не научитесь вежливо разговаривать, а потом писать. Ибо вот это написано не мною:
                        "интересно,что это все сделано на СЕРИЙНОЙ БОЕВОЙ МАШИНЕ."

                        "На", а не "из".. Разница очевидна даже для ежа (у него извилин нет). Но, видимо, некий "НЕКСУС" его переплюнул. Только, гордиться этим не стОит.
                      2. +3
                        20 апреля 2017 15:18
                        Цитата: Avis
                        Знаете что, неуважаемый... засуньте свой не в меру ретивый язычок в привычное для него вонючее местечко,

                        Знаете ,неуважаемый,вам то это попривычней будет,раз вы так детально описали процесс.
                        Цитата: Avis
                        "На", а не "из".. Разница очевидна даже для ежа

                        Верно,сделано НА СЕРИЙНОЙ МАШИНЕ! И где вы,увидели,мною написанное,что эта ЛЛ серийная? fool Может вам с ежом проконсультироваться?У него хоть глаза есть...
  2. +15
    19 апреля 2017 19:55
    Щас комментаторы нам докажут что S-97 ничто иное как очередной распил laughing
    1. +7
      19 апреля 2017 19:59
      Цитата: 0255
      Щас комментаторы нам докажут что S-97 ничто иное как очередной распил laughing

      Вряд ли - подобные разработки ведут многие страны . Или это такой распил планетарного масштаба ? belay
      1. +4
        19 апреля 2017 20:15
        Цитата: bouncyhunter
        Цитата: 0255
        Щас комментаторы нам докажут что S-97 ничто иное как очередной распил laughing

        Вряд ли - подобные разработки ведут многие страны . Или это такой распил планетарного масштаба ? belay

        Заговор.
      2. +2
        19 апреля 2017 22:15
        Цитата: bouncyhunter
        Вряд ли - подобные разработки ведут многие страны . Или это такой распил планетарного масштаба ? belay

        Ну так это тренд ВО - называть распилом всё то, что делают не в России, Беларуси или Северной Корее.
    2. +2
      19 апреля 2017 20:23
      Цитата: 0255
      Щас комментаторы нам докажут что S-97 ничто иное как очередной распил

      Нет будут стенать, что все пропало и отечество в опасности laughing
    3. +1
      20 апреля 2017 09:19
      Да никто не будет спорить. Нет данных. Фото - не источник инфорсмации.
  3. +11
    19 апреля 2017 19:56
    ...Здорово. Следующий ход за "Камовым"
    1. +6
      19 апреля 2017 20:09
      Лет так через 50
      1. +13
        19 апреля 2017 20:18
        Проект Ка-34

        ...и ещё проекты
        1. +2
          19 апреля 2017 20:38
          https://topwar.ru/59590-pokazan-prototip-skorostn
          ogo-vertoleta-sikorsky-s-97-raider.html
          А Камов когда покажет? Пока только Милевский прототип летает, но не так быстро.
    2. +4
      19 апреля 2017 20:14
      Цитата: san4es
      ...Здорово. Следующий ход за "Камовым"

      Вы перепутали очерёдность.




      А, вообще, S-97 это, по сути, супер-автожир с приводом ротора. Автожиры строят с 1920-ых годов.
      1. +3
        19 апреля 2017 21:35
        Цитата: Avis
        А, вообще, S-97 это, по сути, супер-автожир с приводом ротора. Автожиры строят с 1920-ых годов.

        На высоких скоростях- да автожир.
        Намного перспективнее конвертоплана. По крайней мере безопаснее- точно.
        1. 0
          19 апреля 2017 21:43
          а чем вас конвертопланы не устроили?
          1. +1
            19 апреля 2017 21:51
            Если откажет двигатель у этого полуавтожира- он приземлится на авторотации. Если что-то произойдёт с конвертопланом- он однозначно грохнется. Даже планировать, как классический самолёт не умеет. Только камнем вниз...
            1. 0
              19 апреля 2017 22:15
              во первых у некоторых видов конвертопланов тоже есть авторотация, во вторых есть возможность переброски через трансмиссию при повреждении одного из двигателей
              1. 0
                19 апреля 2017 22:45
                Цитата: ProkletyiPirat
                во первых у некоторых видов конвертопланов тоже есть авторотация

                Назовите хоть один.
                1. 0
                  20 апреля 2017 15:00
                  название компоновки не помню, но там один двигатель с двумя соосными винтами(как у вертолётов камова) которые конвретируются вверх и вперёд, компоновка была создана недавно для БПЛА.
            2. +1
              20 апреля 2017 08:55
              Цитата: Лопатов
              Если откажет двигатель у этого полуавтожира- он приземлится на авторотации. Если что-то произойдёт с конвертопланом- он однозначно грохнется. Даже планировать, как классический самолёт не умеет. Только камнем вниз...

              Я думаю, не так всё трагично. У того же "Оспри" двигатели разнесены так, что одновременное боевое повреждение практически невероятно, а "просто отказ" по тех.причине компенсируется уже упомянутой синхронизирующей трансмиссией.
          2. +1
            20 апреля 2017 09:21
            Или еще хуже - откажет механизм поворота двигателя (причем одного)... Да еще в момент перехода на горизонтальный полет....
            1. 0
              20 апреля 2017 15:08
              Это чисто инженерная проблема она решается дублируемостью системы поворота гондолы(тройное дублирование, по одному на концах крыла и один в центре)
      2. 0
        19 апреля 2017 21:40
        действительно супер. это автожир с способностью зависания . чего обычный автожир сделать не может
  4. +1
    19 апреля 2017 20:01
    Ну и что особенного? Как минимум - летает. И все.
    1. +11
      19 апреля 2017 20:07
      Цитата: Sever7
      Ну и что особенного? Как минимум - летает. И все.

      А давайте будем честными, и ответим на следующий вопрос: если бы это был наш вертолёт, и статья была про наш вертолёт, и ролик тоже, товарищ Sever7 написал бы ту же лабуду, что написал сейчас, или было бы нечто восторженно урякающее?
      1. 0
        20 апреля 2017 15:42
        да что вы - я наоборот в восторге. Чем больше у них таких вертолетов, тем быстрее они без штанов останутся.
        1. 0
          20 апреля 2017 17:53
          Цитата: Sever7
          да что вы - я наоборот в восторге. Чем больше у них таких вертолетов, тем быстрее они без штанов останутся.

          Ещё раз повеселил. laughing Спасибо. Те кто без штанов, такие машины не делают и не разрабатывают, посмотрите в сторону нашего жёвто-блакитного соседа.
          1. 0
            20 апреля 2017 21:21
            Да пожалуйста - веселитесь. Есть такое понятие, как отношение стоимость - эффективность. У этого "чуда техники" цена почти в 7 раз выше нашего ми-26. В 7 Раз!!! При тех же 20 тоннах груза, ну разве что скорость побольше. И то, что говориться в этом рекламном ролике - еще не факт. Посчитайте эффективность применения этого очередного "Раптора".
    2. +2
      19 апреля 2017 21:43
      особенное то , что десант они могут доставить как минимум в два раза быстрее, а время большое значение имеет в успехе операции. также в два раза быстрее можно доставить раненных в госпиталь. как не крути, но это полезный и очень нужный летательный аппарат
      1. +1
        20 апреля 2017 09:22
        Вообще-то для высадки десанта главное не скорость, а скрытность. Т.е. зачастую полет на МАЛЫХ скоростях на предельно малых высотах....
        1. 0
          20 апреля 2017 10:06
          уже отменили огибание рельефа на предельно малых высотах только потому-что это автожир?)
          1. +1
            20 апреля 2017 10:42
            Чем быстрее движется цель - тем легче ее обнаружить РЛС. Причем здесь автожир, самолет, вертолет? Доплеровские РЛС хорошо видят подвижные цели. А на малых скоростях если что и за грузовик сойти может.....
            1. 0
              20 апреля 2017 11:39
              радары имеют ограничения по обнаружению и вам это должно быть прекрасно известно. и тут скорость не играет абсолютно никакой роли
            2. 0
              20 апреля 2017 15:15
              Скорость движения определяет ОПАСНОСТЬ цели, и никак не влияет на шанс её обнаружения, шанс обнаружения зависит от ЭПР и рельефа местности...
        2. 0
          20 апреля 2017 17:58
          Цитата: Topotun
          Вообще-то для высадки десанта главное не скорость, а скрытность. Т.е. зачастую полет на МАЛЫХ скоростях на предельно малых высотах....

          Десант это не только разведывательно-диверсионные группы.
  5. +8
    19 апреля 2017 20:07
    принципиально новой машине




    "ВоенОбоз"! Ну, кто вам такие тексты пишет???
  6. +3
    19 апреля 2017 20:11
    Ни то, ни сё - скорость в два с половиной раза меньше самолетов тактической авиации, расход топлива в полтора раза выше ударных вертолетов.
    1. 0
      20 апреля 2017 08:33
      Цитата: Оператор
      Ни то, ни сё - скорость в два с половиной раза меньше самолетов тактической авиации

      У каких "тактических самолётов" скорость аж тысяча км/ч? belay

      расход топлива в полтора раза выше ударных вертолетов.

      С чего Вы это взяли?
      1. 0
        20 апреля 2017 11:28
        Лучше скажите, у каких самолетов тактической авиации (кроме А-10) максимальная скорость меньше 950-1000 км/ч?

        При взлетном весе 5 тонн S-97 оснащен двигателем мощностью 2600 л.с. и имеет максимальную скорость 400 км/ч, На одну тонну веса приходит 520 л.с..
        АН-64 весит 10 тонн, имеет мощность 3400 л.с. и скорость 300 км/ч. На одну тонну веса приходится 290 л.с.
        Увеличиваем последнюю цифру на 1/3 (для учета большей скорости S-93) и получаем 387 л.с., т.е. километровый расход топлива у АН-64 на 27% меньше, чем у S-93.
        В профиль боевого вылета ударного вертолета, кроме горизонтального полета, входит также висение за вертикальными преградами в засаде и при обстреле. В этих режимах S-93 ещё больше проигрывает AH-64 за счет увеличенной нагрузки на ометаемую площадь несущего винта, оптимизированного для работы на высокой скорости.

        В итоге S-93 по боевому радиусу проигрывает Ан-64, а по скорости - A-10.
        1. 0
          20 апреля 2017 11:35
          Цитата: Оператор
          Лучше скажите, у каких самолетов тактической авиации (кроме А-10) максимальная скорость меньше 950-1000 км/ч?

          Су-25 и все ТВД-шные на базе спарок. Но дело не в этом.
          Я исхожу из того, что основной задачей будет транспортировка личного состава, потому ограничивался тактическими транспортными самолётами в сравнениях. То же касается остальных Ваших слов про ударные вертолёты.
          По ударным вариантам ничего пока не могу сказать, надо подумать. Есть возражения.
          1. 0
            20 апреля 2017 11:51
            Су-25 имеет максимальную скорость 950 км/ч, однако.

            S-93 в качестве транспортника еще больше проигрывает UH-64 в связи с еще меньшей тяговооруженностью последнего при максимальной скорости 296 км/ч. Плюс повышенный расход топлива S-93 в режиме взлета-посадки, который является одним из основных для транспортного вертолета.
            1. 0
              20 апреля 2017 12:08
              Цитата: Оператор
              Су-25 имеет максимальную скорость 950 км/ч, однако.

              Не с подвесками.
              S-93 в качестве транспортника еще больше проигрывает UH-64

              Я не знаю при чём тут S-93, но S-97, видимо, или устраивает военных согласно какой-либо их концепции, либо разработчики планируют улучшить характеристики в дальнейшем. Видимо, им важнее скорость и дальность, чем вместимость. Броневики тоже показывают тенденцию к уменьшению кол-ва перевозимого личного состава.

              в связи с еще меньшей тяговооруженностью последнего

              Например, у XV-1 нагрузка на мощность составляла 220кг/л.с.
              повышенный расход топлива S-93 в режиме взлета-посадки, который является одним из основных для транспортного вертолета.

              Тогда уж, висения. Сама взлёт/посадка, даже у вертолёта, не так уж и длительны отн-но остального полёта.
              И, вообще, Вы не корректно сравниваете S-97 и вертолёты. Вертолёты весь полёт висят на своих лошадиных силах, а С-97 основную часть полёта будет использовать, дай бог, треть полной мощности, переходя в автожирный режим. Это серьёзная экономия топлива.
              1. 0
                20 апреля 2017 13:00
                S-97, конечно

                На взлете/посадке любой вертолет использует максимум мощности своих двигателей (существует даже специальный показатель "взлетная мощность двигателя", большая максимальной номинальной мощности, указываемой в ТТХ). Причем взлетная мощность используется и при разгоне вертолета до крейсерской скорости примерно в течении 5 минут (особенно в боевой обстановке). Т.е. 10 минут за каждый полет двигатели работают на самый максимум, который определяется нагрузкой на несущий винт, которая в свою очередь прямо связана с величиной максимальной скорости вертолета.

                В автожирном режиме при скорости 400 км S-97 также использует максимальную номинальную мощность своего двигателя, передаваемого на толкающий винт (в связи с никакой аэродинамикой свободно вращающихся соосных винтов).
                1. 0
                  20 апреля 2017 13:42
                  Цитата: Оператор

                  На взлете/посадке любой вертолет использует максимум мощности своих двигателей (существует даже специальный показатель "взлетная мощность двигателя"

                  Да ладно, не может быть. :)
                  большая максимальной номинальной мощности, указываемой в ТТХ)

                  В ТТХ обычно указывается именно взлётная. Номинал, ЧР и т.д. указывается только, если есть место для этого.
                  В автожирном режиме при скорости 400 км S-97 также использует максимальную номинальную мощность своего двигателя

                  Ничего подобного.
                  (в связи с никакой аэродинамикой свободно вращающихся соосных винтов).

                  И снова ничего подобного. Вертолётные винты, не очень то предназначенные для авторотации (по понятным причинам), создают очень приличную подъёмную силу уже на скоростях 40...60км/ч. А автожиры, у которых винт оптимизирован именно под "самолётный" авторотирующий полёт, отлично летают на скоростях 30...200км/ч. Это данные для 2-тонного А-7. Да, крыло у него тоже было, но нагрузка на него получается 160кг/кв.м, если ротор не учитывать, так что, не надо так недооценивать авторотирующий винт.
                  1. 0
                    20 апреля 2017 13:57
                    Аэродинамика самолетного крыла (продольная ось которого перпендикулярна направлению полета) в горизонтальном полете даст сто очков вперед аэродинамике несущего винта с циклически изменяемой ориентацией лопастей в пространстве.

                    Аэродинамика вертолетного несущего винта (с приводом от двигателя) в вертикальном полете на десятки процентов эффективнее автожирного несущего винта (с приводом от набегающего потока воздуха).

                    Кроме того, самонастраивающийся шарнирный несущий винт по определению эффективнее жесткого несущего винта, значительная часть которого работает в области срывного обтекания.
                    1. 0
                      20 апреля 2017 14:27
                      Цитата: Оператор
                      в вертикальном полете

                      Что имеется в виду?

                      Кроме того, самонастраивающийся шарнирный несущий винт по определению эффективнее жесткого несущего винта, значительная часть которого работает в области срывного обтекания.

                      Я не знаю, что имеется в виду под этим, но сравнение удельных характеристик (нагрузка на мощность, полезная нагрузка на мощность) не подтверждают этого. Хотя, сравнивать, конечно, не очень корректно, ибо вертолёты развивались, а автожиры таких же размеров давно не строят. И, тем не менее, по основным характеристикам у них более-менее паритет.
                      1. 0
                        20 апреля 2017 14:43
                        Вертикальный полет - подъем/спуск по вертолетному.

                        Шарнирно подвешенные лопасти несущего винта в горизонтальном полете осуществляют так называемое маховое движение таким образом, что все участки наступающих по потоку лопастей имеют оптимальный угол атаки (за счет вертикальной составляющей движения лопастей в махе).

                        Жестко подвешенные лопасти несущего винта имеют оптимальный угол атаки по всей хорде только при взлете и посадке по вертолетному. В горизонтальном полете оптимальный угол атаки имеют лишь средние части лопастей.
        2. 0
          20 апреля 2017 11:45
          Харриер..например
  7. +1
    19 апреля 2017 20:12
    Цитата: san4es
    ...Здорово. Следующий ход за "Камовым"

    Тоже начали продвигать соосную систему, наши тоже занимаются проектом скоростного вертолета, но денежков на это ,видимо, выделяется мало. М.б. успехи "партнера" помогут в этом деле и нашим конструкторам продвинуться. hi
    1. +10
      19 апреля 2017 20:33
      Ка-58 может быть?

      ...ну Ка-92 - пассажирский вариант
  8. +1
    19 апреля 2017 20:18
    Вот и у КБ Камова нарисовался конкурент.и,очень серьезный
    1. 0
      19 апреля 2017 20:26
      Сделали бы нормальный соосник типа Ка-32, тогда можно было говорить. А тут хрень какая то.
  9. +1
    19 апреля 2017 20:19
    Нашему " Аллигатору" толкающий винт поставить - ещё круче лялька получится. laughing
  10. +5
    19 апреля 2017 20:21
    Странная разработка. Фишка камовских машин в горизонтальной устойчивости при боковых порывах ветра и несколько меньших габаритах из за отсутствия балки с винтом. Это хорошо для морского базирования и для горной местности. Но при этом более сложный редуктор и возможность схлестование лопастей на некоторых режимах накладывают свой отпечаток. Плюс выше лобовое сопротивление. Тут же вроде и габариты в угоду заднему винту не маленькие и высокое лобовое сопротивление из за соосной схемы. Пусть и меньшей по высоте чем у камовских машин. Плюс аж три винта, а это дороже и меньше надежность... Не совсем понятно зачем нужен такой вертолет? Скорости самолета все равно нет. Да и по сравнению с классической схемой я думаю прирост не велик. Полезный объем маленький, лишний винт. Вообщем хотели сказать новое слово в технике, а получилось что то непонятно экспериментальное. Не ну деньги есть у Sykorski и US Amy... Дорого-богато...
    1. +3
      19 апреля 2017 20:28
      Насколько я знаю, на тех режимах, где схлестываются лопасти у вертолетов с соосной схемой, у обычных вертолетов лопасти хвост отрежут.
    2. +2
      19 апреля 2017 20:56
      При чём тут самолёт? Тогда давайте и с кораблём и с грузовиком посравниваем? Самолёт может вертикально взлетать? Может подлететь и зависнуть? Его преимущество в сорости, а чем выше скорость атакующих вертолётов, тем меньше времени на реакцию для противодействия. Интересно будет посмотреть на него, когда его ракетами и пушками обвешают и не в последнюю очередь, интересно, как и когда надвтульный радар на него поставят.
      1. 0
        19 апреля 2017 21:47
        есть в интернете эскизы того о чём вы говорите. традиционный узкий корпус и именно для сопровождения этих десантных машин. ещё есть проект более грузоподъёмной версии
      2. +1
        20 апреля 2017 00:01
        Ерунда это все. Задача вертолета это поддержка сухопутных сил, борьба с брнетехникой, переброска десантов и грузов. Скорость важна но важнее грузоподьемность, живучесть и надежность. То что этот вертолет быстрее на 200 км/ч это круто. Но то что он сложнее, дороже и имеет малые полезные объемы это провал. Для переброски тех же сил надо будет уже не один а несколько вертолетов. Плюс все современные машины имеют дальнобойные комплексы. Зачем им молниеносно приближаться если можно работать с расстояния? Ну а шасси вообще смех. Уж сделали бы тогда складывающиеся лыжи с амортизации как у шасси Ми 28.
        1. 0
          20 апреля 2017 15:17
          Уважаемый вы путаете вид техники и концепцию техники в данном случае вы путаете вертолёт как вид техники и штурмовой вертолёт как концпцию
        2. 0
          23 апреля 2017 05:52
          Уважаемый, у Вас чего-то личное видать.. Понимаете машина не имеет себе равных уже в сегодняшнем виде, машина уникальная и как любитель техники и инжеерного искуства, я в первую очередь смотрю на саму машину, на труд и решения инженеров, а уж если они и с России, то в двойне хорошо. Но эта машина не из России, но всё равно снимаю шляпу перед ребятами из Сикорского, которые первыми смогли довести до серийного образца скоростной вертолёт с толкающим винтом. К тому же машина ещё и красивая. Я уверен, что серийный вариант, как боевой вертолёт, или десантный, будут дораотанны по технологии стелс, этому процессу подвергаются сейчас буквально все оразцы техники, но ЛА конечно в приоритете и уже давно. Тот же Тигр уже тогда, в 80х, изначально проектировался с учётом понижения малозаметности, это и узкая морда, всего 6м2 спереди, к тому же формы и материалы, один композит. У американцев есть опыт как проетирования, вплть до практического применения доработанных серийных машин, как в случае с поимкой Бени Ладена, то может появиться очень быстрая, вооружённая и малозаметная машина нового поколения.
      3. +1
        20 апреля 2017 09:25
        На высокой скорости еще прицелиться успеть надо. Вы видели как наши "партнеры" (АН-64) стреляли в Афганистане и Ираке? Чуть ли не в режиме висения..... А почему СУ-25 не свехзвуковой? Да потому что это ему не надо - целиться трудно...
    3. 0
      19 апреля 2017 22:11
      Цитата: MegaMarcel
      Странная разработка.

      Ничего странного.
      У вертолётов есть тотальная проблема, серьёзно ограничивающая скорость. Когда законцовки несущего винта выходят на сверхзвук, они испытывают такие нагрузки, что это может закончится только разрушением.
      А вот эта "странная разработка" данное ограничение скорости преодолевает. У неё чем выше скорость, тем медленнее вращается несущий винт.
  11. 0
    19 апреля 2017 20:23
    А оно ваще экономически рентабельно?
    Это наверно интересно только для узких спецзадач иначе камов бы еще в 60-70-е годы такой пепелац склепал, т.к. на первый взгляд ничего сложного здесь нет абсолютно.
  12. +3
    19 апреля 2017 20:32
    сравнение с "Кайовой" понравилось laughing Они бы еще с каким-нибудь "Фокке-Анхелисом" 1944г. выпуска сравнили. Сравнивали бы с Ка-52 или Ми-24(-35, -35М).
    1. 0
      19 апреля 2017 20:47
      Ми-24-35-35М уже прошлый век для него, чего не скажешь о КА-52
      1. +4
        19 апреля 2017 20:55
        А "кайова" - сверхновый модный агрегат? Он постарше Ми-35, да и как бы не старше Ми-24. Не говоря уж о том, что это совершенно разные классы вертолетов.
  13. +1
    19 апреля 2017 20:42
    Автор не полно описал новость.В Сети разместили новое видео летных испытаний инновационного скоростного разведывательного и ударного вертолета Sikorsky S-97 Raider, который станет заменой для OH-58D Kiowa Warrior. Речь идет о революционной машине, обладающей принципиально новыми (в сравнении с обычными вертолетами) возможностями. Соосная схема в сумме с толкающим винтом в хвостовой части машины позволяет развивать максимальную скорость в 444 км/ч, а крейсерскую – в 407 км/ч. Для сравнения, максимальная скорость легкого многоцелевого вертолета Bell OH-58 Kiowa составляет 222 км/ч. недавно Lockheed Martin представила еще одно видео, на котором показан разрабатываемый американскими компаниями Boeing и Sikorsky новый вертолет Future Vertical Lift – Medium (FVL-M). Было представлено два варианта машины: военно-транспортный и ударный. Последний вызвал у публики особый интерес, так как может прийти на смену знаменитому вертолету «Апач». Как и S-97, обе модификации FVL-M смогут развивать очень высокую скорость. Еще должен в этом году быть представлен Bell V-280 Valor

  14. 0
    19 апреля 2017 20:45
    Интересная машина. Особенно впечатляет, как компактно сделан соосный ротор(малое растояние между винтами и их небольшой, относительно фюзеляжа, диаметр), плотно скомпонованый узел втулки винта и жесткие короткие лопасти.
    На наших "Кашках" далеко разнесенные винты и высокая тонкая втулка, несколько режет глаз и выглядит непропорционально. В общем янки сработали красиво, все-таки школа пропивается у них с темпами ниже, чем хотелось бы.))
    1. +2
      19 апреля 2017 21:56
      а там имеется автомат перекоса ? или винты в качестве "вращающегося" крыла ?
      1. 0
        19 апреля 2017 22:36
        вы наивно полагаете , что для компании сикорский автомат перекоса даже в соосной схеме это большая проблема ?
        1. +1
          19 апреля 2017 23:11
          При чем тут какие-то проблемы? Просто иная концепция. Автомата перекоса там нет.
          1. 0
            20 апреля 2017 00:26
            Цитата: vvnab
            Автомата перекоса там нет.

            мне тоже так кажется, уж больно роторы близко друг к другу и не видно никаких приводов.
            Хотя в нете однозначной информации нет. Вот хотя бы на этом же сайте:
            https://topwar.ru/59590-pokazan-prototip-skorostn
            ogo-vertoleta-sikorsky-s-97-raider.html
            А вот здесь уже информация другая:
            https://books.google.com.ua/books?id=NRwdAwAAQBAJ
            &pg=PA385&lpg=PA385&dq=%D0%B0%D0%B2%D
            1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D
            0%B5%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%B0+%D0%BD%D0%B0+s-97+ra
            ider&source=bl&ots=ny9lBV-x2E&sig=H9f
            vL9bTOLGDQ7QqolVz0Sv6jLk&hl=ru&sa=X&v
            ed=0ahUKEwiPue3it7HTAhWmFZoKHSeQA0oQ6AEIYzAN#v=on
            epage&q=%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%
            D1%82%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D1%8
            1%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%20s-97%20raider&f=fals
            e
            Обратите внимание на фразу о соосных винтах ЖЕСТКОГО крепления на прототипе Х2.
            Хотя логически рассуждая автоматы перекоса там должны быть, иначе как происходит изменение направления полета на околонулевых скоростях(вправо-влево-назад)?
            Толкающий винт и аэродинамические рули тут бессильны.
            1. 0
              20 апреля 2017 09:02
              как происходит изменение направления полета на околонулевых скоростях(вправо-влево-назад)?

              Например, наклоном ротора механически, а не аэродинамически, как на вертолёте. Если концепция применения подразумевает запас времени, то разворот вокруг оси проблем не представляет, а толкающий винт обеспечит перемещение по горизонтали.
          2. 0
            20 апреля 2017 13:43
            смотрел ролик с прототипом Х-2. там автомат перекоса присутствует. правда он не такой как мы привыкли. там другая конструкция. и сразу себе задаю вопрос , а почему его не должно быть на S-97?
    2. +1
      20 апреля 2017 09:28
      То что винты близко - может стать ограничением на некоторые режимы полета. Могут схлестнуться попытке например подпрыгнуть вверх и затем прижаться к земле...
  15. 0
    19 апреля 2017 20:55
    Интересно сделали убирающиеся шасси. Точно будет скоростной вертолет.
  16. Комментарий был удален.
  17. 0
    19 апреля 2017 21:51
    судя по фото в заголовке - центральную часть занимает силовой агрегат, который по всей видимости находится в пределах фюзеляжа для улучшения аэродинамики / скорости. а гда место для полезной нагрузки - десантников? груза? и т.д?
    1. 0
      20 апреля 2017 10:11
      обычный турбовальный двигатель там стоит и трансмиссия на толкающий винт. как будто в обычном вертолёте этого всего нет
  18. Ace
    0
    19 апреля 2017 22:25
    Будут половине мира вертолеты с соосной схемой продавать.
    Хотя это мог бы делать Камов
    1. +1
      19 апреля 2017 23:20
      Камов все бумажки перекладывает и не видит интереса со стороны государства.
  19. 0
    20 апреля 2017 02:05
    Конвертор, похоже, оказался слишком сложным. Но, признать надо, наши конструкторы не сообразили на камовские машины винт добавить. Снова американцы обошли всех.
  20. 0
    20 апреля 2017 05:19
    А где же коронная фишка - невидимость для радаров?
  21. 0
    20 апреля 2017 06:37
    Провести кардан с редуктором по хвосту Ка-52 и поставить сзади пропеллер, и вот вам и достойный ответ на Локхидовский Райдер. Все гениально и просто)))
    1. +3
      20 апреля 2017 07:42
      ..и переделать главный редуктор, лопасти, систему управления...
    2. 0
      20 апреля 2017 08:43
      И втулка сложится, получим большие вибрации на лопастях и вертолетом просто не возможно будет управлять. Фишка этого вертолета маленький Cx жестко закрепленные лопасти. Совсем другой принцип работы автомата перекоса когда отступающая лопасть встает в горизонт чтобы на нее не садился скачек. Все уравление лопастями находится во втулке(для уменьшения Cx). Сами лопасти имеют скоростной профиль похожи на berp.
      1. +1
        20 апреля 2017 09:30
        Т.е. вероятность перехлеста лопастей здесь ниже?
        1. 0
          20 апреля 2017 17:23
          Да. Так как только осевой шарнир. В отличии от стандартной 3х шарнирной втулки
  22. 0
    20 апреля 2017 09:42
    А я надеялся, что "Камов" будет первым
  23. 0
    20 апреля 2017 11:01
    А что наши инженеры, до подобных решений скоростного вертолета додуматься не могут?
    1. 0
      20 апреля 2017 11:47
      Материалы, автоматика, электроника. Вы читали статьи про конвертопланы американские? Я насчитал штук 6 образцов. А это экспериментальные данные, материалы , управляющие системы и ПО.
    2. 0
      20 апреля 2017 12:15
      Этой схеме 100 лет в обед. Ничего "принципиально нового" как написано в статье в ней нет. Все решения озвучены уже довольно давно.
      Соосная схема отработана КБ Камова. Толкающий или тянущий винт так же не новость. Вот вам проект Ка-52


      А вот камовский проект 70-х годов В-100



      Тут вопрос только в деньгах. На сегодняшний день Финансовые возможности КБ Камова и Миля не идут ни в какое сравнение с возможностями Локхида.
      1. 0
        20 апреля 2017 14:10
        Только вопрос в том, что у нас моделька, а у американцев он летал, как и другие прототипы. А это разный опыт...
        1. 0
          20 апреля 2017 14:53
          Цитата: Zaurbek
          Только вопрос в том, что у нас моделька, а у американцев он летал, как и другие прототипы. А это разный опыт...




          1. +1
            20 апреля 2017 14:59
            Скорее вот этот конкурент АПАЧа
            1. 0
              20 апреля 2017 15:31
              Цитата: Zaurbek
              Скорее вот этот конкурент АПАЧа

              Не понял.
              1. 0
                20 апреля 2017 19:01
                К тому, что уже была летающая модель и задел для создания новых ЛА...
                1. 0
                  20 апреля 2017 19:38
                  Цитата: Zaurbek
                  К тому, что уже была летающая модель и задел для создания новых ЛА...

                  У Вас картинки не отображаются?
                  1. 0
                    20 апреля 2017 20:06
                    одна, остальные - маленькие квадратики... hi сайт, как всегда глючит.
                    1. 0
                      21 апреля 2017 07:21
                      Цитата: Zaurbek
                      одна, остальные - маленькие квадратики...

                      А там на всех трёх один и тот же ЛА — Ка-22. Первый полёт в 1960 году. Т.ч., и у нас был рабочий аппарат такой схемы.
                      1. 0
                        21 апреля 2017 07:41
                        У нас был единый редуктор с отбором мощности и на хвост и на основной винт? и Управление крутящим моментом?
      2. +1
        20 апреля 2017 15:08
        Цитата: abc_alex
        На сегодняшний день Финансовые возможности КБ Камова и Миля не идут ни в какое сравнение с возможностями Локхида.

        Точно, а разговор о дешевых кредитах автоматом считают популистским.
  24. 0
    20 апреля 2017 12:15
    Красивая машина!
  25. 0
    20 апреля 2017 12:52
    Цитата: Topotun
    Могут схлестнуться попытке например подпрыгнуть вверх и затем прижаться к земле...

    Не могут, они там очень жесткие. почитайте информацию по истории разработки этого вертолета. Там прямо указано, что лопасти старались сделать предельно жесткими, даже ценой утяжеления. предельный прогиб на конце лопасти всего 12 мм, вот и считайте возможен перехлест или нет.
  26. 0
    20 апреля 2017 12:54
    Цитата: Avis
    Например, наклоном ротора механически,

    Нету там зменения наклона всего ротора. Даже на видео заметно. Соосный винт очень жесткий.
    1. 0
      20 апреля 2017 14:32
      Цитата: Гронский
      Цитата: Avis
      Например, наклоном ротора механически,

      Нету там зменения наклона всего ротора. Даже на видео заметно.

      На видео, как раз, отлично видно, как аппарат наклоняется перед "страгиванием" из висения, летает боком и тормозит "по-вертолётному". Это невозможно без наклона вектора тяги, что невозможно без наклона ротора.
  27. 0
    20 апреля 2017 14:41
    В последнее время мне как анониму иногда сайт отображается через рандомный профиль. Администрации стоило бы на это обратить внимание.

    Приношу свои извинения за некоторую наглость, tracker.
  28. 0
    20 апреля 2017 14:51
    Оператор,
    Вертикальный полет - подъем/спуск по вертолетному.

    Даже для вертолёта это не основной режим.

    Шарнирно подвешенные лопасти несущего винта в горизонтальном полете осуществляют так называемое маховое движение таким образом, что все участки наступающих по потоку лопастей имеют оптимальный угол атаки (за счет вертикальной составляющей движения лопастей в махе).

    Это делается за счёт "тарелки", если применён "Юрьев".

    Жестко подвешенные лопасти несущего винта имеют оптимальный угол атаки по всей хорде только при взлете и посадке по вертолетному. В горизонтальном полете оптимальный угол атаки имеют лишь средние части лопастей.

    На автожирах тоже применяют автоматы перекоса. Во-вторых, со времён Сиервы стало возможным многое. В том числе и постоянное управление установочным углом лопастей в зависимости от их положения отн-но потока.
    Крутка лопасти ещё улучшит ситуацию. Не смогут сами вертолётчики сообразить — спросят у самолётчиков.
  29. 0
    20 апреля 2017 15:04
    Интересно в чем принципиальное отличие по функциям в сравнении с конвертопланом?
    1. +1
      20 апреля 2017 15:07
      Чем меньше подвижных частей, тем лучше.
  30. Комментарий был удален.
  31. 0
    20 апреля 2017 17:05
    Что тут скажешь... молодцы! Выглядит неплохо. Винты относительно небольшого диаметра, жесткие лопасти, зализанные втулки, убирающееся шасси. Для прототипа - отлично!
  32. 0
    20 апреля 2017 23:14
    А что у РФ есть аналогичного? А в ответ тишина.... А ничего летающего нет. Ту поделку на базе Ми-24 в пример приводить не стоит.
    1. 0
      21 апреля 2017 07:44
      А У кого есть что то аналогичное? Израиль вот и простой вертолет не сможет построить! Ни кто не сомневается в первенстве США в данном вопросе, у них и ресурсов больше. Мы экономим, посмотрим к чему они придут, какую из схем выберут. И потихоньку будем реализовывать.
      1. 0
        21 апреля 2017 09:56
        Цитата: Zaurbek
        А У кого есть что то аналогичное? Израиль вот и простой вертолет не сможет построить!

        В принципе, бриты могут поднять документацию по Фэйри "Ротодайн".
  33. 0
    21 апреля 2017 08:25
    Zaurbek,
    У нас был единый редуктор с отбором мощности и на хвост и на основной винт? и Управление крутящим моментом?

    Какой ещё "хвост"... Там поперечная схема. Ну, посмотрите в и-нете "винтокрыл Ка-22", если фотографии не отображаются.
    1. 0
      21 апреля 2017 12:15
      я про американский вариант..
      1. 0
        21 апреля 2017 15:35
        Цитата: Zaurbek
        я про американский вариант..

        Про XV-1? Маленькие хвостовые винты были.
        1. 0
          21 апреля 2017 15:52
          Совершенно верно.
  34. 0
    21 апреля 2017 11:19
    Цитата: Avis
    Это невозможно без наклона вектора тяги, что невозможно без наклона ротора.

    Но это возможно при наличии устройства, изменяющего циклический шаг винта, т.е. все того же автомата перекоса.
    О котором хотябы есть упоминания при описании этой машины. Про наклон ротора нигде не сказано ни слова.
    Пройдите по одной из ссылок в моих сообщениях выше, честно говоря более полной информации я не нашел.
    В любом случае все это пока наши предположения. Будет более полная информация, тогда и посмотрим кто был прав. Но машина от этого менее интересна не становится. Думаю нашим есть от чего чесать репу.
    1. 0
      21 апреля 2017 15:40
      Цитата: Гронский
      Цитата: Avis
      Это невозможно без наклона вектора тяги, что невозможно без наклона ротора.

      Но это возможно при наличии устройства, изменяющего циклический шаг винта, т.е. все того же автомата перекоса.

      Я специально написал про "вектор". Его наклон и автоматом перекоса можно наклонять, и механически. Предположений насчёт того или иного способа я не делал.
      А вместо автомата перекоса можно поставить привода каждой лопасти, которые будут постоянно менять установочный угол лопасти при движении лопасти по кругу. ПГО на статически неустойчивых самолётах то же самое делают лишь с немного меньшей частотой.
      1. 0
        21 апреля 2017 15:54
        Это очень сложно для несущего винта
        1. 0
          21 апреля 2017 16:54
          Цитата: Zaurbek
          Это очень сложно для несущего винта

          Но реально.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»