Больше кораблей, хороших и разных

27
Сила и слабость судостроительного комплекса

Больше кораблей, хороших и разныхГлавком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий заявил в начале февраля, что до 2020 года Военно-морской флот получит больше новых подлодок, чем предполагалось ранее. За этот срок теперь планируется ввести в строй по 10 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПК СН) пр. 955 «Борей» и многоцелевых атомных подводных лодок (АПЛ) пр. 885М «Ясень», а также 20 неатомных подводных лодок (ПЛ), в том числе шесть ПЛ пр. 636 для Черноморского флота. Реализуемость этих планов, к сожалению, вызывает определенные сомнения.

В статье «Гособоронные войны местного значения» («НВО» № 41 2011 г.) газета подробно писала о проблемах, стоящих сегодня перед нашими Вооруженными силами (ВС) и оборонно-промышленным комплексом (ОПК). Пресловутые 20 трлн. руб. на перевооружение до 2020 года – это на самом деле слишком мало. Говорить в связи с этим о «милитаризации» или «новой гонке вооружений» совершенно несерьезно. Нам необходимо тотальное перевооружение ВС просто потому, что иначе мы останемся вообще без таковых в геополитической ситуации, которая совсем не похожа на фукуямовский «конец истории». Наоборот, вся история только и начинается.

Из всех видов ВС РФ флот сегодня находится в наиболее сложном положении. Стратегические ядерные силы (СЯС) даже в самые тяжелые годы поддерживались в относительно приемлемом состоянии. Сухопутные войска еще достаточно долго смогут прожить на советских резервах, кроме того, анонсированная концепция их обновления выглядит вполне современно (осталось ее только реализовать). В ВВС и ПВО ситуация уже гораздо сложнее, здесь всерьез ощущается нехватка производственных мощностей, потому и возникла необходимость срочного строительства двух заводов для производства ЗРС С-400, а в перспективе – С-500. Впрочем, у ВВС есть такое преимущество, как очень высокая мобильность, что позволяет сосредоточивать силы на нужном направлении в относительно приемлемые сроки (по крайней мере в случае ограниченного конфликта).

СЛАБОЕ ЗВЕНО

Флоту хуже всех по нескольким причинам. Первая в том, что, к сожалению, на протяжении большей части нашей истории он финансировался и развивался по остаточному принципу. И сейчас этот процесс подошел к логическому концу. Вторая причина – корабли строятся очень долго. Сегодня наш ОПК способен выпустить в год по несколько десятков танков, самолетов и вертолетов, несколько сотен БМП и БТР. А вот корабли, даже небольшого водоизмещения, строятся по пять–семь лет. Третья причина – «разбросанность» флота по пяти морским и океанским ТВД, расположенным по периметру огромной российской территории. Причем в случае войны силы Тихоокеанского флота на Камчатке и в Приморье вынуждены будут действовать практически изолированно.

Маневр силами ВМФ между пятью ТВД в ходе войны будет либо крайне затруднен, либо в большинстве случаев вообще невозможен (у Сухопутных войск и тем более у ВВС подобная проблема стоит несравненно менее остро). В итоге рассматривать наш флот «в целом» бессмысленно, поскольку его невозможно собрать в одном месте. А на каждом отдельном ТВД мы имеем случайный набор единиц, нигде, кроме Каспия, не способный противостоять никакому потенциальному противнику.

К этому добавляется бессистемность развития наших ВС. Данная проблема опять же меньше всего затрагивает СЯС и Сухопутные войска, а больше всего – флот. Про абсолютную бессмысленность «Мистралей» при их крайней дороговизне написано уже более чем достаточно (это тот крайне редкий случай, когда в экспертной среде имеется полный консенсус). Мягко говоря, неочевиден смысл строительства корветов пр. 20380 и 20385. Совершенно непонятно, под какую войну они строятся. Для патрульных кораблей морской зоны у них слишком мощное ударное вооружение. Для большой войны у них слишком ничтожная ПВО. Если предполагается, что они должны действовать под прикрытием ВВС с берега (которых у нас, кстати, не слишком много), не проще ли было построить дополнительное количество противокорабельных ракетных комплексов (ПКРК) «Бастион»? Боевая эффективность была бы практически та же при гораздо меньшей цене и большей устойчивости.

В силу указанных причин достаточно очевидно, что по надводным кораблям мы уже отстали навсегда. Или как минимум на обозримое будущее. Все три наших западных флота в сумме не способны противостоять сильно сократившимся ВМС НАТО. ТОФ РФ, даже если объединить его группировку войск и сил на северо-востоке (бывшую Камчатскую флотилию) с Приморской флотилией разнородных сил, не способен противостоять ни Тихоокеанскому флоту США, ни ВМС Японии, Китая или Южной Кореи (впрочем, с последней мы вряд ли когда-нибудь будем воевать). Изменить эту ситуацию, увы, невозможно.

Поэтому подлодки для нас безальтернативны. Обладая таким ценнейшим качеством, как скрытность, они даже относительно небольшими силами могут создать достаточно серьезное напряжение ситуации для любого противника. К тому же у нас хороший опыт их строительства и эксплуатации. ПЛ очень универсальны, они могут наносить удары по берегу, бороться с надводными боевыми кораблями, с торговым флотом, а также с ПЛ противника. Кстати, в советский период именно наши ПЛ были единственным средством противолодочной обороны (ПЛО), чья эффективность была существенно выше нуля (надводники и летчики обнаруживали подлодки потенциального противника разве что случайно).

Но, увы, строительство ПЛ встретится все с теми же проблемами, о которых речь шла в статье «Гособоронные войны местного значения». Это в первую очередь нехватка кадров и производственных мощностей. Причем и здесь ВМФ находится в худшем положении по сравнению с другими видами ВС, поскольку боевой корабль является конечным продуктом. Ему нужны двигатели, разнообразное вооружение, РЛС, ГАС, БИУС и многое другое. Разумеется, танк, самолет, ЗРС – тоже конечные продукты, но корабль включает больше всего разных компонентов, которые, если так можно сказать, разнообразнее. Соответственно проблема нехватки производственных мощностей выходит далеко за пределы кораблестроительной отрасли. Не менее серьезна проблема нехватки кадров. Причем это относится и к сфере науки, и к сфере производства, и к комплектованию ВМФ рядовым и офицерским составом. С подлодками проще лишь в том смысле, что у них относительно небольшие экипажи. Впрочем, качество их подготовки должно быть исключительно высоким, поскольку цена ошибки здесь гораздо выше, чем на надводном корабле.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДВОДНОГО СУДОСТРОЕНИЯ

Итак, каковы же перспективы получения ВМФ 40 ПЛ за девять лет?

Применительно к РПК СН пр. 955 оставим сейчас в стороне проблему «Булавы», хотя без нее эти корабли смысла не имеют. Точнее будем считать, что ее «доведут до ума».

Головной крейсер данного проекта «Юрий Долгорукий» был заложен в 1996 году, при этом на испытания он вышел лишь в 2009 году, то есть через 13 лет. Сейчас он продолжает проходить испытания. Разумеется, головные корабли всегда строятся дольше, чем серийные, но все же не на порядок. Второй РПК СН пр. 955, «Александр Невский», строился с 2004 года, на испытания вышел в конце 2011 года. Третий крейсер, «Владимир Мономах», строится с марта 2006 года и пока даже не спущен на воду (между спуском на воду и выходом на испытания проходит примерно год). Остальные «Бореи» еще не заложены, а шесть – и не законтрактованы. Если за 16 лет построены «два с половиной» корабля, то можно ли за девять лет построить «семь с половиной»?

С АПЛ пр. 885 дело обстоит гораздо хуже. Головная лодка данного проекта, «Северодвинск», была заложена в 1993 году, а спущена на воду лишь в 2010 году, что можно считать печальным мировым рекордом. Лишь в сентябре прошлого года лодка вышла на испытания. Вторая АПЛ этого проекта, «Казань», заложена летом 2009 года. Наверное, она будет строиться все же не 17 лет, но пока неизвестна даже приблизительная дата ее спуска на воду.

Таким образом, из 20 запланированных атомоходов в данный момент в строю нет ни одного, на испытаниях находятся три, на стапелях – два. Остальные 15 не заложены, причем на строительство десяти даже не заключены контракты. В связи с этим читатель сам может судить о реалистичности заявленных планов.

Проблема существенно усугубляется тем, что атомные подлодки у нас сейчас строит всего одно предприятие – северодвинский «Севмаш». На его стапелях в данный момент находятся «Владимир Мономах», «Казань», а также заложенная еще в 1992 году АПЛ пр. 949А «Белгород», которую в этом году вдруг решили достроить в качестве лодки для спецназа. Аккурат в прошлом году было объявлено, что Амурский судостроительный завод (Комсомольск-на-Амуре) больше не будет строить АПЛ (последней стала переданная в лизинг Индии «Нерпа»). Нижегородское «Красное Сормово» свою последнюю АПЛ сдала в 1993 году. «Адмиралтейские верфи» даже в советское время почти не строили АПЛ, а сейчас полностью загружены дизельными ПЛ, о чем речь ниже. Каким образом «Севмаш» сможет за девять лет достроить три (с учетом «Белгорода») и построить с нуля еще 15 РПК СН и многоцелевых АПЛ, то есть вводить в строй по две лодки в год, – риторический вопрос.

Надо также иметь в виду, что ситуация может еще более усугубиться, если у «Ясеней» возникнут серьезные технические проблемы, поскольку это совершенно новый проект. Именно так произошло с другим совершенно новым проектом – дизельной ПЛ пр. 677 «Лада». Таковых, по-видимому, планировалось иметь к 2020 году 14. Головная ПЛ этого типа «Санкт-Петербург» была заложена на «Адмиралтейских верфях» одноименного города в 1997 году, спущена на воду в 2004 году, формально введена в строй в 2010 году, но до сих пор находится на опытной эксплуатации на Балтийском флоте (БФ). Строятся еще две лодки, заложенные в 2005 и 2006 годах. Однако теперь судьба всего проекта совершенно неясна. Главком ВМФ Владимир Высоцкий всего через несколько дней после обнародования планов увеличения закупок подлодок сказал: «В существующем виде «Лада» ВМФ России не нужна. Нам не нужны новые «мозги» с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у нее такие же», – заявил Высоцкий.

КАКИЕ ПОДЛОДКИ НАМ НУЖНЫ

По-видимому, адмирал хочет не традиционную дизель-электрическую, а новейшую с воздухонезависимой главной энергетической установкой (ГЭУ), освоенную в Германии, Швеции и даже в Китае. Как будет решаться эта проблема – тема для отдельной статьи. Данный случай подтверждает, что проблемы наших ВС и ОПК отнюдь не в нехватке денег, как мы думали до последнего времени. Они гораздо глубже. И вложить средства в решение этих проблем, выходящих за пределы ВС и ОПК, нужно в разы больше, чем 20 трлн. руб.

Понятно, что теперь, если пр. 677 вообще выживет, одна имеющаяся и две строящиеся ПЛ этого типа подвергнутся радикальной переделке, которая займет не один год. Говорить в такой ситуации про закупку флотом 14 ПЛ до 2020 года просто бессмысленно. В итоге единственной составляющей плана строительства 40 ПЛ, которая может быть не только выполнена, но, не исключено, перевыполнена, становятся шесть лодок пр. 636. Просто потому, что эти лодки являются глубокой модернизацией советских ПЛ пр.877, строительство которых началось еще в 1979 году. Поэтому они очень хорошо освоены промышленностью. Сейчас для ВМФ РФ строятся две таких ПЛ (заложены в 2010 и 2011 годах) из шести запланированных. Занимаются этим «Адмиралтейские верфи», которые должны одновременно решать проблемы «Лады», а также выполнить до 2018 года вьетнамский заказ на шесть ПЛ пр. 636. Однако здесь нехватка производственных мощностей может оказаться все же менее острой, поскольку строить такие ПЛ способно «Красное Сормово» (последнюю такую ПЛ здесь построили для Китая в 2005 году). Главное же в том, что данные лодки, поскольку они хорошо освоены, могут строиться за два-три года, а не за шесть-семь (по крайней мере китайский заказ на восемь ПЛ пр. 636 был силами трех заводов выполнен за четыре года, в 2002–2005 годы). Поэтому не исключено, что данная программа будет даже расширена, чтобы компенсировать нехватку «Лад» и, может быть, «Ясеней».

Считать нормальным возвращение к проекту 30-летней давности, пусть и улучшенному, конечно, сложно, но другого выхода просто нет. Мы не можем остаться совсем без флота, новые корабли мы тоже не можем делать, по крайней мере – в приемлемые сроки. И чуда ждать неоткуда, потому что теперь уже недостаточно выделить много денег, нужно еще восстанавливать науку, образование и промышленность. Это очень тяжело и очень долго. Но никак по-другому не получится.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. ups
    0
    20 февраля 2012 12:29
    По моему автор перегибает палку и по крупному, как можно построить лодку если нет финансирования и гарантии, что её оплатят. По этому и есть такие рекорды по срокам ввода, сейчас деньги есть и по этому рекорды будут другими. Минус от меня за статью.
    1. adoyl
      +4
      20 февраля 2012 13:57
      На подготовку сварщика нужной квалификации требуется 3-4 года, на подготовку инженера минимум 5-8 лет. Следует учесть, что молодой сварщик это не дедушка, которому до пенсии осталось 5 лет доработать, он за 8 т.р. и даже за 15 работать не будет, ему надо минимум 40, а этих денег в бюджете нет. Как директор завода объяснит, представителю мин. обороны, что 2 года назад он платил рабочему 8 т.р., а сейчас нужно 40, а если ему 40 не заплатить он пойдёт на стройку и заработает 70. Директору скажут ищи сварщика за 8, он найдёт наверное, только потом лодку будут сдавать опять 17 лет.
      1. karla
        +1
        20 февраля 2012 14:07
        Цитата: adoyl
        На подготовку сварщика нужной квалификации требуется 3-4 года,

        Гораздо больше . До12 лет.
        Цитата: adoyl
        Как директор завода объяснит, представителю мин. обороны, что 2 года назад он платил рабочему 8 т.р., а сейчас нужно 40,

        Никак. Объяснять не придётся ., т.к. сварщиков просто нет.
        1. санярусский
          0
          20 февраля 2012 15:41
          12 лет сварщика?ну вы конечно загнули.насчет инженера незнаю но сварщик 4 года максимум
          1. +3
            20 февраля 2012 16:20
            Речь не о сварщике для огорода, а о варке корпусов подводных лодок и как апогей - титановых корпусов.
            Они знаете ли довольно сложны в изготовлении, настоящего специалиста, способного варить титан, действительно готовить очень долго. Их единицы.
            1. 0
              20 февраля 2012 20:54
              Цитата: ЗЛУН
              Речь не о сварщике для огорода, а о варке корпусов подводных лодок и как апогей - титановых корпусов.

              Не пора ли делать это роботами?
              1. 0
                22 февраля 2012 13:14
                Роботами хотелось бы и солдат заменить, но как с робосолдатами, так и с хорошими робосварщиками - пока всё плохо )

                Человек уникален и незаменим )
      2. 0
        20 февраля 2012 23:12
        На подготовку АСУТП -шника после окончания ВУЗа уходит 5 лет максимум и не проще ли автоматизировать этот процесс, точнее "роботизировать". Опыт в робототехнике в оборонке колоссальный. Конечно рабочие места нужны и всех заменить нельзя и не нужно, а вот некоторые специфические процессы просто необходимо заменить машинами-автоматами. Для несведущих: АСУТП - Автоматизированные Системы Управления Технологическими Процесами.
    2. -2
      20 февраля 2012 20:53
      я прочитал только первый абзатц и понял-статья провакация завистливой пин-ской крысы...дальше даже читать не стал)
  2. MURANO
    0
    20 февраля 2012 12:36
    Храмчихин все хуже и хуже..
    Ну к чему опять упоминание про сроки строительства Северодвинска и Юрия Долгорукого?Треп сплошной.
  3. +3
    20 февраля 2012 12:37
    Да уж! Ни дать ни взять, верно все сказано Храмчининым А.А., особенно если представляешь истинное положение дел и видишь своими глазами. Остается надеяться на развитие производственных мощностей и строить новые предприятия.
  4. Братец Сарыч
    +1
    20 февраля 2012 12:46
    С одним можно согласиться - сами не знают, чего точно хотят, какой флот нужен и нужен ли вообще, вот и шарахаются из стороны в сторону...
  5. TROYAN
    +1
    20 февраля 2012 13:07
    ФЛОТУ РОССИИ ВСЕГДА ХВАТАЛО ПРОБЛЕМ. СКОЛЬКО КОРАБЛЕЙ НАШИХ ПОПРОСТУ СГНИЛИ?! ЭТУ ОТРАСЛЬ НАДО РАЗВИВАТЬ И РАЗВИВАТЬ..
  6. Татар
    +1
    20 февраля 2012 13:15
    Сколько заводов готовых выпускать апл и дизельные пл, а делают только 2. Да такими темпами мы сможем обновить флот в 2050 году, а не в 2020.
  7. andrklimanov
    +2
    20 февраля 2012 13:46
    а я частично ,с автором согласен. вот про образование он сказал правильно ЕГО у нас нет (в ВУЗы идут не те кому интеллект позволяет, а все подряд кому позволяют "финансы") от такого образования и наука КРИВАЯ, а за наукой и промышленность такая же, скоро одни менеджеры недоделанные будут в стране а руками поработать некому , или Таджиков наберут в судострой am
  8. olp
    +3
    20 февраля 2012 13:55
    корабли в приемлемые сроки можно делать
    для начала необходимо строить много кораблей дальней морской зоны среднего тоннажа, а для этого просто надо закладывать новые корабли регулярно, и глядишь года через 2- 3 мы начнём получать по 2-3 корабля океанской зоны ежегодно, а уж потом можно задуматься либо об авианосцах либо ракетных крейсерах, которые без соответствующего эскорта сильно теряют в своих возможностях
  9. +2
    20 февраля 2012 14:43
    Хочу лишь напомнить - в настоящее время нет более эффективного способа увеличить производство (в том числе таких сложных изделий как АПЛ) кроме как:
    1) Дать финансируемый заказ на БОЛЬШЕЕ количество АПЛ, чем может произвести завод. Это мотивация деньгами, пряник, если хотите
    2) Использовать злобинско-ипатьевские методы управления при срыве заказов. Помните такие? Не сделал - взывают на ковер и начинают злобно ип...ть. Это кнут
    А как по другому-то? Вот с ЭТОЙ точки зрения 20 АПЛ - в самый раз:)))
    1. 0
      20 февраля 2012 21:05
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Использовать злобинско-ипатьевские методы управления при срыве заказов. Помните такие? Не сделал - взывают на ковер и начинают злобно ип...ть. Это кнут

      Это не выход при системном кризисе, они тебе налепят чего попало и будешь потом на пару с буксиром вокруг пирса плавать, а поскольку ипут всех они сочуствием друг другу проникнутся и покрывать начнут, надо толково организовать производство карьерные лифты и финансовые потоки, для это тех кто был во время кризиса надо убрать, они не смогут совершить прорыв, они борцы за выживание, антикризисная группа и группа прорыва это разные вещи, и друг друга они не заменят, это как пожарный борящийся за спасение дома и инженер борящийся за повышение функционала спасенного дома, никак ты пожарного на место инженера не поставишь и наоборот тоже, а сейчас к сожалению пытаются старой командой добится новых результатов. Все эти кнуты расстрелы и моральное давление это легкий путь в никуда, только подонков самолюбцев и стукачей недалеких возвышать, мы же проходили это уже.
  10. black_eagle
    0
    20 февраля 2012 18:43
    Печальная какая то статья, грусно как то становится... И все же деньги которые выделяются на строительство подлодок это не только деньги на сырой материал, в бюджет заложены и зарплаты, и развитие предприятий, и подготовка необходимых кадров, и т. д.
  11. 0
    20 февраля 2012 19:03
    Вот правильно Братец Сарыч сказал... не знают наши флотоводцы, что им через 10 лет понабится..
    Если начали строить - значит восстановили инфраструктуру, разваленную с 1991 года.
    Пойдет реальный, долгосрочный заказ - и сварщики появятся, и трубопроводчики и кабельщики..Все появятся. Не об этом беспокоиться бы.
    А о том - что когда все это построят - кому и зачем это будет нужно?
    В одном с Храмчихиным согласен - несогласованное какое-то строительство.
    В теме "Громкий - седьмой корвет..." я отметил, что по вооружению наши корабли всегда идут с перебором. Сейчас это подтверждается.
    с другой стороны - "В итоге рассматривать наш флот «в целом» бессмысленно, поскольку его невозможно собрать в одном месте. А на каждом отдельном ТВД мы имеем случайный набор единиц, нигде, кроме Каспия, не способный противостоять никакому потенциальному противнику." Каждый флот имеет свою специфику - из этого и надо исходить.
    А про наиболее эффективные ударные корабли - экранопланы - ни слова.
    1. 755962
      0
      20 февраля 2012 20:14
      А с концепцией и стратегией в первую очередь нужно определится!Вот уж воистину
      Цитата: Игарр
      не знают наши флотоводцы, что им через 10 лет понабится.

      На счёт сварщиков и других кораблестроительных специальностей в первую очередь надо думать.Лозунг -"КАДРЫ решают ВСЁ!" при Союзе был не пустой звук.А вот по несогласованному строительству вопросы к тем,кто курирует эти проекты,и лично к РогозинуД.О. мужик грамотно держит планку.Финансы отдельная тема.По статье в целом- удручающая картина получилась.Начали за здравие....так и продолжайте в том же духе.
    2. +1
      20 февраля 2012 21:23
      Цитата: Игарр
      А про наиболее эффективные ударные корабли - экранопланы - ни слова

      Противник действует соединением предоставляющим многоплановый набор инструментов, нам хотелось бы уничтожать врага с минимальными потерями а лучше без оных, а ударный корабль или экраноплан это единица подверженая гарантированому уничтожению при не гарантированом достижении своих целей, автор и говорит что сбалансированного флота нет ниодного, в т.ч нет продуманной береговой обороны, но вина ОПК тут вторична а военного руководства первична, ибо лексус есть у каждого генерала независимо от его заслуг, а наряду с лексусом у каждого генерала есть уверенность что в армии денег слишком мало для того чтобы мозги включать, со временем и мозги атрофировались
      1. 0
        21 февраля 2012 06:51
        Нет..Гарантированному уничтожению подвержены именно ПЛ, надводные корабли.
        Экранопланы, за счет скорости, за счет всесредности - гарантированно уйдут.
        Вдобавок, применять их нужно массой.
        Можете представить доклад - цель надводная, групповая, скорость - 200 узлов. Цель разделилась.

        Вот представтьте - скомандуйте ответные действия. А дальше посмотрим, кто куда уйдет.
        1. 0
          21 февраля 2012 10:29
          Игарр,
          Поднимут в воздух авиагруппу и уничтожат экраноплан, какова его цена кстати?
          1. 0
            21 февраля 2012 10:41
            Авиагруппа уделает любого, вопроса нет.
            А экранопланы по своим боевым качествам близки и авиагруппе, и ракетным катерам. Лучше просто материал посмотреть. "Каспийский монстр".
            Тут дело просто в том, что наш "Каспийский монстр" - боевой экраноплан - был очень впечатляющей машиной. Много уже есть информации по нему.
            Тогда же был и "Орленок". Это как раз под занавес СССР стали их вводить в строй.
            Разумеется - так путного ничего и не вышло.
            Сейчас Рогозин уже говорил, про продолжение этой темы. Дай Бог, дай Бог.
            Штаты, насколько я знаю, такого класса аппараты, как наш "КМ" - так и не сделали в железе.

            а насчет цены - не знаю. Да и не интересовался конкретно.
  12. СеняЯ
    0
    20 февраля 2012 20:39
    Высоцкий мне кажется уже 50е заявление делает в этом году у него то 10 лодок то 20...немного подождать и всех 50 ти штук дождемся.....Неадмирал а мастер слога ломаного!!!
  13. С_мирнов
    +3
    20 февраля 2012 21:28
    Руководство страны напоминает какойто детский сад. У них все проблеммы решаются одним способом - ввалить бабла побольше, а дальше все само разрулится. И все бы было еще ничего, если бы бабла в России было немерянно, так ведь нет! Ведь чтобы ввалить бабла например в олимпийский проект - надо это бабло откудато взять (например из безплатного образования или медицины). Я вот до сих пор не могу определиться можно ли вваливать деньги в армию пока не покончено с коррупцией в высших эшелонах власти. Вроде есть шанс развить производство, но корумпированные чиновники скорее всего закупят вооружение за границей, так проще, думать надо меньше. А примеров закупки иностранного вооружения уже вагон.
  14. +1
    21 февраля 2012 01:52
    Уже где-то в конце 90-х был показательный "случАй". Один из нижегородских банкиров при строительстве бассейна решил проявить этакий "патриотизм": лестницу из непотеечных труб надумал заказать у "местного производителя". Поддержать, так сказать... Так вот, в Горьком с его Сормовом, Гидромащем, 21-м, Громовским и прочими "почтовыми ящиками" в течение месяца(!!!) не смогли найти возможности СДЕЛАТЬ простейшую конструкцию на пару входных водоводов с перекладинами. В итоге мужик плюнул и сделал лестницу деревянную.
    А в качестве совсем грустного анекдота полюбопытствуйте на досуге, как в Сормове распилили корпус последней "Барракуды". (Это в огород нашего тогдашнего"кудрявого" мэра, а ныне пламенного "декабриста"). Город рыдал и смеялся, смеялся и рыдал...
  15. Gering
    0
    21 февраля 2012 09:08
    Читаеш статью и как-то грустновато становится. А есть у нас военная отрасль где ну все хорошо?
  16. 0
    21 февраля 2012 09:52
    Обещать можно и больше, вот только сделают ли? с 2000-го года слышим красивые лозунги, а что в итоге???
    Расформированы сотни частей, почти половина миллиона офицеров сокращено, мобилизационный потенциал вообще уничтожен (а именно в мобилизационных ресурсах мощь наших ВС и заключалась!)... Армию готовят для войны в локальных конфликтах, а только одними СЯС вопрос сдерживания не решить - ядерное оружие-оружие проигравшего. Я уже не говорю о разрекламированных новейших образцах вооружений, которые, по сути, являются мертворожденными и /или уступает устаревшим образцам, ярким примером может послужить Р-36М "Воевода" более известная как "Сатана" заменяется "Тополем". Рискуя утомить цифрами, все-таки приведу небольшой расчет. Одна боеголовка "Сатаны" с вероятностью 0.8 может уничтожить шахту американской ракеты "Минитмен". Значит все 10 головок "Сатаны" могут уничтожить 8 шахт. "Тополь-М" обладает несколько меньшей точностью и втрое более слабым зарядом чем у "Сатаны". Поэтому у него коэффициент вероятности поражения пусковых установок "Минитмен" 0.2 и для уничтожения того же числа шахт одноголовым "Тополем-М" требуется 40 ракет. Кроме того, "Сатана" несет на себе средств преодоления ПРО противника больше, чем весь забрасываемый вес "Тополя". Одних только тяжелых ложных целей 40 штук, мощнейшие генераторы помех. Поэтому цифру "40" можно смело умножить еще на 3. Таким образом, одна "Сатана" стоит 100-120 ракет "Тополь-М". США давно не делают ставку на свои "Трайдент" и "Минитмен", у них главная сила в тактических комплексах которые в количеством и качеством способны решить весь необходимый спектр задач.
    Наши потенциальные друзья готовятся к глобальным конфликтам.
    Кто-то что-то видимо недопонимает или целенаправленно поступает так как считает нужным.
    Честь имею.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»