Боевые плавсредства спецподразделений НАТО

7
Морские спецоперации и диверсии до сих пор являются одними из наиэффективнейших видов боевых действий сил специального назначения. Небольшие затраты, практически полная «невидимость», скрытность передвижения – все это дает возможность нанести внезапный урон противнику. Все это относится и к разведывательным операциям. Действие и противодействие на важных объектах морского базирования, к примеру, нефте-газодобывающие платформы, входят в сферу морских спецподразделений. В настоящее время именно морские спецподразделения стали привлекать к операциям противодействия пиратам и террористам. Спрос на морские специальные подразделения привел к повышенному спросу на оборудование и техническое оснащение для их обеспечения.

Боевые плавсредства спецподразделений  НАТО


Первый коммандос
Начало морских спецназовцев в ВМС США идет от героя войны Севера и Юга, лейтенанта Уильяма Кашинга. Его баркас ночью в 1864 году на речке Роанок подошел незаметно к броненосцу конфедератов «Albemarle». На близком расстоянии конфедераты обнаружили приближающееся судно и забили тревогу. Но лейтенант У.Кашинг, которому было на то время всего 21 год, не растерялся. Разогнав свой баркас и перескочив заградительный бон, нанес удар в борт броненосца шестовой миной. Броненосец пошел на дно. За полгода до этого события, другая сторона, совершила очень эффектное потопление корвета «Северных». На подводной лодке, состоящей из парового котла, и движимой под водой людской силой они подошли к корвету и применили шестовую мину. Но так как историю писали победители, лавры первого спецназовца получил У.Кашинг.

Транспортные средства США для морских спецопераций
В Соединенных штатах для спецподразделений SEAL, самое простое плавсредство – каноэ. И хотя оно чем-то напоминает индейское каноэ и приводится в действие так же, это современное решение из особо прочных, легких полимеров. Основное предназначение – использование в заболоченных и мелководных районах. Часто они используются для перевозки различных грузов спецназовцами. Выпускают такие каноэ не только небольшие фирмы и компании, но даже такие гиганты как «Northrop Grumman».



Следующее одно из самых распространенных плавсредств – различные моторные жестконадувные лодки – «RHIB». Неофициальное имя – «Зодиак», вошедшее в обиход от названия одноименной французской компании, первой построившей лодку такого типа для отечественного путешественника А.Бомбара. Подобные малые катерки имеют корпус в виде глубокой буквы V. Его делают из деревянной основы, сплавов алюминия и синтетических материалов. По бортам одет надувной «воротник», что делает лодку непотопляемой. В качестве движителя используются в основном мощные подвесные или стационарные моторы. Такие «RHIB» - стандартное плавсредство американских морских подразделений. Около 70 разновидностей «RHIB», выпускаемых американской компанией «United States Marine», используются не только в ВМС США, но и многих других странах и их спецподразделениях.
Основные характеристики:
- длина 10.95 метра;
- ширина 3.2 метра;
- осадка 90 сантиметров;
- вес 78.9 килограмм;
- двигатель дизельный «Caterpillar», имеющий мощность 940 л.с.;
- скорость хода 45 узлов;
- эконом скорость 33 узла на 370 километров хода.

Жесткий корпус сделан из легких сплавов кевлара и стеклопластика. В центральной части размещено отделение управления, где расположены приборы и оборудования для навигации и связи. На невысокой мачте расположена антенна РЛС, на нее возможно крепление дополнительного оборудования, типа осветительных фонарей и приборов наблюдения. Команда «RHIB» три человека – командир и матросы - стрелки. В носовой и кормовой части лодки расположено по огневой точке – крупнокалиберное вооружение на трёхножных станках. Такие лодки могут самостоятельно поддержать огнем спецгруппу коммандос или подавить прибрежные точки или катера противника. Вместимость «RHIB» - 8 человек в полной экипировке. Коммандос удобно размещается в креслах с амортизацией. Такие кресла, кстати, намного удобнее кресел авиалайнера. Коммандос после морской транспортировки на таких лодках, сохраняют полную боеготовность.



Еще одно плавсредсво для элитных морских спецподразделений – катера типа «Mk V». На вооружение ВМС США имеется 20 единиц таких катеров.
Основные характеристики:
- водоизмещение 75 тонн;
- длина 25 метров;
- ширина 5.1 метра;
- осадка 1.5 метра;
- двигатели 2 дизельных MTU, имеющих мощность 4.7 тысяч л.с;
- вместимость 16 человек;
- скорость хода 35 узлов;
- дальность хода 1100 километров;
- дополнительное оборудование 4 моторных лодки.



С катеров с помощью беспилотников может проводиться разведка заданного района или объекта. При выполнении масштабных операций такие катера являются пунктами управления. В зависимости от выполняемых задач, катер оборудуется различным вооружением.12 таких катеров имеет первый эскадрон катеров спецназначения США, 8 катеров имеет второй эскадрон. С помощью самолетов С-5 «Galaxy» катера могут быть переброшены в заданный район для выполнения операций. Недавно такие катера появились и на Черном море, где, скорее всего, выполняют разведывательные задачи у российского побережья.

Транспортные средства Англии для морских спецопераций
Морские спецподразделения Англии также используют лодки типа «Зодиак» но с более скромными характеристиками. Основные плавсредства – модификации «RIB» от компании «VT Halmatic». Вместимость 10-15 человек, скорость хода до 30 узлов, дальность действия 100 миль. Некоторые модификации имеют крупнокалиберное вооружение. Британцы также пытались создать для своих спецподразделений катера типа «Mk V». Вначале компания «Halmatic» построила катер-перехватчик тип «145 FIC». Корпус был выполнен из композитного материала, присутствовал в корпусе и кевлар с бальсовым деревом. Он имел: длину 14.5 метров, ширину 2.8 метра, осадку 1.3 метра, водоизмещение 9 тонн, скорость хода до 60 узлов.



На смену такому решению приходит оригинальный катер типа VSV. Корпус катера выполнен в форме «разрезающий волну». Британские военные долгое время скрывали наличие подобных катеров на вооружении. Но при проведении ВМУ НАТО у норвежских берегов, катер VSV по какой-то причине вылетел на каменный берег, где его успели сфотографировать репортеры. Катер построен с низким силуэтом, что увеличило его незаметность на море. Команда и члены спецподразделений размещаются в кабине в средней части катера. Американцы давно знали об использовании такого катера британцами и сами пытались создать подобное средство, но, похоже, что результаты испытаний их не впечатлили и таких катеров на вооружение ВМС США не поступало. А вот немецкая компания «Lurssen» создала катера подобного типа для индонезийских ВМС. На вооружении Индонезии стоят 10 единиц катеров типа «VSV». Основные характеристики:
- скорость хода 55 узлов;
- длина 16 метров;
- ширина 2.6 метра;
- осадка 1 метр;
- водоизмещение 11 тонн;



Еще один проект катера разработала «VT Halmatic » - катер типа «Belle», что переводится как «Красавица». Катер оправдывает свое имя и выглядит очень изящно и гармонично. Верхняя часть катера выполнена по современным параметрам малозаметности. Выхлопные трубы двигателей оборудованы устройствами снижения инфракрасного излучения. В катере для членов спецназа имеются кресла с амортизацией. Внутренний климат поддерживают кондиционеры. Катер может быть транспортирован в заданный район действия самолетами С-130 Hercules. На катере имеется современное навигационное оборудование, средства связи и оборудование для обнаружения. Первый катер британские королевские морские спецподразделения морпехов получили в 2006 году. Сейчас, Англия имеет 4 катера «Belle». Основные характеристики:
- вместимость 10 человек;
- полезная нагрузка 2.5 тонны;
- средняя скорость 45 узлов;
- ДУ – 2 дизеля «MAN».
- длина 18 метров;
- скорость хода 60 узлов;
- дальность хода 600 миль;



Подводные и подводно-надводные средства транспортировки спецподразделений
Подводные средства для выполнения секретных спецопераций подразделениями коммандос являются приоритетными на сегодняшнее время. Некоторые подводные корабли Соединенных Штатов имеют отсеки для мини подлодок – DDS. В них размещаются мини-подлодки типа «SDV Mk III». Данные подлодки выполнены по «мокрому» типу. То есть, такая подлодка вмещает в себя коммандос в водолазных костюмах, и является, по сути, подводным буксировщиком. Дальность хода подлодки 19 миль, источник энергии - аккумуляторы серебряно-цинкового типа. Имеет электрический двигатель в 18 л.с. Скорость хода 9 узлов. Характеристики лодки не блещут, поэтому начались разработки более современной мини подлодки. Проект получил название «ASDS». В 2001 году первая подлодка класса «ASDS» поступила на испытания в ВМС США. Подлодку создали сухого типа. Подлодку оборудовали 4-мя подруливающими устройствами, что улучшило характеристики маневренности. Носители - подводные корабли «Greeneville» и «Charlotte» типа «Improved Los Angeles». А стратегические подлодки типа «Ohio» должны иметь на борту 2 единицы «ASDS». Возможна транспортировка подлодки в заданный район самолетом C-5 «Galaxy». Основные характеристики:
- вместимость до 16 человек;
- дальность действия 230 километров;
- длина 19.8 метров;
- водоизмещение 55 тонн;
- команда два человека;



Компания «Oregon Iron Work» выпускает для морских спецподразделений катера типа «Sealion». Это катер полуглиссирующего типа. Узкий корпус в носовой части плавно переходит в острый четырехгранник..Небольшая надстройка заканчивается скошенной кормой. Катер чем-то похож на кинжал. Основная идея – использование балластных цистерн, которые при необходимости заполняются водой, и катер почти целиком уходит под воду. Над поверхностью моря остается около двадцати сантиметров надстройки для ведения наблюдения за обстановкой. Можно сказать, что «Sealion» - катер полупогружного типа для быстрого перемещения к заданной цели. Соединенные штаты поставили подобные подлодки на экспорт в Сингапур. Изменения в подлодке – модифицировали кормовую часть настройки. В области создания таких кораблей признанные лидеры КНДР и Иран. Иран строит такие средства по технологиям Северной Кореи. Безусловно, такие катера, уступают американским подлодкам по многим характеристикам. Основные характеристики:
- длина 21 метр;
- вместимость 8 человек;
- скорость хода 40 узлов;
- используемые технологии «Стелс»;
- дополнительное оборудование – 2 моторных лодки.




Но и полупогружаемые катера не всегда устраивают спецназ, все-таки, даже в таком состоянии он может быть обнаружен. Для сведения возможности обнаружения противником к минимуму компания «STIDD Systems» предлагает новейший проект «MRCC» - это инновационное плавсредство для коммандос. «MRCC» выполнен в виде многофункциональной платформы – быстроходный катер, полупогруженное плавсредство и мини-подлодку. Команда платформы 2 человека. Сейчас «MRCC» проходит различные испытания и еще не известно пойдет он на вооружение американских коммандос или нет. Сейчас очевиден главный недостаток – «мокрая» доставка спецназа во всех положениях, но идеальное средство еще не придумал никто, поэтому для широких условий применения чем-то приходится жертвовать.
Основные характеристики:
- длина 32.5 фута;
- ДУ дизель имеющий мощность 435 л.с, 2 электродвигателя;
- надводная скорость 32 узла;
- подводная скорость 5 узлов;
- вместимость 6 человек или 0.8 тонны груза;
- дальность действия 200 миль.



Что-то подобное создали конструкторы «DCE» для шведских коммандос – проект SDV. От «MRCC» он отличается наличием 4 электродвигателей для подводного хода, небольшими изменениями в конструкции корпуса.
Основные характеристики:
- длина 10.3 метра;
- надводная скорость 30.5 узлов;
- подводная скорость 5 узлов;
- полезная нагрузка 1 тонна.



Аэрошипы для транспортировки спецподразделений
Сейчас полным ходом идут разработки нового транспортника для коммандос, который сможет не только нырять и плавать, но и летать. Разработку такого аппарата ведет «DAPRA», данная концепция уже предложена на рассмотрение компаниям, готовых спроектировать и построить такой технически сложный гибрид.
Основные требования к аэрошипу:
- дальность полета более 1800 километров;
- дальность хода в надводном положении 185 километров;
- дальность хода под водой 22 километра;
- вместимость 8 человек или 0.9 тонны;
- время нахождения под водой 8 часов.

В Соединенных штатах уже были попытки построить аэрошип. Летающий гибрид «Conveir» 64 года, мог бы стать прорывом в данной сфере, но яростное сопротивление данному проекту сенатора А.Элендра закрыло необходимое финансирование, и гибрид не был создан. И вот идея аэрошипов вновь возродилась, будем надеяться, что современные технологии сделают эту задачу менее трудной, чем она кажется.



Амфибии для спецназа
Плавающая автомобильная техника используется для проведения спецопераций и высадки десанта еще со времен Второй Мировой войны. Объединяет амфибии один важный недостаток – малая скорость преодоления водных преград. Например, известная «LARC-5», имеющая возможность перевести два десятка человек, преодолевает водные преграды со скоростью 16 км/ч.



В 60-х годах Соединенные штаты пытались создать амфибию на подводных крыльях. Было создано два образца такого типа техники – «LVHX-1», имевший целиком погруженные подводные крылья с автоматическим управлением и «LVHX-2», имевший переднее пересекающее крыло и целиком погруженное заднее управляемое крыло. Расчетная скорость преодоления водных преград 65/84 км/ч. Но на испытаниях амфибии показали, что они больше машины, чем плавающие аппараты – постоянные проблемы с гидравликой, ручное складывание крыльев и много других проблем, привели к тому, что от данных амфибий отказались. Но данная сфера достаточно интересна для военных и разработки амфибий продолжались. Сейчас для оснащения коммандос SEAL компания «Gibbs Technologies» предложила амфибию «Humdinga» и амфибию-квадроцикл «Quadski».



Амфибия типа «Humdinga» имеет колёсную формулу 4х4 и оборудована двигателем в 350 л.с. Наземная скорость до 160 км/ч, надводная скорость 64 км/ч. Вместимость 5 человек. Амфибия «Quadski» рассчитана на 2-х человек, но скорость ее равна 72 км/ч и на земле и на воде. Переход на использование водно-наземного режима происходит простым включением кнопки. Колеса квадроцикла при водном варианте утапливаются в специальных «клюзах» и становятся корабельными якорями. При движении на воде с большой скоростью колеса не мешают движению и не снижают скорость. Квадроциклы вызвали здоровый интерес у американских коммандос. После ряда испытаний компании предложено доработать машину вместе с главным военным подрядчиком «Lockheed Martin». Сейчас ведутся разработки трех скоростных амфибий: ACC/E на базе «Humdinga» как экспедиционной машины и амфибии на базе квадроцикла «Quadski» - ACC/R.

7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 755962
    0
    22 февраля 2012 13:18
    интересная и познавательная статья.Про иранские диверсионные плавсредства ни слова.Жаль,очень актуально.
  2. бездна 8
    +2
    22 февраля 2012 13:22
    спасибо за статью, ещё раз порадовали старика laughing US Navy SEALs , как были наиболее технически оснащёнными подразделениями всего мира, так и продолжают оставаться таковыми! наука на месте не стоит.. туточки меня ночью неистовые "кнопкодавы" заминусовали нещадно по вопросу какого-то мифического и смешного "сравнения" морских котиков и российских боевых пловцов.... lol будем ждать теперечки объёмной статьи о технических средствах россиян... похвастайтесь имеющимся... вот там и "сравним"... точнее попытаемся lol
    1. 0
      22 февраля 2012 14:21
      Я не пойму причину Вашей радости. Вас вдохновляет, что наш извечный враг оснащен лучше? Так это явление временное. Кстати сами котики признавали что стрелковое вооружение тюленей на голову лучше. По поводу "кнопкодавы заминусовали" - так это росийский патриотический сайт. Или не заметили?. Аплодировать Вашим перлам будут на сайте "Свободы" Тягнибока. Там вам самое место. Как говорится - ничего личного.
      1. бездна 8
        0
        22 февраля 2012 14:44
        "Я не пойму причину Вашей радости" - это не удивительно lol
        1. а кто вам виноват, что вы оснащены "никак"?... Клинтон? laughing
        2. так вот, когда что-то у вас появится - тогда и будем говорить!
        3. когда и что они "признавали"? ссылочки пожалуйста..
        4. не "минусовать" надо, но аргументы приводить! сложно догадаться? laughing
        5. а при чём тут Тягнибок? или это единственная фамилия которую вы знаете? good
        6. сходи лучше в армию послужи lol
        1. 0
          22 февраля 2012 18:10
          Да, уж ответы убийственные. Впрочем по предыдущим коментам и аватару уже было понятно. Успехов в вашем нелегком труде......
  3. +3
    22 февраля 2012 14:37
    Интересная статья. У бритов и амеров традиционно сильное оборудование для войны на воде. Что тут скажешь? Нужно учиться и перенимать.
    Единственно, что удивило - а где туалет на надувных лодках? А то кресла удобные есть - а туалета нет. А как им отправлять естественные надобности, если и на берегу туалета не найдут? тут явно недоработали янки.:)))
  4. Огнян
    -2
    22 февраля 2012 17:37
    Россия отстает на 15 лет во всех технологий с НАТО. Даже на уровне СССР в Афганистане
  5. Алексей67
    +1
    22 февраля 2012 18:16
    На фото с каноэ, Калаш в руках wink Диверсанты во Вьетнаме его только и использовали
  6. бук
    0
    22 февраля 2012 21:41
    мда, чуваки круты как никогда, про оснащение наших пловцов лучше промолчать, разве что про автомат подводный вспомнить(таких у амеров нету)