Полигоны Калифорнии (Часть 5)

27


В 30 км к северо-западу от авиабазы Эдвардс находится уникальный даже по американским меркам объект - Гражданский Аэрокосмический центр Мохаве (англ. Mojave Air and Space Port). Здесь строятся и проходят испытания оригинальные летательные аппараты, создаваемые частными компаниями. Работы ведутся как по заказу федеральных властей, так и по собственной инициативе.



Первая грунтовая взлётно-посадочная полоса появилась в этом районе в 1935 году, небольшой аэродром обслуживал местные шахты, где велась добыча золота и серебра. Вскоре после начала Второй мировой аэродром национализировали, и он использовался для нужд Корпуса морской пехоты. В июле 1942 года здесь была построена капитальная ВПП. Удалённость от густонаселённых мест и наличие большого числа солнечных дней в году способствовали созданию учебного центра и полигона, где пилоты КМП США отрабатывали приемы штурмовки воздушных целей. К 1944 году к существующей добавились ещё две взлётных полосы. А жилые помещения базы могли вместить более 3000 человек. На строительство авиабазы площадью 2312 гектаров в начале 40-х годов было выделено около $ 8 млн. В период наиболее интенсивного использования в Мохаве размещалось 145 боевых и учебно-тренировочных самолётов.


Спутниковый снимок Google Earth: аэрокосмический центр Мохаве


Вскоре после окончания войны, в феврале 1946 года учебный центр авиации КМП ликвидировали и базу передали ВМС. Моряки вскоре законсервировали аэродром, сократив персонал до минимума. Так продолжалось до начала войны в Корее, и в 1950 году база была вновь активирована для размещения резервных эскадрилий. С 1953 года база использовалась совместно с Корпусом морской пехоты и флотской авиацией. В окрестностях аэродрома хранилась авиатехника, выведенная в резерв. В 1961 году командование флота решило отказаться от авиабазы Мохаве, и инфраструктура аэродрома начала приходить в упадок. Скорее всего, со временем покинутая авиабаза стала бы частью пустыни, но аэродромом заинтересовался местный энтузиаст авиации Дэн Сабович. Его ранчо с собственной грунтовой полосой находилось неподалёку в Бейкерсфилде, и Сабович, пролетая над Мохаве на своём Beechcraft Bonanza, мог оценить все достоинства заброшенной авиабазы. Под давлением общественности в 1972 году здесь был создан аэропорт, откуда региональный авиаперевозчик Golden West Airlines совершал регулярные рейсы в Лос-Анджелес на турбовинтовых Dе Havilland Canada DHC-6 Twin Otter. Директором аэропорта до 2002 года являлся Дэн Сабович.

Полигоны Калифорнии (Часть 5)


В отличие от «кладбища костей» в Дэвис-Монтан, где хранится большая часть устаревшей или выведенной в резерв авиатехники военного назначения, аэродром Мохаве в этой роли известен гораздо меньше. В прошлом здесь также ставили на длительное хранение военные самолёты, чему способствовал сухой климат пустыни Мохаве. До сих пор среди гражданских самолётов, находящихся на хранении, можно встретить: Douglas A-3 Skywarrior и North American F-100 Super Sabre. Однако число этих раритетных машин в хранилище авиатехники постепенно сокращается. Самолёты, представляющие интерес для коллекционеров и музеев, реставрируются и выставляются на продажу. Своего часа в Мохаве ждут тяжелые военно-транспортные самолёты Douglas C-133 Cargomaster. Внешне этот почти забытый военно-транспортный самолёт напоминает удлинённый Lockheed C-130 Hercules. Тяжеловоз с четырьмя турбовинтовыми двигателями с максимальной взлётной массой 130 000 кг имел грузоподъёмность до 50 000 кг. Эти машины использовались главным образом для транспортировки баллистических ракет «Атлас», «Титан», «Минитмен», а незадолго до окончания своей карьеры привлекались к переброске военных грузов в Южный Вьетнам и транспортировке ракет носителей на стартовые площадки НАСА.


C-133 на площадке хранения авиатехники в Мохаве


Однако «Каргомастер» во многом оказался проблемным самолётом и не оправдал возлагаемых на него надежд. Вскоре после начала эксплуатации выяснилось, что прочность вместительного транспортника оставляет желать много лучшего. Из 50 построенных экземпляров 10 потеряно в авариях и катастрофах. После появления Lockheed C-5 Galaxy, прослужив всего 14 лет, Douglas C-133 Cargomaster был выведен из эксплуатации.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты, находящиеся на хранении в Мохаве


После того как аэродром передали гражданским, его площади стали использовать для хранения авиалайнеров. Многие транспортные и пассажирские самолёты производства Boeing, McDonnell Douglas, Lockheed и Airbus, принадлежащие крупным авиакомпаниям, хранятся здесь. Иногда пассажирские самолёты проводят на консервации в Мохаве достаточно долгий период времени. После того как на них появляются заказчики, авиалайнеры проходят восстановительный ремонт и покраску. После чего внешне они выглядят вполне презентабельно. Основными заказчиками бывших в употреблении авиалайнеров являются авиакомпании стран «третьего мира». Немало самолётов из Мохаве летает и над просторами бывших советских республик. Также авиалайнеры, находящиеся на консервации, во многом служат источником запчастей для небогатых авиаперевозчиков в странах, где не слишком жесткие требования по безопасности полётов. Если судить по спутниковым снимкам, то количество самолётов, находящихся на хранении в Мохаве, за последние 10 лет сократилось примерно в два раза. Здесь также осуществляется разделка на металл самолётов, которые, не найдя новых покупателей, откровенно устарели или пришли в неудовлетворительном техническом состоянии.



Одновременно с пассажирскими перевозками, хранением, восстановлением и утилизацией авиатехники аэродром Мохаве стал домом для энтузиастов, влюблённых в небо. 25 сентября 1981 года открылась Национальная школа летчиков-испытателей, где проходят подготовку пилоты частных авиакомпаний, занимающихся созданием новых образцов авиатехники. В многочисленных ангарах, оставшихся от военных, ведётся строительство новых и реставрация старых самолётов. На аэродроме регулярно проводятся авиационные праздники и гонки. Первые авиагонки поршневых самолётов по 1000-мильному маршруту состоялись в 1970 году, ещё до того, как было принято решение о создании «Специального района аэропорта Мохаве». В ней участвовало два десятка машин, в основном это были отреставрированные и специально подготовленные истребители времён Второй мировой. Победителем стал Шерм Купер на сильно модифицированном Hawker Sea Fury.


Hawker Sea Fury


В 1971 году дистанция была сокращена до 1000 км, и снова на Hawker Sea Fury гонку выиграл Франк Сандерс. С 1973 по 1979 год в этом районе проходили гонки бипланов. В 1973-1974 годах в Мохаве стартовали гонки реактивных самолётов. Стоит сказать, что эти соревнования являются делом достаточно рискованным. Неоднократно имели место аварии и катастрофы. Но это не останавливает тех, кто по-настоящему влюблён в небо. На территории Мохаве сейчас базируется несколько команд, занимающихся проектированием и постройкой гоночных и рекордных машин. В 1983 году Фрэнк Тейлор, взлетев на специально модернизированном P-51Mustang Dago red, развил на 15 км участке скорость 837 км / ч. Всего же за время с 1972 года самолётами и космическими аппаратами, взлетевшими с аэродрома Мохаве, было установлено более 20 рекордов скорости, дальности, высоты и продолжительности полёта.


Рекордный P-51Mustang Dago red


В 1990 году компания Scaled Composites при участии известного авиаконструктора Бёрта Рутана создала гоночный поршневой самолёт Pond Racer. Конструкция очень многообещающей машины была оптимизирована для достижения максимальной скорости при использовании двух поршневых двигателей мощностью 1000 л.с. Самолёт построен по двухбалочной схеме с компактным центральным фюзеляжем, в котором располагалась кабина пилота. Создателям самолёта удалось получить высокое значение удельной мощности, равное 1,07 л.с./кг, в то время как у других поршневых гоночных самолётов оно в лучшем случае достигало 1 л.с./кг. Согласно предварительным расчетам, Pond Racer мог разогнаться до 900 км/ч. Но этому мешала не доведенность силовой установки, во время гонок 1990 года самолёт с двигателями, выдававшими не более 600 л.с., смог развить только 644 км/ч.


Pond Racer


Судьба крылатой машины, как и управлявшего им пилота, оказалась трагичной. В 1993 году на самолёте с новой силовой установкой была предпринята попытка установить новый мировой рекорд скорости, но во время полёта заклинило правый двигатель. При этом отказала система флюгирования винта и начал барахлить второй мотор. Пилот Рик Брикерт, не выпуская шасси, попытался посадить самолёт на грунт, но скорость была слишком велика, чиркнув по земле, он пролетел ещё несколько сотен метров, после чего врезался в каменистую осыпь. Сильным ударом фонарь кабины сорвало с замков, и он ударил летчика по голове. Пилот, находящийся без сознания, так и не смог выбраться из горящей машины.

В прошлом аэродром Мохаве служил испытательной базой для самолётов: Bombardier Challenger 600, Boeing 747 с двигателями GE90-115B, удлиненного McDonnell Douglas MD-80, лёгкого реактивного пассажирского Eclipse 500, опытного Lockheed Martin Thrush (сильно модифицированный Boeing 737-330). В Мохаве проходили сертификацию многие гражданские самолёты с новыми авиадвигателями. Вертикально стартующий и приземляющийся многоразовый аппарат Rotary Rocket Roton, предназначенный для доставки и возвращения с орбиты небольших грузов, испытывался в 1999 году.


Подготовка к испытаниям Rotary Rocket Roton


Здесь проходили лётные испытания вертолёта Lockheed Martin VH-71 Kestrel американская версия (AgustaWestland AW101), прототип вертикально стартующего и садящегося космического аппарата XA0.1E компании Masten Space Systems с двигателем, работающим на изопропиловом спирте и жидком кислороде.


Аппарат XA0.1E компании Masten Space Systems во время испытаний в октябре 2009 года


Среди летательных аппаратов военного назначения в Мохаве были замечены БПЛА Х-37 и истребитель F-22А. Хотя аэродром не находится в прямом подчинении у ВВС, сказывается близость авиабазы Эдвардс. В этом районе регулярно ведутся испытательные полёты, а три капитальных ВПП длиной 3800, 2149 и 1447 метров рассматриваются военными в качестве запасных.

Кроме того, многие частные компании, имеющие производственные мощности в «Специальном районе аэропорта Мохаве», напрямую сотрудничают с военными. Так, американское подразделение британской авиационно-космической корпорации BAE Systems получило контракт на переоборудование в дистанционно управляемые мишени самолётов F-4 Phantom II.


Спутниковый снимок Google Earth: беспилотные самолёты-мишени QF-4 рядом с ангаром BAE Systems North America

С «кладбища костей» в Дэвис-Монтан «Фантомы» доставляются в Мохаве, где на них монтируется комплект цифрового оборудования для дистанционного управления, а также аппаратура автоматического распознавания угроз, разработанная специалистами BAE Systems. Это позволяет максимально приблизить контрольно-учебные стрельбы к боевой обстановке. Аппаратура в подвесном контейнере с оптоэлектронными и радиолокационными датчиками, обнаружив приближающуюся ракету или излучение радиолокатора, сама автоматически выбирает оптимальные средства противодействия из тех, что имеются на борту, и вырабатывает манёвр уклонения. Использование данной системы позволяет не только повысить реализм учений, но и в несколько раз увеличивает выживаемость радиоуправляемых мишеней.


Радиоуправляемая мишень QF-4, взлетающая с аэродрома Мохаве


В 2011 году стоимость переоборудования одного «Фантома» в мишень обходилась американскому бюджету более чем $ 800 000. Назначенный лётный ресурс прошедших переоборудование и восстановительный ремонт QF-4 составляет 300 часов. После переделки в беспилотный вариант хвостовое оперение и консоли крыла самолётов-мишеней окрашивается в красный цвет для облегчения визуальной идентификации. В настоящий момент запас пригодных для доводки до лётного состояния «Фантомов» практически исчерпан и для переоборудования в мишени начали поступать F-16A ранних серий (подробней здесь: Эксплуатация "Фантомов" в ВВС США продолжается).

В тех же ангарах, параллельно с конверсией F-4, производился восстановительный ремонт и переоборудование в соответствии с американскими стандартами лётной годности истребителей МиГ-29 и Су-27. В прошлом истребители советского производства тестировались ВВС и ВМС США и на них летали военные пилоты. В данный момент основная масса боевых самолётов иностранного производства, находящихся в лётном состоянии на территории США, принадлежит частным владельцам. Согласно информации, содержащейся в реестре Федеральной авиационной службы, в частных руках в США находится около 600 единиц авиатехники, произведённой в СССР и странах Восточной Европы. Этот список входит только техника с действующими сертификатами лётной годности, и в него не попали сотни музейных экспонатов, боевые самолёты и вертолеты советского производства, принадлежащие военному ведомству, а также ржавеющие по различным аэродромам нелётные экземпляры. В реестр не входят пассажирские и транспортные самолёты, на которых осуществляются регулярные рейсы. Как это ни странно, но такие в США тоже имеются. Так, несколько американских авиакомпаний используют самолёты Ан-2, Ан-12 и Ан-26 для осуществления перевозок в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Безусловным лидером среди самолётов советского производства является поршневой Як-52, которых насчитывается более 170 экземпляров. Впрочем, в собственности различных компаний и отдельных физических лиц не только машины, полученные из стран коммунистического блока, значительная часть парка авиатехники - это самолёты выпуска 60-80-х годов, снятые с вооружения ВВС стран НАТО, Австрии и Швейцарии. Американское законодательство при соблюдении ряда процедур позволяет регистрировать их как гражданские воздушные суда.


Спутниковый снимок Google Earth: истребитель Saab 35 Draken на аэродроме Мохаве


При детальном изучении спутниковых снимков «Специального района аэропорта Мохаве» можно обнаружить различные самолёты иностранного производства. Это МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-21, Аэро L-159E и L-39, Alpha Jet, Aermacchi MB-339CB, Saab 35 Draken, Hawker Hunter и F-21 KFIR. Скорее всего, все эти раритетные машины проходят в Мохаве восстановительный ремонт. В дальнейшем иностранные самолёты применяются по-разному: кто-то за плату катает любителей острых ощущений, а большинство собственников использует иностранную авиатехнику для организации учебных воздушных боёв с истребителями ВВС и ВМС США. В настоящее время в США наблюдается настоящий бум частных компаний, оказывающих услуги по организации боевой подготовки. Крупнейшими из них являются: Air USA, Draken International, Airborne Tactical Advantage Company. Все они работают в тесном сотрудничестве с аэрокосмическими корпорациями: NAVAIR, BAE Systems, Northrop Grumman и Boeing. Благодаря своему уникальному географическому положению аэродром Мохаве стал испытательным полигоном и производственной базой для многих частных компаний, ищущих место для развития космических технологий. На территории «Специального района аэропорта Мохаве» зарегистрированы компании: Scaled Composites XCOR Aerospace, Orbital Sciences, Masten Space Systems, Virgin Galactic, Spacecraft Company, Stratolaunch Systems и Firestar Technologies.

С взлётной полосы аэродрома Мохаве впервые поднялась в воздух большая часть самолётов, созданных выдающимся американским авиаконструктором Бёртом Рутаном. В мае 1975 года состоялся дебютный полёт Rutan VariEze.


Rutan VariEze


Очень компактный футуристично выглядящий самолет, построенный в количестве более 400 экземпляров, во многом определил будущее направление работ. Благодаря широкому использованию композитных материалов, взлётный вес не превышал 500 кг. В дальнейшем авиаконструктор спроектировал ещё несколько успешных в коммерческом отношении машин, построенных по аналогичной схеме.

Бёрт Рутан


Бёрт Рутан, которому уже исполнилось 74 года, создал более 20 оригинальных конструкций гражданского и военного назначения. Среди которых легкомоторные и рекордные самолёты, беспилотники и аппараты, предназначенные для выхода в ближний космос. Рутаном в 1982 году зарегистрирована компания Scaled Composites с местом регистрации: «Специальный район аэропорта Мохаве». Компания Рутана помимо прочего участвовала в создании первой частной ракеты-носителя Pegasus, её разработка велась компанией Orbital.


Virgin Atlantic GlobalFlyer


Среди наиболее известных летательных аппаратов, созданных Рутаном, рекордные Voyager и Virgin Atlantic GlobalFlyer, а также суборбитальный космоплан SpaceShipOne, выигравший приз Ansari X-Prize в 2004 году, став первым из частных космических аппаратов, стартовавших в космос дважды за две недели.

Еще до обретения аэродромом Мохаве статуса Аэрокосмического центра, 20 мая 2003 года состоялся первый полёт суборбитального ракетоплана SpaceShipOne (англ. Первый космический корабль). Аппарат, созданный компанией Scaled Composites, победил в конкурсе Ansari X Prize, где основным условием являлось создание летательного аппарата, способного дважды в течение двух недель выйти в космос с тремя членами экипажа на борту. Результатом победы стал приз $ 10 млн. SpaceShipOne это второй в истории cуборбитальный пилотируемый гиперзвуковой летательный аппарат после North American X-15.



Для запуска ракетоплана SpaceShipOne используется хорошо отработанная в США схема воздушного старта. Многоразовый пилотируемый аппарат поднимается на высоту 14 км, специально сконструированным самолётом-носителем White Knight (англ. Белый рыцарь).


Самолёт-носитель White Knight


После отстыковки от «Белого рыцаря» в течение примерно 10 секунд происходит стабилизация SpaceShipOne, после чего осуществляется запуск ГРД, работающего на полибутадиене и оксиде азота. После запуска двигателя корабль переходит в положение, близкое к вертикальному. Работа двигателя длится немногим больше одной минуты, при этом экипаж испытывает перегрузку до 3g. На этом этапе корабль достигает высоты примерно 50 км. Дальнейшее движение к границе ближнего космоса происходит по инерции по параболической траектории. В космосе SpaceShipOne на высоте немногим более 100 км находится около трёх минут. Не доходя до апогея, корабль поднимает вверх крылья, чтобы при обратном входе в плотные слои атмосферы одновременно произвести стабилизацию, снизить скорость и перейти в управляемый планирующий полёт. Перегрузки при этом могут достигать 6g, но длятся они недолго. После спуска на высоту 17 км крылья переводятся в первоначальное положение, и аппарат планирует на свой аэродром. Кабина экипажа представляет собой герметичную камеру с системами жизнеобеспечения и кондиционирования. Состав атмосферы внутри кабины регулируется системой с тройным резервированием. Иллюминаторы выполнены из высокопрочного двухслойного стекла, каждый слой способен выдержать возможные перепады давления. Благодаря этому во время полётов можно обходиться без космических скафандров.


Посадка SpaceShipOne


Всего SpaceShipOne поднимался в воздух 17 раз. Первый полёт был беспилотным, а последние три – суборбитальные. Суборбитальный полёт выше линии Кармана состоялся 29 сентября 2004 года, когда Майк Мелвилл поднялся на высоту 102,93 км. Наибольшая высота полёта над уровнем моря, достигнутая в последнем полёте, составила более 112 км. При этом был побит рекорд высоты полёта для пилотируемых самолётов, державшийся 41 год (в августе 1963 года Джо Уокер достиг на Х-15 потолка 107,9 км). По правилам ФАИ, экипаж SpaceShipOne не является космонавтами, так как для этого аппарат должен был совершить хотя бы один виток вокруг планеты на высоте более 100 км. Однако по американским правилам астронавтом считается каждый, кто совершил полёт хотя бы по параболической траектории с максимальным подъёмом на высоту не меньше 50 миль. В настоящее время SpaceShipOne больше не используется. На смену ему должны прийти аппараты SpaceShipTwo, которые планируется использовать в сфере космического туризма и исследовательских программ НАСА. Всего заложена серия из четырёх ракетопланов.


Ракетоплан SpaceShipTwo под самолётом носителем White Knight Two


17 июня 2004 года авиационный центр Мохаве обрёл статус сертифицированного Гражданского Аэрокосмического центра. Это первый частный объект на территории США, имеющий статус космопорта, предназначенный для горизонтального запуска многоразовых космических аппаратов. Впрочем, в истории авиакосмического центра были не только успехи, но и трагические происшествия. Так, на территории центра, которая известна как Scaled Composites и сейчас принадлежит компании Northrop Grumman, во время заправки окислителем суборбитального космического самолёта SpaceShipTwo 26 июля 2007 года произошел мощный взрыв. В результате инцидента трое специалистов погибли и ещё трое получили ранения.


Запуск двигателя SpaceShipTwo


31 октября 2014 года первый экземпляр SpaceShipTwo VSS Enterprise разрушился в воздухе во время активной фазы полёта. При этом один пилот погиб, а другой, выбросившийся на парашюте, получил серьёзные травмы.



Специалисты Национального совета по безопасности на транспорте, расследовавшие катастрофу, в своём докладе основной причиной произошедшего назвали неправильные действия экипажа и отсутствие защиты «от дурака». На слишком высокой скорости второй пилот начал преждевременное развёртывание крыла. Но, несмотря на катастрофу и значительное превышение первоначального бюджета, работы по проекту были продолжены. Второй экземпляр космоплана SpaceShipTwo - VSS Unity передан на испытания в сентябре 2016 года.

31 мая 2017 года в Мохаве из ангара компании Stratolaunch Systems состоялась торжественная выкатка самолёта Stratolaunch Model 351. Эта гигантская машина, размерами превосходящая советский Ан-225 "Мрия", создана под руководством Бёрта Рутана.


Stratolaunch Model 351


По своей аэродинамической схеме самолёт аналогичен White Knight Two, но его габариты значительно больше. Самолёт с размахом крыла 117 м и длиной 73 м, с максимальной нагрузкой на внешней подвеске 230 тонн оснащенный шестью двухконтурными турбореактивными двигателями Pratt & Whitney PW4056 тягой по 25 тонн, будет иметь максимальный взлётный вес 590 тонн. Согласно заявлениям представителей компании-производителя, Stratolaunch Model 351 предназначен для транспортировки и воздушного старта лёгких ракет носителей Pegasus XL в составе авиационно-космической системы Stratolaunch.



Ракета-носитель лёгкого класса Orbital Sciences Pegasus XL имеет стартовую массу 23,2 тонны и полезную нагрузку 443 кг. По большому счёту, для запуска этих ракет не нужен такой гигантский самолёт. Возможность подвески и запуска в одном вылете трёх ракет-носителей должно существенно снизить стоимость доставки на орбиту малогабаритных спутников.



По мнению ряда экспертов, эта система может быть использована в военных целях, в том числе для вывода в космос противоспутниковых перехватчиков и запуска гиперзвуковых крылатых ракет. Компания Sierra Nevada Corporation объявила о разработке применительно к использованию в паре с Stratolaunch Model 351 легкого пилотируемого челнока Dream Chaser. В случае создания достаточно мощного и недорогого носителя с массой до 230 тонн, американцы смогут получить серьёзное конкурентное преимущество при выводе полезной нагрузки в космос. Самолёт-носитель должен подняться в воздух в конце 2017 года, а первый запуск с него намечен на 2019 год. Таким образом, первого коммерческого вывода нагрузки на околоземную орбиту можно ожидать не ранее 2020 года.

Продолжение следует…

По материалам:
http://www.air-and-space.com/place%20Mojave.htm
http://www.stratolaunch.com/
http://www.mojaveairport.com/directory.html
http://www.nycaviation.com/2017/06/stratolaunch/42673
https://www.revolvy.com/main/index.php?s=Reno%20Air%20Races
http://www.waymarking.com/waymarks/WMEWX7_Mojave_Air_and_Spaceport_Mojave_California
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    21 июня 2017 15:23
    После прочтения той части, где говорится о "воздушном старте", возникает закономерный вопрос - какие работы ведутся у нас в этом направлении? Ведь как только будут созданы недорогие средства доставки грузов на орбиту, наши "Союзы" и "Протоны" созданные полвека назад будут никому не нужны.
    1. +4
      21 июня 2017 17:35
      Возможно я не прав, но Протоны уже теряют "популярность" и "нужность" (хотя и продолжают занимать свое место на рынке). Череда аварий, конкуренты (Илон Маск со своей компании недавно отбили контракт у Роскосмоса на запуск спутника для Южной Кореи) делают свое дело... У Союзов пока нет альтернативы (ближайший по срокам проект Dragon v2 от SpaceX пока только готовится совершить первый запуск). Тут еще новости о нещадном сокращении бюджета и переноса запуска "Федерации", неясности с РН для нее и с Ангарой...
      Что касается вашего вопроса, то есть проект МАКС (Многоцелевая авиационно-космическая система) но с ним не все так гладко. Его закрыли, потом вновь восстановили... Сейчас вроде никаких новостей о проекте в СМИ не просачиваются. На какой стадии готовности он, лично я не знаю.
  2. +4
    21 июня 2017 15:29
    Блин, не успеваю читать, быстро части выходят одна за другой...
    1. +7
      21 июня 2017 15:36
      Цитата: Alex_59
      Блин, не успеваю читать, быстро части выходят одна за другой...

      Не скажу, что пишу очень быстро... request Может быть Вы не так быстро читаете? lol Впрочем, если серьёзно, то всё просто. Стояла плохая погода, с рыбалкой не заладилось и вместо одной, получилось сделать две статьи. Благо, что тема для меня в общем не новая.
      1. +5
        21 июня 2017 15:47
        Цитата: Bongo
        Может быть Вы не так быстро читаете?

        Да работы завал. Вижу что вышла, надо прочитать, а потом дела, дела, дела - захожу, а уже следующая вышла, а я еще ту не прочитал. laughing
        1. +12
          21 июня 2017 15:51
          Цитата: Alex_59
          Да работы завал. Вижу что вышла, надо прочитать, а потом дела, дела, дела - захожу, а уже следующая вышла, а я еще ту не прочитал.

          Я и сам, откровенно говоря не успеваю читать всё, что появляется на ВО. Удручает, что становиться меньше грамотных комментариев, а уровень технической грамотности статей упал, зато урякания и непрофессионализма в избытке.
          1. +4
            21 июня 2017 16:27
            Цитата: Bongo
            Я и сам, откровенно говоря не успеваю читать всё, что появляется на ВО. Удручает, что становиться меньше грамотных комментариев, а уровень технической грамотности упал, зато урякания и непрофессионализма в избытке.


            Соглашусь с этим наблюдением.

            Замечу, что расторопности в разработке новых летательных аппаратов или двигателей - мы сильно утратили инициативу.
            Лет 5-7 назад один паренек с факультета предложил способ повышения КПД ракетного двигателя, за счет внедрения в сопло, специальной насадки - определенная революция в газодинамике ракетного двигателя!
            Но пока были выделены средства на прототип, изготовление у смежников, проведены испытания - проходит огромное количество времени - очень бюрократическая и нерасторопная система сложилась в России.
            Думаю в США за 2 года, были бы достигнуты результаты - там система на порядок расторопнее, оперативнее к новым идеям, могущим дать эффект.
            Жаль - талантливый паренек, мог бы уже свою лабораторию иметь ...
  3. +5
    21 июня 2017 16:04
    Под давлением общественности в 1972 году здесь был создан аэропорт, откуда региональный авиаперевозчик Golden West Airlines совершал регулярные рейсы в Лос-Анджелес на турбовинтовых Dе Havilland Canada DHC-6 Twin Otter. Директором аэропорта до 2002 года являлся Дэн Сабович.

    Во дают! У нас, по требованию "общественности" закрываются не только авиалинии, но и аэропорты, а в США наоборот. А в общем, получилась очень хорошая серия статей о развитии опытной и экспериментальной авиации США. Кое-что видел в телепрограммах на Дискавери, как в мастерских на авиабазе Мохаве восстанавливали наши истребители МиГ для частных владельцев. Новостью стали самолёты Бёрта Рутана.
    В общем, Сергей, очень интересное путешествие в аэрокосмическую отрасль США. Спасибо.
  4. +4
    21 июня 2017 19:07
    Сколько всего понастроили. Обидно. А вот мы, им сначала ресурсы продаем, а потом вырученные деньги - опять им отдаем - в их банки. Видите, как хитро мы их дурим! Видимо мы хотим завалить их деньгами с головой - чтоб они задохнулись. И тогда - победа!
    1. +3
      21 июня 2017 20:18
      Ну....Вы на сайте давно и должны помнить , что еще не так давно тут было популярно мнение о том, что мы совместно с китайцами выкупаем американские ценные бумаги не просто так , потом в один прекрасный миг их сбросим (вместе с китайцами одновременно) и тем самым обвалим американскую экономику. План несомненно гениальный , но как теперь можно наблюдать-что то пошло не так lol
  5. +8
    21 июня 2017 19:42
    Прекрасная статья!Шикарные фото!Просто-просмотрел в лёт!Огромадное автору спасибо!
  6. +3
    21 июня 2017 20:43
    Спасибо автору , статья держит высокую планку предыдущих частей .
    Но у моих тараканов в голове остались вопросы: зачем высотным самолетам делать безумно длинные хрупкие крылья , почему бы не сделать биплан ?
    Второй вопрос, правильно ли я понял, что пот stratolaunch сейчас ракеты нет, ведь полторы тонны в трех ракетах пегас, не та целевая нагрузка ради создавали такого монстра ? А значит не один роскосмос строит космодромы под несуществующие ракеты ...
    1. +2
      21 июня 2017 21:27
      Длинные и узкие крылья с аэродинамической точки зрения эффективней обычных, а на счёт прочности -мы не знаем что за материалы там применяются, может там всё крыло из титанового сплава сделано, со стальной, упрочняющей, сердцевиной.
      1. +3
        22 июня 2017 00:01
        Цитата: Вадим237
        на счёт прочности -мы не знаем что за материалы там применяются, может там всё крыло из титанового сплава сделано, со стальной, упрочняющей, сердцевиной.

        Ну с материалами проще, потому как ХВ-70 "Валькирия", SR-71, МиГ-25 были отработаны технологии лёгких, высокопрочных сплавов и сталей. Создание самолета ХВ-70 было крупным техническим достижением. Но хотя он и оставил глубокий след в авиации, его роль в основном свелась к освоению авиационной промышленностью новых технологических процессов производства конструкций из высокопрочных сталей и титана, которые были впоследствии применены на бомбардировщике Дженерал Дайнэмикс F-111, военно-транспортных самолетах Локхид С-5 и С-141, истребителе Макдоннелл Дуглас F-4 и на других самолетах."
        http://testpilot.ru/usa/northam/b/70/b70.htm
    2. +3
      22 июня 2017 10:49
      Цитата: Großer Feldherr
      Но у моих тараканов в голове остались вопросы: зачем высотным самолетам делать безумно длинные хрупкие крылья ,

      Длинное крыло необходимо для увеличения подъёмной силы при доставке на большую высоту полезной нагрузки. И крыло выполненное главным образом из композитов армированных углепластиком не только весьма прочное, но и лёгкое.
      Цитата: Großer Feldherr
      Второй вопрос, правильно ли я понял, что пот stratolaunch сейчас ракеты нет, ведь полторы тонны в трех ракетах пегас, не та целевая нагрузка ради создавали такого монстра ? А значит не один роскосмос строит космодромы под несуществующие ракеты ...

      В данном случае сравнение с Роскосмосом не корректно, полезная нагрузка для этого монстра обязательно найдётся, тем более, что он ещё и не взлетел. Есть вероятность, что данный аппарат будет использован в "черных" оборонных программах.
  7. +4
    22 июня 2017 07:41
    Сергей, Оля! Приветствую! Давно не заходил на ВО. Сейчас просто с удовольствием прочитал статью, Спасибо!
    1. +3
      22 июня 2017 10:52
      Цитата: EvgNik
      Сергей, Оля! Приветствую! Давно не заходил на ВО. Сейчас просто с удовольствием прочитал статью, Спасибо!

      Евгений, приветствую! Здоровье поправил?
      1. +3
        22 июня 2017 11:27
        Завтра поеду в Пермь на обследование, там видно будет. Николай в курсе всех моих дел.
        1. +3
          22 июня 2017 12:12
          Цитата: EvgNik
          Завтра поеду в Пермь на обследование, там видно будет. Николай в курсе всех моих дел.

          Евгений, здравствуйте!
          Будьте здоровы и не теряйтесь пожалуйста!
          1. +3
            22 июня 2017 12:17
            Оленька, я и не теряюсь, в курсе событий меня Николай держит. Просто маленько отдохнул от сайта, стихами позанимался, да и лето, сад. А о вас всех - всегда помню. love
            1. +3
              22 июня 2017 15:17
              Цитата: EvgNik
              Оленька, я и не теряюсь, в курсе событий меня Николай держит. Просто маленько отдохнул от сайта, стихами позанимался, да и лето, сад. А о вас всех - всегда помню. love

              Спасибо, что не забываете! Мы про Вас тоже помним, появляйтесь на сайте чаще, адекватных и культурных людей здесь к сожалению стало меньше. Всё больше "Иноки", да "Операторы" wassat
              Только, что вернулись с Серёжей, ездили в Хурбу по делам. Там сегодня полёты. Серёжа сказал, что это летают Су-34, Су-30 и Су-27СМ. Видела их очень близко и весьма впечатлена.
              1. +2
                22 июня 2017 15:36
                Оля, если близко, то конечно впечатляет. Хурба то от вас недалеко, можно иногда ездить. love
  8. +3
    24 июня 2017 15:59
    Rotary Rocket Roton - это ж пепелац!
    1. +2
      27 июня 2017 17:57
      ТОчно пепелац!!! Они внимательно смотрели Кин Дза Дза
  9. 0
    27 июня 2017 16:55
    Такая махина даёт возможность запускать ракеты с высоты всего 10 км. Неужели это выгодно? При запуске обычной ракеты эти 10 км преодолеваются за минуты.
    1. +2
      28 июня 2017 02:23
      Цитата: fzr1000
      Такая махина даёт возможность запускать ракеты с высоты всего 10 км. Неужели это выгодно? При запуске обычной ракеты эти 10 км преодолеваются за минуты.

      Очень выгодно, так как весьма существенно снижаются затраты на запуск. Ракете-носителю не надо расходовать топливо в плотных слоях атмосферы, к тому же при запуске с самолёта ракета уже имеет определённую скорость. Жаль что все наши проекты по "воздушному старту" похоронены.
  10. +2
    30 июня 2017 16:04
    Цитата: Großer Feldherr
    Спасибо автору , статья держит высокую планку предыдущих частей .
    Но у моих тараканов в голове остались вопросы: зачем высотным самолетам делать безумно длинные хрупкие крылья , почему бы не сделать биплан ?
    Второй вопрос, правильно ли я понял, что пот stratolaunch сейчас ракеты нет, ведь полторы тонны в трех ракетах пегас, не та целевая нагрузка ради создавали такого монстра ? А значит не один роскосмос строит космодромы под несуществующие ракеты ...

    1.биплан вполне пойдет
    тоже думал о том что для перевозки тяжелых негабаритных грузов может быть выгодной конструкция биплан
    *****
    2. создавалось под ракету большую - разбрабатывались 2 разных ракеты под полную нагрузку стратолончера:
    --Space X Falcon 9 Air - отказались от разработки
    сконцентрировавшись на семействе фалкон
    "Development ceased in 4Q2012 as SpaceX and Stratolaunch "amicably agreed to end [their] contractual relationship because the [Stratolaunch] launch vehicle design [had] departed significantly from the Falcon derivative vehicle envisioned by SpaceX and does not fit well with [SpaceX's] long-term strategic business model."

    -- pegasus - II контора не потянула. Тем более что в процессе повернули по неправильному пути - разрабатывали твердотопливную ракету(а это маленький импульс),
    хотя как раз для воздушного старта выгоднее делать ракету с высоким импульсом - либо водород либо метан и сразу с высотным соплом.

    Поэтому оказавшись без ракет мэнэджмент
    устроил клоунскую маразматичную отмазку - что мол будем запускать сразу 3 pegas -1 !!!
    большей глупости и придумать не возможно - даже если будет задача запустить 3 пегаса в короткий промежутук времени
    это лучше проще надежнее сделать 3 рейсами

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»