Прошлое и будущее "Дарьяла"

31
Россия хочет продлить срок аренды РЛС «Дарьял» до 2025 года.

Прошлое и будущее "Дарьяла"


РЛС «Дарьял», ещё известная как отдельный радиотехнический узел космических войск РФ, Габала-2, РО-7, объект 754, была построена в 1985 году на севере Азербайджана, неподалёку от города Габала, одна из девяти станций данного типа. Цель постройки - предупреждение ракетного нападения на Советский Союз с южного направления. Возможно обнаружение пусков наземных и морских баллистических ракет, способных нести ядерные боеголовки, а также для непрерывного контроля космического пространства. Радар охватывает Иран, Турцию, Ближний Восток, Пакистан, Индию. Радиус обнаружения станции, по разным данным, составляет 6-8 тыс.км. Потребляемая станцией мощность не превышает 50 МВт. Штатная численность обслуживающего персонала РЛС (по состоянию на 2007 год) составляет около 900 военнослужащих и 200 гражданских специалистов.

После распада СССР и переходе станции в собственность Азербайджана, Россия продолжила её использование на условиях аренды. Соглашение сроком на десять лет было подписано 25 января 2002 года, с правом пролонгации договора аренды. Согласно этому документу станция имеет статус информационно-аналитического центра. Стоимость аренды была установлена в размере $7 млн. в год. Россия обязалась использовать РЛС только в "информационно-аналитических целях", а также делиться с Азербайджаном частью полученной информации. Причём, кроме арендной платы, Россия вносит на счета энергосистемы Азербайджана плату за использованную электроэнергию и предоставляет рабочие места для местных граждан, благодаря чему горный поселок Габала представляет собой сегодня один из самых благоустроенных в республике. Срок действия соглашения истекает 24 декабря 2012-го.

В 2007 году Россия предложила США совместно использовать Габалинскую станцию, в обмен на отказ от размещения элементов ПРО в Европе. По словам президента Владимира Путина, "эта станция покрывает весь район, который вызывает подозрения у наших американских коллег". Но официального ответа на данное предложение не последовало.

В декабре 2011 года российский министр обороны Анатолий Сердюков сделал заявление, что Россия заинтересована в продлении срока аренды у Азербайджана системы предупреждения о ракетном нападении «Дарьял» и намерена ее модернизировать.

Для уточнения вопросов «на месте» в конце июля прошлого года глава военного ведомства посетил Азербайджан. Темой его встреч и бесед с министром обороны этой республики Сафаром Абиевым и президентом Ильхамом Алиевым были условия продления сроков аренды.

"По Габалинской РЛС мы подготовили свои предложения, более того, мы их расширили, предложив модернизировать станцию", - сказал Сердюков.
"Мы также рассмотрели вопросы, связанные с сотрудничеством двух стран в военной и военно-технической области. У нас сложились достаточно хорошие связи в этих сферах. Все, что мы планировали на 2010 год, практически выполнено, а то, что мы запланировали на 2011 год, идет по графику. У нас есть уверенность в том, что мы выполним все намеченное", - добавил он.

Первый раунд официальных переговоров о судьбе станции проходил в начале нынешнего года, на них обсуждались вопросы по ряду положений, являющихся фундаментом договора аренды. Основной из них – финансовый.

По словам заместителя министра иностранных дел Азербайджана Араза Азимова, «речь должна идти о нескольких сотнях миллионов долларов. Это бы соответствовало и международному опыту, в том числе и практике Российской Федерации в контексте подобных соглашений с другими государствами».

По данным газеты "Коммерсант", которая ссылается на неназванные источники в МИД России, Баку требует повысить плату за РЛС в Габале до 300 миллионов долларов в год.

Также присутствуют предложения Баку о дополнительной помощи со стороны России для устранения негативного экологического воздействия РЛС, увеличения азербайджанского персонала станции, а также относительно вопросов обеспечения конфиденциальности, в том числе запрет без согласования с официальным Баку передавать третьим странам полученную на станции информацию.

"Переговоры продолжаются, первый их раунд прошел очень конструктивно. В ближайшее время мы определимся с нашими азербайджанскими коллегами, когда российская делегация сможет выехать для продолжения переговоров в Азербайджан", — сообщил "Интерфаксу" заместитель министра обороны Анатолий Антонов, отметив, что именно он возглавит российскую делегацию, которая поедет продолжать переговоры.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 755962
    +8
    2 марта 2012 08:59
    Россия, видимо, потеряет радиолокационную станцию (РЛС) «Дарьял» в Габале. Переговоры Москвы и Баку о продлении договора «О статусе, принципах и условиях использования Габалинской РЛС» зашли в тупик. Об этом сообщает «Коммерсант». Азербайджан формально не разрывает договоренностей, просто с 2012 года хочет получать за аренду станции вместо нынешних 7 млн долларов в год фантастические 300 млн долларов.

    Момент для торга выбран неслучайно. В нынешнем году истекает десятилетний срок действия соглашения между РФ и Азербайджаном об использовании РЛС «Дарьял». Соглашение автоматически пролонгируется на три года, если ни одна из сторон за полгода до истечения срока действия документа не уведомит другую о намерении его расторгнуть (пограничные полгода истекают 9 июня 2012-го).

    Получается, России нужно либо платить 300 млн долларов в год, либо уходить из Габалы.Этот уход чреват проблемами. По идее, «Дарьял» способна заменить новая РЛС в Армавире – «Воронеж-ДМ». Но пока она не способна отслеживать ракетные пуски в зоне ответственности Габалы, поскольку соответствующее оборудование только предстоит вводить в строй. Кроме того, свято место пусто не бывает – едва Россия свернет РЛС в Габале, на ее месте мигом появится РЛС «конкурентов» – Турции или США (она очень пригодится партнерам по НАТО в случае конфликта с Ираном)http://svpressa.ru/politic/article/53091/
    1. +8
      2 марта 2012 10:19
      Нужно строить новую РЛС приблизительно в Дагестане или на юге Калмыкии с тем же сектором ответственности. А данную станцию покинуть и привести в негодность оборудование, как и положено при покидании секретног объекта.
      1. Штази.
        0
        8 марта 2012 12:53
        Согласен. Нам нужно строить свои станции, причем нового поколения на своей территории. И тогда можно будет не зависеть ни от каких местных царьков и сэкономить деньги.
    2. -3
      3 марта 2012 16:01
      едва Россия свернет РЛС в Габале, на ее месте мигом появится РЛС «конкурентов» – Турции или США


      только работать будет в противоположном направлении!
      1. kott
        0
        3 марта 2012 20:58
        Нука-нука расскажи ка нам как ты собрался эту многотонную массу повернуть в противоположное направление. request
        1. 0
          4 марта 2012 11:12
          включи голову, это образно, потеря такой РЛС- это уже эффект противоположный тому что если станция будет в управлении России lol
  2. Dimitr77
    0
    2 марта 2012 09:22
    Габалу отдавать нельзя, иначе в Азербайджан влезут амеры и подкупив руководство как в грузии, будут проводить антироссийскую политику и настроят весь с кавказ против России, а им этого только и надоВесь Кавказ – очень лакомый кусок. Американцы сейчас содержат руководство Грузии, чтобы проводить антироссийскую политику. Проблему эту надо решать хирургически и ни в коем случае не затягивать.
    1. Алексей67
      +2
      2 марта 2012 12:08
      Цитата: Dimitr77
      Габалу отдавать нельзя, иначе в Азербайджан влезут амеры


      Азербайджан уже потерян для России. Там раньше хозяйничали турки. Доходило до того, что под видом рабочих по обслуживанию газотранспортных сетей там присутсвовали спецслужбы Турции, которые занимались охраной правительственных объектов Азербайджана. Сейчас активно "лезут" Израиль и США, турки на такую "измену интересов" обиделись, кому понравится когда "партнер" предает. Азербайджанцы по натуре торгаши и этим все сказано, надежного "союзника" из них никогда и ни для кого не будет. Всегда найдется тот кто предложит больше.
  3. moreman
    -20
    2 марта 2012 09:43
    Надо помочь Азербайджану разобраться с Карабахом ( или хотя бы не мешать им), и они задаром отдадут эту станцию в вечное пользование, вот и вся проблема..
    1. Dzhuga
      +5
      2 марта 2012 11:22
      Дык в том и дело, что могут как отдадали, так и назад попросить, уж больно ненадёжно стратегические объекты иметь не на своей территории.
      Слишком велик соблазн поторговаться, при случае, за их статус...
    2. Алексей67
      +1
      2 марта 2012 12:12
      Цитата: moreman
      Надо помочь Азербайджану разобраться с Карабахом


      Н. Карабах это практически единственное, чем может воспользоваться Россия, чтобы усилить нажим на "фаберже" Азербайджана. wink Армения верный стратегический партнер России на Кавказе.
  4. bereg
    0
    2 марта 2012 11:15
    вчера уже обсуждали эту проблему, повторюсь пошли они в опу , за эти деньги можно 2 станции сделать
    1. Dzhuga
      0
      2 марта 2012 11:28
      Самое непонятное в ситуации, что помимо разговоров о модернизации "Дарьяла" шла тема о постройке к 2019 году нового "Воронежа" (помимо Армавирского), угадайте где - так же недалече от Габалы, в Азербайджане. Какой то "финт ушами" получается.
      В качестве "плюсов" приводят удобное местоположение и возможность быстрого демонтажа и перевода станции при необходимости.
      1. 0
        2 марта 2012 11:40
        Заинтриговали, а если все пересказать по русски???
        1. Dzhuga
          0
          2 марта 2012 11:42
          А что непонятно?

          Москва заинтересована в Габалинской РЛС, однако ее необходимо перестроить и модернизировать. По словам министра обороны России Анатолия Сердюкова, после этого процесса, а также благодаря значительному сокращению коммуникаций объекту понадобится гораздо меньшая территория, чем сейчас.

          В то же время, совсем недавно Москва заявила о том, что взамен старой азербайджанской станции может быть построена новая. Как сообщил гендиректор компании "Радиотехнический институт имени академика имени Минца" Владимир Савченко, речь идет о модульной системе "Воронеж-ВП". Основное ее преимущество - это исключительная мобильность.

          Это значит, что объект всегда можно демонтировать, вывезти и собрать где-нибудь рядом, добавил Савченко. Вместе с тем она будет находиться в российской собственности, и это, несомненно, огромный плюс, заключил он. Закончить строительство новой РЛС компания планирует к 2019 году.

          В свою очередь президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов считает, что в нынешней ситуации лучше строить новые станции на своей территории. В любой момент политический курс соседнего государства может измениться, и станция, базирующаяся на своей земле, окажется большим преимуществом, отметил эксперт:



          http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/no_program/62203886.html
  5. +5
    2 марта 2012 11:48
    moreman
    Кинуть Армению? Как то не хорошо получается
  6. bereg
    -1
    2 марта 2012 11:57
    кто все минусует обосновать слабо вы тока мышкой тыкать можете шакалы
    1. Dzhuga
      0
      2 марта 2012 11:59
      То же заметил. Не комильфо...
  7. dok
    -2
    2 марта 2012 12:19
    Предлагаю перенести к нам.
    1. +4
      2 марта 2012 12:44
      Цитата: dok
      Предлагаю перенести к нам.


      У вас там надо ландшафт смотреть. Была негласная договоренность в 1998 но не сложилось то ли кризис помешал то ли место подходящие не нашли. А самое главное общей границы нет поэтому наверное и отказались от этой затеи.
      1. Dzhuga
        +6
        2 марта 2012 14:31
        При Союзе место выбрали отличное - Большой кавказский хребет не мешает, на то оно и "Закавказье".

  8. +4
    2 марта 2012 12:29
    Все эти телодвижения со станцией, продажа Израилем беспилотников, милитаризация Азербайджана говорят о том что агрессия против Ирана неизбежна. Наверняка Алиеву был обещан Иранский Азербайджан в обмен на устранение "всевидящего ока" России. У того конечно загорелись глаза от такой заманчивой перспективы и он будет делать всё чтобы угодить американским друзьям. Как же есть возможность прославиться на века как создателю Великого Азербайджана. Только он не подумал наверное о том что вместо "Великого Азербайджана" будет Великий с хаосом . разрухой. беженцами, исламским радикализмом и сепаратизмом "малых народов". короче все прелести американского управляемого хаоса в одном флаконе.
    Вот тут нам нужно подумать, а стоит ли оставлять свою станцию в этом "осином гнезде" да еще платить за неё немалые деньги. Спору нет место"козырное" (бывал там в командировках). Армавир конечно по основным параметрам хорошая замена, но есть немаловажные нюансы с которыми в силу своего географического положения он справится не сможет.
    Тут с кондака не решишь конечно новые станции нужно строить на своей территории. но и действующие просто так ни в коем случае отдавать нельзя. Есть ведь и у нас рычаги давления на Алиева не хуже амеровских не так ли?
    1. beard999
      +1
      2 марта 2012 16:44
      Цитата: Аскет
      Армавир конечно по основным параметрам хорошая замена, но есть немаловажные нюансы с которыми в силу своего географического положения он справится не сможет.

      Если не секрет, а с чем армавирский «Воронеж» не сможет «справится»? А то вот, генерал Родионов, утверждает, что не каких особых проблем, с потерей Габалы не будет http://www.rg.ru/printable/2012/03/01/gabala-site.html . Да и известные схемы, показывают, что с вводом, в этом году, в строй второго модуля, станция 77Я6-ДМ почти полностью покрывает габалинский «Дарьял», значительно превосходя ее по сектору обзора http://army-news.ru/images_stati/zona_pokrytiya_RLS.jpg .
      1. +5
        2 марта 2012 17:22
        Цитата: beard999
        Если не секрет, а с чем армавирский «Воронеж» не сможет «справится»?


        Как бы ответить .... тут дело не в покрытии тут как раз проблем нет. просто с Габалы лучше и быстрее видно
        1. Алексей67
          +1
          2 марта 2012 17:24
          Цитата: Аскет
          тут дело не в покрытии тут как раз проблем нет. просто с Габалы лучше и быстрее видно



          Аскет, там еще разница в длине волн, если не ошибаюсь.

          Ныне Вооруженные Силы России получают в свое распоряжение станции метрового и дециметрового диапазона. Первые дают высокую обзорность пространства, вторые более точно осуществляют пеленгацию объекта и наведение ракет.


          РЛС типа «Воронеж» строятся на заранее забетонированной площадке, имеют блочный состав, в который входят 23 единицы аппаратуры в контейнерах. Для сравнения: в станции «Дарьял» насчитывается 4070 таких единиц.


          Модульность радара позволяет в короткие сроки заменять устаревшие узлы или добавлять новые. Стоимость строительства радаров этого типа оценивается в три-четыре миллиарда рублей, тогда как «Днепра» – в пять миллиардов, а «Дарьяла» – в 20. Две последние станции в настоящее время являются основой СПРН России.

          Вдобавок следует учесть, что в плане энергопотребления новые радары значительно экономичнее РЛС предыдущих поколений. «Например, чтобы работала печорская станция, там построили Печорскую ГРЭС. Мощность ее – сто мегаватт, из них более 50 процентов забирала станция. А новая РЛС при таких же функциональных параметрах будет забирать менее десяти мегаватт», – отметил Савченко. Кстати, и российские военные ранее заявляли, что эксплуатационные расходы «Воронежа» почти на 40 процентов ниже, чем действующих станций, однако абсолютные цифры не называли.

          «Воронеж» – станция высокой заводской готовности. На практике это означает меньшие сроки строительства: радар может быть развернут в течение полутора-двух лет. Для станций типа «Волга» или «Дарьял» сроки куда большие – пять-девять лет. При этом новые РЛС в случае необходимости могут менять местоположение. Основой «Воронежа» являются фазированная антенная решетка, быстро возводимый модуль для личного состава с системами обогрева и кондиционирования, а также несколько контейнеров с радиоэлектронным оборудованием.

          Радиус действия надгоризонтных радаров последнего поколения достигает шести тысяч километров в зависимости от версии. РЛС способна обнаруживать космические и аэродинамические объекты, в том числе баллистические и крылатые ракеты, сопровождать и классифицировать цели, передавать полученную информацию на пункты управления. Специальное программное обеспечение позволяет изменять энергопотребление в зависимости от задействованного режима. Многопроцессорный компьютер, обслуживающий станцию, обладает производительностью около ста миллиардов операций в секунду и может проводить полную диагностику оборудования, выявляя неисправные блоки, благодаря чему также значительно сокращается время на обслуживание.


        2. beard999
          0
          2 марта 2012 23:56
          Цитата: Аскет
          просто с Габалы лучше и быстрее видно

          То, что «Дарьял» видит лучше, чем «Воронеж-ДМ», спорить не буду. Но это реально станции разного диапазона. Насколько я понимаю, в метровом «лучше» видно, но выше ошибки измерения координат, чем в дециметровом…
          Но вот, то что «быстрее видно», звучит как то странно. В «Воронеж-ДМ» (далее цитирую): «оцифровка сигналов производится на выходной несущей частоте с последующим выделением квадратурных составляющих, что также позволяет значительно снизить потери на обработку информации. Вычислительные средства первичной и вторичной обработки построены на многопроцессорном компьютере с открытой архитектурой для обработки в реальном масштабе времени, унифицированном по всей перспективной тематике. В нем используется два основных типа процессорных ячеек, производительностью порядка 100 млрд. оп/с и практически неограниченными возможностями по наращиванию и комплексированию для решаемого класса задач».
          На «Дарьяле», и близко такой производительности, вычислительных средств нет. Даже на «Дарьяле-У» мощность вычислительного комплекса на базе многопроцессорной ЭВМ М-13 не превышает 2,4 млрд. оп/с. Тем более, как известно, «Дарьял» вообще не способна обрабатывать получаемую информацию самостоятельно, и работает совместно с центрами ее приема и обработки «Квадрат» и «Швертбот», которые находятся за 1800 км, в подмосковье... За счет чего же там «быстрее» получается?
  9. biglow
    +7
    2 марта 2012 16:43
    за такие деньги можно выслать всех азербайджанцев на родину и сменить режим в баку на более лояльный, еще и денег останется
  10. russcand
    +4
    2 марта 2012 19:09
    Действительно , пора уже прижать азеров по всем фронтам.
    1. Ввести визы.
    2. Ликвидировать все лимиты на трудовую деятельность.
    3. Засадить всех азерских паханов в матросску.
    4. Провести навркорейды и засадить всех черножопых.
    5. Вычистить ментовку , администрации всех уровней , бизнес-структуры от азеров.
    6. Монетизировать ВСЕ услуги государства относительно этих евреев:
    Ввести плату за обучение и детские сады их отпрысков.
    Лишить государственного медицинского обслуживания.
    Что это за государство , которое ПОСТОЯННО терпит от каких-то зажравшихся хитрожопых. Отвратительно , когда эти ки называют Россию терпилой. А пока так и есть.
  11. moreman
    -7
    2 марта 2012 20:49
    Да, я думал, что это российский независимый сайт, а оказывается, что у нас как в загаженной Франции, одни и те же талдычат про своё, извините, не туда зашёл...))) no
    1. +1
      2 марта 2012 22:02
      moreman, а ПНХ, wink fellow идика ты извесной дорогой!!! wassat
      1. moreman
        -6
        2 марта 2012 22:30
        Не могу, это место тобой занято... laughing
        И вообще, тошнит уже от хитрожопых армянских обезьян в России, развелось вас тут ,как тараканов....
      2. moreman
        -2
        3 марта 2012 08:01
        datur, ты там уже всё занял, мамет кунам!!! laughing
        1. CCCP1980
          0
          29 марта 2012 03:28
          bozi txa mamat qunem>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
          ;
          ;>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
          ;
          ;>>>..
          arzna siqim
  12. mib1982
    0
    3 марта 2012 04:13
    moreman сам ты обезьяна залесь на пальму и не гавкай.
  13. Злой Татарин
    0
    3 марта 2012 08:23
    А есть ли другие функции у этих наших радаров, кроме обнаружения, слежения и определения координат пусков ракет и т.д.?
    Например постановка мощных глобальных радиопомех в секторе слежения?
    Или ещё чего покруче?

    Кто знает?
    1. Dzhuga
      +2
      3 марта 2012 11:47
      На сколько я понял из открытых источников - загоризонтная РЛС, типа "Дарьяла", штука узкозаточенная, обнаруживает и отслеживает...
      Но, думаю, при её мощьности вблизи мало что из электроники пашет нормально, да и яичницу можно пожарить. smile
      1. +1
        3 марта 2012 21:15
        Более, чем уверен, что под постановку помех тоже заточена станция, как дополнительная функция.
    2. 0
      3 марта 2012 23:42
      Это совсем разные функции. Для постановки помех свои станции имеются wink
  14. Злой Татарин
    +1
    4 марта 2012 08:20
    Дык кто-то ведь поточнее знает...
    Хоть что-то, хоть намёком, хоть полунамёком...
    А то не могу спать, уж которую ночь подряд...
    Вижу сны, как летят, летят НЛО и всякие ракеты, а МЫ не можем, просто не можем их возвернуть назад...
    Не можем?
    Или можем когда будет надо?

    Знающие, скажите хоть что-нибудь...
    Дайте спокойно поспать...
  15. Капрал
    +1
    28 мая 2012 15:56
    Знает и молчит...((