Рассказы об оружии. Газогенераторный автомобиль ЗИС-21

21


Кто-то может почти справедливо заметить, что грузовик — это не совсем оружие. А точнее, совсем не оружие. В наше время сложно представить армию без тысяч транспортных средств как на передовой, так и в тылу. В годы Великой Отечественной все было точно так же.



Сегодняшний рассказ об автомобиле, который довольно часто можно было встретить в тылу. Бензин и дизтопливо, кровь войны, шли в первую очередь на фронт. А в тылу можно и нужно было ездить на том, что есть под рукой. И тут газогенератор весьма пригодился.

Итак, газогенераторный автомобиль ЗИС-21.



Выпускался с 1938 по 1941 годы, всего было произведено 15 445 единиц.

ЗИС-21 представлял собой стандартный грузовик ЗИС-5 с газогенератором типа НАТИ Г-14. Газогенераторная установка ЗИС-21 изготавливалась на московском заводе «Комета». Её полная масса составляла 440 кг. Высота бункера 1360 мм, диаметр — 502 мм. Вес топлива в бункере — 80 кг.

Топливом могли служить деревянные чурки, брикеты из стружек и опилок, отходы от распиловки, угольные и торфяные брикеты и даже шишки.



Суть газогенератора проста на первый взгляд. При неполном сгорании топлива получается смесь водорода и окиси углерода (СО). Все это фильтруется, охлаждается и поступает в камеры сгорания. КПД процесса достигает 75-80% и на двигателях, специально изменённых или специально разработанных для работы на генераторном газе, посредством повышения степени сжатия и незначительного наддува газогенератора, достигаются почти равные с бензиновыми двигателями мощности.

Плюс в странах, где нет проблем с лесами, — заправки на каждой поляне. Главное — сухое топливо и отсутствие гнили.

Газогенератор монтировался с правой стороны кабины и крепился к правому лонжерону рамы при помощи кронштейнов. Правую дверь пришлось сделать в два раза меньше, чтобы не сокращать кузов. Но пассажиры тут не главное, главное — груз.



Так как газогенератор, монтировавшийся с правой стороны автомобиля, имел массу больше 400 кг, у ЗИС-21 была усилена правая передняя рессора — ставились листы толщиной 8 мм вместо штатных 6,5 мм.

Охладители-очистители грубой очистки и охлаждения газа, состоящие из трёх цилиндров, последовательно соединённых между собой, располагались поперёк машины позади кабины под грузовой платформой.



С левой стороны автомобиля у кабины устанавливался фильтр тонкой очистки цилиндрической формы высотой 1810 мм и диаметром 384 мм. Для розжига газогенератора устанавливался центробежный вентилятор с приводом от электромотора. На автомобилях выпуска 1938 года вентилятор крепился к кронштейну правой подножки, а на ЗИС-21, выпущенных с 1939 года — к левой подножке автомобиля.



Для ускоренного запуска двигателя и для коротких перемещений под капотом устанавливался бензобак ёмкостью в 7,5 л.

Газогенераторный ЗИС-21 имел следующие характеристики:

Двигатель 6-цилиндровый, рядный, объемом 5555 см3, мощностью 73 л.с. На газе, правда, мощность падала до 50 л.с., но это отражалось на скорости, а не грузоподъемности.

Максимальная скорость на бензине была 60 км/ч, на газе — 48 км/ч.

Грузоподъемность 2 500 кг, минус запас топлива.

Одной зарядки бункера хватало на 60-100 км пробега в зависимости от типа заряжаемой древесины.

Конечно, «газгены» использовались не от хорошей жизни. Тем не менее, во время войны они освободили значительную часть бензина для нужд фронта. От Колымы до Урала тысячи «газенов» перевозили сотни тысяч тонн грузов, пыхтя своими генераторами. И перевезли вовремя, если судить по результатам.

Рассказы об оружии. Газогенераторный автомобиль ЗИС-21


Кстати, в Европе (Англия, Франция, Германия) тоже вполне нормально использовали газовые генераторы даже на легковых автомобилях. Но это уже совсем другая история.

Источники:
Музей военной истории, с. Падиково Московской области.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1376554.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    4 июля 2017 06:12
    Так вроде на нз хранении с такими газогенераторами до сих пор машины стоят, на случай ядренной войны
    1. 0
      4 июля 2017 07:56
      Цитата: Злой543
      на случай ядренной войны

      а война обязательно должна быть "ядрёной"? При "ядрёной" - система зажигания "полетит" на любой машине.
      1. +2
        4 июля 2017 13:58
        Цитата: nizhegorodec
        При "ядрёной" - система зажигания "полетит" на любой машине.

        Не полетит, там стояла механическая система зажигания, впервые электромеханическая "транзисторная система зажигания" появилась на автмобилях с 8-ми цилиндровыми двигателями. На армейских машинах стояла ещё и экранированная система зажигания. Современные, электронные, системы зажигания и впрыска топлива имеют электронные блоки управления. Вот они чуствительны к электромагнитому излучению ядерного взрыва.
  2. +11
    4 июля 2017 07:21
    Довелось ехать на такой, еще пацаном, в кузове, грелся от бака. Дааавно это было !
    1. +4
      4 июля 2017 08:11
      Помню я, в конце 50-х ещё ездили....
  3. +4
    4 июля 2017 07:30
    По словам отца, такие ездили в окрестностях Тюмени до 60 годов,может и дольше,
  4. +11
    4 июля 2017 08:21
    Рассказы об оружии. Газогенераторный автомобиль ЗИС-21

    Автор. На заставке газогенераторный ГАЗ-42. В остальном правильно. Потомок ЗиС-21
    Газогенераторный УралЗИС-352. Руководство по уходу и эксплуатации http://autobuy.ru/page/instructions-uralzis-352
    Плюс в странах, где нет проблем с лесами, — заправки на каждой поляне. Главное — сухое топливо и отсутствие гнили.
    Тоже не вё так просто. Требовался определённый размер чурок и желательно лиственная древесина твёрдых пород дерева. Хвойная допускалась ЕМНИП не более 25%. Когда я после армии пришёл на АРЗ Минлеспрома, то пришлось утилизировать и газогенераторы и приспособления для заготовки газочурки. Ремонтировались "газгены УралЗиС -342", как назывались такие машины,потомки ЗиС-21 до начала 60-х годов, когда в леспромхозы пошли лесовозы ЗиС-151 и ЗиЛ-151. Кстати: на нижнем снимке УралЗиС-342.
    Ну и эпоха газогенераторной техники, тоже интересная тема.
    1. +4
      4 июля 2017 10:26
      Цитата: амурец
      Требовался определённый размер чурок и желательно лиственная древесина твёрдых пород дерева.

      . Как показали многочисленные исследования, проведенные в 30-е годы в Научном автотракторном институте СССР, лучше всего в качестве топлива подходят дуб, бук, ясень и береза.Сельскохозяйственные отходы (солома, лузга, опилки, кора, шишки и пр.) прессовали в специальные брикеты и также «заправляли» ими газогенераторы.
      Интересно, что правилами эксплуатации отечественных «газгенов» строжайше запрещалось использование деловой древесины, так как и отходов лесной промышленности было с избытком.
  5. +3
    4 июля 2017 09:55
    Цитата: амурец
    Ну и эпоха газогенераторной техники, тоже интересная тема.

    -----------------------------
    А я про такую технику в художественной литературе прочитал в детстве. Какая то книга была чувашского писателя на военную тематику, вернее описывалась жизнь в тылу. Там мальчишка рассказывал о путешествии на такой машине за какой то надобностью. Сейчас газогенераторная техника возрождается в виде пеллетных котлов, как наших так и заграничных.
    1. +2
      4 июля 2017 11:52
      Цитата: Altona
      А я про такую технику в художественной литературе прочитал в детстве.

      А я в живую видел. Мой дядя такие машины для леспромхозов испытывал, а отец ремонтировал. Ну а насчёт пеллет и пеллетных котлов, я нам показывали фильм о технологии переработки леса в Японии, вот там мы и увидели и производство пеллет и их использование их в котлах. Про использование пеллет в газогенераторах я не знал. Про мощные газогенераторы и применение их на Ижевских заводах я читал у В.Н Новикова в книге "Накануне и в дни испытаний".
  6. +4
    4 июля 2017 10:07
    В сфере бесконечного подорожания бензина, а за ним и газа, я думаю такая техника может снова появится на наших дорогах. :(
    1. +6
      4 июля 2017 12:30
      Цитата: LeeDer
      В сфере бесконечного подорожания бензина, а за ним и газа, я думаю такая техника может снова появится на наших дорогах. :(

      Скорее появится новый акциз на дрова. А в довесок какой-нибудь очередной экологический налог.
  7. +6
    4 июля 2017 10:30
    Дед рассказывал, что газогенераторный автомобиль ихнему колхозу достался в аккурат перед самой войной. Так для его обслуживания выделии БРИГАДУ из трех комсомольцев в обязанность которых входили заготовка чурок и (!!!) закапывание ям на грунтовке - автомобиль то первый и единый на весь колхоз!
  8. +2
    4 июля 2017 10:38
    Цитата: AlexVas44
    Как показали многочисленные исследования, проведенные в 30-е годы в Научном автотракторном институте СССР, лучше всего в качестве топлива подходят дуб, бук, ясень и береза.Сельскохозяйственные отходы (солома, лузга, опилки, кора, шишки и пр.) прессовали в специальные брикеты и также «заправляли» ими газогенераторы.

    Цитата: Вождь краснокожих
    Так для его обслуживания выделии БРИГАДУ из трех комсомольцев в обязанность которых входили заготовка чурок и (!!!) закапывание ям на грунтовке - автомобиль то первый и единый на весь колхоз!

    ----------------------------
    Опять же, все равно какой никакой а "стандарт" на топливо присутствовать должен. Сейчас пеллеты делают для специальных котлов.
    1. 0
      17 декабря 2017 19:18
      Смола...Смола- так называемое "олачивание" стенок цилиндров двигателя, газовой камеры и выпускного тракта и было главной проблемой использования "газгольдеров" на авто, в разы уменьшая моторесурс. От этого и до сих пор не могут избавиться.
  9. +3
    4 июля 2017 13:18
    Во время войны сосед шофер работал на газогенераторном ГАЗ-АА.
  10. +4
    4 июля 2017 14:16
    Эти машины видел, когда были в эвакуации в Сибире. Мне было 3,5 года. Вернулись с мамой в Ленинград в 1944 году. но здесь этих автомобилей не было. Зато были сткдебекеры. Честь имею.
  11. 0
    4 июля 2017 14:49
    При неполном сгорании топлива получается смесь водорода и окиси углерода (СО)

    А водород то откуда ????
    1. 0
      4 июля 2017 21:33
      Вода, содержащаяся в древесине, при больших температурах частично реагирует с углеродом, образуя смесь СО и Н2.
  12. 0
    5 июля 2017 17:54
    Интересно если статья про ЗиС-21,то почему на заставке фото ГАЗ-42?Шишки их объеденили?
  13. 0
    9 ноября 2017 14:50
    в семейном архиве нашёл фото- двоюродный дед,участник войны, стоит у ЗиС-21

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»