Бесполетные регионы

30
Перед ОАК и ОДК, всеми действующими предприятиями отрасли почти два десятилетия стоит острейшая, по сей день нерешенная проблема, имя которой – наш региональный пассажирский и грузовой самолет. Сегодня машины для малой авиации в России нет.

Нужен самолет, способный взять на борт от 24 до 28 пассажиров, до четырех тонн груза. При этом иметь крейсерскую скорость не менее 550 километров в час, взлетать и садиться на грунтовые и неподготовленные площадки. Что в свою очередь предполагает значения взлетно-посадочных характеристик (ВПХ) в пределах 100 километров в час. То есть перспективная машина обязана перенять ВПХ у дедушки советской авиации – биплана Ан-2. Естественно, «тянуть» пока отсутствующий даже в проекте региональный самолет должен отечественный турбовинтовой двигатель (ТВД) мощностью не менее 1500 лошадиных сил, а не зарубежные «Аллисон» или GE. Такова вкратце суть задачи.



В чем же дело? Может, региональная авиация нам уже не нужна? Да нет! По оценке сенатора от Якутии Вячеслава Штырова, только для его региона необходимо не менее пятисот бортов, а для локальных авиамаршрутов по всей России – от полутора тысяч машин.

Некогда мощная советская инфраструктура малой или региональной авиации разрушена до основания. Вместе с ней обнулился весь авиапарк, ранее состоявший из тысяч Ан-2, Як-40, Л-410. В итоге оказалась разграбленной и уничтоженной целая отрасль, имеющая не только хозяйственное, но и огромное военно-стратегическое значение. Кто виновники? А их, как всегда, нет.

Из руин советской малой авиации выползли мелкие местные частные извозчики, которые, ссылаясь на большие издержки, дерут с пассажиров непомерные деньги и, часто пренебрегая безопасностью своих клиентов, выжимают последнее из останков общенародного авиапарка, доставшихся нынешним собственникам даром или за копейки.

Понятно, что если даже взять всех региональных воздушных перевозчиков вместе, они не заполнят возникшую «нишу». Не говоря уже о том, чтобы генерировать создание новой техники для нее. Их забота – получить сиюминутную выгоду, дабы выжить.

Единственное светлое пятно на этом фоне – предпринимаемые в СибНИА попытки ремоторизации наших последних «старичков» – Ан-2 и Як-40. Но кустарная реанимация авиаутиля – что мертвому припарка. Такое же штучное да еще и задорого производство на принадлежащем российскому собственнику авиазаводе в натовской Чехии старенького L-410 может быть утешением лишь для Минпромторга. Ан-28 и -38, Бе-32 и -132 последней советской поры хороши только для ностальгии по этим легендарным труженикам неба.

Колосс на журавлиных ногах

Для полноты картины нашей технической беспомощности и убожества в нише малой авиации стоит упомянуть почившие постсоветские проекты. В начале 2000-х годов доведенный до нескольких опытных и предсерийных образцов был закрыт и «успешно» забыт С-80 ОКБ Сухого. Поначалу шумно разрекламированная, а в итоге печальная история стала спущенным на тормозах провалом замечательного конструкторского бюро. Несколько оставшихся экземпляров тихо ржавеют в Комсомольске-на-Амуре и Жуковском.

Бесполетные регионы


Инженеры-конструкторы пошли по пути французского военного транспортника Nord Noratlas, построенного в начале 50-х годов по двухбалочной схеме и меньшей, но тоже двухбалочной израильской «Аравы» с их низкими значениями ВПХ (у «Аравы» – 110 километров в час). Но «француз» был одним из первых специализированных транспортно-десантных самолетов своего времени. Он создавался для использования в колониальных войнах в Алжире и Вьетнаме, иначе говоря, для пустынь и тропиков. «Арава» – его уменьшенная копия, но уже с ТВД, была сконструирована для условий Ближнего Востока и израильской военной инфраструктуры.

Проект С-80 изначально мыслился универсальным как по предназначению, так и по ареалу применения. Предполагалось создание в едином облике пассажирского, грузового и транспортно-десантного самолета, адаптированного к разнообразию природно-климатических условий России. При этом руководство и инженеры ОКБ Сухого дружно игнорировали несколько важнейших факторов, которые и определили печальную судьбу С-80. Глубоко ошибочным, на наш взгляд, решением оказался выбор экзотической схемы. Она диктовала длиннющие для транспортника, обязанного садиться на грунтовые и неподготовленные площадки, «журавлиные ноги» – основные стойки шасси с опорой в крыло. Что их ждет после нескольких сотен взлетов и посадок, нетрудно представить.

Заметим, что все известные в мире грузовые и транспортно-десантные машины с ТРД и ТВД от самых крупных до сравнительно небольших, предназначенные для работы с бетонных ВПП и грунтовых площадок, имеют относительно короткие стойки шасси с упором в фюзеляж. И это не случайно.

Машине предстояло работать в суровых географических и климатических условиях, к тому же при разрушенной инфраструктуре местных аэродромов. Именно на такие реалии и нужно было ориентироваться.

Печальную судьбу С-80 определили также чрезвычайно высокие для самолета с ТВД и прямым крылом «бетонные» ВПХ. Взлетать и садиться на грунтовые покрытия, тем более неподготовленные площадки со скоростью 190 километров в час да с «журавлиными ногами» крайне опасно. Об американском двигателе и говорить не стоит. Но это уже вопросы руководству ОДК.

Провал С-80 по сей день производит тягостное впечатление. Оказалось, что создать самолет пятого поколения конструкторы еще способны, а массовую региональную машину ХХI века – уже нет. Прискорбно.

Затем миру явили хиленького «Рысачка», совсем, на наш взгляд, негожего для региональных перевозок. К тому же вскоре ставшего предметом тяжбы между создавшим его КБ и заводом в Самаре.

Была еще попытка Ростеха возвести в ранг российского регионального перевозчика европейские «игрушки» от австрийского «Даймонда» и развернуть их производство на Уральском заводе гражданской авиации. Оба проекта стали последними потугами заштопать прореху в «нише» внутрирегиональной авиации. В итоге они показали всю беспомощность рыночного производства и волюнтаризм руководства отрасли во главе с Минпромторгом, ответственным за решение наболевшей проблемы.

Двигатель внутреннего страдания

К кому же обращаться и с кого спрашивать за подобное положение нашей малой авиации? Серьезный упрек, даже требование надо адресовать Объединенной двигателестроительной корпорации за ее техническую политику. Неужели страна, в начале 50-х годов способная спроектировать и построить ТВД в 12–16 тысяч лошадиных сил (НК-12 и -16), сегодня не в состоянии создать современный двигатель вдесятеро меньшей мощности. Хотя бы уровня старых «Аллисона» или СТ7-9В «Дженерал Электрик», поставленного на С-80? А если это не так, где же он, экономичный и надежный российский ТВД мощностью 1500–1800 «лошадок»?



Отсюда естественный вывод: сегодня нам необходимо мобилизационное мышление плюс возврат к ВЧК-ГПУ-НКВД. И это не шутки. Инфраструктура малой региональной авиации ориентирована и создается под свои самолеты, то есть типаж находящихся в эксплуатации или перспективных ЛА. Лоскутное одеяло малочисленного, менее полутора сотен бортов на огромную страну, российского авиапарка регионалов, состоящего из дюжины «Твин Оттеров», десятка «Пилатусов», нескольких «Цессн», ремоторизованных Ан-2, менее полусотни Л-410 и некоторого количества летающего советского утиля, стало главным препятствием развитию и самой отрасли, и ее инфраструктуры. Здесь требуется диктат государства, выраженный в жесткой унификации на основе проекта перспективной отечественной машины, от которой и надо выстраивать новую систему внутренних перевозок. Она в силу присущего ей военно-стратегического значения обязана быть только государственной, а не территорией частного предпринимательства.

Кроме того, интенсивность работы «малышей» в десятки раз больше, чем в средне- и дальнемагистральной авиации, а условия обеспечения полетов и аэродромная сеть много хуже. Сюда же следует прибавить иную высотность и большую зависимость от местных территориально-географических и погодно-климатических условий. В силу всего перечисленного вопросы безопасности полетов обретают особую важность. Может ли частник соответствовать данным «вводным»?

Есть еще убедительнейший довод в пользу государственного диктата в отрасли. Миллиардер Прохоров не смог организовать производство сравнительно простого, всячески разрекламированного «Ё-мобиля». Не это ли замечательный пример «созидательного» потенциала российского частного бизнеса, когда надо с нуля произвести что-то свое, а не выжимать прибыль из скупленных по дешевке бывших советских предприятий нефтегазовой, металлургической, горнорудной отраслей? Собственных Джобсов и Масков у нас нет, их появление, похоже, не предвидится.

За работу в три смены

Уйдем от извечного «Кто виноват?» и сосредоточимся на «Что делать?».

1. Решением президента РФ срочно и в мобилизационном режиме создать специализированное ОКБ малой авиации, выделенное из общей системы ОАК, под крышей которого должны быть собраны лучшие инженеры-конструкторы.

2. На этапе формирования специализированного ОКБ поставить перед его коллективом задачу подготовки в кратчайшие сроки проекта и технологии производства нового универсального российского регионального самолета. На это же конструкторское бюро возложить надзор и сопровождение процесса создания и доводки отечественного ТВД для проектируемой машины, что предполагает тесное взаимодействие с одним или несколькими разработчиками и предприятиями («Салют», «Пермские моторы», «Климов», «Кузнецов»).

3. Параллельно с проектированием универсального регионального самолета начать подготовку производственных мощностей для его серийного выпуска (на ныне бездействующих площадях авиационных, авиаремонтных и машиностроительных заводов).

4. В силу государственной важности проекта установить двухсменный режим работы для ОКБ и трехсменный – для опытного и серийного производства.

5. Возложить на руководителя проекта и ОКБ персональную ответственность перед президентом РФ за успех, под которым подразумевать качественный по уровню выполнения всех промежуточных этапов работ и своевременный по срокам выход на серийное производство.

Иных возможностей для решения проблемы при зашкаливающей коррупции, воровстве, безответственности и разгильдяйстве не просматривается.

Есть то ли быль, то ли легенда об адмирале Нельсоне, не знавшем поражений в многочисленных морских баталиях. Она гласит, что в одном из сражений англичан с испанским флотом (задолго до Трафальгара) командир линейного корабля эскадры Нельсона оказался в очень выгодной позиции к флагманскому кораблю противника и, будучи в кураже и боевом азарте, без приказа открыл огонь. Одно из выпущенных канонирами ядер угодило в пороховой погреб испанского флагмана, на глазах у всей эскадры он взорвался и пошел на дно. Последствия понятны: Нельсон одержал очередную блистательную победу.

Быль-легенда гласит, что после боя Нельсон вызвал на борт своего флагмана всех командиров эскадры, перед строем достал свой золотой хронометр и, подойдя к удачливому командиру, которому был обязан победой, торжественно вручил ему подарок, сказав: «Сэр, это вам от меня за удачный выстрел». Но Нельсон не был бы Нельсоном, если бы тем все и закончилось. Вручив часы, он тут же скомандовал: «А теперь повесить его... за открытие огня без моего приказа!». Сурово, но справедливо. Везение не оправдывает нарушения дисциплины там, где без нее не обойтись.

Байка про Нельсона представляется вполне современной в применении к некоторым нашим согражданам, особенно руководителям, ответственным за дело и за людей. Человек, принимающий на себя ответственность и авансом облеченный доверием президента, иной высокой инстанции ни на секунду не должен забывать о той «рее», на которой может быть «повешен». И неважно, будет это нарушение «приказа», как по Нельсону, или некомпетентность, переоценка собственных сил и возможностей, невыполнение взятых на себя деловых обязательств, получение «откатов» или банальное воровство, как на космодроме Восточный.

Реализация проекта российского регионального самолета может стать замечательным поводом и территорией для государственного эксперимента по выкорчевыванию «гнили и тлена», которые прочно укоренились в нашей административно-хозяйственной системе и в жизни.

И последнее. Если новое специализированное ОКБ малой авиации России будет создано, я бы назвал его в честь незаслуженно забытого гениального советского авиаконструктора Роберта Бартини. Это имя придаст ОКБ надежные крылья.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Очень печально что мы потеряли этот сегмент авиации, а это значит что мы заодно потеряли и свое былое могущество, свои знания и технологии. И видео никто в ближайшее время не захочет из власть имущих изменить положение вещей в лучшую сторону.
    1. +2
      9 июля 2017 09:56
      Такие самолеты можно построить или закупить за бугром. Да летать на них будет некому из-за высокой стоимости рейса. Посмотрите сколько стоят такие полеты на северах, где это жизненно необходимо. Просто тихий ужас! belay
      1. +4
        9 июля 2017 10:21
        Цитата: сибиралт
        Такие самолеты можно построить или закупить за бугром. Да летать на них будет некому из-за высокой стоимости рейса. Посмотрите сколько стоят такие полеты на северах, где это жизненно необходимо. Просто тихий ужас!

        В очень далёком детстве, довелось жить в нескольких лесозаготовительных посёлках Пермской области, которые обслуживались малой авиацией. "Кукурузники" ходили по расписанию, как автобусы - пассажирские рейсы (утро, вечер) + один рейс почтово-багажный. Потом отца перевели служить дальше на Север в Республику Коми, где все райцентры так же обслуживались малой авиацией. Но, случилось то, что случилось. СССР распался и о Севере, мягко говоря, забыли....Посёлки закрылись, народ схлынул, аэродромы в основном заросли деревьями, а те, что имели бетонное покрытие, стали донорами для дорог, на которые была уложена снятая с ВПП плита. Теперь проблема не в дороговизне пассажиро перевозок, а в том, что возить стало некого. Весь Север, практически "вахта" и вертолёты.
      2. +4
        9 июля 2017 12:17
        Цитата: сибиралт
        Такие самолеты можно построить или закупить за бугром.
        Закупать -- значит попасть в зависимость от инпоставщика. Это мы уже проходили...А вот насчет "построить": недавно на "Око планеты" была статейка о новом внуке АН-2, гидроплане ТВС-2ДТС. Вот его фото. Если заметили -- это гидроплан. Таким образом можно быстро и дешево решить проблему ВПП. А потом и вариант с шасси подойдет. ИМХО.
        1. 0
          9 июля 2017 13:05
          а зимой как на нем летать?
          1. +3
            9 июля 2017 13:07
            Цитата: faiver
            а зимой как на нем летать?

            Летать!? -- Так же, как летом-весной-осенью! laughing
            А садиться -- на лед, на лыжи. Это тоже предусмотрено. yes
            1. 0
              9 июля 2017 13:08
              ну тогда это не гидроплан, а самолет-амфибия
              1. +7
                9 июля 2017 13:10
                Цитата: faiver
                ну тогда это не гидроплан, а самолет-амфибия

                Пусть хоть земноводное, лишь бы пассажиров возил исправно, по расписанию. Ага.
    2. 0
      13 июля 2017 09:51
      Все что сказано в статье можно отнести абсолютно к любой сфере деятельности в нашей страны..Увы но желания быть , а не казаться отсутствует как класс у людей могущих сделать что то реальное. Им и так хорошо..
  2. +1
    9 июля 2017 06:57
    НОВОСИБИРСК, 6 июля 2017 – РИА Новости.:

    " Практически готовый к серийному производству новый самолет, полностью созданный из композитных материалов на замену самолета Ан-2, но c характеристиками, значительно его превосходящими, представят на международном авиасалоне МАКС-2017, сообщил журналистам в четверг научный руководитель Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) имени С. А. Чаплыгина Алексей Серьезнов.

    Самолет на замену Ан-2 будет готов к серийному производству в 2017 году
    Специалисты СибНИА занимаются ремоторизацией старых самолетов Ан-2 (самолет ТВС-2МС), а также ранее здесь был создан самолет ТВС-2ДТ с композитным крылом. Новый самолет с рабочим названием ТВС-2ДТС полностью создан из композитных материалов. По всем основным характеристикам он будет превосходить Ан-2, сохранив при этом его главные достоинства — маленькую скорость на взлете и посадке и малую длину разбега."

    Может-это решение...
  3. +16
    9 июля 2017 07:08
    эх автор,автор... всё правильно глаголет... только бестолку...
    не будет у нас малой авиации...кому она нужна?... простым людям...значит не будет...
    президента,премьера, министра с губером доставят
    в любую глухомань и самолетом, и вертолётом, и если приспичет на руках понесут....
    у сечиных,миллеров свой авиапарк не хилый... олигархам это вообще не надо, они больше на своих яхтах и лайнерах раскатыват по миру... на вахту, на буровую доставка крепостных своих у них организована чётко...
    ну а людЯм?...пешедралом, на собаках, на перекладных... одним словом - проблемы негров и есть проблемы негров....
    1. +9
      9 июля 2017 08:35
      Да, теперь так - в СССР были лютые дотации на местную авиацию. В маленьком посёлке Озерновский (3...4 тыс.) в субботу 6 рейсов Як-40 до Петропавловска - Камчатского и обратно, билет 3 рубля - тётки с рыбокомбината в магазины летали. В будни 1 рейс. Хотели аэродром расширить - изыскания вели, пофиг сопки, ветер с моря боковой...
      Сейчас всё за свои, а налогов больше - лётчик пенсионер Ил-14 сохранил в лётном состоянии, а ему транспортный налог по лошадиным силам - за 400 тыс. в год, а это ведь не всё. То есть частный самолёт рентабелен только для захвата банков и перевозок интересных грузов - так зачем это государству, оно само банки грабит через ЦБ.
    2. +9
      9 июля 2017 08:57
      Вот именно. В России малая авиация никому не нужна, окромя развлечения для богатеев. В США практически у каждой фермы есть взлетная площадка-так на всякий случай... А на Аляске так самолет первейшее средство общения и коммуникации. В Сиэтле на центральном озере в "уикенд" не протолкнуться от гидропланов-народ на шопинг слетается... Здесь все просто в недоумении от того, что в России с такой огроменной территорией нет вообще малой авиации... А все почему, а потому, что власть придержащие в России действуют по принципу-"нечего народу самолеты разрешать -как бы чего не вышло..". То же самое касается и "огнестрела".... Не доверяет власть в России своему народу- совсем не доверяет...
      1. avt
        +4
        9 июля 2017 09:52
        Цитата: Monster-Fat
        . А все почему, а потому, что власть придержащие в России действуют по принципу-"нечего народу самолеты разрешать -как бы чего не вышло..".

        А всё потому , что прежде чем что то выдать типа умное, надо бы матчасть подучить о том КТО и КАК вполне себе РЕГУЛИРУЕТ авиаперевозки в USA и за чей счёт датируются убыточные направления.Но если конечно есть задача тупо дуть в уши за
        Цитата: Monster-Fat
        Не доверяет власть в России своему народу- совсем не доверяет...

        то таки да- прогиб засчитан .
        Цитата: Бензорез
        Будет волевое решение, будет и авиация. Малая, средняя, нано, гипер и т.д.

        Волевое решение подразумевает под собой залезть в карман барыгам , которые отстраивали схему со времён БАБ а , когда он с подачи ЕБНа в ,,Аэрофлот" зашёл со своей бандой. Плюс подтянувшиеся со временем туроператоры. А это серьёзные деньги и просто так их не раскассировать .
        1. +2
          9 июля 2017 13:23
          Даже и не понял......и чего Вы хотели этим сказать,....а я- же типа "тупой американец"("по-Задорнову")-куда уж, мне, убогому понять "глубокомысленные" изречения российских патриотов...
          1. avt
            +2
            9 июля 2017 14:58
            Цитата: Monster-Fat
            Даже и не понял......и чего Вы хотели этим сказать,.

            Это ваша беда , а не мои проблемы . Если тупо не понимаете , даже с переводчиком гугеля что означает слово
            Цитата: avt
            РЕГУЛИРУЕТ

            в отношении авиаперевозок в USA в части
            Цитата: avt
            м КТО и КАК

            и по какому принципу выдаёт лицензии на маршруты . То причём тут Аз грешный ? Учите матчасть и будет знание , которое умножит скорбь после повторного прочтения своего поста в оценке собственного поспешного мЫшления .
  4. +2
    9 июля 2017 07:14
    Нужен самолет, способный взять на борт от 24 до 28 пассажиров, до четырех тонн груза. При этом иметь крейсерскую скорость не менее 550 километров в час, взлетать и садиться на грунтовые и неподготовленные площадки

    ... и кушать минимум керосина...
    ... было время, когда Аннушки носились над полями, летали сан.авиацией, леспожнадзор и пр.пр. ... но всему когда то приходит конец... на их замещение мы оказались "в пролёте"...
  5. +3
    9 июля 2017 09:27
    Будет волевое решение, будет и авиация. Малая, средняя, нано, гипер и т.д.
    "Человек, принимающий на себя ответственность и авансом облеченный доверием президента, иной высокой инстанции ни на секунду не должен забывать о той «рее», на которой может быть «повешен»."
    Вот это условие здорово ускоряет и придаёт необычайную энергию в работе джентльмены. hi
    1. +5
      9 июля 2017 13:32
      Всё верно, социальный лифт должен работать не только снизу вверх, но и сверху вниз, как при Сталине. При Хруще Кукурузном вниз он перестал работать, ну а при Дорогом Леониде Ильиче - и подавно. Поэтому и имеем то, что имеем.
  6. +3
    9 июля 2017 10:03
    малая авиация в ссср существовала только на дотации государства. нет дотаций - нет авиации. нерентабельно самолет гонять с двумя пассажирами.
    Почему комментаторы свои деньги считают, а государственные предлагают тратить. Сейчас ни кто не будет работать себе в убыток!!! Комментаторы могут провести эксперимент. взять и таксовать на своей машине. комментаторы не повезут человека если он мало заплатит!!! например у человека есть 50 рублей. а бензина сожгёт на 100!
    В статье предлагается, что бы государство занималось этим бизнесом. после этих слов на этом деле можно ставить крест. коррупция. ошибочные решения, кумовство, блат, взятки и главное за все платит государство!!
    1. +2
      9 июля 2017 11:45
      и как быть тем кто живет за уралом? Якутия - 3млн. кв. км - это пять франций, так из якутска дешевле слетать в москву нежели куда то в район за полторы тысячи км. до некоторых населенных пунктов наземных дорог нет по определению - только зимой по "зимнику", а те дороги что и есть по сути направления. Нам нужна региональная авиация и при этом она должна быть доступна
      в противном случае севера умрут как таковые...
      1. +1
        9 июля 2017 12:01
        Нам нужна региональная авиация и при этом она должна быть доступна с этим никто и не спорит!!!!!
        Как во всем мире это проблема решается! открывайте свою компанию и занимайтесь развитием. этих направлений!!!!! кто Вам мешает?
        или Вы предлагаете это делать за мой счет! наплодить директоров блатных которые своих любовниц и родственников пристроят. будут за гос счет покупать себе машины квартиры, ездить отдыхать за границу. раздуют штат, где будет главный и сверхглавный уборщик. и прочие малонужные лица! И за все это будет платить простой россиянин!!!! Круто Вы предлагаете!!!!! будут составляться отчеты. где все отлично. но в один прекрасный день выясниться, что с импортными компаниями мы не конкуренты, штаты раздуты и что бы это спасти нужно много денег которых нет ( я вам описал, (упрощенно) то что случилось в Союзе с региональной авиацией и чем закончится то что предлагает автор статьи)
        1. +4
          9 июля 2017 13:00
          Да не вопрос - якутия может отделиться и не будет за это платить простой россиянин, за одно россия лишится 17,6% территории, 95% добычи алмазов, части золотодобычи, части нефте газо и угледобычи, части материкового шельфа ледовитого океана, республика сейчас живет фактически как колония... hi
          попробуйте сутки поездить на уазике-буханке по не асфальтированной дороге при минус пятидесяти градусах цельсия..., а у нас народ так ездит
  7. +1
    9 июля 2017 13:29
    Разумная статья. А я и не знал, почему не пошёл разрекламированный С-80 "Гжель", полагал, что только из-за импортного двигателя, а тут ещё и целый комплекс недостатков. Конечно, если государство нормальное (а не сырьевая колония), то ему нужна малая авиация.
    1. 0
      11 июля 2017 16:51
      Цитата: Авиатор_
      Конечно, если государство нормальное (а не сырьевая колония), то ему нужна малая авиация.

      Не нужна - значит ненормальное. Самолётом удобно измерять государство.
      На следующей неделе МАКС.
      1. 0
        11 июля 2017 20:47
        И что, там будет малая авиация? Схожу, гляну, если что будет - выложу на ВО.
  8. 0
    12 июля 2017 09:22
    Цитата: "В итоге оказалась разграбленной и уничтоженной целая отрасль, имеющая не только хозяйственное, но и огромное военно-стратегическое значение. Кто виновники? А их, как всегда, нет." Ну почему же нет, эти люди до сих пор управляют Россией, разруливают в свою пользу финансовые потоки. Общем рынок все разрулил, раз отрасль не приносит доходов отдельным лицам (группам лиц по предварительному сговору), как например, социально ориентированная Почта России и др., значит она не нужна коммерсам. Ну или нужна, но в другом виде. Надо акционировать или развалить. В СССР все делалось в первую очередь для людей, а не для извлечения прибыли. Так что такое состояние малой авиации и других социально ориентированных отраслей экономики - закономерный результат "развития" капитализма в России. Что дальше?
  9. +2
    12 июля 2017 09:23
    Потеря малой авиации о которой болеет автор, это результат потери суверенитета Государства, а именно на него и рассчитывает автор излагая свою программу. Но да будет ему известно, что всё стоит денег. И пока рубль не суверенен, т.е. рублём и его выпуском командует ФРС США через полностью ему послушный ЦБ России, а ставки ЦБ задраны ФРС, как нигде в Мире, суверенного кредита на развитие малой авиации и её рентабельную эксплуатацию не видать.
    В общем и целом половина бюджета нашего... Государства ежегодно выплачивается в виде выплат по иностранным кредитам и уходит по разным каналам. По подсчётам Катасонова за десять лет ушло за бугор 1 000 000 000 000 долларов! Что это если не дань, которую мы бессрочно обязаны выплачивать своим победителям в ХВ.
    Надёжные крылья не только нашей авиации, но и космосу, науке, образованию, ВСЕМУ, может придать только возврат суверенитета. Поскольку весь описанный автором развал инспирирован внешним управлением и закреплён супостатом в основном законе -"нашей" Конституции, надо с неё и начинать. Менять основные кабальные статьи через референдум.
    Зрим в корень наших бед, уважаемые, и не ведёмся на подкинутый нам супостатом якобы саморазвал СССР и всего, и вся.
  10. 0
    12 июля 2017 23:53
    Согласен практически со всеми комментариями - замечательное единодушие, понимание проблемы и здравый смысл. Полемические замечания АКС(а) бьют совершенно в точку. Не могу не внести и свои "пять копеек". Малая авиация, местные пассажирские авиалинии - это ещё не всё. Ещё есть спортивная, частная легкомоторная, сверхлёгкая (парапланеризм, дельтапланеризм) авиация. Эти виды сейчас существуют на энтузиазме пилотов - спортсменов (любителей). Необходимо для этих категорий (до пилотов - спортсменов включительно) отменить тупые и свирепые требования ВЛЭК по I графе, принятые, очевидно, во времена Хрущёва для сокращения лётного состава ВВС, но распространённые далее на все виды авиации. Необходимо ограничить произвол "авиационной медицины" и дать возможность летать всем желающим практически здоровым людям, имеющим допуск к управлению автомобилем. Необходимо также отменить уведомительный, сразу ставший по сути разрешительным, порядок полётов в неконтролируемом воздушном пространстве класса G. Это пойдёт на пользу всей авиации.
  11. 0
    13 июля 2017 16:43
    Для страны нужно не полторы тысячи машин, а не меньше 5000, хотя думаю, и этого мало.
    Если бы был хорошо спроектированный неприхотливый и не слишком дорогой качественный аппарат и хотя бы немного упростили работу малой авиации через целую кучу норм, законов, налогов, правил, кредитной политики и обеспечения, решения вопросов по подготовке пилотов, то у нас в стране появилась бы малая транспортная авиация.