Жертва экономии: танк NKPz

4
В истории танков семидесятые годы прошлого века остались временем создания бронемашин третьего поколения. Обновлять свои бронетанковые войска планировали все ведущие страны. Но кроме общепризнанных лидеров танкостроения в 70-х свой проект создавали в Швейцарии. Скорее всего, причиной попытки сделать собственный танк стало желание увеличить независимость от третьих стран в сфере вооружения. После конкурса аванпроектов швейцарское министерство обороны выбрало перспективную бронемашину от фирмы Contraves, о которой и пойдет речь.

Жертва экономии: танк NKPz


Танк компании «Контравес» получил простое и понятное название: NKPz, что расшифровывается как Neue KampfPanzer (Новый Танк). По-видимому, швейцарские конструкторы решили не мудрить с названием проекта и больше внимания уделить собственно танку. Результат оказался довольно интересным: по целому ряду параметров NKPz можно назвать примечательным, если не революционно новым. Взять хотя бы общую компоновку. В европейской практике танкостроения основной и главенствующей была компоновка с задним расположением двигателя и трансмиссии. Конечно, были исключения в виде некоторых немецких «панцеров» времен Второй Мировой с задним мотором и передней трансмиссией, но по результатам эксплуатации подобных машин заднее расположение моторно-трансмиссионного отделения (МТО) было признано наиболее удобным. Инженеры из Contraves решили разместить и двигатель, и трансмиссию в передней части танка. Примерно в это же время в Израиле создавалась первая модель «Меркавы» с похожей компоновкой. Почему получилось так, что две небольшие страны почти одновременно стали делать собственные танки с похожей компоновкой – неизвестно. В то же время, у израильских конструкторов было объяснение такому расположению МТО, а именно десантное отделение в корме танка. Швейцарский NKPz такового не имел, зато за счет двигателя в передней части улучшалась защита экипажа от прочно закрепившихся в военном деле кумулятивных боеприпасов.

В качестве двигателя для NKPz был выбран двенадцатицилиндровый дизель фирмы Saurer мощностью 1400 лошадиных сил. При проектной боевой массе в 50 тонн удельная мощность двигателя получалась равна 28 л.с. на тонну. Это очень хороший показатель для танкового двигателя, при этом лежащий в границах наибольшей эффективности. Иными словами, танк мог иметь хорошие ходовые показатели и сносный расход топлива. В качестве вспомогательной силовой установки «Контравес» поставили на «Новый Танк» маломощный дизель, приводивший в действие электрогенератор. Фирма SLM специально для NKPz создала новую систему автоматической гидромеханической трансмиссии. Коробка передач из ее состава имела по четыре передачи переднего и заднего хода. Как понятно из компоновки танка, ведущие колеса были расположены в передней части гусеницы. За ними располагались по шесть обрезиненных опорных катков с каждой стороны. Первоначально в проекте «Нового Танка» предусматривалась привычная торсионная подвеска, но позже было решено заменить ее на гидропневматическую. Кроме прочих преимуществ она позволяла изменять клиренс танка. Управление клиренсом, равно как и натяжением гусениц, было обязанностью механика-водителя. Силовая установка и ходовая часть, по расчетам конструкторов, должны были помочь NKPz развивать скорость до 70-75 км/ч и иметь запас хода по топливу порядка полутысячи километров.



О защите перспективного швейцарского танка, к сожалению, до сих пор ничего неизвестно. Учитывая габариты и боевую массу NKPz, он должен был иметь примерно такую же броню, как и у других танков того же времени. Есть основания полагать, что защита лобовой проекции была немного лучше, чем у конкурентов. Однако достигалось это путем «жертвы» в виде двигателя и трансмиссии: в случае пробития основной композитной брони кумулятивная струя останавливалась, повредив мотор. Но все это только предположения.

Зато о вооружении танка известно достаточно. Благодаря примененной компоновке с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения всю среднюю и кормовую части танка удалось освободить для оружия, боеприпасов и экипажа. В поворотной башне размещался «главный калибр» – 120-миллиметровая гладкоствольная танковая пушка производства фирмы «Рейнметалл». Боекомплект состоял из 44 унитарных снарядов. По причине большой массы унитарного выстрела из состава экипажа пришлось исключить заряжающего и заменить его автоматикой. Для повышения живучести всей машины боекомплект орудия размещался в специальном отсеке за задней стенкой боевого отделения. По имеющейся информации, автомат заряжания состоял из двух отдельных частей: одна располагалась в отсеке со снарядами и подавала их в специальное окно в перегородке, где их принимала вторая часть, отправлявшая боеприпас в пушку. Таким образом, одновременно в боевом отделении находился всего один снаряд, что резко увеличивало шансы экипажа на выживание в случае детонации боекомплекта. В случае детонации основной укладки снарядов взрывная волна вырывала специальные панели на верхней поверхности корпуса танка, одновременно служившие крышками отсека с боезапасом. Дополнительное вооружение «Нового Танка» состояло из двух пулеметов калибра 7,5 миллиметров. Один из них был спаренным с пушкой, второй – ставился на башню в качестве зенитного. В боекомплекте пулеметов должно было быть в общей сложности пять тысяч патронов. Рассматривалась возможность замены зенитного пулемета на 20-мм автоматическую пушку. На боковых поверхностях башни имелись дымовые гранатометы, а на задней имелись крепления для осветительных гранатометов аналогичной конструкции, но с другим боеприпасом.



Специально для NKPz была разработана новая система управления оружием. В основном она была аналогична подобным системам других танков, но было и одно серьезное нововведение. «Новый Танк» стал одним из первых танков в мире, оснащенным системой самоконтроля. Она была интегрирована в систему управления оружием и следила за большим количеством параметров. В частности, система самоконтроля автоматически не давала механику-водителю долго использовать двигатель на критических режимах, самостоятельно следила за загазованностью боевого отделения и т.д.

Экипаж перспективного швейцарского танка состоял из трех человек: механика-водителя, командира и наводчика. Рабочее место водителя было размещено справа от оси машины, рядом с двигателем. Основным органом управления механика-водителя являлся штурвал. Командир и наводчик находились в башне слева и справа от казенной части орудия соответственно. Системы дистанционного управления пулеметом на башне не предусматривалось, но конструкция последней позволяла в перспективе установить ее.

В начале 80-х было построено два опытных образца NKPz и начались их испытания. Не обошлось без проблем, но уже на этом этапе стало ясно, что «Новый Танк» полностью отвечает всем требованиям швейцарских военных. Дело было за малым: долечить «детские болезни» и начинать серийное производство. Однако в то время у собственной швейцарской боевой машины появился конкурент из сопредельного государства. ФРГ предложила Швейцарии свои танки Leopard 2. Сравнение боевых машин, что называется, как есть показало значительные преимущества NKPz перед «Леопардом». Но немецкий танк был на 15% дешевле швейцарского. Цифра в 15%, надо сказать, касалась танков, сделанных в Германии. В случае развертывания лицензионного производства в Швейцарии разница в цене увеличивалась до тридцати процентов. Отказаться от такого соблазна военные чиновники из Берна не смогли. В 1983 году на вооружение Швейцарии поступил менее хороший, но более дешевый немецкий Leopard 2. Программа NKPz была закрыта и более не возобновлялась.
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Sas
    Sas
    +1
    6 марта 2012 11:22
    Интересная машина. Зря отказались.
  2. 755962
    +1
    6 марта 2012 13:41
    Расчётливость одержала верх над перспективной разработкой.Жаль передовая машинка получилась бы...
  3. +3
    6 марта 2012 20:48
    Революционная машина получилась бы,жаль что не осуществилась.По перспективней МВТ 70.
    А так в 60 е Швейцарцы сами себе делали танки
    1. +1
      7 марта 2012 15:39
      Делать то они их делали. Но однако в отчете 1979г. касаемого эксплуатации танков Р61 и Р69 указано более 50 конструкторских недоработок. В том числе малый ресурс гусениц, отказ системы стабилизации орудия, возникновение трещин в топливных баках...
      1. +1
        7 марта 2012 19:22
        А что есть что то совершенное?что бы убедится в противоположном достаточно почитать Гурк хана-хлопотова и Таресенко(как они взаимно грязью поливают Т-64 и Т-72 соответственно) .да и Абрамс-особенно М1 тоже не подарок был
  4. +1
    7 марта 2012 00:53
    а знатно видать швейцарцы курнули ежели такой камуфляж то забацали!!! fellow