Поднимется ли в воздух американский разведывательный дирижабль

13
Военно-воздушные силы США, потратив 140 миллионов долларов на создание дирижабля-шпиона для военных операций в Афганистане, отказались от Blue Devil Block2, являющимся одним из проектов такого типа. Стало известно, что дирижабль-шпион «приземлился» раньше, чем взлетел. Может ли означать данное свертывание проекта грядущие проблемы с развитием военного дирижаблестроения в целом?

Давайте внимательно рассмотрим Blue Devil Block2 – проект, который находится на грани закрытия. Совсем недавно Военно-воздушные силы США выступили с заявлением о прекращении реализации программы, добавив, что в дальнейшем не планируется ее возобновление на прежней платформе.

Поднимется ли в воздух американский разведывательный дирижабль
Сборка M1400 (Blue Devil Block 2) почти завершена. Но он никуда не полетит, а жаль. (Здесь и ниже фото Mav6.)


Производителем - Mav6 - дирижабль назван моделью М1400. Объем оболочки дирижабля – 37 тыс. м³, скорость – до 150 км/ч, длина составляет 123 м, потолок - 6 км, время непрерывного пребывания в воздушном пространстве достигает 9 суток. Проведем сравнение этого аппарата с HAV 304, созданным британской Hybrid Air Vehicles. Так, объем у американского аппарата, сборка которого практически завершена в Элизабет-сити, что в Северной Каролине, близок к объему HAV 304. Время же непрерывного полета в три раза меньше. Дело в том, что скорость М1400 ближе к 150 км/ч, а у HAV 304 она равна всего 37 км/ч. Конечно же, для ЛА, используемого в разведывательных целях, это существенная разница.

Одним из важных недостатков разработки Mav6 является невозможность осуществить посадку без выпуска гелия, связанная с тем, что дирижабль легче воздуха. Он также не может сесть на воду, как это делает HAV 304.

Однако дело не только и не столько в характеристиках модели. В течение долгого времени американские военные программы существовали на основе минимального бюджетного ограничения. Денежные средства на военные проекты выдавались практически неограниченно. Теперь же американцы пытаются сбалансировать военный бюджет. Но стоимость многих образцов военной техники растет. Так, за время разработки цена M1400 выросла ровно в четыре раза.

Сегодня он стоит 180 миллионов долларов, что совершенно шокирует тех, собирался финансировать проект до победного конца. Сегодня американцы понимают, что чем дальше идея построения дирижабля будет воплощаться, тем дороже она будет обходиться государственной казне. Похоже, что коррупционная составляющая и здесь активно проявила себя. Именно поэтому в США решили прекратить финансирование программы. Связано это еще и с тем, что аналогичный проект может быть реализован британскими специалистами на 40% дешевле. Американцы учатся считать деньги!

Mav6 пытается оправдать свои запросы тем, что якобы слишком высока стоимость электронной начинки модели. Сенсорная система и бортовой центр по анализу данных охватывает территорию в 90 квадратных километров. А это, уверяют в компании, почти в 3 раза выше, чем у британских конкурентов. При этом сигналы обрабатываются полностью в автоматическом режиме, а отправление в наземный центр ведется после полноценного анализа поступивших данных.

Глава Mav6 Дэйв Дептула за приборной панелью дирижабля. В M1400 присутствие пилота предусматривалось лишь как опция


Однако специалисты DARPA успели уличить компанию в определенной доле лукавства: электронная начинка модели, что в гражданском, что в военном исполнении, практически идентична. И 100 миллионов долларов для электроники воздушного аппарата слишком дорого, а делать из дирижабля суперкомпьютер явно не входит в задачу современного руководства по финансированию военных проектов в США.

Стоит отметить, что в конструкции M1400 широко используется углепластик. При параметрах конструкции стоимость частей из углепластика должна будет дорого обойтись заказчику. При этом сомнителен даже сам вариант применения углепластика. Ведь вполне понятно, что вес собственной конструкции такого летательного аппарата как дирижабль для его маневренности вовсе не так важен, как вес для самолета. Дирижабль ведь не расходует энергию для поддержания себя в состоянии полета.

Конечно, все перечисленные факты вовсе не означают, что туманной остается даже сама перспектива использования дирижаблей в разведывательных целях. Например, многие модели беспилотников обходятся дороже $100 миллионов, но могут находиться в воздухе в десятки раз меньше по времени, чем, к примеру, HAV 304. Поэтому, возможно, американцы, пересмотрев условия финансирования проекта, все же вернутся к его реализации.

Подготовлено по материалам Wired и Компьютерра–Онлайн.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. lars
    -3
    7 марта 2012 09:43
    Дирижабли - интересная штука. Но в военных целях их применение полагаю является ограниченным, особенно сегодня. Очень хорошо зарекомендовало их использование в качестве ПВОшного зонтика, но только дешевых и простых. Чуть посложнее и подороже - Постановщики помех и ложных целей. Но в таком формате все это напоминает либо отмыв денег, либо ребята грамотно провели исследования за армейские деньги.
  2. 755962
    +1
    7 марта 2012 12:15
    Очень перспективная разработка в плане технологий.Круг задач решаемых с помощью вот таких аппаратов огромен.Но как всегда в этом мире деньги перевесили чашу весов в свою сторону.
  3. +1
    7 марта 2012 13:00
    А как Вам идея дирижабля носителя беспилотных аппаратов, способных нести как разведывательное вооружение, так и боевое. Прилетает такой дирижабль к какой нибудь местности, зависает на большой высоте и сбрасывает с себя беспилотников-дронов. Те шарят по окрестностям собирая инфу, потом вторая пратия-ударная. Эти цели поражает.
    1. +4
      7 марта 2012 13:52
      они могут использоваться и при наблюдениях за морскими и сухопутными границами, и в воздушной разведке, и в системах раннего оповещения о летающих на небольших высотах объектах, таких как крылатые ракеты, и для транспортировки войск, и как гидроакустические станции по обнаружению подводных лодок, и в качестве сопровождения морских конвоев.
      на дирижаблях можно устанавливать радиолокационные станции, у которых в отличие от наземных нет мертвых зон. Можно также размещать на них пусковые установки ПРО. Тактические дирижабли способны обеспечивать наземные операции в условиях господства в воздухе. Например, при проведении полицейских или антитеррористических акций. Тактический дирижабль может использоваться для поддержки связи, особенно в гористой местности; вести разведку с помощью электронно-оптической аппаратуры.
      С точки зрения устойчивости к зенитному огню, дирижабль обладает важным преимуществом перед самолетом. Поскольку подъемная сила создается газом легче воздуха, то даже при серьезных повреждениях, дирижабль может оставаться в воздухе или совершить посадку. Кроме того, дирижабль может прекратить движение, зависнуть, и провести быстрый ремонт наиболее тяжелых повреждений, поскольку во всех типах дирижаблей предусмотрен доступ экипажа к основным узлам и устройствам, в том числе и внутри аэростата.Дирижабль, несмотря на его огромные размеры, можно и замаскировать. Корпус аэростата и гондолы может быть выполнен из радиопрозрачных материалов и быть практически невидимым на радаре. Сочетание радиопрозрачности с системами постановки помех делает даже весьма большой дирижабль устойчивым к обнаружению радиолокаторами. Серебристая или светоотражающая окраска может резко затруднить обнаружение дирижабля оптическими средствами.
      дирижабль грузоподъемностью 500 тонн может стать многоцелевым воздушным судном, способным выполнять самые разные военные функции: нести широкий спектр оружия, радиолокационные станции, быть хорошо вооруженным и защищенным штурмовиком-бомбардировщиком и военно-транспортным воздушным судном. В отличие от самолетов и вертолетов, дирижабль одного и того же типа может быть приспособлен для выполнения самых разных задач.
      Перспективы военного использования его достаточно велики, чтобы полностью оправдать расходы и усилия на создание такого дирижабля. Он способен резко усилить любую армию и резко расширить ее возможности.
      1. 755962
        0
        7 марта 2012 14:14
        Респект Аскету.Вот ведь нарыл инфу.
        1. +6
          7 марта 2012 15:34
          [quote=755962]Респект Аскету.Вот ведь нарыл инфу.[/q

          Просто у меня теща жила на улице Дирижабельная в городе где в свое время их производили и испытывали,поэтому и проникся этой темой а инфу дал в общих чертах чтобы имели представление. А если конкреино на 500-тоннике можно разместить много чего Такой дирижабль может быть носителем, к примеру, баллистических ракет, запускаемых минометным способом из транспортно-пусковых контейнеров (ТПК). Ракета типа Р-36М, пускаемая из ТПК, обладала полной массой 211 тонн и обеспечивала заброску 7300 кг веса на расстояние до 16000 км. Такие баллистические ракеты использовались как средства доставки ядерных зарядов, однако они вполне могут использоваться как высокоточное оружие и нести на себе моноблочную боевую часть со взрывчаткой или кассетную часть. Как раз 2ТПК унесет.
          Может нести порядка 150 КР массой 1,5тИными словами, дирижабль вполне может быть носителем стратегического оружия, причем степень его мобильности в таком качестве заметно превосходит и подводные лодки, и автомобильные комплексы, и даже знаменитые советские «ракетные поезда» РС-22В «Скальпель».Современные дирижабли развивают скорость более 100км/ч.Дирижабль может быть также частью системы ПРО, на которых можно размещать как радары раннего предупреждения, так и радары наведения противоракет. Кроме того, дирижабли могут быть носителями противоракет различных типов. Противоракета ближнего действия, типа 53Т6 «Амур», имеет стартовый вес 10 тонн и действует в радиусе 80 км. На дирижабле может быть размещено 15-20 противоракет.
          Возможно размещение на дирижабле зенитно-ракетной системы, например аналогичной ЗРК С-300. По сравнению с наземными комплексами,
          дирижабль может нести больше управляемых ракет и приближаться по мощи зенитно-ракетного комплекса к крупным военным судам, оборудованным ЗРС С-300 Форт.
          Наконец, дирижабль также может быть носителем аппаратуры дальнего радиолокационного обнаружения и управления, типа AWACS или советского А-50. Вращающийся радар может быть помещен в аэростат дирижабля, выполненный из радиопрозрачных материалов. В силу того, что самолет имеет в 2,5 раза меньшую грузоподъемность, чем наш гипотетический дирижабль, то на дирижабле может быть смонтирована либо более мощная установка, либо несколько радаров различного назначения.
          Дирижабль может быть хорошим штурмовиком и нести на себе самое разнообразное оружие для нанесения бомбо-штурмовых ударов:
          Для этой роли необходимо добиться, чтобы дирижабль мог развивать скорость до 700-800 км/час, что, в общем, вполне достижимо для современного авиастроения. Тогда дирижабль может брать до 320 корректируемых авиабомб (например, КАБ-1500), калибром свыше 1500 кг, которыми можно поражать даже хорошо защищенные объекты: фортификационные сооружения, мосты, плотины, аэродромы, командные пункты.
          Дирижабль грузоподъемностью в 500 тонн по своим транспортным возможностям превосходит самые крупные самолеты и вертолеты. Например, он может взять на борт 1160 солдат с вооружением.Для сравнения Ан-225 может взять только вполовину меньше груза.
          Вообще в эпоху локальных и мобильных войн и современного высокоточного оружия их роль опять будет возрастать. Не зря амеры деньги вкладывают.
    2. 755962
      -1
      7 марта 2012 14:13
      Цитата: Syrdon
      А как Вам идея дирижабля носителя беспилотных аппаратов
      Классная идея!Подкинь её в МО. good
      1. 0
        8 марта 2012 00:24
        полностью поддерживаю идеи Аскета, сам давно размышляю на эту тему и не понимаю бездействие нашего МО в этом вопросе. И в мирных целях их использование лишнем не будет: ретрансляторы сотовой связи, грузо- и пассажиропотоки в Сибири и на Дальнем востоке (с плохо развитой дорожной сетью)
        1. +2
          20 мая 2014 23:18
          Цитата: 320423
          И в мирных целях их использование лишнем не будет: ... грузо- и пассажиропотоки в Сибири и на Дальнем востоке
          В этом качестве, скорее всего, целесообразным будет только разовая переброска людей и грузов или транспортировка негабаритных грузов. Для постоянного сообщения их рентабельность не очень... как ни странно это звучит.
  4. vylvyn
    -2
    7 марта 2012 13:41
    Свернули потому, что поняли, что их разработки плавно перекачёвывают к нам. Чапмен в Америке нет, но дело её живёт и побеждает!
  5. dred
    0
    8 марта 2012 10:33
    Неплохая идея.Интеоесно почему отказались.
  6. Nbus
    0
    8 марта 2012 15:53
    "Поднимется ли в воздух американский разведывательный дирижабль"
    Не дай Бог.
  7. 0
    20 января 2015 21:43
    Похоже американский вариант попила денежки.