Убеждения на звания не меняют, или Немного о непризнанных героях

4
Так уж вышло, что Родиной многие из нас именуют не конкретное государство, а всю территорию от Восточной Европы до Дальнего Востока. Сепаратистские настроения свойственны лишь отдельным, весьма немногочисленным группам великой постсоветской общности, а большинство из нас так и не осознало произошедшего разъединения. Не только славяне, но и население Северного Кавказа до сих пор ощущают себя единым народом постсоветского пространства. Мы чтим наших общих героев и негодуем от возмутительных попыток переписать мировую историю двадцатого века. Настоящая статья посвящается не русскому, а советскому герою, гордиться которым имеет право каждый, рожденный в СССР. Его удивительная судьба может послужить уроком бесконечной преданности Отчизне для молодого поколения, волей судьбы разделенного официальными границами.

Петр Денисович Грищенко появился на свет в тяжелый период для страны. Это был июль 1908 года – время неопределенности, смуты, страшного кризиса политической и экономической системы. Биография будущего командира началась с учебы в церковно-приходской школе в Одесской области, затем последовали будни в железнодорожной средней школе. В юности Петр Денисович много трудился, причем работал в самых различных областях. Поначалу работа носила исключительно физический характер и была настолько тяжелой, что однажды мальчик едва не погиб, потеряв сознание в душном котле.

В 23 года Петр Денисович окончил Военное Морское училище им. Фрунзе, причем окончил с отличием. С 1931 года начинается его славная военная карьера. Первым судном, на борт которого он поднялся в качестве лейтенанта, был эсминец с гордым названием «Карл Либкхнет». Однако мечтал молодой лейтенант о субмаринах, его манила голубая бездна и удивительная судьба подводника. Грищенко еще в училище выделился своей целеустремленностью, данное качество помогло ему добиться перевода на заветную подлодку. «Пантера» стала первой подводной лодкой в жизни молодого офицера. Это было устаревшее судно, однако командовал экипажем довольно опытный моряк Лев Рейснер. Первый опыт подводного путешествия вряд ли можно забыть, помнил его и Грищенко.

После потянулись служебные будни, но назвать их серыми было нельзя. Внимательный и аккуратный лейтенант как губка впитывал все, что было связано с практическими навыками управления субмариной. Как показало время, учеником Грищенко оказался очень хорошим. Служба на «Декабристе» позволила Петру Денисовичу не просто набраться опыта, но и выделиться. Уже в 1933 году он становится помощником командира на «Д-1».

В 1935 Грищенко успешно оканчивает курсы подготовки для командиров подлодок и назначается сначала помощником, а немного погодя и командиром «Д-5». Первые месяцы в долгожданной должности пролетают мгновенно, 27-ми летний командир учится организовывать команду. Первые успехи были заметны сразу, все знания, полученные в учебных заведениях, и практический опыт был вложен в профессиональное становление на флоте.

Однако Грищенко не останавливается на достигнутом и заканчивает Академию имени Ворошилова. После получения диплома, он вновь возвращается на флот, и назначается на легендарную «Л-3». Возвращение на флот после завершения Академии было шокирующим поступком для советских чиновников, однако оглядываться на чужое мнение Петр Денисович не привык. Отношения с партийным руководством у Грищенко не складывались. Командир-академик был очень прямолинеен и тверд, что совершенно не соответствовало требованиям советского времени. Он не мог соглашаться с бездарными рекомендациями и советами, в результате чего постоянно был объектом жалоб. В период пребывания его в должности Л-3 потопила 18 неприятельских кораблей, а после его протеже добавил к этому количеству еще 10. Удивительно, но Грищенко ни разу не был даже представлен к званию Героя СССР.

Убеждения на звания не меняют, или Немного о непризнанных героях Заслуги Грищенко на флоте не признать было нельзя, после его ухода многие авторы даже рассматривали его особый стиль или «почерк». Некоторые маневры на подлодке носили оттенок гениальности. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что удачи Петра Денисовича обоснованы грамотным руководством, предусмотрительностью и холодным расчетом. Осторожность, которую недруги часто пытались выдать за трусость, в сочетании с решительностью дали тот результат, который мы имеем возможность рассматривать. Во время командования минным заградителем Грищенко не раз сталкивался с внештатными ситуациями, требующими решительных и неординарных действий. Так, например, в сентябре 1942 года Петр Георгиевич скрылся от обнаруживших его эсминцев, нырнув на Л-3 под разлившуюся нефть. Неприятель не смог атаковать субмарину, так как углеводороды горели сплошной стеной. Вражеским судам пришлось оставить советскую подлодку. Однако маневр потребовал слаженной работы всей команды подводников. Л-3 на полном ходу погрузилась под бушующее пламя, а затем, выключив все двигатели, легла на дно. Решение было действительно смелое и оригинальное, оно позволило не только спасти весь экипаж, но и увести подлодку от преследования и спасти ее от повреждений. После инцидента Грищенко вывел экипаж и провел дополнительные учения вопреки мнению административных работников, чем в очередной раз заслужил поток жалоб и докладных.

Проявился талант Грищенко и в опасной ситуации с постановкой мин. Однажды, когда экипаж выставлял мины, активирующиеся через короткий промежуток времени пребывания в воде, одна из них зацепилась за обшивку лодки, и лишь благодаря умелому и выдержанному маневрированию от опасного спутника удалось избавиться.

Были в практике Петра Денисовича и серьезные аварии. Так, у острова Бронхольм субмарина легла на дно, с целью устранения тяжелейших повреждений, нанесенных противником. Ремонт подлодки происходил непосредственно под вражескими кораблями, однако был выполнен успешно. Подводникам пришлось не только работать в тяжелейших условиях, опасаясь быть обнаруженными, они были вынуждены бороться с подводным течением. Оставалась Л-3 и без перископов, но без несчастий пришла в порт. За весь период службы в подводном флоте Грищенко ни разу не допустил ошибки, его решения всегда оказывались единственно верными. Боевая удача командира базировалась на его умении сочетать осторожность и решительность, просчитывать все возможные последствия и предотвращать нежелательные последствия. Единственным препятствием признанию его со стороны СССР был его «вздорный», как говорили многие, характер.

Однако подвиги Грищенко так и не признаны официальной властью. Этот человек не был представлен ни к званию Героя СССР, ни к званию Героя России. Мало того, всю свою жизнь Петр Денисович прожил в небольшой коммунальной клетушке с множеством соседей, сталкиваясь с необходимостью часами выжидать своей очереди в ванную, на кухню или даже в туалет. Отдельную благоустроенную квартиру ему дали лишь за несколько лет перед смертью, а героем не признали до сегодняшнего дня. Все свои литературные работы он написал в этой маленькой комнате, перегороженной самодельной перегородкой на две половины.

Виноват оказался все тот же неординарный и несгибаемых характер, сделавший Петра Денисовича столь авторитетным среди подчиненных. К сожалению, чиновники подобных людей не только не ценили, но и опасались. В результате с первого марта 1943 Грищенко отстранили от командования Л-3. Сказать о том, что это был удар для подводника, значит - ничего не сказать. Переживал Петр Денисович очень сильно, однако был вынужден подчиниться приказу. Вдали от моря он смог заниматься интеллектуальным трудом, так как должность начальника противолодочной обороны ему откровенно не нравилась и времени ей он уделял не много. Административные функции мало интересовали Грищенко, его манила лишь голубая бездна, а сердцу не хватало привычного гула мотора и винта, разрезающего глубины.

В 1945 году Петр Денисович все же возвращается на флот, однако к более крупным подводным лодкам его не допускают. Он становится командиром дивизиона «малюток». Недолгое свидание с морем оборвалось в 1946, когда подводник вновь был переведен в штаб. На этом карьера на флоте закончилась. За время своей службы Грищенко подготовил смену в лице Коновалова, который оправдал возложенные на него командиром надежды. Он продолжил подрывать мощь неприятеля на Л-3. После ухода Петра Денисовича именно Коновалов был назначен на должность командира легендарного минного заградителя и до конца войны уничтожил еще 10 вражеских кораблей.

С 1947 году Петр Денисович переходит к совершенно иному роду деятельности: преподавательской и научной работе. Прибыв в Военно-Морскую академию, непризнанный герой с энтузиазмом приступает к исследованиям на кафедре Томашевича. Сегодня большая часть статей посвящается именно карьере Грищенко на флоте, однако из виду совершенно упускается его научная деятельность. Тем не менее, если взглянуть на всю жизнь этого человека в целом, понимаешь, что состояла она как будто из двух разных, но взаимосвязанных частей. Удачливый подводник подарил советской военной науке много нового и интересного. Его работы «Анализ использования подводных лодок в ВОВ», «Соль службы», «На минном заградителе», «Мои друзья подводники» до сих пор изучаются и пользуются популярностью среди офицеров.

Карьеру в научной области также сделать не удалось, несмотря на блестящие знания и желание передать их следующему поколению. Неприязнь чиновников и здесь была вызвана смелыми и откровенными суждениями Грищенко. Случались даже переводы с одного места на другое только с целью избавиться от прямолинейного академика.

История Петра Денисовича, к сожалению, не единственная. Многие настоящие заслуженные герои не получили своих наград только потому, что их суждения не были угодны власть имущим. Унизительная ситуация с предоставлением отдельного жилья несет неприятный и даже позорный оттенок. Удивительно, что такой человек как Грищенко, по мнению московской администрации, не заслужил права на отдельную жилплощадь. Его единственным увлечением в преклонном возрасте было творчество. Он увлеченно писал весьма ценные как в научном, так и в художественном плане книги, однако сталкивался с непониманием со стороны чиновников.

В своих интервью Петр Денисович практически не жаловался на бытовые проблемы, он с жаром вспоминал друзей, события военного времени. Особенную гордость бывший командир испытывал за своего протеже Коновалова, награжденного званием Героя СССР. Грищенко был человеком очень образованным, поэтому никогда не позволял себе выказывать обиду за отказ от признания его собственных заслуг перед Отечеством. Лишь сегодня мы вспоминаем этого человека и называем его непризнанным героем. Мы считаем его таковым вне зависимости от соблюдения формальностей и наличия на то согласия действующей власти. Грищенко получил нечто большее, чем официальное звание, его признал героем сам народ. Память о Петре Денисовиче еще долго не сотрется в памяти русских людей, что куда более значимо, чем росчерк пера безликого чиновника на бумаге с трактовкой «герой».
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. grizzlir
    +2
    11 марта 2012 09:19
    К сожалению во все времена награды давали не за сам подвиг,а за отношения с вышестоящим командованием.Далеко ходить не будем,на моей памяти парнишка механ БМП был представлен за то что под огнём эвакуировал раненных,но не получил награду из за натянутых отношений с комбатом.
  2. ZloySobacka
    +4
    11 марта 2012 09:55
    В статье стыдливо умалчиваются причины по которым т. Грищенко сняли в 1943 с должности. Фраза "должность начальника противолодочной обороны ему откровенно не нравилась и времени ей он уделял не много", просто отвратительна. Война шла. Человек, который исполнению своей должности уделяет мало времени, потому что она ему не нравится - ... у меня слов нет кроме нецензурных. Поливание других грязью в мемуарах - тоже не красящий человека поступок. И хотя я, в ходе занятий, привожу в пример офицерам-подводникам его тактические приемы, как к человеку, к Грищенко отношусь очень плохо, чуть лучше чем к Солженицину.. А статья плохая, замполитовская.
  3. +4
    11 марта 2012 13:57
    Одна из первых подводных лодок типа "Ленинец" (Фрунзенец). Построена в 1929-1933гг. Подводные лодки этого типа были первыми Советскими подводными минными заградителями. Их проектирование велось под руководством кораблестроителя Б. М. Малинина. С первых дней Великой Отечественной войны сражалась в составе Краснознаменного Балтийского флота. За годы войны под командованием капитана 3-го ранга П. Д. Грищенко, а затем капитана 3-го ранга В. К. Коновалова совершила семь боевых походов, уничтожив торпедами и минами заграждения 18 транспортов и 7 боевых кораблей противника. На боевом счету Л-3 наибольшее количество побед среди всех подводных лодок Военно-Морского Флота СССР. 1 марта 1943 года была удостоина гвардейского звания. За боевые заслуги в борьбе с врагом личному составу Л-3 вручено свыше 400 орденов и медалей, а ее командиру В. К. Коновалову 6 июля 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза.


    Спустя много лет станет, известен окончательный итог уничтоженных неприятельских кораблей и судов в бытность командования Л-3 Грищенко. Он более впечатляет, даже если сравнивать его с безумными тоннажами атлантических побед немецких подводников, ведь условия, в которых сражался и побеждал Грищенко, не идут ни в какое сравнение с самым настоящим избиением беззащитных транспортов в первые годы войны командованием лодок Деница:
    Восемнадцать уничтоженных неприятельских вымпелов, более шестидесяти пяти тысяч тонн, отправленных на морское дно, - этого рекорда не удалось больше повторить ни одному из отечественных подводных асов Великой Отечественной..

    Командир Л-3 Герой Советского Союза В.К.Коновалов у своего корабля

  4. +4
    11 марта 2012 22:18
    В период пребывания его в должности Л-3 потопила 18 неприятельских кораблей

    Цитата: Аскет
    Восемнадцать уничтоженных неприятельских вымпелов

    Я бы посоветовал быть поосторожнее с цифрами и опираться на подтвержденные данные. Проблема в том, что во время войны проверить достоверность докладов командиров ПЛ не представлялось возможным, а после войны - ввиду засекреченности архивов. И только исследования, проведенные после снятия грифов при работе со всеми архивными документами, в том числе с зарубежными, были уточнены данные о результативности действий советских подводников в 1941-45 гг. Н-р, см. труд А.В.Платонова и В.М.Лурье "Командиры советских подводных лодок 1941-1945 гг.".
    Нисколько не умаляя значения героических действий наших подводников (тема отдельного разговора), все-таки позволю уточнить. За Грищенко П.Д. достоверно числится 1 достоверно потопленная цель, и предположительно погибли на выставленных минах 5 транспортов (16.352 брт).
    Наиболее результативные командиры ПЛ по количеству потопленных целей:
    Власов В.Я. (погиб), 6 достоверно потопленных целей,
    Лисин С.П., 5 достоверно потопленных целей,
    Котельников В.Н. (ПЛ пропала без вести), 5 целей (артогнем),
    Мохов Н.К. (погиб), 4 достоверно потопленных цели и 1 повреждена,
    Щедрин Г.И., 4 достоверно потопленных цели.
    Наибольший тоннаж по достоверно потопленным целям принадлежит Маринеско А.И. - 40.144 брт (2 уничтоженных корабля).
    Самым объективным командиром нужно признать Мохова Н.К., все заявленные им победы впоследствии подтвердились. В качестве противоположного примера можно привести Травкина И.В., который заявил 13 побед, за ним утвердили 7, а фактически он потопил 1 транспорт, на что израсходовал в общей сложности 50 торпед.
    Что влияло на результативность действий командиров наших ПЛ - также тема отдельного разговора.