Самоходные артиллерийские установки для десанта

5
В СССР после ВОВ активизировались работы по разработке и созданию новых образцов военной техники и вооружения, средств десантирования и транспортных самолетов для ВДВ. Новое направление также приобрела разработка боевых машин для десанта. До этого основное внимание уделяли легким или малым авиадесантным танкам. Англичанами, правда, была разработана 57-имллимитровая полузакрытая самоходка «Алекто» II на базе легкого танка «Гарри Гопкинс», однако этот проект вскоре оставили. В Советском Союзе в первые годы после войны сосредоточили усилия на противотанковой артиллерийской самоходной установке: самым опасным противником десанта после его высадки считались механизированные и танковые подразделения. Хотя от идеи создания легкого авиадесантного танка не отказались, «броней крылатой пехоты» на два десятка лет стали легкие самоходные артиллерийские установки, существенно повышавшие мобильность десанта, выполняя транспортные задачи.

Самоходные артиллерийские установки для десанта


В октябре 1946 года в Горьком на заводе №92 имени И.В. Сталина приступили к созданию 76-миллимитровой пушки, а на заводе №40 (Мытищи) — шасси для легкой авиадесантной самоходной артиллерийской установки (САУ). Разработкой шасси руководил один их лучших конструкторов СССР Н.А. Астрова, имевший большой опыт в области разработки легких бронированных машин. В марте 1947 года был выполнен эскизный проект «объекта 570», а уже в июне того же года тех. проект. Заводом №92 в ноябре 1947 года было изготовлено два опытных образца пушки ЛБ-76С, переданных на завод №40. Первую опытную самоходку на заводе собрали в декабре. В 1948 году начались заводские испытания. В середине года опытный образец был испытан в Кубинке на полигоне НИИБТ и под Ленинградом на ГНИАП. К концу года пушку ЛБ-76С довели до серии. Она получила обозначение Д-56С.

С июля по сентябрь 1949 года в 38-м воздушно-десантном корпусе (Тульская область) войсковые испытания проходили четыре опытных образца САУ. 17 декабря 1949 года Совет Министров подписал постановление, согласно которому установку приняли на вооружение под обозначением АСУ-76 («авиадесантная самоходная установка, 76-мм»). АСУ-76 стала первой поступившей на вооружение отечественной бронемашиной, предназначенной специально для ВДВ.

Авиадесантная самоходная установка АСУ-76


В открытую сверху неподвижную рубку устанавливали пушку Д-56С (аналог пушки Д-56Т, устанавливалась на танк ПТ-76). Она оснащалась дульным щелевым тормозом реактивного типа. Огонь велся с закрытых позиций или прямой наводкой. Для наведения использовался прицел ОПТ-2-9. В боекомплект входили бронебойные и подкалиберные бронебойные снаряды. Максимальная дальность стрельбы – 11,8 тыс. м, прямой наводкой — 4 тыс. м. В передней части корпуса монтировалась откидная опора, на которую крепилась пушка. Со стопора пушка снималась без выхода экипажа.

Корпус машины сварной. 13-миллиметровая броня обеспечивала защиту от осколков снарядов и пуль стрелкового оружия. Экипажа садился в машину через борта рубки и кормовую дверь.

Компоновка АСУ-76 была не совсем обычной. Силовой блок размещался справа, в кормовой части корпуса. Карбюраторный двигатель ГАЗ-51Е, главный фрикцион и четырехскоростная коробка передач монтировались в едином блоке. Выхлопная труба и воздухозаборник располагались справа в корме рубки. Остальные узлы трансмиссии находились в передней части корпуса. Чтобы облегчить запуск двигателя при низкой температуре в систему охлаждения встроили калориферный подогреватель с паяльной лампой.

АСУ-57 на марше. На первом плане машина с пушкой Ч-51, на заднем — с пушкой Ч-51М


Для повышения проходимости и устойчивости самоходки при стрельбе задние направляющие колеса опустили на землю. Устойчивость также достигалась введением тормозов в опорные катки и самотормозящимися направляющими колесами. Машину оснащали радиостанцией 10РТ-12 и танковым переговорным устройством.

Несмотря на то, что АСУ-76 приняли на вооружение, в серийное производство она не попала. При отсутствии самолетов необходимой грузоподъемности предполагалось ее десантировать планером Ил-32 разработанного ОКБ СВ. Ильюшина. Планер построили в 1949 году (при грузоподъемности до 7 тыс. кг он был способен перебрасывать одну АСУ-76 или пару АСУ-57). Однако Ил-18 так и не доработали. Две головных АСУ-76 не прошли полигонных испытаний в объеме гарантийного срока эксплуатации. В августе 1953 года работы по данной машине свернули, тем более что началось серийное производство 57-миллимеровой авиадесантной самоходной артиллерийской установки.

АСУ-57

Работы над 57-миллимитровой самоходкой, обладавшей большей подвижностью по сравнению с 76-миллиметровой, шли параллельно. Кроме ОКБ Астрова, работы велись и другими конструкторскими коллективами.

Еще в 1948 году разработали вариант АСУ-57, которая комплектовалась 57-миллимеровой автоматической пушкой 113П. Данная пушка разрабатывалась как авиационная, однако истребитель Як-9-57 с пушками 113П разработанный ОКБ Яковлева не прошел заводских испытаний. ОКБ Астрова с началом работ над авиадесантными самоходками приняло в них активное участие. Конструкторы предложили машину массой 3,2 тыс. кг с экипажем из двух человек. Одновременно с этим в ОКБ Яковлева для авиадесантной самоходки создавался транспортно-десантный планер. Однако установка орудия не давала возможности вести прицельный огонь согласно предъявляемым требованиям.

Схема устройства АСУ-57 (с пушкой Ч-51М):

1 — корпус; 2, 15 — укладка боекомплекта; 3, 13 — бензобаки; 4 — оптический прицел; 5 — дульный тормоз; 6 — ствол пушки (Ч-51М); 7 — силовой блок; 8 — двигатель М-20Е; 9 — ведущее колесо; 10 — поддерживающий ролик; 11 — опорный каток; 12 — глушитель; 14 — воздухоочиститель; 16 — балансир заднего опорного катка с механизмом регулировки натяжения гусеницы; 17 — задний опорный каток (направляющее колесо).


В 1949 году на ВРЗ №2 была построена компактная плавающая самоходка К-73, разработанная ОКБ под руководством А.Ф. Кравцева. Масса машины составляла 3,4 т, высота – 1,4 м. На вооружении данной машины стояла 57-миллиметровая пушка Ч-51 с прицелом ОП2-50, и спаренный с ней 7,62-миллиметровые пулеметы СГ-43. В боекомплект входило 30 снарядов к пушке, а также 400 патронов к пулеметам. Толщина брони – 6 миллиметров. Бронестойкость повышали наклоном лобовых листов рубки и корпуса. В передней части корпуса устанавливался агрегаты трансмиссии и карбюраторный двигатель ГАЗ-51 (мощность 70 л.с.) Водоходным движителем являлся гребной винт, расположенный на откидном валу. В походном положении он крепился на кормовом листе рубки. Максимальная скорость хода на суше – 54 км/ч, во время преодоления водных преград — 8 км/ч. Самоходка Кравцева конкуренции с машиной Астрова не выдержала, поскольку не имела достаточной проходимости.

Опытная авиадесантная самоходная установка К-73


Первую опытную АСУ-57 («объект 572») с 57-миллимеровой пушкой Ч-51, которую создали в ОКБ-40под руководством Д.И. Сазонова и Н.А.Астрова, изготовили в 1948 году на заводе №40 (ныне ЗАО «Метровагонмаш»). В апреле 1948 года были проведены полигонные испытания, а в июне 1949 года – войсковые. 19 сентября 1951 года постановлением Совета Министров СССР АСУ-57 приняли на вооружение. Серийное производство машины начал ММЗ в 1951 году. Производством бронекорпусов занимался завод дробильно-размольного оборудования («Дробмаш», г. Выкса, Горьковская обл.) АСУ-57 широкой публике впервые была представлена 1 мая 1957 года в Москве во время парада на Красной площади.

АСУ-57 являлась полузакрытой гусеничной установкой. Моторно-трансмиссионное отделение находилось впереди. Совмещенные боевое отделение и отделение управления находились в кормовой части корпуса. Впереди, справа от пушки, находился механик-водитель, за ним размещался заряжающий, а слева от пушки — командир (он же радист и наводчик).



Пушку Ч-51 сконструировали в 1948—1950 гг. в ОКБ завода № 106 под руководством Е.В. Чарнко под боеприпасы противотанкового орудия ЗИС-2. Пушка имела ствол-моноблок с поперечно-щелевым дульным тормозом реактивного действия, вертикальный клиновый затвор с полуавтоматикой копирного типа, гидропневматический накатник и гидравлический тормоз отката. Заряжание ручное. Пушку устанавливали в рубке на раме, которая крепилась к днищу корпуса и лобовому листу. Маску пушки прикрывал чехол. Углы наведения от -5 до +12° по вертикали и ±8° по горизонтали. Ч-51 имела винтовые механизмы наведения. Во время стрельбы прямой наводкой (дальность 3,4 км) использовали оптический прицел ОП2-50, а с закрытых позиций (дальность 6 км) — панорама.

В боекомплект входили осколочные (масса выстрела — 6,79 кг, снаряда — 3,75 кг), бронебойно-трассирующие (6,61 кг и 3,14 кг соответственно) и подкалиберные бронебойно-трассирующие (5,94 и 2,4 кг) снаряды. Бронебойным снарядом пробивалась броня толщиной 85 миллиметров на дальности 1 км, подкалиберным (начальная скорость 1158 м/с) — 100-миллиметровая броня на дальности 1 км и 72-миллиметровая на 2 км. Дальность прямого выстрела данным снарядом составляла 1060 метров. В укладке в рубке для действий вне машины перевозили пулемет СГМ или СГ-43 (на АСУ-76 ротный пулемет РП-46). Позднее в укладке возили АК или АКМ.



Для уменьшения массы АСУ применили алюминиевые сплавы, а бронезащиту оставили минимальной. Корпус собирали из стальных броневых листов (в самых ответственных местах) и алюминиевых листов (кормовые листы корпуса и днище), соединенных сваркой и клепкой. Для уменьшения высоты самоходки бортовые и верхние лобовые листы рубки откидывались на петлях. В нишах боевого отделения, находящихся на надгусеничных полках, с правого борта рубки размещались отсеки для части боекомплекта, а с левого борта - для ЗИП и аккумуляторов. Боевое отделение, как и на других машинах данного класса, сверху закрывалось брезентовым тентом, имеющим заднее смотровое окно.

В данной машине сохранился проверенный временем принцип использования автомобильных агрегатов. Четырехцилиндровый компактный двигатель М-20Е был прямым потомком мотора легковой «Победы». Он развивал мощность 50 лошадиных сил при частоте 3600 об/мин (данный двигатель устанавливался и на полноприводном автомобиле ГАЗ-69). Двигатель устанавливался поперек корпуса машины в едином блоке с фрикционом сухого трения, механической четырехступенчатой коробкой передач и фрикционами. Силовой блок монтировался в корпусе на четырех подпружиненных опорах, а крепление с использованием всего четырех болтов ускоряло замену. Бортовые передачи — простые редукторы. Расположение двигателя было смещено к правому борту. Он закрывался откидной бронекрышкой имеющей жалюзи. Выхлопная труба с глушителем выводилась в передней части корпуса с правого борта. В передней левой части корпуса размещались масляный и водяной радиаторы и вентилятор с приводом. Они также закрывались откидной крышкой, имеющей жалюзи воздухозаборника. Крышка коробки передач находилась в средней части верхнего лобового бронелиста корпуса. Воздухоочиститель комбинированный. АСУ-57 также имела предпусковой подогреватель.

Ходовая часть самоходки в целом повторяла ходовую часть АСУ-76. Она включала по четыре одинарных обрезиненных опорных катка и по два поддерживающих ролика на каждый борт. Каждый каток имеет индивидуальную трубчато-стержневую торсионную подвеску. Передние узлы оснащены гидравлическими амортизаторами, связанными с балансирами катков тягами. Торсионы трех первых опорных катков правого борта смещены на 70 мм относительно торсионов левого борта. Ведущее колесо расположено спереди. Направляющее колесо опущено на землю. Оно является четвертым опорным катком. Балансир данного катка оснащен винтовым механизмом регулировки натяжения гусеницы. Металлическая гусеничная цепь мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с двумя гребнями, состоит из 80 204-миллимитровых траков. За счет снижения массы самоходка АСУ-57 по сравнению с АСУ-76 получила лучшую проходимость даже при меньшей ширины гусеницы: давление на грунт, равное 0,35 кгс/см2, обеспечивало высокую проходимость по снежному покрову и болотистой местности. Для защиты гусениц устанавливалось съемное крыло.

Смотровые блоки Б-2, находящиеся в лобовом листе рубки, а также смотровые окна, оснащенные бронещитками, в бортовых бронелистах, служили для наблюдения. АСУ-57 оснащалась радиостанцией ЮРТ-12 и ТПУ-47 (танковое переговорное устройство) на три абонента. Радиостанция находилась перед сиденьем командира. Она работала на штыревую антенну высотой 1 – 4 метра, находящуюся у левого борта перед рубкой. Начиная с 1961 года, машину оснащали радиостанцией Р-113 и переговорным устройством ТПУ Р-120. Максимальная дальность радиосвязи – 20 км. Напряжение бортовой сети – 12 В.

В самоходной артиллерийской установке АСУ-57 сочетались малые габариты, хорошая подвижность и достаточная огневая мощь. Можно сказать, что Астрову, наконец, удалось решить задачу, над которой бились многие конструкторы начиная с 1930-ых годов — совместить танкетку и противотанковую пушку.

Низкий силуэт АСУ-57 способствовал не только ее транспортировке, но и маскировке на местности. Противотанковая рота парашютно-десантного полка начитывала девять таких установок. Малозаметность и 57-миллиметровая пушка, имеющая в боекомплекте подкалиберные бронебойные снаряды, позволяли вести борьбу со средними танками, которые в то время составляли основу танкового парка потенциальных противников. На броне самоходной артиллерийской установки могли разместиться четыре десантника. Кроме того, ее использовали в качестве легкого тягача.

АСУ-57 в 1954 году была перевооружена модифицированной пушкой Ч-51М. Модернизированная пушка получила эжектор и двухкамерный активный дульный тормоз. Общая длина установки уменьшилась на 75 см. Кроме того, экстракция гильз и открывание затвора производились в конце наката (у Ч-51 – в конце отката). Поворотный механизм оснастили тормозным устройством. Последние серии АСУ-57 оснащались подсветными приборами ночного видения для механика-водителя (фару имеющую ИК-фильтр крепили над правой надгусеничной полкой). Кроме того, устанавливался дополнительный топливный бак.

Плавающий вариант

ОКБ Астрова с сентября 1951 года занималось разработкой плавающей модификацией АСУ-57 (в 1949 году была создана опытная плавающая АСУ-76). Первый опытный образец АСУ-57П (объект 574) построили в ноябре 1952 года. В 1953—1954 годах собрали и провели испытания еще четырех опытных образцов. АСУ-57П (массой 3,35 т) отличалась от прототипа удлиненным корпусом (4,255 м) обтекаемой формы. Плавучесть машины обеспечивалась водоизмещением корпуса. На верхнем лобовом листе имелся откидной волноотбойный щиток. Движителями АСУ-57 являлись форсированный двигатель (60 л.с.) и водоходный движитель. Пушка самоходной артиллерийской установки также была переработана. Ч-51П отличалась от Ч-51М технологичным дульным тормозом, конструкцией подъемного механизма, механизма полуавтоматики и казенника. Цапфы люльки перенесли вперед на 22 мм. Скорострельность достигала 11—12 выстрелов в минуту.

Опытная плавающая самоходная установка АСУ-57П


Поначалу в качестве водоходных движителей использовали два гребных винта размещенных в кормовой части. Они приводились вращением направляющих колес, однако при выходе такой машины на берег на гусеницы не хватало тяги. В связи с этим выбор был сделан в пользу схемы с отбором мощности от коробки передач на гребной винт. Винт в данном случае размещался в специальной нише в днище корпуса. Руль ставился в едином тоннеле с винтом — по аналогии с Т-40, разработанным накануне войны Н.А. Астровым. В систему охлаждения добавили теплообменник, который во время движения по водным поверхностям обеспечивал отвод тепла в забортную воду.

В 1955 году машина могли принять на вооружение, однако в серийное производство она так и не была передана. Было выпущено всего четыре экземпляра. Такой ограниченный выпуск был обусловлен тем, что мощности 57-миллимитровой пушки было недостаточной, впрочем, как и предельно облегченного бронирования. Одновременно с этим сворачивался серийный выпуск АСУ-57. Было понятно, что возросшая роль воздушных десантов и развитие бронетехники потенциального противника требуют создание новой машины имеющей более мощное вооружение.

В ОКБ-40 на АСУ-57 в опытном порядке установили в вместо 57-миллиметровой пушки 107-миллиметровое безоткатное орудие Б-11, разработанное ОКБ Шавырина. Боекомплект экспериментальной установки БСУ-11-57Ф (масса 3,3 т) включал выстрелы с кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Стрельба осуществлялась при помощи оптического или механического (резервного) прицела. Максимальная дальность стрельбы – 4,5 тыс. метров. И хотя в те годы безоткатные орудия в качестве вооружения десантов вызывало широкий интерес, развитие авиадесантных самоходных артиллерийских установок вполне обоснованно пошло путем «классических» артсистем.

Самоходки АСУ-57 после замены более мощными забыты не были: часть использовалась в качестве учебных, часть была переделана в тягачи (узлы ходовой части еще раньше использовались в тягаче АТ-П).

Способы десантирования АСУ-57

После Второй мировой войны основными способами десантирования воздушных десантов считались: планерный, парашютный и посадочный. Десантирование самоходных артиллерийских установок АСУ-57 осуществлялось посадочным способом на платформе имеющей многокупольную парашютную систему или планерами Як-14.

Тяжелый транспортный планер Як-14 был разработан в 1948 году в ОКБ Яковлева. Планер мог перебрасывать АСУ-57 и двух членов ее экипажа (масса АСУ-57 с полностью укомплектованным боекомплектом и экипажем составляла около 3,6 тыс. кг). АСУ-57 заезжала в планер через носовой люк по трапам. При этом носовая часть фюзеляжа откидывалась вбок (для облегчения погрузки стравливался воздух из опор шасси планера, таким образом, фюзеляж опускался). Внутри установка крепилась тросами. Для предотвращения раскачивания во время транспортировки в самолете или планере крайние узлы подвески самоходки блокировались на корпус. Для буксирования планера Як-14 использовался самолет Ил-12Д. Кроме того, в качестве буксировщика рассматривали опытный Ту-4Т.



Недостаток или отсутствие десантных средств имеющих среднюю грузоподъемность заставляли жестко ограничивать вес авиадесантных самоходок. Этим обуславливаются небольшие размеры корпуса (высота лобового листа и бортов рубки была небольшой) и толщина бронирования.

В 1956 году для транспортно-десантного самолета Ту-4Д была разработана подвесная кабина П-98М, используемая для десантирования АСУ-57, однако вскоре данную кабину переделали под 85-миллиметровую пушку СД-44. Но на смену «десантным» модификациям бомбардировщиков и пассажирских самолетов уже шли транспортные самолеты, разработанные специально для этих целей.

После принятия на вооружение в 1959 году транспортного Ан-12, разработанного в ГСОКБ-473, Антонова ситуация изменилась. Новый самолет значительно расширил возможности десантов, обеспечивая парашютное или посадочное десантирование техники, включая АСУ-57, и личного состава. Самолет Ан-12Б для сброса десантных грузовых систем оснащался роликовым транспортером ТГ-12. АСУ-57 десантировались с использованием парашютной платформы, разработанной в КБ завода №468 (Московского агрегатного завода «Универсал») под руководством Привалова, с многокупольными системами МКС-5-128Р или МКС-4-127. Самоходку крепили тросами со швартовочными приспособлениями на ПП-128-500 (при десантировании из Ан-12Б), позже — на П-7 (из Ил-76, Ан-22 и Ан-12Б). Для предотвращения деформации и повреждений самоходка под днищем фиксировалась опорами. Полная полетная масса платформы ПП-128-5000 с установленной на ней АСУ-57 в полном боекомплекте составляла 5160 килограмм. Ан-12Б был способен брать на борт пару размещенных на платформах АСУ-57.



Выброска проходила в несколько этапов. На первом этапе осуществлялось извлечение из самолета платформы с грузом вытяжным парашютом. На этом же этапе начинал работать стабилизирующий парашют. Платформа снижалась на зарифованных основных куполах и стабилизирующем парашюте. На следующем этапе происходило разрифление основных куполов, с наполнением их воздухом. На последнем этапе – снижение на основных парашютах и приземление. В момент касания земли платформой срабатывала амортизация. При этом автоматической отцепкой отсоединялись основные парашюты. Выброска с МКС-5-128Р происходила на высоте от 500 до 8 тыс. метров. Скорость снижения составляла около 7 м/с. Платформа снабжалась маркерным радиопередатчиком Р-128, который позволял обнаруживать ее после приземления.

Переброску самоходки также осуществлял и появившийся в 1959 году тяжелый вертолет Ми-6, разработанный в ОКБ Миля.

АСУ-57 принимала участие во всех крупнейших учениях воздушно-десантных войск. В «Российской газете» было упоминание о том, что АСУ-57 использовали в войсковых учениях с применением ядерного оружия, которые были проведены на Семипалатинском полигоне 10 сентября 1956 года. АСУ-57 также экспортировали в Египет.

АСУ-57 стала неким «испытательным стендом» для разработок авиадесантной бронетехники. Например, в 1953—1954 годах в НИИ №22 ПБТТ (теперь 38-й НИИИ) осуществили копровые испытания АСУ-57: при помощи крана КТ-12 самоходку несколько раз сбросили для определения максимально допустимых перегрузок при разных вариантах ее приземления. В ходе тех испытаний была установлено, что предельная перегрузка равняется 20g. Позднее данный показатель вошел в ГОСТ по десантным системам.

Необходимо отметить, что в 1951 году, когда АСУ-57 была принята на вооружение, Летно-испытательный отряд воздушно-десантных войск преобразовали в Технический комитет командования. Один из его отделов занимался наземной инженерной, автомобильной, артиллерийской и бронетанковой техникой. Данный факт сам по себе свидетельствовал о возросшем внимании к техническому оснащению данного рода войск. В 1954 году командующим воздушно-десантных войск стал генерал Маргелов. 25 лет, в течение которых он занимал этот пост, стали временем развития ВДВ, качественного совершенствования их военной техники и вооружения. В 1962 году Технический комитет преобразовали в Отдел опытной техники Управления командующего ВДВ. В 1964 году Отдел был преобразован в Научно-технический комитет воздушно-десантных войск.

СУ-85

Легкая 85-миллиметровая самоходка разрабатывалась для решения задач сопровождения и ПТО танковых и мотострелковых подразделений (позднее 90-миллиметровая САУ «Ягдпанцер» схожего назначения имелась в бундесвере ФРГ), и в качестве противотанковой самоходной артиллерийской установки подразделений ВДВ. Однако основной ролью для нее стала именно авиадесантная. Работы над машиной, получившей наименование «объект 573», были начаты в 1953 году. Самоходку создали на Мытищинском машиностроительном заводе на оригинальной базе, разработанной под руководством Астрова. В 1956 году ее приняли на вооружение под обозначением СУ-85 (также использовалось обозначение АСУ-85).

На этот раз была выбрана схема компоновки с задним размещением МТО и передним размещением боевого отделения (как и прежде оно было совмещено с отделением управления) в неподвижной рубке. Справа от пушки в ее передней части размещался механик-водитель, за ним — заряжающий и командир, слева — наводчик.



85-миллиметровая пушка Д-70 крепилась в лобовом листе рубки в раме со сферической маской, укрытой чехлом. Она была немного смещена влево от продольной оси самоходки. Пушку создали в ОКБ завода №9 под руководством Петрова. Серийным производством занимался завод №75 в городе Юрга. Пушка Д-70 имела ствол-моноблок, активный двухкамерный дульный тормоз, эжектор для продувки, вертикальный клиновой затвор, имеющий полуавтоматику копирного типа. Противооткатное устройство включало гидравлический тормоз отката, а также гидропневматический накатник с клапаном для дополнительного торможения. Пушка заряжалась вручную. Углы наведения: ±15° по горизонтали, от -4,5 до + 15° по вертикали. Механизм наведения по вертикали секторный, по горизонтали винтовой. Маховик подъемного механизма размещался у наводчика под правой рукой, а поворотного механизма под левой. На рукоятке маховика подъемного механизма находился рычаг электроспуска, который дублировался ручным спуском. Шарнирный телескопический прицел ТШК2-79-11 использовался во время стрельбы прямой наводкой. Для стрельбы из закрытых позиций использоваться механический прицел С-71-79 с орудийной панорамой ПГ-1. Для различных типов выстрелов оба прицела имели шкалы. При стрельбе прямой наводкой дальность составляла 6 тыс. м, при максимальном угле возвышения прицельная дальность стрельбы составляла 10 тыс. м, максимальная дальность стрельбы при использовании осколочно-фугасных снарядов составляла 13,4 тыс. м. Кроме того, на машине устанавливался активный ночной танковый прицел ТПН1 -79-11 оснащенный ИК-осветителем Л-2.



В боекомплект входили унитарные выстрелы различных типов, аналогичные боекомплекту Д-48. Однако ствол Д-70 был короче Д-48 на 6 калибров, что сказывалось на баллистике. УБР-372 нес 9,3 кг бронебойно-трассирующий снаряд БР-372, начальная скорость которого составляла 1005 м/с. Данный снаряд мог пробивать на дистанции 1000 метров броню толщиной до 200 миллиметров под углом 60°. 3УБК5 нес 7,22 килограммовый кумулятивный снаряд 3БК7, пробивавший 150 миллиметровую броню. Это позволяло бороться с танками «Центурион» Мк III или М48А2 «Патон III». УОФ-372 нес 9,6 килограммовый осколочно-фугасный снаряд ОФ-372, который предназначался для разрушения укреплений и уничтожения живой силы противника, УОФ-72У со снарядом ОФ-372, но со значительно уменьшенным метательным зарядом, УОФ-372ВУ нес снаряд ОФ-372В, а также уменьшенный заряд. Кроме того, имелись выстрелы с практическими и дымовыми снарядами. Масса выстрела составляла не более 21,9 килограмма. Выстрелы были размещены в боевом отделении: у перегородки МТО в нише – 14 шт., вдоль перегородки – 8 шт., у левого борта корпуса – 7 шт., в нише правого борта– 6 шт., в нише левого борта и впереди наводчика – по 5 шт.

Необходимо отметить, что СУ-85 по огневой мощи практически не уступала средним танкам, а меньшая защищенность машины компенсировалась небольшими габаритами. 7,62-миллиметровый пулемет СГМТ был спарен с пушкой. Ленты к пулемету (каждая по 250 патронов) находились в восьми магазинах-коробках. В укладке машины возился автомат АКМ и 300 патронов к нему, сигнальный пистолет СПШ, 15 гранат Ф-1.

У сварного корпуса были рациональные углы наклона бортовых и лобовых бронелистов. Корпус обеспечивал защиту от бронебойных снарядов среднего и малого калибров. Дополнительная жесткость корпуса придавалась гофрированым днищем, имеющим в поперечном сечении корытообразную форму. Днище имело люк, предназначенный для экстренной эвакуации экипажа. На кронштейны верхнего лобового листа устанавливалась доска, выполняющая функции грязеотбойного щитка.

Силовой блок являлся быстросменным. Сохранявшиеся жесткие требования применения агрегатов автопромышленности заставили конструкторов использовать автомобильный дизельный двухтактный двигатель ЯАЗ-206В, который развивал 210 л.с. при 1800 об/мин. Двигатель монтировался поперек корпуса и был смещен к правому борту. Пушка и двигатель уравновешивали друг друга. Для уменьшения потерь мощности использовалась габаритная, но не требующая отбора мощности жидкостная система охлаждения с эжекционной вентиляцией. Имелся форсуночный предпусковой подогреватель и три воздушных фильтра «Мультициклон». Двигатель запускался электростартером. Доступ к двигателю обеспечивался откидными верхними крышками МТО.

Механическая трансмиссия состояла из главного фрикциона, редуктора, карданного вала, пятискоростной коробки передач, планетарных механизмов поворота и бортовых передач (одноступенчатые редукторы). Поначалу использовался однодисковый главный фрикцион, однако в процессе эксплуатации на часть машин установили многодисковые фрикционы, которые были надежнее. Коробку передач использовали автомобильную, но настолько модифицированную, что процент использования автомобильных агрегатов в самоходке оказался в результате не значительным. Коробка передач имела пять скоростей переднего хода и одну заднего. Планетарные механизмы поворота (ПМП) были двухступенчатыми, и имели тормоза и блокировочные фрикционы. С левым ПМП коробка передач соединялась зубчаткой с муфтой, с правым — полуосью. Механик-водитель для управления самоходной артиллерийской установки пользовался рычагами управления ПМП, рычагами коробки передач, масляного насоса и остановки двигателя, педалями тормоза, подачи топлива и главного фрикциона. В ходовую часть входило шесть одинарных обрезиненных опорных катков на борт (по типу танка ПТ-76) имеющих индивидуальную торсионную подвеску и гидравлические амортизаторы двухстороннего действия на шестом и первом узлах подвески. Ведущие колеса располагались сзади. Торсионные валы шли от борта до борта. Гусеница мелкозвенчатая, металлическая, с двумя гребнями, цевочного зацепления. Лента гусеницы состояла из 93 стальных штампованных траков.

СУ-85 для наблюдения была оснащена смотровыми блоками Б-1 (по одному у наводчика и заряжающего, два у механика-водителя). У командира также имелся активный прибор ночного видения ТКН-1Т, а у механика-водителя – ТВН-2. ИК-осветители закреплялись над местом механика-водителя, а также над маской пушки. Внутренняя связь осуществлялась ТПУ Р-120, внешняя — радиостанцией Р-113. При работе на штыревую антенну высотой 1 – 4 метра она обеспечивала связь на дальности 20 км. Антенна монтировалась на правом борту. Бортовая сеть – 24 В. Постановка дымовых завес осуществлялась двумя дымовыми шашками БДШ-5 смонтированными на кормовом листе корпуса. Сбрасывание происходило без выхода экипажа. В корме также крепилось два дополнительных топливных бака обеспечивавших увеличение запаса хода. Запасные части и инструменты укладывались на бортах корпуса и в боевом отделении. Огнетушитель ОУ-5В также размещался в боевом отделении.

Самоходки СУ-85 серийно производились до 1966 года. Каждая дивизия ВДВ имела самоходно-артиллерийский дивизион, который включал 31 СУ-85.

Первоначально рубка самоходки была открытой сверху. Это позволяло уменьшить высоту и облегчить ее вес. Но в 1960 году для лучшей защиты (в том числе и защиты от оружия массового поражения — данное требование стало обязательным) были установлены крыша с четырьмя люками, а также фильтровентиляционная установка. Колпак приточного вентилятора находился над амбразурой орудия, за ним — корпус воздухозаборника. В крыше для командира монтировался перископический прибор ТНПК-240А имеющий 8-кратную оптическую систему увеличения. Поскольку СУ-85 создавалась как полузакрытая, дополнение ее крышкой несколько стеснило боевое отделение. Тем не менее, авиадесантная СУ-85 войскам нравилась благодаря надежности и неплохой подвижности. Кроме борьбы с бронемашинами и танками при помощи СУ-85 решались задачи непосредственной огневой поддержки, а также осуществлялась перевозка десанта «на броне». Десантники охотно пользовались данным транспортом до появления собственных транспортно-боевых машин.

* Выпуск СУ-85 в полузакрытом варианте начался в 1956 г.
** К — карбюраторный, Д — дизельный, В — воздушное, Ж — жидкостное охлаждение


Когда самоходная артиллерийская установка СУ-85 начала поступать на вооружение, к первому полету готовился транспортный самолет Ан-12, который был способен перевозить такую машину. Во время погрузки в самолет торсионную подвеску выключали при помощи приспособления входившего в ЗИП машины. Для перевода СУ-85 из походного положения в боевое требовалось от 1 до 1,5 минут. СУ-85 прежде всего рассчитывалась на посадочное десантирование. Это значительно ограничивало возможности боевого применения данной машины. Боеприпасы десанту могли сбрасываться самолетами Ан-12Б. Для этого использовались платформы ПП-128-5000 оснащенные многокупольными системами МКС-5-128М. Например, десантировался автомобиль ГАЗ-66, несущий в кузове 85-миллиметровые выстрелы, упакованные в ящики.

В 60-е годы воздушное десантирование (в том числе и в оперативную глубину построения противника) являлись постоянным элементом построения армий. Увеличилась глубина десантирования, повысились требования к скорости высадки, а также времени самостоятельных действий.

В связи с этим выброска бронемашин осуществлялась в составе десанта. С 1961 года были начаты работы по расширению возможностей транспортировки боевой техники и средств десантирования. После появления платформ П-16 (максимальный полетный вес – 21 тыс. кг) стало возможным десантировать СУ-85 из Ан-2 не только посадочным способом, но и на платформе имеющей многокупольную систему. Однако на смену самоходным артиллерийским установкам уже шло новое поколение боевых машин.

Самоходные артиллерийские установки СУ-85 экспортировались в Польшу. В 1967 году самоходки участвовали в арабо-израильской «Шестидневной войне» на арабской стороне. Опыт боевого использования показал необходимость наличия средств самообороны от вертолетов армейской авиации и штурмовиков. В 1970-е годы на крыше самоходки СУ-85 установили зенитные 12,7-миллиметровые пулеметы ДШКМ имеющие коллиматорный прицел. СУ-85 принимали участие и в других военных конфликтах, включая ввод войск в 1968 году в Чехословакию (по общему признанию советские ВДВ в той операции продемонстрировали отличную выучку, а также умение быстро и грамотно действовать), и войну в Афганистане. СУ-85 сняли с вооружения в 1993 году.

Развитие противотанковых самоходных артиллерийских установок прекратилось, поскольку возросла эффективность ПТРК (противотанковый ракетный комплекс), а десантники для огневой поддержки подразделений получили совершенно другую машину.

Из зарубежных самоходных артиллерийских установок следует упомянуть американскую открытую 90-миллиметровую самоходную пушку М56 «Скорпион», которая выпускалась в 1953—1959 годах почти одновременно с АСУ-57 и СУ-85. В американской самоходке демонстрируется иной подход к созданию подобных машин: мощная противотанковая пушка, установленная на легком шасси и имеющая бронезащиту, ограниченную лишь щитом. Необходимо отметить, что появившийся позднее авиадесантный танк М551 «Шеридан» оснащенный 152-миллиметровой орудием-пусковой установкой имел характер «противотанкового орудия

Литература
1. Барятинский М. Советская бронетанковая техника 1945—1995 (часть 2). Бронеколлекция/ 2000. №4(31).
2. Вараксин Ю.Н., Бах И.В., Выгодский С.Ю. Бронетанковая техника СССР (1920—1974). — М.: ЦНИИ Информации, 1981.
3. ВДВ: вчера, сегодня, завтра. Военно-исторический очерк, г. Шахты, Русский медведь, 1993.
4. Герасименко И.А. Воздушно-десантная подготовка. Ч. 1 и 2. — М.: Воениздат, 1988.
5. Грибовский Г.В. Развитие транспортного планеризма. — М.: Машиностроение, 1993.
6. Карпенко А.В. Отечественные самоходные артиллерийские и зенитные установки. — СПб.: Невский бастион, 2000.
7. Кондратьев В. Самый массовый истребитель // Самолеты мира. 1996. №1.
8. Нерсесян М.Г., Каменцева Ю.В. Бронетанковая техника армий США, Англии и Франции. — М: Воениздат, 1958.
9. Российская газета, 26 мая 1994 г.
10. Су-85. Руководство по материальной части, 1963
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    14 марта 2012 10:58
    Добротная старая техника. Лейтенантом, в 1986 году начинал службу на "крокодилах" (сленговое название СУ-85 в ВДВ). С приходом "НОН" 2С9 и ПТРК они утратили свою актуальность и отдельные самоходно противотанковые дивизионы ВД Дивизий были расформированы в 1987 г., а противотанковые батареи на базе БТР-Д "Робот"( вооружение ПТУР Фагот и Конкурс) были введены в состав артиллерийских полков ВДД, как противотанковый резерв командира дивизии. СУ-85 были тихоходными, но очень проходимыми. Правда обзор для механика-водителя был очень ограничен. Он распологался слева спереди по ходу машины, да рычаг передач был не особо удобен(ломающегося типа). Правда фрикцион был неубиваемым, десятислойный, метал по металу, чудо. Снаряды унитарного заряжания, пушка - самоходный вариант сд_44. Но всему своё время, свою задачу на тот период они выполнили.Да . кстати, на СУ-85 помимо курсового пулемёта в поздних модификациях (как у моих машин) на крышу боевого отделения устанавливали ДШК.
  2. vaf
    vaf
    +2
    14 марта 2012 18:50
    Автору большой РЕСПЕКТ!
    Хорошая обзорная и позновательная статья!
    Я даже для себя новое нашёл(!), хотя в этой жизни повидал не мало и всякого!
    А вот что бы АСУ-57 на Ту-104, ещё и в варианте транспортном,вот такого не видел никогда!
    Кто бы рассказал, в жизни не поверил!
    Поэтому автору ещё раз спасибо!!! good
  3. RailWays
    0
    14 марта 2012 20:17
    Отличная статья. Видимо лёгкие самоходки ушли и их заменили Нона?
  4. Братец Сарыч
    0
    14 марта 2012 21:44
    С инженерной точки зрения очень интересные машины, хотя в целом - просто выкинутые деньги...
    1. +2
      15 марта 2012 20:43
      Если так рассуждать дальше, то и жить не надо вовсе- ведь все равно помрёшь в конце концов!.. am

      А автору большое спасибо! good Сам не знаю почему, но мне всегда нравилась СУ-85 (даже не подозревал, что ее прозвали "крокодилом"), уж больно она какая-то симпатишная... smile Понимаю, что устарела безнадежно и безвозвратно, но иногда жаль, что такие машины уходят навсегда... sad