Катастрофа Ка-52. Причины, версии, догадки

87
С любой летающей техникой рано или поздно случаются летные происшествия, иногда даже с человеческими жертвами. Вечером 12 марта этот печальный список пополнил новейший российский боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор». Как сообщают СМИ, ссылаясь на источники в министерстве обороны, командир вертолета подполковник Д. Ракушин и штурман лейтенант М. Федоров выполняли учебный полет в окрестностях 344-го Центра боевого применения и переучивания летного состава (г. Торжок). Около девяти часов вечера прервалась связь с вертолетом. В район, где в это время должна была находиться боевая машина, отправили поисковую группу, но в итоге для поисков, как утверждается в некоторых СМИ, пришлось привлечь почти весь личный состав 344 ЦБП и ПЛС. Прочесывание предполагаемого района аварии дало результаты только утром тринадцатого числа. Около 8:40-8:45 с воздуха удалось обнаружить пропавший вертолет. Останки машины лежали на опушке леса недалеко от поселка Большая Киселенка примерно в десяти километрах от аэродрома.

СПРАВКА - Вертолет Ка-52 ("Аллигатор")
Многоцелевой всепогодный боевой вертолет Ка-52 "Аллигатор" (Hokum B по классификации НАТО) разработан в начале 1990-х годов в ОКБ имени Камова. Является двухместной модификацией Ка-50 "Черная акула". Первый полет прототипа состоялся 25 июня 1997 года. В 2008 году вертолет принят на вооружение, тогда же на заводе "Прогресс" в Приморье началось его серийное производство.
Экипаж — два человека (летчик и штурман). Длина фюзеляжа — 14,2 м, ширина по размаху крыла — 7,34 м, высота — 4,9 м, взлетная масса — 10,8 тонны, максимальная скорость горизонтального полета — 310 км/ч, статический потолок — 3,6 тыс. м, практическая дальность полета — 520 км. Ка-52 оснащен двумя газотурбинными двигателями мощностью по 2,5 тыс. л. с. Несет встроенную 30-миллиметровую пушку, на четырех-шести точках подвески могут устанавливаться управляемые и неуправляемые ракеты "воздух-земля" и "воздух-воздух", пушки в контейнерах, бомбы. К началу 2012 года "Прогресс" изготовил 20 серийных Ка-52, которые поступили в центр боевой подготовки армейской авиации в Торжке (Тверская область) и на авиабазу в Черниговке (Приморье). В августе 2011 года Минобороны заключило контракт на 120 млрд руб. на поставку до 2020 года 140 таких машин. Планируется, что корабельная версия Ка-52К станет основной ударной силой вертолетоносцев типа Mistral, которые должны поступить на вооружение в 2014-2015 годах.

Прибывшая на место поисково-спасательная группа первым делом приступила к поиску и оказанию помощи экипажу. Штурман, как сообщили в пресс-службе Минобороны, погиб при падении вертолета. Сообщалось, что командир был обнаружен живым и его даже удалось доставить в больницу, где он скончался. Однако уже к вечеру вторника выяснилось, что подполковник Ракушин тоже погиб при крушении. Экипаж Ка-52 уже ничего не сможет сказать о причинах аварии, но имеются бортовые самописцы (т.н. «черные ящики»). Их состояние удовлетворительное и расшифровать записи удастся за несколько дней. Для расследования катастрофы была создана комиссия, а на время расследования полеты вертолетов типа Ка-52 временно приостановлены.
Следует отметить, что министерство обороны в лице полковника Владимира Дрика, как всегда бывает в подобных ситуациях, пока немногословно. Можно понять военных – им нужно провести полноценное расследование и уже по его результатам делать соответствующие выводы и заявления. Однако, как говорится, народ хочет знать и на этой благодатной почве начинают распространяться версии, слухи и домыслы относительно произошедшей катастрофы. К примеру, у некоторых людей вопросы вызывает тот факт, что поиск пропавшего вертолета проводился «вручную», а не по аварийным маякам. Известно, что они включаются после катапультирования летчиков, но на упавшем Ка-52 они так и не сработали. Дело в том, что экипаж до последнего не дергал за спасительные ручки катапультных кресел. После падения вертолета не прошло еще и трех дней, но на этот счет уже есть сразу несколько предположений, от вменяемых до откровенной ереси. В среде любителей авиации, которую катастрофа заметно переполошила, муссируются самые разные версии: одни утверждают, что летчики до последнего пытались спасти вертолет, а другие «искатели правды» говорят-де «летчики были пьяными и поэтому не катапультировались». Пожалуй, можно сделать соответствующие выводы не только о правдоподобности версий, но и о «профессиональных навыках» некоторых доморощенных экспертов.
Однако даже из того, что летчики разбились вместе с вертолетом можно сделать соответствующие выводы. На имеющихся фотографиях места падения «Аллигатора» видно, что вертолет разрушился, но не загорелся и не взорвался. Также можно заметить, что на снегу вокруг обломков помимо человеческих следов нет никаких признаков длительной «езды» по поверхности земли. Таким образом, можно предположить, что вертолет падал вертикально или почти вертикально, с малой горизонтальной скоростью. В то же время, вертикальная скорость машины была достаточно для того, чтобы разрушить конструкцию и убить экипаж. Как известно, все вертолеты имеют возможность производить вынужденную посадку без двигателей, используя эффект авторотации. При такой посадке нагрузки на конструкцию больше, чем при нормальной, однако они явно недостаточны для разрушения конструкции – ее прочность рассчитывается со значительным запасом. Выходит, только выход из строя двигателей не мог стать причиной аварии. Можно было бы предположить, что произошло что-то с лопастями, например, перехлест и разрушение. Но и эта версия при подробном рассмотрении не выглядит правильной: во-первых, в учебных полетах летчики не должны выходить на закритические режимы, при которых возможен перехлест лопастей, а во-вторых, среди обломков вертолета даже на имеющихся фото- и видеоматериалах можно разглядеть погнутые и разбитые лопасти. При перехлесте они бы буквально отрубили бы друг друга и на вертолете остались бы только корневые их части. Есть еще одна версия, связанная с материальной частью. Она касается, если можно так сказать, комплексных проблем с силовой установкой. Для обеспечения возможности авторотации в составе трансмиссии вертолетов имеется т.н. обгонная муфта. Она позволяет винту вращаться даже тогда, когда двигатель не работает. Если двигатель и муфта одновременно выйдут из строя, то вертолет обречен.
Катастрофа Ка-52. Причины, версии, догадки

Помимо проблем с техникой могут быть и другие версии причины катастрофы. Следует отметить, что человеческий фактор или метеорологические условия действительно являются одними из самых частых причин авиационных происшествий. В частности, в некоторых СМИ со ссылкой на некий анонимный источник говорится, что в районе полета в понедельник вечером была плохая погода и вертолет мог попасть в так называемый снежный заряд. В таком случае летчики могли потерять ориентировку, что в итоге и привело к катастрофе. Однако и у этой версии есть свои минусы. Ка-52, в отличие от своего предшественника Ка-50, имеет возможность работы в сложных метеоусловиях. Также некоторые любители авиации, внимательно рассматривая фотографии с места катастрофы, выдвигают такое предположение: вертолет не просто упал, но еще и перекатился через себя. Это можно рассматривать как некий симптом сильного порыва бокового ветра. И снова версия может быть опровергнута техническими особенностями машины, ведь вертолеты сосной схемы менее чувствительны к боковым порывам, чем летательные аппараты с одним несущим винтом. Наконец, метеорологическую версию «добивает» информация о погодных условиях в районе полета. Вечером 12-го числа температура воздуха была около нуля, а северо-западный ветер имел скорость 3-4 метра в секунду. Это гораздо меньше, чем требуется для создания серьезных проблем пилотам.
Как видим, предполагать можно все что угодно, но для полноценного объективного расследования нам просто не хватает информации. Можно, конечно, уподобиться сыщику Дюпену из книг Эдгара По и пытаться провести собственное расследование на основе публикаций в средствах массовой информации. Однако и тут есть масса загвоздок. По этой причине разумнее всего будет рассматривать свои и чужие предположения исключительно в качестве версий, но не более того. А вот выводы делать никак не раньше, чем военные опубликуют первые результаты своего расследования, к тому же ждать этого осталось недолго. Как говорят в Минобороны, черные ящики разбившегося вертолета почти не пострадали и их расшифровка завершится уже к концу этой недели. Тогда, будем надеяться, ответственные лица поделятся с общественностью новой порцией подробностей о происшествии, а загадка падения Ка-52 под Торжком хоть немного прояснится. В данный момент комиссия рассматривает три основных версии: конструктивные недостатки, ошибки пилотирования или обеспечения и погодные условия.
В Торжке состоятся похороны погибших летчиков. Все расходы, связанные с погребением, на себя взяла фирма «Камов». Семьи пилотов – М. Федоров был женат, а у Д. Ракушина остались жена и двое детей – получат страховку в размере одного миллиона рублей. Коллеги погибших пилотов начали сбор средств для помощи их семьям.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

87 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Sarus
    +35
    15 марта 2012 08:44
    Память ребятам.
    1. +20
      15 марта 2012 09:07
      Ребятам действительно вечная память..А вот виновных надо найти и привлечь к ответственности по полной программе....Судя по другим источникам на базе был полный бардак...
      1. Slayer
        +16
        15 марта 2012 09:21
        Жалко пилотов,они и так на вес золота(((( а по крушению мне кажется извечная проблема наша-вместо новых деталей ставят б.у. и записывают как новые в документах,или начальство в целях экономии покупало не родные детали,а их аналоги от других машин,в общем халатность в целях экономии и отмыва денег.
      2. +7
        15 марта 2012 12:54
        Цитата: older
        Судя по другим источникам на базе был полный бардак...

        "Есть шесть типов злополучных армий: бегущая, распущенная, тонущая, разрушающаяся, беспорядочная и разгромленная. Эти шесть не от Неба и Земли, а от ошибок полководца."
        Сюнь-цзы
        1. Сокерин
          +3
          16 марта 2012 03:49
          Если бы журналажа (как и автор этой статейки с гаданием на кофейной гуще) когда-нибудь читали этот документ, то не несли бы чушь, ибо на расследование катастрофы отводится определённое время, не менее 10 суток, и члены комиссии по расследованию не имеют права что-либо "чирикать" до утверждения Акта расследования.

          А нашему «электорату» уже в день трагедии вынь да положь и причину, и виновников....


          ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          ПОСТАНОВЛЕНИЕ

          от 2 декабря 1999 года N 1329



          Об утверждении Правил расследования авиационных
          происшествий и авиационных инцидентов с государственными
          воздушными судами в Российской Федерации


          (с изменениями на 30 января 2008 года)

          http://ru6uo.narod.ru/Avia/Doc/4.htm
      3. slas
        +2
        17 марта 2012 23:25
        Цитата: older
        .А вот виновных надо найти и привлечь к ответственности по полной программе.

        Итак, упавший вертолет был обнаружен лишь через двенадцать часов после падения, в 10 километрах северо-западнее аэродрома «Торжок». То есть, раненый пилот, возможно, находившийся без сознания, половину суток лежал на морозе в снегу среди обломков своей машины – практически рядом с базой. Более чем вероятно: летчик погиб лишь потому, что ему вовремя не оказали медицинскую помощь.

        Вертолет упал не в горном ущелье, не в глухой тайге за сотни верст от населенных пунктов. И нашли его пешие группы, а не с воздуха буквально в двух шагах от базы. В каком веке мы живем?!

        Почему не было радиолокационного сопровождения машины? Если бы оно было, то координаты места, где воздушный объект исчез с экрана радара, был бы определен сразу, и тупо прочесывать местность не было бы никакой нужды. Был ли утвержденный маршрут полета? Сообщается, что был, даже опубликована карта предполагавшегося полета. Но в таком случае вообще непонятно, почему пропавшую машину искали. За пять минут она могла улететь максимум на 10-15 километров, и отправить по проложенному маршруту спасательный вертолет надо было немедленно. Этого не сделали! Хотя уже появились сообщения о самоотверженности поисковиков: будто бы в предполагаемый район падения выдвинули аж 300 человек, 20 единиц наземной техники, в воздух подняли два вертолета. Только вот беда, ни у кого не было приборов ночного видения. Зачем вообще необходимо было это перенапряжение фактически слепых сил и средств?

        О ночном видении стоит сказать отдельно.

        По мнению разработчиков инфракрасных и тепловизионных приборов, упавший Ка-52 можно было найти за считанные минуты.

        Для этого над аэродромом требовалось поднять на высоту три-четыре километра вертолет, снабженный мощной техникой ночного видения, и прокрутить его вокруг своей оси, хотя логичнее было бы все-таки лететь по маршруту. Но, даже зависнув над базой, вертолет с тепловизором наверняка зафиксировал бы дышащую жаром на снегу груду металла – того, что осталось от Ка-52 - даже на расстоянии 10 километров. Впрочем, и обычный Ми-8, если бы в нем находился человек со специальными очками ночного видения на глазах, летя по маршруту «Аллигатора», зафиксировал бы горячие обломки через те же пять минут, что длился последний полет Ка-52.

        Впрочем, таких чудо-очков в Центре могло и не быть. Они же ведь для отечественных ВВС все еще именно «чудо», хотя во всем мире используются лет двадцать Вот так вот Делаем выводы
    2. +8
      15 марта 2012 09:54
      земля пухом... sad
  2. Инженегр
    +11
    15 марта 2012 08:46
    черные ящики разбившегося вертолета почти не пострадали и их расшифровка завершится уже к концу этой недели.

    специалисты, подскажите, почему чёрные ящики так долго расшифровываются, это происходит вручную ??? )))
    1. +6
      15 марта 2012 09:00
      Контейнеры достаточно сильно повреждаются при катастрофах...именно поэтому и само вскрытие и дальнейшая обработка информации происходит действительно вручную...
      1. Инженегр
        -1
        15 марта 2012 09:25
        обработка информации происходит действительно вручную...

        Что значит вручную, там что, перфолента полуобгоревшая ???
        1. -3
          15 марта 2012 09:29
          Магнитная лента в основном. Она может разорваться или обгореть.
          1. ЖОРА
            +14
            15 марта 2012 10:48
            Не лента, а проволока...
            1. vaf
              vaf
              +9
              15 марта 2012 14:57
              Цитата: ЖОРА
              Не лента, а проволока...


              В параметрических - лента, в речевых -проволока
              Но всегда есть на всех летательных аппаратах и те и другие!

              Так же установлен ещё один оранжевый « чёрный ящик » — звуковой регистратор(ЗР) а вот здесь проволока(!). Наиболее распространённый тип — «Марс-БН». Он записывает переговоры членов экипажа друг с другом и с землёй. Прослушивают такие записи на специальных магнитофонах, на которых можно выделять сигналы с определённым спектром частот, многократно прослушивать особо интересный участок разговора и выполнять некоторые другие операции
          2. +5
            15 марта 2012 11:36
            Цитата: urzul
            Магнитная лента в основном. Она может разорваться или обгореть

            Не лента. Вся информация пишется на тончайшую проволоку, которая от сильного удара часто запутывается. И вот эти "бороды" из проволоки распутывают вручную, очень осторожно и аккуратно, и процесс этот очень скурпулёзный и длительный. Вам приходилось распутывать "бороды" из лески 0.1? А тут всё гораздо серьёзнее, торопиться и разрезать нельзя...
            1. vaf
              vaf
              +5
              15 марта 2012 15:07
              Цитата: полковник
              Не лента. Вся информация пишется на тончайшую проволоку,


              Только на звуковых регистраторах или как в наше время на речевых самописцах!!!
              Ты же должен помнить знаменитый МС-61?Вот там если "борода была, так БОРОДА"!
              А сейчас в основном МАРС-БН, от технологичнее и надёжнее, в плане защищённости!
          3. vaf
            vaf
            +6
            15 марта 2012 14:52
            Цитата: urzul
            Магнитная лента в основном. Она может разорваться или обгореть.


            Это случается крайне,ну очень крайне редко:
            Защищенный бортовой накопитель(ЗБН), собственно, и есть « чёрный ящик ». Вот только он не чёрный , а... оранжевый. Яркая окраска необходима, чтобы его было легче найти на месте катастрофы. « Чёрный ящик » — это контейнер обтекаемой формы, внутри которого находится лентопротяжный механизм, магнитные головки и катушки с магнитной лентой(!). Катушки расположены одна под другой, и лента перематывается с верхней на нижнюю или с нижней на верхнюю. Каждая вмешает информацию о 17—20 ч полёта. Как только лента перемотается с одной катушки, направление её движения автоматически меняется, и запись продолжается, а данные о последних 17—20 ч сохраняются.
            1. FROST
              -2
              18 марта 2012 14:13
              Доводилось сталкиваться с самописцами (были отказы на действующих Ил-76). Надо сказать, все эти самописцы в наше время просто анахронизм. Качество записей на проволоку значительно хуже, чем на пленку (требования по надежности сказываются) В условиях когда свободно утыкивают дешевыми видеокамерами большинство автомобилей представительского класса, ничего не стоит оборудовать самолеты и вертолеты видеорегистраторами установленными в кабине и по периметру фюзеляжа. Всю видео и голосовую информацию, показания приборов, писать не на древнюю пленку или проволоку, а на твердую память в цифровом виде. Что говорить, когда элементарно на телефонную флэшку micro-usd, размером в несколько миллиметров, спокойно помещается 16 ГБ информации. Не нужно никакого объемного ленто(проволочно)протяжного механизма. Высвободившееся место можно использовать для гораздо большего укрепления стенок и термоизоляции контейнера. Качество записей и информативность с добавлением видео-составляющей, будет несравнимо выше чем в текущих системах и сделать это не представляет никакой сложности.
      2. vaf
        vaf
        +7
        15 марта 2012 14:50
        Цитата: domokl
        Контейнеры достаточно сильно повреждаются при катастрофах.


        Не совсем верно,шурави!
        Аварийные самописцы с магнитными носителями выдерживают ударную перегрузку в 1000 g и могут сохранять информацию при полном охвате огнём в течение 15 минут; по требованиям современного стандарта TSO-C124 сохранность данных должна обеспечиваться в течение 30 минут полного охвата огнём, ударных перегрузках 3400 g в течение 6 мс, статических перегрузках более 2 т в течение 5 минут, и погружении на глубину 6000 м в течение месяца.
        Для облегчения поиска самописцев в них встраивают радиомаяки и акустические «пингеры», автоматически включающиеся в случае аварии (последние облегчают поиск самописцев под водой).
        1. +2
          16 марта 2012 14:29
          А почему нету видеорегистраторов и запись информации на флэш-карты? Десяток микрокамер внутри и снаружи - ни веса не прибавит, ни стоимости сильно не увеличит.

          А флэшки очень даже не восприимчивы к ударным нагрузкам.
          1. Kommunar
            +1
            16 марта 2012 20:05
            и что будут фиксировать эти десятки мкрокамер? Летчиков со всех ракурсов? Бортовые самописцы нужны прежде всего для снятия данных работы агрегатов, чтобы вслучае чего исправить дефект на других машинах. А как летчик задницу чешет инженеров интересует меньше. А вобще профессия летчика профессия настоящих мужчин.
            Земля пухом погибшим.
            1. 0
              17 марта 2012 20:36
              Видеокамеры конечно же совместно с самописцами использовать. А то можно месяцами расшифровывать и прийти к выводу, что что-то где-то отломалось. А на видео все сразу и видно. Или пойди догадайся чисто по звуку и параметрам, почему пилот эту кнопку нажал или не нажал?
      3. Wolkin
        +3
        15 марта 2012 16:54
        Контейнер сильно повреждается при пожаре. Корпус контейнера бронирован, по этому выдерживает значительные ударные нагрузки. На вертолете не было пожара и взрыва, контейнеры должны сохраниться. Не знаю какие средства контроля стоят на Ка-52, если кто знает, напишите. Они постоянно совершенствуются как в плане увеличения записываемых параметров полета, так и в плане "сохраняемости". Магнитную ленту не применяли, её функцию выполняет тонкая стальная (с магнитными свойствами) проволока, но это вероятно уже вчерашний день. По этому хотелось бы узнать какой САРП стоит на Ка-52.
    2. +7
      15 марта 2012 09:34
      Непосредсвенно "расшифровка" при неповрежденных самописцах трудности не представляет. Если же они повреждены, то начинаются ювелирные реставрационные работы.

      Но "черный ящик" сам по себе не даст ответ на вопрос "А что конкретно произошло?". Для этого проводят эксперименты, на основании их выдвигают гипотезы и тд (короче целая научная работа). В гражданской авиации еще сложнее - там следователи должны доказать (причем доказать научно и юридически грамотно), что сломался именно этот болт, не выдержал именно этот узел крепления и тд. и тп.
      1. vaf
        vaf
        +7
        15 марта 2012 15:25
        Цитата: Zerstorer
        Но "черный ящик" сам по себе не даст ответ на вопрос "А что конкретно произошло?".


        Абсолютно неверное понимание данного вопроса!!!
        В зависимости от типа магнитного самописца можно установить на любой текущий момент времени от момента включения его(либо отрыва от земли.концевик ставится обычно на переднюю ногу и при "разгрузке" её автоматически включается, если сам забыл включить-но Рита обычно не даёт забыть.т.к. начинает тут же "орать в уши!") любой из параметров от 64 до 256!!
        Поэтому любые режимы,эволюции и действия по секундно регистрируются и смоделировать ситуацию и выяснить причину не составляет большого труда, единственно это долго, если есть сильные деформации или надо "дело затереть" или "повернуть в нужною сторону"!
        1. Kommunar
          +1
          16 марта 2012 20:21
          veteran.air force (1) Вчера, 15:25

          Летчик абсолютно прав. Плюс профессионалу.
        2. 0
          19 марта 2012 19:05
          Не надо путать причину со следствием. Самописцы регистрируют различные параметры (что на них завели то и пишут) НО(!) это лишь помогает смоделировать ситуацию. Сами по себе эти данные являются следствием (отказа чего-либо, разрушения и тд и тп). Поэтому проще всего по самописцам выявить ошибку пилота (так как действия пилота явно отражены). Значительно сложнее выявить разрушение конструкции или ее недостаточную жесткость, еще сложнее с вибрациями и колебаниями.

          Так что самописцы - это основной источник информации но не единственный. например хорошо бы изучить схему расположения обломков на земле, показания очевидцев (если такие есть), документацию борта. и тд и тп.
      2. Kommunar
        +1
        16 марта 2012 20:16
        Но "черный ящик" сам по себе не даст ответ на вопрос "А что конкретно произошло?".

        Ну, не скажи. Анализ данных самописцев как раз и помогает выявить причину.
        Например, резкий заброс температуры, скажем в двигателе, скорее всего говорит о пожаре в нем, соответственно ненормальные показания нам уже дали направление расследования. Но естественно такие расследования - это кропотливая, квалифицированная работа.
        1. 0
          20 марта 2012 09:29
          Ну так я и написал, что"черный ящик" основной источник информации. Но это направление в котором нужно копать и не более того.

          Еще приведу пример. На опытные и экспериментальные машины ставят кучу КЗА (контрольно записывающей аппаратуры), полеты и посадки снимают на видео. И все равно с причиной дефектов и отказов мучаются иногда годами. А когда данных не так много, то и однозначные выводы сделать сложно (но, разумеется, возможно). Более того ты должен доказать чей это был косяк... Вот уважаемый Kommunar привел пример с пожаром двигателя... Допустим, мы понимаем в чем причина летного происшествия - обрыв лопатки компрессора. НО(!!!) причину обрыва лопатки компрессора надо еще найти и еще доказать чья ошибка: разработчика ЛА, разработчика двигателя, изготовителя ЛА, изготовителя двигателя, эксплуатанта. Ты это должен доказать так, чтобы виновный признал свою вину. И поэтому одними черными ящиками не отделаешься.
    3. +12
      15 марта 2012 10:22
      1. Соболезнования семьям ребят.
      2. Расшифровка проходит вручную, необходимо проанализировать массу информации. А сделать однозначные выводы на основе этой информации могут вообще единицы спецов.
      3. Техника отказывала, отказывает и будет отказывать. Да и человеку свойственно ошибаться.
      1. ЖОРА
        +6
        15 марта 2012 10:50
        Вручную это если бортовой самописец по кусочкам собирают или борт старой технологии, а так снимается информация и загоняется в компьютер и в 3D со всеми показаниями приборов на мониторе показывает весь полёт...
        1. Инженегр
          0
          15 марта 2012 11:30
          Жор, а тут "местные спецы" говорят пепел перфоленты...
          1. vaf
            vaf
            +6
            15 марта 2012 15:30
            Цитата: Инженегр
            Жор, а тут "местные спецы" говорят пепел перфоленты...


            Эти "местные спецы" наверное моего возраста, когда были К3-63 и САРПП-12???

            Для тебя попробую попростому:
            Системы постоянно совершенствуются. На старых летатательных аппаратах стояли БУР, в которых параметры записывались чернилами по бумажной ленте.
            Понятно, какое тут могло быть качество и сохранность. Потом носителем информации стала фотопленка, а накопитель был по сути дела шлейфовым осциллографом.
            Сейчас в основном используются магнитные накопители. Информация здесь записывается в цифровом виде, а носителем является магнитная лента или специальная проволока.
            Появляются уже и регистраторы нового поколения с твердотельным носителем информации. Это обеспечивает еще большую сохранность и качество. Растут также и возможности по количеству фиксируемых параметров.
            Если система САРПП-12 могла регистрировать только 12 параметров, МСРП-64 соответственно 64, то ТЕСТЕР-У3 уже 256.
            1. Wolkin
              +5
              15 марта 2012 17:06
              Нет наверное эти спецы моего возраста, т.к. я застал еще бароспидографы.
              В те далекие годы, "черные ящики" были действительно черными. Как и спецы группы обслуживания, которые коптили барабаны. Вы поймете о чем я говорю.
              1. vaf
                vaf
                +2
                15 марта 2012 18:46
                Цитата: Wolkin
                т.к. я застал еще бароспидографы.


                Мне с ними сталкиваться, слава богу не приходилось!
                А твой пост поддерживаю на все 100%! Зачёт,т.е. +!
              2. Вадим555
                +1
                15 марта 2012 18:48
                Цитата: Wolkin
                Как и спецы группы обслуживания, которые коптили барабаны

                А "закрепляли" керосином wink
                Цитата: Wolkin
                Вы поймете о чем я говорю.
              3. 0
                16 марта 2012 14:28
                Wolkin.
                Поди ешё не забыл, как "барограммы" рисовать?! Эх молодость, молодость, если б можно вернуть....
            2. Kommunar
              -1
              16 марта 2012 20:24
              Еще плюс. Говорю же -профессионал, приятно читать, содержательно
        2. +3
          15 марта 2012 12:55
          "Вручную" имеется в виду, что даже обработанные данные сидят и долго и нудно анализируют люди.
        3. vaf
          vaf
          +4
          15 марта 2012 15:26
          Цитата: ЖОРА
          а так снимается информация и загоняется в компьютер и в 3D со всеми показаниями приборов на мониторе показывает весь полёт...


          Абсолютно точно!!!
  3. plohoi
    +4
    15 марта 2012 09:21
    Да, жалко летчиков. Только этот вертолет на вооружение приняли, как уже упал. А то, что не катапультировались - думаю только две причины. Или механизм попался бракованный (их не испытывают что ли?) или старались вытянуть верт до конца, а то начальство голову оторвет за потерю одного из немногочисленных экземпляров. В общем зря и ни за что погибли...
    1. Kazak_30
      +5
      15 марта 2012 11:21
      Не думаю что пилотам бы что нибудь бы было! Вздрюкнули бы немного, рапорты пописали не без этого но погибать из за техники. В летных частях до сих пор действует правило " пилоты дороже самолетов вертолетов!" Скорее всего пилоты старались вытянуть машину или произошло все очень быстро!
      Светлая память!!
  4. -=KeepeR=-
    +6
    15 марта 2012 09:25
    Интересно чего скажут по причинам, боюсь замолчат опять истинные...
    Если виновата техника, то это удар по престижу такой разрекламированной и сверхнадежной машины как Ка-52(тем более списать на отказ техники по причине выработки ресурса не укладывается в логику), если пилоты, то тоже непонятно - опытный военный летчик, тренировочный полет(не фигуры же высшего пилотажа они там делали), новая техника...не верю.

    Печально, светлая память ребятам.
    1. +2
      15 марта 2012 10:43
      Факторов много. В том числе и недостаточная надежность отдельных узлов и агрегатов, которые могут выйти из строя по банальной причине некачественной сборки и несоответствия материалов.
      1. Kazak_30
        +5
        15 марта 2012 11:26
        Мой тесть собирает вертолеты в НСК ми-8 и ми-24 (проводит и настраивает электрику по машине), что бы он не сделал под каждым актом подписывается, в случае если вертолет упадет и докажут что по причине электрики то тесть вполне может сесть, поэтому там все работают не страх а за совесть! И не только в НСК так везде!
        А на счет удара по имиджу то это только для даунят, КА во всем мире пользуется большим уважением поэтому из за одной машины говорить что вертолет не очень глупо!
        1. 37dmds
          +2
          15 марта 2012 13:32
          Тушение лесного пожара в Кемере. Турция 2011г.
          Два КА и 1 МИ-8
        2. +4
          15 марта 2012 13:53
          То, что существует такой жесткий контроль за качеством сборки конечно хорошо. Но неисправности возникают и в самых совершенных машинах и механизмах. От этого никто и никогда не был застрахован и врядли когда либо будет... Жаль, только, что из-за этого порою гибнут люди. Можно сделать еще такой же новый вертолет, и не один. А человека уже не вернешь...
  5. abzrais
    +4
    15 марта 2012 09:26
    Хотелось бы узнать на этой ленте истинные причины катастрофы.Ждем публикации.Потом обсудим.А сейчас ничего гадать.Почему то в Торжке все катастрофы происходят ночью.Это не первый случай..
    1. black_eagle
      +1
      15 марта 2012 16:09
      Верно подметил про результаты экспертизы, будем ждать. А что ночью происходят аварии чаще, так это понятно, ночью летать сложнее
  6. +3
    15 марта 2012 10:01
    Наверное вытягивали до конца,машина дорогая,вот и рискуют до предела
  7. Ragnarov
    +4
    15 марта 2012 10:06
    Спасибо автору за профессиональный анализ возможных причин.

    Хотелось бы надеяться, что это опять не халатность производителей и разгильдяйство тех-службы. А то, с нами и воевать не надо, с такими-то "мастерами" :(
  8. BENER
    -5
    15 марта 2012 10:15
    Одно мне кажется, что это погубит будущее самой перспективной машины. И что это не спроста.

    А вообще чем модернизировать и строит новые всякие там "Арматы", лучше бы ночных вертолетов наделали. ! вертолет стоит 10 современных танков. И эти танки против него сделать ничего не смогут, если он работает из засады и с расстояния в километров 5-6.
    1. Footmansur86
      +4
      15 марта 2012 10:41
      Цитата: BENER
      вертолет стоит 10 современных танков. И эти танки против него сделать ничего не смогут, если он работает из засады и с расстояния в километров 5-6.

      Для этого есть средства войскового ПВО, причем достаточно эффективные.

      Пусть ребятам земля будет пухом.
      1. -1
        15 марта 2012 11:58
        Цитата: Footmansur86
        Для этого есть средства войскового ПВО, причем достаточно эффективные.

        При чем стоимость которого в раз меньше не то что вертолета, а и танка.
  9. +8
    15 марта 2012 10:38
    Противоречивая информация однако. Сначала командир был жив, и его даже успели доставить в медучериждение, где он якобы скончался, а теперь выходит, что он погиб во время аварии...
    Не сходятся тут концы с концами однако. И думаю, что всей правды нам уже никогда не скажут...

    P.S. Насколько знаю, после гибели генерал-майора Воробьева на вертолете Ка-50 на всех машинах данного типа были запрещены режимы полета, которые могут спровоцировать перехлест лопастей соосного несущего винта. Так что эту версию можно сразу же и смело отметать в корзину...
  10. sealord
    +4
    15 марта 2012 10:54
    А четвертую версию - диверсия - даже не рассматривают? Поздравляю господ "экспертов". Погибшие - как всегда , крайние (физически), а вот по результатам расследования - посмотрим.
    1. ЖОРА
      -4
      15 марта 2012 11:20
      Без параноиков никак, версия кривых рук на производстве судя по качеству аналогичной продукции намного более вероятна..
      1. sealord
        +1
        15 марта 2012 11:31
        Без Жориков с кривыми мозгами (с одной закольцованной извилиной) - точно нельзя. На производстве - и есть больший процент диверсии !
        ОДНОЗНАЧНЫЙ - вы наш.
    2. Инженегр
      +3
      15 марта 2012 11:38
      Считаю, один из вариантов, имеющих право на существование. По служебным делам был на многих предприятиях российского ОПК, контроль доступа посторонних на многих весьма слаб.
      1. sealord
        +1
        15 марта 2012 11:56
        Микросхемы на Фобосе- для "экспертов" - досадная случайность. А тянет на продуманную диверсию.
  11. zhidikhanov
    +3
    15 марта 2012 11:23
    Никакой миллион не заменит мужа-отца и брата пострадавшим, а правда я думаю нужна всем,причем правда честная.Жаль всех пострадавших в боевых действиях и особо думаешь о мирном времени, а получается................
    Вечная память всем,кто на страже мирного неба над Великой Россией!
  12. Ty3uk
    +3
    15 марта 2012 11:53
    Статья правильная, плюсую.

    Но что за видео приложено к статье? Цыганок известный эхсперд, суёт своё жало куда ни попадя! sad
  13. +3
    15 марта 2012 11:53
    или вращение винта в режиме ротации заклинило,или полный отказ управления.иначе бы спланировали.кстати на малой высоте при отказе двигателя,можно не успеть войти в режим ротации и погасить скорость....
  14. mib1982
    +4
    15 марта 2012 12:12
    Искреннее соболезнование родным.
  15. schta
    +1
    15 марта 2012 12:43
    В конечном итоге, хрен с ней с машиной, главное люди...
  16. Nechai
    +1
    15 марта 2012 13:36
    Цитата: abzrais
    .Почему то в Торжке все катастрофы происходят ночью

    Потому что учаться, летают в том числе и ночью. В сложных метеоусловиях.
    1. abzrais
      +3
      15 марта 2012 13:54
      Сам служил в центре.Знаю. что летают ночью. Не помню в каком году тоже Камовская разбилась ночью.И тоже по маршруту.
  17. +4
    15 марта 2012 13:40
    Мужики не надо искать проблем там где их нет.
    Судя по фотке упас с малой высоты. Движки заглушены, успели мужики. Шасси выпущены. Скорее всего очень сильный порыв ветра со снежным зарядом. Мужики пытались спасти машину.
    Земля им пухом
    1. Wolkin
      +2
      15 марта 2012 16:02
      В полете, на скорости 150 к\ч, порывы ветра не страшны.
      1. vaf
        vaf
        +4
        15 марта 2012 18:58
        Цитата: Wolkin
        В полете, на скорости 150 к\ч, порывы ветра не страшны.


        В принципе да, только зависит не от скорости полёта, а от скорости ветра и то только на режимах взлёта,посадки и весения, а в г.п без проблем, разве что боковое струйное течение, но такого не бывает!!!
    2. vaf
      vaf
      +5
      15 марта 2012 18:56
      Цитата: leon-iv
      Мужики не надо искать проблем там где их нет.


      Никто и не ищет, а просто анализируем, каждый как может!
      Ведь только в споре может быть рождена истина?!
      1. Не обязательно, могли садиться на авторотации, а вот если была бы маленькая, то тогда бы точно было не до шасси!
      2.Шасси не выпущены, а выпущено!!!
      3. Ветер здесь вообще не причём, тем более прогноз давал всего 3-4м/сек.
      4. Снежный заряд тем более не причём,т.к. ночью,даже в ПМУ летают только по ППП!
      5. То что пытались сесть, однозначно да и честь им и хвала,боролись за машину до конца!!!
      6. А вот то что перевёрнута и мятая, значит садились с сильным угловым вражением и не только горизонтальным, так что мой вывод остался прежним, как и в самых первых постах-отказ двигателей с переходом в отказ систем управления!
      Земля им пухом и светлая память!
      Забыть нельзя,вернуть невозможно!
  18. Daka
    +1
    15 марта 2012 13:45
    Мои искренние соболезнования
  19. +5
    15 марта 2012 14:17
    Меня больше поражает в этой аварии ...сама спасательная операция..........самолет разбился в 10 км..........поиски отложили из метео условий......второй вертолетчик не погиб сразу а 12 часов лежал там ..нашли его еще живого.........умер в больнице (я хренею отношение к людям)
    да и искать вертолет в радиусе 10-15 км столько времени ??????........(вот оно реальное положение дел в армии)
    1. +3
      15 марта 2012 14:31
      наземная продолжалась
      А вы попробуйте на вертолете в пургу подняться.
    2. sealord
      +3
      15 марта 2012 14:37
      Теперь, что нашли еще живого - будут отрицать, уже отрицают.
      А какой "цирк" с предварительными результатами будет - увидим.
      1. +2
        15 марта 2012 14:43
        у меня коллега бывший инженер вертолетчик что еще в чечне летал. Сказал так всегда теряли машины. И зачастую спасатели не находили быстро особенно в СМУ.
        Кстате народ вы в курсе что в вертушке можно безопасно упасть с 1000м и остаться живым а со 100 убиться наглухо
        1. +2
          15 марта 2012 15:34
          уважаемый leon-iv не кажется ли что раз постоянно теряют вертолеты и спасатели работают не эффективно и это давно уже ..то как то надо с этим бороться .это не отмаз....наш любимый мол это всегда было нашим слабым местом
        2. Wolkin
          +1
          15 марта 2012 15:59
          Уважаемый! Это были не боевые действия, а плановый полет по маршруту.
          Катастрофа произошла в районе аэродрома. Погода была нормальной, для такого типа вертолетов.
      2. +1
        15 марта 2012 15:32
        Про то что отрицать будут, что нашли живого, это факт. У нас военные одну тактику изучили отлично.........тактику прикрытия своих задниц !
  20. voin-78
    +2
    15 марта 2012 15:51
    Вечная память парням
  21. -1
    15 марта 2012 16:41
    Всё конечно ясно что в конце концов разберутся... Но ребят не вернёш... И как это так получилось, что ночью их не искали... Это конечно параноя, но мёртвые срама не имут...Что то на них вешают, уже появились мнения что виноват экипаж...
  22. MIKK1972
    +5
    15 марта 2012 18:41


    Дмитрий Валерьевич
    1. Vikl
      0
      19 марта 2012 17:12
      Как похож на отца! Вечная память!
  23. +2
    15 марта 2012 22:30
    Жаль ребят. Вечная им память ! Сам всю сознательную жизнь провёл в ВВС, поэтому хорошо знаю что такое узнать о гибели тех, с кем пол-часа назад разговаривал, хоронить их. К сожалению, потери при производстве полётов практически неизбежны, особенно при освоении новой АТ.

    Жаль ребят. Вечная им память ! Сам всю сознательную жизнь провёл в ВВС, поэтому хорошо знаю что такое узнать о гибели тех, с кем пол-часа назад разговаривал, хоронить их. К сожалению, потери при производстве полётов практически неизбежны, особенно при освоении новой АТ.
  24. Storm
    -15
    15 марта 2012 22:46
    Отличные новости! Надеюсь что все россииские ЛА в скором времени так и попадают!
    1. brodyy1984
      +3
      16 марта 2012 16:06
      Интересно с каких пор смерть для вас стала отличной новостью?
    2. 0
      16 марта 2012 18:17
      смерть двух людей отличная новость? чувак знаешь а бог то есть...
    3. voin-78
      0
      16 марта 2012 18:37
      А украинские ВВС не летают и не падают? Видел я что в Мелитополе с самолетами происходит
      1. sealord
        0
        16 марта 2012 18:47
        Не соглашусь я с вами "воин_78" - национальность и место проживания здесь ни причем - просто - энималс.
  25. +5
    15 марта 2012 23:09
    Storm вы ущербный человек (литературное слово)
    1. sealord
      +3
      16 марта 2012 12:15
      Человек - ли ???
  26. Nilf-gaard
    +1
    16 марта 2012 03:24
    Семьи жалко.Надеюсь компенсация дойдёт.
    А вообще очень странно всё это.
  27. lis10411
    +3
    16 марта 2012 11:12
    (Пилотам Вечная память!) Министерство обороны должно было заключить договор на поставку (150 машин) после катастрофы сделку притормозили.Вопрос для чего, может быть это не просто авария.А ход конём.чтобы сорвать сделку о поставки машин в нашу доблестную армию.До этого небыло не одной аварии с этим вертолётом.
    1. sealord
      0
      16 марта 2012 12:51
      Вот и проявляется ЧЕТВЕРТАЯ версия.
      PS -все таки ИНЕТ (коллективный разум) - имеет перспективы !
    2. brodyy1984
      0
      16 марта 2012 16:17
      (Вечная память ребятам)Выводы делать рано(все будет ясно после дешифровки самописцев) но столкнулись интересы МО и производителейКА-52.Скорей всего спишут на человеческий фактор.(В моей жизни было 2 таких случая в обоих победил АРЗ)Пилоты в Торжке большие проффесионалы видел их работу и не раз.
  28. +1
    16 марта 2012 22:51
    Ребят жалко!
  29. Wolkin
    +1
    17 марта 2012 16:56
    Всех подробностей и фактов мы не знаем и возможно ни когда не узнаем. Мы не можем судить о причинах без достаточной информации. Из того что пишут СМИ, мы и исходим в своих предположениях. Статья ведь называется "Причины, версии, догадки". Кстати, заклятые друзья России, также проштудируют все публикации и положат на стол своему начальству докладную записку, например: "О состоянии обеспечения и проведения учебно-тренировочных полетов в учебных центрах ВВС России и о подготовке летного состава…. и т. д."

    …В среде любителей авиации, которую катастрофа заметно переполошила, муссируются самые разные версии…

    Не переполошила, а встревожила. Потому, что нам тоже не безразлично. А версии муссируют не профессиональные журналисты, задача которых привлечь читателей, а там хоть трава не расти. И первыми версии катастрофы начали "выдавать на-гора" именно СМИ. Типа, "по непроверенным данным", "как сообщил близкий к … источник" и т.д.
    НО из того что они сообщили, выходит: Проводились полеты день с переходом или ночь. Командир эскадрильи, летчик 1-го класса, т.е, подготовленный днем и ночью в простых и сложных метеоусл, (каков налет на Ка-52, на каком типе получал 1 класс, не известно), с молодым правым летчиком (или л.- оператором, не знаю) взлетели на маршрут с посадкой на площадке. Погода: облачно(вероятно 10 б. видимость у з. неизвестна) ветер 3-4 м/с не порывистый, вероятны снежные заряды. Температура -3 – 0. Прошли они по маршруту, или перед маршрутом, пытались сесть на площадку. Площадка была с руководством или "по кострам"? Площадку запретили. На высоте 200 м при скорости 150 к/ч попадают в снежный заряд. Ничего опасного нет. Это нужно в сугроб попасть, чтобы двигатели встали. Опасно обледенение, но я не думаю, что бы выпустили в полет при интенсивном обледенении. Или с антиобледенительной системой что-то случилось? Почему сразу не нашли, заблудились, маловероятно. Сами подбирали площадку, тоже сомнительно, но, похоже, от маршрута отклонились. Как пишут СМИ, ПСС подняли и наземный тоже вышел, но нашли только утром.
    Обычно критические ситуации редко является следствием одной ошибки, чаще это комплекс недоработок из которых складывается аварийная обстановка. В этом случаи
    видно сработал весь комплекс. Руководство, на мой взгляд- "ниже плинтуса". А дальше возможно сплелись погода, отказ техники, а может и ошибочные действия. Это лично мое мнение.
    Когда погибают люди, это всегда горе. Мои искренние соболезнования родным и близким.

  30. kavz56
    0
    18 марта 2012 12:14
    Во-первых он летчик 2-го класса и имел перерыв в СМУ да еще надо посмотреть какой он летчик вот на этой ссылке http://www.1tv.ru/news/social/27529 еще в училище у него не все было гладко.
    1. Wolkin
      0
      18 марта 2012 16:24
      Посмотрел. По вашей ссылке только о награждении к.э. в 2008 году.
      Вероятно за 3 года получил 1-й класс .
      Я смотрел на сайте СВВАУЛ Сызрань.
      еще в училище у него не все было гладко

      Однако, он командир эскадрильи.
      Про перерыв не читал, не нашел данных. Я только предположил, а не утверждаю.
  31. lis10411
    0
    19 марта 2012 10:12
    почему некторые обсерают Россию, Русских военных разве они виноваты что у когото в голове салооооо.
    1. Wolkin
      0
      23 марта 2012 17:04
      Русские военные не виноваты, они первые начинают платить своей жизнью и кровью за ошибки руководства. А после военных, начинает расплачиваться население. Это как на "Титанике", если плохо "рулят", то купаться в холодной воде скоро придется всем .

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»