Полет Матиаса Руста. Провокация с высоким прикрытием

66
4 сентября 1987 года, ровно тридцать лет назад, обвинительным приговором завершился судебный процесс по скандальному делу Матиаса Руста – молодого немецкого пилота-любителя, который несколькими месяцами ранее, 28 мая 1987 года, приземлился на своем самолете на Красной площади – в самом сердце советской столицы.

Полет Матиаса Руста. Провокация с высоким прикрытием




Самолет «Сессна-172», который пилотировал 18-летний гражданин ФРГ Матиас Руст, приземлился прямо у храма Св. Василия Блаженного в центре Москвы. Советское руководство было в настоящем шоке. Ведь мало того, что самолет простого немецкого парня преодолел расстояние от советской границы до столицы страны и не был сбит системами противовоздушной обороны, так еще и произошло это событие, что очень символично, 28 мая – в День пограничника. Это был настоящий плевок в лицо всей советской системе. Естественно, что Матиас Руст был сразу же после посадки самолета арестован.

Практически сразу же после посадки самолета Руста на Красной площади генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев принял решение об отправке в отставку целого ряда высших военных руководителей, в первую очередь тех, кто отвечал за противовоздушную оборону советского государства. Самым высокопоставленным «отставником» оказался министр обороны Советского Союза 72-летний маршал Сергей Соколов. Он занимал эту должность с 1984 года, сменив на посту умершего маршала Дмитрия Устинова. До назначения министром обороны маршал Соколов с 1967 по 1984 гг., на протяжении семнадцати лет, был первым заместителем министра обороны СССР. Участник Великой Отечественной войны, маршал Соколов был одним из наиболее видных советских военачальников. В частности, с 1980 по 1985 гг. он отвечал за управление действиями советских войск на территории Демократической Республики Афганистан. Однако полет немецкого юноши стоил уважаемому маршалу карьеры. Конечно, «на улицу» заслуженного военачальника выкинуть не могли – уже в июне 1987 года он занял пост генерального инспектора Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Кроме маршала Соколова, в отставку сразу же после полета Матиаса Руста был отправлен главный маршал авиации Александр Колдунов, занимавший пост главнокомандующего Войсками Противовоздушной обороны Советского Союза и непосредственно отвечавший за безопасность воздушного пространства советской страны. Дважды Герой Советского Союза, Александр Колдунов прошел Великую Отечественную войну летчиком-истребителем, после войны служил в истребительной авиации ВВС, а затем в ПВО. Должность главкома Войск ПВО он занял в 1978 году, за девять лет до полета Матиаса Руста. Но не только высшие военачальники потеряли свои должности. Со службы были уволены около 300 старших офицеров. По кадровому составу советских вооруженных сил был нанесен мощнейший удар. Нашли и «козлов отпущения» - два офицера Войск Противовоздушной обороны получили реальные сроки лишения свободы. Это были подполковник Иван Карпец, бывший оперативным дежурным по Таллинской дивизии Войск ПВО в день полета Руста, и майор Вячеслав Черных, бывший в тот злополучный день дежурным по радиотехнической бригаде.

Что касается самого Руста, то после задержания на Красной площади он был арестован. 1 июня, через несколько дней после полета, Матиасу Русту исполнилось девятнадцать лет. Свой день рождения молодой немец встретил в тюрьме. Весь мир следил за судьбой парня, продемонстрировавшего, что система обороны Советского Союза отнюдь не «железная». И это действительно было так – с откровенными предателями, проникшими в высшее руководство советского государства, железной она быть просто не могла. Естественно, что без «обеспечения» на самом высоком уровне полет Руста просто был бы невозможен. Его бы сбили в худшем случае еще в небе над Эстонией. Однако Русту буквально дали зеленый свет на полет до самой советской столицы. Происходить это могло только с санкции самых высших советских руководителей. Не очень понятно, кто конкретно дал добро на приземление Руста на Красной площади, да и вряд ли мы когда-нибудь об этом узнаем. Но очевидно, что это был человек или люди, входившие в самую высшую группу советской элиты.

Смещенные военачальники находились в оппозиции к тому курсу, который к этому времени стало проводить советское руководство во главе с Михаилом Горбачевым. Нанесение удара по командованию вооруженных сил было одной из главных задач тех людей, кто стоял за методичным и планомерным разрушением советского государства. Ведь прославленные маршалы и генералы, прошедшие Великую Отечественную войну и бывшие настоящими патриотами советского государства, могли просто не позволить произвести все те манипуляции со страной, которые привели к катастрофе 1991 года. Впоследствии американский военный эксперт Вильям Одом даже сравнил «зачистку» советской военной элиты после полета Матиаса Руста с репрессиями против советских военачальников, имевшими место в 1937-1938 гг. Интересно, что после каждой такой чистки через года три–четыре наступала катастрофа. В 1941 году началась ужасная Великая Отечественная война, а в 1991 году распался Советский Союз, и этот процесс также сопровождался реками крови в бывших союзных республиках, многочисленными военными конфликтами, массовыми беспорядками, небывалой волной преступности и насилия.

Поэтому вряд ли стоит оценивать поступок Матиаса Руста как «безобидную шалость» юного романтика–авиатора. Скорее всего, здесь имела место тщательно продуманная и организованная провокация, в которой могли участвовать и западные спецслужбы, и внушительное прикрытие с советской стороны. По крайней мере, в этом мнении сходятся многие видные советские и российские военачальники, которые считают, что без «кремлевской крыши» полет Матиаса Руста закончился бы для него трагически. Целью организации такого полета было ослабление советского государства посредством решения следующих задач: 1) создания повода для масштабной «чистки» неугодных высших военачальников, 2) дискредитации советской системы обороны в глазах граждан СССР и мировой общественности, 3) укрепления антисоветских настроений в обществе. Именно после полета Матиаса Руста и увольнения министра обороны СССР маршала Сергея Соколова Михаил Горбачев приступил к стремительному сокращению Вооруженных сил Советского Союза. Полет Руста в этом контексте был еще одним аргументом – зачем нам «такая армия», да еще в «таком количестве», которая пропустила полет и приземление на Красной площади спортивного самолета какого-то немецкого юноши.

Примечательно, что незадолго до полета Матиаса Руста министр обороны СССР маршал Соколов докладывал лично Михаилу Горбачеву о том, как организована и как работает система противовоздушной обороны советского государства. Выходя от генсека, Соколов забыл у него некоторые документы, включая очень секретную карту. Но на следующий день, когда он попытался документы вернуть назад, Горбачев сказал, что не помнит, где они находятся. Эту версию озвучивал впоследствии, согласно ряду публикаций в российских СМИ, генерал-полковник Леонид Ивашов. Как бы там ни было, но в одном большинство военачальников сходятся – акция с полетом Руста была продуманной и спланированной. Есть и еще одна очень интересная версия, согласно которой Руст приземлился на Красной площади с полными баками топлива, что свидетельствует лишь об одном – его заправляли где-то на советской территории. И делать это могли только непосредственно под контролем «всесильного» советского КГБ.



Суд над Матиасом Рустом был назначен на 2 сентября 1987 года. Матиасу Русту предъявили обвинение по трем статьям УК РСФСР - незаконное пересечение воздушной границы, нарушение международных правил полетов и злостное хулиганство. В определении УК РСФСР хулиганство трактовалось как умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, тогда как под злостным хулиганством понимались те же действия, но сопровождавшиеся «исключительным цинизмом или особой дерзостью». Посадка самолета на Красной площади, где гуляло множество советских людей, была расценена именно так. За злостное хулиганство в УК РСФСР предусматривалась ответственность в виде лишения свободы сроком до пяти лет или исправительных работ сроком до двух лет. Нарушение правил международных полетов предусматривало еще более широкий диапазон наказания – от одного года до десяти лет лишения свободы, правда, по этой же статье можно было отделаться и без реального срока – выплатив крупный штраф.

На суде Матиас Руст заявил, что прилетел в Москву для того, чтобы продемонстрировать советскому народу свое стремление к миру. Однако обвинение этим аргументам молодого немца не вняло. Прокурор просил для Матиаса Руста по трем статьям УК РСФСР десять лет лишения свободы. Но суд оказался куда более мягким, чем обвинение.

4 сентября 1987 года Матиасу Русту огласили приговор. Он был осужден на четыре года лишения свободы. С одной стороны, антисоветские элементы в самом Советском Союзе и мировая общественность сразу же выразили возмущение такой, с их точки зрения, жестокой расправой над «посланцем мира». С другой стороны, наоборот, сегодня возникает много вопросов по поводу приговора, который кажется некоторым чрезмерно либеральным. Во-первых, к Матиасу Русту применили те статьи Уголовного кодекса РСФСР, которые не были жесткими и не могли повлечь за собой таких серьезных мер как, скажем, смертная казнь. Во-вторых, все же четыре года лишения свободы за такой поступок государственного значения выглядели весьма странно, особенно по сравнению с тем, за что четыре года тогда давали рядовым советским гражданам.

Мягкость приговора Русту свидетельствовала о том, что никто и не собирался наказывать его серьезно. В былые времена, когда Советский Союз действительно был противником капиталистического Запада, Матиас Руст в лучшем случае получил бы лет десять в далеких северных лагерях, а в худшем был бы просто приговорен к расстрелу. Но в 1987 году ситуация изменилась. Возможно, что либеральная мера наказания Русту должна была продемонстрировать Западу дальнейшую готовность Советского Союза к «демократизации».

В начале августа 1988 года, менее чем через год после судебного процесса, Матиас Руст был амнистирован и благополучно уехал на родину. В предварительном заключении и в колонии молодой немец провел всего 14 месяцев. Фактически Михаил Горбачев великодушно простил Матиаса Руста за хлесткую пощечину Советскому Союзу и Советской Армии, нанесенную на глазах всего мира. Разумеется, за Матиаса Руста настойчиво просили «западные друзья» (к тому времени Москва уже смотрела на Запад широко открытыми глазами), к Михаилу Горбачеву мог обратиться лично канцлер ФРГ Гельмут Коль. Михаил Сергеевич, который через несколько лет благополучно отдал в состав ФРГ ГДР, отказать своему западногерманскому коллеге не смог.

Решение об освобождении Матиаса Руста было с восторгом воспринято как на Западе, где оно лишний раз подтвердило ослабление сверхдержавы и ее готовность отныне во всем уступать Западу, так и в самом Советском Союзе, благо антисоветские настроения в это время в обществе были уже весьма сильными, особенно среди «активной» части общества – столичной интеллигенции, молодых представителей номенклатуры. И полет Матиаса Руста, и мягкий приговор, и его скорое освобождение демонстрировали начало перемен в жизни Советского Союза и прекрасно укладывались в горбачевскую перестройку. Сначала простили Руста, затем позволили включить ГДР в состав ФРГ, свергнуть все просоветские режимы в Восточной Европе, а в конце концов – и развалить сам Советский Союз.

Кстати, жизнь Матиаса Руста после возвращения на родину в ФРГ складывалась весьма интересно. Некоторые поступки прекрасно характеризуют подлинный облик «посланца мира». Так, уже в ноябре 1989 года, по прошествии 15 месяцев после освобождения из советской колонии, Матиас Руст, который к тому времени проходил альтернативную службу в больнице в Риссене, стал ухаживать за медицинской сестрой. Он пригласил ее на свидание, а после того, как медсестра отказалась с ним пойти, ударил ее ножом. За это Матиаса Руста арестовали – уже «родные» немецкие власти. В 1991 году его приговорили к четырем годам лишения свободы – как раз такой же срок дали Русту и за приземление на Красной площади. Но уже через 15 месяцев Руст был освобожден из тюрьмы (и опять история повторяется – в СССР его освободили через четырнадцать месяцев).

В 1997 году, через десять лет после своего полета, Руст, проживавший к тому времени в далекой Вест-Индии, в государстве Тринидад-и-Тобаго, принял индуизм и женился на местной девушке индийского происхождения. Затем он вернулся с молодой женой на родину, в ФРГ, но в 2001 году вновь попал в поле зрения полиции – на этот раз за кражу свитера в одном из супермаркетов. В середине 2000-х гг., спустя двадцать лет после своего полета, Матиас Руст утверждал, что хотел «навести мосты» между Западом и Востоком. Но о подлинной истории своего полета он до сих пор предпочитает молчать.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    4 сентября 2017 06:00
    В отставку надо было гнать Горбатого.лижущего сапоги амениканцам.Довёл страну до того состояния,когда даже операторы ЗРК,и пилоты не решались сбивать гада,потому что могло последовать судебное преследование .
    1. +11
      4 сентября 2017 06:51
      100%, считаю, что это была продуманная провокация против высшего генералитета! Чистый сговор Госдепа, ЦРУ и БНД с Горбачевым, на самом высоком уровне, что то похожее на операцию устранения Тухаческого и иже с ним во времена Иосифа Виссарионовича, когда НКВД и политическая разведка Гейдреха, немножко сварганили фальсификат о готовящемся военном перевороте в СССР! Но тогда это было нужно Сталину для консолидации власти и, как следствие, укреплению Советского строя, то здесь с точностью наоборот - для его развала! Михаил Раисович получил не хилый гешефт от всего этого мероприятия...Если он вдруг читает сейчас ВО, то наверное ржет аки конь, над нами сиворылыми и всеми нашими конспирологическими идеями! laughing
      1. +13
        4 сентября 2017 14:39
        Обычное разгильдяйство и привычка военных чинов не брать
        ответственность на себя, а переправлять доклад выше: "пусть начальство
        решает, мое дело маленькое".
        Самолет Руста несколько раз засекали: и наземным ПВО, и истребителями.
        Но каждый ничего не предпринимал.
        А сейчас придумывают "глобальный мировой заговор".
        1. +6
          4 сентября 2017 16:30
          Цитата: voyaka uh
          Самолет Руста несколько раз засекали: и наземным ПВО, и истребителями.
          Но каждый ничего не предпринимал.

          Не исключено что причиной было традиционное "как бы чего не вышло", ведь еще недавно был скандал с корейским боингом. Поставьте себя на место дежурного полка... Собью - а меня после всех этих "охот на корейские боинги" возьмут да и накажут - зачем мол опять гражданского убили, мало вам скандалов? А не собью - скажут, почему нарушитель спокойно летает как у себя дома? Естественная реакция - решение проблемы не в моих полномочиях, докладываю выше и жду приказа. А на уровне выше такое же повторяется. Так нельзя. Военным надо однозначность - всегда сбивать, или никогда не сбивать.
          Точно такая же проблема нас постигла в начале ВОВ. Не последнее значение имел подобный бюрократизм - это уже война по полной или это те самые провокации на которые не поддаваться? Доложу ка я выше - пусть там решают.
          1. +5
            26 сентября 2017 17:27
            По словам летчика МиГ-23п Тапевского полка, что в Эстонии, который из дз облетал Руста - команды не было, топливо подошло и полетел домой. Все начальники сдрефили..
        2. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
        3. +3
          4 сентября 2017 19:09
          Как контраргумент - Израиль возник не по воле случая, но, как раз, из-за "глобального мирового заговора"! И вывод - Случайно происходит только семяизвержение, не в то место и не в то время... hi
        4. +1
          8 сентября 2017 02:19
          Вот не надо. Заговор однозначно. Иначе самого замысла полёта не было бы. СССР не был правовым государством, заниматься крючкотворством было некогда, потому закон о госгранице был написан с точки зрения современных требований весьма туманно и ответственность должностных не была чётко распределена, что показали и другие истории. Такого быть не могло, поэтому инструкций не было никаких. Самолёт Руста должен был быть сбит, но приземлился в Москве в особо охраняемой зоне. Причём те, кто его должны были сбить снимали троллейбусные провода. Из за этих последних часовых самолёт Руста не смог бы завершить полёт там, где он завершился. За всё отвечает Горби и КГБ. Запада получил сигал: всё готово, маршалы сняты, мосты сожжены.
      2. +4
        4 сентября 2017 18:59
        Есть и еще одна очень интересная версия, согласно которой Руст приземлился на Красной площади с полными баками топлива, что свидетельствует лишь об одном – его заправляли где-то на советской территории
        Под Рузой. У Караулова есть любопытное фото.
  2. +11
    4 сентября 2017 06:13
    Естественно, что без «обеспечения» на самом высоком уровне полет Руста просто был бы невозможен. Его бы сбили в худшем случае еще в небе над Эстонией. Однако Русту буквально дали зеленый свет на полет до самой советской столицы. Происходить это могло только с санкции самых высших советских руководителей. Не очень понятно, кто конкретно дал добро на приземление Руста на Красной площади, да и вряд ли мы когда-нибудь об этом узнаем.
    Ерунда полная:какие санкции самых высших советских руководителей? РЕАЛЬНО как автор себе это представляет? Ведь кто-то должен был дать приказ пропускать, кто-то его выполнять-и это десятки человек! И никакого следа?
    ерунда!
    1. +7
      4 сентября 2017 07:01
      Согласен обыкновенное головотяпство и разгильдяйство.
      1. +4
        4 сентября 2017 09:31
        Цитата: курвиметр
        Согласен обыкновенное головотяпство и разгильдяйство.

        Выходя от генсека, Соколов забыл у него некоторые документы, включая очень секретную карту.
        если это правда, то ротозей уже сам министр обороны, его только за это следовало судить.
        1. +2
          4 сентября 2017 12:47
          Цитата: verner1967
          если это правда, то ротозей уже сам министр обороны, его только за это следовало судить.

          Целиком и полностью поддерживаю! Склеротикам место на пенсии.
          Что касается маршалов, полковников и даже майора.... При всем уважении к былым заслугам, героическому прошлому........Хорошо, что это оказалось шуткой. А если бы этот сбросил над Москвой ядерный заряд или биологическое оружие????????????? Я не специалист по диверсиям, поэтому фантазия ограничена.
          P.S. Интересно, если сейчас какой нибудь ..ондон из кремля (а они там и сейчас не вытравлены) позвонит Главкому ВКС и скажет " Сейчас над нашей территорией пролетит стая натовских ракет, ты их не сбивай. Они в сев. корею или иран. Что будет?
      2. 0
        8 сентября 2017 02:20
        Курвиметр, Вы каким полком командовали?
        1. 0
          8 сентября 2017 04:19
          Если есть тяга ёрничать, уместен был бы вопрос в стиле тов. Бендера: " В каком полку служили? "
    2. +7
      4 сентября 2017 07:50
      Цитата: Ольгович
      Ведь кто-то должен был дать приказ пропускать, кто-то его выполнять-и это десятки человек! И никакого следа?
      ерунда!

      Тогда вы не представляете, что собой представляло собой ПВО. Посмотрите хронику полёта М.Руста в 1987 году. "На самом деле самолет Руста, не отвечавший на запрос «Свой – чужой», был сразу же обнаружен нашими радиолокационными средствами. Первым его засек оператор РЛС рядовой Дильмагомбетов, о чем сразу же доложил дежурному по пункту управления роты капитану Осипову. Потом отметку от «Сессны» Руста засек оператор другой станции, ефрейтор Шаргородский, и сообщил оперативному дежурному, что наблюдает неопознанную цель. Однако на вышестоящем КП выдачу информации «наверх» задержали минут на 15, взяв тайм-аут, чтобы разобраться, кто летит – нарушитель гоицы или нарушитель режима полетов. Решали подполковник Карпец и майор Черных, которых потом сделали виноватыми во всей этой истории – разжаловали и осудили военным трибуналом на пять лет."
      "Как известно, из Хельсинки «Сессна-172», пилотируемая Рустом, вылетела в 13:15 по московскому времени, а села на Красной площади в 19:30. Т. е. она находилась в воздухе 6 часов 15 минут, покрыв расстояние примерно в 880 км. Это значит, что «Сессна» шла со средней скоростью около 140 км/ч, которая гораздо ниже крейсерской скорости данного типа самолета, составляющей 220 км/ч."
      Читать полностью: http://www.km.ru/v-rossii/2012/05/28/prazdnichnye
      -dni-i-pamyatnye-daty-v-rossii/polet-rusta-istori
      ya-predatelstva-v-r
      И это не первое независимое расследование. Прижелании их можно найти несколько. Вели эти расследования разные люди, в разное время, но вот результаты почему-то одинаковые.
      1. +2
        4 сентября 2017 08:20
        Цитата: амурец
        Тогда вы не представляете, что собой представляло собой ПВО. Посмотрите хронику полёта М.Руста в 1987 году.

        Это все известно. Я говорил о другом-НИКТО сверху никого прпускать команды НЕ давал!
        1. +3
          4 сентября 2017 12:02
          Цитата: Ольгович
          Я говорил о другом-НИКТО сверху никого пропускать команды НЕ давал!

          Она никогда бы и не прозвучала. Никто не дал команды на поражение или уничтожение цели.
          1. +1
            5 сентября 2017 05:49
            Цитата: амурец
            Цитата: Ольгович
            Я говорил о другом-НИКТО сверху никого пропускать команды НЕ давал!

            Она никогда бы и не прозвучала. Никто не дал команды на поражение или уничтожение цели.

            Да-да, был дан приказ не давать приказа....
    3. 0
      8 мая 2021 21:01
      Да полно следов. Например: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тимохин,_Евгений_Леонидович_(генерал)#/media/Файл:Тимохин_Евгений_Леонидович.jpg
  3. +2
    4 сентября 2017 07:13
    Цитата: Ольгович
    Ерунда полная:какие санкции самых высших советских руководителей? РЕАЛЬНО как автор себе это представляет? Ведь кто-то должен был дать приказ пропускать, кто-то его выполнять-и это десятки человек! И никакого следа?
    ерунда!

    Домыслов много.Теперь на этом можно строить сотни версий.И фантастических,и более менее правдоподобных.Я же исхожу из общей политической ситуации в стране,и курса Горбачёва,на сближение с Западом.Его видели ПВО,подходили в упор к нему перехватчики,но нерешительность ,боязнь взять на себя ответственность руководителей обороны всех звеньев сыграла злую шутку.Сложность была ещё в том,что это был гражданский легкомоторный самолёт.Который не идентифицировался как цель имеющая военное значение.Вот и прокололись,хотя сбитый южнокорейский Боинг должен был чему то научить.
    1. +3
      4 сентября 2017 07:46
      Официальная версия с KAL007 шита белыми нитками. Этот фиговый листок прикрыл то, что нельзя было обнародовать, и устраивало это и СССР, и США. А корейцы и до этого "отличались" - можно привести пример KAL902, посаженный на замершее озеро Корпиярви в Карелии в 1978 году.
      1. +3
        4 сентября 2017 09:29
        Цитата: Spitfire
        Официальная версия с KAL007 шита белыми нитками. Этот фиговый листок прикрыл то, что нельзя было обнародовать, и устраивало это и СССР, и США.

        Белыми ил не белыми, а то что СССР остался крайним в той истории факт. Думаю после 83 года никто особо не рвался стать главным а вернее крайним в уничтожении "залетчика". Потому и началась эта катавасия с поиском того, кто же возьмет на себя ответственность и приймет решение сбить.
        1. +1
          4 сентября 2017 09:57
          Согласен, крайним и весьма в неприглядном свете. Но после прочтения "Сахалинского инцидента" Мишеля Брюна верить официальной версии не могу. Реально, открыть всю правду тогда было бы равносильно объявлению войны, а после распада СССР - лишиться "ножек Буша" и прочих вкусностей от подающих.
        2. +1
          4 сентября 2017 13:56
          Ну, сбивать то может и не стоило, но попробовать посадить то можно было? winked
          1. +3
            4 сентября 2017 23:03
            Цитата: БМП-2
            Ну, сбивать то может и не стоило, но попробовать посадить то можно было?

            Все процедуры были выполнены..., однако безрезультатно... request
    2. +3
      4 сентября 2017 09:36
      Цитата: Мар.Тира
      Вот и прокололись,хотя сбитый южнокорейский Боинг должен был чему то научить.

      так вот сбитый то Боинг и довлел над офицерами, точнее реакция на его уничтожение. Вот если бы наше руководство не юлило тогда, как политические п..(женщины с пониженной социальной ответственностью), то ПВО более решительно поступило бы с этим Рустом. Для тоталитарной страны, где всё решает руководство, а не закон, этот случай вполне закономерен.
  4. +7
    4 сентября 2017 07:54
    Воздушная граница СССР была на замке.Полет любого авиа средства отслеживался.От американских "Орионов", которые вдоль границ летали, до Ан-2 которые рыбную разведку осуществляли.И при нарушении границы осуществляется перехват.Не осуществиться не может.Руста вели до самой Москвы.Головотяпства не было.Когда перелетел Руст, я в войсках ПВО служил, только на Юге, там постоянно яндексы провокации устраивали, то авианосцы, то самолеты с авианосцев...Мы отслеживали все полеты.
    1. +11
      4 сентября 2017 08:14
      Цитата: parusnik
      Воздушная граница СССР была на замке.Полет любого авиа средства отслеживался.

      Я тоже ПВОшник, правда служил на 7-8 лет раньше, но уже в ту пору небо на границах страны просматривалось полностью, особенно после Даманского. И я не верю что Руста не видели.
      1. +7
        4 сентября 2017 08:32
        Я на "станции" сидел..куда приходили все заявки о полетах всей гражданской авиации..От Измаила до Тамани...Даже той, что летала у "братьев по оружию"..вдоль границ..с народно-хозяйственными целями..Указывались тип самолета, фамилия командира судна, время полета, цель полета..конечно все в цифрах..Как говорили наши отцы-командиры,..команды не было.. на наш вопрос почему не посадили..Думаю, что не врали...
        1. +4
          4 сентября 2017 12:17
          Цитата: parusnik
          Как говорили наши отцы-командиры,..команды не было.. на наш вопрос почему не посадили..Думаю, что не врали...

          Всё правильно. 7 ноября 1969 года,ЕМНИП около 10:00 время моск, наш дивизион вёл ТУ-104, который вышел из "коридора". У нас стартовая батарея была запитана до того момента, пока перехватчики не посадили этот неисправный ТУ. И даже после посадки самолёта, с нашего полка не снимали готовность и СРЦ всех дивизионов нашего полка работали в боевом режиме, пока не приёл приказ из армии. Кстати тогда нашей 11-ой армией ПВО командовал А.И.Колдунов.
      2. +7
        4 сентября 2017 09:39
        Цитата: амурец
        И я не верю что Руста не видели.

        а кто говорит, что не видели? Мой тесть был начальником политотдела корпуса ПВО в то время (не того, которой пропустил Руста). Руста вели и своевременно докладывали, но команды сбить никто не давал, боялись. Я считаю, что правильно наказали генералов и маршала и незаслуженно офицеров, они сделали, что могли.
        1. +4
          4 сентября 2017 12:25
          Цитата: verner1967
          Я считаю, что правильно наказали генералов и маршала и незаслуженно офицеров, они сделали, что могли.

          Здесь я с вами немного не соглашусь. После 1983 года, когда был сбит "якобы корейский БОИНГ" приказы на поражение пассажирских и спортивных самолётов мог отдать только верховный главнокомандующий или лицо официально его замещающее. На 1987 год это был М.С.Горбачёв.
          1. +3
            4 сентября 2017 17:47
            Цитата: амурец
            приказы на поражение пассажирских и спортивных самолётов

            про пассажирские было, а про спортивные что то не припомню
            Цитата: амурец
            мог отдать только верховный главнокомандующий или лицо официально его замещающее
            так в том то и дело, что до них было не дозвониться, в таком случае, приказ отдаёт следующий по должности. Только надо было набраться решимости.
          2. +2
            28 сентября 2017 18:20
            А то до 1983 года подобного не было. Разрядку объявили - да, но бдительность не отменяли.
    2. +5
      4 сентября 2017 17:56
      Цитата: parusnik
      Воздушная граница СССР была на замке.Полет любого авиа средства отслеживался.От американских "Орионов", которые вдоль границ летали, до Ан-2 которые рыбную разведку осуществляли.И при нарушении границы осуществляется перехват.

      Тем не менее, время от времени ПВО "зевало" - и чаще всего именно легкомоторников.
      28 июня 1976 года финская Cessna-210 с неисправным навигационным оборудованием плюхнулась аж на запасной аэродром авиации ПВО под Алакуртти (пилот решил дозаправиться из прихваченной канистры). Но при виде бегущей охраны - шустро взлетела.
      Причём перелёт границы был зафиксирован только благодаря глазастым погранцам - наши РЛС финна увидели лишь дважды и поначалу не обратили внимания. Но благодаря бдительным чекистам безымянные отметки превратились в цель, и на неё начали выводить авиацию. Ситуация осложнялась тем, что РЛС низколетящего финна больше не видели. Первым и последним финский борт обнаружил капитан Вдовин на Су-15ТМ (визуально), но из-за облачности и большой разницы в скорости повторно выйти на цель он уже не смог. Поднятая на усиление пара Су-15ТМ и более приспособленный к полётам на малых скоростях МиГ-15УТИ цель не нашли вообще.
      К счастью, даже после взлёта с нашего аэродрома и вплоть до пролёта над ними Су-15 финны думали, что они залетели в Швецию - и продолжали лететь на восток. А после пролёта решили, что возвращаться слишком опасно. В результате, Cessna выработала топливо и плюхнулась в болото, пролетев 350 км от границы. В безлюдной местности. К людям они вышли только через 5 суток и обнаружили, что оказались около Вороньей губы Кандалакшского залива, юго-восточнее Кандалакши.
  5. +1
    4 сентября 2017 08:18
    Не в тему.
    А куда исчезла статья про дату начала 2МВ?Странно,статьи исчезают вместе с комментами к ним.
  6. +4
    4 сентября 2017 08:37
    Провокация направленная на разгром и дискредитацию вооруженных сил страны, а так же существующий и в наше время синдром боязни взять на себя ответственности и оказаться "стрелочником" ибо если матрасы в подобных случаях всегда взваливают ответственность сначала на оппонентов, то наши на своих.
  7. +10
    4 сентября 2017 08:43
    После полета Руста появился анекдот:
    Два молодых лейтенанта на Красной площади. Один говорит другому: дай закурить. Другой отвечает: на аэродроме не курят.
  8. +1
    4 сентября 2017 10:01
    Иниересно, а куда делся аэроплан Руста? Кто его приватизировал?
    1. +1
      4 сентября 2017 11:06
      Японский бизнесмен,потом немцам перепродал.
  9. Комментарий был удален.
  10. +2
    4 сентября 2017 12:41
    Цитата: Му Дозвон
    Не в тему.
    А куда исчезла статья про дату начала 2МВ?Странно,статьи исчезают вместе с комментами к ним.

    Вот и я в недоумении,приводил своё мнение,ждал отзывы на него и зря.Широкорада,что ли не любят?
  11. +2
    4 сентября 2017 16:38
    Каким бы ни было решение проблемы "Руста" советским руководством - оно всегда было бы плохим. Пропустили, не сбили... теперь потомки смачно плюются и стонут о прогнившей советской ПВО, о дряхлых начальниках которые не могли наладить оборону, о деградации и развале, о гигантской армии не могущей сбить какую-то Цессну. А если бы сбили? Ничего бы не изменилось в плане негативной оценки, только были бы теперь другие доводы - садисты-коммунисты убили бедного немецкого студента, наивно решившего сделать визит дружбы, ну а чего еще можно ждать от этих упырей-большевиков?
    Те кто это устроил понимали что любое решение - провально. Это были мастера. Конечно тут не обошлось без участия спецслужб. Но в то что были какие-то свои "покровители", курировавшие и прикрывавшие полет Руста... не, я не верю. С нашей стороны была нерасторопность и неуклюжесть, отчасти вызванная растерянностью именно от того, что чтобы ты не сделал - все плохо. И сбить плохо и не сбить плохо. Провокация зашла на ура...
    1. 0
      4 сентября 2017 19:25
      Цитата: Alex_59
      Каким бы ни было решение проблемы "Руста" советским руководством - оно всегда было бы плохим. Пропустили, не сбили... теперь потомки смачно плюются и стонут о прогнившей советской ПВО, о дряхлых начальниках которые не могли наладить оборону, о деградации и развале, о гигантской армии не могущей сбить какую-то Цессну. А если бы сбили? Ничего бы не изменилось в плане негативной оценки, только были бы теперь другие доводы - садисты-коммунисты убили бедного немецкого студента, наивно решившего сделать визит дружбы, ну а чего еще можно ждать от этих упырей-большевиков?

      Был ещё третий вариант - принудить к посадке. Но этого большая часть авиации ПВО просто не могла сделать по причине того, что минимальная скорость перехватчиков 3-го поколения была выше скорости самолёта Руста. А нужно были именно сопровождать и отжимать Руста на нужный курс - ибо проход над целью на высокой скорости с большой долей вероятности привёл бы к тому, что Сессна просто разбилась бы.
      Пожалуй единственными машинами, которые могли бы провернуть такой трюк с сопровождением, были Су-27 и МиГ-29. Или же "крокодилы" армейской авиации - но это совсем другое ведомство со своей цепочкой подчинения, а главное - со своими картами и кодами (читал я на Биглере описание похожего случая - радиообмен погранцов и флотского штаба в ходе передачи обнаруженной погранцами непонятной ПЛ флоту для дальнейшего слежения - смех сквозь слёзы).
      Писали, что после Руста ПВО получила несколько эскадрилий Ми-24 - как раз для перехвата таких вот малоразмерных низколетящих малоскоростных целей. В принципе, без "бочек" ПУ НАР и с одними лишь Р-60, "противовоздушный" Ми-24 выдавал бы 280-300 км/ч, делая 172-ю Сессну как стоячую (не зря же вертолёт для рекорда скорости делали именно из Ми-24). smile
      1. +1
        28 сентября 2017 18:09
        АН-2 на всех аэродромах. А ещё Ми-2 или Ми-6 (8) в качестве санитаров. В каждой дырке в то время. Безволие и раздрай. Виновные (умышленно) в тех косяках уже на воле, поди.
        1. 0
          17 января 2018 23:44
          А ещё в каждом полку ИА ПВО страны были "спарки" УТИ Миг15, вооруженные пулемётом калибра 12,7.
  12. +6
    4 сентября 2017 18:01
    с откровенными предателями, проникшими в высшее руководство советского государства, железной она быть просто не могла. Естественно, что без «обеспечения» на самом высоком уровне полет Руста просто был бы невозможен
    Вспомнилась грусная цитата:

    70 лет предатели и вредители мешали партии осчастливить советский народ. Как только умер Ленин, оказалось, что второй человек в партии, товарищ Троцкий, предатель. Каменев, Зиновьев, Бухарин и Сталин свергли Троцкого и изгнали из СССР.
    Но через пару лет оказалось, что Каменев, Зиновьев и Бухарин тоже враги и вредители. Тогда доблестный товарищ Ежов их расстрелял.
    Но через пару лет оказалось, что и Ежов не товарищ, а обычный предатель и вражеский агент. И Ежова расстрелял Берия.
    После смерти Сталина, все поняли, что и Берия тоже предатель. Тогда Жуков сверг и расстрелял Берию.
    Но вскоре Хрущев узнал, что Жуков враг и заговорщик. И сверг Жукова. А чуть позже вскрылось, что и Сталин–то, был врагом, вредителем и предателем. А вместе с ним и большая часть политбюро. Тогда Сталина вынесли из мавзолея, а политбюро и примкнувшего к ним Шепилова разогнали честные партийцы, во главе с Хрущевым.
    Прошло несколько лет и выяснилось, что Хрущев был волюнтаристом, проходимцем, авантюристом и врагом. Тогда Брежнев отправил Хрущева на пенсию.
    Вскоре Брежнев умер, и выяснилось, что он был маразматиком, вредителем и причиной застоя.
    Потом было еще два маразматика, который никто и запомнить не успел, потому что дохли, как мухи.
    Но тут пришел к власти молодой, энергичный Горбачев. И оказалось, что вся партия была партией вредителей и врагов, но он–то сейчас все исправит.
    Тут–то Союз и развалился. А Горбачев оказался врагом и предателем.
    Ох уж эти враги. Вот если бы не они, то точно коммунизм построили бы!
    1. +1
      5 сентября 2017 18:08
      Цитата: Молодой_Коммунист
      Потом было еще два маразматика, который никто и запомнить не успел, потому что дохли, как мухи.

      для склеротиков ...

  13. +2
    4 сентября 2017 18:37
    Цитата: Alex_59
    Каким бы ни было решение проблемы "Руста" советским руководством - оно всегда было бы плохим. Пропустили, не сбили... теперь потомки смачно плюются и стонут о прогнившей советской ПВО, о дряхлых начальниках которые не могли наладить оборону, о деградации и развале, о гигантской армии не могущей сбить какую-то Цессну. А если бы сбили? Ничего бы не изменилось в плане негативной оценки, только были бы теперь другие доводы - садисты-коммунисты убили бедного немецкого студента, наивно решившего сделать визит дружбы, ну а чего еще можно ждать от этих упырей-большевиков?
    Те кто это устроил понимали что любое решение - провально. Это были мастера. Конечно тут не обошлось без участия спецслужб. Но в то что были какие-то свои "покровители", курировавшие и прикрывавшие полет Руста... не, я не верю. С нашей стороны была нерасторопность и неуклюжесть, отчасти вызванная растерянностью именно от того, что чтобы ты не сделал - все плохо. И сбить плохо и не сбить плохо. Провокация зашла на ура...

    ,Я вас поддерживаю.Про то и говорил.
    1. 0
      5 сентября 2017 04:24
      Посадить было нужно.
      1. +3
        5 сентября 2017 10:46
        Цитата: Му Дозвон
        Посадить было нужно.

        Чем сажать? Су-15, МиГ-21 и даже МиГ-23 на скоростях Сессны просто свалятся.
        Единственный вариант - это перехватывать Руста в районе Торжка вертолётами 344-го ЦБПиП. В принципе, при наличии нормального наведения и ЦУ такую задачу инструкторы Центра смогли бы выполнить. При встрече с Ми-24 Сессне ни оторваться не удастся, ни переманеврировать вертолёт.
        1. +1
          28 сентября 2017 18:00
          Вот я вам сейчас возражу на наш же советский манер - а до Торжка от границы Советской власти - времени нету, что ли? Ручных самолётов ЯК-50, ЯК-52? Если уж горит? По аэроплану сверху шасси постучать - садись, милый.
          Могли - конечно. Хотели - несомненно. Приказа не было, поэтому всю жизнь в оправданиях и пребывают за чужие грехи и чужие намерения. Так можно ненароком и без пенсиона остаться, и лес подобывать. А никого - не было, значит, праздник всех на то время устроил....
          1. +2
            7 декабря 2017 13:51
            в 1998 году в аэропорте Кольцово(на военной площадке) мы выгрузили 6 ми-26: снаряды 30 мм, бомбы,пиропатроны - боеприпасы ми-8/ми24, одним словом.Сидели на них 4 человека 26 belay дней.Трое было уволено по сокращению(меня уволили - ДО начала командировки), один остался служить дальше.
            В это время аэродром переподчинили из армейской авиации в армию ПВО.Естественно никто ничего не успел согласовать, и все дружно пихали это добро от себя.И нам тупо не давали машины под вывоз всего этого добра на склады.Мы к концу уже даже бомбы начали по аэродрому катать и звонить во все надлежащие органы - мол, взлетка заминирована(!!!).На что нас вежливо посылали с лозунгом - "откатите обратно на военную площадку и не трепите нам нервы".Хорошо по старой памяти в ОБАТО местном нас в солдатку пускали поесть-иначе бы вообще труба...
            И тут крик - "Завтра Квашнин прилетает!!!"(НГШ на тот момент)...Прискакало штук 8 генералов по очереди. К первому генералу мы еще с ящиков встали-потом забили на это дело.Второй визжал - мой коллега своротил ему под ноги ящик 30-ки россыпью. Генерал затих- повякал дальше, но без фанатизма(мы ж АБСОЛЮТНО гражданские люди-так ему и сказали мол не нравится -мы пошли,а вы тут сами,сами.. ). Третьего спросили - машины будут?тот сказал - пока нет.Даже разговаривать дальше не стали.И только командующий РАВ округа(старый усатый дед) приехавший пятым или шестым-пообещал что сейчас будут машины/бойцы.
            26 дней никто не хотел брать на себя ответственность и вывозить боеприпасы с края ГРАЖДАНСКОГО аэропорта
            а тут несколько часов на все про все...
  14. +1
    4 сентября 2017 19:03
    Цитата: амурец
    Цитата: verner1967
    Я считаю, что правильно наказали генералов и маршала и незаслуженно офицеров, они сделали, что могли.

    Здесь я с вами немного не соглашусь. После 1983 года, когда был сбит "якобы корейский БОИНГ" приказы на поражение пассажирских и спортивных самолётов мог отдать только верховный главнокомандующий или лицо официально его замещающее. На 1987 год это был М.С.Горбачёв.

    Не много не согласен!Для чего тогда оперативный дежурный КП дивизии,или соединения?Именно он и ни кто другой,а если он временно отсутствует его зам,по БД, принимает решение на уничтожение цели.Я был "стражем судного дня",поэтому знаю о чём пишу.Доклад проходил дежурному по Полит. бюро ЦК КПСС,и командующему округом,о принятии решения,при нападении,или нарушении границы,но ни как не генеральному секретарю.Горбачёв мог дать команду,только на ядерный удар,и то только продублированный.
  15. +6
    4 сентября 2017 19:13
    Уважаемые читатели, это очередная стать об этом инциденте. Я уже рассказывал подробности.
    1. Руст садился на мост, где не было поперечной проводки (это единственный мост в Москве).
    2. Я указал место, где он залил бак.
    3. К Москве он подлетал на низкой высоте по Октябрьской ж.д. и шел четко за поездами. Это была полностью подготовленная операция.
    Честь имею.
  16. +3
    4 сентября 2017 19:39
    Сколько этот Горбачев может жить, когда он ответит за все грехи, совершенные над нашим народом? Когда дождемся этого момента? Жду этого момента как пролета нашими на луну!
  17. +6
    4 сентября 2017 21:04
    Цитата: «…американский военный эксперт Вильям Одом даже сравнил «зачистку» советской военной элиты после полета Матиаса Руста с репрессиями против советских военачальников, имевшими место в 1937-1938 гг. Интересно, что после каждой такой чистки через года три–четыре наступала катастрофа. В 1941 году началась ужасная Великая Отечественная война, а в 1991 году распался Советский Союз..»

    Оценка американского эксперта поверхностна, он увидело только внешнее сходство этих двух событий – форму, а вот их содержание было разное. Дело в том, что большинство советских военачальников, арестованных в 1937-1938 г.г. участвовало в заговоре и планировало с началом войны с Германией сдать СССР, а военачальники, снятые Горбачовым, в случае военного конфликта защищали бы СССР.

    В 1987 году советские ПВО в случае с Рустом стали заложниками сложившейся международной обстановки.

    После сбитого в 1983 году Южнокорейского Боинга в мире, особенно в США, обстановка была накалена настолько, что, например, все увольнения советским морякам на берег были запрещены, а миллиардер Хаммер обеспечивал вооруженную охрану наших судов.

    Крику на весь мир было столько, что ПВО-шники, даже спустя 4 года, действительно боялись взять на себя ответственность, т.к за адекватный ответ на такую провокацию можно было всем ответственным «загреметь под фанфары».

    А то, что это провокация, и что проводилась она под прикрытием верхних эшелонов власти СССР, то это и к гадалке не надо ходить.

    Но, к сожалению, военачальникам 1987 года не хватило политической воли. За что и поплатились. Надо было сбивать в любом случае. История бы их оправдала.
  18. +1
    28 сентября 2017 17:48
    Получается такая шляпа - все насквозь коммунисты командиры ПВО и ВВС страны поддались каким-то и чьим-то уговорам поперёк присяги и всё равно пропустили биплан (с "грязной" бомбой) на Красную площадь? Заодно посадив полковника за разгильдяйство. Это как с ваучерами - концы там же
    1. +1
      16 ноября 2017 13:22
      Когда генсек - иностранный агент влияния, отдающий нарочито мутные указания, то смешно требовать от военачальников должного исполнения присяги. Присяга / должностные инструкции никогда даже близко не перевешивают распоряжений политического руководства страны.
  19. +1
    16 ноября 2017 13:17
    На сегодняшний день вообще непонятно, отчего имеются различные толкования "полета Руста". Уж после ситуации с расстрелом парламента в Москве в 1993 г., - после этого все "как бы случайные" события "перестроечного" периода сложились в четкую логическую цепочку. А посему "полет Руста", - это операция западных спецслужб, согласованная (!) с "командой Горби" в Политбюро и в ЦК, а цель операции - ЗАЧИСТКА ГЕНЕРАЛИТЕТА СССР для развязывания рук той самой группе "горбачевских кротов" в руководстве Союза. Прошу обратить внимание, что точно по такой же кальке Горбачев замутил псевдо-путч августа 1991 года: иностранные спецслужбы запускают некие события, - группа Горби как бы ждет от военных "исполнения задач", но при этом вяжет им руки, - после обвиняет военных и "реакционеров" по двум возможным вариантам - А) в случае успешного противодействия - это "удушение гласности/перестройки", Б) в случае кажущейся импотенции - "гнилость системы, так дальше жить нельзя, долой закосневших реакционеров, больше демократии". При наличии "крота-предателя" во главе государства, это беспроигрышный вариант, - никакого адекватного разбора и арбитража не будет. Такие "микро-операции" по парализации военной составляющей безопасности государства, как раз и включают в себя "полет Руста", и на финише убийство маршала Ахромеева ,как один из финальных аккордов.
  20. 0
    18 января 2018 00:13
    Цитата: verner1967
    Для тоталитарной страны, где всё решает руководство, а не закон, этот случай вполне закономерен.

    это вы о путинской "вертикали власти"? Всё вполне закономерно. Тоталитарная страна сейчас, ох и тоталитарная!
    Чем то всё на анекдот (печальный) смахивает: что бы в России не строили - капитализм или социализм, а всё "вертикалью власти" оказывается.
  21. 0
    23 января 2018 20:25
    Я просто удивляюсь уровню статей на этом ресурсе. В данном случае авто статьи вообще полный невежда в данном вопросе.
    Неужели так трудно было прежде чем изливать свои бредни, кое что по теме прочесть?
    http://dspk.cs.gkovd.ru/library/data/ICAO_Doc9433
    _ruk__po_perehvatu_gvs.%20pdf
  22. 0
    20 февраля 2018 16:13
    Статья с амеровским душком.Старые генералы сильно забронзовели, конечно, подзабыли Великую Отечественную. Случай , где то после войны, ветеран североморец на Севере первом прошелся по стоянкам и капонирам с техникой свободно , при наличии часовых. После этого случая на скале аэродрома появилась надпись - "ПОМНИ ВОЙНУ!" Атмосфера в войсках была застойная, дежурные офицеры не имели способности принимать решения, так были воспитаны и заинструктированы. Главное вовремя доложить, снять ответственность с себя, пусть старшие подставляются и принимают решения. Системный сбой эпохи Леонида Ильича. Хорошо, что не нес Руст небольшую ядерную бомбу, это уже в курилках шло обсуждение. Статья в духе "Голоса Америки" 90% правда, 10% - вымысел. Интересно, автор статьи сам крышевал или его крышевали, больно слог специфический.
  23. DPN
    0
    27 февраля 2018 15:01
    В 1983 году сбили корейский Боинг и страна стала оправдываться ,вместо того чтобы послать всех на три буквы.Вот после этого все ответственные люди и стали -бояться. Отсюда и пошёл развал не когда могучего СССР ,очень обидно за Державу.
  24. 0
    8 мая 2021 20:47
    Очень странная тут роль генерала Тимохина, который 28 мая 1987 года, являясь временно исполняющим обязанности начальника Главного штаба войск ПВО, вёл себя весьма странно не принял необходимых мер в отношении легкомоторного самолета «Сессна-172» и даже не известил о том своего главкома. Интересно, что как раз он то вместо ответственности получил повышение. И ещё более странно, что когда опять понадобился не брезгливый исполнитель деликатных грязных дел, то генерал ПВО вдруг в 1991 году, после августовского путча и роспуска ГРУ СССР , возглавил Главное управление ГШ ВС СССР, заменённое в мае 1992 года ГРУ ГШ ВС России.

    Генерал-полковник авиации Вольтер Красковский, командующий Войсками противоракетной и противокосмической обороны Войск ПВО в 1986—1991 годах (На службе неповторимой Отчизне: воспоминания — СПб.: ВКА им. А. Ф. Можайского, 2007):

    Четверг. 28 мая 1987 г. был обычным рабочим днем. На ЦКП проводилась штабная тренировка по плану Генерального штаба. Главком находился в своем рабочем кабинете, начальник Главного штаба на сессии ВС в Таллине.

    Большинство офицеров нашего управления вместе с заместителем начальника штаба были на тренировке на ЦКП (Центральный командный пункт Войск ПВО). Я занимался текущими вопросами у себя в Управлении. Во второй половине дня около 17 часов полковник Игнатов доложил мне,он сказал о нервозности дежурного расчета ЦКП, вызванной какой-то воздушной целью со стороны Прибалтики. Якобы на ЦКП уже несколько часов большой шум и неразбериха. Дежурный генерал С.И. Мельников не может добиться от оперативных дежурных КП Ленинградской армии и Московского округа ПВО характеристик нарушителя режима полетов, по которому осуществляются подъемы истребителей из дежурных сил. Игнатов подчеркивал на редкость неорганизованные действия расчета ЦКП. Я спросил его: «А где же генерал-лейтенант Е.Л. Тимохин, и.о начальника главного штаба войск пво Он ответил, что генерал Тимохин ушел с ЦКП в 14 часов и находится в своем кабинете, что ему дежурный генерал Мельников несколько раз докладывал об обстановке. После такой информации я не сомневался, что обстановка контролируется Главкомом, ибо о такой ситуации ОД ЦКП он обязан был доложить Главкому. Показалось только странным то, что генерал Тимохин до окончания тренировки покинул ЦКП. Это уже была вольность и попустительство с его стороны. Присматриваясь к своему сменщику на посту первого заместителя начальника Главного штаба войск пво, мне казалось, что он переоценивает свои возможности, пренебрегает моими советами, которые я давал ему.

    В 18 час 20 мин мне доложили о выезде Главкома. Через несколько минут стали разъезжаться по домам его заместители и командующие родами войск. В 21 час 15 мин, когда я был дома, мне позвонили с ЦКП и сообщили о посадке иностранного легкомоторного самолёта на Москворецком мосту в 19 час 10 минут. После недолгих раздумий я выехал на ЦКП, где уже были Главком маршал авиации колдунов и генерал Тимохин. Операторы составляли донесение министру обороны. Мой приезд был кстати. Е. Л. Тимохин, понимая всю серьезность случившегося, нервничал, нуждался в поддержке. Пришлось взять составление донесения в свои руки. С этой целью я быстро познакомился со схемой полета нарушителя, с донесениями, которые уже поступили от большинства частей, участвовавших в действиях по нарушителю. К 23 часам донесение на 1,5 листах было составлено и подписано Главкомом без поправок. Главный маршал авиации Александр Иванович Колдунов сидел в Главном зале, когда ему подали текст донесения. Я наблюдал за ним через стекло комнаты, которая размещалась позади главного зала, и понимал, что Главком ставит свою последнюю подпись.

    К тому времени я уже представлял развитие событий и то, что виновниками плохих действий дежурных сил и недоклада Главкому в течение нескольких часов о чужом самолёте в небе Родины были люди, руководившие дежурными силами, начиная от приграничных районов до самой Москвы. Большая вина ложилась на генерала - лейтенанта тимохина е.л. и.о начальника штаба войск пво страны, халатно отреагировавшего на доклады генерала Мельникова о действиях по самолёту-нарушителю. Все это привело к тому, что Главком с его могучей головой, находясь на своем рабочем месте, был искусственно изолирован от развития событий и так и не узнал до отъезда домой, что чужой самолёт уже несколько часов пробирался к Москве на малой высоте. Это я считал главной ошибкой командующего «Ленинградской» 6-ой армией ПВО генерала Г.А. Кромина и оперативного дежурного ЦКП генерала С.И. Мельникова досталось и маршалу авиации анатолию устиновичу константинову обвиненому в том, что подобное стало возможным из за его недостатков в командовании московским округом пво
  25. 0
    30 мая 2023 20:38
    Не ужели члены Политбюро не видели что творит Горбачёв? Надо было этого меченого паразита и предателя взять под белы рученьки! Командир одного из полков ПВО обращался к вышестоящему руководству: вижу, веду нарушителя, дайте добро, как предписывало наставление по боевой работе выполнить и сбить нарушителя. Но все боялись меченого! А предателей на тот период в руководстве власти было очень много! Поснимали очень многих ветеранов МО и ПВО!
  26. 0
    26 июня 2023 19:56
    Подготовка "к Русту" началась 1-го сентября 1983-го. Уже в ТО время ему была гарантирована безопасность. А 28-го мая, он даже знал о том, что его не "вычислят" как "чужого", потому что части МВО ПВО будут работать "по контрольным целям", и часть авиации будет летать, БЕЗ сигнала опознавания. Без участия "самых верхов", это было НЕ реально.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»