Обыкновенная нефть вместо космических амбиций

42

Российское федеральное космическое агентство собирается отказаться от планируемых полётов к Меркурию, Венере и Марсу. Вместо этих амбициозных планов «Роскосмос» займётся программами наблюдения спутников за нефтеносными территориями в Арктике. Решение «Роскосмос» основывается в числе прочего на недавнем крушении «Фобос-Грунта». Об этом сообщают «Известия», ссылаясь на свой источник в космическом агентстве.

В настоящее время из космической программы на 2006-2015 годы исключили уже шестнадцать проектов. Вопрос об «отчислении» решался очень просто — почти как на студенческой сессии. Решение об исключении принималось по результатам последних запусков.

«Фобос-Грунт», в ноябре 2011 года потерпевший крушение, был создан в НП имени Лавочкина. Это НП должно было разработать и непилотируемые аппараты для отправки к планетам Солнечной системы. Учитывая сложность, риск и недостаточность финансирования амбициозных космических миссий, от них решили полностью отказаться. В феврале 2012 г. список исключённых проектов был составлен и отправлен на утверждение в Кремль.

Ранее предполагалось, что программа «Венера-Д» продолжит исследования Венеры, начатые ещё в советское время. Через четыре года, в 2016-м, к Звезде Утренней планировалось отправить станцию для получения сведений о сейcмической активности, геологии и о природе парникового эффекта. Планировалось отправить станции и к Красной планете — в рамках программы «Марс-Нэт». На поверхность Марса учёные хотели высадить 4 станции с целью наблюдения за сейсмической активностью планеты.

Через 3 года должен был стартовать ещё один проект — «Меркурий-П», наиболее амбициозный. Полёт мимо Венеры и Солнца предполагалось завершить настоящим космическим триумфом — первой посадкой на поверхность Меркурия. Интересно, что для создания космического аппарата, способного выполнить столь сложную миссию, предполагалось использовать конструкцию модуля «Фобос-Грунт».

Но, увы, «Роскосмос» принял решение отказаться от дальних планов — и перейти к исследованию объектов поближе. Сейчас планируется создать космосистему под названием «Арктика». При помощи спутников космическое агентство будет вести наблюдение за территориями, оказавшимися предметом частых споров между странами — понятно, из-за нефтяных месторождений. Стоимость новой системы слежения оценена «Роскосмосом» в 68 миллиардов рублей.

Любопытно, что «арктическое» космическое решение специалистами уже названо «политически окрашенным». И. Моисеев, научный руководитель Института космической политики, сказал, что проект «Арктика» появился на фоне мировой шумихи, возникшей вокруг борьбы за шельфовые месторождения. Специалист, кстати, уверен, что смысла в новом проекте нет. Моисеев говорит, что специальной системы для мониторинга полярных регионов не нужно, ведь «все спутники дистанционного зондирования Земли проходят над полюсами».
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    16 марта 2012 11:43
    мельчает народец...
    1. Алексей67
      +13
      16 марта 2012 11:51
      Как то одно другому не мешает. Согласен, что планетарные миссии нужны, но может лучше начать с Лунной станции? smile Осваивать космос нужно постепенно, пока полеты к другим планетам это необоснованная трата денег, рисков много, а результаты практически "ноль".

      А вообще за 68 000 000 000 руб. в Арктике можно и армию содержать, а не со спутников фотки получать wassat
      1. +7
        16 марта 2012 12:03
        Цитата: Алексей67
        А вообще за 68 000 000 000 руб. в Арктике можно и армию содержать, а не со спутников фотки получать
        - диствительно....не пожалеем животы, прожрём ресурсы родного дома.!.!.!. am А правнуки потом пущай автостопом по галактике раселяются.... laughing
        1. +1
          16 марта 2012 12:23
          Ив762,
          Внуки нам спасибо скажут,если мы сумеем сохранить ,то ,что до нас сумели сохранить и преумножить наши деды!Мыслить надо реалими сегодняшнего дня.
          1. Алексей67
            +3
            16 марта 2012 12:58
            Ну вот, не прошло и года wassat

            Роскосмос опроверг сворачивание программ по планетам Солнечной системы

            16 марта 2012, 12:12

            В России продолжат делать все для реализации проектов по исследованию планет и других объектов Солнечной системы и Вселенной, заявили в пятницу в пресс-службе космического агентства.

            «В рамках Федеральной космической программы России на период 2006-2015 годов предусмотрено выполнение около двух десятков проектов научного назначения», - сказал собеседник «Интерфакса».

            Так представитель пресс-службы Роскосмоса прокомментировал появившуюся в ряде СМИ информацию о том, что космическое агентство решило свернуть амбициозные проекты, отказавшись от исследования планет Солнечной системы.

            «Планируются экспедиции к Луне. В перспективе в рамках проектов «Марс-Грунт» и «Лаплас-П» планируются миссии к Марсу и Юпитеру. Работы по проектам «Венера-Д», «Марс-Грунт», «Меркурий-П», «Сокол-Лаплас», запланированные в Федеральной космической программе до 2015 года, в настоящее время находятся на этапе научно-исследовательских работ», - сказал представитель Роскосмоса
            .


            Полностью тут http://www.vz.ru/news/2012/3/16/568792.html
          2. Slayer
            +3
            16 марта 2012 13:00
            Вообще печально,нам америкосы можно сказать космос подарили,а мы этим шансом не хотим пользоваться,за время простоя юсов мы могли бы такой скачек сделать,что им уже нас не догнать было бы,а щас мы добравольно отказываемся от подарка. А амеры закончат разработку своих корабей и 100% на марс человека высаят,и нам уже догнать их будет практически не реально...
          3. +2
            16 марта 2012 15:14
            Цитата: sergo0000
            Внуки нам спасибо скажут,если мы сумеем сохранить ,то ,что до нас сумели сохранить и преумножить наши деды!

            Ну да, скажут!.. Мордой об лавку laughing
        2. 0
          17 марта 2012 00:47
          На альтернативным источниках, на пердяжем пару.
      2. Slayer
        +2
        16 марта 2012 13:03
        Цитата: Алексей67
        Согласен, что планетарные миссии нужны, но может лучше начать с Лунной станции?

        Лунную станцию китаесы разрабатывают уже,хотят к 30м годам построить
        1. Алексей67
          +1
          16 марта 2012 13:36
          Цитата: Slayer
          Лунную станцию китаесы разрабатывают уже,хотят к 30м годам построить


          Согласно китайской программе, освоение естественного спутника Земли намечено на 2040—2060 годы[19].


          Это из Вики, там же сказано, что Россия собиралась в 2015 году открыть станцию на Луне wink Просто "заявить" не значит выполнить, всегда найдутся веские причины "подвинуть" выполнение
        2. Zynaps
          0
          16 марта 2012 19:28
          для начала пусть собственную орбитальную станцию запустят и сделают хотя бы сотню запусков людей и автоматов с целью отработки техники и навыков. построят тяжёлую ракету-носитель. а потом удачно облетят Луну. тогда уже можно будет о чём-то говорить. языком трепать всяк умеет.

          сдаётся мне, такая задача для Китая и всего через 18 лет - маниловщина. экономические темпы - это хорошо, но они сами по себе к Луне не приводят.
      3. +1
        16 марта 2012 15:22
        На сегодняшний день представляется интересным создание не Луне постоянной станции. Это важно по нескольким серьёзным причинам:
        1. Луна-это как первый островок в безбрежном(ближнем) космосе, с которого всё и начнётся.
        2. Обкатка технологий
        3. Лучшая стартовая площадка чем земля
        4. Ещё один дом
        5. Неуязвимая с земли точка слежения
        1. Алексей67
          +3
          16 марта 2012 15:31
          ГШ-18, С Вашего разрешения добавлю

          - экономическую сторону (сейчас уже реально России основать станцию)
          - В январе 2006 года Николай Севастьянов, бывший президент Ракетно-космической корпорации «Энергия», официально объявил[5], что главной целью российской космической программы будет добыча на Луне гелия-3 путем переработки лунного реголита


          Создание станции — не только вопрос науки и государственного престижа, но и коммерческой выгоды. Гелий-3 — это редкий изотоп, стоимостью приблизительно 1200 долларов США за литр газа[6], а на Луне его — миллионы килограммов (по минимальным оценкам — 500 тысяч тонн[7]). Гелий-3 нужен в ядерной энергетике — для запуска термоядерной реакции.

          Учёные[8] считают, что гелий-3 можно будет применять в термоядерных реакторах. Чтобы обеспечивать энергией всё население Земли в течение года, по подсчётам учёных Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН, необходимо приблизительно 30 тонн гелия-3. Стоимость его доставки на Землю будет в десятки раз меньше, чем у вырабатываемой сейчас электроэнергии на атомных электростанциях.

          При использовании гелия-3 не возникает долгоживущих радиоактивных отходов, и поэтому проблема их захоронения, так остро стоящая при эксплуатации реакторов на делении тяжёлых ядер, отпадает сама собой.
          1. 0
            16 марта 2012 17:35
            Алексей67,
            Согласен!Вот это уже ближе к реальности.
        2. Zynaps
          0
          16 марта 2012 19:33
          сначала надо создать и обкатать необходимый для таких задач тяжёлый носитель. типа ракеты "Энергия". потом совершить несколько удачных облётов Луны. и только после ряда удачных пилотируемых полётов с высадкой на Луну можно будет о чём-то говорить.

          Роскосмосу для начала надо хотя бы научиться беречь кадры и не воровать.

          как говорили раньше советские инженеры, "на наших заводах для начала освоить бы передовую технологию "сборка трезвым", а там и до Марса доберёмся!"
  2. serg792002
    +4
    16 марта 2012 11:49
    Последнее время Роскосмос планы меняет чаще чем ракеты запускает.
    В статье лажа какая то. Не может быть такого.
    1. оле
      0
      16 марта 2012 14:17
      Ну успешного мененджера Поповкина перевели из МО , наша бронетехника г,,,о (его слова), теперь "наша космическая индустрия развалена , надо порядок наводить", все приводить к рентабельности, непрофильное продавать и т.д.
  3. +5
    16 марта 2012 11:50
    нефтедоллары уже и в космос забрались! хм, на марс мы не полетим, а будим охранять запасы Абрамовича и ижи с ними! Аминь!
  4. perryiht
    +2
    16 марта 2012 11:57
    Думаю опубликованное название и назначение проэкта чисто внешнее, на самом деле спутники, скорее всго, будут выполнять совсем другие задачи...
    1. 0
      16 марта 2012 15:31
      Цитата: perryiht
      Думаю опубликованное название и назначение проэкта чисто внешнее, на самом деле спутники, скорее всго, будут выполнять совсем другие задачи...

      Значит они должны финансироваться из других источников! Не за счёт космической программы полётов на другие планеты. am
  5. -1
    16 марта 2012 12:10
    Однако это решение некоторые специалисты называют политически окрашенным. Так, научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев напомнил, что проект "Арктика" "всплыл" на волне шумихи вокруг борьбы за шельфовые месторождения в полярных областях. "Но смысла в нем нет никакого. Никакой специальной системы для того, чтобы мониторить полярные регионы, не нужно, потому что все спутники дистанционного зондирования Земли проходят над полюсами", - высказал уверенность специалист, как пишет "Утро.ру".

    Все нашел источник новости, можно дышать спокойно winked
    1. Dzhuga
      -1
      16 марта 2012 14:58
      Меня самого заедает, когда после рерайта новостной статьи из, мягко скажем, недостоверного источника, пропадает ссылка на первоисточник новости и информация подаётся как Истина.
      По факту это несколько "неправильно", надеюсь это получается "просто - так", без умысла...

      А по сути статьи - если правда, то очень горькая.
      1. Dzhuga
        -1
        16 марта 2012 21:16
        Я что то не так сказал? (Минуса без объяснений смущают...)
        Или рерайт уже неприменяется, просто соб.корры сайта забыли свои подписи проставить, беря интервью у Поповкина?
    2. 755962
      0
      16 марта 2012 18:30
      Да уж, "Утро.ру" добрым не бывает.
  6. +2
    16 марта 2012 12:12
    Просто печально.
  7. +1
    16 марта 2012 12:14
    Тут на Земле неизвестно что завтра будет,а тут Утренняя 3везда!Закат вечерний надо сделать еженевной реальностью.Уже враг у ворот а мы всё по Стругацким мечтаем,хотя это говорят в меру не вредно.
    А если серьёзно тот челнок юсовский ,что над нами летает помните?Вот никто даже не знает что у него на борту!Было бы неплохо для начала сделать такой же,в качестве паритета.А потом уже фантазировать на тему далеких звёзд.А то наши соседи уже одной ногой у нас дома военные учения в Арктике проводят и посмеиваються!
  8. +3
    16 марта 2012 12:14
    Похоже на "утку". Возможно какие-то коррективы в планы и будут внесены но вот отказ... После войн подобные "суперпроекты"- самый эффективный способ получения прорывных технологий. При грамотном подходе все затраты окупаются с лихвой.
  9. Гога
    +3
    16 марта 2012 12:38
    На этом же сайте, позавчера 14.03.2012 была статья - Роскосмос опубликовал планы на 20 лет - где анонсировались полёты и на планеты и к Луне и многоразовый корабль и пр.
    Через два дня все круто изменилось? Прямо анекдот -
    Готовят советского разведчика-нелегала для засылки в кап. страну в роли мультимиллионера - ну парень старается - осваивает соответствующие манеры, учится носить смкинг и т. д. и тут заходит поковник и говорит -
    Иванов - руководство изменило задачу и ты едешь в Китай в роли портового нищего, срочно переучивайся ... .
    А серьёзно - нефть дело необходимое, за Арктику биться надо и в космосе и на земле и под водой, но и вперёд смотреть надо а то можно попасть в "зад".
  10. Nechai
    +1
    16 марта 2012 13:06
    Скорее всего инфа из рязряда зондирующей, в какой то степени отвлекающей и развлекающей публику.
    Цитата: serg792002
    Последнее время Роскосмос планы меняет чаще чем ракеты запускает.

    Вы абсолютно правы! То одна группировка фин.поток на себя замкнёт, то другая, то третья. "Спор хозяйствующих субъектов" ... По делам и судить, и воздавать будем.
  11. 0
    16 марта 2012 13:07
    Гога,
    Я с Вами согласен,что и человек учиться ходить,только идя вперёд и видя перед собой цель.Но согласитесь что не научившись твёрдо стоять на ногах далеко не убежишь.А как итог ,разбитый лоб и надолго отбитое желание.
    1. Гога
      0
      16 марта 2012 13:31
      Абсолютно верно, тем более, что в настоящий момент Роскосмос не то что вперёд идти - стоять то, на уже достигнутом, толком не получается. вот тут и возникает вопрос - эти шараханья в выборе приоритетов - проблема авторов статей или в космическом ведомстве определиться не могут?
  12. iulai
    +1
    16 марта 2012 13:08
    изучение венеры, меркурия, марса - это выброс денег на ветер. до сих пор не понимаю, что делают космонавты на МКС? 50 лет в космосе ,а кроме спутников связи, никакой пользы. не могут дельных дорог построить а туда-же...
    1. PabloMsk
      -1
      16 марта 2012 14:19
      iulai,

      Всецело присоединяюсь к мнению!
      Давайте страну в порядок приводить.

      А с 68 млрд. рублей можно спокойно попрощаться....
      Но!

      История мне напоминает разговор честного подчинённого/учёного с хитрым управляющим чужой собственностью/завлабом:

      Завлаб:
      Вот тебе баблоса пару вагонов - сделай "красиво" на Марс или Луну там....

      Честный учёный:
      Да что Вы?! Мы не даём никаких гарантий, что на потраченные деньги реализуем эти программы!!!! Давайте мы лучше вернём Вам эти деньги...

      Завлаб тихо так...:
      Ты офонарел что ли дружок?!!!!!
      Давай..! Изобрази что-нить над Арктикой там...
      А мы пока финансовые потоки перераспределим....
      А ты иди-иди... работай....!
      1. -2
        16 марта 2012 14:25
        Павел, ты ж корреспондент. Скажи что учредитель ООО "Медиа Мир" знаю только что какая то иностранная контора.
        1. PabloMsk
          0
          16 марта 2012 14:53
          "Медиа мир" - это одно из структурных подразделений медиахолдинга "РБК".
          Там очень сложная структура собственности, это ОАО и любой может быть собственником акций этой компании.

          И я не корреспондент :)
          Просто работаю с ними в одном издательстве.
          1. -2
            16 марта 2012 15:13
            Тогда ясно, откуда все ноги растут.
  13. Гога
    -1
    16 марта 2012 14:09
    В дополнение, правительство "вкладывается" в космос (одно строительство нового космодрома многого стоит) а в ведомство как то всё не может определиться?
  14. balamut_x
    0
    16 марта 2012 14:10
    Советский "запал" окончательно иссяк осталось российское не то не се, молодежь учится не хочет, работать на заводах и КБ ни каким калачом не заманишь, зато критиковать все мастера да еще на митингах горлопанить . Роскосмос правильно все сделал убрали то что не имело смысла
    1. -1
      16 марта 2012 14:26
      balamut_x,
      Полностью согласен!И впервую очередь это касаеться образования.Запустить зонд у нс ещё хватит сил,а вот снимать с него данные,боюсь будут уже не наши учёные.
  15. PabloMsk
    0
    16 марта 2012 14:21
    С 68 млрд. рублей можно спокойно попрощаться....

    История мне напоминает разговор честного учёного с хитрым завлабом:

    Завлаб:
    Вот тебе баблоса пару вагонов - сделай "красиво" на Марс или Луну там....

    Честный учёный:
    Да что Вы?! Мы не даём никаких гарантий, что на потраченные деньги реализуем эти программы!!!! Давайте мы лучше вернём Вам эти деньги...

    Завлаб тихо так...:
    Ты офонарел что ли дружок?!!!!!
    Давай.. изобрази нам что-нить над Арктикой там...
    А мы пока финансовые потоки перераспределим....
    А ты иди-иди... работай....!
  16. Волхов
    -1
    16 марта 2012 14:49
    То, что прежние планы были рекламой - было ясно сразу:
    Волхов 14 марта 2012 10:00 | Роскосмос. Космические планы на два десятка лет
    0 Планы Роскосмоса - элемент общего госпиара про армию, олимпиаду, далее везде. Просто в начале 13 ожидается крупная катастрофа, к которой население не готовят, а чтобы не грустили - крестьянам водка, молодёжи наркотики, патриотам "Россия вперёд", бизнесу обещания приватизации, ну и в космос (прямо с морского дна на космодромах).
    Реальная космическая деятельность в районе условного по времени 2030 будет осуществляться совсем другой техникой, с другими целями, людьми и не только. На Марсе можно будет оказаться раньше, но пассажирами - часть работы правительства сделают соседи, но только малую часть, остальное - делайте сами.

    Но и эти - ахинея. Нужна подготовка к реальным событиям - вот на Солнце 7 марта началась переполюсовка, после следующего прохода между Солнцем и Юпитером будет пульсация уже здесь - надо людей и технику к этому готовить, чтобы совсем дикарями не стать, а из Роскосмоса стоит эвакуировать только секретаршу - остальным дубам затопление полезно, сохранятся на века.
  17. elf71
    -2
    16 марта 2012 15:02
    что же такое ни как у гэбни крокодил не ловится и не растет кокос
    может на покой пора
    1. Волхов
      0
      16 марта 2012 18:16
      И. Моисеев, научный руководитель Института космической политики

      Космической техники меньше, политики больше. Это ведь бюджетный институт.
  18. С_мирнов
    -3
    16 марта 2012 15:28
    Фобос грунт доходчего показал, что тупое вбухивание бабла в космическую отрасль не канает. Более сложные подходы ВВП недоступны. Да и зачем смотреть на звезды если можно барыжить нефтью и воровать народные деньги. Итак все стабильно!
    1. -1
      16 марта 2012 15:44
      Цитата: С_мирнов
      Фобос грунт доходчего показал, что тупое вбухивание бабла в космическую отрасль не канает.

      "Роскосмос рассчитывает получить за аварию "Фобоса-Грунта" 1,5 млрд рублей страховки. "Очень много говорится о 5 млрд рублей, но сам корабль стоит 1,5 млрд. Он застрахован, и мы их (страховые выплаты - ИФ) получим", - заявил Поповкин. Межпланетная станция "Фобос-Грунт" действительно застрахована на полную стоимость в "Русском страховом центре" (РСЦ), однако в январе этого года сообщалось, что эта сумма составляет 1 млрд 200 млн рублей. "Все работы стоили 5 млрд рублей, но стоимость аппарата составляет 1 млрд 200 млн рублей", - заявлял тогда Поповкин. Он также подчеркивал, что деньги, затраченные на проект "Фобос-Грунт" (3 млрд 800 млн рублей), нельзя считать потерянными.

      В частности, по словам главы ведомства, часть средств по этому проекту пошла на модернизацию радиолокационных станций в Медвежьих озерах (Московская область), а также под Комсомольском-на-Амуре. Кроме того, значительные средства были направлены на модернизацию НПО им.Лавочкина (Химки, Московская область), где собирался аппарат "Фобос-Грунт". В частности, там были приобретены современные испытательные стенды, сопоставимые по качеству с европейским оборудованием."
  19. 0
    16 марта 2012 15:51
    Всё это смахивает на дезу Кто автор статьи,откуда инфа?
  20. Алексей67
    -1
    16 марта 2012 17:41
    Наконец то приходит понимание, что нужны российские компоненты для снижения аварийности в Космосе

    РКС: К 2020 большинство микроэлементов для космоса будут делать в России

    16 марта 2012, 16:47

    К 2020 большая часть микроэлектроники для космической отрасли будет отечественного производства, сообщил в пятницу журналистам руководитель одного из ведущих предприятий Роскосмоса - ОАО «Российские космические системы» (РКС) Юрий Урличич.

    «Мы не сможем совсем отказаться от закупки зарубежных микрокомпонентов для космоса - их закупают все развитые страны, в том числе, США. Но в дальнейшем, к 2020 году, рассчитываем, что основную долю микроэлектроники будем изготавливать в РФ, по крайней мере, для нужд космической индустрии», - отметил глава РКС, передает РИА «Новости».

    По его словам, в реализации инициированной Роскосмосом программы восстановления отечественной микрокомпонентной базы РКС примет самое активное участие.
  21. Онегин
    -1
    16 марта 2012 17:51
    Денежки - что голуби: где обживутся, там и поведутся)))
  22. атеист
    -1
    16 марта 2012 18:46
    вообще пусть лучше в глубину океана идут,чем в космос-1)спасение от метеорита(небольшого)2)новые ресурсы3)может что-то ещё интересного найдут(постоянно находят много новых видов глубоководных рыб)
    в принципе техника постройки одна и таже
    1. -2
      16 марта 2012 22:23
      Цитата: атеист
      в принципе техника постройки одна и таже

      Извините, но техника отличается как небо и земля или , если хотите вода. Космос в плане развития технологий перспективней. И в плане финансовой отдачи так же.
      1. атеист
        -1
        17 марта 2012 17:30
        не извиняю,в плане отдачи глубины полезнее чем какие-то далёкие планеты.
        На глубинах можно строить города,добывать полезные ископаемые,и вода рядом.
        техника по аналогии-там и там давление,холод,плотность-я не знаю чем вы занимаетесь,но занимаюсь водой и мне это ближе
  23. +1
    16 марта 2012 18:55
    «Роскосмос» принял решение отказаться от дальних планов — и перейти к исследованию объектов поближе. Сейчас планируется создать космосистему под названием «Арктика». При помощи спутников космическое агентство будет вести наблюдение за территориями, оказавшимися предметом частых споров между странами — понятно, из-за нефтяных месторождений

    Показатель того кому принадлежит власть в стране!!!Нефтянка рулит и им по барабану престиж страны,научный потенциал .Мы по тихонько становимся периферией запада - наша роль снабжение ресурсами!!!!!!!!!!!!!!Остальное уже есть на западе!!Еще пару десятилетий и кончится потенциал ,заложенный при СССР.Мы просто станем бочкой для нефти и если что то произойдет с ценами ,нас просто продадут!!!