Танки идут под воду - от Т-54 до Арматы: воспоминания военного эксперта, полковника запаса Виктора Мураховского

14
Вот уже 60 лет оборудование для преодоления танками водных преград по дну - непременный атрибут всех отечественных танков. Такими устройствами будут оснащены и перспективные машины семейства "Армата".

Как отмечает известный военный эксперт, полковник запаса Виктор Мураховский, танки, идущие под воду, это не только зрелищно, но и связано с многомесячной подготовкой, определенным риском, в конце концов, сильным стрессом для экипажа.

Танки идут под воду - от Т-54 до Арматы: воспоминания военного эксперта, полковника запаса Виктора Мураховского

Занятия по подводному вождению в Казанском высшем танковом командном училище. Подготовка изолирующих противогазов ИП-46М (Мураховский сидит первым справа, фото из архива Виктора Ивановича)


"Впервые с этим я столкнулся в военном училище. Все начиналось с занятий по легководолазной подготовке. Это был как теоретический, так и практические курсы. Учились работать в изолирующих противогазах, в то время у нас были ИП-46 и ИП-46М. Сначала мы тренировались на суше – отрабатывали запуск, перевод в боевое положение, другие операции. Затем в бассейне, на глубине порядка 2-2,5 метров. Сначала простейшие действия – хождение под водой. Затем уже посложнее: перенос трака танка, установка и закрепление троса на буксирном крюке танка. Бассейн был специально для этого оборудован.

Следующий этап - это тренировка затопления танка и выхода из него. Для этого был специальный тренажер. Он представлял собой макет отделения управления и боевого отделения. Там мы также вначале тренировались по переводу противогаза в боевое положение, затем затоплению танка и выходу из него. Завершающий этап - действия в случае неисправности противогаза.

После прохождения всех этих этапов тренировок начались уже практические занятия на боевой технике. Это происходило на реке Мёша, неподалеку от Казани. Форсировали эту реку мы на танках Т-55 и Т-62, действуя в качестве членов экипажа.


Занятия по подводному вождению в Казанском высшем танковом командном училище. Танки Т-55 с установленными трубами-лазами (фото из архива В.И. Мураховского)


Сначала с учебно-тренировочным оборудованием, когда на танк устанавливается труба-лаз, которая позволяла выходить из танка без его затопления. Затем работа с так называемым "боевым" оборудованием подводного вождения танка (ОПВТ), когда воздухопитающая труба небольшого диаметра устанавливалась вместо снятого прибора наблюдения заряжающего. Работы по полной подготовке танка к преодолению водной преграды под водой на машинах Т-55, Т-62 занимали 30-40 минут.

Без приключений у нас не обошлось. Я уже не помню точно дату, но на одном из таких занятий гирополукомпас и ТПУ на танке Т-62 вышли из строя, и машина попала мимо прохода в обрывистом берегу на выходе из воды, в результате танк перевернулся под водой. Двигатель заглох, аккумуляторные батареи попадали, освещение в танке погасло, аварийное освещение тоже отрубилось. Связи нет. Мы спокойно без паники одели противогазы, согласно инструкции вытащили триплекс, чтобы танк затопить, а он не затопляется, потому, что лежим кверху брюхом, и все забито песком. Пришлось расстопорить люк в днище, который еще называют "паникерским", оттуда хлынул поток воды, в это время все 4 человека собрались в боевом отделении, потом вышли наружу. Как оказалось, слой воды над днищем был лишь сантиметров десять, гусеницы вообще торчали над водой.


Легководолазная подготовка танкистов с изолирующими противогазами ИП-5 ( фото из архива В.И. Мураховского)


В дальнейшем в войсках фундаментальные знания и практические навыки, которые получили в училище, здорово помогли. Должен сказать, что в танковых войсках вопросам форсирования водных преград, движения танков под водой, преодоления водных преград на гусеничных самоходных паромах и понтонно-мостовых парках уделялось очень большое внимание. Тема была ключевой. Мне трудно даже припомнить учения в масштабе полка и дивизии по наступательной тематике, на которых бы не отрабатывалось преодоление водных преград.

Мне приходилось ходить под воду на Т-55, Т-62, Т-64, Т-72 и Т-80. У всех этих машин есть свои особенности в подготовке к форсированию, свои особенности во время движения, но в целом подготовка танкистов, экипажа – практически одна и та же. Начинается все с теоретической подготовки, изучения ОПВТ, тренировок по его установке, потом бассейн, затем в макете танка отрабатываются мероприятия по затоплению и выходу.


Бассейн для легководолазной подготовки в учебном танковом полку (фото из архива В.И. Мураховского)


Должен сказать, что по моим наблюдениям за солдатами-срочниками, которые служили в танковых войсках, тема действий под водой в изолирующем противогазе, затапливание в танке, выход из него, была одной из самых стрессовых, примерно на уровне стрельбы штатным снарядом и метания боевых гранат из танка.

- Какой танк показался наиболее приспособленным для преодоления водных преград?

- С точки зрения установки оборудования, затрат времени, надежности – на мой взгляд, это Т-72, хотя бы по той причине, что, во-первых, там воздухопитающая труба одна, и она достаточно скромных габаритов. На выпуске устанавливаются клапаны. На Т-64 приходилось ставить 2 трубы – одну воздухопитающую, а одну на выхлопе – потому что двухтактный дизель плохо переносил сопротивление на выпуске.


Бассейн для легководолазной подготовки в учебном танковом полку (фото из архива В.И. Мураховского)


На Т-80 воздухопитающая и выпускная трубы - большого диаметра, и было больше шансов повредить их.

Я должен отметить, что перед входом под воду действует контрольно-технический пункт. Танк подходит к урезу воды, тормозит. Его осматривают снаружи, чтобы оборудование было в целости и сохранности. И когда у нас появились Т-64Б и Т-80, бывали случаи, когда танк приходилось заворачивать, в силу того, что обнаружились какие-то повреждения на оборудовании ОПВТ, обычно – нарушение уплотнения выпускной трубы. Ведь удаление района герметизации от реки нередко составляло несколько километров, и пока танк двигался к берегу, на трубы действовали сильные нагрузки, ведь танковый маршрут – это далеко не асфальт.

- У Т-72 ведь ограничение на преодоление рек не шире 1 километра?

- Да, из-за того, что система охлаждения у него замкнутая, воздух на охлаждение радиатора под водой не поступает и возможен перегрев двигателя. Но, я скажу, что водные преграды в 1000 метров найти на территории Западной Европы практически невероятно, а опыт форсирования Днепра, там ширина была порядка 700-800 метров, на учениях 1967 года, показал, что двигатели семейства В2 спокойно выдерживают такие условия. То есть это не критичное и не смертельное ограничение, оно скорее техническое, чем тактическое, потому что практически водные преграды такой ширины и не встретились бы.


Занятия по легководолазной подготовке в бассейне (фото из ахива В.И. Мураховского)


- На каких мероприятиях было самое запомнившееся преодоление?

- Много таких мероприятий запомнилось, например, в Прибалтике переправа через замерзшую реку Неман на танке Т-72 во время полковых учений. Это было, по-моему, зимой 1978 года. В ходе учений, когда мы подошли к Неману, батальон ушел на маршрут, который от мостовой переправы находился ниже по течению. Там была поставлена задача, что батальон преодолевает Неман по дну, выше по мосту проходят не плавающие машины, а ниже нас по течению мотострелковый батальон преодолевает реку по льду.

- На технике?


Мураховский после форсирования реки Неман под водой на танке Т-72 (фото из архива Виктора Ивановича)


- Да, впереди боевые машины пехоты по льду, за ними цепью пехота. Наш танковый батальон пошел под воду, лед для нас на Немане взорвали саперы, они у верхнего уреза майны на своих лодках и катере БМК ловили оторвавшиеся льдины, чтобы они не снесли воздухопитающие трубы танков. Вот такая методика была.

- То есть максимально приближенно к боевым условиям, без всяких скидок…

- Конечно, без всяких скидок. Мы успешно задачу выполнили, но пехота одну БМП утопила. Она на подходе к берегу, задрав корму, ушла под воду, хорошо что на БМП в это время были только механики водители в спасательных жилетах, мехвод удачно выплыл. А эту БМП достали только весной, когда лед растаял.


Трехтрубный "пароход": танк Т-80 с установленными трубой-лазом, воздухопитающей и выпускной трубами (фото из архива В.И. Мураховского)


- Ширина Немана какая была?

- Ширина Немана в том месте, наверно, метров около 300.

Еще запомнилось форсирование Эльбы в Германии. Командовал тогда главком Зайцев, Митрофан Митрофанович, и наш полк на объединенных учениях был передовым отрядом дивизии, форсировал в максимальном темпе Эльбу, которая по оперативным планам изображала из себя реку Рейн.

Масштаб и жесткость спроса запомнились особенно, там были реальные удары авиации и артиллерии по противоположному берегу и высадка тактического воздушного десанта с вертолетов - роты отдельного десантно-штурмового батальона армии, а также форсирование вплавь мотострелкового батальона на БМП-2.


Занятия по подводному вождению на танках Т-64А (ГСВГ, фото из архива В.И. Мураховского)


Два батальона танков от нашего полка форсировали Эльбу по дну с целью выхода на плацдарм, захваченный десантниками, расширения этого плацдарма, обеспечения переправы главных сил и развития наступления дивизии.

Митрофан Митрофаныч возмутился, мол, что это за детские игры у нас. По условиям мирного времени преодоление водных преград происходило так: один танк на выходе из воды на противоположной стороне, один танк в реке, один танк на входе. Это требования безопасности, ведь эвакоспасательная группа одна на маршрут.


Форсирование реки Эльба под водой на танках Т-64А (ГСВГ, фото из архива В.И. Мураховского)


Генерал Зайцев дал команду: давайте по-боевому, и в итоге было так: у нас один танк на выходе, один на входе, и три в реке. Это огромная ответственность, конечно, для командира батальона, который лично управляет движением танков под водой. Для всех танкистов это большое напряжение и испытание мастерства, это очень сложно согласованно управлять пятью машинами. Ведь механик водитель под водой ничего не видит, он только слушает команду управления, и экипаж – так же. Комбат должен ювелирно руководить всем процессом, чтобы не допустить столкновения танков под водой, ухода с маршрута, следить за работой контрольно-технического пункта и выполнять еще ряд задач. Но все прошло более чем успешно.


Переправа танка Т-55 на гусеничном самоходном пароме ( фото из архива В.И. Мураховского)


Батальон Т-64 мигом пролетел эту водную преграду. Примерно через 30 минут все танки были на противоположном берегу. Мы свою задачу выполнили.

Вообще под воду в танке ходил много раз, ведь каждый год проводились минимум дважды занятия по подводному вождению и одно-два учения с форсированием водной преграды. Поэтому разных острых ситуаций, интересных эпизодов осталось в памяти немало. Были в этих мероприятиях и моменты, запомнившиеся своей красотой.


Современный российский танк Т-90А с ОПВТ (фото из архива Алексея Хлопотова)


Вот представьте: ночь, берег реки, ни огонька. Слышен только рев двигателей подходящей к воде колонны танков. Постепенно проявляются темные силуэты машин с трубами ОПВТ. Первая машина тормозит у КТП, мелькает синий фонарик техника – отмашка, танк пошел под воду. Звук работающего двигателя исчезает. И дальше в тишине только красный огонек на трубе «плывет» поперек реки. Пошел следующий танк, еще один… и на противоположном берегу постепенно выстраивается цепочка «светлячков». Картина незабываемая.

- "Армата" будет ходить под водой?

- Это обязательное требование для перспективного танка. Возможность преодоления водных преград по дну должны получить практически все машины этого семейства тяжелой бронетехники.


Т-90А готовится к преодолению водной преграды (фото Алексея Хлопотова)


Демонстрация возможностей преодоления водных преград по дну российскими танками Т-90 и Т-80У
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Bat1stuta
    +5
    20 марта 2012 08:59
    нашим вообще без разницы куда лезть, в огонь, воду... попробуйте туда америкоса затащить... через пол года будет инфа - Программа Закрыта, желающих не нашлось laughing
  2. +5
    20 марта 2012 09:06
    Во время службы рядом был танковый полк.. общались... Так вот... Меня туда командировали на неделю... До армии водолазная подготовка в ДОСААФ... У них потом всё веселее пошло... А потом к ним прапора подводника перевели... Вывод во всём нужна сноровка... и как там тренировка...
  3. +3
    20 марта 2012 10:00
    Кране рекомендую читать статьи ВИМ-а очень грамотный и взвешенный человек и умеет писать.
  4. 755962
    +3
    20 марта 2012 12:54
    Зрелищно.Теперь понял смысл выражения:"Танки грязи не боятся!"
  5. лепольд
    +6
    20 марта 2012 13:00
    Все-таки жаль, что не дошли наши танки до Пиринейского полуострова, ведь там испанские вина, портвейн, опять-таки, а ведь могли бы...
    Слава Советской Армии!
  6. f0rest3r
    +3
    20 марта 2012 15:39
    Осталось нашим танкам летать научится! И тогда наша Армия будет неуязвима!)
  7. Sergh
    0
    20 марта 2012 16:51
    Молодцы мужики, видно моща прёт, как подводная лодка!
  8. r.anoshkin
    +4
    20 марта 2012 17:19
    Фото хорошие.Статья не понравилась.Просто ходить под водой в ИП нереально,траки в руки берешь сразу,иначе не погрузишься-вокруг шеи надувной резервуар с кислородом.Ограничение по ширине водных преград в 1 км-для всех танков кроме 80(с ГТД нет вероятности перегрева).Стресса особого ни при одном из вышеперечисленных действий не испытывал.А уж перевернуть танк,да еще и под водой-полный бред.И куда могли попадать АКБ,непонятно-в каркасе из уголка,затянутые стопорными планками?Чувствуется рука не командира,но замполита.
    1. +1
      20 марта 2012 22:26
      река Мёша, на которой это происходило, отличается крутыми берегами, в том числе под водой, и меняющимся руслом (грунты лёссовидные, промываются быстро, течение тоже быстрое), так что если они не вышли на подготовленный выезд на берег, а пошли под водой вдоль, то переворот очень естественен. По-поводу АКБ: году в 87 они (курсанты и иже с ними) бросили у реки Нокса в 800 м от последних домов микрорайона Горки-2 танк(простоял с полгода), в котором какое только безобразие местная малолетняя шпана не устраивала,только что по городу не стреляли-нечем было, так что незакрепленные АКБ - птичий грех.
  9. Регион71
    +5
    20 марта 2012 18:34
    Хоть я и не танкист,но в армии пришлось познакомиться с танкистами очень близко.Однажды даже выручали меня ,вытаскивали мой засевший в солончаке ЗИЛ на восьмедисятке.Отчаянные ребята,ещё и десанту фору дадут.Только предсавте себе каково сидеть в бронированной коробке,когда враг долбит по тебе из противотанковых средств.
  10. +4
    20 марта 2012 22:00
    С Днем подводника вас, уважаемые танкисты!
  11. io_stalin
    +2
    20 марта 2012 22:49
    Что-то в этом есть, в смысле тактической новизны:

    Танк под водой незаметен и почти неуязвим. Тепловизоры его не видят, ГСН тоже, РПГ при вхождении в воду дадут преждевременный подрыв.
    Хорошо бы еще иметь возможность вести огонь из-под воды smile
  12. +2
    21 марта 2012 19:51
    А ещё приделать офигенный бульдозерный отвал, что бы танк перед собой срезал с полметра земли и через себя переправлял. Получаем 0,5 м керамической брони(правда,рыхлой), не то что тепловизор, вообще никто не увидит- туча пыли, РПГ и ПТУР не достанет, подкалиберным не понятно, куда пулять, и бронирование крыши улучшаем... Вот только понять, куда едем и чем дышим?... Но со временем это решится! laughing
  13. +1
    21 марта 2012 23:08
    В Венгрии (Веспрем) водил танк (Т-62) под водой пару раз. Преодолевали водную преграду несколько проще, чем описано выше. Было выделено три танка (вроде бы, из учебной роты) и на них подводное вождение проходили все роты. Танки были со штатным оборудованием для подводного вождения: воздухопитающая труба, клапана на выхлопной трубе, крышки над моторным и т.д..
    Когда танком управлял под водой первый раз, то умудрился заглушить двигатель. Получилось так: не работал гирополукомпас, и поэтому вёл ориентируясь только по командам с берега. В наушниках сначала был спокойный голос, который говорил что правильно иду, потом громко крикнули "Стой!" далее "Левый рычаг на себя, вперёд !". Хотя танк при входе под воду, идёт на полном газу, но выхлоп на глубине мощность двигателя снижает. На полном газу и рычаг чуть на себя, при трогании, двигатель заглох. Доложил на берег. Ведь инструктировали, что под водой заводить двигатель не желательно, пугали попаданием воды в цилиндры и гидроударом. Но дали команду заводить. Выжал главный фрикцион, педаль на полный газ, в двигатель подал воздух (основной вид запуска) и помог ему электростартером. Вобщем, завёлся, но когда стал трогаться , опять заглох. Тут уж я без всяких докладов опять завёл двигатель, не заглушил при трогании, выехал из водоёма. За такое вождение экипаж получил "неуд". На мой взгляд, не справедливо, так как из пруда я выехал сам, никто меня не вытаскивал.
    Кстати сказать, вот у кого был стресс, так это у экипажа: я то был занят делом, и мне было не до этого, а экипаж изволновался весь.
  14. 0
    4 июня 2012 12:25
    У мну начальник был, служил в Германии. Мехвод. Танк - не знаю, врать не буду. Он говорил, что на учениях Щит-84 (как-то так), они форсировали реку просто: перед этим сапёры утопили в реке обычные фундаментные блоки из железобетона, причём сделали из них коридор. Прёшь по дну - влево свернул - скрежет, вправо - скрежет. Их рота переправилась без всяких геморроев. Может, иврёт, конечно, но, подозреваю, что для демонстрации мощи наших танков, могли пойти и на такое...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»