Куда податься МРАПам?

40
В военном деле есть простое правило. Не можешь противостоять противнику в открытом бою – начинай партизанить. Минируй дороги, устраивай засады и обстреливай врага с большого расстояния. Можно даже не стараться наносить точные удары. Главное, чтобы ты не попал на прицел врага, но нанес ему какой-либо урон. По такой методике за последние сто лет велась не одна война. И до определенного времени более сильный участник конфликта был вынужден либо оттягивать силы с фронта для борьбы с партизанами, как это было во время Великой Отечественной с немцами, либо признавать потери от засад неизбежным злом. Оригинальный способ значительного уменьшения потерь личного состава от мин и обстрелов придумали в конце семидесятых в ЮАР. Эта страна в то время воевала с борцами за независимость Намибии. Южноафриканская армия была одной из лучших на континенте, поэтому намибийские бойцы перешли к партизанской тактике ведения боев. ЮАР отреагировали на это доработкой армейских автомобилей и оснащением их бронированием с бортов и под днищем. Таким образом, получившийся автотранспорт стал защищать экипаж и от пуль, и от кустарно изготовленных мин.



Немного позже южноафриканских событий появился термин MRAP (читается «Эмрап»), что расшифровывается как Mine Resistant Ambush Protected – дословно «Защищенный от мин и атак из засады». До определенного времени подобные автомобили не пользовались особой популярностью среди ведущих в военном отношении стран и оставались всего лишь интересным ответвлением от «генеральной линии» броневика. Но позже, когда США начали военные операции в Афганистане и Ираке, на MRAP стали обращать все больше внимания. Казалось бы, всего-то бронемашина со специальной V-образной формой днища, а сколько жизней удалось спасти только в ходе опытной эксплуатации такой техники. Поэтому в двухтысячных годах новые проекты MRAP стали появляться, как грибы после дождя. BAE Kaiman, Cougar, M1117, Buffalo MRV, M-ATB и другие. В силу различных причин большая часть проектов дошла до серийного производства, а разница была только в конкретном количестве. В итоге на сегодняшний день в американских вооруженных силах насчитывается порядка двадцати тысяч единиц техники класса MRAP.

Нельзя не признать пользу Эмрапов, они действительно хорошо исполняют свои обязанности, хотя очень часто получают такие повреждения, что о ремонте не может быть и речи. Но массовые закупки такой техники заставляют вспомнить крылатую фразу «головокружение от успехов». Уж очень большое внимание американцы уделили довольно специфической технике. Не ошиблись ли они? Если смотреть с точки зрения уцелевших солдат, то нет. С другой стороны, MRAP, как и любая другая техника, имеет свои особенности применения. К примеру, большинство таких броневиков рассчитано для езды по дорогам различного качества. Даже на грунтовке они показывают куда лучшую скорость и проходимость, чем на «целине». Так, после более-менее приличных иракских дорог на пустынных равнинах Эмрапы оказались не очень удобны на горных серпантинах и бездорожье Афганистана. Они по-прежнему хорошо защищали солдат от пуль, осколков и самодельных взрывных устройств, но ходовые качества в новых условиях значительно ухудшились. Дошло даже до начала отдельной программы по созданию нового броневика, рассчитанного для применения в любых условиях. Но ведь и уже купленные машины нужно куда-то деть.

Были предложения пустить теперь уже ненужные броневики в продажу. Логично, ведь в мире хватает горячих точек и без Ирака с Афганистаном. Однако есть сомнения в их успехе на рынке. Дело в том, что сама по себе одна «минностойкая» машина, даже бывшая в употреблении, стоит недешево. Да и расходы на эксплуатацию превышают привычные показатели – у американских Эмрап эта цифра в среднем колеблется около десяти тысяч долларов в год. К этому нужно прибавить еще и стоимость ремонта в случае повреждения от взрывных устройств. Пожалуй, будет непросто найти покупателя на бронемашину с такой специфической экономической особенностью. А если учесть тот факт, что основные партизанские войны идут в небогатых странах третьего мира… Кроме того, на MRAP явно не стоит сажать полицию или спасателей. В местах, где рвутся мины и идет стрельба из засад, должны работать военные, а в таком случае снова становится актуальной стоимость ремонта. Машины с военными противник по понятным причинам будет атаковать в первую очередь.



Еще одна проблема MRAP в качестве экспортного товара кроется в их ходовых качествах. Как уже говорилось, такие броневики больше предназначены для передвижения по дорогам, а не по пересеченной местности. Соответственно, круг возможного эффективного применения Эмрапов сокращается еще больше. США и другие производители бронетехники этого класса давно поняли все недостатки имеющихся машин и поэтому активно работают над полноценным вездеходом с противоминной и противопульной защитой. Однако создание новых типов требует времени и до тех пор, когда они пойдут в войска, солдатам придется ездить на том, что уже есть. А то, что есть, соответствует далеко не всем возможным условиям применения. Получается очень сложная в техническом и финансовом плане ситуация.

Наконец, злую шутку с Эмрапами может сыграть повышенный интерес военных, проявленный ими в недавнем времени. 20000 бронемашин, пусть даже и разных типов, по нынешним меркам не такое уж и маленькое количество. Но США планируют выводить свои войска из азиатских стран. Как следствие, все эти броневики останутся не у дел. Использовать MRAP в качестве транспортного средства для войск в мирных условиях невыгодно (поездки на старых добрых «Хамви» будут стоить от двух до семи раз дешевле), а держать их на складах без дела тоже обойдется в копеечку. Хотя хранение гораздо дешевле, чем полноценная эксплуатация. Остается только продажа излишков за рубеж, но покупателей, как мы видим, будет не так уж много. Иногда предлагается снимать с броневиков всю защиту и продавать как простые вездеходы для гражданского рынка. Интересное предложение, но военная техника американского производства и сама по себе стоит недешево, а ведь цена для конечного покупателя будет включать в себя еще и стоимость переделки. Вряд ли переоборудование будет стоить дешево, хотя бы по причине специфической конструкции ходовой части, которая «в оригинале» должна выдерживать взрывы.

Подводя итог, можно сделать только печальные выводы. Интересная концепция бронетехники с полезными нововведениями, хотя и спасла десятки жизней, может оказаться не у дел. Конечно, все ведущие производители MRAP в настоящее время работают над их универсализмом, но на фоне огромного количества уже сделанных машин все это выглядит запоздалой мерой. Расплатой за такое опоздание станут расходы на хранение или переделку броневиков, а то даже и потери в виде сгнивших на складах машин. Все это очень печально. Тем не менее, неудачу Эмрапов надо принять во внимание и сделать все, чтобы зарубежный отрицательный опыт в этой сфере не стал еще и российским. В связи с созданием отечественных машин такого класса это становится особенно актуальным.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    24 марта 2012 08:45
    Что для русского хорошо, то для американца смерть.
    1. 0
      24 марта 2012 11:24
      У них денег много - пущай еще клепают... а потом ищут куда все это добро пристроить.
      Автору "+".
      1. teves
        +17
        24 марта 2012 13:29
        Никак не могут подобные писатели понять ЦЕНУ солдатской жизни и здоровья! У американцев возникла серьёзная проблема - жестокие подрывы на сву и ,соответственно, серьёзные для них потери. Армейская среда и общественное мнение в самих США "зашевелилось". Меры реагирования на проблему были приняты незамедлительно! Потрачены огромные деньги и усилия на СПАСЕНИЕ своих бойцов! Однако россияне и здесь находят ,якобы, проблемы laughing странные вы люди... Вот когда российский бюджет заплатит родственникам убитого на войне рядового 500-800 тыс. долларов - вот только тогда вы , возможно, и поймёте ( через свой карман ), как надо ЦЕНИТЬ и лелеять жизнь и здоровье бойца на поле боя! А теперь хотелось-бы увидеть подробный фотоотсчёт о российских серийных бронеавтомобилях...
        1. +3
          24 марта 2012 15:50
          Уважаемый. В статье речь идет не о защите жизни солдат - она бесценна и с этим могут спорить только иди_оты, а о проблемах с дальнейшим использованием техники для противопартизанских действий на специфическом ТВД. Куда ее девать, для классических боевых действий она не пригодна....
          И не надо нас здесь лечить...
          1. +10
            24 марта 2012 16:13
            Цитата: Норд
            Куда ее девать, для классических боевых действий она не пригодна....

            в южное ОСК и резерв центрального ОСК, для работы по Кавказу и средней азии, там только партизащина и возможна, а машины такие нужны 100%, в каком количестве это задача МО. Я бы даже сказал что можно купить эти машины у США в необходимом количестве, раз у них перебор с ними, технологий у нас нет, разрабатывать и запускать производство ради ограниченой партии и непостоянного спроса в условиях отсутствия производственных возможностей дороговасто, купить штук 300-500 со скидкой хорошей а там или просто использовать ресурс и списать или перенять что себе необходимо, адаптировать если нужно и производить.
            Автор ИМХО лукавит говоря о десятках спасенных жизней этими машинами, жизней спасено полюбому больше, учесть надо еще отказ от нападения на такие машины плохо вооруженными отрядами ввиду бессмысленности
            1. -1
              24 марта 2012 17:01
              Читайте внимательно: "Как уже говорилось, такие броневики больше предназначены для передвижения по дорогам, а не по пересеченной местности." А на Кавказе и в Средней Азии (в районах действий бандформирований) дорог практически нет, есть "направления". И если уж покупать, так покупать технику своих производителей - нехрен США обогащать.
              1. +5
                24 марта 2012 17:12
                Норд,
                Читал внимательно, дороги на кавказе обычные и асфальт и грунтовка, они и минируются всегда, и по ним переброска групп бойцов и патрулирование в основном и ведется, в топях колонны и патрули на технике не ходят. В крайнем случае ходовку переделать не машину создать по ходовке сообразим быстро
                1. 0
                  24 марта 2012 18:13
                  На Кавказе прожил 14 лет и о наличии и качестве дорог знаю не по наслышке, а на практике - исколесил не одну тысячу км как в горной, так и в равнинной местности. Кстати о топях тут речь никто не вел. Поэтому отдаю себе отчет об эксплуатационных характеристиках техники, изображенной на фотографиях.
                  А создавать с нуля ничего не нужно, даже на этом сайте неоднократно публиковались материалы по аналогичной технике, но российского производства.
                  1. +1
                    24 марта 2012 18:54
                    Цитата: Норд
                    А создавать с нуля ничего не нужно, даже на этом сайте неоднократно публиковались материалы по аналогичной технике, но российского производства.

                    Когда свое это здорово, но, в данном случае область применения ограничена и партия заказа тоже, внедрение своего выйдет дорого а нерешенных проблем ворох и в условиях ограниченности ресурсов лучше сконцентрироваться на более насущном а эти машины купить, раз их готовы скинуть подешевле, если сделка не выгорит, непродадут или цену заломят, тогда ваять свои, но мрапы нужны нам обязательно, у нас такие задачи есть и будут
          2. teves
            -1
            24 марта 2012 17:27
            Норд ,
            дружище, да какое вам вообще дело - каким образом Штаты будут использовать свою технику? Посмотрите на себя со стороны : давайте ещё обсудим ВОЗМОЖНЫЕ проблемы с поставками новобранцам морской пехоты США клубники? Давайте обсудим серьёзное недовольство американских военнослужащих на базе в Баграме демонтированием точек любимого ими фаст-фуда, и который через 6 месяцев возвратили на место? Российской армии подобные проблемы разве знакомы? Давайте не доводить ситуацию до абсурда, когда нищие обсуждают проблемы богатых. Посмотрите на то, как американцы хранят свои отработавшие самолёты в Аризоне и упокойтесь наконец. Они найдут им применение. А вот какова ситуация с подобной техникой на российском Кавказе - вот это очень интересно и намного более актуальнее! Сколько жизней и здоровья российских силовиков можно было спасти ,если бы Россия среагировала на подобную проблему так-же, как и США! ВОТ ЭТО ПОВОД ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ...
            1. +2
              24 марта 2012 18:25
              Ну какое и до чего мне дело я сам потихоньку определюсь. Лады?
              Хотите обсуждать другие вопросы - да милости просим.
              А предлагать "упокоиться" человеку, которого абсолютно не знаете, по крайней мере хамством попахивает.
              В мире не существует вопроса в который так горячо любимые Вами богатые не совали бы свой нос. Вот над этим и ПОРАЗМЫШЛЯЙТЕ...
            2. +4
              24 марта 2012 18:55
              Цитата: teves
              дружище, да какое вам вообще дело - каким образом Штаты будут использовать свою технику? Посмотрите на себя со стороны : давайте ещё обсудим ВОЗМОЖНЫЕ проблемы с поставками новобранцам морской пехоты США клубники?

              Это тематический сайт, тут вобщемто те кому это интересно
            3. +1
              24 марта 2012 22:17
              teves,
              Немного хамовато, и очень уж рьяно вы заступаетесь за наших"друзей".Развивая дальше вшу основную мысль,хочу сказать,что абсолютной защиты не бывает,сохранить жизнь всем солдатам можно только одним способом - не воевать,пока что это не удавалось никому.А вам "дружище" минус" bully
        2. Uralm
          +1
          28 марта 2012 06:45
          teves
          А теперь хотелось-бы увидеть подробный фотоотсчёт о российских серийных бронеавтомобилях...
          Больше ничего не хочешь?
  2. dred
    +1
    24 марта 2012 08:53
    Забыли упоменуть наш бронеавтомобиль медведь.
  3. тюменец
    +3
    24 марта 2012 09:29
    Дома надо сидеть, а не совать нос в каждую дырку.
    20000 броневиков наклепали, бедные, весь мир
    против них, минирует где ни попадя.
  4. +3
    24 марта 2012 10:24
    Прекрасное изложение материала... Добавлю свои три копейки... В Ираке при минировании применяют в основном 152 мм снаряды... после подрыва... Больше в деревне ни кто не живёт...
    1. Mr. Truth
      +4
      24 марта 2012 11:38
      Цитата: вард
      в основном 152 мм снаряды

      Так там и есть 6 кг ВВ, это мрапы держат. Их противобортными минами в основном лупят.
      1. +1
        24 марта 2012 16:21
        Цитата: Mr. Truth
        Так там и есть 6 кг ВВ, это мрапы держат. Их противобортными минами в основном лупят.

        Ну все же согласись применение данной техники влечет дополнительные проблемы для противника и сужает его возможности
      2. +2
        24 марта 2012 17:20
        Вы вобще представляете что такое подрыв 152 мм снаряда... машину просто подбрасывает в воздух, преворачивает и согласно закону всемирного тяготения с силоу бьёт о землю... вот в этот момент наступает капец экипажу... А на машине ни царапины...
        1. +5
          24 марта 2012 18:27
          Цитата: вард
          Вы вобще представляете что такое подрыв 152 мм снаряда... машину просто подбрасывает в воздух, преворачивает и согласно закону всемирного тяготения с силоу бьёт о землю... вот в этот момент наступает капец экипажу... А на машине ни царапины...

          Да, но штатному автомобилю Урал и этого ненадо, а значит если у противника нет 152мм снаряда то он может дома сидеть и таким образом мы повышаем требования к обеспечености противника боевыми средствами, а значит и бить наших бойцов становится дороже
          1. 0
            24 марта 2012 18:38
            Вся проблема в том что снарядов у них как грязи... и именно поэтому пехота сейчас ездит на броне.. А идея такова против лома нет приёма и марка автомобиля совершенно не влияет на ваши и наши проблемы в случае подрыва... Плюс...
          2. +2
            24 марта 2012 22:29
            киргиз,
            Ну да,или его еще надо дотащить до места минирования,и не один,или приставить к нему подрывника-камикадзе.Конечно такие машины нужны,только не надо доводить идею до абсурда и требовать от техники невозможного,и все таки смирится,что война-это война и на ней,случается,убивают.очередной вам мой плюс drinks
  5. flukked
    +2
    24 марта 2012 16:01
    Куда денут? На хранение поставят, пригодятся в будущем. Кстати, американское хранение не такое у нас, когда ставят в чистом поле и пущай гниет. У них есть специализированная гос. компания, занимающаяся хранением. Существует несколько категорий хранения:
    3 категория - лом на утилизацию (совсем устаревшие образцы, либо полностью исчерпавшие прочностной ресурс)
    2 категория - низко и среднетехнологичная техника, неприхотливая к уходу. (как раз мрапы и прочая автомобильная техника)
    1 категория - высокотехнологичная техника, требующая особого ухода (авиационнная техника с возможностью функционирования после консервации)
    Оперативный резерв - современная техника, находящаяся в резерве и способная к быстрому развертыванию и модернизации. Как правило, это современные машины не последних модификаций. Самолеты, вертолеты, танки прошедшие модернизацию в 90е-00е, но выведенные из состава(например самолеты F16 и F\A-18, транспортные вертолеты новых моделей и тд)
    1. +3
      24 марта 2012 16:45
      Куда денут? На хранение поставят, пригодятся в будущем. Кстати, американское хранение не такое у нас, когда ставят в чистом поле и пущай гниет. У них есть специализированная гос. компания, занимающаяся хранением. Существует несколько категорий хранения:
      3 категория - лом на утилизацию (совсем устаревшие образцы, либо полностью исчерпавшие прочностной ресурс)
      2 категория - низко и среднетехнологичная техника, неприхотливая к уходу. (как раз мрапы и прочая автомобильная техника)
      1 категория - высокотехнологичная техника, требующая особого ухода (авиационная техника с возможностью функционирования после консервации)

      Грузинам продадут, Украине помогут реформироваться, Сербам подкинут для быстрейшего вступления в альянс...
  6. +5
    24 марта 2012 16:03
    После прочтения материала меня начали терзать смутные подозрения, что эти самые Эмрапы уже и так вплотную приблизились по свои качествам к бронетранспортерам. Так не логичнее бы было выполнить подобную машину в виде полноценного БТР (а точнее создать его с развитыми элементами противоминной защиты), а не изобретать велосипед в виде некоего нового класса транспортных средств?..
    1. +2
      24 марта 2012 22:10
      А какая разница, что джипы, что бпм "бредли" и танки "абрамс" катаются с наваренной решеткой внутри которой навалены мешки с песком...
    2. KORVIN
      +1
      25 марта 2012 20:45
      Вообще то требования ,,противоминности,,и учитываются во ВСЕЙ бронетехнике на западе представленной со времен иракской компании.начиная от БТР/БМП типа ,,Пирана-5,,Патриа АМВ,,Боксер,,и заканчивая БРЭМ Бизон и тактическими автомобилями ,,ИГЛ-4,,и тягачами-танковозами.Если бронетехника не может справиться с козопасом с противотаковой миной то она теперь нафиг никому не нужна.
  7. +3
    24 марта 2012 17:21
    Есть такая фишка маркетинговый ход.... Короче под это деньги дали...
    1. +3
      24 марта 2012 22:12
      мешки с песком из Ирака - держат выстрел из русской пушки начиная с нуля метров... Спешите покупать... laughing smile laughing
  8. 755962
    +4
    24 марта 2012 17:42
    броневики больше предназначены для передвижения по дорогам
    Американские боевые подразделения, которые используют MRAP до сих пор, для выполнения боевых задач не часто используют боевые машины на пересеченной местности. MRAP привязаны к дорогам, их высокий центр тяжести делает их слишком громоздкими для внедорожных операций.

    Поскольку США зарекаются вести войны, аналогичные тем, что проходят в Ираке и Афганистане, на данный момент американские войска готовятся к более традиционным боевым действиям, то есть с большим количеством машин, перемещающихся по бездорожью. В таком случае большинство из 20000 MRAP окажутся без работы, и всего с несколькими потенциальными покупателями. Большинство из них найдут свой конец на складах, где их содержание будет стоить несколько сотен долларов в год на одну машину. А после десяти лет или около того, многие компоненты MRAP ухудшатся, в результате чего стоимость их приведения в боевое состояние станет очень большой. Их уникальный дизайн (основанный на V-образном днище) делает слишком дорогой их конверсию для коммерческого использования (путем удаления брони и других военных компонентов). Так что похоже, что MRAP останутся медленно гнить в течение некоторого времени, а затем будут утилизированы. Стоимость оборудования, которое может быть демонтировано с MRAP и использовано в других машинах, составляет в среднем треть миллиона долларов. Но в основном MRAP в конце концов станут $ 10 млрд, вложенными в военную технику, которая по завершении войны не найдет своего применения.
  9. +4
    24 марта 2012 18:13
    Я всегда фигел от сцены типичной для амерского фильма... Огромный внедорожник... блок на шоссе... все в панике не пройти не проехать... А свернуть и обьехать полями... это только в России.
    1. +3
      24 марта 2012 18:59
      вард,
      Неправда, Н1 и Н2 Н3 Wrangler вполне может полями, Навигатор и Таха сложнее, но у них и покупатель иной wink
      1. +1
        25 марта 2012 10:00
        Речь не о том может или не может... А вот менталитет это безнадёжно.. плюс..
  10. zlibeni
    +4
    24 марта 2012 22:55
    и насчёт почему не нужны мрапы.да потому-что страйкер появился с днищем как у мрапа.и что до цифры в 20000 машин очень смутные сомнения.если исходить из этого то каждый мрап был расчитан примерно на 4 солдат.скорее всего тут один нолик добавлен с потолка.потому-что получаеться что на страйкерах никого не могли возить только по причине тго что нет солдат в наличии
    1. +1
      25 марта 2012 10:01
      А ведь очень резонное замечание... плюс..
  11. babay
    +1
    25 марта 2012 14:17
    парни спор не о чем, есть деньги могут,делают, спасая жизнь людей или экономя страховки по мат выплатам, какая разница-молодцы. Применительно к нашим условиям СКР, былобы прекрасно, но это из области инопланетян, мы согласны и простые УАЗы 3го кл защиты, а то все по старинке под тэнтом с эскалаторной лентой. а реально, машину в танк не превратить. Да и танк не панацея.
  12. KORVIN
    +1
    25 марта 2012 21:01
    Цифра не просто взята с потолка,она не учитывает что старые МРАПы вроде RG31 проданы в ЧВК и союзникам из ISAF не имеющим своих МРАП типа Румынии и.т.д а множество старых,,Пум,,передано Иракской армии.Реально там сейчас остались только,,Кайманы,,КМПкоторые будут переделываться в ,,Кайман,,МТВ(Мульти Театровый годный на различный ТВД включая покрытый снегом)RG33Сил СпецОпераций(их и было немного)и новые Ошкоши и МаксПРО+ сухопутных войск которые принадлежат к классу M-ATV(к сведению автора,это МРАП для бездорожья wink
    1. zlibeni
      0
      25 марта 2012 22:05
      всё проблему с мрапами решили))))))))))пошли решать другие)))))))))))
  13. Алексей Приказчиков
    +3
    25 марта 2012 22:17
    Думается мне 21 век это век мрапов в ближайшее время мировых войн не предвидится да и мрап дешевле чем классический бтр.
    1. Kamaz
      +1
      26 марта 2012 08:10
      Всё равно не Эмрап не БТР не БМП и даже не Танк, по Шакше (микрорайон-городок) не проедут!!! НА КАЖДОМ СУГРОБЕ ПО БРОНЕМАШИНЕ ВАЛЯТЬСЯ БУДУТ lol НАСТОЛЬКО УЖАСНЫЕ У НАС ДОРОГИ, ПОСТРАШНЯЯ КОГО-ЛИБО ОРУЖИЯ laughing
      1. zlibeni
        0
        26 марта 2012 09:33
        вот мне интересно как можно в это верить.да достаточно взглянуть на компоновку мрапов и понять что это и есть классический внедорожник,а не как преподнёс автор о том что это шосейный транспорт.или сами не можете отличить.или вас убеждают что белое это чёрное и наоборот ,а вы рады.анализа нет?
        да я вчера по нат гео смотрел про сапёров в афганистане и представте себе они только на мрапах и передвигаються.и по таким дорогам иногда ,что бездорожье в россии кажеться асфальтированой дорогой

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»