Вторжение НАТО в Россию - о чём молчат интернет-хомяки?
В последнее время в интернете появилось множество слухов о том, что Путин разрешил вторжение войск НАТО на территорию России при народных волнениях и техногенных катастрофах. При этом часто ссылаются на Федеральный закон 99-ФЗ от 7 июня 2007 г "О ратификации Соглашения между государствами - участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе "Партнёрство ради мира", о статусе их Сил от 19 июня 1995 г Дополнительного протокола к нему". Люди, не знающие действительных фактов, могут поверить в весь этот бред. Попробуем разобраться где правда, а где вымысел, используя официальные документы. Сразу сделаю несколько важных оговорок:
- все документы, что были использованы в данной статье, взяты с сайтов СМИ и находятся в совбодном доступе;
- я не буду цитировать полностью "Соглашение между странами Североатлантического договора о статусе их Сил" от 19 июня 1951 г по причине большого размера данного документа, ограничившись отдельными цитатами без отрыва от контекста;
- ссылки на документы будут приведены в конце статьи.
Итак, начну с самого начала, а именно - что представляет собой программа "Партнёрство ради мира"? Согласно сайту НАТО:
«Партнерство ради мира» (ПРМ) - это программа практического двустороннего сотрудничества между отдельными евро-атлантическими странами-партнерами и странами НАТО. Это позволяет партнерам строить индивидуальные отношения с НАТО, исходя из выбора собственных приоритетов для сотрудничества.
Основываясь на приверженности демократическим принципам, которые лежат в основе самого альянса, целью программы «Партнерство ради мира» является повышение стабильности, уменьшение угроз для мира и строительство крепких отношений в сфере безопасности между отдельными евро-атлантическими партнерами и НАТО, а также между странами-партнерами.
Деятельность в рамках программы ПРМ затрагивает практически все области деятельности НАТО, в том числе, связанные с обороной, военными реформами, оборонной политикой и планированием, военно-гражданскими отношениями, образованием и подготовкой кадров, военным сотрудничеством между военными и совместными учениями, чрезвычайным гражданским планированием и реагированием на стихийные бедствия, а также сотрудничество по научным и экологическим вопросам.
Сутью программы ПРМ является партнерство, созданные индивидуально между евро-атлантическим партнером и НАТО, с учетом индивидуальных потребностей и совместно реализуемых уровень и темпа, которые выбрали государства-участники.
На протяжении многих лет диапазон ПРМ, инструменты и механизмы были разработаны для поддержки сотрудничества за счет политики, программ, планов действий и мероприятий. На Лиссабонской встрече в ноябре 2010 года, в рамках целенаправленных усилий в области реформ, для разработки более эффективной и гибкой политики партнерства, лидеры стран НАТО постановили принять меры по упорядочению инструментов партнерства с НАТО для того, чтобы открыть все совместные мероприятия и учения для партнеров и гармонизации программ партнерства. В политике новых партнерских отношениий, утвержденной министрами иностранных дел стран НАТО в Берлине в апреле открыты все совместные мероприятия и учения, предлагаемые в рамках ПРМ партнерам, некоторые программы, предлагаемые в рамках ПРМ, «набор инструментов» для всех партнеров, будь то евро-атлантические партнеры, страны-участницы Средиземноморского диалога и Стамбульской инициативы сотрудничества или глобальные партнеры.
Совет евро-атлантического партнерства служит общей политической основой для сотрудничества НАТО с евро-атлантическими партнерами и в рамках двусторонних отношений между НАТО и отдельными странами-партнерами в рамках программы «Партнерство ради мира».
В настоящее время в программе «Партнерство ради мира» состоят 22 страны.
То есть данная программа нацелена на сотрудничество по широкому спектру вопросов с отдельными странами Альянса. В качестве примера можно примести российско-норвежские морские учения, закупку "Мистралей" во Франции и т. д.
Позднее появился вопрос о том, как быть со статусом войск, находящимися на территории другой страны во время, например, учений. Если со странами Альянса статус их Сил регулируется Соглашением от 19 июня 1951 г, то как быть с теми государствами, которые не состоят в НАТО? Так появилось "Соглашение между государствами-участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе «Партнерство ради мира» о статусе их Сил" и Дополнительный протокол от 19 июня 1995 г. Ниже привожу их полностью:
19 июня 1995 г
Соглашение между государствами-участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе «Партнерство ради мира» о статусе их Сил
Государства-участники Североатлантического договора, подписанного в Вашингтоне 4 апреля 1949 года, и государства, принимающие приглашение в программу «Партнерство ради мира», выданной и подписанной главами государств и правительств государств-членов Организации Североатлантического договора в Брюсселе 10 января 1994 года, и которые подписались Рамочный документ «Партнерство ради мира»;
Составляющих вместе государства, участвующие в программе «Партнерство ради мира»;
Учитывая, что Силы одного государства-участника настоящего Соглашения, не могут быть отправлены и приняты по договоренности на территорию другого государства-участника;
Имея в виду, что решения отправлять и принимать Силы будут продолжать быть предметом отдельных договоренностей между заинтересованными государствами-участниками;
Желая, однако, определить статус этих Сил, находящихся на территории другого государства-участника;
Ссылаясь на Соглашение между государствами-участниками Североатлантического договора о статусе их Сил, подписанного в Лондоне 19 июня 1951 г.;
Согласились о нижеследующем:
Статья I:
За исключением случаев, предусмотренных настоящим Соглашением и любым Дополнительным протоколом в отношении его собственной стороны, все государства-участники настоящего Соглашения применяют положения Соглашения между сторонами Североатлантического договора о статусе их Сил, подписанного в Лондоне 19 июня 1951 года, именуемым в дальнейшем NАТО SOFA, так, как если бы все государства-участники подписали настоящего Соглашения NАТО SOFA.
Статья II:
В дополнение к этой области, к которой NАТО SOFA применяет настоящее Соглашение будет применяться на территории всех государств-участников настоящего Соглашения, которые не являются участниками NАТО SOFA.
Для целей настоящего Соглашения ссылки на NАТО SOFA и на Североатлантический договор считается также включение территорий, упомянутых в пункте 1 настоящей Статьи, и ссылки на Северо-Атлантический договор, должны рассматриваться как включающие программу «Партнерство ради мира».
Статья III:
В целях реализации настоящего Соглашения в отношении вопросов, с участием Сторон, которые не являются Сторонами в NАТО SOFA, положения NАТО SOFA, которые предоставляют для запросов, которые должны быть представлены, и разногласия передаются в Северо-Атлантический Совет, председателем Североатлантического Совета Депутатов или арбитром должны толковаться как требуют того, чтобы Стороны смогли договориться между собой, не прибегая к посторонней юрисдикции.
Статья IV:
Настоящее Соглашение может быть дополнено или модифицировано в соответствии с международным правом.
Статья V:
Настоящее Соглашение будет открыто для подписания любым государством, которое является либо договаривающейся стороной NАТО SOFA, либо принявшей приглашение в участии в программе «Партнерство ради мира» и подписавшее Рамочный документ «Партнерство ради мира».
Настоящее Соглашение подлежит ратификации, принятию или утверждению. Документы о ратификации, принятии или утверждении сдаются на хранение правительству Соединенных Штатов Америки, которое уведомляет все государства, подписавшие этот документ.
Через тридцать дней тремя государствами, подписавшими его, по крайней мере, одно из которых является участником NАТО SOFA и одно, которое приняло приглашение в программу «Партнерство ради мира» и подписавшее Рамочный документ «Партнерство ради мира», сдавшим на хранение свои документы о ратификации, принятии или одобрении, настоящее Соглашение вступает в силу в отношении этих государств. Оно вступает в силу в отношении каждого другого государства, подписавшего через тридцать дней после даты сдачи на хранение его ратификации.
Статья VI:
Настоящий Договор может быть денонсирован любой Стороной настоящего Соглашения путем письменного уведомления о денонсации, чтобы правительство Соединенных Штатов Америки уведомило все государства, подписавшие такоге уведомление. Денонсация вступает в силу через один год после получения уведомления от правительства Соединенных Штатов Америки. После истечения этого срока в один год настоящее Соглашение утрачивает силу в отношении этого государства, за исключением расчетов по искам, возникшим до дня вступления денонсации в силу, но должны оставаться в силе для остальных государств.
В удостоверение чего, нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные своими правительствами, подписали настоящее Соглашение.
Подписано в Брюсселе, 19 июня 1995 года,
На английском и французском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу, в одном экземпляре, который сдается на хранение в архив правительства Соединенных Штатов Америки. Правительство Соединенных Штатов Америки направляет заверенные копии всем подписавшим его государствам.
Дополнительный Протокол к Соглашению между государствами-участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе «Партнерство ради Мира», о статусе их Сил.
Государства-участники настоящего Дополнительного протокола к Соглашению между государствами Участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе «Партнерство ради Мира», о статусе их Сил, в дальнейшем именуемого Соглашением;
Учитывая, что смертная казнь не предусмотрена в соответствии с национальным законодательством некоторых сторон Соглашения;
Договорились следующим образом:
Статья I:
Постольку, поскольку он обладает юрисдикцией в соответствии с положениями Соглашения, каждое Государство-участник настоящего Дополнительного протокола, не выносит смертный приговор в отношении любого члена группы и его гражданского компонента, и их иждивенцев из любого другого государства-участника Настоящего Дополнительного протокола.
Статья II:
Настоящий протокол будет открыт для подписания любым из подписавших Соглашение.
Настоящий протокол подлежит ратификации, принятию или утверждению. Документы о ратификации, принятии или утверждении сдаются на хранение Правительству Соединенных Штатов Америки, которое уведомляет все государства, подписавшие каждого такого депозита.
Настоящий протокол вступает в силу через 30 дней после даты сдачи на хранение документа о ратификации, принятии или одобрении тремя государствами, подписавшими ее, из которых, по крайней мере, одно является участником NАТО SOFA, одно из которых является государством, принявшим приглашение присоединиться к программе «Партнерство ради Мира» и подключившееся к Рамочному документу программы «Партнерство ради Мира».
Настоящий протокол вступает в силу в отношении каждого другого государства, подписавшего с даты сдачи на хранение документа о ратификации, принятии или одобрении правительству Соединенных Штатов Америки.
Подписано в Брюсселе, 19 июня 1995 года,
На английском и французском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу, в одном экземпляре, который сдается на хранение в архив правительства Соединенных Штатов Америки. Правительство Соединенных Штатов Америки направляет заверенные копии всем подписавшим его государствам.
Внимательно ознакомившись с данными документами, можно легко убедиться, что никаким вторжением НАТО в случае бунтов и техногенных катастроф и не пахнет. Правда мне могут возразить: "А это оговорено в Соглашении от 19 июня 1951 г!". Чтобы не было никаких сомнений, цитирую часть данного соглашения:
Соглашение между Сторонами Североатлантического договора о статусе их Сил
Стороны Североатлантического договора, подписанного в Вашингтоне 4 апреля 1949 года,
Учитывая, что силы одной из сторон могут быть направлены по договоренности, чтобы служить, на территории другой стороны;
Учитывая, что решение послать их и условия, при которых они будут направлены, в той степени, в какой условия не предусмотренны настоящим Соглашением, продолжают быть предметом отдельных договоренностей между заинтересованными Сторонами;
Желая, однако, чтобы определить статус этих сил, находясь на территории другой стороны;
Согласились о нижеследующем:
далее идёт сам текст Соглашения. Как видно из цитаты, направление войск в другую страну определяется договорённостями. И договариваться будет не баба Маша из соседнего подъезда, а высшие руководители стран.
И, как заключение - собственно Федеральный закон 99-ФЗ. Кстати, про подчистку, которую якобы провели по указанию Путина - бред. Этот документ мне удалось обнаружить на юридическом сайте "Консультант-Плюс". Уверен, что если покопаться, документ окажется на многих сайтах. Итак:
Федеральный закон Российской Федерации от 7 июня 2007 г. N 99-ФЗ "О ратификации Соглашения между государствами - участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе "Партнерство ради мира", о статусе их Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему"
Ратифицировать Соглашение между государствами - участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе "Партнерство ради мира", о статусе их Сил от 19 июня 1995 года, подписанное от имени Российской Федерации в городе Вильнюсе 21 апреля 2005 года, и Дополнительный протокол к Соглашению между государствами - участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе "Партнерство ради мира", о статусе их Сил от 19 июня 1995 года, подписанный от имени Российской Федерации в городе Софии 28 апреля 2006 года, со следующим заявлением:
в целях реализации Соглашения между государствами - участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе "Партнерство ради мира", о статусе их Сил от 19 июня 1995 года Российская Федерация исходит из следующего понимания нижеуказанных положений Соглашения между Сторонами Североатлантического договора о статусе их Сил от 19 июня 1951 года (далее - Соглашение):
1) положение пункта 4 статьи III Соглашения, обязывающее власти направляющего государства немедленно информировать власти принимающего государства о случаях невозвращения на родину после увольнения со службы военнослужащего Сил или лица из числа гражданского компонента, распространяется и на случаи самовольного оставления указанными лицами места дислокации Сил направляющего государства при наличии у них оружия;
2) под используемыми в статье VI Соглашения словами "владеть оружием" Российская Федерация на основе взаимности будет понимать применение и использование оружия, а под словами "благосклонно рассматривают просьбы принимающего государства" - обязанность органов власти направляющего государства учитывать требования принимающего государства относительно ношения, перевозки, транспортировки, использования и применения оружия;
3) перечень составов преступлений, указанных в подпункте "с" пункта 2 статьи VII Соглашения, не носит исчерпывающего характера и помимо перечисленных применительно к Российской Федерации включает иные составы преступлений, направленных против основ ее конституционного строя и безопасности и предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации;
4) Российская Федерация в соответствии с пунктом 4 статьи VII Соглашения исходит из того, что власти направляющего государства имеют право на осуществление своей юрисдикции в случае совершения неустановленными лицами в местах дислокации Сил направляющего государства преступлений против этого государства, военнослужащих его Сил, лиц из числа гражданского компонента или членов их семей. При установлении лица, совершившего преступление, действует порядок, определенный Соглашением;
5) содействие, упомянутое в подпункте "а" пункта 6 статьи VII Соглашения, оказывается в соответствии с законодательством запрашиваемого государства. При оказании правовой помощи компетентные органы государств - участников Соглашения взаимодействуют непосредственно, а при необходимости - через соответствующие вышестоящие органы;
6) Российская Федерация допускает ввоз товаров и транспортных средств, названных в пунктах 2, 5 и 6 статьи XI Соглашения, оборудования и материальных предметов, названных в пункте 4 статьи XI Соглашения, предназначенных для нужд Сил, в соответствии с условиями таможенного режима временного ввоза, установленными таможенным законодательством Российской Федерации. При этом такой ввоз осуществляется с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, сборов, за исключением таможенных сборов за хранение, таможенное оформление товаров и за подобного рода услуги вне определенных для этого мест или времени работы таможенных органов, и на сроки, предусмотренные Соглашением, если такие сроки прямо указаны в Соглашении.
Российская Федерация исходит из того, что порядок и условия ввоза товаров, названных в пункте 4 статьи XI Соглашения и предназначенных для нужд Сил, будут регулироваться отдельными договоренностями о направлении и принятии Сил между Российской Федерацией и направляющим государством.
Никакие положения статьи XI, в том числе пунктов 3 и 8, не ограничивают право таможенных органов Российской Федерации принимать все необходимые меры для осуществления контроля за соблюдением условий ввоза товаров и транспортных средств, предусмотренных статьей XI Соглашения, если такие меры являются необходимыми в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.
Российская Федерация исходит из того, что направляющее государство представляет в таможенные органы Российской Федерации подтверждение, что все товары и транспортные средства, ввезенные в Российскую Федерацию в соответствии с положениями статьи XI Соглашения и отдельными договоренностями о направлении и принятии Сил между Российской Федерацией и направляющим государством, могут использоваться исключительно в целях, для которых они были ввезены. В случае их использования в иных целях в отношении таких товаров и транспортных средств должны быть уплачены все таможенные платежи, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также соблюдены иные требования, установленные законодательством Российской Федерации.
Транзит указанных товаров и транспортных средств осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.
Российская Федерация в соответствии с пунктом 11 статьи XI заявляет, что допускает ввоз на таможенную территорию Российской Федерации нефтепродуктов, предназначенных для использования в процессе эксплуатации служебных транспортных средств, летательных аппаратов и судов, принадлежащих Силам или гражданскому компоненту, с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с требованиями и ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации.
Российская Федерация допускает ввоз транспортных средств, названных в пунктах 2, 5 и 6 статьи XI Соглашения и предназначенных для личного пользования, лицами из числа гражданского компонента и членами их семей в соответствии с условиями временного ввоза, установленными законодательством Российской Федерации.
Российская Федерация исходит из того, что таможенное оформление товаров, ввозимых (вывозимых) лицами из числа гражданского компонента и членами их семей, предназначенных исключительно для их личного пользования, в том числе товаров для первоначального обзаведения, производится без взимания таможенных платежей, за исключением таможенных сборов за хранение, таможенное оформление товаров и за подобного рода услуги вне определенных для этого мест или времени работы таможенных органов;
7) Российская Федерация также исходит из того, что направляемые ее компетентным органам в рамках Соглашения документы и прилагаемые к ним материалы будут сопровождаться их должным образом заверенными переводами на русский язык.
Президент
Российской Федерации
В. Путин
Итак, ознакомившись со всеми документами, можно сделать вывод: пресловутые танки НАТО под Москвой - это очередной миф, нацеленный на дестабилизацию России. Без сомнения авторы этого плана рассчитывали на то, что разъярённый народ без попыток разобраться снесёт власть в стране. Можно считать, что этот план провалился.
P. S.
Соглашение было ратифицировано почти 5 лет назад, однако истерия по этому поводу поднята не случайно. Достаточно вспомнить, как старательно нагнеталась ситуация перед президентскими выборами. Есть о чём подумать.
Ссылки на документы:
Федеральный закон Российской Федерации от 7 июня 2007 г. N 99-ФЗ "О ратификации Соглашения между государствами - участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе "Партнерство ради мира", о статусе их Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему" - http://www.rg.ru/2007/06/16/partnesrstvo-doc.html
О программе "Партнёрство ради мира" - http://www.nato.int/cps/en/natolive/topics_50349.htm?selectedLocale=en
"Соглашение между государствами-участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе «Партнерство ради мира» о статусе их Сил" от 19 июня 1995 г - http://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_24742.htm
Дополнительный протокол от 19 июня 1995 г - http://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_24743.htm
"Соглашение между сторонами Североатлантического договора о Статусе их Сил" от 19 июня 1951 г - http://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_17265.htm
Информация