Роза белая. Роза алая… (часть 2)

161
«За кудри смоляные ухватив
Отрубленную голову твою,
Пока она тепла, своей рукою
В пыли твоею кровью напишу:
"Теперь изменчивый, как ветер, Уорик
Уже не сможет больше изменить"».
Уильям Шекспир. Генрих VI


Сражение при Тоутоне



Двадцать девятого марта 1461 года состоялось главное сражение первого этапа Войны Роз – битва при Тоутоне - самое масштабное по количеству участников. По различным данным, с каждой стороны сражалось от 30 до 50 тысяч человек. Ни одна сторона не торопилась начать сражение, время томительно тянулось до полудня. Первыми открыли стрельбу лучники Йорков. Непогода йоркистам была только на руку. Мощный снегопад да порывистый, пронизывающий ветер били в лицо лучникам Ланкастера. Снег лепил в глаза, видимость была из рук вон плохая, поэтому лучники не могли видеть цели и их стрелы пролетали мимо, в то время как стрелы противника поражали цель точно. И все-таки, несмотря на потери, ланкастерцы смогли потеснить войска неприятеля на левом фланге.


Битва при Тоутоне. Лучники в снегу. Рис. Грэхема Тёрнера.

Подкрепление, приведенное герцогом Норфолком, сторонником Йорка, окончательно решило исход сражения. Его отряд разбил правый фланг ланкастерцев, после чего началось стремительное бегство армии. Ошалевшие от крови воины пленных не брали, они догоняли бегущих с поля боя воинов и безжалостно их убивали. Историки утверждают, что все поле было завалено трупами, окончательная цифра потерь по сей день так и неизвестна (по одним данным, это 12 тысяч человек со стороны Йорка и 20 тысяч со стороны Ланкастера, по другим – 8 и 20 тысяч соответственно). Битва завершилась победой Эдуарда.

Роза белая. Роза алая… (часть 2)

Битва при Тоутоне. Преследование бегущих. Рис. Грэхема Тёрнера.

Королева Маргарита вновь избежала плена и отправилась в Шотландию. За ней последовал и незадачливый король Генрих, которого за глаза называли «король без королевства». Положение их казалось безнадежным. Соммерсет и Перси решились на капитуляцию. Одна надежда была на Шотландию и Францию – заклятых врагов Англии, однако Его величество король Франции Людовик XI не очень-то спешил с активными действиями. Он ограничился поддержкой Маргариты лишь на словах. Некоторое время спустя на севере Англии сторонники Ланкастера перетянули на свою сторону пограничных шотландцев и попытались поднять восстание. К ним примкнули Соммерсет и Перси, которые отправились на соединение с войском Генриха.


Тем, кто знает английский язык, можно порекомендовать прочитать о битве при Тоутоне вот эту книгу издательства Оспрей. Автор Кристофер Граветт, художник Грэхем Тёрнер.


И вот, 25 апреля 1464 года в ожесточенном сражении при Хеджли-Муре лорд Монтегю вчистую разбил пятитысячное войско ланкастерцев, которым командовал сэр Ральф Перси. Для Перси этот бой оказался последним. Менее, чем через месяц, 15 мая того же года лорд Монтегю возле города Эксгем нагнал вторую часть войска противника и вынудил их уйти вниз к реке. Войска Соммерсета оказались в весьма сложном положении и не смогли оказать должного сопротивления. Армия Монтегю, стремительно скатившись вниз по склону холма, мгновенно уничтожила центр войска своего противника и, разбив его на две части, рассеяла войска, стоявшие на флангах. Генриху удалось избежать плена, и он еще некоторое время кочевал по Линкоширу, в июле 1465 года был схвачен в Йоркшире и заточен в Тауэр. Англия была в руках Йорков, лишь в некоторых уголках страны оставалось недовольство, но это уже не решало ровным счетом ничего.


Рыцари эпохи «Войны роз» надевают доспехи. Обратите внимание, что кираса левого рыцаря состоит из двух деталей каждая, соединенных ремнем, как спереди, так и сзади. У рыцаря справа кольчуга дополняет все наиболее уязвимые части латного доспеха. Художник Джеральд Эмблетон.

Второй этап войны 1469–1475.

Небольшая мирная передышка, полученная страной, действительно оказалась недолгой. Граф Уорвик собирался сыграть свадьбу короля Эдуарда и дочери Людовика XI, и дело уже было «на мази», когда вдруг выяснилось, что Эдуард тайно женился на Елизавете Вудвилл, происходившей из захудалого дворянского рода. Помимо откровенного мезальянса этот брачный союз был заключен помимо Уорвика. Граф был взбешен. Кроме того, Эдуард как мог, мешал браку его дочери и своего брата Кларенса. Король продолжал укреплять связи с Бургундским двором и выдал свою сестру Маргариту за бургундского герцога Карла Смелого. Все это, а также растущее количество родственников Елизаветы при дворе, их амбиции, а также нежелание короля считаться с «Создателем королей», плюс очевидное стремление всевозможными способами ограничить его силу и влияние – все это и привело к вражде.


Штандарты: Эдуарда IV (1,2) и Генриха VI (3,4).

В 1469 году вспыхнуло восстание в Йоркшире, которое изо всех сил поддерживали Уорвик и его братья. Мятежники направлялись к Лондону, и вот 29 июля 1469 года разыгралось сражение при Эджекоте. Битва завершилась поражением королевских войск, граф Риверс, сторонник короля, погиб. Эдуард попал в плен. Сложилась занятная ситуация: в руках победителя оказались два короля Англии – Генрих VI, сидящий в Тауэре, и Эдуард, находящийся в замке Мидделхэйм! Таким образом, «Создатель королей» мог бы стать правителем Англии, но он предпочел должность министра и первого советника короля. Эдуард был возвращен к власти, в очередной раз оправдав прозвище новоиспеченного министра, правда, он тут же вынудил его и своего брата Кларенса бежать во Францию. Во Франции беглецы при непосредственном участии короля Людовика начали переговоры с одним из заклятых своих врагов – ее величеством королевой Маргаритой. Их объединяла ненависть к Эдуарду, а потому весьма скоро была достигнута договоренность о совместных действиях для возвращения на троне Генриха VI.


Рыцарский меч 1419 г. Вес 1644 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

13 сентября 1470 года сэр Уорвик и сэр Кларенс высадились в Девоне и через Плимут устремились в Лондон. Эдуард, не имевший достаточное количество войск, не оказал абсолютно никакого сопротивления и спешно бежал в Нидерланды к своему зятю Карлу. Повстанцы шестого октября торжественно вошли в Лондон, Генрих VI был освобожден из Тауэра и вновь провозглашен королем.


Рисунки Генри Шау (1800 – 1873), изображающие известных персон периода «Войны роз».

Эдуард не пожелал мириться с потерей трона и при поддержке Карла Смелого, который всячески старался не допустить совместных военных действий Англии и Франции против Бургундии, высадился на берег Англии с полуторатысячной командой германских и фламандских наемников. К войску подтянулись со своими отрядами недовольные дворяне и, по мере того, как «сборный отряд» продвигался вглубь острова, он постоянно прирастал все новыми и новыми сторонниками. Направленное во главе с герцогом Кларенсом войско, задачей которого было немедленное и полное уничтожение противника, вдруг перешло на его сторону. Войско Эдуарда благополучно увеличилось еще на 12000 человек. После такого откровенного коварства со стороны Кларенса, которое дало к тому же значительное превосходство в численности войска, Уорвик и Оксфорд, расположившиеся со своими отрядами близ Ковентри и поджидавшие Эдуарда, посчитали разумным не начинать никаких боевых действий. А кроме того, не чинить препятствий войску Эдуарда на пути следования к Лондону. Город бесславно пал, а король Генрих в который раз попал в плен, на этот раз ненадолго – через несколько недель он умер (по другой версии – убит) в Тауэре.


Смерть Ричарда Невилла, 16-ого графа Уорика в битве при Барнете. «Хроника Англии» Эдмунда Эванса 1485 г. (1864).

Эдуард со своим братом Ричардом встретил войско Уорвика численностью в 9000 человек около Барнета, где 14 апреля 1471 года и произошло сражение. Противники выдвинулись ранним утром, когда туман еще стелился по земле и не успел рассеяться под лучами утреннего солнца. Бой начался с атаки правых флангов противоборствующих сторон. Левый фланг армии Эдуарда вскоре был смят отрядом графа Оксфорда. Но тут вышла промашка: из-за плотного тумана «бойцы» Оксфорда в горячке атаковали центр своих войск. Атакованные солдаты решили, что граф предал их, слух этот мгновенно разнесся по всей армии, что привело к подрыву боевого духа войска. В этот момент по вконец растерявшимся воинам ударил кавалерийский резерв Эдуарда. Войско Оксфорда дрогнуло, и вскоре началась паника и повальное бегство. Уорвик, сражаясь пешим, погиб. Существует и другая версия, по которой уже будучи тяжелораненым, тот был попросту добит мародерами уже по окончании боя. Пал и его брат Монтегю. Поражение армии был полным, но численность погибших была не велика – 1000 человек со стороны Уорвика и меньше 500 – у Эдуарда.


Джон Невилл, 1-ый маркиз Монтегю в битве при Барнете. Рис. Грэхема Тёрнера.

На следующий день армия королевы Маргариты высадилась в Англии, где и получила известие о поражении Уорвика. Маргарита отправилась на соединение с армией ее сторонника, графа Пемброка, однако была настигнута армией Эдуарда, и была вынуждена принять бой возле Тьюксбери, состоявшийся 4 мая 1471 года. Сторонники Ланкастера (а их было около 3 000 человек) заняли весьма выгодную позицию. Используя естественный рельеф местности, а точнее, русло ручья, правый фланг обеспечил себе препятствие для армии Эдуарда. Та насчитывала на текущий момент приблизительно 4 500 человек.


Герцог Глостер Ричард (будущий король Ричард III) во время битвы при Барнете. Рис. Грэхема Тёрнера.

В начале сражения Соммерсет перебирался через ручей и пошел в атаку на отряд Ричарда Глостера, намереваясь сломить его ударом во фланг и разбить до прибытия помощи. Задачей Уэнлока было атаковать центр короля Эдуарда. Пока Соммерсет пытался обойти Ричарда и зайти в тыл, его атаковал отряд из двухсот конных латников, которых оставили в засаде как раз на случай развития такого варианта событий. Уэнлок промедлил с атакой, и в итоге вынужден был занять оборону…

Продолжение следует…
161 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    12 января 2018 07:14
    Интересно. Как туман - так по своим. Впрочем, в условиях гражданских войн это не так удивительно.
    1. +5
      12 января 2018 10:11
      Автору большое спасибо за материал - ждем продолжение.
      1. +1
        12 января 2018 16:54
        Оно будет, конечно, - третья часть. Но потом пойдут уже мои материалы о военном деле того времени, доспехах и прочем, как дополнение.
        1. +1
          12 января 2018 19:46
          Большое спасибо за Вашу работу. Сам только на днях прочел свежую книгу Питера Хэммонда "Ричард 3 и "битва при Босворде". Рекомендую.
          Просто очень интересует именно эти события.
    2. +2
      13 января 2018 23:03
      По своим били часто и без тумана. Военной формы-то не было. Кучковались около знамен.
      Если знамя падало, исчезал ориентир, кто свои.
  2. +20
    12 января 2018 07:32
    Феодальные войны - страшное и грустное зрелище...
    Не прошло и 100 лет...
    1. +2
      12 января 2018 11:54
      Цитата: XII легион
      Феодальные войны - страшное и грустное зрелище...
      Не прошло и 100 лет...

      Желаете выйти на обсуждение событий в Московском княжеском доме?
      Или помыть косточки бритов по очередной внутренней сумятице на Туманном Альбионе?
      1. +5
        12 января 2018 16:27
        А в это время в далекой-далекой галактике строилась каравелла "Нинья"...
        суета сует
      2. 0
        12 января 2018 22:18
        Я вообще удивляюсь куда людей чистолюбие заводит, вроде все под богом ходим тоесть все равны перед ним , а некоторые хотят быть равнее , но не зря есть прича про игольное ушко
  3. +17
    12 января 2018 07:50
    А на самом деле - какая разница какая роза!
    Все одно в Англии ничего не меняется
    Гуд!
  4. +4
    12 января 2018 07:50
    Резали друг друга с большим удовольствием...На 100 лет сделали передышку, а затем снова...
    1. +1
      13 января 2018 23:07
      Но революций у них после Кромвеля все-таки не было. Одумались ребята и перестали резать друг друга... good
      1. 0
        14 января 2018 12:34
        Цитата: voyaka uh
        Но революций у них после Кромвеля все-таки не было.

        Были. Проверьте.
        1. 0
          14 января 2018 13:53
          Вы имеете в виду высадку голландцев Вильгельма Оранского?
          Но это та же цепочка 17 века. После "Билля о правах",
          с конца 17 века революций не происходило. Как образовалась парламентская
          конституционная монархия, так и до сих пор.
          1. 0
            15 января 2018 08:52
            Цитата: voyaka uh
            Вы имеете в виду высадку голландцев Вильгельма Оранского?

            Да, "Славную революцию". Смена династии, существенное ограничение королевских прав, провозглашение гражданских свобод. Мне кажется, считать этот переворот именно революцией - правильно.
  5. +4
    12 января 2018 08:23
    Отличная статья. С трепетом жду кого-нибудь из адептов Фоменко. Интересно, как эти события могут преломиться через мутную линзу Новой хронологии?
    1. +5
      12 января 2018 09:06
      Как как, это всё Дж Мартин выдумал, что бы ПЛиО написать
      1. +10
        12 января 2018 09:30
        Вангую, что на самом деле рубились две ветви русоариев по вопросу толкования неясного момента в Велесовой книге. А подстрекали их всяко ЕВРеи(согласно указаниям протоколов Сионских муд-ов), древнейшее население ЕВРопы-потому надпись на мече на фото на иврите. Хотя может это руны или даже санскрит -неграмотен аз есмь. Думаю скоро в комментах адепты разъяснят мне всю интригу.
        1. +3
          12 января 2018 21:42
          Цитата: Dimmih
          А подстрекали их всяко ЕВРеи(согласно указаниям протоколов Сионских муд-ов), древнейшее население ЕВРопы-потому надпись на мече на фото на иврите. Хотя может это руны или даже санскрит -неграмотен аз есмь


          арабский, сэр.
          точнее, Мамлюки из Александрии отличились

          The inscription reads in translation: "Donation of al-Mālik al Mu`ayyad Abū al-Nasr Shaykh to the armory in the frontier city of Alexandria [in the] year 822 [A.D. 1419]."

          пс Иврит сильно отличается от Арабского, визуально.


          1. +2
            12 января 2018 21:53
            пс Иврит сильно отличается от Арабского, визуально.

            мне в свое время учитель рассказывал, что ругательства часто одинаковые. Правда? drinks
            1. +2
              13 января 2018 00:00
              Конечно, ведь "там на четверть бывший наш народ", а многих арабов обучали наши "ихтамнету" wink
            2. +2
              13 января 2018 09:05
              Цитата: Микадо
              мне в свое время учитель рассказывал, что ругательства часто одинаковые. Правда?


              у Арабского есть солидное место в запасе ругательств на Иврите. думаю это комплимент
          2. +1
            13 января 2018 11:33
            Это сарказм был, как, сразу предупрежу и то, что напишу далее. Новых хроноЛожцев надо поддержать, а то заклюют агенты империализма. Итак, рабочая версия такая:надпись-арабская, арабы-семиты, евреи-семиты-стало быть не обошлось без ж.масонов и Ватикана.
            1. 0
              13 января 2018 21:05
              Цитата: Dimmih
              Это сарказм был, как, сразу предупрежу и то, что напишу далее.


              видит Б-г, я загрызу любого за сарказм, но надо иногда дать и ему отдохнуть.
        2. 0
          12 января 2018 22:34
          Зря вы ерничаите, думаю вы такой же вред наносите как и всякие фоминковы которы призваны поиск научный в фарс превратить.Я тоже не верю что Российская история 1000 лет ограничивается как вы меня обзавете
          1. +3
            13 января 2018 00:31
            Что у Вас с правописанием? Или Вы принципиальный противник грамотного изложения мыслей?
          2. +1
            14 января 2018 18:13
            Судя по комментарию Вам правописание надо подтянуть. А с правописанием одновременно-историю подучить. И всё наладится.
    2. +5
      12 января 2018 09:22
      Зачем Вам ждать. Открываете "Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. Славянское завоевание мира" и узнаете, что в XIV веке славяне завоевали Европу, Азию и Северную Африку.
      "Славянский «народ озлоблял оружием своим чуть ли не все народы во Вселенной; разорил Персиду: владел Азиею, и Африкою, бился с Египтянами и с великим Александром; покорил себе Грецию, Македонию, Иллирическую землю; завладел Моравиею, Шленскою землею, Чешскою, Польскою, и берегами моря Балтийского, прошел во Италию, где многое время воевал против Римлян. Иногда побежден бывал, иногда биючися в сражении, великим смертопобитием Римлянам отмщевал; иногда же биючися в сражении, равен был. Наконец, покорив под себя державство Римское, завладел многими их провинциями, разорил Рим, учиня данниками Цесарей Римских, чего во всем свете иной народ не чинивал. Владел Францыею, Англиею, и уставил державство во Ишпании; овладел лучшими провинциями во Европе: и от сего всегда славного народа в прошедших временах, произошли сильнейшие народы; то есть СЛАВЯНЕ, ВАНДАЛЫ, БУРГОНТИОНЫ (вероятно — БУРГУНДЦЫ ВО ФРАНЦИИ), ГОТЫ, ОСТРОГОТЫ, РУСИ ИЛИ РАСИ, ВИЗИГОТЫ, Гепиды, Гетыаланы (готы-аланы), Уверлы, или Грулы; Авары, Скирры, Гирры, Меландены, Баштарны, Пеуки, ДАКИ, ШВЕДЫ, НОРМАННЫ, ТЕННЫ ИЛИ ФИННЫ, украинцы, или УНКРАНЫ (Украинцы? Или Венгры-Угры?), Маркоманны, Квады, ФРАКИ (или Траки, если фиту читать как «т»), Аллери были близ ВЕНЕДОВ, или Генетов, которые заселили берег моря Балтийского, и разделилися на многие началы; то есть Помераняны (ныне это немецкая ПОМЕРАНИЯ ), Увилцы, Ругяны, Уварнавы, Оботриты, Полабы, Увагиры, Лингоны, Толенцы, Редаты или Риадуты, Цирципанны, Кизины: Эрулы, или Элуелды, Левбузы, Увилины, Стореданы, и БРИЦАНЫ (здесь, вероятно, имеется в виду БРИТАНИЯ-АНГЛИЯ или БРЕТОНЬ во Франции), со многими иными которые все были самый народ славянский."
      Так что описываемые события происходят на территории древней славянской мегаимперии. Очевидно это одно из вооруженных противостояний, спровоцированных хозяевами Запада с целью развала этой самой мегаимперии, чего они в веке XVII таки добились, организовав Великую Смуту.
      1. +6
        12 января 2018 11:58
        Все началось - первый, второй, третий! Тапки в угол! Кошак идет боротся с "Фоминковщиной"!!!
        1. +5
          12 января 2018 13:21
          Все началось - первый, второй, третий! Тапки в угол! Кошак идет боротся с "Фоминковщиной"!!!

          это выглядит вот так:

          позвольте мне сегодня, Владислав, "Доктором" поработать. drinks
      2. +4
        12 января 2018 12:55
        Нет, открывать не буду, уж пусть меня извинят адепты-потоки слов без единой мысли вгоняют в сон. С адептами как-то веселей общаться, они частично живые люди(а частично тролли и боты). Фоменко с Носовским.... Да существуют ли они вообще в живой природе или это коллектив авторов?))))
      3. +3
        13 января 2018 23:30
        Нельзя отказать Фоменко в масштабности фантазий: "стрелять - так стрелять".
        В его "новой хронологии" нельзя что-то придумать, а что-то оставить "по-старому".
        Тут большевизм: "разрушим до основанья, а затем... мы наш мы новый мир построим.."
        Если честно, то меня больше всего у них поразил "откопанный древний Исаакиевский собор
        в Петербурге".Чтобы такое придумать, надо обладать незаурядной смелостью, согласитесь?
        1. +2
          14 января 2018 18:16
          Либо считает читательскую массу чем-то вроде гм..... первородной массы, которой можно скормить всё , что угодно-"Пипл всё схавает!" Недооценка и презрение в одном флаконе.
    3. +1
      12 января 2018 21:46
      Цитата: Dimmih
      Интересно, как эти события могут преломиться через мутную линзу Новой хронологии?

      Ну, наверное как идентификацию кого-нибудь из Ланкастеров с Дмитрием Шемякой, а Йорка - с Василием Темным! laughing
  6. +1
    12 января 2018 09:05
    29 марта снегопад в Южной Англии?!!! Да в Южной Англии даже в январе-феврале снег большая редкость!
    1. +9
      12 января 2018 09:09
      Малый ледниковый период, нет не слышал.
      1. +4
        12 января 2018 09:23
        Я же предупреждал, потихоньку начинается- снег не может выпасть в марте в Англии... Уважаемый Коллега никогда не слышал про снег в Египте даже в наше время, что скажу я Вам далеко не Англия хоть и Южная. Опять же -год-то какой? Ни тебе парникового эффекта, ни чего ещё прочего. Англия, хоть и Южная-не обязательно рядом с экватором. Вот они, просыпаются, хроноложцы....
        1. +2
          12 января 2018 09:26
          К вашему сведению, в конце марта в Лондоне уже вовсю распускаются листья на деревьях и цветы. Даже в Москве в иные теплые годы начинают зеленеть деревья.
          1. +7
            12 января 2018 10:18
            В 1984 году 19 мая на день пионерии я был в Москве. Цвели тюльпаны и... пошел снег! И навалило много. Особенно было забавно смотреть на индусок босых и в шлепанцах, бегавших по Красной площади...
            1. +5
              12 января 2018 10:25
              Цитата: kalibr
              пошел снег! И навалило много. Особенно было забавно смотреть на индусок босых и в шлепанцах

              Экий Вы, жетстокий laughing
            2. +5
              12 января 2018 16:43
              04.07.92., после +20 в Мурманске выпало 30 см снега. За день до этого в порт пришли два американских фрегата, на мемориальное событие (50 лет с начала разгрома PQ -17). Пришли из Средиземного моря. Я первый раз в жизни видел синих от холода негров!
              1. 0
                12 января 2018 18:27
                Сравнили Мурманск и Лондон. Какие же тупые сравнения приводят! Может, карамзинцы мне ещеТикси и Одессу начнут в пример приводить, что лето у них одинаковое! А что?!!! В Тикси +30 тоже бывает!
                1. +5
                  12 января 2018 19:01
                  В тупости меня на этом сайте еще никто не обличал. Даже упыри. Поздравляю Вас с первенством!
                  1. +4
                    13 января 2018 03:36
                    Антон, оскорбление было страшней, он вас назвал карамзинцем wassat laughing Отнеситесь к нему с пониманием, дитятко впервые выговорило такое сложное слово. Тем более из новояза.
                    1. +4
                      13 января 2018 07:45
                      Это так же, как Вас ленинцем назвать. Вы оскорблены?
                      1. 0
                        15 января 2018 04:51
                        Нет, Антон, но думаю, что я пока не достоин так называться.
                2. +1
                  12 января 2018 21:51
                  Цитата: Кот_Кузя
                  Может, карамзинцы мне ещеТикси и Одессу начнут в пример приводить, что лето у них одинаковое!

                  Не забывайте: Азовское море зимой замерзает, а Баренцево - нет! tongue Гольфстрим-с...
          2. +4
            12 января 2018 12:06
            Цитата: Кот_Кузя
            К вашему сведению, в конце марта в Лондоне уже вовсю распускаются листья на деревьях и цветы. Даже в Москве в иные теплые годы начинают зеленеть деревья.

            Брат во хвосте! С каких пор настоящего русского кота волнуют проблемы британских вшивых шавок?
            Еще немного и договоримся -каждому британскому коту "один метр теплотрассы" в Сибири!
            У меня за окном минус 20 градусов, и что? Хотя иногда интересно смотреть при -35° на легко одетых туристов. Но если честно кроме жалости подобные суслики не вызывают.
            1. +1
              12 января 2018 12:11
              В Лондоне тепло, за всю зиму там лишь несколько раз температура опускается ниже нуля. А снегопад для них ЧП, так как англичане не ставят зимние шины, то поэтому отменяют занятия в школах, а на многих предприятих делают выходные.
            2. +5
              12 января 2018 17:37
              "Приму в дар двух котов "британской" породы. Место на теплотрассе гарантирую.
              С уважением. Коля Десятниченко. Новый Уренгой."
      2. +1
        12 января 2018 09:36
        Про Гольфстрим не слышали? Вот что написано в Вики про климат Лондона:
        Снежный покров сохраняется в среднем 5 дней в году, и высота снежного покрова незначительна (около 25 мм). На протяжении года преобладают ветры юго-западного направления. Из-за удалённости от Атлантики Лондон наименее подвержен воздействию ветров, дующих с океана. Ветры, дующие с Атлантического океана, летом приносят прохладу, а зимой — тепло. Частота и сила ветров достигает максимума с декабря по февраль. Бури случаются в среднем 1—2 раза в году.


        В конце марта среднесуточная температура составляет +8. Конец марта в Лондоне соответствует концу апреля в Москве:

        Вы видели метель в конце апреля в Москве? Метель 29 марта в Лондоне тем более невероятен, потому что Англия это остров, и арктический воздух при продвижении на юго в сторону Англии, неизбежно прогревается над теплым океаном.
        1. +5
          12 января 2018 10:00


          вы правы - снег в Англии бывает только в мае, но в марте никогда good
          вот пришел и нагадил в хорошей статье со своей средней температурой по больнице
          1. 0
            12 января 2018 10:28
            Непогода йоркистам была только на руку. Мощный снегопад да порывистый, пронизывающий ветер били в лицо лучникам Ланкастера. Снег лепил в глаза, видимость была из рук вон плохая, поэтому лучники не могли видеть цели и их стрелы пролетали мимо
            Это даже не просто снегопад, а метель! Какая к чертям метель может быть в Южной Англии в самом конце марта?!!!
        2. +9
          12 января 2018 10:11
          Вы вместо Вики с описанием сегодняшнего климата, лучше почитайте что то достойное, например "Климат Земли: прошлое, настоящее, будущее". Узнаете об изменениях климата и их влиянии на социум.
          1. +3
            12 января 2018 19:08
            У меня складывается впечатление, что этоновый штамм "исторического вируса". "Теперь и в метеорологическом формате! Встречайте!"
        3. +5
          12 января 2018 10:14
          Вам же ответили в средние века в мире и европе частности был период похолодания , Темза полностью замерзала , посмотрите на голандские гравюры катания на коньках и зимние пейзажи , такого сейчас в европе не увидиш
        4. +8
          12 января 2018 10:16
          Если что так у нас ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ. А в то время было похолодание. Точно известно, что при Генрихе 8 на льду Темзы жарили быков!!! На кострах и лед до воды не протаивал!
          1. +4
            12 января 2018 18:35
            Вячеслав Олегович, Вы имеете представление о том , как на открытом огне жарят хотя бы поросенка?
            1. +3
              12 января 2018 19:11
              Роем яму глубиной в 1.5 метра (это на поросенка весом 55 килограммов. Если больше,можно увеличить). Дно ямы нужно заполнить сухими скругленными камнями разного размера (скорее крупными, чем мелкими). Камни обязательно должны быть сухими!
              В яме разводим большой костер. Огонь в яме необходимо поддерживать до тех пор, пока камни не раскалятся добела.
              Костер тушим, убираем большие головешки, а камни покрываем банановыми листьями если есть или большими листами фольги, если поблизости не растут бананы.
              Поросенок подготавливается заранее – обмывается, обсушивается, солится. Сверху поросенка следует тоже накрыть листьями или фольгой.
              Чтобы запах бананов превратил поросенка в настоящее блюдо Калуа, можно обложить его бананами в кожуре.
              Затем яму накрывают увлажненным тяжелым брезентом так, чтобы жар из ямы не выходил наружу. Брезент засыпается землей слоем примерно 15-20 сантиметров.
              Запекается поросенок в яме примерно 12-16 часов часов (при весе поросенка 55 килограммов; чем больше вес – тем больше времени потребуется).
              1. +2
                12 января 2018 19:27
                Цитата: Curious
                Запекается поросенок в яме примерно 12-16 часов часов (при весе поросенка 55 килограммов;

                Ни фигасе поросёнок belay
                Вот поросёнок

                а Вы какого то вепря описываете))))
                1. +3
                  12 января 2018 19:46
                  Нормальный поросенок. Вепрь - это 200 и больше.
                2. +5
                  12 января 2018 19:47
                  Нормальный такой украинский поросенок. На Украине любое парнокопытное весом ниже центнера - поросенок, больше двух - бычок! laughing Благодатная земля - плюнь в пашню, виноград вырастет!
              2. +3
                12 января 2018 19:54
                Виктор Николаевич! Во-первых, запалили рецепт. Во-вторых, это не жарка, а запекание, в-третьих даже при таком неэнергоемком процессе, 12-16 часов - явно новость для Вячеслава Олеговича.
                1. +6
                  12 января 2018 21:48
                  Хорошо, вот вам жарка.
                  Берем бычка кило на 600. Забиваем, снимаем шкуру, потрошим.
                  Внутрь вкладываем тушу теленка, также предварительно выпотрошенную, затем в тушу теленка помещаем выпотрошенную тушу барана, в тушку барана кладем тушку индейки, в тушку индейки помещаем выпотрошенного гуся , в гуся кладем тушку утки, а в утку - цыпленка. Можно еще яиц куриных положить.
                  Начиняем все это обильно приправами, которые Вы любите с мясом и которые к мясу подходят (кинза, базилик, эстрагон, лук-порей, мята, чеснок, шафран, корица и орехи и т.д.)
                  Уснащаем обильно красным перцем.
                  Сами понимаете, что мангалом тут не обойдешься. Разжигаем здоровенный костер для того, чтобы иметь достаточно углей и запасаемся терпением на несколько часов и силами вращать эти несколько часов вертел.
                  Приличная часть тушки сгорит онечно, но то что внутри того стоит.
                  Рецепт проверен.
                  1. +4
                    13 января 2018 00:32
                    Цитата: Curious
                    Берем бычка кило на 600. Забиваем, снимаем шкуру, потрошим.

                    Коллега, Вы кроме обильной слюны ,из тюбика непримиримости, выдавливаете ещё и зависть ... Нет у нас таких бычков, минсельхоз есть, линник есть,скрынник есть, зомбоящик есть, а бычков нету request
                    1. +4
                      13 января 2018 01:11
                      Да ладно. Съездиие в Бугурусланский район Оренбургской области.

                      Бычок -18 месяцев, 700 кг. А Вы говорите нет.
            2. +1
              14 января 2018 12:50
              Я хроники читал, там описано, что быков жарили... зачем им врать? Это их жизнь была, вернее ее мелочи! Я верю как раз мелочам.
              1. +1
                14 января 2018 19:35
                Вячеслав Олегович, я ведь не подвергаю сомнению Ваши слова о глубине промерзания Темзы в те времена. Я говорю о том, что приготовление туши весом в полтонны, целиком на открытом огне весьма проблематично.
                1. +2
                  14 января 2018 22:34
                  Но возможно. Все же рассказы о жарке на вертеле туш в истории встречаются часто. А учитывая, что народ тогда мясом был не избалован (а на улице жарили явно не аристократам), сьесть могли и полусырое.
        5. +8
          12 января 2018 11:43
          Я так понимаю тут появились метеорологи, судящие о погоде в средневековой Англии по своим нынешним наблюдениям? Боюсь их разочаровать, но куда они со своим то рылом, да в калашный ряд. Деточки, не все, что написано в Вики правда. laughing
          600 лет назад климат на земле существенно различался с нынешним.
          Кстати... не далее как в прошлом 2017, в конце апреля метель в Москве была, то же самое и 23 апреля 2010 г. laughing И повторюсь, в 1461 климат был совсем другой.
    2. +4
      12 января 2018 10:11
      Цитата: Кот_Кузя
      29 марта снегопад в Южной Англии?!!! Да в Южной Англии даже в январе-феврале снег большая редкость!

      И тем не менее очевидцы тех событий вспоминали сильный снегопад и ветер в тот день. Это же отмечено в хрониках тех дней. Именно эта аномалия и позволила значительно меньшим по числу сторонникам Йорка победить ланкастерцев в битве при Таутоне.
  7. +3
    12 января 2018 09:58
    Интересно знать принцип построения битвы , думаю хорошие доспехи были у 10% войска , дворян и у каждого латника дворянина свои так называимые нукеры (охраники) , интересно как тогда строилась стратегия битвы и управление войсками
    1. +6
      12 января 2018 10:12
      Обязательно напишу об этом!!! Именно как Вы спрашиваете.
  8. +3
    12 января 2018 10:40
    Что-то цифры участников сражения и потерь при Таутоне выглядят жутко преувеличенными . Десятки тысяч с каждой стороны для не такого уж большого и богатого королевства - как-то чересчур . Даже в Столетней такого не наблюдалось
    1. 0
      12 января 2018 11:55
      Приврать всегда любили, даже в Вашей истории-побить тьмы неприятеля одному вариору ослиной челюстью почётней, нежели побить врага менее искусного или меньшего числом.
    2. +2
      12 января 2018 12:02
      Конечно приврали. Даже в армиях Нового времени, например в Тридцатилетней войне, короли и герцоги могли собрать армии максимум по 30-40 тысяч человек. Надеюсь, вы не будете всерьез воспринимать Геродота, вещающего о полуторамиллионной армии Ксеркса? Точно так же не стоит принимать на веру писанину историков 18 века о монголах с их 200-тысячной армией. Каждый монгол имел трех коней - на двух ехал поочередно, чтобы дать отдыхать коню, а на третьей вез свои пожитки, оружие и припасы. 1 млн 800 тысяч коней сдохли бы от бескормицы, тем более что монголы вели свой поход зимой и шли вдоль русел рек.
      1. +6
        12 января 2018 12:19
        Вы, похоже, тоже историк и любите приврать раза так в три. Двести тысяч монголов о трех конях каждый имели шестьсот тысяч коней. А у Вас втрое больше.
        1. +7
          12 января 2018 16:15
          Не люблю ворошить подобные вопросы, но думаю, что силы татаров-монголов при вторжении Бату-хана в пределы Владимиро-Суздальской Руси не превышали 30 тысяч войнов. Если брать за аксиому, то что монголы шли о трех конь (с двумя заводными и одним вьючным) получаем под 100 тысяч голов.
          Теперь вопрос в студию? Как Вы думаете достаточно ли фуража было на территории княжеств Владимиро-Суздальской Руси?
          Учитывая, что монголо-татары шли изгоном (широкой полосой) собирая силы только при возникновении противодействия и осады городов. То думаю, что проблем с лошадками не было. А если брать то, что кочевники конину и сами употребляли, то это может объясняет мобильность Бату-хана.
          Можно продолжать дальше и фальк-история потеряет свою привлекательность.
          1. +6
            12 января 2018 17:21
            Цитата: Котище
            Не люблю ворошить подобные вопросы, но думаю, что силы татаров-монголов при вторжении Бату-хана в пределы Владимиро-Суздальской Руси не превышали 30 тысяч войнов.

            В западном походе участвовало семь ханов, по обычаям монголов каждый командовал туменом (десять тысяч). Собственно вторжение осуществляли четыре тумена под общим командованием Бату, два тумена стояли на юге, обеспечивали порядок в степи, один был отправлен на север, обеспечивая вторжение с правого фланга. Каждый бой или осада, начиная с сражения на Воронеже с рязанскими князьями - потери. Предполагается, что под Коломной один тумен был вообще разгромлен русскими (хан Кулькан погиб). Так что ваши предположения весьма близки к истине.
            Любителям уморить монгольских лошадей русской зимой следует помнить, что на самой Руси лошадь была в каждом крестьянском хозяйстве, а то и не одна, плюс коровы, овцы и другой скот. В каждой деревне на зиму было запасено столько сена, овса и т.п., сколько было необходимо, чтобы кормить домашнюю скотину всю зиму.
            1. +4
              12 января 2018 18:13
              Я вот иногда думаю об исорической статистике. Бог с ними, с лошадями, а вот другой тягловый скот, он откуда кормился? Ведь осадные орудия не перевзешь лошадьми. И конным Рязань не возьмешь. Значит, волы, повозки и "пехтура"?
              1. +5
                12 января 2018 18:54
                Цитата: 3x3zsave
                Ведь осадные орудия не перевзешь лошадьми.

                Их собирали на месте. Об этом есть в летописях. Осады крупных городов длились в среднем неделю. Как раз время на то чтобы собрать инструменты, проломить стену и... всё. Осада Торжка и Козельска - самые длинные и самые последние. Монголов уже было мало, вот и мешкали.
                1. +5
                  12 января 2018 19:22
                  Михаил, но разделение труда всегда было! Требюше изготовить -спецы, разобрать-собрать - спецы, обслуживать в рабочем режиме - спецы. Вы же не думаете, что до этого снизошел, человек, который с 3ех лет с луком, с 4ех лет в седле, с 5и с саблей, а в 10 пролил первую кровь.
                  1. +7
                    12 января 2018 20:42
                    Цитата: 3x3zsave
                    Вы же не думаете, что до этого снизошел, человек, который с 3ех лет с луком

                    Нет, конечно. Инженеры были "импортные", вероятнее всего мейд ин чайна, хотя, возможно и из Хорезма завозили. wink Минареты они там строили - мама не горюй, чего требушеты не строить? wink Мавераннахрская инженерная школа котировалась, не знаете? smile
                    Чего-то у меня сегодня настроение веселое, с того момента как уважаемый Curious мне тактично указал на ошибки smile Прямо лыбит целый день. smile
                    А если серьезно, то у безграмотных кочевников были не только грамотные инженеры, но и доктора, дипломаты, разведчики. Они без зазрения совести и каких-либо предрассудков привлекали к себе на службу всех, кто мог быть им полезен. Прагматичный имперский подход.
                2. +5
                  12 января 2018 19:45
                  Уважаемые Михаил и Антон! По сути все ваши высказывания в целом дополняют или подтвержают мои знания. К слову "тумен" - "десять тысяч" по штату в большенстве случаев имел некомплект. Учитывая боевую и санитарную "убыль" личного состава. Мы получаем те злополучные 30 000 войнов.
                  Было ли достаточно у Бату-хана сил сокрушить Русь? Видимо да, учитывая тактику монголов на выманивание князей с дружинами в поле. С последующим захватом городов при правильной осаде. Козельск и Торжек не послали войска на Сить. Так что воэможно это объясняет потери Бату-хана.
                  То что захват Владимиро-Суздальской Руси дорого стоил для захватчиков доказывают археологические находки. Еще дороже нашествие стоило самой Руси, по различным мнениям ученых из летописей исчезло от трети до половины названий городов.
                  Сколько и были ли пешие монгольские войны однозначного ответа нет, но кроме моннолов в боевых действиях участвовали и другие покоренные народы. Дань кровью никто не отменял.
                  1. +1
                    12 января 2018 22:44
                    Пожалуйста перечислите эти архиологические находки интересно узнать, интересуюсь этой темой и не разу не читал про места раскопок сражений орды с русским воиском , заранее спасибо
                    1. +5
                      13 января 2018 05:56
                      Старое Рязанское городище, Владимир.
                      Уважаемые комрады уже вспоминали Археологические сборники и энциклопедии. Так что в любой городской библиотеке они есть. Сходите не поленитесь, уверен не пожалеете.
                      особенно характерно описание повреждений скелетов и предположения о причинах смерти.
                    2. +1
                      14 января 2018 12:44
                      Про Золотаревское городище было много статей!
            2. +1
              13 января 2018 20:58
              Что то вы путаете , вопервых не в каждой семье была лошадь и если была такая роскаш ее уводили в лес и в третьих вы пробовали воевать на пахотной лошади , это какая то дич
              1. +3
                13 января 2018 23:25
                Цитата: Ратник-80
                Что то вы путаете , вопервых не в каждой семье была лошадь и если была такая роскаш ее уводили в лес и в третьих вы пробовали воевать на пахотной лошади , это какая то дич

                Уважаемый Игорь! Пускай Вы правы каждая семья не имела лошадей. Но, уклад семьи в текущем периоде еще только формировался были сильны родоплеменные отношения. Жили по сути дворами. Несколько поколений под одной крышей, а такой "двор" коняшку имел однозначно. Причем не одну. Еще больше было крупного рогатого скота, про поросят, овец и кур просто промолчу. А теперь вопрос сколько надо сена, чтоб прокормить корову?
                На год два-три добрых стога + пшеница или рожь полтонны минимум. what
                Даже не знаю как для городского жителя объяснить это на пальцах?
                Вы видили машину лесовоз полуприцеп с фискарсом? Представьте его с сеном - длина полуприцепа метров 9-10м высота 2-3м и ширина 3м. Так это годовой запас фуража на одну коровенку с приплодом. По пшенице? Примерно в день надо давать два ведра паренной пшеницы с мякотью или ржи, можно овес. Тогда коровенка будет давать молоко.
                На коняшек надо примерно в полтора раза больше.
                И это все для того чтоб прокормить одну голову!
                Теперь заведите в инете численность Владимиро-Суздальской Руси перед вторжение таьаро-монголов? Для того чтоб прокормить 100000 конскую тягу орды достаточно было четверти запасов фуража на год.
                По скотине, да уводили, пряьали и сами прятались. А сено? Раньше описаных мною выше Уралов лесовозов не было, так что вывозили сено по зиме на санях. Думаю обратно в лес убегая от татар не многие из хозяев вернули.
                Ну последнее зачем крестьянскую лошадку ставить кочевникам под седло? Проще ее на вертел, в своей массе ордынцы были кочевниками и кониной не брезговали.
                С уважением КОТИЩЕ!
                1. 0
                  14 января 2018 15:37
                  Спасибо вам за ответ , но в нем довольно много противоречий , вы описали сколько нужно фуража для одной лошади и красочно сказали что для этого нужно большой прицеп и маленькая тележка, и потом почимуто привизали это к числености имено суздальской русси , как будто тогда проводили перепись, вы привели пример я тоже приведу , прокормить 100000 лошадей нужно гора сена в эфеливу башню каждый день, как вы это обясните
                  1. 0
                    15 января 2018 09:13
                    Цитата: Ратник-80
                    прокормить 100000 лошадей нужно гора сена в эфеливу башню каждый день, как вы это обясните

                    Рискну ответить на ваш вопрос.
                    Уважаемый Котище, как мне кажется, имел в виду то, что запасов фуража, запасенного крестьянами из разоренных монголами областей хватило бы для прокорма армии вторжения, включая и лошадей и всадников, тем более что число и тех и других после каждой стычки или осады неуклонно уменьшалось.
                    Выпас скота на пастбищах начинается в апреле - мае. До мая домашняя скотина кормится в хлевах запасенным кормом. Лошади были в каждом хозяйстве (чаще - несколько), иначе это просто не хозяйство - пахать не на чем. На момент начала вторжения на каждую лошадиную и коровью голову в каждом дворе оставалось корма минимум дней на девяносто. Если считать, что в среднем в каждом дворе по одной лошади и одной корове, то с одного двора в течение дня могли прокормиться 180 монгольских лошадей или 60 всадников. Деревня в пять дворов (не редкость на Руси) обеспечивала на один день фуражом до трех сотен всадников. Подсчеты самые приблизительные и скромные. В реальности, я думаю, крестьянские запасы были значительно больше.
  9. +7
    12 января 2018 12:19
    Ну вот, дождался smile
    Сразу отмечу богатый иллюстративный материал в статье, спасибо Грэхэму Тёрнеру. Но лично меня больше заинтересовал рисунок Генри Шау, тот, на котором три фигуры со звериками в ногах. Крайний с права, я так понял, Ричард III, во всяком случае одет он в цвета королевского герба (красный и синий, лилия и лев), а в ногах у него вепрь, фигуру которого как эмблему использовал именно Ричард.
    А вот кто двое остальных?
    Рискну предположить, что крайний слева - Ричард Невилл 16 граф Уорик, "делатель королей". Во первых, в ногах у него медведь (эмблема как раз этого персонажа), в руках фигура монарха, а если вернуться к первой части статьи, где разбирался его герб, то можно опознать на одежде цвета рода Бошанов - золотой пояс в червленом поле и цвета Ньюбургов - горностаевое стропило - собственно символы из первой четверти герба Уорика.
    Осталось решить вопрос с третьим персонажем. В ногах у него звери мне незнакомые. Одежда бесцветная. Остался только герб на щите. Герб этот (три веретена и зеленый орел) принадлежит лордам Монтакьютам, графам Солсбери и является составной частью второй четверти герба графа Уорика. Вероятно, на рисунке изображен отец Уорика - Ричард Невилл граф Солсбери.
    А вот рисунок, изображающий гибель Уорика у меня вызвал сомнения. На одежде я вижу белый косой крест Невиллов с титлом и всё. Такое сюрко мог носить разве что отец Уорика да и то только до своей женитьбы и получения титула графа Солсбери.
    По содержанию статьи - опять бессистемно и сумбурно. Я, в общем-то, свободно в этой теме ориентируюсь и понимаю в большинстве случаев о чем речь, но человек слабо знакомый с темой Войны Роз, мне кажется, много не поймет, запутается. Учитывая то, что статья, судя по всему, рассчитана автором именно на читателя впервые знакомящегося с темой, получается, что она (статья) свою задачу не выполняет. Хотя, это, конечно мое личное мнение.
    Еще на месте автора я обязательно бы отметил, что Уорик, выдав свою дочь за Джорджа Кларенса, брата Эдуарда IV Йорка, во время своего гостевания у Людовика XI Французского, выдал свою вторую дочь Анну за Эдуарда Ланкастера, сына Генриха VI, тем самым, буквально вынудив своего союзника Кларенса вернуться к брату. Возвращение Кларенса к брату и отказ его от союза с Уориком в итоге и решили судьбу последнего. Три брата Йорка - Эдуард, Джордж и Ричард совместными усилиями Уорика таки одолели.
    И еще одно замечание. Статья обрывается как-то неожиданно, прямо на середине битвы. А ведь именно этой битвой закачивается очередной этап войны - дальше последуют годы мира (относительного, конечно) во время правления Эдуарда аж до 1483 года, больше десяти лет. Пару абзацев стоило бы добавить к этой части статьи, а не обрывать на полуслове.
    В целом, уровень второй части статьи, мне кажется, уступает первой.
    Автору нужно взбодриться, собраться и завершить цикл на мажорной ноте, тем более, что нас ожидает много интересного - интриги в королевской семье, битва за наследство Уорика, судьба Джорджа Кларенса, кто убил "тауэрских прницев", родословная Генриха Тюдора, разрубленная корона последнего Плантагенета... Короче, "интриги, скандалы, расследования", зловещие тайны, гнусные предательства...
    Автор, больше энергии, страсти! Последняя часть триптиха может и должна просто порвать аудиторию!
    1. +10
      12 января 2018 12:49
      "Но лично меня больше заинтересовал рисунок Генри Шау, тот, на котором три фигуры со звериками в ногах."
      Михаил, Вы провели блестящее расследование и совершенно точно определили, кто изображен на картине. Ваши персоны в точности совпадают с подписями, имеющимися на картине внизу, под каждым их изображенных.
      1. +7
        12 января 2018 12:56
        Цитата: Curious
        Михаил, Вы провели блестящее расследование и совершенно точно определили, кто изображен на картине. Ваши персоны в точности совпадают с подписями, имеющимися на картине внизу, под каждым их изображенных.

        laughing laughing laughing
        Да, это я того... Извинить меня может лишь то, что на моем экране эти надписи почему-то не то, что нечитаемы, а даже совершенно незаметны. Только после вашего сообщения присмотрелся и что-то там обнаружил.
        Да, посмешил я народ.
        Ничего, бывает. laughing
        1. +9
          12 января 2018 13:24
          Да, посмешил я народ.

          не посмешили, а показали знания, не зависимые от картинки. Мое уважение!hi
          1. +9
            12 января 2018 13:38
            Да, согласен! Мой комментарий имеет исключительно дружеский характер и никак не умаляет эрудиции Михаила.
            1. +4
              12 января 2018 13:40
              Я понял, конечно. Вы друг друга стоите. Искренне! Нет, реально приятно читать такие развернутые вещи. hi good
            2. +4
              12 января 2018 14:58
              Цитата: Микадо
              показали знания, не зависимые от картинки

              Цитата: Curious
              никак не умаляет эрудиции Михаила.

              Спасибо, коллеги, вы ко мне, право, слишком снисходительны. smile
              Все равно нужно быть внимательнее.
              Еще по рисунку. Подпись под изображением "с медведем" гласит, что это Ричард Бошам, граф Уорик, а вовсе не Ричард Невилл, "делатель королей". Такой персонаж (Ричард Бошам) действительно существовал, но лет этак на тридцать раньше, именно на его дочери и был женат "делатель королей", через нее и получил титул графа Уорика, но Невиллом-то он от этого быть не перестал. Цвета одежды у фигуры на рисунке никак не свидетельствуют о его принадлежности к клану Невиллов, какую эмблему использовал Ричард Бошам я не знаю, возможно того же медведя. Таким образом, фактом, подтверждающим мою версию идентификации фигуры на рисунке остается только изображение короля в ее руке. Ну и, косвенно, то, что Ричард Бошам умер задолго до начала войны Роз. На мой взгляд этого уже маловато для того, чтобы оспаривать правильность подписи, утверждая, что на рисунке изображен все-таки Невилл. Приходится признать, что я не только невнимателен к надписям feel , но и склонен делать поспешные выводы, а это уже намного печальнее. Извиняет меня лишь то, что свои выводы мне хватило ума высказать в форме предположения. sad
              Так что расследование далеко не блестящее, к сожалению. recourse Зато появился повод для дискуссий. smile
              1. +4
                12 января 2018 15:32
                Вы знаете, во всех этих генеологических хитросплетениях английской средневековой аристократии черт ногу сломит. Я уж точно не специалист. Однако на прорисовке знаменитой эффигии Ричарда Бошама, графа Уорика в церкви св. Марии в Уорике медведь в наморднике присутствует!

                Прорисовка эффигии Ричарда Бошама. Виден прекраснейший образец миланских доспехов, турнирный шлем типа жабья голова с клейнодом в виде головы лебедя, возникающей из короны и геральдические эмблема графа: медведь в наморднике и грифон. Из-за этой знаменитой эффигии доспех такого типа иногда называется уорикским.
                1. +6
                  12 января 2018 15:34

                  А это общий вид надгробия Ричарда Бошама.
          2. +4
            12 января 2018 15:08
            Цитата: Микадо
            а показали знания, не зависимые от картинки. Мое уважение!

            Коннити-ва, Никораи-сан ! hi Подписываюсь. Тем более,что живём в эпоху скоростей,в жертву коим часто приносится точность. Нет,конечно Osprey - издательство авторитетное,но,чёрт побери,от неточностей и ляпов никто не застрахован(интернет нас к этому приучил). И коммент Михаила, как раз, и подтвердил правильность подписей к иллюстрации. Да,кстати,в том магазинчике,который я Вам,помнится, рекомендовал, имеется обширная подборка этих иллюстрированных изданий от Osprey. good
            1. +3
              12 января 2018 15:12
              И коммент Михаила, как раз, и подтвердил правильность подписей к иллюстрации.

              конечно! Александр, я, грешным делом, почитываю иногда в Википедии перед сном правителей Англии. Именно, что от Гарольда до, предположим, Столетней войны. Там в них свихнешься, друг другу родственники. В общем, тема сложная, и то, что Михаил ее так мастерски знает - что сказать, он нашел свой пласт истории, в котором дока. hi
              ох, давно Оспрей не покупал...
      2. +4
        12 января 2018 13:09
        "А вот рисунок, изображающий гибель Уорика, вызывает у меня сомнения."
        Рисовал его известный британский художник и антиквар Джеймс Дойл. Полное название "Ричард Невилл, 16-й граф Уорик, настигнутый сторонниками йорков при попытке бежать во время битвы при Барнете". 1864 г.
        Дойл - автор иллюстрированных «Хроник Англии с 55 г. до р.х до 1485 г.» , человек вроде в вопросе авторитетный.
        1. +4
          12 января 2018 13:36

          Джон Адам Хьюстон. Изображение шекспировской версии смерти Графа Уорика в битве при Барнете в 1471. 1872 г.
          1. +7
            12 января 2018 15:43
            Вот за что я Вас люблю и уважаю друзья мои, что все Ваши комментарии любую статью делают бесценной!!!
            1. +4
              12 января 2018 16:01
              мы тоже главКота любим и уважам! drinks
              1. +5
                12 января 2018 16:10

                Наши коты на жизнь не жалуются.
                1. +5
                  12 января 2018 16:12

                  И вообще, коты наши друзья.
                  1. +5
                    12 января 2018 17:26
                    У моей Паллады такая же жертвенная морда, когда что-нибудь накосячит (что ежедневно!) Лабрадоры, блин!
                    1. +4
                      12 января 2018 18:32
                      Манипуляторы они непревзойденные.
                      1. +3
                        12 января 2018 18:47
                        Со мной не прокатывает. Барагозит она исключительно в мое отсутствие. А потом, вот такие глаза, прости меня Большой Собачий Бог!!! Говорят, что к двум годам они резко умнеют.... У Вас случилось?
              2. +4
                12 января 2018 17:09
                Огромное спасибо друзья!
                Собаку в ванной комнате мы оценили так!
                1. +4
                  12 января 2018 17:46
                  Цитата: Котище
                  Огромное спасибо друзья!
                  Собаку в ванной комнате мы оценили так!

                  Мусульмане считают, что кошки являются глазами Бога на земле. И на небесах будут свидетельствовать плохой человек или хороший.
                2. +2
                  12 января 2018 18:35
                  Так у Вас "персик" дымчатый? Один в один моя кошка, только крупнее и чуть темнее.
                  1. +3
                    12 января 2018 19:07
                    Порода называется "сибирская шиншила".
                    По сути - шерсти много, массы мало. Шестилетнюю кошку принимают за полугодовалого котенка. Характер покладистый до сих пор царапаться не умеет, но с гонорком!!!
                    1. +1
                      12 января 2018 19:17
                      Так у нас тоже полтора кило с шерстью. Я и пылесос Томас купил, чтобы шерсть эту убирать. А характер ужасный. Классическая "старая дева".
                      1. +3
                        12 января 2018 19:59
                        Вы будите смеятся!
                      2. +2
                        13 января 2018 09:02
                        С появлением собаки в доме, мне пришлось решить эту проблему более радикально - я купил полупрофессиональную модель "Керхера".
        2. +1
          12 января 2018 17:33
          Цитата: Curious
          Дойл - автор иллюстрированных «Хроник Англии с 55 г. до р.х до 1485 г.» , человек вроде в вопросе авторитетный.

          Не помню уже где, давно было, но точно читал, что цвет ливрей слуг графа Уорика был коричневым с зеленым по цвету его эмблемы - прикованного медведя с необструганным стволом, который изображался на зеленом фоне. Если так, то в бою он, вероятно, и сам должен был носить такие цвета.
          Но кажется мне, что информация о цвете ливрей была в какой-то книге, написанной еще с "ятями". Не помню.
    2. +4
      12 января 2018 16:45
      Лужский Боюсь, что не получится. Я ее уже читал...
      1. +3
        12 января 2018 17:35
        Цитата: kalibr
        Лужский Боюсь, что не получится. Я ее уже читал...

        Пришлите мне, я исправлю smile
        1. +4
          12 января 2018 18:57
          Не могу! Права авторства!
          1. +4
            12 января 2018 19:40
            Цитата: kalibr
            Не могу! Права авторства!

            Тогда буду критиковать. smile Жестоко и изощренно. bully
  10. +4
    12 января 2018 17:19
    Решил подробнее посмотреть на Рыцарский меч 1419 г.. представленный в статье. И нашел вот эту красоту!!!
    , а потом и эту
    1. +4
      12 января 2018 17:44
      Доктор, здравствуйте! красочно! good
      1. +5
        12 января 2018 17:54
        Здравствуйте, Николай!
        Только их крики слышны...
        Белые цапли невидимы
        Утром на свежем снегу.
        1. +4
          12 января 2018 18:19
          Белые цапли невидимы
          Утром на свежем снегу
          Если не бить "бекасиной"
          1. +5
            12 января 2018 18:30
            Окропили снег красненьким?
            1. +6
              12 января 2018 18:52
              Цитата: avva2012
              Окропили снег красненьким?

              это другая тема...., чё мы там забыли.? мож Родину?
            2. +4
              12 января 2018 19:29
              Да и Вы, я гляжу, "в настроении"?
        2. +3
          12 января 2018 20:00
          Доктор, картина - это Хокусай, похоже?


          Добрый Доктор пришел.
          Радость в сердце.
          Еще саке наливать иду. drinks
          1. +4
            12 января 2018 20:17
            Сколько саке не возьми...
            Доктор же в гости пришел
            "Бежать" все одно - придется
            1. +5
              12 января 2018 20:38
              Полтора часа до закрытия торговца саке осталось.
              Закон!
              Столько не успею выпить я, чтобы туда бежать.
          2. +5
            12 января 2018 20:20
            Ага, он.
            Звук унылый затих
            Тень распалась на снег
            Лишь часы на посту.
            soldier
            1. +4
              12 января 2018 20:36
              Саке разлилось по венам.
              Тихий вечер.
              Пусть спокойно Доктора смена пройдет soldier
              1. +5
                13 января 2018 05:01
                Шаман, вы однако, Николай. Все живы, пока. А вот такие у нас реформы:
                1. +1
                  15 января 2018 15:05
                  Наша работа творческая. Ее - нет!
      2. +6
        12 января 2018 18:29

        В деревне
        Вконец отощавший кот
        Одну ячменную кашу ест...
        А ещё и любовь!

        Мацуо Басё
        1. +5
          12 января 2018 18:44
          Влюбленные коты
          Умолкли. Смотрит в спальню
          Туманная луна.
          1. +4
            12 января 2018 18:49
            Цитата: avva2012
            Туманная луна.

            Снова ночь пришла на небо
            И Луна висит опять.
            Лунный Заяц в сонный город
            Отправляется гулять.
            Он крадётся по бульвару,
            На котором шум умолк.
            Зайцу Лунному навстречу
            Ковыляет Лунный Волк.

            Рассказав ночные вести
            На пустынной мостовой,
            будут лакомиться вместе
            Шоколадною звездой.

            А потом наступит утро,
            Как бывает по утрам.
            Лунный Волк
            И Заяц Лунный
            Разбегутся по углам.

            Аккуратный дворник Ветер
            Выйдет с ветреной метлой.
            От звезды блестящий фантик
            Ловко сдует с мостовой.
            1. +3
              12 января 2018 19:14

              Сижу на снегу и на Вас я смотрю
              На Вас я смотрю и совсем не тужу
              Совсем не тужу, на снегу я сижу
              На снегу я сижу и на Вас я смотрю.........
              1. +4
                12 января 2018 19:28
                Крошка пляшет на столе,
                Шепот стен, луна в окне,
                Две колонки,
                Звук негромкий...
                Падай в сладкую волну,
                Моя крошка, ну же ну...
                Взгляд туманный
                Пьет нирвану...
              2. +5
                12 января 2018 20:58
                Владислав аватарку добавил! drinks Теперь - настоящий Котище! good
                Ну, у меня ассоциация со словом "котище" такая:
                1. +3
                  12 января 2018 21:20
                  Николай ты лучший!
                  1. +3
                    12 января 2018 21:38
                    кланяюсь! drinks нет, мне этот кот системы МВД на фото всегда нравился! fellow good долго искал эту фотку. yes
            2. +4
              12 января 2018 19:31
              Лунный Заяц несколько с другого берега Желтого моря. Нет?
  11. +6
    12 января 2018 19:56
    3x3zsave,
    Моему почти восемь. Я иногда думаю, он все понимает, только не говорит. И поведение у него абсолютно дифференцировано. Он четко знает, от кого чего можно добиться и как с кем себя вести. Поводок я уже и не помню, когда брал. Идем, гуляем, беседуем, чем бабушек приводим в изумление. Стал нетерпим к другим кобелям. Сразу в драку, вне зависимости от породы и размеров. Овчарке оторвал ухо, самого тоже зашивали.
    1. +4
      12 января 2018 20:34
      Ухо овчарке - это сильно! Моя пока даже крысами интересуется в природоведческом ключе.
      1. +5
        12 января 2018 21:23
        А хозяин овчарки был огорчен дважды. Первый раз с ухом своей собаки, так как ей на выставку предстояло ехать, а второй своим ухом, в которое получил за то, что поощрял своего к нападению, хотелось посьмотреть, как его песик лабрика погоняет. Погоняли.
        1. 0
          15 января 2018 16:55
          а второй своим ухом, в которое получил за то

          я всегда знал, что Вы опасный человек... what good
      2. +5
        12 января 2018 21:30
        В отрочестве у меня был ризеншнауцер по кличке Кинг. У него была одна беда будучи сильнее всех собак на местной помойке он уступал догу моего дяди на соседней. Грудью на грудь Кингу достовалось от дога за милую душу. Так он в отмеску воровал любимую палочку дога ( метровое березовое палено ) и зарывал октло нвшего дома. Когда утром дог приходил за палочкой, Кинг честно его облаевал со двора через подворотню.
        1. +5
          12 января 2018 21:40
          Так он в отместку воровал любимую палочку дога ( метровое березовое палено ) и зарывал около нашего дома. Когда утром дог приходил за палочкой, Кинг честно его облаевал со двора через подворотню.

          это напоминает известную месть кота
          1. +4
            12 января 2018 21:58
            Мне как то котяра знакомого пытался устроить такую проверку. Притом знакомому это нравилось очень, когда гости, уходя домой, обнаруживали такой сюрпрайз в туфлях. На беду котяры, я в это время поперся в туалет и попал на фазу предварительной подготовки. После этого котяра, когда я приходил в гости, просто исчезал. Правда друг месяца два обижался, обзывал вивисектором.
            1. +5
              12 января 2018 22:24
              После этого котяра, когда я приходил в гости, просто исчезал. Правда друг месяца два обижался, обзывал вивисектором.

              изувер! laughing это хуже, чем дикие обезьяны! drinks
  12. +5
    12 января 2018 20:51
    Мне всегда импонировали люди, пытающиеся переиграть отцов на их поле. Браво, Светлана!!!
  13. +1
    13 января 2018 05:13
    Автор написала статью не для того чтобы ее завалили флудом ! Прекратите уже, ребята ! Имейте уважение к чужому труду !
    1. +5
      13 января 2018 08:25
      Уважаемый Иван, Вы заметили, что подобные дискусии, в этом составе участников, сопровождают, как правило, статьи, вышедшие под "лейблом" "В.О. Шпаковский" (да-да, Светлана Денисова - в девичестве Шпаковская). Вероятно, это означает , что автор не против, наоборот, он сам принимает в них активное участие. А флудим мы в других комментариях, например к недавней статье о ТМИ некоего известного автора. Если мы перестанем этим заниматься упыри уничтожат ту Историю которую мы знаем и любим, по крайней мере на этом сайте, но все начинается с малого.
      Кроме того, у всех нас (у Вас, кстати, тоже) застарелый диагноз - острый сенсорный голод. По-русски - поговорить не с кем. Здесь мы находим собеседников, единомышленников и друзей. Будте снисходительны к больным! yes
      1. +4
        13 января 2018 10:24
        Я хоть и не Иван, но ответить должен. Светлана Денисова это... Светлана Денисова. Кем она была в девичестве не знаю. Это моя коллега по работе. Дочь у меня тоже Светлана,да, но у нее другая фамилия и под ней она не печатается. Просто как женщине со способностями ей хочется...творчества, но лазить по сайтам музеев и переводить с англ. яз. на русский - не хочется. Поэтому она публикует свои материалы на моей странице, а я их слегка правлю и снабжаю иллюстрациями. Такая вот у нас совместная работа. Жену мою зовут Елена и она... тоже писала и пишет статьи, но очень редко. Особенно теперь. Есть у нее даже книга для детей, изданная в Германии о жизни двух девочек в обеспеченной семье до революции. Издать у нас ее не получилось. Так что все, что Вы все пишите хорошего Светлане Денисовой именно Светлана Денисова и получает. Хотя я тоже читаю и, бывает, отвечаю от ее имени. Но редко.
        1. +5
          13 января 2018 11:20
          Вот это я влетел !!!! lol Приношу свои извинения!
          Но все остальное-то по делу?
          1. +4
            13 января 2018 15:28
            Вы же не могли это знать! Кстати, не Вы первый. Многие статьи здесь были за авторством Светланы Тимошиной и многие тоже считали, что это моя дочь. Но чего нет, того нет. А так все верно, почему нет...
  14. +2
    13 января 2018 12:40
    Джон Невилл, 1-ый маркиз Монтегю в битве при Барнете. Рис. Грэхема Тёрнера.

    первый разгрузочный экзоскелет - на рисунке пикинёр слева, плечевые зацепы для длительной разгрузки веса пики