Истребитель-бомбардировщик Q-6 с крылом изменяемой стреловидности (проект)

13
История китайского авиастроения – это во многом история заимствований у других стран как легальных, так и не совсем. Особенно это касается военной авиации. До недавнего времени все китайские разработки истребителей были похожи на более или менее модифицированные копии, либо же вариации советской авиатехники. J-6 – был лицензионным МиГ-19, J-7 – китайской вариацией на тему советского же МиГ-21. Еще один китайский истребитель J-10 был создан на основе полученных из Израиля документов по истребителю Lavi, а J-11 является нелицензионной копией российского истребителя Су-27СК. По сути, первой собственной разработкой Китая можно считать наделавший много шума истребитель 5-го поколения J-20, но и тут у ряда экспертов возникли сомнения, так или иначе речь в этой статье пойдет о другой машине.

В середине 1970-х годов в КНР решили создать истребитель-бомбардировщик с изменяющейся стреловидностью крыла. В июне 1976 года ведущие китайские инженеры авиастроители были вызваны в Пекин для проведения совещания, для того чтобы ускорить работы по созданию нового самолета. На совещании были предложены варианты создания ударной версии существующего самолёта J-8II, а также начала проектных работ над ударным самолетом JH-7, который бы стал аналогом машин F-111, Су-24 и «Торнадо» (но данный проект был на достаточно долгую перспективу). Наряду с этим был предложен проект истребителя-бомбардировщика Q-6, который и было решено развивать, как наиболее перспективный.

Как раз в средине 70-х годов Китай купил за границей по 2 истребителя МиГ-21М, МиГ-23С, МиГ-23БН и МиГ-23У, а также 10 крылатых ракет AS-5. Самолеты МиГ-23 были приобретены в Египте. Таким образом, КНР удалось заполучить необходимую для копирования современную авиационную и ракетную технику. Особый интерес для китайской авиационной промышленности представлял турбореактивный двигатель с форсажной камерой (ТРВД), устанавливаемый на советские истребители МиГ-23. Обратили свое внимание конструкторы и на крыло самолета, имеющее изменяемую стреловидность. Реализовать этот технический ход было решено и в самолете Q-6.
Истребитель-бомбардировщик Q-6 с крылом изменяемой стреловидности (проект)
МиГ-23, модель

Перед китайскими конструкторами была поставлена задача по созданию боевого самолета с изменяющейся стреловидностью крыла, главным конструктором проекта был назначен Лу Сяопин. К февралю 1979 года работы над данным проектом были завершены. Первоначально проект базировался на основе советского истребителя МиГ-23БН, но ВВС и ВМС страны требовали от самолета способности к активной самообороне. На самолет требовалось в обязательном порядке установить радар, который на обычной ударной версии не предусматривался. После этого решено было взять за основу МиГ-23МС, использовав авионику американского самолёта F-111 (скорее всего место имел промышленный шпионаж) приспособленную под Q-6. Первоначально размеры самолета были близки советскому истребителю МиГ-23МС, но китайская электронная промышленность тех годов плохо справлялась с минимизацией размеров аппаратуры, поэтому по своим размерам фюзеляж истребителя-бомбардировщика Q-6 приблизился к советскому фронтовому бомбардировщику Су-24.

Хвостовая часть истребителя-бомбардировщика Q-6 повторяла хвостовую часть МиГ-23. При этом, в отличие от последнего, китайский истребитель имел высоко поднятую носовую часть для улучшения обзора пилота и подфюзеляжный воздухозаборник. Исследования продемонстировали, что боковые воздухозаборники будут неэффективны и Q-6 стал первым китайским проектом, на котором были реализован подфюзелляжный воздухозаборник. На самолете должен был быть установлен ТРДФ WS-6, развивающий в режиме форсажа тягу 122,4 кН. Двигатель был скопирован с двигателя советского МиГ-23. Взлетная масса самолета должна была составить 14 500 кг., боевая нагрузка - 4 500 кг. Радиус боевого действия должен был равняться 900 км. По своим основным характеристикам Q-6 должен был превзойти свой советский аналог.

По сравнению с истребителем-бомбардировщиком Q-5, который создавался на базе МиГ-19, новый самолет с индексом Q-6 должен был получить более современное бортовое оборудование. Планировалось, в частности, создать лазерную систему целеуказания, радиовысотомер на основе кольцевого гироскопа, радиолокационную станцию предупреждения о ракетном нападении, а также систему огибания рельефа местности. В кабине пилота планировалось смонтировать «современные плоскопанельные дисплеи». В качестве радара на самолет планировалось использовать аналог американской системы AN/APQ-110, которая применялась на самолете F-111, но скопировать данный радар китайцы не смогли.
Истребитель-бомбардировщик Q6, модель

Главной проблемой для китайской авиационной промышленности стало создание мощного и надежного турбореактивного двигателя с форсажной камерой. В 1983 году был создан прототип такого двигателя, получивший название WS-6G, его тяга на форсаже равнялась 138 кН, но технические характеристики двигателя оставляли желать лучшего. Ресурс двигателя равнялся всего лишь 50 часам. Тогда китайцами было принято решение скопировать советский двигатель Р-29-300 (тяга без форсажа 85,1 кН, на форасже – 125,5 кН). Эту работу поручили КБ завода №410. Новый двигатель получил обозначение WP-15. Но и этот двигатель не смог полностью удовлетворить военных и конструкторов. Данным типом двигателя в последствии не был оснащен ни один из китайских боевых самолетов, а сама разработка была отправлена в «технический резерв».

Создание Q-6 требовало от КНР проведения широких исследований по изучению иностранных технологий. В частности тех, которые касались достижения высокого уровня автоматизации оружия и системы управления самолетом. В Китае была разработана электродистанционная система управления (ЭДСУ), в отличие от двигателей данная разработка оказалась востребованной и впоследствии этой системой оснащались истребители-бомбардировщики JH-7. Так или иначе, Китай смог освоить данную технологию еще до момента поставок из России истребителей Су-27.

Другой очень важной задачей для китайских инженеров стало создание крыла с изменяемой стреловидностью. Техники и инженеры КБ в Нанчане испытывали очень серьезные трудности при его создании, так как вследствие отличной конструкции самолета Q-6 от МиГ-23 они не могли полностью скопировать механизм поворота и крыло. И масса, и размеры, созданного крыла, на 12% превышали массу и размеры аналогичного элемента МиГ-23, сокращая тем самым полезную нагрузку истребителя-бомбардировщика, ёмкость топливных баков и, как следствие, боевой радиус применения истребителя. Фактически было создано лишь «квази-крыло» с изменяемой стреловидностью.
Истребитель-бомбардировщик Q6, модель

В тот период времени Китай рассматривал СССР как одного из своих злейших врагов. Советский Союз достаточно активно наращивал свою обороноспособность на китайской границе. В Сибирском военном округе была развернута мощная система ПВО, которая представляла для КНР серьезную угрозу. На вооружении советских сил ПВО начинали поступать комплексы «Бук» и С-300. Предполагалось, что маловысотные Q-6 будут более уязвимы для огня средств ПВО, чем создаваемый истребитель-бомбардировщик JH-7. Было решено, что ТТХ самолета Q-6 не могут отвечать предъявляемым требованиям, а основные усилия были брошены на создание JH-7 с фиксированным крылом. Данный самолет должен был поступить на вооружение ВВС и ВМС Китая. Самолет JH-7 обладал меньшими размерами, неся при этом больше боевой нагрузки, радиус действия данной машины превышал радиус действия Q-6.

Несмотря на это, после 8 лет ведения разработки КБ под руководством Лу Сяопиня все же удалось добиться кое-каких успехов и прогресс в разработке Q-6 в конце 80-х годов был очевиден, появилась новая версия Q-6B. Данный проект был радикально улучшен, в достаточной степени были проработаны крыло изменяемой стреловидности и воздухозаборник. Одноместную версию самолета было решено оснащать двигателями WS-6, а двухместные WS-6G. Однако к тому моменту, когда китайская авиационная промышленность добилась существенных успехов по данному проекту, время Q-6 ушло и разработку остановили. Успешный испытательный полет самолета JH-7 поставил точку в разработке Q-6.

Использованы источники:
www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/1286-proekt-istrebitelia-.html
www.militaryparitet.com/perevodnie/data/ic_perevodnie/2658/
www.militaryparitet.com/teletype/data/ic_teletype/9636/
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    17 апреля 2012 07:38
    опять пёрл - эдакий гибрид МиГа-23 и F-16 wassat laughing
    1. Fidain
      +2
      17 апреля 2012 14:42
      Chto s nix brat,im bi tolko kapirovot.Sami ne cho umne predumot ne mogut.Ya ponimayu chto srazu ni odna strana ne mozhet delat xoroshuyu texniku i po etomu nado s cheo to nachenat,tolko kitaici zaigralis im bi tolko kapirovot.Eto tupo!!!
      1. 0
        18 апреля 2012 03:34
        не так строго - ведь эта машина - уже как "креатив", она слеплена из нескольких самолётов laughing кто знает, что будет дальше?????
  2. Братец Сарыч
    +9
    17 апреля 2012 07:53
    Молодцы, конечно, китайцы - очень активно работают во всех отраслях! Где-то скопируют, где-то просто сопрут, но многое при этом приходится и самим делать...
    А в результате вырастает целая школа высококвалифицированных инженеров и рабочих, а заказами и работой они обеспечиваются постоянно...
    1. 755962
      +4
      17 апреля 2012 12:53
      Цитата: Братец Сарыч
      Где-то скопируют, где-то просто сопрут,

      Опыта наберутся,на ус намотают.Без дела не сидят.Молодцы.(Без иронии)
  3. +6
    17 апреля 2012 07:55
    Миг-23, Су-24 и F-16


    Q-6 является одним из нереализованных проектов ударных самолётов Китайской Народной Республики. Он проектировался фирмой Nanchang Aircraft Factory позже переименованной в Hongdu Aviation Industry Group.Проект развивался довольно долго,но так никогда и не вышел на стадию создания опытных образцов.Программа была начата в середине 70-х годов,на основании опыта участия Китая во вьетнамской войне,а именно на основе боёв у Парасельских островов,когда ВВС Китая оказались неспособоными оказать воздушную поддержку своим войскам.Самолёт также должен был быть способен наносить удары по морским целям.В июне 1976 года ведущие инженеры были вызваны в Пекин на совещание,чтобы ускорить разработку нового самолёта.Были предложены варианты создания ударной версии самолёта J-8II,было также положено начало проектирования низковысотного ударного самолёта JH-7,аналога таких машин как Су-24,F-111 и «Торнадо»(но это был проект на далеко идущую перспективу) и был предложен проект Q-6,который и решили развивать,как наиболее быстро реализуемый.Немного ранее начала этой программы Китай получил самолёты МиГ-23 из Египта и поэтому для нового самолёта было предложено крыло изменяемой стреловидности.К февралю 1979 года общий проект был завершён.Первоначальный проект базировался на основе МиГ-23БН,но и ВВС и ВМС требовали также от самолёта способности к активной самообороне.Нужна была обязательная установка радара,которая не предусматривалась на чисто ударной версии.И тогда решили создавать проект на основе МиГ-23МС.Решено было использовать авионику самолёта F-111(речь вероятно идёт о технологическом шпионаже) приспособленную к Q-6,что в результате привело к длительному развитию и отмене этого проекта.Первоначально размеры самолёта должны были быть близки к МиГ-23МС,но китайская электронная промышленность того времени не могла обеспечить минимизацию размеров аппаратуры и в результате фюзеляж самолёта по размерам стал близок к Су-24.Исследования также показали,что боковые воздухозаборники будут неэффективны и Q-6 стал первым китайским проектом с подфюзелляжным воздухозаборником.Большие трудности вызвало также крыло изменяемой стреловидности и его механизация.Китайская промышленность не справлялась с заказом.И масса,и размеры получались на 12 % больше и тяжелее,чем аналогичные системы на МиГ-23,сокращая тем самым полезную нагрузку,ёмкость топливных баков и боевой радиус действия машины и явившись ещё одним фактором отмены этого проекта.В 1981 году планировалось установить в качестве двигателя WS-6,но стало ясно что тяги 71 кН(122 кН на форсаже) будет недостаточно.В 1983 году был предложен модернизированный вариант WS-6G тягой на форсаже 138 кН,но и этот двигатель был не осилен китайской индустрией.Его ресурс составлял всего 50 часов.В качестве радара должен был использоваться аналог американской системы AN/APQ-110 используемый на F-111 и придающий самолёту способность вести полёт с огибанием рельефа местности.Но и это оказалось китайцам не по зубам.В 1989 году их вообще перестало интересовать крыло переменной стреловидности и это,вместе с трудностями упомянутыми выше,привело к окончательной отмене проекта.
    1. laurbalaur
      0
      17 апреля 2012 12:37
      PSih2097 если фото модели Ваше , то расскажите ,от кого пластик ? Trumpeter?
    2. 0
      18 апреля 2012 07:29
      Еще одно фото Q-6:
  4. ZUI
    ZUI
    0
    17 апреля 2012 09:58
    Чёй-то он мне Ф-16 напоминает, истребитель мне в ангар. belay
  5. 0
    17 апреля 2012 10:08
    http://newsru.co.il/world/07jan2007/lavi.html
  6. -1
    17 апреля 2012 10:13
    Миг 23 покрыл Ф-16
    Китайский авиапром рукалитцо я его слепила из того что было.
    Даже новый унтерменш J-20 смесь Миг-1,44 Раптора и кривых китайских рученок.
  7. Num Lock UA
    +1
    17 апреля 2012 13:11
    Техники и инженеры КБ в Нанчане испытывали очень серьезные трудности при его создании, так как вследствие отличной конструкции самолета Q-6 от МиГ-23 они не могли полностью скопировать механизм поворота и крыло


    по-моему - ключевая фраза bully
  8. +1
    17 апреля 2012 14:13
    Как то в общении с китайским товарищем попинял ему на откровенное копирование... на что он ответил... мы же с Вас за бумагу и порох лицензионные отчисления не требуем... И еще если бы ты знал сколько народу было уничтожено только за время боксёрских войн... холокост отдыхает... так что его вывод мы им должны....
  9. +1
    17 апреля 2012 14:45
    Китайцы конечно молодцы,но нахрена всю технику нашу копировать,если копировать наши технологие,то пусть платят нам.