«Реинкарнация» БМД-1
Ожидается, что в порядке создания нескольких унифицированных бронеплатформ будет создана и новая боевая машина десанта. Однако БМД на основе платформы появится никак не раньше 2015 или 2016 года, да и то в виде опытного экземпляра, а обороноспособность нужно поддерживать и сейчас. Единственный выход, хотя и его можно признать отчасти суррогатным, состоит в модернизации имеющегося парка машин. Из-за того, что сейчас в строю находится около полутора тысяч машин десанта различных модификаций, переоборудование старой техники выглядит наиболее удобным, быстрым и дешевым способом поддержания боеспособности. В связи с этим 29 марта текущего года на государственном сайте для размещения информации по госзакупкам Минобороны вывесило данные о новом открытом аукционе. Военное ведомство России готово выложить весьма круглую сумму за капитальный ремонт 135 машин БМД-1 с одновременным приведением их к состоянию БМД-2.
В ходе требуемых работ устаревшие БМД-1 должны будут получить новую орудийную башню с комплексом сопутствующего оборудования, новые системы связи и ряд другой аппаратуры, которая стала ставиться на отечественные БМД, начиная со второй модели. Рассмотрим нюансы этой модернизации подробнее. В башне БМД-1 размещалось 73-миллиметровое орудие 2А28 «Гром» с боекомплектом в 40 снарядов. С ним был спарен один 7,62-мм пулемет ПКТ, а еще два таких же образца были смонтированы в качестве курсового оружия. Общий боезапас патронов 7,62х54R составлял 4000 штук. Также на башне размещалась пусковая установка противотанковой управляемой ракеты 9М14М «Малютка». В укладке внутри машины имелось три ракеты. Как видим, для своего времени (конец шестидесятых – начало семидесятых) БМД-1 обладала достаточно мощным и современным оружием. Однако для тех целей, которые должна была выполнять машина, такое вооружение подходило не в полной мере. Кстати говоря, с такой же проблемой примерно в то же время столкнулись и создатели боевых машин пехоты. Исходя из этого, в конце семидесятых началась работа над новой версией БМД. Отличия второй машины семейства от первой касались в основном башни и вооружения. Так, для эффективной борьбы с легкобронированными целями на расстояниях от полукилометра, а также для уничтожения расчетов противотанковых ракетных комплексов в башне новой конструкции смонтировали 30-миллиметровую автоматическую пушку 2А42. Меньший калибр нового орудия позволил разместить в боевом отделении боекомплект в 300 снарядов, что, кроме прочего, должно было позволить экипажу не так заботиться об экономии боеприпасов, как в случае с «Громом» и сорока снарядами к нему. В башне сохранился спаренный с пушкой пулемет ПКТ (2000 патронов), а количество курсовых пулеметов уменьшилось вдвое. Заказчик решил, что и одного пулемета будет достаточно. Его боекомплект составляет менее тысячи патронов. Для борьбы с танками на крыше башни БМД-2 установили кронштейн для крепления противотанкового комплекса 9М111 «Фагот» или 9М113 «Конкурс». Независимо от конкретного типа ракет, в машине может перевозиться три транспортно-пусковых контейнера с ними. Помимо собственно вооружения БМД-2 первой из отечественных машин этого класса получила систему стабилизации вооружения модели 2Э36-1. Перископический прицел 1ПН22М1 на БМД-2 уступил место перископическому БПК-1-42 и зенитному ПЗУ-5. Кроме башни и вооружения БМД-2, созданная на базе БМД-1, получила и ряд новых систем. В частности, радиостанцию Р-123М и переговорное устройство Р-124 поменяли на Р-173 и Р-174 соответственно.
По различным оценкам замена вооружения и электроники увеличила боевой потенциал боевой машины в полтора-два раза. Однако этот выигрыш в эффективности мог быть поводом для гордости только во времена принятия БМД-2 на вооружение, то есть в середине восьмидесятых. Последовавшая за «Двойкой» БМД-3 имела схожее с ней вооружение, но ходовая часть была значительно доработана: новый более мощный двигатель, новая трансмиссия и т.д. По ряду причин, как уже говорилось, БМД-3 так и не смогла полностью заменить предыдущие машины своего семейства. В то же время, информация о вооружении и системах БМД-2 и БМД-3 позволяет утверждать, что модернизация БМД-1 до состояния БМД-2 является довольно интересным «заменителем» машины десанта третьей модели. Но в целом, в первую очередь из-за ходовой части 60-х годов разработки, модернизация БМД-1 выглядит, если можно так выразиться, переделкой более устаревшей машины в менее устаревшую.
Куда более перспективным вариантом переделки устаревших машин выглядит установка боевых модулей «Бахча» разработки тульского КБ Приборостроения. Что интересно, в отличие от установки башен от БМД-2 на БМД-1, «Бахча» может сделать гораздо более мощную и эффективную машину из всех версий боевых машин десанта, от первой до третьей. Более того, башня со 100-мм орудием-пусковой установкой 2А70, 30-мм автоматической пушкой 2А42 и пулеметом ПКТ в плане вооружения может сделать из БМД-1 аналог БМД-4. Пожалуй, даже несмотря на дороговизну «Бахчи», такой вариант модернизации явно стоит не упускать из виду. В то же время, габариты боевого модуля могут не вписаться в «посадочное место» на БМД-1 и БМД-2. Вероятно, это действительно так и именно из этих соображений Минобороны собирается доводить машины десанта первой модели только до состояния БМД-2, но не выше. И все же такая модернизация может оказаться недостаточной. Прежде всего, вопросы вызывает электроника и прицельные устройства. Универсальный (дневной/ночной) прицел БПК-1-42 вряд ли можно назвать современным – его характеристики, особенно в ночных условиях, по современным меркам оставляют желать лучшего. К счастью, в техническом задании к заказу министерство обороны указало, что требуется оснастить модернизируемые машины более новым оборудованием. В частности, прицелами БПК-2-42-01 и ПЗУ-8, электрическим стабилизатором вооружений 2Э36-6 и радиостанцией Р-168-25У-2. Таким образом, в некоторой мере Минобороны все же намерено улучшить характеристики модернизируемых до БМД-2 машин, хотя и в разумных рамках.
19 апреля закончился срок подачи заявок на аукцион по ремонту и модернизации первой партии БМД-1 из 135 единиц. Сам же аукцион состоится второго мая. Вскоре после этого будут подписаны все соответствующие контракты и станут известны точные объемы финансирования и сроки исполнения заказа. Тогда уже можно будет с большей уверенностью строить свои предположения и делать выводы. Правда, основная «мораль» заказа ясна уже сейчас: при отсутствии крупносерийной новой машины доработка некоторого количества старых точно не будет лишней или бесполезной и, в конечном счете, обязательно скажется на повышении боевого потенциала воздушно-десантных войск.
Источники:
http://www.vestnik-rm.ru/news-4-1036.htm
http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?notificationId=3061441
http://otvaga2004.narod.ru/otvaga2004/arm-russia-bmd.htm
Информация