Григорий Андреевич Речкалов – один из незаслуженно забытых советских асов

49
Будущий дважды Герой Советского Союза, один из лучших советских асов Григорий Андреевич Речкалов родился 9 февраля 1920 года в деревне Худяково Ирбитского уезда в самой обыкновенной крестьянской семье. В конце 1937 года по комсомольской путевке молодой Речкалов отправляется военную школу летчиков в Перми, которую успешно оканчивает в 1939 году. После распределения Григорий в звании младшего лейтенанта направляется для прохождения службы в 55-й истребительный авиаполк, который подарили стране много прославленных летчиков.

В то время, когда Речкалов попал в 55-й ИАП он был укомплектован самолетами И-153, И-16 и УТИ-4 и входил в состав 1-й скоростной бомбардировочной бригады КОВО. В 1940 году полк был передан 20-й смешанной авиационной дивизии, входившей в структуру ВВС Одесского военного округа. Полк располагался на окраине небольшого города Бельцы недалеко от границы с Румынией.

22 июня 1941 года Григорий Речкалов прибыл в распоряжение своего полка из Одессы, где он прошел врачебно-летную комиссию, которая списала его с летной работы, у летчика был дальтонизм, он плохо различал цвета. В полку к тому времени уже были отмечены первые потери, и вовсю кипела боевая работа. Доложив о своем прибытии в часть и списании с полетов, Речкалов тут же получает свое первое боевое задание – на истребителе И-153 отвезти документы в соседнюю часть. На заключение врачей начальник штаба полка майор Матвеев даже не стал обращать свое внимание, было не до этого. Вот так неожиданно для пилота-истребителя решилась очень тяжелая задача, которая терзала его всю дорогу по пути в полк. В первом же своем боевом вылете Григорий Речкалов встретился в бою с врагом, уцелел и смог выручить товарища.

В дальнейшем в судьбу летчика-аса не раз будет вмешиваться случай, который будет предоставлять ему возможность для возвращения в небо. Рассказ о них занял бы слишком много времени. Стоит сказать только о том, что уже через месяц войны, имея на своем боевом счету 3 сбитых немецких самолета Речкалов получает тяжелое ранение в ногу и раненным приводит свой И-16 на аэродром, откуда немедленно переправляется в госпиталь. В госпитале ему делают очень сложную операцию на правой ноге. Это ранение практически на год вывело его из строя. В апреле 1942 года, сбежав из запасного авиаполка, где летчик переучивался на Як-1, он возвращается в свой родной, теперь уже 16-й ГвИАП.
Григорий Андреевич Речкалов – один из незаслуженно забытых советских асов

С этого момента начинается новый этап его летной карьеры с позывными «РГА». Впереди его ждет переучивание на американский истребитель P-39 «Аэрокобра», грозное небо Кубани, первая Золотая Звезда Героя, ожесточенные бои в небе над Яссами, вторая Золотая Звезда и в конце небо Берлина. Вместил этот отрезок и некоторое противостояние с известнейшим советским асом Покрышкиным, которое получило неожиданное развитие уже по завершении войны и о котором раньше предпочитали не говорить вслух.

Григорий Речкалов вошел в историю, как самый результативный ас, одержавший на истребителе P-39 «Аэрокобра» больше всех побед. К концу войны на его «Кобре» было 56 звезд, которые символизировали 53 личных и 3 групповых победы летчика. Речкалов был вторым по результативности летчиком союзников. На его счету значилось 61 личная победа и 4 групповых.

Среди сбитых Григорием Речкаловым немецких самолетов были:

30 истребителей Ме-109;
5 истребитель FW-190
2 истребителя Ме-110;
11 бомбардировщиков Ju-87
5 бомбардировщиков Ju 88
3 транспортника Ju 52
2 бомбардировщика He-111
2 легких самолета разведчика Fi 156
1 истребитель-корректировщик Hs 126

Конфликт с Покрышкиным

Для тех, кто интересовался историей 55-го ИАП, который позднее превратился в 16-й гвардейский истребительный авиаполк, а впоследствии и боевым путем 9-й ГвИАД, которой с июля 1944 года командовал Покрышкин, будут очевидны натянутые отношения между комдивом и одним из лучших советских асов дважды Героем Советского Союза Григорием Андреевичем Речкаловым. Одно время авиасообщество даже вело нешуточные споры на просторах всемирной сети, пытаясь понять природу взаимоотношений двух известных советских асов. Многие полагали, что причины кроются в их воздушном соперничестве, при этом принимались во внимание самые разные аспекты их боевого взаимодействия.
Летчики-асы 9-й гвардейской авиационной дивизии у истребителя Белл P-39 «Аэрокобра» Г.А. Речкалова. Слева направо: Александр Федорович Клубов , Григорий Андреевич Речкалов, Андрей Иванович Труд и командир 16-го гвардейского истребительного авиаполка Борис Борисович Глинка.

Так это или нет, но со временем стало казаться, что натянутые отношения между двумя летчиками, которые привели к серьезному конфликту, были связаны с их личными счетами сбитых самолетов. Данные предположения нашли подтверждение и у родственников Речкалова, в частности об этом говорила его жена Анфиса и дочь Любовь. По словам дочери прославленного аса, уже по окончании Великой Отечественной войны Григорий Речкалов, работая с документами ЦАМО, нашел 3 своих сбитых в 1941 году самолета на счету Александра Покрышкина. Узнав об этом, он, скорее всего, позвонил своему непосредственному военному начальнику и высказал все, что о нем думает. Реакция Александра Покрышкина не заставила себя долго ждать, после данного разговора про Речкалова забыли, а доступ к архивам ЦАМО для него был закрыт. Даже другой советский ас Георгий Голубев, бывший ведомым Покрышкина и друживший во время войны с Речкаловым в своей книге «В паре с сотым» практически ничего не пишет о своем друге времен войны, строя все повествование вокруг личности Покрышкина. По словам родных Григория Речкалова, своего мнения по поводу того, что 3 сбитых им самолета были приписаны Покрышкину, он придерживался до самой своей смерти в 1990 году.

Личный боевой счет Речкалова с 22.06.1941 года открывается следующими сбитыми самолетами противника: 26 июня в районе Унген он сбивает истребитель Ме-109, 27 июня истребитель-корректировщик Hs 126 и 11 июля бомбардировщик Ju 88. Однако уже через месяц после начала войны Григорий Речкалов получает серьезное ранение в ногу. Во время боевого вылета 26.07.1941 на сопровождение семерки И-153, вылетевших на штурмовку, Речкалов был в составе звена истребителей сопровождения И-16. В районе Дубоссары при выходе к цели группа самолетов попадает под интенсивный зенитный огонь немцев. В ходе обстрела Речкалов был ранен, попадание в самолет было настолько сильным и точным, что педаль руля управления истребителя была сломана пополам, а ступня летчика получила серьезные повреждения.

Во время отсутствия летчика многие документы 55-го ИАП во время отступления от Одессы были уничтожены. Возможно «обнуление счета» Речкалово произошло и потому, что за время его почти годового отсутствия полк перешел в состав другого подразделения, тогда как сведения о победах летчика остались в документах 20-й смешанной авиадивизии. Отчет о боевой работе нового 16-го гвардейского авиаполка составлялся уже в запасном полку, поэтому взяться данным за 1941 год в нем было неоткуда. Это было бы достаточно убедительной версией, если бы не тот факт, что многим лётчикам 55-го ИАП, даже не смотря на сожжение штабных документов, сбитые самолёты были вновь записаны и лишь «возвращенцу» Григорию Речкалову пришлось начинать свой боевой путь с нуля. Так или иначе, Речкалов до конца жизни был убежден в том, что с его боевого счета были изъяты 3 победы 1941 года, которые по какому-то стечению обстоятельств попали на счет Покрышкина.

Bell P-39 «Airacobra»

Уже через много лет после завершения войны у Гpигоpия Речкалова спросили, что же он больше всего ценил в своем истребителе P-39Q «Airacobra», на которой он одержал такое количество побед: мощь огневого залпа, скорость, надежность мотора, обзор из кабины? На этот вопрос Речкалов отметил, что все перечисленное, конечно же, играло свою роль и эти достоинства важны, но самым главным на его взгляд в американском истребителе было… радио. По его словам, на «Кобре» была отличная, редкая по тем временам радиосвязь. Благодаря ей пилоты в группе могли общаться между собой, словно по телефону. Кто что видел в воздухе – сразу сообщал, поэтому никаких неожиданностей во время совершения боевых вылетов не было.

Стоит отметить, что «Аэрокобры» прошли достаточно большой путь, постоянно модернизируясь и улучшаясь, в том числе и с учетом требований советской стороны. Для сборки и облета истребителей, которые пребывали в СССР была создана специальная группа НИИ ВВС, которая занялась тщательным исследованием лётно-технических характеристик «Аэрокобр», а также устранением различных выявленных дефектов. Первые версии P-39D отличались завышенными характеристиками. К примеру, скорость у земли равнялась только 493 км/ч, а на высоте 7000 м. – 552 км/ч, максимальная скорость, которую удалось развить самолету на высоте 4200 м., составила 585 км/ч. Чем выше забирался самолет, тем ниже становилась его скороподъемность. На высоте 5000 метров она равнялась 9,6 м/с, зато у земли составляла уже 14,4 м/с. Достаточно высокими оказались и взлётно-посадочные характеристики истребителя. Пробег самолета равнялся 350 метрам, а разбег 300 метрам.

Самолет обладал хорошей дальностью полета, которая равнялась 1000 км. и мог находиться в небе в течение 3,5 часов. Достаточно хорошие характеристики истребителя на малых высотах позволили ему эффективно выступать в роли машины сопровождения советских штурмовиков Ил-2 и защиты их от немецких истребителей, а также успешно бороться с немецкими пикировщиками и довольно уверенно работать по наземным целям. Со временем же характеристики истребителя только росли и были доведены до очень высокого уровня.

Стоит отметить, что американские инженеры, конструкторы и рабочие с пониманием отнеслись к предложениям поступающим от Советских ВВС, которые касались улучшения конструкции истребителя. Специалисты компании «Белл», приезжая в СССР, посещали воинские части, старались на месте изучать обстоятельства и причины аварий. В свою очередь советские инженеры и летчики также были командированы в США, где помогали в работе компании «Белл» по совершенствованию истребителя Р-39 «Airacobra». Был подключен к работам над самолетом и самый крупный центр советской авиационной науки – Центральный аэрогидродинамический институт им. Жуковского известный под аббревиатурой ЦАГИ.

Работы по улучшению самолета во многом базировались на улучшение характеристик мотора и снижения взлетной массы истребителя. Уже с версии P-39D-2 на самолет стали устанавливать новый двигатель «Аллисон» V-1710-63 мощность которого без включения режима форсажа равнялась 1325 л.с. Для уменьшения взлетной массы истребителя боекомплект крыльевых пулеметов сокращался с 1000 до 500 патронов на ствол, а для фюзеляжных с 270 до 200 патронов на ствол. Также с самолета полностью удалялась гидравлическая система для перезарядки пушки, перезарядить ее можно было только на аэродроме. Помимо этого в воздушной, топливной и масляной системах монтировались агрегаты, которые стояли на самолетах Р-40 «Киттихоук», которые также поступила в СССР по ленд-лизу.

В 1942 году пошла в производство самая массовая и лучшая модификация истребителя P-39Q, Речкалов летал на истребителе P-39Q-15. В отличие от остальных моделей, на истребителе с литерой Q вместо 4 крыльевых пулеметов винтовочного калибра устанавливалось 2 крупнокалиберных 12,7-мм пулемета. Среди истребителей этой серии были и специальные облегченный модели, к примеру, версия P-39Q-10 отличалась тем, что крыльевые пулеметы на ней отсутствовали полностью.

Использованы источники:
www.airwiki.org/history/aces/ace2ww/pilots/rechkalov.html
www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilots/rechkalov.html
www.airaces.narod.ru/all1/rechkal1.htm
www.vspomniv.ru/P_39
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. schta
    +6
    24 апреля 2012 09:07
    Покрышкин был достаточно дерзким (это не хорошо и не плохо, честно говоря). Например, благодаря своему характеру он добился внедрения своих "качелей и каруселей" в войска.
    Ситуация со счетом скорее всего была лишь поводом, а причина кроется в чем то другом.

    Ходит слух о инциденте, когда самых лучших перспективных героев истребительной авиации пригласили в Москву для награждения звездами, послужившим причиной награждения только Кожедуба и Покрышкина. А все остальные отправлены обратно на фронт без наград.
    (Насколько это соответствует истине я сказать не могу, и был ли Речкалов в составе той элиты не знаю).

    Состав сбитых Речкаловым самолетов противника не вызывает сомнений.
  2. +13
    24 апреля 2012 09:34
    Статья несколько сумбурная, обо всём и не о чём. Много ошибок и неточностей. Автор поверхностно знает самолёт Р-39 и его характеристики. На фронте этот самолёт в основном применяли как высотный (на высотах выше 3 км), так как на малых высотах он уступал и нашим истребителям и немецким. А для сопровождения Ил-2 его использовали вынужденно, когда отсутствовали другие истребители. Об этом пишут многие лётчики фронтовики.
    А вот личность Речкалова Г.А. в статье не раскрыта никак. В наличии лишь краткая справка о конфликте между Григорием Алексеевичем и Покрышкиным А.И., и то в версии только родственников Речкалова.
    Вот только этот конфликт начался не в шестидесятые годы, когда Речкалов Г.А. стал собирать материалы в архивах, а во время войны. И причины были несколько иные, никак не связанные с тремя сбитыми самолётами.
    Тот и другой были выдающимися лётчиками - истребителями и большими личностями, но с несколько разнившимися нравственными и житейскими идеалами.
  3. Wolkin
    +10
    24 апреля 2012 10:06
    Ни кто не забывал Речкалова, как и многих других героев летчиков. Во всех училищах и авиачастях на видных местах висели их портреты и описания подвигов. Была специальная серия плакатов обязательная для наглядной агитации в частях. Кто служил, тот помнит. А забывать начали при Горбачеве, зато усиленно начали пропагандировать Мельдерсов и Хартманов. Да и о Речкалове видно вспомнили только потому, что он летал на Р-39.
    И еще один момент: во многих частях учет сбитых самолетов противника не велся до сентября-декабря 1941 года, так как условия подтверждения были еще не отработаны. Читайте книги А. Дрпкина, там можно найти ответы на многие спорные вопросы.
    В 2008 году вышла книга, мемуары, Речкалова Пылающее небо 1941-го Москва "Яуза" "Эскимо". Очень советую прочесть, там почти все выше сказанное, подробно описано, причем самим Речкаловым.
    1. +4
      24 апреля 2012 10:22
      Поддерживаю! ещё с детских лет знал, что Речкалов - один из лучших лётчиков-истребителей. читал "В паре с"сотым" и "Один "миг" из тысячи" - там об этом прямо говорится.
  4. Индиго
    +4
    24 апреля 2012 12:15
    Может были разные взгляды и понятия на методику ведения воздушного боя, но как бы ни было, количество сбитых Г.А.Речкаловым самолётов говорит само за себя. Солдат и Герой Империи звёздно-красной!
  5. ДЫМитрий
    +3
    24 апреля 2012 12:33
    http://airaces.narod.ru/all1/all1.htm
    Здесь список советских асов с подтвержденным числом побед не менее 40.
  6. Педро
    -9
    24 апреля 2012 12:42
    Да, не умеет Родина ценить своих героев.
    1. +4
      24 апреля 2012 15:05
      с какого перепугу вы это решили, уважаемый? да будет вам известно, 16-й гвардейский истребительный авиаполлк и 9-я дивизия считались одними из лучших. в том числе и по кол-ву сбитых самолётов противника...и мужики достойно в своё время были награждены....кроме Покрышкина и Речкалова - Глинка,Бабак,Фигичев ,Труд,Голубев,Семенишин,Лавицкий...да и много кто ещё...теорию учите, камрад,прежде чем выводы делать!
  7. Dust
    0
    24 апреля 2012 12:50
    Статья паршивая - думаю, что автором двигало желание подмочить репутацию великого Покрышкина и еще превознести средненький, но американский!, самолет...
    Время от времени появляются подобные статьи, не подкрепленные фактическим материалом - много времени прошло, участников тех событий нет давно и никто за руку не схватит...
    А то, что Речкалов был тоже великолепный летчик-истребитель, так этого никто никогда и не отрицал...
    1. +8
      24 апреля 2012 14:50
      Насчёт "средненького" - это вы напрасно. У каждого самолёта свои особенности, и абсолютного самолёта не создал никто. Всё зависит от задач, для которых создаётся техника. Да и 3,5 часов в воздухе - не каждый истребитель того времени мог похвастаться такой характеристикой. Просто нас долго учили, что только советское - самое лучшее, а у капиталистов только может приблизиться к отечественному. А то, что Родина-мать забыла многизх достойных своих сыновей, так это всё дело рук человеческих - то чей-то политический заказ нужно было выполнить, то по-взрослому лизнуть кому-нибудь...am
      1. Dust
        +4
        24 апреля 2012 14:55
        1000 км или 3,5 часа - то есть самолет просто ползал все это время...
        Я и нигде не говорил, что советское значит лучшее, а Аэрокобра действительно средний по своим качествам самолет, и это еще по нашим данным, по американским он почти творческая неудача...
        1. Denzel13
          +1
          25 апреля 2012 00:11
          Совершенно верно самолет конечно не выдающийся, но со своими немалыми плюсами. Р-39 американские летчики откровенно боялись, за склонность к штопору, особенно с израсходованным боекомплектом к 37 мм пушке. Наши летчики испытатели, принимавшие первую партию самолетов, при интенсивном пилотировании с максимальными перегрузками деформировали заднюю часть фюзеляжа и хвостовое оперение. После чего Bell пришлось принимать меры к укреплению конструкции.
          Самолету (как и производителю) просто повезло, что самолет попал к творческим летчикам и особенно к А.И. Покрышкину в руки. Которые смогли построить тактику его примения с учетом особенностей самолета и добились замечательных результатов. Не зря же Рузвельт наградил Покрышкина, насколько я помню, высшей наградой США.
  8. 0
    24 апреля 2012 15:40
    То, что Речкалов в "Кобре" больше всего ценил "связь" не удивительно. Ведь при наличии устойчивой связи в группе во время боя было больше шансов выжить. Ещё в ней ценили мощность огня 37мм пушки, которую не все наши истребители имели в то время, ну за исключением ЯК-9Т наверное. Хотя по лётным характеристикам "Кобра" была посредственным самолётом.
    Что касается самого Речкалова, как личности, то действительно, на фоне Покрышкина и Кожедуба о нём, как и о других наших асах, мало говорят. Жотя помнят и чтут, но как-то значительно реже.
    Что же каксается взаимоотношений между нашими асами, то считаю эту тему поднимать наверх и капаться просто некоректно, так как каждый из них заслуживает уважения. И не только за награды и сбитые...
  9. Denzel13
    +17
    24 апреля 2012 17:08
    Статья бредовейшая и написана человеком крайне поверхностно изучившим суть вопроса. Начнем с того, что Речкалова в действительности никто не забыл и он вполне заслужено занимает одно из самых высоких мест в рейтинге Сталинских соколов. История конфликта с А.И. Покрышкиным изложена в массе мемуарной литературы. В совокупности суть такова - Покрышкин как действительно выдающийся летчик и талантливый комндир авиасоединения прекрасно видел, что Речкалов будучи замечательным летчиком, абсолютно был не в состоянии командовать полком, что повлекло за собой ряд просчетов, цена которым жизни летчиков. Крайней каплей стала гибель ГСС Клубова, который ко всему прочему был другом Покрышкина. Причина же его гибели действительно связана напрямую с легкомысленным отношением Речкалова к должностным обязанностям командира полка. Клубова, Покрышкин ему не простил. Кроме того, по партийной линии Речкалова задолго до этого начали склонять за недостойное поведение. О том, что предвзятости Покрышкина быть просто не могло свидетельствует тот факт, что Речкалов, в составе эскадрильи под руководством Покрышкина летал достаточно долго. Был командиром звена и в боевом порядке руководил звеном или парой прикрытия, которое прикрывало ударную группу (возлавляемую обычно Покрышкиным). Так вот, не кажется ли странным, что человек с "крутым" характером, которым обладал Покрышкин, будет терпеть у себя в эскадрилье человека которому не доверял, человека, от которого зависят жизни летчиков ударной группы в атаке и его собственная в том числе. Сам Покрышкин о Речкалове говорил, что бывает талантливый летчик далеко не всегда может быть хорошим командиром. Вот именно это и отличает Покрышкина (кстати единственного трижды ГСС, который был представлен и получил все свои звезды в период войны) от массы других замечательных летчиков. В один ряд с ним можно поставить, по моему субъективному мнению, ГСС Голубева В.Ф. летчика и командира истребительной авиации Балтфлота. И конечно же хотелось бы ответить на затронутую тему о количестве сбитых самолетов и кто у кого что приписывал. По общепринятой статистике у Покрышкина числится 59 сбтых лично и 6 в группе, однако правильно указал Wolkin, что в начале войны учета как такового практически не было и в основном считали групповые победы. Тем не менее, у Покрышкина на момент окончания 1941 года было на личном счету 15 сбитых самолетов, что руководство полка и не опровергало никогда. Однако вся документация полка была уничтожена при отступлении, за что виновные, кстати понесли наказание неслабое, за малым под суд не угодили. Покрышкин по этому поводу высказался, что все равно все эти самолеты пойдут в счет Победы. Более того, Покрышкин практиковал расдачу сбитых им самолетов на счета летчиков летавших с ним на задания. Давал добивать поврежденные им самолеты, если позволяла обстановка. Таким образом он воспитывал уверенность в летчиках и совершенно справедливо говорил, что".. я сбил, но обеспечили то условия для моей атаки вы". Вобщем изучать вопрос надо более глубоко, прежде чем писать подобные статьи, потому что вреда от них очень много. Хорошо когда это прочитал человек владеющий вопросом, а если нет? Какой он сделает вывод - Покрышкин своим тираническим характером жизни не давал герою? А ведь это далеко не так. Кстати И.Н. Кожедуб абсолютно ясно выражал свое мнение, считая Покрышкина №1 по количеству сбитых. Да, Р-39 действительно был высотным истребителем, почему Покрышкиным и был разработан метод баражирования в воздухе на прикрытии района - "маятник". Поэтому же, при сопровождении бамбардировщиков или штурмовиков в сковывающую и группу прикрытия старались определять Р-39 или Лавочкины, а в непосредственное прикрытие Яковлевы, так именно они имели большие возможности горизонтального маневра и были эффективными на высотах до 3000 метров. Р-39 же был весьма строгим в управлении самолетом, в силу особенностей конструкции склонным к штопору, что на малых высотах часто приводило к катастрофам.
    Вывод - внимательнее изучаем вопрос.
    1. Dust
      +3
      24 апреля 2012 17:11
      Очень четко и аргументированно! целиком и полностью согласен...
    2. ДЫМитрий
      +1
      25 апреля 2012 07:46
      Хотел бы еще добавить, что на счету Покрышкина еще 6 "мустангов" Официально это в документах не упоминается, но в воспоминаниях сослуживцев есть. Амеры пересекли границу зоны ответственности СССР, и атаковали группу советских самолетов, дескать ошиблись. На их беду группу возглавлял Покрышкин, в общем нарвались. После этого провокации со стороны "союзников" прекратились. Кстати официальных опровержений этой информации не было, что косвенно является подтверждением.
      1. Denzel13
        +1
        25 апреля 2012 11:11
        Вот насчет этого ничего не читал, если есть ссылка об информации поделитесь пожалуйста.
        Кожедуб да, завалил два Р-51, после того как они приняв Ла-7 из дивизии Кожедуба за ФВ-190 и сбили его, чего пилот не ожидал от союзников, показывая им звезды на крыльях. Оба американских пилота сумели воспользоваться парашютами и приземлились в расположении Советских войск. При опросе пояснили, что их сбил какой ФВ 190, инцидент замяли, а командующий воздушной армией сказал Кожедубу, что эти два пойдут в счет будующей войны. Причем как в воду смотрел. В Корее 1950-1951, Кожедуб сбил 17 американских самолетов, командуя дивизией на МИГ-15 и МИГ15бис. Ему запрещали летать, поэтому он совершал боевые вылеты когда замполит отсутствовал. В счет они не пошли, однако на похороны И.Н. Кожедуба прибыл военный атташе КНР (дивизия в период Корейской войны базировалась на территории Китая), и вручил родственникам Кожедуба высшую награду КНР и официальное подтверждение о 17 сбитых самолетах, так как они такой учет вели, помимо нас.
  10. СеТ
    +2
    24 апреля 2012 18:48
    Для чего эти распри. Два АСА до которых англо- саксонам далеко. Очередная провокация или попытка найти истину. Аэрокобру Речкалова я слепил в 2008 году окрас практически тот же.
    1. Denzel13
      +4
      24 апреля 2012 18:53
      Это совершенно не подходит под определение "распри". И заслуг Речкалова никто не умалял. Только зачем автору статьи делать ставку на тактику "желтой прессы"?
  11. +5
    24 апреля 2012 19:41
    О героях почаще и побольше, но поменьше "жареных" фактов
  12. Uralm
    +3
    24 апреля 2012 20:17
    Никто Речкалова не забывал, две личности, яркие. Я бы удивился если бы у них не было разногласий, А поднимать эту тему не ЕСТЬ ХОРОШО.
  13. mind1954
    -1
    25 апреля 2012 05:08
    Как ни ругай, а, всё-таки, красив стервец ! А Туполев говорил :
    "Красивый самолёт, хорошо летает !" Вот он и полетел !
    Но надо отдать должное оригинальности решения !
    Движок сзади - защита отличная, центр тяжести сзади,
    а крылья-то, где центр тяжести, и посмотрите какой обзор !!!
    Да к тому же, переднее колесо - возможность руления, вот они на
    автобаны и садились !!!
    1. Denzel13
      +1
      25 апреля 2012 10:58
      Действительно конструкция оригинальная, однако по отзывам летчиков слишком перетяжелена пулеметами 7.62 расположенными в крыльях. Их часто демонтировали, чтобы улучшить характеристики. По отзывам немециких пилотов в Р-39 куда не попадешь практически гарантировано серьезно повредишь самолет. В этом плане Лавочкины начиная с пятого были просто на порядки более живучими (дельта древесина и очень живучий двигатель М 82 в модификациях - были неоднократные случаи работал и с 4-мя поврежденными цилиндрами). Наличие передней стойки шасси исключало возможность капотирования Р-39 (опрокидывания через нос), отчего немало погибло пилотов. А насчет работы с автобана дивизии Покрышкина можно только одно сказать - подготовка пилотов замечательная, ведь ни одного происшествия не было. Кстати, насчет подготовки пилотов - когда авиасоединение под командованием ГСС В.Ф.Голубева перебазировалось на финский аэродром (уже после выхода Финляндии из войны), их принимал на аэродроме с финской стороны бывший командир финского истребительного полка (кстати выяснилось, что Голубев на И-16 в начале войны с товарищами так надрали финов на Спитфайрах, что этот самый командир, которому посчастливилось унести тогда ноги, с тех пор не ввязывался в бой с нашими истребителями). Так вот, аэродром был удобно расположен, но был крайне сложен при выполнении взлета и особенно посадки. На нем базировались немцы и фины, причем немцы маститые (в прямом смысле - эскадра "Зеленое сердце"). Когда наш полк приземлился и не повредил ни одного самолета (на незнакомую полосу) этот финн сказал Голубеву: "Какие отличные пилоты, немцы в день повреждали по 4-6 самолетов". Наши за все время там не имели происшествий.
      1. Братец Сарыч
        0
        25 апреля 2012 16:56
        Переднее колесо хорошо иметь только на хорошем аэродроме - на полевом оно наоборот чревато авариями!
        Про финнов - похоже на сказку, немцы бы все сами побились с такими темпами!
        1. Denzel13
          +1
          25 апреля 2012 18:06
          Почитайте Голубева и еще можно поднять журнал боевой работы полка. Кстати как раз на полевом, с ямами им и воронками опасность капотирования гораздо выше. Читайте мемуары, там много пишут про такое, причем как раз на полевых аэродромах. Да и физику посадки или взлета самолета и различным расположением стоек шасси неплохо бы представить. А немцы и бились, но происшествие на посадке это не только полное разрушение самолета, пожет и просто стойка шасси сломаться и т.д.А на ремонт уходят человеко - часы и средства. Этим тоже достигается победа.
          1. Братец Сарыч
            0
            25 апреля 2012 18:17
            На полевом аэродроме в любом случае опасность при посадке велика!
            По моему, все равно с носовой стойкой вероятность навернуться на плохом аэродроме много выше - да, все равно первыми коснутся колеса под крыльями, но переднее опасность только увеличивает!
            Трехколесные тележки пробовали катать? Не на ровно месте желательно
            1. Denzel13
              +2
              25 апреля 2012 20:00
              Тележки не катал, самолеты приходилось. Кстати у самолета(той поры) передние стойки шасси располагались обычно в крыльях, двигатель и вооружение впереди, что само по себе далеко не лекгое, топливо в основном в крыльевых и фюзеляжных баках, что при его выработке еще более смещало центр масс вперед. А теперь поставьте трехколесную тележку двумя колесами вперед и добавьте массу соотносимую в процентах с весом двигателя и вооружения. А после этого покатите тележку на двух передних колесах и набрав скорость попробуйте ее опустить на заднее. А потом то же самое наоборот - одним колесом вперед. И если в этот момент вы попадете в яму то при движении в первом случае тележка что сделает - правильно, опрокинется через передние колеса. Во втором случае она опустится на переднее колесо и в крайнем случае его сломает. Вобщем это очевидные вещи, а я не преподаватель, каждый волен думать, что думает, а на практике применяют наиболее уместные решения.
              Кроме некоторых легких спортивных самолетов переднюю стойку шасси в настоящий момент имеют практически все. Это факт и он продиктован опытом.
  14. -2
    25 апреля 2012 11:25
    А кто ставил Речкалова на должность командира полка? Покрышкин? Если да, тогда не понятно - где же его дальновитость при выборе кадров руководящего состава? Тем более что ранее летал с Речкаловым долго и знал его как пять пальцев. Зачем навесил на него тяжесть руководства предполагая результат? Ответит кто? А так бы просто летал чувак, мочил немчуру пачками и вопрос бы закрылся сам собой. Я считаю, что это просчёт прежде всего самого Покрышкина...
    Вспомните того же Эриха Хартмана. Когда он стал командиром? Аж в конце войны! А так летал паря сам, никто его не грузил тяготами руководителя и вот результат - 352 сбитых! Как говорится, кто на что учился...
    А Покрышкин фактически "похоронил" нашего отечественного Хартмана... Кто знает...
    Я глубоко уважаю Александра Ивановича, но и у таких Великих и Талантливых людей не всё без огрехов.
    1. Denzel13
      +3
      25 апреля 2012 11:37
      Насчет количества побед Хартмана есть масса вопросов. Во вторых командиров полков назначал командующий воздушной армией Красовский. До Речкалова командиром полка был Глинка, однако он попал в авиакатастрофу на транспортном самолете, чудом остался жив, и длительно лечился. По этой причине назначили Речкалова как одного из командиров эскадрилей, да еще и выдающегося летчика. Произошло это когда Покрышкина не было в дивизии, так как ему после вручения третьей звезды ГСС дали несколько дней отпуска и он находился в Новосибирске.
      А по Хартману, как и вообще счетам немецких "экспертов", есть такие соображения. Очень советую по этому поводу почитать книгу Ю.Мухина "Асы и пропаганда". Если отбросить излишнюю, по моему субъективному мнению, политизированность, то остаются очень интересные факты:
      1) Попав на Восточный фронт немецкие "эксперты" начинали наращивать астрономические счета сбитых самолетов РККА.
      2) Попав после Восточного фронта на Западный, те же эксперты очень резко теряли активность, сбивая в 10-20 раз меньше за больший промежуток времени.
      Из вышесказанного напрашивается вывод, что англо-американские летчики были лучше подготовлены и немеким было труднее их сбивать.
      Но факт №3 - у лучшего аса Союзников, без учета РККА было 38 сбитых (вспоминаем сколько у нас было асов сбивших более 40), а в количественном отношении летчиков Союзников сбивших более 5 самолетов стран Оси было более чем в 10 раз меньше чем в РККА.
      Еще можно соотнести потери на Восточном фронте у немцев и на Западном. Зачастую немцы по своей отчетности "уничтожали" больше чем имелось на каком либо участке фронта наших самолетов. Взять хотя бы воздушное сражение над Голубой линией на Кубани в 1943 году. Все потому, что как мог немецкий летчик заполнить бланки отчетности на 9 -10 сбитых в одном бою американских бомбардировщиков в небе над Берлином, когда все видели, сколько их упало на самом деле, еще и с учетом сильнейшего зенитного прикрытия? Другое дело Восточный фронт - кто проверит сколько упало сбитых советских самолетов, особенно за линией фронта?
      И факт №4 - немецким летчикам давали крест на Восточном фронте за сбитие, в разное время войны, от 50 до 150 самолетов, а на Западном аналогичную награду получали за 10-15 самолетов (что, кстати соответствовало у нас ГСС). Тут опять можно применить вышеуказанный факт №3 относительно пилотов Союзников. Вобщем на Западном фронте с приписками было сложнее, т.к. навиду. И то система балов, а не гарантировано уничтоженых самолетов делала свое дело и там.
    2. +3
      25 апреля 2012 14:17
      Коллега Voodoo, карьерный рост военного, это нормальное явление. К этому стремятся все офицеры. Не исключением был и Речкалов. Он был зам. командира полка, когда был поставлен на полк.
      Другое дело, что он оказался не готов отвечать за подчинённых ему людей, просчитывать свои решения на несколько шагов вперёд. Он продолжал во главу угла ставить цель лично сбивать как можно больше самолётов противника. Но, у командира полка иные задачи. Он должен руководить подчинёнными ему людьми. Ставить самые разные задачи и контролировать их выполнение. А полк - это большой коллектив.
      Но, посмотрите, Покрышкин, сняв его с должности командира полка, но не понизил, а перевёл на равнозначную должность в руководство дивизии.
      Ушёл в отставку Речкалов в звании генерал-лейтенанта. Во времена СССР это звание получить было сложнее, чем в нынешней Российской армии.
      А вот на счёт "белокурого мальчика" Хартмана, так прав коллега Denzel13, неудачный вы привели пример. Хартман появился на советско-германском фронте в ноябре 1942 года, а вот счёт его побед стал расти стремительно с июля 1943 года, когда немцы только отступали. С 1944 года Хартману трижды предлагали перевод на Запад, но он всячески избегал направления туда. Кроме того, Хартман был креатурой ведомства Гебельса, а посему, если он привирал, то его всё равно раскручивали для поднятия патриотического настроения немцев.
    3. Братец Сарыч
      0
      25 апреля 2012 16:57
      Скорее всего вовсе не Покрышкин ставил Речкалова командиром полка - так что вопрос мимо кассы!
  15. +1
    25 апреля 2012 14:03
    Отчасти соглашусь. Но сами же наши современные историки авиации Зефиров и Хазанов признают, что победивших в Кубанском сражении нет! По их мнению (и мнению других менее известных отечественных истриков) немецкие данные о победах завышены в среднем в 2 раза, отечественные - в 10 раз! Исходя из публикаций данных ВВС, вся Люфтваффе в полном составе "легла" уже на Кубани. Абсурд! А то, что количественный перевес у ВВС перед Люфтваффе был значительный, так это не оставляет сомнения. Но не качественный. Пусть немецкая пропаганда и "прилепила" к каждому своему экперту половину сбитых, всё равно это выдающиеся результаты.
    А почему активность экспертов Люфтваффе на Западе снизилась? Поставь токаря к пилораме - чё он наработает? Условия боёвых действий разные! На Востоке "Илы", "Лавки", "Якори" и высоты 1,5-3 км, а на Западе - сотни "летающих крепостей" с 13-тью огневыми точками, не меньшее сопровождение "Мустангов", "Лайтнингов" и "Спитов" и высоты 8-10 км. Внизу "Тандерболты" и "Темпесты". Попробуй всю эту хрень перекрыть! Пупок развяжется! А тактика использования вверенной боевой техники оттачивается годами (ну пусть месяцами в условиях войны). Если посмотреть статистику, то те из экспертов, кто раньше с Восточного фронта слинял на Западный, быстрее адаптировался и на новом поприще достиг немало результатолв, отточив свои методы борьбы уже в новой обстановке. Это реалии,...Но опять же вступает в силу численный перевес. Тут крыть нечем.
    А то, что именно наши военпреды везде и всегда перекрывали умение и качество численностью, так это неоспоримый факт. Незря Жукова Г.К. называют "маршалом на крови". Осозновая это, просто становится страшно от того, какой ценой досталась нам Победа...
    1. Denzel13
      +5
      25 апреля 2012 15:11
      Сейчас очень хотелось бы хорошо выматериться, но .... как говорил О.Бендер - камасутра не позволяет. Зефиров и Хазанов такие же историки как и мы с вами, только наличие серого вещества у них под большим вопросом. Это псевдоисторики, которые в своей книге (думаю, что из меркантильных интересов+дань сложившейся моде) просто напросто пересказали с "русским" колоритом книгу Р.Толивера и Т.Констебля -"Эрих Хартман - белокурый рыцарь Рейха". Причем книженция эта была написана в самый разгар "холодной войны". Надеюсь понимаете какой у нее должен был быть подтекст и политическая окраска? Вот и возникла в их "светлых", хотя нет в "белокурых" головах мысль стать "историками".

      Просто так для примера:
      24.08.1944 года (понимаете в каком состоянии на тот момент была ситуация в воздухе и кто кому диктовал условия) - Хартман слетал с утра на охоту и по возвращении доложил, что у него уже не 290, а 296 сбитых самолетов. Что его ведомый видимо под присягой подтвердил, вернее расписался в специальной форме. После чего пообедал и снова полетел. За этим полетом следили по радиопереговорам и наш "супергерой" не подвел наговорил по радио еще 5 побед во втором вылете, т.е. 11 сбитых за 2 вылета в 1944 -ом!. Вернулся - ему цветы и т.д. и т.п., однако есть такой факт - в журнале боевых действий JG-52 стоит, что 24.08.1944 года Хартман сбил один Р-39. Один! Все!
      Еще есть вопросы по Хартману, Зефирову и не дай бог Хазанову? Есть что продолжить.

      Да, и хотелось бы добавить о потерях и то, что на "крови" - изучайте историю и читайте источники, причем даже не наши, а в том числе немецкие и т.д. Так вот потери (боевые) в ВОВ с обеих сторон (немецкие и РККА) практически идентичны. Разница есть, но не в разы, а в пределах 10-15 %. Читайте, а не выплескивайте бред Зефирова и т.п., здесь народ который любит покопаться в документах и книгах.
  16. +2
    25 апреля 2012 16:07
    Судя о Вашей осведомлённости, пора садиться за написание научного труда, по вопросам истории авиации. С удовольствием прочитал бы. Честно.
    А что касается Зефирова и Хазанова, то, как говорится "что имеем то и имеем".
    Но кроме этих, как Вы заметили "псевдоисториков", есть масса мемуаров, документальных фильмов и т.п. материала. Что с этим делать? А просто складываешь, вернее пытаешься складывать, всё в одно целое и делаешь какие-то выводы. Для себя.
    Редко, но встречаются довольно откровенные признания наших асов. В заключение хочу представить любопытный отрывок из воспоминаний нашего аса И.И.Кожемяко, который провёл поединок на Як-1Б с Bf-109 G-14:
    «Получилось так: только мы взлетели со штурмовиками, еще и к линии фронта не подошли, а на нас «мессеры» и навалились. Я был ведущим «верхней» пары. Мы немцев увидели издалека, мне мой комэск Соколов успел передать команду: «Иван! Пара «худых» сверху! Отбивай!» Тут-то моя пара и сошлась с этой парой «сто девятых». Немцы завязали маневренный бой, настырные немцы оказались. Во время боя и я, и ведущий немецкой пары оторвались от своих ведомых. Крутились мы вдвоем минут двадцать. Сходились - расходились, сходились - расходились!. Никто не хотел уступать! Что я только не делал, чтобы немцу в хвост зайти - «Як» буквально ставил на крыло, ни черта не получалось! Пока крутились, скорость теряли до минимума, и как только в штопор никто из нас не сорвался?.. Потом разойдемся, сделаем круг побольше, отдышимся, и снова - сектор газа «на полный», вираж как можно круче!
    Кончилось все тем, что на выходе из виража, встали мы «крылом к крылу» и летим в одном направлении. Немец смотрит на меня, я - на немца. Ситуация патовая. Рассмотрел немецкого летчика во всех подробностях: сидит в кабине молодой парень, в шлеме-сеточке. (Помню, я ему еще позавидовал: «Везет же гаду!..», поскольку у меня из-под шлемофона пот тек ручьем.)
    Что делать в такой ситуации - совершенно непонятно. Попытается кто-нибудь из нас на вираж уйти, не успеет встать, противник расстреляет. Попытается уйти на вертикаль - и там расстреляет, только нос надо будет поднять. Пока крутились, только одна мысль и была -сбить этого гада, а тут «в себя пришел» и понимаю, что дела мои «не очень». Во-первых, получается, что немец меня боем связал, оторвал от прикрытия штурмовиков. Не дай Бог, пока я с ним крутился, штурмовики кого-то потеряли - иметь мне «бледный вид и кривые ноги».
    Хоть и дал мне мой комэск команду на этот бой, но получается, что я, ввязавшись в затяжной бой, за «сбитым» погнался, а выполнением основной боевой задачи - прикрытием «илов» - пренебрег. Объясняй потом, почему ты оторваться от немца не смог, доказывай, что ты не верблюд. Во-вторых, появись сейчас еще один «мессер» и конец мне, я же, как привязанный. Но, видимо у немца мысли были те же, по крайней мере, насчет появления второго «Яка» точно была.
    Смотрю, потихоньку отходит немец в сторону. Я делаю вид, что не замечаю. Он - на крыло и в резкое пике, я - «полный газ» и от него в противоположную сторону! Ну тебя на хрен, такого умелого».
    Подводя итог, И. И. Кожемяко говорил, что «мессер» как истребитель маневренного боя, был превосходен. Уж если и был тогда истребитель созданный именно для маневренного боя, так это «мессер»! Скоростной, высокоманевренный (особенно на вертикали), высокодинамичный. Не знаю, как по всему остальному, но если брать в расчёт, только скорость и маневренность, «мессер» для «собачьей свалки» был почти идеален. Другое дело, что большинство немецких летчиков, этот вид боя откровенно не любили, и я до сих пор не могу понять, почему?
    Не знаю, что там немцам «не позволяло», но только не ТТХ «мессера». На Курской дуге пару раз они нас в такие «карусели» затягивали, голова от верчения едва не отлетала, так «мессеры» вокруг нас крутились.
    Честно скажу, я всю войну мечтал воевать именно на таком истребителе - быстром и превосходящем всех на вертикали. Но не получилось».
    1. Denzel13
      +4
      25 апреля 2012 16:51
      Хорошо, что Вы описание этого боя читали. Есть еще одно описание этого боя - с немецкой стороны ( насколько мне память не изменяет это был Гютер Ралль, хотя могу ошибаться, но проверю почитаю еще раз) Он абсолютно то же самое говорил о нашем пилоте. Причем рассказывал своим коллегам, что больше совсем не имеет желания ввязываться в подобные бои. "Собачью свалку" немцы не любили - там могут и убить - вступали в подобные бои только при полнейшем превосходстве со своей стороны и над своей територией. Кстати, в люфтваффе существовал приказ запрещавший "экспертам" летать за линию фронта. Кто либо помнит из мемуаров немцев, что они сопровождали свои бомбардировщики в тыл? Вот и я такого не читал. Ну и речь то здесь не о ТТХ самолетов, а о мастерстве пилотов и в том числе о сбитых самолетах, как подтверждении этого самого мастерства. Очень уж серьезно они врали.
      Кстати о ТТХ, ранее мною как -то упоминался ГСС В.Ф. Голубев, который в 12.03.1942 года на И-16 завалил в одном бою не кого -либо, а "экспертов" 1-го полка 54-й эскадры «Зеленое сердце» Гюнтера Бартлига (67 побед по их исчислению) и Херберта Лейште (29 побед), летавших на новейших на тот момент модификациях Bf 109. Причем сделал это специально над своим аэродромом, чтобы пилоты полка видели, что и на И-16 можно очень даже "приземлять" немецких асов. Замечательную он книгу написал мемуары "Во имя Ленинграда", очень советую почитать.

      Написал бы с удовольствием, но работа опять же. Хотя в настоящее время гораздо полезнее просто постараться донести до людей то, что уже написано, заинтересовать их к чтению.
    2. +2
      25 апреля 2012 17:38
      Voodoo
      А что касается Зефирова и Хазанова

      Хазанова Д. читал, но негде у него не встречал утверждений, что в ходе боёв на Кубани наши заявки на победы превышали потери немцев в десять раз. А вот факты, когда сбитые на территории контролируемой РККА ,и взятые в плен немецкие лётчики, почему-то в у немцев числятся в потерях через несколько дней после случившегося, приводит.
      Про Зефирова молчу. Это клинический случай. Он не историк, он предприниматель.
      В электронной энциклопедии "Уголок неба" прочитал статью - анализ. Так там приводятся цифры, что 78% самолётов в ВОВ были сбиты с первой атаки, 15% - со второй.
      Внезапность, когда противник тебя не видит, залог успеха. Этим немецкие асы и пользовались. А называть их "экспертами" считаю неуважение к нашему языку. Терминологией нужно пользоваться нашей, а не противника.
      1. 0
        25 апреля 2012 17:55
        Не знаю не знаю.... По-моему в данном случае цель оправдывает средства. Вспомните наставления капитана Титаренко "Маэстро": "...истребитель должен вертеть головой в бою на 360 градусов". А с лохами, кто не применял этот совет быстро и расправлялись. А заход со стороны солнца? А атака снизу, используя камуфляж и скрытность на местности? Это чё, дураки придумали? Основная задача сбить и остаться в живых! Кто не следует этому принципу - просто мишени! А с дубиной наверевес "фэйс о фэйс" - сори. но это не времена ледового побоища))
      2. Denzel13
        0
        25 апреля 2012 18:13
        Как кого называть дело каждого. Асы тоже не наше название отличных летчиков. У нас это звучало Сталинские соколы. Ас - француское понимание этого вопроса. Эксперт немецкое. Да и пусть - у нас же соколы
  17. -3
    25 апреля 2012 17:25
    Вот мы и сделали круг! Опять возвращаемся к пропаганде. Кстати, последние исследования историков говорят, что наша пропаганда от немецкой времён войны ничем не отличалась. Да так и быть просто не могло! Как ещё можно было поддерживать высокий боевой дух! О-о-о! А цензура!? Тем более послевоенная! Да все мемуары утижили вдоль и поперёк! Нельзя было другого писать, чтобы не испортить образ воина-победителя. А что там в действительности было 12.03.1942 года.... Сомневаюсь я, что-бы "мессы" дали себя "порвать" какому-то "ишаку". Если только это не И-16 тип 24 (2 пушки ШВАК, 2 пулемёта ШКАС) и фрицы с "дуру" не ввязались с ним в бой на виражах. А по грамотному, И-16 никогда не сможет навязать бой "мессу", работающему на вертикалях! Хотя на войне всё возможно...
    И опять же пропаганда! Надо только на подвигах учить подрастающее поколение и нашу смену. И это правильно...
    1. Denzel13
      +3
      25 апреля 2012 17:56
      Еще раз настоятельно советую почитать мемуары Голубева. Там он все подробно описывает. Если кратко - повадились немцы охотиться в районе аэродрома, где базировались наши. Соответственно пошли потери. Тем более, что эксперты старались сбивать поврежденные после боя самолеты. Замечу, что совершенно не желая связываться даже с И-16, не имеющими проблем. Среди наших летчиков поползли разговоры, что вот у немцев новая модификация истребителя, а мы на "ишачках" только в кругу отбиваться можем. Вобщем упадочные настроения. Тогда Голубев придумал и разыграл целое действо. Он вместе с ведомым возвращаясь с боевого задания специально не расстреливали боекомплект (причем РСы тоже имелись, что не добавляло самолету маневренности), при возвращении Голубев имитировал значительные повреждения и крайне нестабильное поведение самолета, при этом отстал от основной группы. Ведомый его прикрывал, но так же крайне "неумело". Соответственно эксперты клюнули и кинулись в атаку на побитые самолеты. Голубев на пределе разворачивается им в лоб и имея превышение атакует. Пока немцы приходили в себя в результате лобовой атаки Бартлиг был сбит сразу, а Лейште, как раз хотел уйти на вертикаль (где у него было полное преимущество), но Голубев понимая его намерения с упреждением длинной очередью и пуском 4 РС повреждает самолет, который в результате жестко приземляется тут же. Лейште выскочил из самолета, но пробежав небольшое расстояние умирает от полученных ран. Вот такая вот история. Пропаганда конечно была, без этого никак, но вот счета приписывать - ой какая проблема была. Возьмем к примеру Василия Сталина. При таком раскладе (халуев то всегда достаточно) у него должен быть счет сравнимый с лучшими нашими асами, однако, что имеем - всего 2 и то один в группе. Хотя даже отсутствие у него опыта, не помешало его сделать командующим ПВО Москвы в итоге. За сбитые у нас начисляли деньги. Если Вы помните или знаете, что при СССР даже в "застойные" времена одной из самых страшных статей УК было - "расхищение социалистической собственности". А в тот период за это дело очень быстро к стенке ставили. Именно поэтому были достаточно идиотские требования по подтверждению сбитых самолетов. И кстати, большое количество мемуаров переиздавались в постперестроечный период.
  18. +2
    25 апреля 2012 18:29
    Да знаю. За сбитые начисляли деньги (приказы № 0299 от 19.08.1941г. и № 294 от 08.10.1943 г.). А что касается шоу Голубева, то просто нет слов... Резвели фрицев по-полной! Хотя и рисковали непомерно. Как говорится "на живца". Так играть с немецкими асами мог только или очень смелый человек или глупый. Шутка) Но "фокус" видимо удался - респект и уважуха!
    Вообще-то Голубеву сильно повезло. И-16 сам по себе очень не устойчивый с точки зрения пилотажа самолёт, а с РСами тем более. Удивительно, что ему удалось быстро развернуть его в лоб "мессам" и сбить на проходе одного из них. Судя по всему при схождении у Голубева был более удачный угол для открытия огня. С вторым "мессом" сложнее, как ги странно. Хороший заградительный огонь с упреждением можно поставить только пушками, а не пулемётами винтовочного калибра. Возможно это и был И-16 тип 24, или он фрица "зацепил" РСом. Но это так, "лёгкий" анализ боя. Всегда интересно воспроизвести и сделать выводы))
    1. Denzel13
      +4
      25 апреля 2012 18:57
      На самом деле именно нестабильность и "строгость" И-16, а если точнее расположение его центра масс и аэродинамического фокуса (надеюсь найдете в литературе что значат эти понятия) играли очень важную роль в этом действительно выдающемся самолете. Поликарпов предвосхитил на поколения в этом самолете, то, что заложено в нынешних самолетах. Для понимания, в типичном расположении для самолетов тех лет центра масс и аэродинамического фокуса - центр масс расположен впереди на том или ином но довольно значительном расстоянии. Чем больше они сближаются тем более нестабилен самолет и тем сложнее им управлять, но он может при этом вытворять такое, что не доступно его более " спокойному" собрату. Если, естественно им управляет человек умеющий это делать. Так вот у И-16 эти точки практически совпадали, что и обуславливало его свехманевренность в горизонтали, а вертикаль определялась мощностью мотора и аэродинамическим сопротивлением. Укажу так же, что например у Су-27 и его собратьев аэродинамический фокус расположен впереди центра масс, то есть он "динамически неустойчив", если бы не системы стабилизирующие самолет, то он просто не смог бы лететь в заданной траектории. Это одна из основных сотавляющих позволяющих вводить самолет в закритические режимы, что и обуславливает так называемую "сверхуправляемость".
      Кстати, попал он и РСами повредив самолет, а вот летчика ранил как раз из ШКАСа.
      1. +2
        26 апреля 2012 13:00
        Всё это правильно и я согласен на 100 процентов. Но в том то и дело, что в такую "авантюру" с немецкими асами мог пуститься только пилот, на "отлично" знающий материальную часть и в совершенстве владеющий вверенной ему боевой техникой. Голубев действительно показал своё мастерство, хотя, считаю, значительная доля риска была.
        Что касается И-16 и И-153, то где-то в 1943 году кто-то из руководителей ВВС (не помню) даже предложил возобновить выпуск этих самолётов, со ссылкой на их сверхманёвренность. Но "большинством голосов" постановили, что действия данных типов самолётов в современной войне будут носить чисто оборонительный характер, что противоречит наступательной концепции Красной Армии. Поэтому был сделан выбор в пользу мене манёвренных, но более скоростных, лучше вооружённых и с большей дальностью полёта самолётов. А И-16 и И-153 продолжали использоваться в основном для прикрытия наиболее важных в стратегическом отношении тыловых и прифронтовых объектов.
        1. Denzel13
          0
          26 апреля 2012 20:22
          Только это не "авантюра", это абсолютно точно сделанный расчет и понимание тактики врага. Риск конечно был, однако на войне риск есть всегда, когда стреляют.
  19. DDDDD78
    +1
    7 мая 2012 00:02
    Блин, давайте будем теперь через 65 лет стравливать героев той войны. Да, Речкалов воевал грамотно и умело, мало кто мог бы после такого серьезного ранения с нуля и до звезды героя довоевать, ему после одного такого умелого боя габлюдавший снизу командующий сразу орден кутузова выдал. Покрышкин то свое очередное звание капитана и то получил чуть ли не через год после начала войны. Но Гриша Речкалов своей еврейской прагматичностью и жадной бережливостью (ох, 3 самолета записали на са счет Покрышкина, как же мне-то без них...), тьфу аж противно. По воспоминаниям того же Покрышкина он сбил 89 самолетов, а куда делись "остальные", цитирую: ведем бой в группе, я сбиваю три, возвращаемся, я докладываю, мол один сбит мною, а кому-то до Звезды двух не хватает, я тут же рублю, мол остальные да сбил акой-то, и пока тот удивленный моргает, ему уже записывают сбитые. Речкалову очень было в ЭТО трудно поверить, что кто-то вот так может отдать своё, родное. Если данная статья не врет, то Речкалов как летчик - асс, а как человек - не хочу я и произносить это слово....
    1. Denzel13
      0
      20 мая 2012 16:20
      Полностью согласен с Вами. Действительно все это имело место. Причем Покрышкин перестал брать Речкалова в свою постоянную группу именно из-за его стремления пополнить свой личный счет, что неоднократно приводило к гибели летчиков группы. Причем 2 раза бросал Покрышкина с заведомо превосходящими силами противника. При этом Покрышкин не опускался и в последующие годы до выяснения отношений. А с тремя якобы украденными победами видимо сочинили родственники Речкалова уже после его смерти, так как сам он, насколько мне известно, нигде не упоминал об этом.
  20. FzmT_Yustas
    0
    30 ноября 2014 12:36
    Полностью согласен с постами Denzel13. Статья действительно похожа на попытку камня в огород Покрышкина. Удивительно, как люди до сих пор верят, что у Покрышкина только 59 сбитых, а у Хартманна пару сотен? Неужели неинтересно взять и разобраться в вопросе, почитать отличные от официальных источники? Покрышкин, в отличии от Речкалова, не думал о себе абсолютно. Не одного летчика он спас в бою - даже если его прицел полностью был перекрыт худым и оставалось только нажать гашетку, он не думая бросал легкую добычу и бросался на помощь молодым товарищам. Свои сбитые он раздавал юным пилотам, а сам после войны говорил, что раз написано 59, то значит 59. Это настоящий командный игрок, который думает об успехе только команды, никак о своем личном. И эта черта позволила молодым истребителям просто выжить на Кубани! А сколько примеров, когда пилоты в погоне за сбитыми бросали своих ведущих или отрывались от групп (невольно жаль Фадеева, но такой у него был азартный нрав...)! Призываю всех прежде, чем писать свои мысли, почитать хотя бы мемуары тех, кто непосредственно участвовал в тех событиях. Тогда, возможно, и удастся сохранить крупицы объективности в нашей с вами истории.
  21. 0
    10 февраля 2016 17:10
    А я учился с его внуком в одной школе. Виталик Речкалов был на один класс старше меня, но тем не менее я с ним много общался, хотя друзьями мы небыли. Никогда про своего деда он не вспоминал по крайней мере при мне. Я узнал о его легендарном деде только от его друга и то только после окончания школы через года 2-3.
  22. 0
    4 мая 2017 18:32
    Цитата: Denzel13
    (кстати выяснилось, что Голубев на И-16 в начале войны с товарищами так надрали финов на Спитфайрах, что этот самый командир, которому посчастливилось унести тогда ноги, с тех пор не ввязывался в бой с нашими истребителями).

    Интересно! Первый раз слышу о том, что фины летали на Спитфаерах!!! Если есть возможность укажите первоисточник.
  23. +15
    4 ноября 2017 19:51
    Интересно было прочитать