Первый китайский самолет С919 будет передан заказчику к 2021 году

72
Первый создаваемый в Китае реактивный пассажирский узкофюзеляжный самолет С919 будет поставлен заказчику к 2021 году, передает ТАСС заявление заместителя гендиректора и главного конструктора Китайской корпорации коммерческой авиации (COMAC) У Гуанхуэя.



Конструкторские работы и испытания самолета для получения лицензии продлятся еще около трех-четырех лет. Первый готовый самолет будет передан авиакомпании China Eastern Airlines к 2021 году,
сказал Гуанхуэй.

В феврале компания сообщила, что «общий портфель заказов на С919 увеличился до 815 самолетов, в числе заказчиков – 28 китайских и иностранных компаний».

Разработкой авиалайнера С919 корпорация занимается с 2008 года. Первый прототип был выпущен в 2015 году. В мае 2017-го самолет впервые поднялся в воздух в шанхайском международном аэропорту Пудун.

В настоящее время летные испытания на получение лицензии для коммерческой эксплуатации проходят уже два образца.

«Самолет С919 может выпускаться в нескольких модификациях с разным количеством посадочных мест (от 158 до 190). Средняя дальность полета составит порядка 4075 км, максимальная – 5000 км. Он может совершать полет на высоте до 12,1 тыс. метров», – рассказали производители.

По их словам, на данном этапе самолет оснащен «двигательной установкой LEAP-1C компании CFM International – совместного предприятия американской General Electric и французской Safran». Такие же двигатели стоят на некоторых самолетах Boeing и Airbus.

Ранее COMAC заявляла о планах в будущем оснастить С919 двигателями собственного производства. По оценкам экспертов, лайнер будет стоять в одном ряду с Boeing 737 и A320.

Китайское руководство надеется, что С919 поможет снизить зависимость страны от иностранных производителей.
  • https://ru.wikipedia.or
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    18 марта 2018 15:05
    Это все здорово, но что там Китайского кроме фюзеляжа? Мы под МС хотя бы движок свой сделали. Да и авионика своя. Только мне не говорите про планы. Создать современный конкурентоспособный двигатель они не в состоянии. Ну никак.
    1. +3
      18 марта 2018 15:10
      Знакомые очертания...хе хе
      Умеют они тырить все и быстро создавать копии ! Ну ну..
    2. +15
      18 марта 2018 15:10
      Ну китайцам только это и известно. laughing Вы посмотрите сроки ! good Можно их хаять, как угодно , но они пашут , а мы всё как не прочитаешь , пилим и пилим , интересно , а когда у нас эта пила сломается ! am Люди начнут нормально работать , а самолёты летать ? recourse
      1. +3
        18 марта 2018 15:12
        Цитата: d1975
        Люди начнёт нормально работать , а самолёты летать ?

        По-вашему, у нас ничего не летает?
      2. +8
        18 марта 2018 15:13
        компания сообщила, что «общий портфель заказов на С919 увеличился до 815 самолетов

        И ведь нашлепают, огромный внутренний рынок и отсутствие комплексов в части государственного протекционизма сделают свое дело. А по поводу своих движков, то будут без сомнений, пройдет время и пол мира их еще покупать будет. В части китайских мобильников тоже посмеивались еще лет пять назад, а сегодня "идут" на расхват)), такая же картина по вооружению - по экспорту нас догоняют, и т.д и т.д...
        1. +1
          18 марта 2018 18:16
          Цитата: maxim947
          И ведь нашлепают

          Полностью так же мыслю,конкурент встаёт на крыло,сильный и амбициозный и тут даже не в бортах дело...в той же Ср.Азии от "мягкого" Китая нам становиться тесно.
        2. +2
          18 марта 2018 21:34
          Если нашлепают как нашлепали китайских мобильников, то мне будет очень жаль будущих пассажиров.
      3. +4
        18 марта 2018 15:14
        А что на них смотреть? Сроки примерно такие же, как у нашего МС-21. Тоже серия с 2019 года, первый полет в прошлом году. Но повторюсь, МС-21 будет очень Русским. Не все конечно, для инозаказчиков будет с амерскими движками, но для себя будет высокая степень локализации. А еще в этом месяце должен подняться в воздух второй самолет.
        1. +4
          18 марта 2018 15:27
          справедливости ради стоит сказать , что наш ПД-14 в стадии создания и освоения пока...Ну так и китайцы свой движок для этого самолёта планируют..
          1. +3
            18 марта 2018 15:30
            Они планируют, а ПД-14 был в воздухе и серийное производство запланировано на следующий год. При этом ПД будет на уровне мировых лидеров, а то, что получается у Китайцев по движкам....ну вы сами, я уверен, знаете.
            1. +3
              18 марта 2018 15:34
              Цитата: Muvka
              Они планируют, а ПД-14 был в воздухе и серийное производство запланировано на следующий год. При этом ПД будет на уровне мировых лидеров, а то, что получается у Китайцев по движкам....ну вы сами, я уверен, знаете.

              Будем надеятся , что всё пойдёт по плану...А то как обычно какой-нибудь сдвиг вправо
              .ну вы сами, я уверен, знаете.
              winked hi
      4. +3
        18 марта 2018 16:36
        Когда у нас как в Китае начнут на стадионе массово под прицелом телекамер расстреливать коррупционеров и пр. врагов народа! Правда, страна рискует быстро обезлюдеть.
        1. +2
          18 марта 2018 17:55
          и что помогает? коррупционеров меньше становится? не боитесь, что потом и вас также перед камерами!
          был такой писатель Хемингуэй, он сказал фразу: Немало лет многие американцы расхваливали Муссолини за то, что он заставил итальянские поезда ходить по расписанию. Им ни разу не пришло в голову, что регулярное железнодорожное сообщение в Америке удалось наладить без фашизма.
          Я привел его высказывание к тому, что вы не думаете что есть методы которые позволяют уменьшить коррупцию и без расстрелов. конечно это дольше, но эффиктивней!
          https://m.lenta.ru/articles/2016/02/09/anticor/am
          p/[b]Часто ли расстреливают?
          И вот тут начинается самое интересное. Согласно китайскому законодательству, смертная казнь может осуществляться немедленно, а может быть отложена на срок до двух лет. Как правило, по экономическим статьям дается отсрочка. При этом, если преступник за это время не совершил никаких «умышленных преступлений» и вообще вел себя примерно, высшая мера может быть заменена на пожизненное заключение.
          Так, ни один из высокопоставленных «тигров», осужденных в рамках антикоррупционной кампании Си Цзиньпина, поставлен к стенке не был. Более того, самые резонансные «жертвы кампании», члены так называемой «Новой банды четырех» Чжоу Юнкан и Бо Силай получили только пожизненное без каких-либо намеков на расстрел.
          В среднем коррупционеров сажают на 12-16 лет. Иначе говоря, представление о том, что в Китае чиновников расстреливают пачками — это всего лишь миф.
          1. +2
            19 марта 2018 07:56
            Конечно помогает. Корабли и самолеты создаются и строятся ударными темпами в отличии от движения ползком в РФ под руководством олигархата.
            1. 0
              19 марта 2018 21:01
              Выдохните, главного "олигарха" вчера уже выбрали)))) Население думает, что царь хороший, а бояре плохие. Дураки как были дураками 400 лет назад, так ими и остались)))) Хотя конечно из тех клоунов, которые орали дурниной в буржуазных СМИ, выбирать действительно было некого, кроме ВВП.
      5. +1
        18 марта 2018 22:11
        Когда Путин Медведева на выход с вещами попросит...
        1. 0
          19 марта 2018 17:22
          Цитата: Люлёк
          Когда Путин Медведева на выход

          Путин - это "силовой блок" (ну и термин!), Медведев - это всё остальное (демократия, курс рубля, проценты по кредиту, Интернет...) Из этой комбинации следует ответ: когда Трамп развалит ВТО и МВФ.
        2. 0
          19 марта 2018 21:02
          С чего вдруг Путину выгонять своего кореша, который хоть и не блещет умом, но явно предан старшему товарищу. Помнит Дима как его сделали юристом в кооперативе, а был то он никем - преподавателем экономики.
    3. +1
      18 марта 2018 15:22
      Мы прекрасно видим какую тенденцию набирают отношения США и Китая. Дальше будет только хуже, США вынуждены будут перетягивать обратно к себе на территорию производства и технологии. И если только почуют конкуренцию Боингу от китайцев тут же перестанут поставлять дуда свои комплектующие и французов заставят. На этом боюсь китайский самолет и закончится.
      Меня интересует другое, почти все стойки шасси и другие изделия из титана тем же США поставляем мы. Китайцы то же у нас покупают?
      1. 0
        19 марта 2018 09:37
        Они из китайского чугуна!
        А насчёт моторов... Китай переманил половину "Мотор Сич", построил для них город и завод. Так что запорожцы стали китайцами.
        1. 0
          19 марта 2018 17:25
          Цитата: pafegosoff
          запорожцы стали китайцами.

          Запорожцы стали тем, чем стал Скрипаль. А разве не для того распустили СССР, чтобы разворовать?
    4. +10
      18 марта 2018 15:39
      "Создать современный конкурентоспособный двигатель они не в состоянии. Ну никак."///

      Не боги горшки обжигают. Приглашают иностранных спецов на большие зарплаты, плюс
      непрерывное вливание денег (тоже больших). Двигатели у них будут неминуемо.
      1. +2
        18 марта 2018 18:23
        Цитата: voyaka uh
        Двигатели у них будут неминуемо.

        вопрос времени,испытательный комплекс они УЖЕ забабахали,кстати новый и многопрофильный на 3 места,а с изделием тянут,потому что им схема построения ясна,но упёрлись в материалы,но двигаються форсированно и в этой теме,что не может не напрягать,т.к. прогораемые конструкции это не только С919,но и истребители...они большие деньги и научный потенциал подготовленный бросили на эту цель и по всем признакам движутся к ней.
    5. +1
      18 марта 2018 18:13
      Цитата: Muvka
      Это все здорово, но что там Китайского кроме фюзеляжа?

      Торговая марка за которую они будут получать реальны тугрики,а замещение иностранных компонентов только дело времени.
    6. +2
      18 марта 2018 18:31
      Цитата: Muvka

      4
      Muvka (Владимир) Сегодня, 15:05 Новый
      Это все здорово, но что там Китайского кроме фюзеляжа?

      При объеме заказа 815 штук ещё до начала серийного выпуска, локализацию проведут в очень даже сжатые сроки.
      И будут развивать самолет дальше....
      Про тех, кто угробил у нас Ту-204, Ту-214, Ту-334, Ил-96 приличных слов не нахожу, а соответствующие этому ...., модератор не пропустит.
    7. +1
      18 марта 2018 18:35
      Цитата: Muvka
      Это все здорово, но что там Китайского кроме фюзеляжа? Мы под МС хотя бы движок свой сделали. Да и авионика своя. Только мне не говорите про планы. Создать современный конкурентоспособный двигатель они не в состоянии. Ну никак.

      И тем не менее у нашего МС-21 в предзаказе 174 самолета, а у самолет С919 - 514....
    8. +1
      18 марта 2018 18:55
      Цитата: Muvka
      Создать современный конкурентоспособный двигатель они не в состоянии. Ну никак.

      С учетом того, что они вывозят к себе конструкторов и квалифицированных рабочих КБ Антонова, Мотор Сич и Южмаш - смогут, и довольно скоро.
  2. +1
    18 марта 2018 15:10
    Самолет С919 может выпускаться в нескольких модификациях

  3. +19
    18 марта 2018 15:16
    Помнится еще лет 5 назад не лестно отзывались о китайском автопроме, 10 лет назад вообще говори что китайские автомобили как пластмассовые игрушки. Сейчас уже многие крупные мировые автопроизводители имеют полный цикл производства своих брендовых авто в Китае. Наши при всем желании не смогут так поднять промышленность, потому что в правительстве сидят одни сосуны, которые только и умеют сосать нефть и газ и продавать. Что-то созидательное творить давно уже ничего не хотят, а то что еще держится осталось с советских времен и движется по накатанной
    1. +1
      18 марта 2018 18:28
      Цитата: Bad_Santa
      то что еще держится осталось с советских времен и движется по накатанной

      Вот абсолютно верно,хорошеют советский ещё задел,а танк "Армата" или новый истребитель----проваливает очередные сроки поступления в войска.
  4. +1
    18 марта 2018 15:16
    Да уж, на наш МС 21 только 285 контрактов - до 25 года.
    1. +5
      18 марта 2018 15:20
      Сколько у нас населения? 150 млн? А в Китае? 1 350 млн. Почти в 10 раз больше. При этом на МС - почти 300 заказов, а на Китайца чуть больше 800. Слабо соотнести цифры? И да, подавляющее большинство заказов на Китайца - Китайские.
      1. +2
        18 марта 2018 15:35
        И как это вообще относится к заказам. Свои самолёты просто проталкивать не умеем.
        1. +2
          18 марта 2018 16:09
          Чтобы перевезти 1,5 миллиарда человек, нужно больше самолетов, чем для того, чтобы перевезти 150 млн человек. Я , если честно, думал, что на этом форуме в основном люди, которые могут выстраивать логические цепочки...
          1. +5
            18 марта 2018 16:29
            Вот вы как раз и неправильно выстраиваете цепочки логические. Дело в том, что 90% населения Китая не обладают такими зарплатами, чтобы летать хотя бы пару раз в год на самолете.
            1. +3
              18 марта 2018 16:50
              А у нас сколько % не могут позволить себе летать? Или вы считаете, что у нас 100% населения могут позволить себе летать на самолетах?
              1. 0
                19 марта 2018 08:01
                Опа, оказывается в РФ, под руководством олигархата РФ, не все могут позволить себе купить билет на самолет и это при наших расстояниях . Браво!
                1. 0
                  19 марта 2018 08:09
                  Более того и в США и в Евпропах тоже не 100% могут позволить себе летать. Открытие?
                  1. +2
                    19 марта 2018 13:00
                    Только в СШМ и Европах билеты на самолет себе не могут позволить совсем уж безработные, а в РФ нормально так работающие люди, ибо зарабатывая 20-25 тысяч рублей в месяц особо не полетаешь.
      2. 0
        19 марта 2018 17:27
        Цитата: Muvka
        Сколько у нас населения?

        В этом суть! И оно будет сокращаться: работоспособных мамок всё меньше.
        1. 0
          19 марта 2018 20:57
          Вы не переживайте. Наше мудрое капиталистическое правительство переселит всю Среднюю Азию в России - рабочих будет, хоть убавляй)))))
  5. +4
    18 марта 2018 15:20
    Китайцы медленно, но начинают развивать своё производство гражданских самолётов.
    1. +1
      18 марта 2018 15:21
      Не производство, а сборку)
      1. +2
        18 марта 2018 15:43
        Цитата: Muvka
        Не производство, а сборку)


        Пусть для начала будет сборка. За последние 25-30 лет китайцы сделали не мало. По смотрим что у них еще лет через 25-30 будет.
        1. 0
          19 марта 2018 20:58
          По сравнению с Россией, Китайцы за последние 30 лет совершили фантастический прорыв по всем направлениям.
  6. +5
    18 марта 2018 15:23
    Конкурент нашего МС-21. Только у нас движок свой, а они про какую то независимость говорят. Врубят им санкции по движкам, и амба... Присели... Война грядёт, торговая. США начали "давить" конкурентов, любыми способами... Глобализация трещит по всем швам. laughing
    1. +2
      18 марта 2018 15:37
      "Врубят им санкции по движкам" И будут они движки через третьи страны покупать - есть спрос, будет и предложение и не какие санкции здесь не помогут.
      1. +1
        18 марта 2018 16:10
        Цитата: Вадим237
        "Врубят им санкции по движкам" И будут они движки через третьи страны покупать - есть спрос, будет и предложение и не какие санкции здесь не помогут.

        Как у вас все легко и просто. Будут покупать через третьи страны отрубят и третьим странам движки.
    2. 0
      18 марта 2018 16:25
      Цитата: Горный стрелок
      Только у нас движок свой,


      Разве этот двигатель не совместная с французами разработка?
      1. +1
        18 марта 2018 16:51
        Серия движков ПД полностью отечественная. С Французами - это движки SaM, которые стоят на SSJ
    3. +2
      18 марта 2018 20:11
      Ну сейчас движок тоже не свой. И опять же сертификат ранее 22-23 года вряд ли получат EASA.

      Ну я вас огорчу немного, у МС-21 пока ВСУ только одна Honeywell HGT750 APU - точно такая же как у С919 кстати laughing . Аэросила все еще просит денег, а потом опять же сертификация (то есть не факт что планово к 20 году выйдут на сертификацию в России).

      РЛС IntuVue RDR4000 3D - вообще не импортозаместить вернее, хотя не так, построить можно но EASA пошлет на лет 5-10 сертифицировать. Лоббисты там рынок держат крепко.

      Там еще валом иностранной комплектухи. Вычислители Thales (такие же как на 320Нео), инновационная система управления также американская.

      Если что - даже самая главная фишка проекта - австрийская:
      FACC AG (композитный гигант, который арбузики тоже клеит) сделал черное крыло для МС-21. Но с передачей технологий. На серии возможно будет уже свой материал и свое 100% производство.
    4. 0
      19 марта 2018 17:28
      Цитата: Горный стрелок
      Конкурент нашего МС-21.

      МС-21 вне конкуренции, а китайцы будут летать на этом. Могу предположить, что внутри там "эйрбас" прошлого поколения.
  7. 0
    18 марта 2018 15:28
    Как всегда, копия, своего только население.
  8. +1
    18 марта 2018 16:04
    В тему:


    https://www.aerocontact.com/en/aerospace-aviation
    -news/47260-cfm-to-offer-leap-1c-maintenance-trai
    ning-at-aemtc
  9. 9PA
    0
    18 марта 2018 16:08
    Цитата: Геркулесыч
    Как всегда, копия, своего только население.

    А зачем велосипед изобретать?
  10. +4
    18 марта 2018 17:38
    С нашим компрадорским пр-вом остаётся только завидовать китайцам. Пока китайцы строят свои самолёты, российский "Аэрофлот" всеми правдами и неправдами покупает иностранные.
  11. +3
    18 марта 2018 18:00
    Цитата: NF68
    Цитата: Muvka
    Не производство, а сборку)


    Пусть для начала будет сборка. За последние 25-30 лет китайцы сделали не мало. По смотрим что у них еще лет через 25-30 будет.

    Уважаемые объясните как так может быть (не конкретно по данному комменту. а по обжей направлинности комментариев): вот когда в России сборка, это отставание, отсутствие своих технологий, продажность либеральной власти, а когда в Китае, то Пусть для начала будет сборка. По смотрим что у них еще лет через 25-30 будет.
    1. 0
      19 марта 2018 21:07
      Объясняю популярно. Дело в том. что в России есть на базе еще участия СССР весь цикл производства - он ВУЗов, КБ, до НИИ и испытательных центров. А главное, есть кадры! А еще каждый год выпускают кучу двигателистов, материаловедов, химиков и прочих инженеров Московские крутые ВУЗы. Где это все? А я вам скажу - с нашим правительство ничего не будет. Будут только налоги расти, ЖКХ и цены на билеты.
  12. 0
    18 марта 2018 18:23
    Мы очень долго запрягаем, а соседи уже поехали. Все из-за двигателей. Нет заявленных параметров на ПД 14 а с PW1400G мы не конкуренты. Та-же история и с движками для СУ 57. Еще 2-3 года и МС 21 уже никому не нужен будет. recourse
    1. +1
      18 марта 2018 19:14
      Может цифрами поделитесь? Или прочитали пук в интернете и нам его сюда вывалили? Что значит "нет заявленных параметров на ПД 14"? Откуда у вас информация. Поделитесь.
      1. 0
        18 марта 2018 19:50
        По ПД-14 нет информации насчет проблем, но точно впереди сертификация, а это не быстрый процесс. В EASA планировали подавать в 19 году, но скорей всего переедут до 20. Значит реальные поставки ПД-14 будут невозможны до 22-23 года в юрисдикции EASA (грубо говоря любой экспорт, кроме разве что Кубы, КНДР, Сирии и Ирана, но последний уже скупился Арбузами на все деньги, а остатки слил на 80 Боингов, которые вполне реально заморозят).
        1. +1
          18 марта 2018 20:44
          Для внутренних перелетов можно было бы временный сертификат (или иное решение). Но зачем это верхним? Проще и выгодее откаты получать за боинги и аирбасы.
  13. +2
    18 марта 2018 18:51
    Цитата: maxim947
    И ведь нашлепают, огромный внутренний рынок

    Это точно!
    Раньше или позже, с той или иной степенью локализации это случиться.
    Нам нужно тоже понять, что будь наши самолеты даже несколько лучше и дешевле Боингов, Эрбасов и примыкающих к ним китайцев, на глобальном рынке их продавать в опасных для конкурентов масштабах просто не дадут.
    Что же делать, что же делать?! Да в "первую голову" не уповать на экспорт, а ориентироваться на внутренний рынок, делать доступней авиаперевозки (хотя бы за счет удешевления керосина в нефтедобывающей державе).
    Тогда и за рубежом на наши гражданские самолёты будет, определенный спрос.
    1. 0
      18 марта 2018 20:41
      А у нас что - маленький свой рынок? Но про него что-то не слышно, все про экспорт. Наши проблемы не интересны этим.
      1. 0
        19 марта 2018 18:10
        Ну какой народ такая и власть
    2. 0
      19 марта 2018 18:10
      Если размер внутреннего рынка был бы у нас большой - посмотрите на цифры ввп, меньше Германии. Да и к тому же, чтобы продавать самолёты за границу (желательно богатым странам ибо там спрос больше) нужно иметь хорошие отношения с ними. А при сегодняшних условиях это очень проблематично.
  14. 0
    18 марта 2018 20:09
    Вот что значит когда страну глобальная элита выкармливает. И заказов под тысячу и все на мази "внезапно". Для китайцев искусственно нет конкуренции и ноль подковерных припонов. Оно ещё еле полетело а уже очередь. Попахивает теслой
    1. 0
      18 марта 2018 20:40
      Умные головы во власти, патриоты страны, а не ворюги, как у нас.
      1. 0
        19 марта 2018 18:11
        Всё в наших руках, а учебник истории подскажет как сделать самую хорошую страну на свете
  15. +1
    18 марта 2018 20:39
    Молодцы! Завидую вам, соседи! И проклинаю ушлепков из "нашей! власти, загубивших гражданский авиапром!
  16. +1
    18 марта 2018 21:17
    То что Китай выпускает современные самолеты ничего удивительного не нахожу.Вот у меня другая информация интересует,насколько этот самолет будет надежен в эксплуатации,не получиться как в автопромом Китая.
  17. exo
    0
    19 марта 2018 17:06
    Для авиакомпаний,наличие на этом самолёте,западных двигателей и авионики- огромный плюс.Не будет проблем с логистикой и ремонтом.С учётом того, что поставщики занимаются Боингом и Аэрбасом. Опять же,большинство а/к,имеют смешанный парк.В котором есть А и Б.Не надо нарабатывать новые связи.
    Ну и самое главное:эти двигатели-самые надежные и современные.Доведенные до ума.
    MC-21,не конкурент. Именно,по причине того,что авионика и двигатели,на нём-российские.
    Кстати,это один из моментов,почему судьба Суперджета,более удачная,чем Ан-148.Дело,не только в Погосяне.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»