"Зачем губим Русскую землю?.."

21
"Зачем губим Русскую землю?.."

Русские дружины во главе с Мономахом разгромили половцев. Слава великого полководца, защитника простых людей, разошлась по всей Руси. Владимир стал самым почитаемым среди воинов и простых людей князем.

Правление Святополка



Новый великий князь киевский Святополк Изяславич доставил много бед родной земле. Всё началось с того, что половецкие ханы направили в Киев представительное посольство, решив подтвердить мир с новым хозяином Русской земли. В 1092 году Боняк и Шарукан организовали мощный поход на русские земли. Половецкая лавина прорвала пограничную линию, Переяславль и Чернигов оказались в осаде. Великий князь Всеволод не смог организовать контрудар, пришлось откупаться и заключать мир.

Узнав, что в Киеве новый князь, половцы решили подтвердить мир и содрать новый выкуп. Это была обычная картина тогдашних взаимоотношений Киевской Руси со Степью. Расставаться с золотом алчный Святополк не желал. Он возмутился, и явно не рассчитав свои силы (у него была дружина из всего 800 бойцов), приказал бросить половецких послов в поруб. Это было весьма опрометчиво. Степняки с уважение относились к послам, это было страшное оскорбление, вызов. В ответ на такое явное вероломство половцы немедленно начали вторжение, осадили Торческ. Крепость продержалась два месяца, затем её взяли. Снова запылали деревни, тысячи людей уводили в полон.

На помощь великому князю из Чернигова пришёл Мономах, а из Переяславля его младший брат Ростислав. Мономах, под давлением Боярской думы и духовенства, признал главенство Святополка. Когда русские дружины дошли до Триполья (Треполь), он оценил обстановку и предложил вступить в переговоры. Войск было мало, лучше было откупиться. Половцы же легко бы пошли на мир, так не любили рисковать и силу русских дружин знали. Однако Святополк при поддержке киевских бояр резко воспротивился, не желая платить. Он настоял на битве. Сражение состоялось 26 мая 1093 года на правом берегу реки Стугна.

Неопытность в военном деле и жадность Святополка привела к страшному поражению. Владимир был и против перехода через реку Стугну, которая поднялась после дождей. Но во всем верховодил великий князь. Русские полки двинулись по приднепровской дороге, миновали Триполье и, перейдя через древний вал, остановились. Половцы немедленно обрушились на русичей. Степняки сначала смяли правое крыло, где стояла дружина Святополка, а затем всей мощью ударили по братьям Всеволодовичам. После яростного боя русские дружины стали отходить, им пришлось переправляться через полноводную весеннюю Стугну. Она стала тяжелым препятствием для тяжеловооруженных дружинников, спешивших покинуть поле проигранной битвы. Русские дружины, преследуемые степняками, под градом стрел, уходили за реку. Воинов сбивало течением, они тонули. Так погиб князь Ростислав. Мономах, пытаясь спасти брата, сам едва не погиб, его вытащили дружинники. Тело Ростислава затем нашли и Мономах увёз его в Переяславль. Это было тяжелое поражение, много воинов бесславно погибли.

Сражение на берегах реки Стугны едва ли не самое чёрное дело в полководческой истории Мономаха. Десятки битв и схваток провел он со степными воинами и во всех одержал вверх. Лишь однажды ему пришлось бежать с поле боя. Но не по своей вине. Великий князь Святополк проявил полную бездарность в ратном деле, а также неразумность, не слушая советов более опытного воина Мономаха. Алчность возобладала над разумом и привела к большой крови. Мономах, вынужденный действовать по воле великого князя и киевских бояр, потерпел поражение.

Половцы двинулись к Киеву, вслед за Святополком. Великий князь собрал городское ополчение и опрометчиво вывел его в поле. 23 июля 1093 года состоялось сражение на Желани. Степняки обманули Святополка обычным своим приёмом, сделали вид, что испугались и отступают. Киевляне бросились вперёд и нарушили строй, тут-то их и атаковали конные лавы. Разгром был полным. Святополк бежал и заперся в городе. Теперь-то великий князь уже взмолился о мире. При этом и в этой ситуации он смог получить выгоду – женился на дочери Тугоркана, получил сильного союзника и приданное.

А беды Мономаха на этом не закончились. Разгром Святополка и Всеволодовичей обрадовал обиженных и выжидавших своего часа Святославичей. Сидевший в Тмутаракани Олег получил от Византии помощь, нанял половцев. А расплатился Тмутараканским княжеством, отдав его грекам в полное владение. В результате Византия получила Керчь и Тамань без боя, лишила Русь выхода к морю и содействовало новой усобице. В это же время Давыд атаковал Новгород и выгнал оттуда Мстислава Владимировича (сына Мономаха). Мономах вынужден был отправить часть своих сил на помощь сыну. И тут их степи появился Олег с половцами, осадил Чернигов и потребовал отдать ему «вотчину». Владимир, с сильно поредевшей после битвы на Стугне дружиной, едва мог удерживать черниговские стены. Кроме того, Олег имел связи с черниговским боярством, которое не любило Мономаха за жесткий характер, поэтому горожане на стены не вышли. Великий князь, дважды разгромленный и также не любивший популярного Владимира, в свару не вмешался. Видимо, считал полезным, если Святославичи осадят могущественного Мономаха.

В итоге Мономах вынужден был оставить Чернигов. Он хотел предотвратить полное разорение половцами Черниговской земли. Сорокалетний князь с женой, четырьмя детьми, с малой дружиной, в которой осталось всего сотня бойцов, покинул город. Когда грозный князь проезжал через половецкие полки, то, как отметил летописец, степняки «облизывались на него как волки». Но половецкие князья не решились на «злое» дело, так как они дали слово пропустить Мономаха в Переяславль. Слово степняки держать умели. Черниговское княжество, тогда одно из самых больших и мощных на Руси, досталось Олегу Святославичу. Владимир же вернулся в город своего детства, где начинал править и его отец. В Переяславле Владимир сидел с 1094 по 1113 год. В этот период он вёл напряженную борьбу с половцами, так как половецкие орды атаковали Переяславское княжество. С Олегом Черниговским у значительной части половцев был союз, другая часть половецких ханов сблизилась с Василько Теребовльским, и вела войну с Польшей. Причем Мономах не оборонялся, а перешёл в наступление. В этой борьбе он пытался объединить Русь, получить поддержку других князей.

Святополк считал себя в выигрыше, сильнейший князь Руси потерпел поражение и был серьёзно ослаблен. Тем временем Киев продолжал разлагаться. Окружение великого князя спешило набить карманы, обирало народ. Процветали бояре, торговцы и евреи-ростовщики. Иудеи находили под особым покровительством Святополка – «великую свободу и власть». Да и сам князь не стеснялся в способах наживы. Отнял монополию на соляную торговлю у Печерского монастыря, стал торговать солью через откупщиков. А его сын Мстислав дошёл до того, что пытал монахов Феодора и Василия – ему донесли, что они якобы нашли клад и скрывают его. В такой тяжелой обстановке киевский митрополит Ефрем вообще уехал доживать свои дни в Переяславль. Под руку Мономаха перебирались многие бояре, воины, горожане и монахи, недовольные властью Святополка.

Борьба с половцами и Олегом

Единая система обороны южной границы Руси – связывавшая Киев, Чернигов и Переяславль, распалась. Силы Святополка и Мономаха были подорваны. Святославичи были союзниками половцев. Черниговский князь Олег был женат на половчанке – дочери хана Асалупа. В результате основной удар половецких орд был направлен на Киевщину и Переяславщину. Половцы наладили связи с крымскими работорговцами (евреи-хазары, обломок Хазарского каганата). Законы Византийской империи запрещали иноверцам торговать христианами, но местные власти закрывали на это глаза, будучи повязаны с работорговцами. Этот позорный и кровавый промысел был очень выгоден (позднее он по наследству он перейдёт к крымским татарам). Не зря европейские колонизаторы сони лет будут захватывать и продавать людей, наживая «первоначальный капитал».

Зимой 1095 года, ещё по зимним дорогам, в Переяславль прибыли ханы Итларь и Китан со своими полками. Они предложили Мономаху «мир», то есть требовали богатые подарки. Половецкие ханы не ждали сопротивления, зная о малочисленности княжеской дружины. За мир, понятно, что относительный и на короткий период, они требовали даров. Заложником к половцам поехал сын Мономаха Святослав, а Итларь с отрядом въехал в город. Два ближайших дружинника Мономаха – Славята и Ратибор, возмущенные наглостью степняков, предложили уничтожить ханов. Князь колебался, половцы приехали как гости, с ними обменялись клятвами. Бояре и дружина настаивали – гости незваные. Мономаха убедили. Ночью переодетые в половецкие платье дружинники выкрали из половецкого стана княжича Святослава. Затем переяславская дружина внезапной атакой разгромила безмятежный половецкий лагерь, хана Китана убили, остатки половецкого войска в панике бежали. В самом городе перебили хана Итларя и его ближнюю дружину. Так было покончено с двумя известными половецкими ханами, которые своими набегами доставили много бед русичам. Смог спастись только сын Итларя.

Мономах сразу отправил гонцов к великому князю. Говорил, что надо немедленно атаковать, пока половцы не помнились. Не ждать ударов врага, а самим наступать. Святополк дал согласие. Разослал князьям указания вести дружины. Олег Святославич также обещал привести войско, не привёл. Тем не менее Владимир и Святополк пошли в степь, разгромили половецкие вежи (селения), и «полонили скот и коней, верблюдов и челядь (людей) и привели их в землю свою». Но до полной победы было ещё далеко. В этом же году большая половецкая орда осадила Юрьев, и стояла под город всё лето, так и не взяв город. Множество селений, не имевших крепких стен, было разорено. Киевскому князю снова пришлось откупаться от половецких князей, и те обещали не переходить реку Рось.

Успешный поход восстановил авторитет Мономаха. Святополк понял, что с двоюродным братом выгоднее дружить, нежели враждовать. Стал прислушиваться к его советам. Мономах предложил созвать в Киеве съезд князей, чтобы вместе с духовенством и боярами решать все споры объединить Русскую землю для отпора степнякам. Великий князь согласился с ним. Однако до единства в борьбе со степняками было далеко. Сын Итларя мстил за отца, устроив со своим отрядом большую резню, после чего укрылся в Чернигове у союзного Олега. Святополк и Владимир потребовали, чтобы Олег выдал его или сам убил. А затем присоединился к ним в новом большом походе против половцев: «… да заключим договор о Русской земле перед епископами, и перед игуменами, и перед мужами отцов наших, и перед людьми городскими, будем вместе оборонять Русскую землю от язычников». Олег смотрел на ситуацию иначе. Он не хотел защищать от половцев чужие уделы. Кроме того, союзные половцы были его главной опорой.

Олег ответил вызывающе: «Не пристало судить меня епископу, или игуменам, или смердам». Святополк и Владимир сказали ему: «Ты потому ни на половцев не идешь, ни на совет к нам, что злоумышляешь против нас и поганым думаешь помогать. Так пусть бог рассудит нас». Новгородцы выпроводили Давыда и вновь позвали на княжение Мстислава Владимировича. А на Чернигов выступили киевская, переяславская и волынская рати. Юный сын Владимира Изяслав, который сидел в Курске, выступил во владения Олега, на Оку, и занял Муром. Олег обнаружил, что черниговцы не желают поддерживать и сражаться за него. Святославич бежал в Стародуб. Армия двоюродных братьев последовала за ним. Стародубцы выдержали штурм и осада города длилась месяц. Начался голод. Олегу ничего не оставалось как просить мира. Он обещал прибыть на княжеский съезд и включиться в общие дела. Его лишили Чернигова, а распределить уделы собирались на съезде.

Пока шла война Святополка и Мономаха со Святославичами, половцы снова организовали большой поход. Территорию Руси они поделили. Святополк был зятем Тугоркана и тот не мог идти на Киев. Поэтому стольный град атаковал могущественный хан Боняк, повелитель Приднепровья. Хан Боняк был настоящей напастью для русских пограничных областей. Один из самых опасных врагов Руси получал в русских летописях только бранные эпитеты: «безбожный», «треклятый», «хищный», «шелудивый». Взять большой город с мощной обороной половцы не могли, но разорили окрестности. Степняки сожгли великокняжеский двор в Берестове, ограбили Печерский и Выдубицкий монастыри. А ханы Куря и Тугоркан осадили Переяславль. Переяславльцы упорно отбивались, ожидая возвращения дружины Мономаха. Почти семь недель горожане и окрестные землепашцы держали осаду.

Едва помирившись с Олегом, великий князь и Мономах бросились спасать Переяславль. Они подошли к городу со стороны Днепра. Половцы не ожидали противника, думали, что князья ещё воюют с Олегом. Удар получился внезапным. Русская рать внезапно обрушилась на половецкий стан, переправившись через реку Трубеж. Одновременно горожане сделали вылазку. В жестокой схватке половцы были наголову разбиты и бежали. Многие утонули в реке. Их долго преследовали, взяв богатую добычу. В битве под Переяславлем погиб сам хан Тугоркан, его сын-наследник и многие другие ханы. Великий князь Святополк, несмотря на войну, приказал найти на поле брани труп своего тестя и похоронить его с честью около Берестова. Святополк и Мономах также пытались перехватить войско Боняка на Киевщине. Боняк ушёл, увёл тысячи пленных и огромную добычу.

Таким образом, русские дружины во главе с Мономахом второй раз за два года одержали большую победу над пловцами. Слава великого полководца, защитника простых людей, разошлась по всей Руси. Он был самым почитаемым среди воинов и простых людей князем.



Продолжение войны со Святославичами

Олег Святославич и не подумал выполнять клятву и в Киев не явился. Он пошёл в Смоленск, где были сильны позиции его брата князя Давыда. В это время на Русь вернулся из Германии младший брат Олега, Ярослав. Он присоединился к Олегу. Они набрали войско из смолен и вятичей, которые не забыли жестокой войны с Мономахом. Святославичи пошли на Муром. Там сидел молодой сын Мономаха Изяслав, который ранее отбил этот город у Олега (Муром тогда входил во владение черниговского князя). 6 сентября 1096 года войско Олега и рать Изяслава (состоящее из муромцев, белозерцев, ростовцев и суздальцев) сошлись в сражении. Изяслав пал в бою, а его войско рассеялось. Затем черниговский князь стремительно захватил Суздаль и Ростов, все земли Муромского и Ростовского княжеств. Большая часть бояр Мономаха бежала в Новгород, где сил князь Мстислав — другой сын Владимира Мономаха, часть попал в плен.

Мономах и Мстислав Новгородский, не желая вести междоусобную войну, простили убийцу. Обратились к Олегу. Признали, что Изяслав не имел прав на Муром, а «в ратях гибнут цари и герои». Выразили готовность к миру, если Олег вернёт Ростов и Суздаль, отпустит пленных. Олег отвечал заносчиво, он уже готовил поход на Новгород, видел себя хозяином большей части Руси. Мстислав собрал вече и новгородцы его поддержали, собрали рать. Мономах отправил дружину во главе с сыном Вячеславом и союзных ему половцев.

В устье р. Медведицы Мстислав впервые столкнулся с противником и заставил отступить передовую дружины Ярослава Святославича. Оборонять Ростов, где жители были недовольны пришельцами, Олег не стал. Отступил к Суздалю. Тут выяснилось, что к новгородцам присоединяются белозерцы и ростовцы. Олег и Ярослав оставили и Суздаль, а перед этим его подожгли. Ушли в Муром. Мстислав не стал преследовать Олега и повторил мирное предложение. Олег согласился на переговоры, но ложно. Он укрепил рать - собрал рязанских вятичей, дождался подмоги из Черниговской земли. Мстислав же поверил в перемирие, распустил часть войска. Олег попытался внезапно атаковать Мстислава Владимировича. Но тот был хорошим учеником своего отца, успел собрать воинов. Кроме того, Вячеслав и половцы успели присоединиться к Мстиславу до начала сражения. Несколько дней две рати стояли на Клязьме. В итоге на рассвете 27 февраля 1097 года Олег пошёл в атаку и потерпел поражение. Новгородцы и половцы сломили его фланг, а ростовцы и суздальцы, разозлённые разорением своей земли, напирали в центре. Разбитые Олег и Ярослав бежали.

На этот раз Мстислав двинулся следом. В Муроме засел Ярослав, но не решился обороняться. Как только рать Мстислава подошла к городу, сдался. Олег бежал в Рязань. Когда Мстислав подошёл к Рязани, Олег бежал и оттуда. Мстислав снова предложил мир: «Не убегай никуда, но пошли к братии своей с мольбою не лишать тебя Русской земли. И я пошлю к отцу просить за тебя». Олег наконец-то дал согласие.

Любечский съезд

Осенью 1097 года в древнем граде Любече, в вотчине князя Олега, удобно расположенном на Днепре, состоялся съезд самых влиятельных русских князей. Сюда съехались с малыми дружинами великий князь Святополк, Владимир Мономах, Олег Черниговский, Давыд Игоревич Владимиро-Волынский, Василько Теребовльский с братом (Володарь Перемышльский). Собирались князья на «строение мира», чтобы прекратить между собой затянувшуюся на долгие годы усобицу. Кроме того, возросла внешняя опасность. Половцы вторгались уже почти ежегодно и разорению подвергались уже не только порубежные земли. Призывы Мономаха сплотиться перед общей опасностью находили самый живой отклик у простого народа, жителей сел и городов, купцов и воинов. С мнением дружин князьям приходилось считаться.

Мономах как главный инициатор княжеского съезда обратился к собравшимся: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем охранять Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиною своей…». Святополку Изяславичу, как старшему, был оставлен Киев с Турово-Пинским княжеством; Владимиру Мономаху — Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро; Олегу, Давыду и Ярославу Святославичам — Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань; Давыду Игоревичу — Владимир-Волынский с Луцком; Васильку Ростиславичу (с братом) — Теребовль, Червень, Перемышль.

Теперь каждый при попытке захвата чужой «отчины» и княжеского стола мог получить отпор уже от объединенных сил всей Русской земли. Принесли клятву: «Если отныне кто на кого пойдёт, против того будем мы все и крест честной». Таким образом, порядок лествицы с переходом из одного стольного града в другой, из одного удела в другой, установленный Ярослав Мудрым, был разрушен. Правда, предполагалось, что это не вызовет распада русской державы. Киев признавался общим достоянием, престол великого князя Русской земли переходил по старшинству, младшие князья должны были повиноваться старшему князю в общих делах.

Продолжение следует…
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    8 мая 2018 05:59
    Ни чего не изменилось за столько лет... Жадность и глупость... Амбиции и гордыня... Всегда руля...
    1. +1
      8 мая 2018 09:49
      Цитата: Vard
      Ни чего не изменилось за столько лет... Жадность и глупость... Амбиции и гордыня... Всегда руля...

      Это суть природы человеческой. Не многим удается пройти испытание золотом, слоевой и властью.
    2. +5
      8 мая 2018 21:26
      Цитата: Vard
      Ни чего не изменилось за столько лет... Жадность и глупость... Амбиции и гордыня... Всегда руля.

      Вот, Вы же сами и ответили. У руля. Значит пароход, поезд, машина, в конце-концов ход истории движет, в основном, именно жадность-глупость, амбиции, гордыня... А "Божий рай" он надо полагать, всегда находится в стотоянии покоя. yes
  2. +15
    8 мая 2018 07:22
    Важное значение имело и недобрым словом помянутое Лествичное право.
    Единый порядок престолонаследия отсутствовал. Рюриковичи как члены единого дома считались равными, различаясь по старшинству, уважению и заслугам. А при перемещении князя на другой стол двигалась и вся лестница.
    Дело во многом не в злых умыслах князей, а в том, что при отсутствии четкого порядка занятия княжеских столов и приходилось выяснять отношения путем переговоров, интриг или на поле боя.
    1. +1
      8 мая 2018 19:12
      Так называемое "листвичное право" в России действовало до в.к.Василия 1, когда он в заседании,впервые, назвал своего сына Василия" темного"в.к..
      Как во времена Владимира Мономаха князья Святославичи “поклали"на народ и страну так и во времена Василия 1 князья Шемяка и Касой" поклали"на народ и ради своих интересов на всё были готовы. У Карамзина хорошо рассказано об этом
      1. 0
        14 мая 2018 11:35
        Тем не менее часть знати, духовенства и простого народа Шемяку всё же поддерживала.
  3. +1
    8 мая 2018 09:02
    А мне вот интересно. Что в этот исторический период делали владыки огромной империи за Уралом, которые по мнению автора через полтора века устроят нашествие? Получается, никакого нашествие монголо-татар не было, но до выхода на историческую сцену все эти владыки Сибири сидели ниже травы, тише воды)
    1. +11
      8 мая 2018 10:51
      Цитата: Черкашин Иван
      Получается, никакого нашествие монголо-татар не было, но до выхода на историческую сцену все эти владыки Сибири сидели ниже травы, тише воды)

      Не нужно искать целостности и последовательности в повествовании, если их там нет. Автор, как мне кажется, не помнит, что он писал вчера и не знает что будет писать завтра.
      Хазары у него евреи, на том лишь, судя по всему, основании, что где-то когда-то он услышал, что в хазарском каганате исповедовали иудаизм. Иудаизм - значит евреи, чего там еще знать? А половцы у автора - славяне, вернее, русы, поскольку "полова" - по-русски солома. Этимология слова правильная, но только половцами их называли исключительно русские, сами себя они называли кипчаками и по происхождению были тюрками.
      Автору уже неоднократно указывали на то, что он в своих творениях, переписывая кусками монографии полувековой давности и добавляя к ним в качестве острых приправ пассажи о суперэтносе, совершенно забывает экономическую составляющую исторических процессов, а ведь она и является основой принятия всех политических решений. Когда автор выйдет из пубертатного возраста и хоть немного повзрослеет? Стоит надеяться?
      Я уже не говорю о просто неприличном количестве грамматических ошибок в сегодняшней статье. Это же ужас. Проще и честнее было бы просто написать так. "Я считаю тех, кто читает мои произведения умственно отсталыми, не заслуживающими уважения потребителями различного информационного хлама, поэтому даже не буду утруждать себя перечитыванием собственных опусов с целью исправления возможных ошибок. Если вы сами себя не уважаете, читая мои творения, то мне-то за что вас уважать?"
      И напоследок.
      Я-таки не понял, кто у нас в нынешней статье главный-то враг? Кто действовал в интересах Хозяев Запада? Святополк Изяславич? Олег Святославич? Византийская Империя? Или это как раз тот самый золотой период в истории Руси, когда наши предки сами (да-да, сами, по собственной воле, а не подчиняясь козням Запада!) резались друг с другом насмерть за власть и богатство?
      1. +2
        8 мая 2018 18:10
        " если вы сами себя не уважаете, читая мои творения, то мне- то зачто вас уважать" однако Вы основательно приложили нашего " главного историка- многостаночника". Практически нет темы на какую не писали бы Самсонов или Широкорад. Но у них есть и отличие: злобная" матрица" это патентованный стиль Самсонова, а у Широкорада нет такого стиля
    2. +1
      8 мая 2018 17:55
      Что в этот исторический период делали владыки огромной империи

      В этот исторический период (XI-XII) век огромной империи не уже не было. Наступила эпоха распада, междоусобных войн, всё как обычно.. Поэтому монгольским племенам под предводительством Темуджина (Чингисхана) удалось за короткий срок создать новое государство. Плюс ещё более справедливые по тому времени законы, железная дисциплина,
      1. +1
        9 мая 2018 07:33
        Вы меня не правильно поняли) Видимо не читали ранние опусы автора. В них он утверждал что никакого ига не было, а Русь разоряли славяни-русы которых было очень много в Сибири
        1. 0
          10 мая 2018 04:10
          Понял.
          Может их два, автора? И который с утра победил, тот тексты и пишет? belay
  4. +3
    8 мая 2018 09:10
    Хорошая статья, но автору следует внимательнее готовить текст, а то встречаются досадные ошибки как например:
    Олег Святославич также обещал привести войско, но привёл

    В этом же году большая половецкая орда осадила Юрьев, и стояла под город всё лето, так и взяв город.
    1. +1
      8 мая 2018 12:10
      торопился однако Александр
    2. +2
      8 мая 2018 17:55
      Вот вот я и сам хотел уточнить у автора "привет Олег войско и ли нет? Но Вы меня опередили. Кстати у Самсонова часты подобные ляпы, а ты гадай толи так толи иначе.
  5. +1
    8 мая 2018 13:46
    Реалии эпохи феодализма. Тогда "отчина" и "своя земля" понимались буквально: как феодальный удел, которым ты или уже владеешь или можешь претендовать на него в порядке наследования

    К слову, именно в описываемый в статье период заселялось Волжско-Окское междуречье и основывалась Москва: простой народ из Руси, не снеся угнетения радеющих "об отчей земле" князей и феодальных войн, массово бежал в лесную пустыню на северо-востоке

    Ну и про половцев: в статье как то скромно опущен факт, что часто половцы приходили не просто так, а часто по приглашению князей же, желавших их использовать в феодальной борьбе и разорить их руками удел конкурента
  6. +1
    8 мая 2018 17:50
    [quote=Венд][quote=Vard]Ни чего не изменилось за столько лет... Жадность и глупость... Амбиции и гордыня... Всегда руля...[/quote]
    Это суть природы человеческой. Не многим удается пройти испытание золотом,
    " Амбиции и гордыня" извечный , а ещё пополизы, практически у каждого амбициозного индивидум найдется подлиза. Зачастую чем более амбициозный деятель тем меньше у него ума.
  7. 0
    8 мая 2018 18:05
    При этом надо учитывать, что многик летописи были написаны спустя 100 лет, после описываемых событий.
  8. 0
    9 мая 2018 22:26
    Что то насчет Тмутаракани не стыкуется. Сначала ее якобы отдали грекам, а потом она досталась Святославовичам :). Может, Тмутараканей было две? И находились они в разных географических точках. Одна на Таманском полуострове, другая в рязанской земле. Кстати, Василий Никитич Татищев склонялся ко второму варианту. Владеть небольшим изолированным от остальных русских земель анклавом у Азовского моря в окружении враждебных народов представляется не очень реальным.
    1. 0
      10 мая 2018 02:51
      Много чего не стыкуется... Тот же Святослав что "русским" был? Груки их "Тавры" везде называют. Какие еще русские или русы? История вообще какой Бред - у нас 100%. Первоисточников НЕТ!
  9. 0
    10 мая 2018 02:49
    Статейка БРЕД! Как такое тут можно публиковать??? "Тем временем Киев продолжал разлагаться. Окружение великого князя спешило набить карманы, обирало народ. Процветали бояре, торговцы и евреи-ростовщики. " - это что за... Первоисточник данных умозаключений где? Сны Автора? Ненаучная фантастика?