Рассказы об оружии. Танк Т-26 снаружи и изнутри. Часть 1

85


Рассказывать о Т-26 можно или долго, или совсем кратко. Долго – это совсем для любителей и фанатов тяжёлого металла, кратко – для всех остальных. Рискнем уложиться где-то посередине, машина того заслуживает.



На снимке у нас рядышком стоят два Т-26. Образца 1933 и 1939 годов соответственно. Начнем с первого.



Когда в Советском Союзе поняли, что танки мы строить можем (на примере Т-18 из предыдущего материала), то сразу же задумались над тем, что этот маломощный и неуклюжий бронегробик надо менять. Причем чем скорее, тем лучше.

В декабре 1929 года комиссией под председательством Наркомтяжпрома Григория (Серго) Орджоникидзе было принято решение об обращении к зарубежному опыту, так как советские конструкторы не обладали пока должным опытом в танкостроении.

Неприятно, но факт.

Потому последовали разумные действия в виде посыла в Европу главного автомобильного начальника Иннокентия Халепского с целью ознакомления с достижениями европейцев. На основе поездок комиссии был сделан вывод, что танки надо строить по лицензии. И лучше всего — британские. Великобритания к 1930 году опередила Францию с фактически стала законодателем военной моды.

Рассказы об оружии. Танк Т-26 снаружи и изнутри. Часть 1

И. Халепский с К. Ворошиловым


В 1930 году была создана закупочная комиссия под руководством И. Халепского и начальника инженерно-конструкторского бюро по танкам С. Гинзбурга, чьей задачей являлись отбор и закупка образцов танков, тракторов и автомобилей, пригодных для принятия на вооружение РККА.


С. Гинзбург


Так в Советском Союзе оказался лёгкий танк Vickers Mk E или «Виккерс 6-тонный» от фирмы «Виккерс-Армстронг».



Хитрые советские военные хотели приобрести единичные экземпляры, но не на тех нарвались. Пришлось закупить 15 танков, зато с полным комплектом технической документации и лицензией на производство в СССР.

«Виккерс-Армстронг» предлагала несколько вариантов танка, в частности «Модель A» с двумя одноместными башнями с 7,7-мм пулемётами «Виккерс» и «Модель B» с двухместной башней с 37-мм короткоствольной пушкой и 7,7-мм пулемётом, но советская сторона закупила только двухбашенные машины.

В СССР машины были весьма пристально исследованы на полигонах, после чего было принято решение о производстве, несмотря на довольно большое количество недостатков.

Строить начали, как и предшественника, Т-18, на заводе «Большевик» в Ленинграде. Параллельно выпускались два варианта танков — с пулемётным вооружением и с пулемётно-пушечным, устанавливая пулемет ДТ-29 в левой башне и 37-мм пушку Гочкиса или ее советский аналог ПС-1 в правой.

Собственно, пушка и стала причиной перехода на однобашенную систему.

Дело в том, что выпуск «Гочкис-ПС» сворачивался, так как из пушки уже было выжато все, что можно. Изначально предполагалось заменить ПС-1 более мощной пушкой ПС-2, но последнюю до работоспособного состояния так и не довели.

Рассматривался вариант с пушкой Б-3, полученной путем наложением ствола 37-мм противотанковой пушки фирмы «Рейнметалл» на ложе ПС-2. Но пушка хоть и пошла в производство, но так медленно, что ни о каком вооружении танков в массовом порядке речь не заходила.

В конце 1933 года по настоянию наркома обороны М. Тухачевского была устроена клоунада с установкой в правую башенку танка 76-мм динамореактивной пушки Курчевского, но, слава богу, не получилось.

В итоге титаническими усилиями Гинзбурга танк приобрел привычный уже вид. Одна башня со спаренной установкой из пулемета ДТ-29 и пушки 20-К калибра 45 мм.



И с 1933 года начался выпуск однобашенной модели Т-26.


Обратите внимание на "праворукость" танка. Вот что значит "британец"


Вообще, 1933 год стал годом довольно внушительной модернизации танка. Пришла очередь двигателя, так как новая башня добавила «всего» тонну к массе машины. А двигатель выдавал все те же 85 л. с...













Фирма «Виккерс-Армстронг» предложила свой модернизированный вариант двигателя, разогнанный аж до 100 л. с., но после изучения его технического описания специалистами завода № 174 был сделан вывод, что мы и сами можем совершить такое. И в мае 1933 года был готов новый двигатель мощностью 92 л. с.











Продолжались работы по другим направлениям. Выяснилось, что более мощная 45-мм пушка при стрельбе значительно задымляла башенное пространство. Для борьбы с пороховыми газами был установлен вентилятор в правой части крыши боевого отделения.


Вентилятор, конечно, современный. Но изготовлен по тем чертежам.




К второй половине 1930-х годов Т-26 подошел в качестве основы советских танковых войск. Однако, даже в СССР не строили иллюзий на тему превосходства Т-26 над потенциальными противниками. Развитие танков и появление практически во всех армиях мира противотанковой артиллерии изменили положение вещей в неблагоприятную для РККА сторону.

Тем не менее, Т-26 стал участником всех войн и конфликтов, в которых принимала участие страна.

Боевое крещение танк получил во время Гражданской войны в Испании. Республиканской армии был поставлен 281 танк. 29 октября 1936 года в Испании Семёном Осадчим на танке Т-26 был совершён первый в мире танковый таран.

Т-26 принимал участие в сражениях на Халхин-Голе и при озере Хасан, в польском походе 1939 года, советско-финской, Великой Отечественной войнах.

Кроме этого, в Китай были поставлены 82 танка. Эти Т-26 состояли на вооружении одного полка 200-й механизированной дивизии Китайской национальной армии и были задействованы в боях с японцами в Южном Китае и в Бирме в 1942 году.

Последней войной, в которых массово применялись Т-26, стал разгром японской Квантунской армии в 1945 году.

Если говорить о том, насколько Т-26 был плох на начало Великой Отечественной, насколько он устарел, то стоит отметить, что танки, которыми оперировала Германия, были еще хуже. Т-I и T-II вообще были не конкуренты Т-26, обладая такой же слабой броней и проигрывая по вооружению.

На 22 июня 1941 в РККА насчитывалось около 10 тысяч Т-26. Слабое (13-15 мм) противопульное бронирование и невысокая скорость танка стали, конечно, оправданием низкой эффективности применения этих танков в начальный период войны.

Следует отметить, что бронирование большинства немецких танков и самоходных орудий того времени было аналогичным. Те же 12-16 мм. То есть тот же Т-II, вооруженный более слабой, но все-таки эффективной (для работы по Т-26) пушкой 20 мм, был его полным аналогом.

В свою очередь, немецкий танк был не просто легкой мишенью для 37- или 45-мм орудий Т-26. Он был просто жертвой. И Т-II было выпущено 2 000 против 10 000 Т-26. Так что все-таки в версию больших потерь в силу необученности командиров верится больше, чем в версию дикого устаревания Т-26.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

85 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    21 мая 2018 15:49
    Наглядно! В первые увидел как изнутри выглядит. Спасибо.
  2. +3
    21 мая 2018 15:51
    Боевое крещение танк получил во время Гражданской войны в Испании. Республиканской армии был поставлен 281 танк.


    Т-26 стал жертвой скорострельных противотанковых пушек - тех же немецких 37 мм PAK 35/36

    Впервые Pak 35/36 была с успехом использована в боях гражданской войны в Испании в 1936 году[2]. Этим орудием были вооружены силы франкистов и это позволило им выводить из строя республиканские БТ-5 и Т-26, имевших противопульное бронирование. В СССР анализ потерь танков в Испании привёл к принятию решения о начале проектирования танков с противоснарядным бронированием

    К 1 июня 1941 года вермахт располагал 14 459 единицами Pak 35/36, составлявщими подавляющее большинство в противотанковой артиллерии.
    Новых 50-мм противотанковых пушек Pak 38 на эту дату в вермахте было лишь 1047 шт.

    Увлечение производством Т-26 - дорого обошлось нашим танкистам в 1941 году :(
    1. +2
      21 мая 2018 20:11
      Теперь рассуждать конечно легко,- об Т-26 после испанского опыта, например так и просится люк водителя перенести на правый борт, с открыванием по ходу, тем покидание более быстрое и прикрытое спереди откратой дверкой. на передок перенести ящик с инструментом, катками,- позже такое за время боев с опытом приходило ( запасные траки на броню спереди и тд).Тогда и лобовую плиту возможно блиндировать до 30 - 40 мм. Таким блиндированием занимались перед войной с Т-28, в начале войны даже КВ-1 усиливали бока башни и тд...
      1. +5
        21 мая 2018 21:26
        Экранированные Т-26 различаются толщиной дополнительной брони - от 15 до 40 мм, а также способом ее расположения. Масса экранированного Т-26 образца 1939 года достигала 12 т, поэтому рекомендовалось движение на пониженных передачах.
        В современных публикациях иногда используется название Т-26Э. Однако, в документах военного времени такое обозначение не встречается.


        Двигатель и ходовая не могли долго тянуть такой вес машины...
        1. +1
          22 мая 2018 14:40
          Более эффективной мерой могло быть изъятие из войск 2-3 тысяч Т-26, с безболезненным переоборудованием части из них в самоходки с открытой броневой рубкой с той же 45-мм пушкой, каковых имелось в достатке. А так же наклепать, снявши башню, тягачей для буксируемой артиллерии. В этом случае расходы были б минимальные, а мехкорпуса не остались бы без артиллерийской поддержки. Переделка в бронетранспортёры позволила бы перевозить "на борту" до одного отделения бойцов.
          Но у ГАБТУ и его руководства, похоже, были совсем другие планы...
          ...Увы, по моему мнению, создание Т-35, равно как и его собратьев (БТ, Т-26, Т-28 и др.), было следствием авантюристской стратегии маршала Тухачевского. Армады наших танков во главе с пятибашенным монстром должны были напугать «морально неустойчивого противника».
          Я вполне допускаю, что так и могло произойти в случае войны с Польшей, Румынией, Турцией, Болгарией и т. п. Представим, что бы наделал один Т-35 с бригадой польской кавалерии… Но, увы, для борьбы с морально устойчивым противником (например, с немцами и финнами) такие танки не годились ни в 1932 г., ни в 1936 г.

          А.Широкорад, Танковая война на Восточном фронте
          1. +1
            22 мая 2018 14:47
            Более эффективной мерой могло быть изъятие из войск 2-3 тысяч Т-26, с безболезненным переоборудованием части из них в самоходки с открытой броневой рубкой с той же 45-мм пушкой, каковых имелось в достатке.

            А позвольте полюбопытствовать -
            1) На каких заводах производить эту модернизацию(производственные площади, люди, материалы)?
            2) ЧЕМ заменить изъятые танки в частях?
            1. +2
              22 мая 2018 15:39
              Цитата: hohol95
              А позвольте полюбопытствовать -

              Любопытство - не порок.... laughing
              Это всё - т.н. послезнание.... Если бы бабушка ....
              История не имеет сослагательного наклонения.
              Цитата: hohol95
              ЧЕМ заменить изъятые танки в частях?

              Продолжу...
              1031 танк в мехкорпусе - чудовищный перебор. При той необеспеченности грузовыми автомашинами, автозаправщиками, тягачами для корпусной артиллерии, содержать в строю более тысячи танков - непозволительная роскошь. Личного состава - и того не хватало.
              В итоге непосредственно до поля боя добиралось не более 50-70% танков, поддержанных минимумом артиллерии и крохами пехоты. Результаты известны.
              1. +7
                22 мая 2018 15:47
                Всё это ЗНАЕМ уже МЫ! Но мы не жили в то время, не имеем знаний ТОГО ВРЕМЕНИ и не занимали ОТВЕТСТВЕННЫХ постов в ТОЙ СТРАНЕ...
                По этому не дано знать, как бы МЫ поступили...
                Попаданцы[quote][/quote] они только в книгах...
              2. +1
                23 мая 2018 16:03
                Характеристики артиллерийского тягача C7P
                Страна: Польша
                Тип: Артиллерийский тягач
                Дата выпуска: 1931 г.
                Длинна: 4600 мм
                Ширина: 2400 мм
                Высота: 2400 мм
                Броня, лоб: Нет
                Броня, борт: Нет
                Броня, башня: Нет
                Экипаж: 2 человека + 6 пассажиров
                Двигатель: PZInz. 235 жидкостного охлаждения, мощностью 115 л.с.
                Дальность хода: 150 км
                Максимальная скорость: 26 км/ч
                Масса: 8,5 т.
                Вооружение: Нет
                Артиллерийский тягач Т-26Т
                Модель Т-26Т (с бронированным тентом) Т-26Т (с матёрчатым тентом)
                Год выпуска 1934
                Экипаж 5 4
                Масса, кг 8100 7700
                Длина, м 4,62 3,66
                Ширина, м 2,44 2,44
                Бронирование, мм база на уровне Т-26
                Двигатель 90 л.с. 4-цилиндровый
                Топливо, л. 182
                Запас хода, км 120
                Макс. скорость, км/ч 28 ?
                Выпущено, шт ~220
          2. -1
            1 августа 2018 13:32
            Цитата:" ...Увы, по моему мнению, создание Т-35, равно как и его собратьев (БТ, Т-26, Т-28 и др.), было следствием авантюристской стратегии маршала Тухачевского. Армады наших танков во главе с пятибашенным монстром должны были напугать «морально неустойчивого противника».
            Вот для морально неустойчивого противника М Тухачевский был совершенно прав. Но мы имели войну с морально устойчивым, обученным и дисциплинированным противником, что М.Тухачевский не мог учесть в 30-те...Потому и армады превосходящих танков КВ-1 и Т-34 ничего не смогли поделать (возможно и по причине отсутсвия тухачевских). Причина в командовании и личном составе,-(морально неустойчивыми были РККА на 1941-42 год.На память фото М.Тухачевского:
    2. +7
      21 мая 2018 21:17
      Цитата: DimerVladimer
      Увлечение производством Т-26 - дорого обошлось нашим танкистам в 1941 году :(

      Для 1941-го это был неплохой танк.
      Другое дело, что приходилось его использовать без соответствующего артиллерийского и авиационного прикрытия в самоубийственных контратаках мехкорпусов РККА с июня по август 41-го. А отсутствие пехоты сопровождения объясняло большие потери как в Испании, так и в Зимней войне 39-40-х годов.
      Не сколько танк был слабый, а столько перегруженность танками и явно недостаточное кол-во артиллерии (отсутствие мехтяги) в танковых дивизиях, отсутствие автотранспорта для пехоты.
      Тонкая броня приводила к пробитию осколками авиабомб и повреждению ходовой части Т-26.
      1. +1
        22 мая 2018 09:30
        Цитата: stalkerwalker

        Для 1941-го это был неплохой танк


        Для 1941 года - это был архаичный танк.
        1. +6
          22 мая 2018 14:04
          Нормальный был танк. Освоенный всеми танкистами.
          Если б Т-26 не бросали в атаки на пушки ПТО вермахта без подавления последней артиллерией или авиацией, потери ЛЕГКОГО танка СОПРОВОЖДЕНИЯ пехоты не были б такими огромными. Задачей Т-26 являлось поддержка пехоты уничтожением пулеметов и легкобронированых целей. А не встречные бои с танками вермахта, прикрытых как ПТО, так авиацией. Применение старичка в августе 45-го - тому подтверждение.
        2. -1
          1 августа 2018 13:50
          А у кого были лучше лёгкие танки? Справедливо подмечено, что и КВ-1 бездарно гробили в 1941 по причинам преступного использования.... Когда появился у немцев в 1943 аналог Т-:6, в разы меньших количествах, как они проявились, и почему. такой их успех.....,
    3. +1
      22 мая 2018 01:19
      Уважаемый , DimerVladimer ! А кто наступал ? Ваше умозаключение про дорого обошлось нашим танкистам абсурдно, не о том поёте....
    4. +4
      27 мая 2018 02:05
      дело не в броне. у немцев мардер всю войну прошел с еще более тонкой броней
      дело в тактике, штатном составе танковых частей, в оснащении и количестве частей поддержки (они не успевали) неготовности командиров управлять мехкорпусами
      (это было очень трудным делом. т.к. соединение слишком крупное), снабжении снарядами,
      в отсутствии нормальной связи (флажками махали) и еще ряде причин, большинство из которых немцы смогли преодолеть еще на стадии виртуальных танков, когда катали на учениях фанерные макеты. И при всей презрительной оценке Т1 и Т2 именно на них немцы смогли преодолеть большнство проблем, которые губили наших танкистов.
      ну и сыглала роль насыщенность пехотных дивизий вермахта 37мм пушками с хорошей номенклатурой снарядов. Кс слову сказать, они подкалиберными гранатами пробивали и КВ-1.
      Так что тонкость брони - это лишь отмазка для глупых, а не причина.
  3. +3
    21 мая 2018 16:14

    Была такая книга...
    1. +1
      21 мая 2018 17:43
      Рассказывать о Т-26 можно или долго, или совсем кратко. Долго – это совсем для любителей и фанатов тяжёлого металла, кратко – для всех остальных. Рискнем уложиться где-то посередине, машина того заслуживает.

      А если еще вспомнить модификации танка, и телетанк, и огнеметные, и саперные, и артиллерийские. А сколько незавершенных проектов. Хватит на серию статей.
    2. +2
      22 мая 2018 06:07
      Алексей hi Почему была? Есть и к тому же это целая серия книг о наших и зарубежных танках. Весьма познавательные книги в которых раскрыты многие вопросы разработки и эксплуатации, а так же боевого применения БТТ. Очень качественно проиллюстрированы фотографиями, чертежами и рисунками. good
      1. +2
        22 мая 2018 08:05
        Почему была? Со времени начала издания этой серии книг были переиздания некоторых из них! Например о Т-35 сперва была книга написанная дуэтом Коломиец - Свирин. Не так давно была выпущена книга автором которой снова был Коломиец! Были переиздания книг по КВ-1!
        А вот по Т-26 новых переизданий не было!
        1. +3
          22 мая 2018 08:31
          А, теперь понятно. Я эту серию отслеживаю и скачиваю при появлении новых книг. К сожалению, пока комп не починю, доступ к своей коллекции не имею. А кроме неё, у меня там и других материалов множество - и печатных и видео. Про Т-26 прекрасно рассказано в отечественных документальных сериалах "...и танки наши быстры!" и "Броня России" good hi
          1. +1
            22 мая 2018 08:37
            Успехов в ремонте... hi
            1. +2
              22 мая 2018 08:46
              Ваши слова, да моей бы супруге...услышать feel Ну не совпадают у нас приоритеты. crying по поводу траты семейного бюджета. Но я надежды не теряю и видюху всё же заменю. А ещё есть предвоенный документальный фильм, вроде "Учения танкового батальона" называется. Там Т-26 - главный герой.
              1. +2
                22 мая 2018 08:55
                Ох уж эти ПРИОРИТЕТЫ... drinks Плавали - знаем...У меня самого 2 жестких умерло с тем, что супруга именовала "МУСОРОМ"...
                1. +2
                  22 мая 2018 09:12
                  Моя с техникой не дружит от слова "совсем", мы с дочкой ей ноут подарили. Так она его даже включать не умеет. Вот и "арендую" пока. У неё одни цветочки да тряпки на уме - ни какого уважения к технике. Одно радует - не мешает мне любимый сайт посещать. good drinks
                2. +1
                  22 мая 2018 12:12
                  Цитата: hohol95
                  2 жестких умерло с тем, что супруга именовала "МУСОРОМ"...

                  Либо RAID, что относительно дорого и не всегда возможно, либо "облако"(тоже нюансы есть...). И не использовать "бюджетные" HDD, типа "зеленых" и "синих" WD.
                  Всё зависит от важности информации...
              2. +2
                22 мая 2018 14:29
                Фильм не столько документальный, сколько учебный
                1. 0
                  22 мая 2018 14:51
                  Фильм не столько документальный, сколько учебный

                  На момент создания - да. yes Сейчас скорее историко-познавательный. Время увы, беспощадно.
              3. 0
                19 февраля 2019 13:50
                Цитата: Svarog51
                А ещё есть предвоенный документальный фильм, вроде "Учения танкового батальона" называется. Там Т-26 - главный герой.

                Фильм называется "Тыл танкового батальона", 1940-го года.
                https://www.youtube.com/watch?v=6sLSIUmgL3w
                "Танковый батальон N-ского танкового полка с приданными ему тыловыми подразделениями..." "... после выгрузки на станции Сосновка готовится к переходу в район сосредоточения"
  4. +5
    21 мая 2018 16:26
    Уважаемый автор! Для чего вы разместили фотографию Vickers Mk E Type A изготовленного для ПОЛЬШИ с пулемётами ГОЧКИССА?

    Вот советский Т-26 - потомок Vickers Mk E Type A!
    Британский родоначальник был вооружён пулемётами 7,7-мм «Виккерс».
    1. +2
      21 мая 2018 16:56
      В статье показан на фото изначальный вариант танка Виккерс Мк-Е
      1. +7
        21 мая 2018 17:01

        Вот британский вариант танка Виккерс Мк-Е закупленный для РККА.
        Легкий танк Vickers Mk E mod.А во дворе завода фирмы Vickers-Armstrong Ltd. 1930 г. В башнях установлены пулеметы Vickers с водяным охлаждением.
      2. +2
        21 мая 2018 17:07
        Официально на вооружение польской армии Vickers Mk.E поступили в середине 1934 г. после 1200-км пробега двух танков, доказавших хорошую эксплуатационную надежность. Танки вскоре были модифицированы, получив массивный кожух в хвостовой части над двигателем. Радиостанциями танки не оснащались, хотя в частном порядке два Mk.E Type A из состава 12-го танкового отделения были оборудованы польской рацией RKB\C. Вооружение полученных танков на протяжении эксплуатации несколько раз изменялось.
        - два 7,92-мм пулемета Hotchkiss wz.25 (первоначальный вариант, 38 танков);
        - один 7,92-мм пулемет Hotchkiss wz.25 в левой башне и одна 37-мм пушка Puteaux SA18 в правой башне (перевооружено не более 6 танков);
        - один 7,92-мм пулемет Browning wz.30 в левой башне и один 13,2-мм пулемет Hotchkiss wz.30 в правой башне (перевооружено 16 танков);
        - один 7,92-мм пулемет Browning wz.30 в левой башне и одна 37-мм пушка Puteaux SA18 в правой башне (опытный вариант, перевооружен 1 танк);
        - два 7,92-мм пулемета Browning wz.30 в бронированных кожухах (перевооружено 16 танков).
  5. +4
    21 мая 2018 16:43
    В свою очередь, немецкий танк был не просто легкой мишенью для 37- или 45-мм орудий Т-26. Он был просто жертвой. И Т-II было выпущено 2 000 против 10 000 Т-26.
    ,,и немцы от них не отказывались,,

    1. +6
      21 мая 2018 17:19

      Первые советские танки Т-26, захваченные в качестве трофеев, начали использоваться Вермахтом уже летом 1941 года. На фото танк Т-26 обр.1939 г. вытаскивает завязший в грязи 3-тонный грузовик «Мерседес-Бенц».
    2. +2
      21 мая 2018 21:49
      Финнам тоже нравилось...
      http://military-photo.com/ussr/afv/tank/light/t-2
      6/7450-photo.html
      http://military-photo.com/ussr/afv/tank/light/t-2
      6/7449-photo.html
      http://military-photo.com/ussr/afv/tank/light/t-2
      6/157-photo.html
      http://military-photo.com/ussr/afv/tank/light/t-2
      6/100-photo.html
      http://military-photo.com/ussr/afv/tank/light/t-2
      6/95-photo.html
      http://military-photo.com/ussr/afv/tank/light/t-2
      6/13796-photo.html
      http://military-photo.com/ussr/afv/tank/light/t-2
      6/13793-photo.html
      И напоследок румыны...
      http://military-photo.com/ussr/afv/tank/light/t-2
      6/13954-photo.html
      1. +2
        21 мая 2018 22:05
        Шикарно! Но первыми были не финны - испанцы генерала Франко!
        Националистам после капитуляции досталось до 100-150 (считая танки, захваченные еще в ходе войны, называются цифры в 75, 80 и 120 машин) танков Т-26. Несмотря на получение в середине 1940-х гг. партии Pz.IV, они являлись основой танковых войск испанской армии (наряду с немецкими Pz.I) и использовались вплоть до начала 1960-х гг., т.е. фактически до момента, когда Испания была интегрирована в НАТО, а ее армия начала получать в рамках внутриблоковой военной помощи американские М41 и М47.
        До наших дней в Испании в качестве памятников и музейных экспонатов осталось около 20 Т-26 (есть точные данные о не менее 17 машинах этого типа) разной степени сохранности.

        Следующими были КИТАЙЦЫ - СССР поставил для армии Гоминдана 82 шт. танков Т-26!
        В 1949 году во время эвакуации с материка на Формозу (Тайвань) оставшиеся у националистов Т-26 были переправлены на остров! И там продолжили службу по меньшей мере до 1951 года! Есть фото Т-26 на Тайване датируемые этим годом!
        Так, что финны были пожалуй третьими...
        1. 0
          22 мая 2018 07:26
          Так, что финны были пожалуй третьими...

          Я бы лучше сказал... одними из тех кто пользовался Т-26. wink
          1. +2
            22 мая 2018 08:17
            Не только использовали, но и модернизировали! Трофейные химические (огнемётные) танки они переделывали в линейные путём замены башни и изъятия бака для огнесмеси! На место бака был посажен СТРЕЛОК - ЧЕТВЁРТЫЙ в экипаже таких машин! В линейных танках естественно оставалось по ТРИ танкиста!

            Финские танкисты обслуживают трофейные советские танки ХТ-133 и Т-26. Танк на переднем плане является химическим (огнеметным) танком ХТ-133, переделанным в пушечный вариант (заменена башня от линейного танка Т-26). Также на лобовом бронелисте надстройки корпуса установлен дополнительный пулемет, в результате чего экипажи таких танков состоял из четырех, а не из трех человек. Регистрационный номер танка R-108. На втором плане линейный танк Т-26 образца 1939 года. Регистрационный номер танка R-96. Машины из состава 4-го бронебатальона (4/Ps.Pr.) финской бронебаригады. На машины нанесен новый вариант трехцветного камуфляжа.
  6. +8
    21 мая 2018 16:48
    Танк своего времени - начала 30-х годов. Для советской танковой промышленности - учебное пособие. Но его растиражировали до непотребного количества. Технический прогресс неумолим - устарел уже к середине 30-х годов. Но что было - то было.
    1. +5
      21 мая 2018 16:56
      А разве Infantry Tank Mk.I «Matilda I», разработку которого начали в 1935 году не был устаревшим при рождении?
  7. 0
    21 мая 2018 16:58
    БТ, конечно, выглядит получше
    1. 0
      21 мая 2018 17:29
      бт просто шустрее...
      1. +1
        22 мая 2018 14:36
        он правильнее
        1. 0
          22 мая 2018 15:19
          согласен тоже верно hi
  8. +4
    21 мая 2018 17:25
    Т-I и T-II вообще были не конкуренты Т-26, обладая такой же слабой броней и проигрывая по вооружению.

    Вы запамятовали о Pz.-35(t) -

    Созданном по той-же концепции, что и Т-26!
    И Pz.-38(t)...
    1. 0
      21 мая 2018 17:32
      поколения и исполнение разные...
      1. +1
        21 мая 2018 19:46
        Вы имеете в виду 35-ю или 38-ю модель написав
        поколения и исполнение разные..
        ?
        1. 0
          22 мая 2018 11:35
          я имею в виду Т-26 и Pz.-35(t), Pz.-38(t), между виккерсом и 35ой чешкой пять лет, а 38ой все восемь лет, в те времена с учетом резкого прогресса в развитии танкостроения это уже разные поколения...
    2. +3
      21 мая 2018 19:53
      Это чешские танки ( с идексами 35, 38), немцы всех их взяли на вооружение и в на первые два года войны они составляли не малую часть бронесил немцев.
    3. +1
      27 мая 2018 02:10
      Czech 38 (t) все-таки был лучше бронирован и немцы с большим удовольствием пересаживались в них с Т2.
      1. 0
        27 мая 2018 10:52
        38(t) - модели с А по С лоб - 25мм, с модели D по G лоб довели до 50мм!
        А вот у 35(t) толщины лобовых деталей корпуса (25мм) не увеличивали!
  9. +8
    21 мая 2018 17:34
    Советский легкий танк Т-26 и его экипаж в иранском городе Тебризе. Иранская операция.
    1. +1
      21 мая 2018 21:21
      Спасибо, за познавательное. hi
  10. +3
    21 мая 2018 17:58
    Спасибо. Всякий раз удивляешься как в таких условиях нашы деды воевали.
  11. +6
    21 мая 2018 18:20
    В 1931-1941 Т-26 выпускался в 23 модификациях (встречается информация о 25) с тремя модификациями двигателя.

    Танк Т-26 с башенной установкой А-43 был разработан в 1932 г. в Опытно-конструкторском и испытательном бюро УММ под руководством Н.И.Дыренкова.
    Основным оружием являлась 76,2-мм пушка ПС-3 конструкции П.Н.Сячентова. Установка А-43 испытаний стрельбой не выдержала, танк получил множественные поломки, просели рессоры, деформировался погон.
    1. 0
      23 мая 2018 21:47
      Да, во многом уникальный танк. Разнообразие вооружения просто удивляет. smile
      http://military-photo.com/ussr/afv/tank/light/t-2
      6/13695-photo.html
      http://military-photo.com/ussr/afv/tank/light/t-2
      6/13633-photo.html

      А, ведь ещё были САУ на базе Т-26...
      https://topwar.ru/11353-samohodnaya-artilleriyska
      ya-ustanovka-su-5.html

      http://military-photo.com/unsorted/9697-photo.htm
      l
  12. 0
    21 мая 2018 18:48
    Если говорить о том, насколько Т-26 был плох на начало Великой Отечественной, насколько он устарел, то стоит отметить, что танки, которыми оперировала Германия, были еще хуже. Т-I и T-II вообще были не конкуренты Т-26, обладая такой же слабой броней и проигрывая по вооружению.

    В свою очередь, немецкий танк был не просто легкой мишенью для 37- или 45-мм орудий Т-26. Он был просто жертвой. И Т-II было выпущено 2 000 против 10 000 Т-26. Так что все-таки в версию больших потерь в силу необученности командиров верится больше, чем в версию дикого устаревания Т-26.
    Автор: Роман Скоморохов

    Ну никто не любит Резуна, а вот снова! laughing
    Это привлекает внимание, конечно, но - от таких авторов ожидаешь, всё же, большего ума, трезвой рассудительности и взвешенности в оценках (так было ведь).
  13. 0
    21 мая 2018 20:30
    Стоит заметить, что купленные для СССР Vickers Mk E получили обозначение В-26. Кстати, их всего было построено чуть больше 150 единиц.
    А одной из причин принятия его на вооружение РККА стали слухи что Польша тоже ведёт закупку образцов Vickers Mk.E и может, по оценкам руководства РККА, уже к концу 1931 года с англо-французской помощью произвести более 300 танков этого типа, что дало бы польским танковым войскам преимущество.
    Польша действительно купила Vickers Mk.E, аж 38 машин - все двухбашенные, позже 22 из них переделали в однобашенные.
    Ещё 33 однобашенных Vickers Mk.E в период с 1933 по 1939 годы купили наши северные соседи - финны.
    1. +2
      21 мая 2018 21:29
      Одна из причин - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ...
      Каждая закупленная в Англии боевая машина обошлась Советскому Союзу в 42 тыс. руб. (в ценах 1931 года). Для сравнения скажем, что изготовленный в СССР в августе того же года «основной танк сопровождения» Т-19 стоил свыше 96 тыс. руб. Кроме того, танк В-26 (такое обозначение получили в СССР английские машины) был проще в изготовлении и эксплуатации, а также обладал лучшей подвижностью. Все эти обстоятельства и предопределили выбор УММ РККА. Работы по Т-19 был свернуты, а все силы брошены на освоение серийного производства В-26.
  14. +1
    21 мая 2018 21:18
    Спасибо за статью! Очень интересное повествование. smile
    Так что все-таки в версию больших потерь в силу необученности командиров верится больше, чем в версию дикого устаревания Т-26.

    А, за этот момент просто низкий поклон. hi
  15. +5
    21 мая 2018 22:21
    Случай во время боёв на Халхин-Голе:
    «Т-26 — показали себя исключительно с хорошей стороны, прекрасно ходили по барханам, очень большая живучесть танка. В 82-й стрелковой дивизии был случай, когда в Т-26 было пять попаданий из 37-мм орудия, разнесло броню, но танк не загорелся и после боя своим ходом пришел на СПАМ (сборный пункт аварийных машин. — Прим. автора )». После подобной лестной оценки следует куда менее лестное заключение, касающееся уже бронезащиты Т-26 (впрочем, и других наших танков): «японская 37-мм пушка пробивает броню любого нашего танка свободно».

    Великая Отечественная:
    «Тов. Яковлев в боях с фашистскими оккупантами проявил себя верным сыном Социалистической Родины, героем Отечественной войны. В течение 6 дней, с 20 по 26 декабря 1941 года (в боях за Красный Бор), командир танка Т-26 Яковлев не выходил из машины, беспощадно уничтожая живую силу и технику врага.
    После взятия нашими частями противотанкового рва немцы пытались возвратить утерянные ими выгодные рубежи. Они трижды контратаковали наши танки.
    Тов. Яковлев, подпуская фашистов на 100 метров, в упор расстреливал их и снова переходил в атаку.
    Только за одну ночь с 22 на 23 декабря им уничтожено свыше 200 солдат и офицеров противника, два дзота, три ПТО, 4 пулеметных гнезда, три миномета с прислугой и склад боеприпасов в дер. Красный Бор.
    Танк Яковлева имел 9 пробоин, но отважный командир сумел его вывести с поля боя».
    1. +1
      22 мая 2018 11:37
      Цитата: hohol95
      Танк Яковлева имел 9 пробоин, но отважный командир сумел его вывести с поля боя».

      9 жизней у танкиста. 9 раз повезло в одном бою.
      А если не повезло? - Потерян опытный танкист, экипаж... и уже в новый танк посадить только что подготовленный экипаж, командир которого кроме лобовой атаки, не имеет представления о действиях танка в бою...
      1. 0
        22 мая 2018 21:42
        А если не повезло? - Потерян опытный танкист, экипаж... и уже в новый танк посадить только что подготовленный экипаж, командир которого кроме лобовой атаки, не имеет представления о действиях танка в бою...


        А, какая у бойца есть альтернатива? Если только не сражаться. Или Вы предлагаете сразу...

        http://military-photo.com/ussr/afv/tank/light/t-2
        6/9543-photo.html
      2. +1
        22 мая 2018 23:00
        Колобанов З. Г. тоже не в бою получил своё тяжёлое ранение - немцам его КВ-1 не удалось пробить! А вот шальной снаряд своими осколками и силой взрыва -
        Танкист получил осколочное поражение головы и позвоночника, контузию головного и спинного мозга. Находился на излечении в Травматологическом институте в Ленинграде, затем был эвакуирован и до 15 марта 1945 года лечился в эвакогоспиталях № 3870 и 4007 в Свердловске.

        По разному было и происходит по сей день...
  16. 0
    22 мая 2018 00:50
    «Уралвагонзавод» объявил о приостановке разработки танка Т-14 «Армата» и резкой смене приоритетов. Вместо триумфатора парада Победы-2015, предприятие намерено сосредоточиться на выпуске «нестареющей классики» — танках ИС-1 (Иосиф Сталин).«Машина хорошая, управлять ей одно удовольствие и всякой ненужной электроники нет», — сказал испытатель «Уралвагонзавода». http://panorama.pub/3650-uralvagonzavod-vmesto-ar
    maty-budet-vypuskat-tanki-is-1.html
    1. +4
      22 мая 2018 02:51
      Цитата: Виктория-В
      предприятие намерено сосредоточиться на выпуске «нестареющей классики» — танках ИС-1

      Бессовестно врут. На самом деле уже смонтирована линия по производству вот таких изделий:
      1. +2
        22 мая 2018 08:10
        Вами представленное изделие является экспортым вариантом... для удовлетворения нужд вооружённых сил РФ будет это...
        http://military-photo.com/unsorted/1202-photo.htm
        l
      2. +3
        22 мая 2018 08:22
        И вы не правы - слишком сложно! У нас в стране до вращающихся башен ещё прогресс не дошёл!

        Будут делать ЭТО...
        1. +4
          22 мая 2018 11:55
          Цитата: VictorZhivilov
          будет это...

          Цитата: hohol95
          Будут делать ЭТО...

          Парни, вы бы поаккуратнее. Всё таки новейшая разработка, вся документация грифованная, а тут чертежи в открытый доступ... bully
          1. +1
            22 мая 2018 19:29
            Парни, вы бы поаккуратнее. Всё таки новейшая разработка, вся документация грифованная, а тут чертежи в открытый доступ...

            Порекомендуем им освежить в памяти фильм "Экипаж машины боевой"? wink Надпись на башне Т-34 забыли. Я в плане не "мстит", но "предупреждает" настоятельно. good drinks
  17. 0
    22 мая 2018 10:15
    Цитата: Джон22
    Технический прогресс неумолим - устарел уже к середине 30-х годов

    Интересно, а какой танк в середине 30-х годов был качественно лучше?
    1. +1
      22 мая 2018 11:44
      с 36 года чешский LT vz.35
      1. +2
        22 мая 2018 14:23
        В чём по вашему LT vz.35 выигрывал у советских Т-26 и семейства БТ?
        До гражданской войны в Испании конструкторы всех стран при проектировании танков уделяли гораздо больше внимания их подвижности и вооружению, чем броневой защите. Это легко проиллюстрировать на примере LT vz.35. Машину снабдили подвеской, обеспечивавшей танку достаточно плавный ход, а также весьма совершенной системой управления, не требовавшей от механика-водителя больших физических усилий, а также вооружили 37-мм пушкой А-3 – одним из самых мощных танковых орудий середины 1930-х годов. При этом максимальная толщина лобовой брони корпуса и башни не превышала 25 мм. Такая броня не обеспечивала защиты от огня как собственной пушки (достаточно распространённое минимальное требование к бронезащите), так и наиболее современных тогда противотанковых орудий. Логика более чем странная – дать боевой машине возможность поражать почти все типы танков того периода, но оставить её легкоуязвимой от ответного огня. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что почти все танки, созданные в конце 1920-х – начале 1930-х годов, имели аналогичную несбалансированность характеристик.
        В качестве примера можно рассмотреть советский лёгкий танк Т-26, созданный в рамках практически той же, что у LT vz.35, концепции, и близкий к чехословацкому танку по своим тактико-техническим характеристикам. Такое сравнение тем более интересно, что эти машины, вероятно, встречались в боях летом и осенью 1941 года.
        При всех внешних отличиях обе машины имели примерно одинаковую боевую массу и габаритные размеры. Несбалансированность характеристик у советского танка была даже больше, чем у чешского, поскольку Т-26 вооружался 45-мм пушкой, а защищался лобовой бронёй толщиной только 15 мм. Усилить же бронирование не представлялось возможным – этого не позволяли ни силовая установка, ни ходовая часть. В результате к началу Второй мировой войны и та, и другая машины безнадёжно устарели. Всё возраставшая мощь противотанковой артиллерии не оставила им шансов уцелеть на поле боя. Для LT vz.35, а точнее, для Pz.35(t) первый звонок прозвенел в Польше, когда выяснилось, что его броня легко пробивается 37-мм польскими пушками Bofors на всех дистанциях, последний – под Москвой.
        1. 0
          23 мая 2018 18:08
          В блокадном Ленинграде оставшиеся Т-26 экранировали, доведя бронирование до 60 мм в лобовой проекции. После такого издевательства, Т-26 даже самостоятельно передвигался.
        2. +1
          23 мая 2018 19:28
          ну вы сами себе ответили - в бронировании, все таки 25мм это почти в два раза больше чем 15мм..., шансов выжить больше, да и в части технической грамотности чехи превосходили ссср, а более качественно изготовленный танк это более надежный танк... hi
          1. +1
            23 мая 2018 23:39
            ну вы сами себе ответили - в бронировании, все таки 25мм это почти в два раза больше чем 15мм..., шансов выжить больше, да и в части технической грамотности чехи превосходили ссср, а более качественно изготовленный танк это более надежный танк...

            Про надёжность - пропустим!
            А вот шансов выжить при 25мм броне было столько же сколько и при 15мм броне!
            К тому же вы забываете маленькую разницу в способах сборки корпусов и башен танков!
            Советские однобашенные Т-26 имели сварную конструкцию, а чешские танки всех типов были КЛЁПАННЫМИ..
            Вот пример попадания в Pz.38(t) -
            В этой связи небезынтересно ознакомиться со своего рода взглядом изнутри, то есть с описанием результатов попадания советского 45-мм снаряда в танк Pz.38(t), из уст немецкого танкиста Отто Кариуса, воевавшего в 1941 году на этой боевой машине.

            «8 июля в нас попали. Мне впервые пришлось выбираться из подбитой машины.
            Это произошло возле полностью сожжённой деревни Улла. Наши инженерные части построили понтонный мост рядом со взорванным мостом через Двину. Именно там мы вклинились в позиции вдоль Двины. Они вывели из строя нашу машину как раз у края леса на другой стороне реки. Это произошло в мгновение ока. Удар по нашему танку, металлический скрежет, пронзительный крик товарища – и всё! Большой кусок брони вклинился рядом с местом радиста. Нам не требовалось чьего-либо приказа, чтобы вылезти наружу. И только когда я выскочил, схватившись рукой за лицо, в придорожном кювете обнаружил, что меня тоже задело. Наш радист потерял левую руку. Мы проклинали хрупкую и негибкую чешскую сталь, которая не стала препятствием для русской противотанковой 45-мм пушки. Обломки наших собственных броневых листов и крепёжные болты нанесли больше повреждений, чем осколки и сам снаряд.
            Мои выбитые зубы скоро оказались в мусорном ведре медпункта. Осколки, вонзившиеся мне в лицо, оставались в нём до первых лучей солнца следующего дня и вышли сами собой – как и было предсказано».

            На счастье Кариуса в его танк попал не 76мм снаряд...
            1. +1
              24 мая 2018 03:46
              про клепки в курсе, ну каждый видимо при своем останется... hi
  18. +1
    22 мая 2018 12:10
    Если говорить о том, насколько Т-26 был плох на начало Великой Отечественной, насколько он устарел, то стоит отметить, что танки, которыми оперировала Германия, были еще хуже. Т-I и T-II вообще были не конкуренты Т-26, обладая такой же слабой броней и проигрывая по вооружению.


    немецкие легкие танки всё же имели преимущества перед нашими во- первых они были радиофицированными и с лучшей оптикой, а вообще у таких машин я считаю должен быть задний люк в корме башни для эвакуации, не знаю позволяет ли клиренс, а то неплохо бы сделать люк и в днище
  19. 0
    23 мая 2018 15:23
    Достоинством Т-26 можно считать, что этот самый массовый советский танк довоенной постройки послужил хорошей школой и для отечественных танкостроителей, впоследствии пришедших к Т-34, и для всей РККА в целом, где были созданы танковые батальоны и бригады, впоследствии развёрнутые в механизированные корпуса. Т-26 послужили хорошим тренажером и для красноармейцев, учившихся вести боевые действия как совместно с танками, так и против них. В лице Т-26 РККА получило относительно недорогую, что тоже очень важно, и вполне боеспособную для своего времени боевую бронированную машину, не лишённую недостатков, но и имеющую вполне определённые достоинства, выделяющую её на фоне как отечественных, так и заграничных сверстников.
  20. +3
    23 мая 2018 18:05
    "Так что все-таки в версию больших потерь в силу необученности командиров верится больше, чем в версию дикого устаревания Т-26. " Основная причина потерь - их техническое состояние (катастрофическое положение с запчастями) и отсутствие снабжения (без топлива и боеприпасов танк груда металлолома).
    1. 0
      23 мая 2018 21:54
      Согласен, но техническое состояние и отсутствие снабжения - это лишь следствие необученности командиров, а не причина. smile
      1. +1
        23 мая 2018 23:52
        По вашему выходит, что именно НЕОБУЧЕННОСТЬ КОМАНДИРОВ ПРИЧИНА, а не следствие?
        А отсутствие запасных частей для техники, ГСМ, тягачей и специальных автомобилей от промышленности происходит именно от этой НЕОБУЧЕННОСТИ!
        Так получается?
        В то время необученности хватало во всех сферах хозяйствования в СССР - особенно не хватало КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ...и нехватка заводов для такой большёй страны...
        К 1 июня 1941 года в СССР насчитывалось 700 тысяч грузовых автомобилей. Из-за ужасного состояния дорог, хронического недостатка запасных частей, ремонтных материалов, средств технического обслуживания, шин, аккумуляторов, низкой квалификации большинства водителей техническое состояние автомобильного парка страны было крайне неудовлетворительным. Только 55 % машин считались исправными. На 15 июня 1941 года в Красной армии имелось 272 600 автомобилей всех типов, что составляло 36 % от численности штата военного времени.
        Ещё больше проблем возникало со специальными машинами — бензо- и водомаслозаправщиками, автоцистернами, ремонтными летучками (походными мастерскими на шасси автомобилей). Производство таких машин на заводах промышленности было невелико — например, в 1940 году при плане в 2 тыс. бензозаправщиков на шасси ЗИС-5 и 150 водомаслозаправщиков на шасси ЗИС-6 были изготовлены всего 155 и одна (!) машина соответственно. Поэтому обеспеченность, например, механизированных корпусов заправщиками колебалась в пределах 7–40 %. По Западному Особому военному округу средняя укомплектованность танковых частей водомасло- и бензозаправщиками составляла 15 %.

        Отсюда и "родились" переносы складов ближе к границе - легче доставлять имеющимися в наличии машинами!
        А при потере оных - полный коллапс в снабжении частей и эвакуации складов и техники!
        Однако в результате катастрофических поражений лета и осени 1941 года Красная армия безвозвратно потеряла 159 тыс. автомобилей (58,3 % от первоначального состава). Эти потери и пришлось восполнять за счёт мобилизации (получено из народного хозяйства 166,3 тыс. автомашин), а некомплект не только сохранился, но и увеличился по причине формирования новых частей и соединений.
        1. 0
          24 мая 2018 08:24
          В то время необученности хватало во всех сферах хозяйствования в СССР - особенно не хватало КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ...и нехватка заводов для такой большёй страны...

          hi
  21. 0
    11 февраля 2020 23:20
    вопрос, на фотографиях коробка передач установлена на двигателе, так что рукоятки переключения прямо под креслом башнера, а в носу стоит простой редуктор. В тоже время на всех без исключения интернетных схемах и чертежах танков Т26 и Виккерс коробка стоит в носу, отделенная от сцепления карданом. Интересно было узнать, что это за модификация, год выпуска и завод

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»