Состав и структура 7-й воздушной армии

7
Боевые действия в Заполярье и Карелии постепенно выходят из тумана небытия, однако вопрос структуры и численности авиационных соединений, воевавших в тех холодных краях, все еще остается обделенным вниманием. Данная статья не ставит своей целью описать воздушные баталии в ледяном карельском небе или боевой путь авиационных частей Карельского фронта, конкретная задача данной статьи – изучение состава и структуры 7-й воздушной армии.

Состав и структура 7-й воздушной армии




За год боевых действий ВВС Карельского фронта накопили большой опыт и повысили свою боеспособность. Конечно, как и всему Карельскому фронту, им не отводилось должного внимания в связи со второстепенностью финского театра боевых действий, однако авиаторы все равно развивали свои умения и способности, сражались с финской и немецкой авиацией в воздушных баталиях, которые были красочно, хоть и лживо, описаны Илмари Ютилайненом в его мемуарах (в которых за всю книгу было сбито лишь несколько финских самолетов и десятки советских).

В 1942 году росли и части ВВС Карфронта. Летом-осенью 1942 года были сформированы 9-й отдельный учебно-тренировочный авиаполк, 20-я отдельная санитарная авиаэскадрилья, 968-й ночной бомбардировочный авиаполк, 42-я отдельная корректировочная авиаэскадрилья. [1 стр. 80].

21 ноября 1942 года ВВС Карельского фронта были переформированы в 7-ю воздушную армию (ВА). ВВС 14-й армии переформировывались в 258-ю истребительную авиадивизию, ВВС 19-й армии в 260-ю бомбардировочную авиадивизию, ВВС 26-й армии в 261-ю штурмовую авиадивизию, а ВВС 32-й армии в 259-ю истребительную авиадивизию. Два полка и четыре эскадрильи вошли в состав будучи непосредственно подчиненными управлению 7-й ВА. [1 стр. 87]

На Мурманском направлении действовала 258-я истребительная авиадивизия, на кандалакшском направлении – 260-я бомбардировочная авиадивизия, на кестеньгском, ухтинском и ребольском направлениях находилась 261-я штурмовая авиадивизия, на медвежьегорском и масельском направлениях – 259-я истребительная авиадивизия, прикрывающая Кировскую (Мурманскую) железную дорогу. [1 стр. 87-88].

Собственно говоря, создание армии способствовало боле четкому распределению обязанностей между отделами и в самих отделах, а также исчезла делимость авиационных сил на ВВС каждой армии, между которыми, в следствие специфического характера войны в Карелии, были огромные пустующие земли, никем не занятые.

Перейдем же к изучению состава и структуры 7-й воздушной армии. Согласно «Ведомости боевого состава частей 7 ВА на 15.8.43 г.» [2] в армии находилось всего 318 самолетов, из которых:

113 бомбардировщиков, из которых:
Бостон-3 – 18;
ПЕ-2 – 18;
ЛИ-2 – 1;
Р-5 – 10;
У-2 – 66;
80 штурмовиков из которых:
ИЛ-2 – 50;
И-15 бис – 20;
И-153 – 10;
5 разведчиков из которых:
ПЕ-2 – 3;
СБ – 1;
Б-25 – 1;
110 истребителей из которых:
ЛАГГ-3 – 10;
Харрикейн – 63;
И-16 – 12;
И-158 – 15;
Киттихаук (Р-40) – 10;
10 корректировщиков и транспортников, из которых:
Кертис-52 – 2
ПР-5 – 5;
С-2 — 3.

7-я воздушная армия вместе с войсками 7-й и 32-й армии Карельского фронта участвовала в Свирско-Петрозаводской наступательной операции, являющейся частью Выборгско-Петрозаводской операции. Задачей 7-й ВА была поддержка с воздуха наступающих частей РККА, которые должны были освободить Карелию от оккупации конкретно финских войск, не немецких – против немецких оккупантов на Севере России боевые действия начнутся осенью 1944 г.

На 1 июля 1944 г., то есть буквально через неделю после начала наступления, 7-я ВА имела в своем составе[3]:

Истребителей – 418;
Штурмовиков – 244;
Бомбардировщиков – 65;
Ночных бомбардировщиков – 59 [4];
Самолетов боевого обеспечения – 96
Всего: 882 самолета.

По частям состав 7-й ВА распределялся следующим образом:
1-я гвардейская смешанная авиационная дивизия (сад): 125 самолетов;
324-я истребительная авиационная дивизия: 110 самолетов;
257-я сад: 146 самолетов;
260-я сад: 184 самолета;
261-я бомбардировочная авиационная дивизия: 114 самолетов;
Армейская авиация: 140 самолетов.

Спустя месяц боевых действий, согласно «Классификации боевой авиации 7 В.А. на 1.8.44 г.» [5] в 7-й ВА имелось:
Истребителей: 270 исправных и 53 неисправных;
Штурмовиков: 182 исправных и 62 неисправных;
Бомбардировщиков: 53 исправных и 7 неисправных;
Ночных бомбардировщиков: 49 исправных и 5 неисправных;
Авиации боевого обеспечения: 99 исправных и 10 неисправных.
ВСЕГО: 653 исправных и 137 неисправных самолетов.

Чуть раньше того, как началась Свирско-Петрозаводская наступательная операция и частые боевые вылеты для летчиков 7-й ВА, началась Выборгская наступательная операция, где наступление 23-й и 21-й армии РККА с воздуха поддерживала 13-я воздушная армия. Ее состав, по данным Баира Иринчеева, составил 1000 самолетов [6, стр. 42]. По данным Иноземцева на 9 июня 1944 года в состав 13-й ВА входили 757 самолетов, из них 249 бомбардировщиков, 200 штурмовиков, 268 истребителей, 20 разведчиков и 20 корректировщиков, но к ним стоит прибавить 220 самолетов ВВС Балтийского флота, тем самым общее число самолетов – 977. [7, стр. 210-211] Таким образом, разница в количестве самолетов 7-й и 13-й ВА, которые у них были на начало наступательных операций против финских войск, небольшая. В 7-й ВА это 882 самолета, в 13-й ВА — 977. Здесь еще нужно учесть, что Ставка изначально понимала, что Карельский фронт слабее Ленинградского, поэтому первым удар был нанесен по Карельскому перешейку силами ЛенФронта, для того чтобы ослабить финскую группировку в Карелии, и только после того, как финны стянули значительные силы на перешеек, наступать начал КарФронт. То, что количество самолетов 7-й ВА меньше, чем количество самолетов 13-й ВА оправдано тем, что бои в Карелии Ставка изначально считала слабее боев на перешейке.

Использованная литература:
[1] Иноземцев И. В небе Заполярья и Карелии. М.: Воениздат, 1987.
[2] ЦАМО Ф. 214 Оп. 1437 Д. 755.
[3] ЦАМО Ф. 214 Оп. 1437 Д. 1769.
[4] По мнению Е. Киселева, под «ночными бомбардировщиками» чаще всего понимались переделанные под бомбардировщики устаревшие самолеты, прежде всего Р-5 или У-2.
[5] ЦАМО Ф. 214 Оп. 1437 Д. 1954.
[6] Иринчеев Б. Прорыв Карельского вала. Четвертый сталинский удар. М.: Яуза-каталог, 2016.
[7] Иноземцев И. Под крылом – Ленинград. М.: Воениздат, 1978.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    29 мая 2018 06:02
    Да ... what маловато информации о боях на Севере СССР ...

    описаны Илмари Ютилайненом в его мемуарах
    ...интересно...скачаю и почитаю его книжонку для ликбеза.
  2. +5
    29 мая 2018 09:29
    Уважаемый Денис, интересная статья, Спасибо.
    Хочу поделиться воспоминанием На Карельском фронте воевал и будущий Маршал авиации, Главком ВВС СССР Кутахов П.С., мой хороший знакомый. В состав полка , где комэском был капитан П.С. Кутахов прибыл лейтенант Г.Ф. Дмитрюк. Дислоцировалась эскадрилья на аэродроме Шонгуй. 2 мая 1942 года эскадрилья прикрывает наши бомбардировщики. Лейтенант Г.Ф. Дмитрюк ведомый у Шевчука А.Ф. Атака фашистских истребителей. Наши вступают в бой, в процессе которого лейтенант Дмитрюк атакует после выхода из пике Ме-109 и сбивает его. Но ведущий остался без прикрытия. После боя комэско проводит разбор полета. За такое нарушение лейтенант Дмитрюк может пойти под трибунал, но П.С Кутахов сказал хорошие слова в его адрес: "Подвиг требует не только боевой отваги, но и боевой мысли". Простил лейтенанта, посмотрел пристально и произнес: "А ты герой". ГФ Дмитрюк сбил 16 фашистских самолетов и 4 вражеских самолетов в Корейской войне (поняли каких). Я с ним познакомился, когда он был генерал-майором, Героем Советского Союза. Пришел он после демобилизации в НИИ-33 командовать летным отрядом. Вот такая история.
    1. +2
      29 мая 2018 12:45
      Вам спасибо за то что помните! Очень интересный рассказ.
  3. +3
    29 мая 2018 10:00
    Спасибо за статью.
    Мой отец с 1944 г.по 1951 гг. служил в 80 КББАП 261 БАД 7 ВА ( авиамеханик).
  4. +2
    29 мая 2018 11:40
    Спасибо за статью ,о войне на севере пишут мало ,хотя там наши воевали больше умением чем числом и командующий генерал Фролов был человек очень достойный
  5. BAI
    +1
    29 мая 2018 13:35
    Данная статья не ставит своей целью описать воздушные баталии в ледяном карельском небе или боевой путь авиационных частей Карельского фронта, конкретная задача данной статьи – изучение состава и структуры 7-й воздушной армии.

    Мы увидели численный состав и структуру 7 ВА. Очень хорошо. А какой вывод из статьи? Ради чего все было представлено?
    Ведь если проанализировать представленные цифры, получается интересная картина:
    Безвозвратные потери 7 ВА за месяц (
    Спустя месяц боевых действий
    ):
    Истребители - 95 машин (почти 25%).
    Штурмовики - 0 (это, вообще, какой-то нонсенс. Штурмовики всегда несли существенные потери! А тут месяц - без потерь).
    Дневные бомбардировщики - 5 машин.
    Ночные бомбардировщики - 6 машин.
    Исходя из этих цифр рискну сделать следующие предположения:
    1. Действия Советской истребительной авиации имели приоритетом сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков.
    2. Зенитная артиллерия финов была слабой - это главная особенность, определяющая действия Советской авиации в Карелии.
    3. Основной противник Советской авиации - истребители. Если бы в статье были данные о потерях от финских бомбежек, можно было бы как-то оценить финскую бомбардировочную авиацию, но такой возможности нет.
    Ну хоть какие-то выводы нужны же по статье - в частности: насколько соответствовали численный состав и структура 7 ВА поставленным перед ней задачам?
  6. +1
    30 мая 2018 16:29
    110 истребителей из которых:
    ЛАГГ-3 – 10;
    Харрикейн – 63;
    И-16 – 12;
    И-158 – 15;

    Наверное опечатка?
    За статью - СПАСИБО!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»