В Финском заливе обнаружен легендарный «Новик»

37
Участники международной финско-российской экспедиции обнаружили на дне Финского залива военный корабль, который был идентифицирован как эскадренный миноносец «Новик», передает РИА Новости.





Введенный в строй в 1913 году, «Новик» был самым быстрым кораблем в мире. Он стал участником практически всех боевых действий на Балтике во время Первой мировой войны.

Поисковая операция проводится в рамках совместного проекта финской команды SubZone и российской экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы». Место гибели эсминца было обнаружено близ мыса Юминда. Корабль находится на глубине 75 метров. Его корпус разломан на две части – результат подрыва на мине. На корме находится изображение герба СССР, а также название корабля на момент гибели – «Яков Свердлов».

Место гибели корабля было определено российским историком Михаилом Ивановым по архивным материалам немецкого командования.

Идентификация эсминца проведена 16 июня с борта исследовательского судна Yoldia.

«Новик» («Яков Свердлов») погиб 28 августа 1941 года во время Таллинского перехода. Его сопровождал крейсер «Киров». Причина гибели – подрыв на мине германо-финского минного заграждения «Юминда».

Более подробно о судьбе корабля можно узнать из материала, ранее опубликованного «Военным обозрением».
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    18 июня 2018 08:58
    Зря переименовали.Евреи, те больше по песчаным пустыням спецы. winked
    1. +4
      18 июня 2018 09:02
      hi Нашли - это хорошо . Теперь поднимать будут , али как ? what
      1. +6
        18 июня 2018 09:04
        hi
        Цитата: bouncyhunter
        hi Нашли - это хорошо .
        Введенный в строй в 1913 году, «Новик» был самым быстрым кораблем в мире. soldier

        1. +2
          18 июня 2018 09:10
          Саня hi Спасибо за видео ! Но интересна дальнейшая судьба "Новика" ...
          1. +7
            18 июня 2018 09:24
            Цитата: bouncyhunter
            интересна дальнейшая судьба "Новика" ...

            ...Не определились пока:

            Эсминец лежит на глубине 75 метров.
            – Нашли название «Яков Свердлов» и герб Советского Союза на корме, осмотрели три 102-миллимитровых орудия главного калибра, располагавшиеся на кормовой палубе, а также характерную для «Новика» кормовую надстройку с запасным штурвалом и машинным телеграфом, – сообщают поисковики. – Также рассмотрели разлом. Он показал, что легендарных корабль практически разорвало на две части от взрыва мины в районе второй дымовой трубы.
            Впереди – еще несколько погружений, чтобы исследовать судно более тщательно.
            https://www.spb.kp.ru/daily/26843.5/3884443/
        2. +3
          18 июня 2018 09:27
          Цитата: san4es
          Введенный в строй в 1913 году, «Новик» был самым быстрым кораблем в мире

          Ну дык. "Движок" то немецкий :)
      2. +4
        18 июня 2018 11:23
        Новик разломан пополам. Там даже подняв, уже ничего с ним не сделать.
      3. +3
        18 июня 2018 11:25
        Конечно, хотелось бы, чтобы подняли и музей сделали из корабля-легенды... Вот только, боюсь, дешевле новый будет построить, точно такой же...
        1. 0
          18 июня 2018 12:55
          Цитата: Безликий
          Конечно, хотелось бы, чтобы подняли и музей сделали из корабля-легенды... Вот только, боюсь, дешевле новый будет построить, точно такой же...

          так можно установить две половины на бортах , пусть разорван - как память и будет все равно красиво, что бы видели что может произойти с кораблем!
          1. +3
            18 июня 2018 15:25
            Можно, только не пойдет на это никто, так как если поднимать - то музей делать, а если музей (в любом виде, хоть бы и как памятник) то необходимо подготовить экспонат так, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение.
    2. +3
      18 июня 2018 09:13
      Цитата: сибиралт
      Евреи, те больше по песчаным пустыням спецы

      Этот больше по эксам, чем по пустыням был специалист...
    3. +9
      18 июня 2018 09:37
      Зря переименовали.Евреи, те больше по песчаным пустыням спецы.

      Только в ВМФ СССР было больше двадцати евреев-адмиралов. Другое дело, что зря переименовали - не гоже легендарному кораблю носить имя уголовника
  2. Комментарий был удален.
  3. +20
    18 июня 2018 09:03
    Его сопровождал крейсер «Киров».

    Скорее наоборот. Эсминец был в охранении крейсера.
  4. +7
    18 июня 2018 09:03
    Чёрной вьюгой цусимских кручин
    Война пронеслась, и вот
    В стылых волнах, во мраке пучин
    Погиб наш российский флот...
    Дружно средства народ собирал –
    Полушки, сотни, рубли...
    Пахарь, воин, матрос, адмирал –
    Все долю свою внесли!
    Много вложено было труда,
    Флот вырос во всей красе,
    В нём – эсминец, каких не видал
    Никто и нигде досель:
    В хищном корпусе – рокот турбин,
    Толчки нефтяной крови.
    Знали на флоте все, как один,
    Чем страшен врагу «Нови'к»!
    С ним сражаться никто не дерзал,
    Молись, коль жизнь дорога'!
    Средства верные – скорость и залп,
    Убийственный для врага!
    Чёткий в жизни он курс держал,
    Хоть имя сменил и флаг,
    Пела в нём боевая душа,
    Такая же, как была!
    Сгинуть в ветхости? Как бы не так! –
    Погиб, как и жил, в бою...
    Следом ярким в матросских сердцах
    Оставив судьбу свою!
    Сергей Михайлович Маслов
  5. BAI
    +7
    18 июня 2018 09:20
    «Новик» («Яков Свердлов») погиб 28 августа 1941 года во время Таллинского перехода. Его сопровождал крейсер «Киров». Причина гибели – подрыв на мине германо-финского минного заграждения «Юминда».

    В редакцию "Известий" написали ветераны крейсера "Киров", который все 900 дней блокады защищал Ленинград. Как выяснилось, во время знаменитого таллинского перехода 1941 года крейсер мог погибнуть, если бы не подвиг моряков эсминца "Яков Свердлов" - знаменитого "Новика", переименованного после революции. Если бы "Новик" не подставил борт под торпеду, крейсер скорее всего не дошел бы до Кронштадта.
    Вообще -то, это вопрос мина или торпеда?
    В книге "Корабли - герои" изложена версия, что эсминец прикрыл собой крейсер от торпеды.
    Да и командир эсминца потом писал в рапорте:
    В это же время командир отделения сигнальщиков доложил: "Слева след торпеды". Обнаружив в 2-3 кабельтовых след торпеды, я понял, что больше сделать ничего не могу, как только пожертвовать миноносцем. Кроме того, если я даже хотел уклониться от нее, то я ничего предпринять в данном положении не мог; это мне было известно, как бывшему начальнику кафедры торпедной стрельбы. Поняв все это, я уселся в кресло и стал ждать взрыва.

    рапорт капитана первого ранга Спиридонова, поданный наркому ВМФ адмиралу Кузнецову спустя год после событий
  6. +6
    18 июня 2018 09:23
    Корабль достойный поднятия и если возможно , то восстановления до уровня музея ...
    1. +5
      18 июня 2018 09:40
      При желании можно. Организатором должно выступить Управление Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Это чисто их направление деятельности. Выйти через правительство на "толстосумов", выполнить проект по подъему и доставке "Новика", ну и т.д. Не всё им себе в заслугу присваивать результаты работы и труды поисковых отрядов.
  7. +3
    18 июня 2018 09:33
    Светлая память погибшим. По морскому праву это считается воинским захоронением.
  8. +8
    18 июня 2018 09:51
    Цитата: san4es
    hi
    Цитата: bouncyhunter
    hi Нашли - это хорошо .
    Введенный в строй в 1913 году, «Новик» был самым быстрым кораблем в мире. soldier


    На верхнем снимке не "Новик", а один из наших крейсеров 2-го ранга. Касательно боя с двумя немцами. Это были не новейшие эсминцы и в артиллерийском отношении они оба уступали одному нашему. На момент боя они несли по два орудия калибром 88 мм, а "Новик" нёс четыре калибром 105 мм. Командир "Новика" Беренс грамотно воспользовался своим преимуществом в артиллерии, скорости хода и знанием минной обстановки на этом театре. Нанёс немцам повреждения артогнём и загнал их на минное поле, о котором они (немцы) не имели понятия. Грамотный бой и заслуженная победа. По некоторым данным ком. эсминца Беренс после революции уехал в Германию где и примкнул к национал-социалистам. А назвать русский эсминец именем еврея свердлова, это какие извращённые мозги нужно иметь. hi
    1. +5
      18 июня 2018 11:06
      Цитата: Морской Кот
      По некоторым данным ком. эсминца Беренс после революции уехал в Германию где и примкнул к национал-социалистам.

      Сначала Михаил Беренс повоевал в Гражданскую за белых, дослужившись аж до начальника 2-го (Азовского) отряда судов Черноморского флота.
      Примечательно, что его брат, Евгений Беренс, в то же самое время воевал за красных, дослужившись до командующего Морскими Силами Республики.
    2. +2
      18 июня 2018 18:19
      Гм....
      Цитата: Морской Кот
      На верхнем снимке не "Новик", а один из наших крейсеров 2-го ранга.

      Вот именно, что этот крейсер 2-го ранга и есть "Новик"! Только эсминец 1913 года унаследовал имя прославленного крейсера времён РЯВ.Так что тут всё нормально
      Цитата: Морской Кот
      На момент боя они несли по два орудия калибром 88 мм, а "Новик" нёс четыре калибром 105 мм.

      Эсминцы типа В-97,построенные в количестве 8 единиц, к которым относились V-99 и V-100, были построены по инициативе немецких фирм "Блом унд Фосс" и "Вулкан", которые имели задел по материалам русского предвоенного заказа эсминцев типа "Новик". Потому они были размерами практически индентичны русскому кораблю(1300т., 98м х 9м. х 3,5м., 36 уз.) и несли приличное вооружение состоящее из 4 - 88/45мм орудий и 2х2ТА., а не как ни 2-88мм. После Ютланда все уцелевшие были перевооружены на 4 - 105мм. А вот сам "Новик",который эсминец, нес 102мм орудия
      Не вводите народ в заблуждение! hi
  9. +2
    18 июня 2018 10:06
    может и "Веронию" найдут и "Карла Либкнехта" и "Бривибас" .Около мыса Юминда железное дно из погибших советских кораблей
  10. +2
    18 июня 2018 12:15
    Опять плевок в СССР. Нашли не "Новик", а «Яков Свердлов» ибо он погиб как «Яков Свердлов».
    «Новик» («Яков Свердлов»)
    Может наоборот в кавычках должен быть "Новик"?
    1. +8
      18 июня 2018 12:37
      Из старых политработников или пропагандистов? К морякам и любителям истории не надо лезть - они лучше знают названия. Как легко плюнуть в "ваш СССР" - произнести дорогое сердцу каждого моряка имя корабля-героя. Только в моем Советском Союзе имя "Новик" произносилось как славное имя и без плевков куда-то. Таким и останется.
  11. +2
    18 июня 2018 12:29
    Поднимать вряд ли будут, он просто развалится на куски. Объявят место гибели эсминца морским воинским захоронением со всеми вытекающими.
  12. +1
    18 июня 2018 12:37
    "Было время - я шел 38 узлов..."
    "Новик" в реале вытягивал только 37,3 - но песня явно именно про него, другие эсминцы и близко не стояли!
    1. +3
      18 июня 2018 12:39
      На указатели скорости новенького "Бурного" сам видел 36,8 узла. Тоже не дотянули до "Новика".
    2. +3
      18 июня 2018 13:49
      Цитата: Weyland
      "Новик" в реале вытягивал только 37,3 - но песня явно именно про него, другие эсминцы и близко не стояли!

      Из старичков времён Первой Мировой - да. А новые советские лидеры бегали и за 40.
      На официальных приемо-сдаточных (то есть государственных) испытаниях 5 нояб­ря 1936 года «Ленинград» при водоизме­щении 2225 т и мощности 67 250 л.с. на мерной линии Гогланд—Родшер (длиной 9,65 мили) при глубине 55—67 м и волне­нии моря 1 —2 балла к общей радости за­водских инженеров, рабочих и экипажа до­стиг рекордной по тем временам скорос­ти — 43 уз, что на 3 уз превышало спецификационную. При дальнейшем форсировании котлов мощность ГЭУ могла увеличиться еще на 4—5 тыс. л.с.

      В июле 1940 года лидер «Тбилиси», имев­ший сравнительно более высокий процент готовности, начал заводские ходовые испы­тания в заливе Петра Великого. В сентябре того же года он прошел официальные при­емные испытания, на которых развил ско­рость полного хода 40,5 уз и максимально­го 41,8 уз.
      1. +2
        18 июня 2018 15:36
        Цитата: Alexey RA

        Из старичков времён Первой Мировой - да. А новые советские лидеры бегали и за 40.


        Так в песне-то однозначно речь о ПМВ:
        "Как героев. встречали моих моряков
        Петроград, Лиепая и Ревель"
        Петроград - название периода 1914-24. Ревель стал Таллином в 1919м. А вот с Лиепаей у Розенбаума прокол: до ВОР она называлась Либава lol
  13. +3
    18 июня 2018 14:44
    Помню как в детстве зачитываясь в взахлеб романом "Моонзунд", мне казалось что круче "Новика" нету, да тогда и не было!! Слава поисковикам! Вечная память Русским Матросам!!!!
  14. +5
    18 июня 2018 15:54
    В училище (1953-1957 гг) мы изучали его характеристики. Удивительно, он развивал скорость до 40 узлов. Вот что турбины могли реализовать. В 19 лет я уже был лейтенантом, командиром БЧ-5 сторожевого корабля.
  15. +2
    18 июня 2018 16:15
    Автор не дружит с головой. Я это понял после вот этой фразы (Его сопровождал крейсер «Киров». ) как бы намекает на большую ценность старого есминца в сравнении с новейшим крейсером :). Ну а то что нашли по дойче архивам? У меня тупо нету слов. Конечно кораблей и судов с людьми потопилось немеренно. Но опять таки благодаря мудрому командованию флота. Одна из самых бестолковых и тупейших операций совецкого ВМФ. Кстати! А почему нету медали за защиту Таллина? Там оборону держали также не кисло и долго! Вот за Одессу есть а за Таллин нету!
  16. 0
    18 июня 2018 19:38
    "Идентификация эсминца проведена 16 июня с борта исследовательского судна Yoldia."
    С борта исследовательского судна Yoldia проводилось погружение. Длительность погружения 150 минут, из них 120 минут - декомпрессия. Поэтому судоподъемные работы проводить крайне сложно. К тому же корпус корабля разломан на две части, при этом носовая часть перевернута вверх килем, а корма с орудиями и надстройкой - на ровном киле.

    Фотография, сделанная во время погружения, позволяет оценить состояние корпуса.
    По советским данным, в результате взрыва и затопления корабля погибли 114 членов экипажа и гражданских лиц.
    1. +1
      18 июня 2018 20:03
      Никто точно не знает колличества погибших на Новике! Ибо экипаж насчитывал 168 человек! Сколько погрузили гражданских никто не знает. Потери в Таллинском переходе превосходят на порядок потери Русского флоиа при цусиме. В общем полный швах.
      1. +1
        18 июня 2018 20:13
        Вас прямо распирает от желания показать свою информированность в вопросах просчетов командования Балтфлота при организации Таллинского перехода. Наверное, Бунича почитали.
        Только обсуждается ведь несколько другое событие.
        Кроме того, я вроде русским языком написал "По советским данным..."
        У Вас есть другие? Вы точно знаете, что экипаж был укомплектован на 100%? Или Вы знаете, сколько взяли на борт гражданских?
        1. +1
          19 июня 2018 08:36
          Нет, данных нету. Однако по соседству жил дедок, участник того перехода. Потом был морпехом и воевал на невском пятачке. 5 ранений и 11 штыковых атак. так вот его просто трусило об одном упоминании об том переходе и без матов он командование флота не вспоминал даже.
  17. +1
    18 июня 2018 20:57
    " «Новик» («Яков Свердлов») погиб 28 августа 1941 года во время Таллинского перехода. Его сопровождал крейсер «Киров»."
    Может всё-таки наоборот?