Российские учёные создали стелс-композит для авиастекла

46
Пресс-служба госкорпорации «Ростех» сообщает об уникальной разработке Обнинского НПП «Технология», входящего в структуры холдинга «РТ-Химкомпозит». Разработана композиция материалов, которая при нанесении на авиационное остекление существенно повышает уровень поглощения радиолокационных волн. По данным компании, уровень поглощения волн увеличивается вдвое. Соответственно это снижает заметность боевой авиации для различных типов радаров противника. Мало того, снижается вес остекления авиации.

Российские учёные создали стелс-композит для авиастекла




Из заявления представителя директората «Ростеха» Сергея Абрамова:
Непрерывное развитие технологий и создание технологических заделов предприятиями Ростеха приводит к появлению уникальных разработок как для гражданской, так и для военной промышленности. У данной разработки практически нет слабых мест: её применение позволяет снизить в два раза вес остекления кабины пилота и увеличить ударопрочность, кроме того увеличивается поглощение волн от радиолокационных станций с 40% до 80%.


Речь идёт о применении наноразмерной металлооптической композиции материалов, которая в конечном итоге существенно повышает боевой потенциал самолёта.

Композиция материалов является, по сути, многослойным покрытием из набора тончайших плёнок, состоящих и металлов и их оксидов. Покрытие наносится по методу магнетронного напыления в вакууме. Покрытие обеспечивает высокий уровень светопропускания, снижает отражение, способствуя ещё и повышению видимости в тёмное время.

В материале говорится о том, что специалистам удалось решить проблему слабой адгезии покрытия к стеклу, что изначально влияло на износостойкость композитного материала в аэродинамическом потоке.

Новая разработка российских учёных имеет большой потенциал и будет востребована при создании авиационной техники.
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    28 июня 2018 15:31
    Мы получим безпереплерный "золотой" фонарь кабины на Су57?
    1. +10
      28 июня 2018 15:40
      Цитата: Zaurbek
      ...Мы получим безпереплерный "золотой" фонарь кабины на Су57?...

      Вы опечатались: безпереплерный - безпереплётный hi
      Получите ли Вы золотой фонарь - это вряд ли, а вот в производство эту новацию в ближайшие лет пять-семь вполне возможно и запустят.
      Если конечно не забюрократизируют процесс.
      1. +15
        28 июня 2018 16:02
        На Рапторе заклинил фонарь пилот пять часов просидел в кабине, памперс переполнился

        Высокотехнологичный деревянный клин предохраняет пилу от заклинивания
        1. +1
          28 июня 2018 16:09
          Цитата: хрыч
          ...На Рапторе заклинил фонарь пилот пять часов просидел в кабине, памперс переполнился...

          Хрыч hi
          Я так и знал, догадка подтвердилась fellow
          Всё дело в памперсе laughing
          1. +8
            28 июня 2018 16:12
            Цитата: Андрей К
            Всё дело в памперсе

            Так спасатели не даром были оборудованы автономными дыхательными аппаратами laughing
      2. 0
        29 июня 2018 14:13
        Смотрю на су-34 и глаз не нарадуется. Всё ждал когда его примут на вооружение. Красотулька а не птица! winked
    2. +1
      28 июня 2018 16:00
      ...безпереплерный .... Это что?
      1. +3
        28 июня 2018 16:23
        Безпереплётный, ведь поправили выше! Или лишь бы брякнуть...
        1. +5
          28 июня 2018 19:08
          Цитата: Black Sniper
          Безпереплётный, ведь поправили выше! Или лишь бы брякнуть...

          Вообще, правильно будет - беспереплётный.
          Но на самом деле: грамматические ошибки в комментариях - это неважно совсем, особенно учитывая, что многие с телефона пишут.
  2. +1
    28 июня 2018 15:32
    Опять Чубайса обошли.
  3. +3
    28 июня 2018 15:32
    Это отлично, лишь бы изобретению вовремя дали старт и не тормозили, как это очень часто бывает в России...ну а мое личное мнение, что такие открытия вообще надо держать под грифом секретно...
    1. +10
      28 июня 2018 16:00
      Очень приятно что такие уникальные технологии разрабатывают доходят до военной авиации.
      Но было бы в 100 раз приятнее, если бы подобные технологии находили свое применение и в гражданских отраслях. Коммерческие организации не в состоянии вкладывать огромные средства в проведение научных исследований, они просто прогорят. А вот наличие государственной политики по передаче технологий разработанных, российским компаниям для повышения их конкурентоспособности отечественного производства сейчас как никогда актуально. По сути все крупные промышленные корпорации в мире достигали своего успеха именно за счет разработок в интересах оборонной промышленности.
      Цитата: Alexey-74
      под грифом секретно

      Это как красная тряпка для промышленного шпионажа - гриф секретности по определению не позволяет зафиксировать интеллектуальную собственность. Именно из-за этого передовые советские технологии бесплатно расходились по Миру, применялись везде кроме собственной гражданской промышленности, которая катастрофически отстает до сих пор от военной отрасли. И как показывает опыт варианты с конверсией для галочки и производить посуду на авиационных заводах малоэффективны.
  4. +3
    28 июня 2018 15:32
    ...Речь идёт о применении наноразмерной металлооптической композиции материалов...

    Сейчас для боевой авиации, придёт черёд и на гражданке применение найдётся.
    1. +1
      28 июня 2018 16:28
      Наврядли, слишком дорого.
      1. +2
        28 июня 2018 16:35
        Цитата: Black Sniper
        ...Наврядли, слишком дорого...

        Сергей hi
        Дорого по началу.
        Когда технология будет запущена и отработана, она удешевится в разы.
        Это закон рынка.
        А если и на гражданке найдут применение, то вполне вероятно, что вложенные в разработку технологии деньги, начнут окупаться и приносить прибыль.
  5. MPN
    +3
    28 июня 2018 15:33
    которая при нанесении на авиационное остекление существенно повышает уровень поглощения радиолокационных волн.
    А что не на стекло ни как применить нельзя? Что тормозит? Многослойность? или стоимость?
    1. +1
      28 июня 2018 15:55
      Стекло - это прежде всего вес. А многослойное стекло - большой вес. Композит должен быть легче и прочнее. Кроме того, композиту можно придать практически любую форму, со стеклом для фонаря самолета такие фокусы не пройдут.
      1. MPN
        +4
        28 июня 2018 16:07
        Цитата: inkass_98
        со стеклом для фонаря самолета такие фокусы не пройдут.

        Тут вроде как раз все для решения данных проблем
        У данной разработки практически нет слабых мест: её применение позволяет снизить в два раза вес остекления кабины пилота и увеличить ударопрочность, кроме того увеличивается поглощение волн от радиолокационных станций с 40% до 80%.
  6. +3
    28 июня 2018 15:33
    помимо всего хорошего и нужного, я особо порадовался за снижение веса и улучшению вилимости ночью. круть!
  7. +3
    28 июня 2018 15:36
    Здорово,но только у нас много чего создали и давно,а вот в войсках до сих пор нет. Как пример наличие "президента" на вертолётах в САР
    1. +1
      28 июня 2018 16:31
      Какого президента?
      1. +1
        28 июня 2018 19:17
        Цитата: Black Sniper
        Какого президента?

        Он имел ввиду "Президент-С".
  8. +1
    28 июня 2018 15:43
    Смысл в этих покрытиях, если переплет фонит. До сих пор с гнутым стеклом проблемы
    1. +1
      28 июня 2018 15:54
      Цитата: Antidote
      До сих пор с гнутым стеклом проблемы

      А какое остекление должно быть? Прямое? wassat Так стэлс-технологии в том и заключаются, чтоб чтобы кроме поглощения изменять угол отраженного луча радара...
      если переплет фонит.

      Сколько ретген дает? И чем его с земли фиксируют (определяют)? belay
  9. +3
    28 июня 2018 15:49
    радиолокационных волн.
    Улыбнуло.. smile Новый вид волн .. А снижение массы остекления за счёт возможности упрощения конструкции кабины ? Или новое покрытие делает стекло много прочнее и позволяет уменьшить толщину ? Неясно .. А так ноу-хау интересное ..И про адгезию покрытия и стекла - важно ...
    1. +2
      28 июня 2018 16:03
      Ну наверно имеется в виду спектр вот используемых в локации..,потому и радиолокационные. А нанесение прочных пленок на стекло всегда увеличивает устойчивость к ударным нагрузкам оного. Потому как стекло само по себе очень прочное,но такое же очень хрупкое. Так что есть два варианта повышения ударостойкости стекла..пакет -тяжело или покрытие пленкой..заметно легче,но пакет остановит пулю..,а в варианте с пленкой уже зависит не от стекла.
  10. 0
    28 июня 2018 16:05
    В Китае закупили пленку для "бронирования",если бы что то такое изобрели, сразу бы под "гриф" загнали. Сказочники Путина.
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      28 июня 2018 19:28
      Почти 30 лет назад в том же НПО Технология сделали стекло для кабины космического челнока Буран. Тоже в Китае купили ?-)))
  11. 0
    28 июня 2018 16:07
    увеличивается поглощение волн от радиолокационных станций с 40% до 80%.


    Покрыв весь самолет, мы наконец получим отечественный стелс.
    1. +1
      28 июня 2018 16:40
      Так и нужно сделать good
  12. 0
    28 июня 2018 16:08
    >>> .. Разработана композиция материалов, которая при нанесении на авиационное остекление .... Мало того, снижается вес остекления....

    Походу композиция то антигравитационная. Прям гравицапа какая-то. Ну или как вариант: журналист -публицист работает не на своем месте
    1. 0
      28 июня 2018 16:39
      не обязательно, возможно сейчас используется другое покрытие, а с этим общая масса остекления будет ниже
      увеличивается поглощение волн от радиолокационных станций с 40% до 80%
      видимо у покрытия которое используется сейчас поглощение около 40%, а новое легче и поглощение 80%
      1. 0
        28 июня 2018 19:21
        Судя по всему оно увеличивает прочность стекла, что позволяет снизить его толщину, а значит и вес.
  13. 0
    28 июня 2018 16:30
    Цитата: Троль
    >>> .. Разработана композиция материалов, которая при нанесении на авиационное остекление .... Мало того, снижается вес остекления....

    Походу композиция то антигравитационная. Прям гравицапа какая-то. Ну или как вариант: журналист -публицист работает не на своем месте

    Он в REN-TV работает :)
  14. Комментарий был удален.
  15. -1
    28 июня 2018 17:50
    Так вот значит почему фонарь невидимого никому Пингвина такой классически- беспалевный...
  16. 0
    28 июня 2018 18:00
    Интересное остекление кабины пилота. то есть самолёт есть а пилота нет? на радарах безпилотник. laughing
  17. 0
    28 июня 2018 18:00
    ...решить проблему слабой адгезии к стеклу,....в в аэродинамическом потоке.
    А изнутри не пробовали сделать покрытие ?
    1. 0
      28 июня 2018 22:40
      так будет отражение снаружи от границы двух сред стекло-воздух
  18. 0
    28 июня 2018 18:22
    А радиацию не начнёт копить такой "фонарь"? Если у него в двое увеличена поглощающая способность для радиоволн, так может и радиацию "копить" начнёт? what
    1. +1
      28 июня 2018 18:31
      Это что то новенькое.. ну ка. Как вы там электромагнитные волны накапливаете? Можно подробности..?
      1. 0
        28 июня 2018 19:08
        Цитата: dvina71
        Это что то новенькое.. ну ка. Как вы там электромагнитные волны накапливаете? Можно подробности..?

        Если есть поглощение, то есть и накопление. Закон сохранения энергии.
        Если поглощаются э/м волны, то должно происходить намагничивание материала. Может что-то подобное и с радиацией будет. Я то откуда могу знать, каких там добавок в "стекло" напихали. Я высказал предположение, а не утверждаю. Та что можете выдохнуть. hi laughing
        1. 0
          29 июня 2018 05:24
          Не В СТЕКЛО, а НА СТЕКЛО! Уровни мощности эл.маг.излучения мВт /см2 - это настолько мало, что нагрев за счёт её поглощения пренебрежимо мал. Ну и, разумеется, никакого "намагничивания" - волны то переменные... laughing
  19. +2
    28 июня 2018 21:21
    Цитата: К-50
    Цитата: dvina71
    Это что то новенькое.. ну ка. Как вы там электромагнитные волны накапливаете? Можно подробности..?

    Если есть поглощение, то есть и накопление. Закон сохранения энергии.
    Если поглощаются э/м волны, то должно происходить намагничивание материала. Может что-то подобное и с радиацией будет. Я то откуда могу знать, каких там добавок в "стекло" напихали. Я высказал предположение, а не утверждаю. Та что можете выдохнуть. hi laughing

    Закон ни куда не девается. Поглощенная электромагнитная энергия как обычно тупо преобразуется в тепловую. Учитывая уровни поглощенной энергии - это совершенно ни о чем. Там нагрев от механического трения на порядки больше.
    Все же в школе физику желательно учить.
  20. 0
    29 июня 2018 05:17
    В этих покрытиях на самом деле используется золото. Тончайший слой, но работает. Не простая технология, но реально освоенная в Подлипках.
    1. 0
      29 июня 2018 08:14
      Цитата: Горный стрелок
      В этих покрытиях на самом деле используется золото. Тончайший слой, но работает. Не простая технология, но реально освоенная в Подлипках.

      Газофазное и плазменное напыление разрабатывалось в ЦНИИМе в Е-бурге ещё в 91-92 годах, на металлические и неметаллические материалы.
  21. +1
    29 июня 2018 08:12
    Разработана композиция материалов, которая при нанесении на авиационное остекление существенно повышает уровень поглощения радиолокационных волн. Мало того, снижается вес остекления авиации.

    Как напыление может уменьшить вес ? what
    Здесь походу воще антигравитация записалась.
    1. 0
      29 июня 2018 18:51
      В пресслужбе забыли добавить гравицапу для полноты понятия потери веса остеклением...вес уменьшится тож в два раза wink . А на рапторе используется сапфировое стекло ?