«Лягушки королевы». Что делал капитан Крэбб у крейсера «Орджоникидзе»

29
С началом Второй мировой войны британский военно-морской флот в Средиземноморье столкнулся с нежданным и опасным противником – итальянскими подводными диверсантами из 10-й флотилии MAS. Не имея возможности побеждать Британию в открытых морских сражениях, Италия стремилась нанести максимальный урон британцам с помощью своих боевых пловцов – «людей-торпед». Однако специфика действий боевых пловцов была такова, что практически во всех операциях они попадали в плен к противнику – было очень сложно моментально покинуть район проведения диверсии. Поэтому уже после первых итальянских вылазок и образец управляемой торпеды «Майале», и целый ряд боевых пловцов оказались в руках британцев.

Естественно, что Британия, не зря именовавшаяся «владычицей морей», не могла не обратить внимание на очень интересную и эффективную практику подводных диверсий. Уже после первых итальянских диверсий Уинстон Черчилль распорядился создать аналогичные подразделения в составе Королевского военно-морского флота (Royal Navy), причем на директиве значилось, что эта задача должна быть выполнена в кратчайшие сроки. Но если итальянские боевые пловцы действовали в Средиземном море, то британское военно-морское командование рассчитывало проводить диверсии против германских военно-морских баз в Северной Атлантике.



«Лягушки королевы». Что делал капитан Крэбб у крейсера «Орджоникидзе»


Поручение Черчилля было выполнено очень быстро – англичане построили собственную человекоуправляемую торпеду, которая практически полностью воспроизводила знаменитую итальянскую «Майале». В июне 1942 года в Портсмуте были проведены успешные испытания нового оружия, получившего название Марк-1(Мк-1) «Чериот» («Колесница»). Характеристики торпеды были следующими: длина вместе с зарядом – 7,62 м, максимальная высота за счет дополнительного оборудования доходила до 1,21 м, скорость – 4 узла, дальность хода на скорости 3 узла – 18 миль, глубина погружения – 35 футов. Осуществлять доставку торпед к месту проведения диверсий должны были специально модернизированные для этой цели подводные лодки «Тандерболт», «Труппер», «Р-311». На плавучей базе «Титания» в Северной Шотландии был создан специальный тренировочный центр для подготовки британских боевых пловцов. Руководителем центра стал капитан 2-го ранга У.Р. Фелл. После того, как в 1943 г. британские моряки захватили итальянское судно «Ольтерра», использовавшееся в качестве базы для человекоуправляемых торпед, задачи по дальнейшему совершенствованию нового оружия существенно облегчились.

Уже в октябре 1942 г. британские боевые пловцы предприняли попытку атаковать с помощью человекоуправляемых торпед немецкий линейный корабль «Тирпиц», стоявший в Тронхейм-фьорде у берегов Норвегии. Операция «Тайтл» ставила своей целью уничтожение одного из самых известных немецких линкоров того времени. Однако «Чериоты» погибли во время морского шторма, а транспортировавшее их судно «Артур» пришлось затопить.

В ночь со 2 на 3 января 1943 г. британские боевые пловцы предприняли попытку атаки итальянского порта Палермо. Подводные диверсанты лейтенант Р.Т.Г. Гринлэнд и водолаз Э. Ферьер установили в 4.00 утра установил заряд под корпусом нового итальянского легкого крейсера «Ульпио Трайано» и заминировали несколько малых судов. После взрыва крейсер «Ульпио Трайано» был списан с флота. Но оба боевых пловца попали в плен, не сумев вовремя покинуть гавань Палермо. В тот же день младший лейтенант Р.Г. Доув и матрос 1-го класса Д. Фриил, также проникшие в гавань Палермо, взорвали транспортный корабль «Виминале». Однако в целом итоги операции для британцев были очень тяжелыми – шестеро пловцов попали в плен, двое погибли. Только двум участникам рейда в Палермо посчастливилось вернуться на корабль. Работы по совершенствованию вооружения и подготовки британских боевых пловцов продолжались.

Кто знает, как сложилась бы судьба человека по имени Лайонел Крэбб (1909-1956), не поступи он незадолго до начала Второй мировой войны добровольцем на службу в Королевский военно-морской флот Британии. Тем более, что к моменту начала службы он был уже не столь молодым для новобранца тридцатилетним человеком. Крэбб служил наводчиком, а затем был переведен в подразделение по обезвреживанию мин и бомб, базировавшееся в Гибралтаре. Непосредственной задачей Крэбба было обезвреживание магнитных мин, которые цепляли на корпуса британских кораблей итальянские боевые пловцы. Сначала Крэбб обезвреживал мины, которые уже были подняты британскими водолазами, а затем сам решил стать ныряльщиком и вскоре уже принимал непосредственное участие в разминировании британских судов в гавани Гибралтара.

В отличие от итальянцев, ко времени начала Второй мировой войны сумевших создать хорошо подготовленные и оснащенные подразделения боевых пловцов, британцы очень часто были вынуждены нырять практически без специального снаряжения. 8 декабря 1942 г. во время одной из атак на Гибралтар погибли итальянские боевые пловцы лейтенант Визинтини и старшина Магро. Их тела были обнаружены британскими моряками, после чего Лайонел Крэбб и его сослуживец Сидни Ноулз (1921-2012) стали использовать трофейное снаряжение итальянцев для подводного плавания. Чуть позже в руки к Крэббу попали и части носителей итальянских торпед, что позволило британскому специалисту быстро сконструировать аналогичные торпеды.

В 1943 г. Италия вышла из Второй мировой войны. Этим сразу же воспользовался Лайонел Крэбб, который отправился в специальную командировку в Италию с целью изучения опыта боевых пловцов 10-й флотилии MAS. Хотя сам командир флотилии князь Валерио Юнио Боргезе, бывший убежденным фашистом, и многие его подчиненные приняли сторону гитлеровцев и сражались против союзников вплоть до капитуляции гитлеровской Германии, некоторые боевые пловцы MAS поддержали итальянское правительство и стали сотрудничать с британцами. С их помощью Крэбб получил очень ценную и важную информацию о разработках итальянских конструкторов в сфере подводных диверсий и минирования. Мины-сюрпризы, человекоуправляемые торпеды, присасывающиеся мины – Крэбб тщательно изучал все итальянские разработки, анализировал, думал над тем, что можно использовать в британских интересах.

В конце 1943 г. Лайонел Крэбб пошел на беспрецедентный шаг – он создал совместное со вчерашними противниками итало-британское подразделение боевых пловцов, командиром которого стал капитан 2-го ранга Э. Форд. В этом подразделении служили такие прославленные итальянские боевые пловцы как командир торпеды де ла Пенне, конструктор специального снаряжения для водолазов Беллони, бывший командир итальянского судна – базы человекоуправляемых торпед Мускуталли, обладавшие бесценным опытом подводных диверсий. В ночь с 21 на 22 июня 1944 г. совместными усилиями итальянских и британских боевых пловцов был потоплен тяжелый крейсер «Больцано», стоявший в гавани Специи. Кроме подводных диверсий, Лайонел Крэбб занимался разминированием итальянских гаваней Венеции и Ливорно. Он получил звание лейтенант-командера британского флота (аналогично армейскому подполковнику) и был назначен старшим офицером-ныряльщиком британского флота в Северной Италии. После окончания Второй мировой войны Крэбба перевели в Палестину, где он некоторое время занимался разминированием мин, установленных бойцами еврейской националистической организации «Иргун».



В 1947 году 38-летний Крэбб вышел в отставку с военной службы. Некоторое время он работал в качестве гражданского водолаза, однако вскоре понял, что даже подобная деятельность, но без погон, не для него. Лайонел Крэбб вернулся на службу в британский военно-морской флот и продолжил заниматься разминированием различных кораблей и подводных лодок. О том, какие диверсионные задания выполнял в это время Лайонел Крэбб, доподлинно неизвестно до сих пор. Однако в 1955 году Лайонел Крэбб и его старый сослуживец Сидни Ноулз участвовали в исследовании днища и винтов советского крейсера класса «Свердлов». Эта операция ставила своей целью изучение специфики маневренности советского корабля. В марте 1955 года 44-летний Крэбб все же был отправлен на пенсию по возрасту. Но ни он сам не стремился к размеренной гражданской жизни, ни британские спецслужбы не собирались терять столь ценного кадра. В том же 1955 г. на контакт с Крэббом вышли представители британской разведки МИ-6.

29 апреля 1956 года военно-морское ведомство Британии объявило о пропаже боевого пловца Лайонела Крэбба. Выяснилось, что сосед, который проживал в отеле в одной комнате с Крэббом, также исчез, забрав с собой все вещи офицера и даже вырвав из журнала регистрации постояльцев страницу с именем Крэбба. Директор подразделения морской разведки адмиралтейства объявил, что офицер пропал без вести во время операции по расследованию аварии секретного подводного аппарата в районе Стоукз-бей. Однако неуклюжие попытки британских спецслужб объяснить таинственное исчезновение легендарного боевого пловца лишь делали эту ситуацию еще более интригующей.



После того, как британская военно-морская разведка сообщила, что Крэбб пропал во время расследования обстоятельств аварии, свое слово взяли представители Советского Союза. Дело в том, что как раз во время пропажи лейтенант-командера Крэбба, в гавани Портсмута находился советский корабль – крейсер «Орджоникидзе». На его борту в Великобританию прибыла внушительная советская делегация, которую возглавляли первые лица советского государства – первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев и председатель Совета министров СССР Николай Александрович Булганин. Советские представители заявили, что команда крейсера «Орджоникидзе» 19 апреля видела вблизи корабля какого-то боевого пловца. После этого в британских газетах стали появляться статьи о том, что Крэбб мог быть пленен советскими контрразведчиками возле крейсера «Орджоникидзе» и увезен в СССР. В конце концов, британской разведке МИ-6 не оставалось ничего иного, как признаться – лейтенант-командер Лайонел Крэбб действительно был направлен 19 апреля 1956 года в гавань Портсмута. Что должен был делать британский боевой пловец у советского корабля, разведка не сообщала.

По одной из версий, Крэббу предстояло исследовать гребной винт крейсера, особенностями которого и интересовалась британская разведка. Но не исключено, что британские спецслужбы могли готовить диверсию против крейсера «Орджоникидзе», в результате которой мог бы погибнуть «неуправляемый» с точки зрения Запада советский лидер Хрущев. По крайней мере, лишь полгода назад при странных обстоятельствах прямо в гавани Севастополя взорвался и затонул линкор «Новороссийск». По некоторым данным, к его гибели могли быть причастны боевые пловцы – то ли итальянцы Валерио Боргезе, то ли англичане Лайонела Крэбба, а может быть и те, и другие сразу.

Премьер-министр Великобритании Энтони Иден, разозлившись на столь неудачную операцию, еще и ставшую достоянием общественности, вынудил директора МИ-6 Джона Синклера подать в отставку, а сам объявил на заседании парламента, что раскрывать обстоятельства гибели боевого пловца лейтенант-командера Лайонела Крэбба не нужно.

9 июня 1957 года в районе острова Пилсей Айленд было обнаружено всплывшее тело утопленника в снаряжении боевого пловца. У тела отсутствовали голова и обе руки, из-за чего его опознание не представлялось возможным. Не смогли узнать в погибшем пловце Лайонелла Крэбба его бывшая жена Маргарет Элейн Плейер и гражданская жена Пэт Роуз. Сослуживец Крэбба Сидней Ноулз заявил, что шрам, находившийся на левой ноге утопленника, похож на аналогичный шрам, который был у Лайонела Крэбба. После этого было официально объявлено, что тело принадлежит лейтенант-командеру Лайонелу Крэббу.

До сих пор тайна гибели одного из самых известных и успешных боевых пловцов ХХ века не раскрыта. Не исключено, что Лайонел Крэбб действительно готовил диверсию против советского корабля, но был вовремя обнаружен советскими боевыми пловцами и ликвидирован. Версия о ликвидации британского офицера советскими боевыми пловцами публиковалась и в некоторых российских изданиях. Появился даже некий Эдуард Кольцов, который утверждал, что именно он в бытность военнослужащим подразделения боевых пловцов перерезал горло британскому диверсанту, пытавшемуся установить мину к корпусу крейсера «Орджоникидзе». Но эти слова не были подтверждены какими-либо доказательствами или другими источниками.

С другой стороны, Лайонел Крэбб мог погибнуть в результате несчастного случая, которые часто происходят с боевыми пловцами. Есть версия и о том, что Крэбб собирался перебежать на советскую сторону, но его остановили свои же сослуживцы вот таким способом. По крайней мере, Сидней Ноулз незадолго до своей смерти рассказывал, что якобы Крэбб делился с ним своими планами о бегстве в Советский Союз, а Ноулз сообщил о планах товарища курировавшему боевых пловцов полковнику Малкому из военной разведки. Последний, в свою очередь, заверил Ноулза, что Крэбб будет остановлен. Спустя некоторое время и произошло таинственное исчезновение офицера.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    20 июля 2018 06:05
    Что он там делал? Гулял... Потом подскользнулся и упал на ножик... И так десять раз...нашли героя...
    1. +4
      20 июля 2018 11:15
      Цитата: Vard
      ...нашли героя...

      Вот, вот. Он делал свою работу и поплатился. В этой истории меня больше интересует иное, англы все пытаются показать, что они "белые и пушистые", а это только русские "злые и коварные", но вот яркий пример того, что это не так.
    2. +2
      21 июля 2018 00:36
      Если не ошибаюсь, то ножик весит на стене одного неприметного российского дома, ветеран там живет.., его интервью показывали
  2. +1
    20 июля 2018 06:41
    До сих пор тайна гибели одного из самых известных и успешных боевых пловцов ХХ века не раскрыта. Не исключено, что Лайонел Крэбб действительно готовил диверсию против советского корабля, но был вовремя обнаружен советскими боевыми пловцами и ликвидирован.
    Тема спецназа конечно интересная, но начинает надоедать.
    1. +1
      20 июля 2018 22:00
      Когда приходит корабль в чужую страну с официальным визитом, честь и обязанность принимающего создать все условия безопасности. Но это не исключает возможности разведки. Место находки тела подводника проследили по существующим течениям его дрейфов, плюс время и прочие факты,да и снаряжение многое говорит, и никаких выводов? О том , что Крэбб хотел бежать в СССР, странная похожая на дезу версия ...Был случай всплытия "брюхом вверх" такого "исследователя" в заурбежном порту, после дежурных взрывов гранат у борта, как противодиверсионного средства
  3. +1
    20 июля 2018 06:41
    Однако неуклюжие попытки британских спецслужб объяснить таинственное исчезновение легендарного боевого пловца лишь делали эту ситуацию еще более интригующей.

    и тогда были новички
  4. +5
    20 июля 2018 08:06
    Насчет "перебежать" на сторону СССР"-совсем "притянуто за уши". Крэбб-был легендой среди специалистов и очень уважаемым человеком в Великобритании. Кроме того, он был фанатично предан своей стране и достаточно обеспеченным человеком. Какой смысл, ему идти на предательство? Скорее всего, он просто утонул в результате несчастного случая и тело потом, попало под винты проходивших судов.
    1. +3
      20 июля 2018 08:57
      Цитата: Улиточник N9
      Скорее всего, он просто утонул в результате несчастного случая и тело потом, попало под винты проходивших судов.

      Да-да, именно так всё и было ! request Он просто утонул...
      1. +2
        20 июля 2018 09:31
        А, что тут ироничного? Его же не машина задавила. wink И кстати, один известный сабж тоже, сказал по подобному поводу: "она утонула".... yes Ну, а конспирологических теорий по этому поводу в инете гуляет несколько. Одна из них утверждает, что Крэбба зазватили русские спецназовцы и он потом, якобы, долгое время работал на советской базе подводных диверсантов в Феодосии. winked
        1. +2
          20 июля 2018 11:17
          Цитата: Улиточник N9
          Его же не машина задавила.

          Ну тут как посмотреть...боевой корабль, это все таки БОЛЬШАЯ МАШИНА. И если труп, без головы и рук англичанина, то можно сказать, что эта БОЛЬШАЯ машина его переехала.
    2. +3
      20 июля 2018 19:23
      Цитата: Улиточник N9
      Скорее всего, он просто утонул в результате несчастного случая и тело потом, попало под винты проходивших судов.

      Если он попал под винт, то не было бы отрезанных рук и головы. Получился бы паштет.
      А вот руки и голову отрезают как раз, чтобы затруднить опознание. А нахождение боевого пловца вплотную к ВОЕННОМУ кораблю другой державы, да еще и во время нахождения на борту которого главы государства-это как бы не casus belli. А поскольку на борту Орджоникидзе просто обязаны были быть боевые пловцы в качестве охраны Первого Лица, то обнаружение тела без рук и головы прекрасно укладывается в систему.
    3. -1
      23 июля 2018 18:58
      Так утонул в снаряжении и никто не видел и не слышал, а подводники тогда работали не в одиночку. Тут возможно подвязать с подрывом "Новороссийска", а Крэбб с итальянцами уже подрывал итальянские корабли... Вот ещё поработал в компании заинтересованных лиц-подводников итальянцев. А англичане никогда не пропустят возможность топить любой большой военный корабль, особенно возможного противника.. Возможно приход Орджоникидзе с Н.Хрущёвым и возможные вопросы об Новороссийске насторожили МИ-6, вот и начали прятать концы в воду, вернее топить в придачу со слухами...Как версия ...
  5. +2
    20 июля 2018 10:45
    осматривал винты или днище корабля и погиб при провороте винтов.
  6. +2
    20 июля 2018 10:51
    я читал такую версию: типа Крэббс и другие пловцы шныряли у советского крейсера и их спалили - и вот когда они в очередной раз подобрались к кораблю и стали исследовать руль и винты то один из винтов крейсера вдруг ни с того ни с сего провернулся...на этом карьера Крэббса собственно и закончилась
    1. 0
      20 июля 2018 20:10
      Цитата: Окорок
      вдруг ни с того ни с сего

      Ну, ну..
  7. 0
    20 июля 2018 13:23

    Народ если это лягушка королевы в боевом снаряжении то что тогда изобрел Кусто????За что его наследникам деньги идут с каждой такой штучки?
    1. +3
      20 июля 2018 14:20
      Цитата: Одинокий Волк
      Народ если это лягушка королевы в боевом снаряжении то что тогда изобрел Кусто????За что его наследникам деньги идут с каждой такой штучки?

      Кусто изобрёл удобный в использовании аппарат для подводного дыхания с открытой схемой, в котором выдыхаемый воздух выбрасывается в воду. До этого в основном использовались аппараты с замкнутой схемой (типа наших КИП или ИДА), в которых выдыхаемый воздух наружу не уходил, а либо поглощался. либо регенерировался.
      1. 0
        20 июля 2018 16:27
        Я простите извиняюсь за вьедливость ..на фото,не тот ли самый акваланг с открытой схемой,если не ошибаюсь?
        1. +1
          20 июля 2018 19:24
          Да, на фото акваланг по схеме Кусто. В 1956 году они были уже широко распространены во многих странах.
        2. +1
          20 июля 2018 21:18
          Кусто изобрел акваланг в 1943 году.
  8. +1
    20 июля 2018 16:21
    Крэбб просто решил не много освежиться. Но ему не повезло.
  9. 0
    20 июля 2018 16:33
    Цитата: Alexey RA
    Цитата: Одинокий Волк
    Народ если это лягушка королевы в боевом снаряжении то что тогда изобрел Кусто????За что его наследникам деньги идут с каждой такой штучки?

    Кусто изобрёл удобный в использовании аппарат для подводного дыхания с открытой схемой, в котором выдыхаемый воздух выбрасывается в воду. До этого в основном использовались аппараты с замкнутой схемой (типа наших КИП или ИДА), в которых выдыхаемый воздух наружу не уходил, а либо поглощался. либо регенерировался.
  10. +1
    20 июля 2018 16:35
    Цитата: Одинокий Волк
    Я простите извиняюсь за вьедливость ..на фото,не тот ли самый акваланг с открытой схемой,если не ошибаюсь?

    Вот это как то правоподобнее выглядит для тех времен
  11. +3
    20 июля 2018 20:32
    Цитата: Окорок
    я читал такую версию: типа Крэббс и другие пловцы шныряли у советского крейсера и их спалили - и вот когда они в очередной раз подобрались к кораблю и стали исследовать руль и винты то один из винтов крейсера вдруг ни с того ни с сего провернулся...на этом карьера Крэббса собственно и закончилась

    Самая правдоподобная версия.
    Только не 'вдруг' и не 'ни стого ни с сего', а при толковом расчете.
    На одном сайте с красочными иллюстрациями несчастных случаев как раз видел, как выглядит тело после того как его 'протянуло под винтами'.
    Отдельные выступающие части тела, как то голова, руки, ноги частенько отрубаются, при этом туловище может быть лишь слегка поцарапанным или и вовсе неповрежденным.
  12. +1
    20 июля 2018 23:19
    Цитата: svp67
    англы все пытаются показать, что они "белые и пушистые", а это только русские "злые и коварные", но вот яркий пример того, что это не так.


    История помнит и более серьёзные "дела" наших союзничков в в обеих мировых войнах: достаточно упомянуть прорыв "Гебена" в Дарданеллы и судьбу конвоя PQ-17. А Крэбб -- это так, "мелочь пузатая". negative
  13. +2
    20 июля 2018 23:25
    Цитата: trahterist
    стали исследовать руль и винты то один из винтов крейсера вдруг ни с того ни с сего провернулся...на этом карьера Крэббса собственно и закончилась


    Тут я с Вами полностью согласен! "Кирпич, уважаемый, ни с того ни с сего никому на голову не падает..." (Булгаков) А уж для того чтобы провернуть у крейсера винт... это не автомобиль, сразу не выйдет. Знали заранее и подготовились? hi
  14. 0
    22 июля 2018 22:16
    Наши тоже не и большая вероятность что "лягушку" заметили, провернули винты и господину Крэббу пришёл "кырдык".
  15. 0
    26 июля 2018 05:59
    Дважды ГСС Леонов воспитывал настоящих бойцов. До сих пор в Новом Джигите (он же Халовэй) выпускаются. Я как то с главным корабельным старшиной оттедова в спарринге постоял, чуть глаза не лишился. Рефлексы у них, знаете ли...
  16. 0
    28 сентября 2018 16:46
    Вышел просто погулять. Ну и сбился с намеченного пути. С кем такое не бывает?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»