Мифы и факты о трагедии "Суперджета"
Российский самолет Sukhoi SuperJet-100, совершавший демонстрационный полет над Индонезией, утром 9 мая пропал с экранов радаров. Лишь на следующий день, 10 мая, его обломки были найдены поисково-спасательной группой в районе горы Салак. На борту самолета находилось 45 человек, 8 из них - россияне.
О ЧП с Superjet-100 первым сообщил в своем твиттере блогер Сергей Доля, который находился в Джакарте в составе делегации "Сухого".
Незадолго до того, как Superjet-100 исчез с радаров, командир лайнера запросил разрешение на снижение с высоты 10 тысяч футов (около 3 километров) до 6 тысяч (около 1,8 километра). Разрешение он получил, стал выполнять разворот и снижаться. Вскоре связь с бортом прервалась. Топлива на борту хватало еще на два часа полета, при этом демонстрация была рассчитана на полчаса, не более.
Девятнадцать часов поиска дали первый результат - были обнаружены мелкие обломки самолета на склоне горы Салак в западной части индонезийского острова Ява. На место происшествия прибыли спасательные службы, начался поиск обломков лайнера, тел погибших и, конечно, бортовых самописцев - важнейших информаторов случившегося.
Из Москвы в Джакарту для выяснения обстоятельств происшествия специально вылетели представители Минпромторга России, Межгосударственного авиационного комитета (МАК), Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), "Гражданских самолетов Сухого" (ГСС), а также сотрудники МЧС.
16 мая был найден и доставлен в лабораторию Джакарты бортовой речевой самописец (CVR) самолета SSJ100 борт №97004 (борт №97005 был ранее заменен в ходе демонстраций в Пакистане). В присутствии представителей Агентства по расследованию авиационных происшествий Министерства транспорта Индонезии (KNKT) и российской группы специалистов в лаборатории было произведено вскрытие "черного ящика". Принято решение о снятии информация с бортового самописца на базе KNKT в Индонезии. Российская сторона предоставила необходимое аппаратное и программное обеспечение.
Существуют различные версии причин авиакатастрофы Superjet-100 - от традиционных (технический сбой, погодные условия, ошибка пилота или диспетчера) - до нестандартных (теракт, похищение лайнера). Последняя версия, вероятно, была выдвинута потому, что перед вылетом лайнер прошел все возможные проверки, и при этом аварийный маяк на борту не послал никаких сигналов.
Одним из аргументов в пользу "нестандартной" версии может служить информация, согласно которой незадолго до катастрофы самолет Sukhoi Superjet 100 отклонился от намеченного маршрута. Эти сведения были предоставлены компанией "Ангаса Пура", осуществляющей управление воздушным движением, в подчинении у которой находились авиадиспетчеры, координировавшие полет "Суперджета". По сведениям компании, лайнер сделал круг над авиабазой Атанг Санджава, расположенной в 12 км от горы Салак, а затем отклонился от маршрута полета и спустя некоторое время исчез с радаров.
Однако кажется подозрительным тот факт, что еще на начальном этапе расследования причин катастрофы компания "Ангаса Пура" сразу "пустила такой сок" для СМИ. Между тем именно диспетчеры "Ангаса Пура" дали пилотам российского лайнера разрешение на критическое снижение всего за несколько секунд до столкновения с горой Салак. Логично предположить, что компания пытается отвести внимание журналистов от версии, связанной с ошибкой авиадиспетчера.
В свою очередь, первый вице-спикер Совета Федерации России Александр Торшин выдвинул другую версию случившегося. Он заявил, что причиной катастрофы российского лайнера Sukhoi Superjet-100 в горах Индонезии могла стать жесткая конкуренция на авиарынке, поэтому нельзя исключать вероятность теракта.
"По той информации, которая идет по каналам СМИ и в Интернете, эта катастрофа вызывает очень много вопросов, и, думаю, необходимо исследовать все возможные версии, в том числе теракт, - заявил Торшин, добавив, что изначально неправильно рассматривать в качестве главных версий технический сбой и ошибку экипажа. Когда все высказывания склоняются к тому, что была допущена ошибка, это очень настораживает", - заметил спикер. Он полагает, что "эта версия достаточно удобна, в том числе для индонезийских властей". Подчеркивая тот факт, что на современном авиарынке существует очень жесткая конкуренция, Торшин считает, что в этой ситуации "во весь рост встает вопрос - кому это выгодно".
Действительно, Superjet 100 вызвал большой интерес в странах региона, где сегодня бурно развиваются авиаперевозки. Во многом это объясняется тем, что, по информации "Сухого", расход горючего у Superjet 100 в среднем на 10% меньше, чем у машин аналогичного типа. Еще один существенный плюс машины заключается в том, что в условиях, когда не все аэропорты стран Юго-Восточной Азии предназначены для того, чтобы принимать лайнеры вроде А-380 или больших Boeing российский Superjet 100 прекрасно подходил для эксплуатации в существующих аэропортах. Ну и, конечно же, цена. Разработка "Сухого" в целом на 8-10% дешевле своих конкурентов. И если ко всему добавить такие достоинства российских самолетов, как признанная надежность, простота в эксплуатации и наличие развитой системы технических сервисов, то становится очевидным, что тягаться с "Суперджетом" конкурентам достаточно сложно.
Стоит отметить, что этот лайнер был ранее признан экспертами "соответствующим всем мировым стандартам в области гражданской авиации". Самолет имеет сертификаты Межгосударственного авиационного комитета и Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA). Проще говоря, Superjet 100 прошел все необходимые проверки по международным стандартам и был признан технически исправным.
Для имиджа Superjet и "Сухого" происшествие в Индонезии, конечно, не пройдет незамеченным. Поэтому, скорее всего, не избежать различных спекуляций на эту тему, в первую очередь, со стороны конкурентов. Однако не стоит забывать, что это не первый случай крушения во время демонстрации лайнеров, которые в будущем обрели популярность. В любом случае коммерческая судьба Superjet в регионе будет решена только после окончания расследования, которое, по предварительным данным, может занять до года.
Среди россиян, находившихся на борту SSJ-100, были первый и второй пилоты Александр Яблонцев и Александр Кочетков, штурман Олег Швецов, инженеры Алексей Киркин и Денис Рахимов, а также сотрудники компании "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) - начальник летно-испытательного центра комплекса ГСС Николай Мартыщенко, директор по продажам ГСС Евгений Гребенщиков и менеджер по контрактам Кристина Куржукова. Их тела найдены и доставлены для захоронения на родину.
В Джакарту Superjet 100 прибыл 9 мая в рамках презентационного тура по Азии, в ходе которого руководство "Сухого" знакомило с российской разработкой представителей азиатского рынка. До Индонезии самолет побывал в Мьянме, Пакистане и Казахстане, а после Индонезии лайнер должен был лететь в Лаос и Вьетнам.
Информация