Эдвард Кроули: "Первоочередной задачей космической отрасли всей планеты является экспедиция на Марс"
На прошлой неделе Москву посетил член комиссии NASA по пилотируемым полетам Эдвард Кроули. Главным событием этого визита стала лекция, прочитанная американским специалистом в Московском государственном университете. Основную часть своей лекции Кроули посвятил вопросам перспектив пилотируемой космонавтики и проблеме выхода за рамки орбиты Земли.
По словам Кроули, в настоящее время первоочередной задачей космической отрасли всей планеты является экспедиция на Марс. С каждым годом полет, о котором люди мечтали на протяжении столетий, становится все реальнее и все ближе. Более того, Кроули полагает, что экспедиция на Марс должна быть не такой, какими были полеты на Луну. Человечество не должно ограничиться несколькими полетами и последующим отказом от них. Люди должны не только побывать на Красной планете, но и начать ее освоение. Естественно, опыт полетов на Луну будет полезным при осуществлении марсианской программы. В частности, не мешало бы для начала провести ряд полетов к Луне, в ходе которых будут отработаны некоторые системы и методики.
Не исключает Кроули и очередную посадку на естественный спутник Земли. Однако в ходе этого полета, по его мнению, нужно пролететь не только рядом с Луной, но и попытаться приблизиться к Марсу. В числе примечательных целей для этого полета Э. Кроули считает точки Лагранжа, расположенные вблизи нашей планеты. Напомним, точки Лагранжа (L-точки) – это такие районы пространства, в которых на некий объект малой массы действует только гравитация со стороны двух других сравнительно больших объектов. Главная особенность L-точек кроется в том, что объект малой массы может находиться в них неограниченное время и не перемещаться куда-либо. Сейчас известно пять таких точек, находящихся в системах Солнце-Земля и Земля-Луна. Наблюдаемое в L-точках явление уже используется учеными. Так, в точке L1 с 2001 года находится спутник исследовательской программы WMAP, а в L2 более 15 лет работает орбитальная обсерватория SOHO. Особенности точек Лагранжа позволяют тратить меньше энергии и топлива на дополнительное ориентирование космического аппарата и, как следствие, продлевать срок его службы. По мнению специалистов NASA, в L-точках системы Земля-Луна можно разместить крупную космическую станцию, которая будет использоваться в качестве перевалочной базы для полетов к естественному спутнику планеты. Примечательно, что помимо экономической пользы такой базы от подобного проекта будет и исследовательская отдача. Например, удастся отработать защиту экипажа космического корабля от солнечного излучения. В свете планируемого полета на Марс эти исследования будут особенно полезны – находящиеся на МКС космонавты защищены от вредных излучений магнитным полем родной планеты. В межпланетном пространстве, само собой, такой защиты не будет.
Несмотря на все экономические кризисы и т.п., земляне, по мнению Кроули, должны выходить за пределы орбит Земли. Сотрудник NASA совершенно обосновано полагает, что после всех достижений 60-х и 70-х годов прекращение относительно дальних пилотируемых полетов было не самым разумным шагом. В пользу своего мнения Э. Кроули привел интересный аргумент: от Москвы до Санкт-Петербурга почти 700 километров. А от поверхности нашей родной планеты до Международной космической станции чуть ли не в два раза меньше – 350-400 км. Может быть, стоит, наконец, вернуться туда, где мы не были 40 с лишним лет?
Это возвращение вряд ли будет легким и этот факт понятен уже сейчас. Помимо финансовых и т.п. вопросов перед конструкторами средств обеспечения этих экспедиций встают и другие задачи. Одна из главных касается силовой установки будущих кораблей. Существующие химические ракетные двигатели имеют хорошие показатели тяги и массогабаритные параметры. Одновременно с этим они обладают просто неприличным для дальних полетов расходом топлива. По мнению Кроули, будущее космонавтики за ядерными ракетными двигателями. Проекты таких силовых установок стали появляться еще в 50-х годах прошлого века. Тем не менее, обе сверхдержавы так и не смогли довести свои ядерные ракетные двигатели хотя бы до полноценных испытаний. В 2010 году соответствующим указом тогдашнего президента России Д. Медведева Научно-исследовательскому и конструкторскому институту энерготехники (НИКИЭТ) им. Н.А. Доллежаля было поручено возобновить исследования по теме ядерных ракетных двигателей. Это будет ядерный реактивный ракетный двигатель с высокотемпературным газоохлаждаемым реактором на быстрых нейтронах. Эдвард Кроули и его коллеги полагают, что именно эта разработка российских ученых и инженеров сможет дать солидный толчок всей земной космонавтике.
Вообще, в ходе лекции Кроули неоднократно упоминал о необходимости кооперации многих стран. Без этого эффективность работ будет гораздо ниже желаемой, а темпы развития мировой космонавтики не оправдают ожиданий. Главное в этом деле – действовать сообща. Вот только для этого необходимо «сверить часы». К примеру, согласно документу «Стратегия развития космической деятельности до 2030 года», в ближайшие годы Россия не намерена готовить марсианский проект. Пока что отечественная космонавтика будет развивать орбитальную группировку космических аппаратов, а затем готовить полет на Луну. Как раз к тому времени должен быть готов ядерный ракетный двигатель. Возможно, именно после 2030 года крупнейшие страны мира объединят свои усилия и вместе станут готовить экспедиции на ближайшие небесные тела. Хотя нельзя исключать вероятность того, что предложения Э. Кроули и множества его коллег по отрасли будут услышаны ответственными лицами гораздо раньше.
По материалам сайтов:
http://vpk.name/
http://km.ru/
http://math.ucr.edu/
http://energia.ru/
Информация