29 мая – День военного автомобилиста

27
Вдоль дорог серебрятся озёра,
За окном пролетают леса,
И военная песня шофёра
От тугого летит колеса.
Пойдём в учения и в бой –
Не подведёт в пути мотор,
Машину верною рукой
Ведёт вперёд солдат-шофёр…


Вот уже более ста лет военные автомобилисты выполняют боевые задачи по перевозке живой силы, боеприпасов и иного военного имущества. 29 мая 1910 года в состав Инженерных войск Российской Империи была введена первая учебная авторота. Это событие положило начало автотехническому обеспечению русской армии. В память об этом событии ежегодно 29 мая в России отмечают День военного автомобилиста.

К началу Первой Мировой войны русская армия имела в своём распоряжении пять автомобильных рот с 348-ю единицами автомобильной техники: 258-мя грузовиками, 20-ю легковыми и 30-ю специальными автомобилями. Для увеличения военного автопарка командование утвердило Положение о военной автомобильной повинности, которое предусматривало мобилизацию автотранспорта гражданских лиц. В связи с небывалым патриотическим подъёмом в обществе, имевшем место в начале войны, граждане пожертвовали фронту 3,5 тыс. легковых, более 400 грузовых автомобилей, а также почти 2000 мотоциклов. Однако этого количества было не достаточно, и в 1915 году Россия начала закупку иностранной техники.



После падения монархии, с разложением армии и началом братоубийственной войны пришёл в упадок и отечественный военный автопарк, армии только что образованного СССР досталась предельно изношенная и устаревшая автомобильная техника. С постепенным развитием советского автопрома ситуация начала выправляться, и в 1932 году в СССР был начат выпуск автомобилей ГАЗ. За 3 года до этого, в 1929 году автомобильные войска подверглись коренному реформированию. В 1929 г. в составе Наркомата обороны было создано Управление моторизации и механизации, а также сформированы окружные отдельные автобаты. В 1932 году в СССР впервые в мире был создан механизированный корпус, в состав которого вошли одна танковая и две механизированные бригады. Автопарк РККА начал интенсивно пополняться автомобилями ЗИС-5 и ЗИС-6, ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА.

Великая Отечественная война стала важнейшим этапом в развитии автомобильных войск. Никогда ранее боевые действия не проходили столь стремительно, что определяло необходимость крайней оперативности перевозок личного состава и военного имущества и требовало многократного увеличения количества автомобильных подразделений, а также усовершенствования их организации и управления.

Большой вклад в комплектование автомобильных войск в годы войны внесли иностранные автомобильные поставки по программе ленд-лиза. Так, с 1941 по 1945 годы в СССР поступило без малого 376 тыс. грузовиков, 52 тыс. джипов и вездеходов, а также 3,8 млн. автомобильных шин.

Важным источником пополнения советского автопарка времён войны было использование трофейной техники.

Пожалуй, самой известной героической страницей истории автомобильных войск стала так называемая Дорога Жизни - единственная транспортная магистраль, проложенная по льду Ладожского озера, которая с сентября 1941-го по март 1943-го связывала блокадный Ленинград с остальной страной, дорога. Военные автомобилисты, прорываясь в город ценой неимоверных усилий и в условиях беспредельного риска, спасали жизни миллионов ленинградцев. Дорога Жизни была маршрутом эвакуация населения города, спасла значительную часть его промышленности, а главное, по Дороге Жизни в мучимый блокадой город поступало драгоценное продовольствие.

29 мая – День военного автомобилиста


Воины-автомобилисты принимали участие в боевых действиях на территории Афганистана. По разбитым дорогам, постоянно рискуя подорваться на мине, военные автомобилисты перевозили топливо, продовольствие, боеприпасы. Советские военные автомашины, участвовавшие в афганской кампании, перевозили и гражданские грузы – гуманитарную помощь для мирных афганцев. Афганистан стал суровой школой для автомобильных войск, и полученный ими опыт активно использовался в последующих конфликтов на Кавказе.



Ныне автомобильные войска имеют в своём составе автомобильные бригады, и отдельные батальоны. Подготовка военных автомобилистов ведётся как в ряде военных ВУЗов, так и на военных кафедрах многих гражданских ВУЗов Российской Федерации. Автомобильные подразделения имеются в ФСБ, МВД и ГО МЧС России.
Автомобили в погонах
Фильм о российских и советских военных автомобилях











27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    29 мая 2012 08:06
    Вот! И меня с праздником laughing
    1. +10
      29 мая 2012 09:06
      Цитата: Dmitriy69
      И меня с праздником

      Дмитрий, с прахдником тебя laughing и твоих коллег! drinks Здоровья, успехов и всяческих благ!
      1. +15
        29 мая 2012 09:49
        Спасибо, Валерий!
        Предлагаю тост: drinks За яйца с крылышками! laughing
        1. 755962
          +11
          29 мая 2012 10:03
          За них родных! С праздником Рули!
        2. +6
          29 мая 2012 15:26
          Цитата: Dmitriy69
          Предлагаю тост: За яйца с крылышками!

          Я сказал бы за крылатые яйца.
          Всех военных водителей с Праздником! "Эх дорожка фронтовая, не страшна нам бомбежка любая......"
  2. +10
    29 мая 2012 08:17
    Поздравляю с профессиональным праздником! drinks
    1. Sergh
      +8
      29 мая 2012 11:45
      С праздником всех водил! Каждому военному водиле по-автомобилю!!!

  3. +10
    29 мая 2012 08:35
    Поздравляю, нет в армии второстепенных специальностей, все важны.
    1. 77bor1973
      +10
      29 мая 2012 08:53
      в том-то и дело что в армии, водитель,-первая специальность.Всех военных водителей с праздником!
  4. +13
    29 мая 2012 08:40

    И под пулей ты умеешь
    Руль держать, но не дрожать.
    Смело в бой, только умело,
    Кто же сможет так сказать?
    Будь всегда таким же гордым,
    И счастливым на века.
    Поздравляю честно, строго,
    Не состарься никогда!
  5. +11
    29 мая 2012 09:37
    Это единственный праздник который неследует отмечать алкоголем!
    1. radikdan79
      +1
      29 мая 2012 23:06
      ну, если не за руль - то можно немного laughing
  6. itr
    +10
    29 мая 2012 10:02
    За дорогу жизни автобат получил черные погоны !
  7. borisst64
    +11
    29 мая 2012 10:06
    Сам заканчивал Челябинское в 1986г. Сегодня подниму чарочку, всех с праздником!!
  8. +10
    29 мая 2012 10:42
    Всех водителей-армейцев с праздничком! И персонально Дмитрия 69!
  9. Свистоплясков
    +9
    29 мая 2012 11:20

    Военным автомобилистам
    Мы пожелаем без затей
    Зарплаты — тысяч, может, триста,
    Не евро, так хотя б рублей!
    Любви желаем всенародной,
    Чтоб был всегда веселью срок.
    И мыслей, от хлопот свободных,
    Ну, что ещё в наш поздравок
    Добавить можно в завершенье?
    Пожалуй, счастья и везенья!
  10. Септугиан
    +9
    29 мая 2012 11:40
    С праздником мужики!Войска нужные и важные,и заслужившие свой персональный праздник!
  11. +11
    29 мая 2012 11:42
    Ура!!! drinks Ура!!! drinks Ура!!! drinks Всех коллег с праздником!!! love Сам два года крутил баранку "сто тридцать первого"... bully Знаю, что это такое... wink

    И арт посвященный водителям военных лет и их машинам... Картина кисти художника В.Петелина "Полуторка"... smile
  12. +7
    29 мая 2012 13:46
    Всем водилам пламенный привет и бааальшие поздравления!!! drinks И конечно о грустном - 1 октября 2010года преступным приказом врага народа (мебельштурмфюрера) табуреткина №990 ликвидированно Челябинское высшее военное автомобильное командно-инженерное училище, в котором я учился с 94года. А 30 августа 2010г последние курсанты-автомобилисты покинули Рязань. В 1998 закрыто Уссурийское автомобильно инженерное училище. И уже более 20 лет не существует Самаркандского училища. Вот такие итоги военных реформ - полный разгром учебной базы.
    ...А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все ха-ра-шо!
    1. +2
      30 мая 2012 11:09
      Вчера был в Рязани.
      На месте бывшего РВВАКОКЗУ - филиал десантного, который должен готовить сержантов для всех Вооружённых Сил.
      Однако он страдает хроническими недоборами. С официальными лицами не встречался, однако в среде ветеранов курсирует информация, что в этом году на 600 мест в сержанскую школу пришло лишь 8 личных дел. Не могу гарантировать достоверность, но за забором действительно небывалая ранее безлюдность.
      Будем надеяться, что в МО найдутся силы, способные наладить работу военкомов по отбору кандидатов в военные учебные заведения. Пока здесь - провал.
      И тем не менее: всех с прошедшим профессиональным праздником военных автомобилистов - гарантов мобильности Вооружённых Сил.
  13. +6
    29 мая 2012 14:24
    "Автомобильные войска всегда готовы для броска... !"
    С праздником, отцы!
    147 АБГШ
  14. +6
    29 мая 2012 14:30
    с праздником вас мужики!))
  15. Кадет787
    +7
    29 мая 2012 15:21
    С праздником дорогие товарищи, трудяги войны и мира!
  16. +4
    29 мая 2012 16:51
    Еще раз с праздником всех тех, кто "за рулем"! drinks И всем по "+" в комменты... smile Всем здоровья, любви и счастья... smile
    А вот это мой любимый автомобиль всех времен и народов. Dodge WC51 - харизматичный, знаменитый, неприхотливый и непревзойденный "Додж три четверти"... fellow Настоящий автомобиль-солдат!.. bully Ну. не он сам конечно, а атр с его изображением... smile
  17. +5
    29 мая 2012 18:57
    С праздником вас уважаемые!!! drinks
  18. +4
    29 мая 2012 19:41
    Автомобилисты, с праздником!
  19. +4
    29 мая 2012 21:17
    С праздником,коллеги!Пусть ваши золотые руки дают жизнь автомобилям!
  20. radikdan79
    +3
    29 мая 2012 23:05
    всем спасибо! как здесь уже заметили в армии нет второстепенных специальностей. от своего имени хочу поздравить всех своих коллег! карданы (как нас называли), сегодня пьем за вас!
  21. +2
    4 июня 2012 20:35
    С праздником всех воинов-автомобилистов!
    Однако, говоря хорошие слова одним, попрошу прокоментировать такой случай: в Донецке, по улице Овнатаняна, д.16. находится ОСОУ (так называется местный ДОСААФ) и клуб Патриот. На их охраняемой територии был памятник воинам-автомобилистам, погибшим в Великой Отечественной войне. На высоком постаменте стоял ЗИЛ-155. (Он не воевал, но хорошо смотрелся на этом пъёдестале). Была мемориальная плита.
    Весной этого года Зил порезали на металлолом, а табличку сорвали. Об этом я сам узнал из городских сетей. У страны не нашлось денег на содержание памятника - фактически, не хватило денег на два ведра краски в год (зелёная для кабины и кузова, и чёрная для ходовой части). Ну, и плюс один суботник в год, что бы покрасить машину.
    Так, что праздник и память - это, в нынешней украине, понятие относительное...