Россия на мировом рынке новых многофункциональных истребителей

0
Россия на мировом рынке новых многофункциональных истребителей
Основной тенденцией реформирования ВВС в большинстве стран мира в период до 2015 г. и дальнейшую перспективу будет их количественное сокращение при одновременном стремлении повышения боевой эффективности. Это приведет к сужению рынка экспорта истребителей и, как следствие, к ужесточению конкурентной борьбы. В ближнесрочной перспективе эту ситуацию обострит начавшийся в 2008 г. мировой экономический кризис. В этой ситуации конкуренция на мировом рынке истребителе еще более обострится.

Основным способом повышения боевой эффективности ВВС при их количественном сокращении рассматривается ввод в строй новых многофункциональных истребителей.

На этом сегменте рынка Россия ведет жесткую конкурентную борьбу с ведущими западными производителями военной техники. Основными конкурентами АХК «Сухой» и РСК «МиГ» являются американские компании «Локхид Мартин» (F-16, F-35) и «Боинг» (F-15, F/A-18), а также западноевропейский консорциум «Еврофайтер» (EF-2000). На некоторых региональных рынках конкуренцию российским компаниям составят шведская компания СААБ (JAS-39 «Грипен»), французская «Дассо» («Рафаль») и китайская «Ченду» (J-7, J-10, JF-17).

ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ

F-35


Первоначальный расчет строился на том, что страны-партнеры по программе F-35 компании «Локхид Мартин» могут приобрести 722 истребителя: Австралия – до 100 ед., Канада – 60 ед., Дания – 48 ед., Италия – 131 ед., Нидерланды – 85 ед., Норвегия – 48 ед., Турция – 100 ед. и Великобритания – 150 ед. (90 для ВВС и 60 для ВМС). Потребности двух нерискораделяющих партнеров – Сингапура и Израиля, были определены в 100 и 75 ед. соответственно. То есть всего по максимуму это 897 ед., а с учетом заказа ВВС, ВМС и КМП США – 3340 ед.



По начальным оценкам, с учетом возможных продаж F-35 другим заказчикам, к 2037 г. общее количество произведенных самолетов может составить 4500 ед. Однако данные планы уже существенно скорректированы в меньшую сторону.

Основная проблема F-35 на текущий момент – это удорожание программы, и соответственно, увеличение стоимости самолета, а также хроническое отставание от первоначального графика (сейчас уже более чем на два года). Кроме того, F-35 не следует считать бесспорным кандидатом на закупку всеми государствами-партнерами по программе. На текущий момент практически все эти страны (за редким исключением) либо рассматривают возможность сокращения заказа, либо ищут более приемлемую по цене альтернативу. Более того, в большинстве этих стран F-35 будет участвовать в тендерах, то есть прямая закупка не планируется.

Слабой стороной экспортной программы F-35 является то, что в условиях жесткой конкуренции со стороны европейских истребителей и России, «Локхид Мартин» недооценивает рынок тех стран, для которых офсетные предложения и участие местной промышленности являются обязательными при заключении военных контрактов.

Тем не менее, несмотря на проблемы программы, выход на мировой рынок истребителя F-35 существенно изменит ситуацию и расклад сил. На начальном этапе экспортных поставок F-35 (с 2014 по 2017 гг.) эти изменения не будут столь значительными. Однако в более отдаленной перспективе F-35 и российский ПАК ФА будут являться единственными истребителями пятого поколения, предлагаемыми на рынок.

F-16 «Файтинг Фалкон»

Тактический истребитель F-16 «Файтинг Фалкон» производства «Локхид Мартин» является одним из лидеров по количеству поставленных самолетов на американский и внешний рынки и производится уже более 30 лет.

Более 4400 F-16 различных типов были построены на сборочных линиях, размещенных в пяти странах. На вооружении ВВС США и Национальной гвардии состоят более 1300 самолетов этого типа. Производство F-16 для ВВС США завершено. Последний 2231-й F-16С, закупленный ВВС США, был передан в марте 2005 г. Истребители F-16 останутся в боевом составе американских ВВС до 2025 г. и будут постепенно заменены на F-35. Сейчас производство F-16 осуществляется только для поставок на экспорт.



На текущий момент истребители F-16 выбраны заказчиками из 25 стран, включая Израиль, Италию, Иорданию, Египет, Марокко, Турцию, Польшу, Пакистан, ОАЭ, Оман, Бахрейн и др. (всего поставлено на экспорт более 2200 машин). В настоящее время портфель заказов «Локхид Мартин» на поставку самолетов F-16 составляет 103 ед., а их производство, как ожидается, продолжится как минимум до 2014 г. (с учетом заказа Ирака).

Тем не менее, руководство «Локхид» признает, что срок программы производства F-16 приближается к завершению.

В период 2002-2005 гг. на экспорт было поставлено 292 новых истребителя F-16 на сумму $12,364 млрд., в 2006-2009 гг. – 189 ед. на сумму $10,9 млрд. Текущий портфель заказов с поставкой в 2010-2013 гг. составляет 157 машин на сумму $10,3 млрд.

F/А-18 «Хорнет», F/А-18Е/F «Супер Хорнет» и F-15 «Игл»

Истребитель F/A-18 «Хорнет» производства «Боинг» состоит на вооружении ВМС и морской пехоты США, а также 7 зарубежных стран. Всего было произведено более 1700 F/A-18 различных модификаций. Около 1200 самолетов находится на вооружении ВМС и морской пехоты США, более 400 ед. поставлено в ВВС Австралии, Испании, Канады, Кувейта, Малайзии, Финляндии и Швейцарии.



В настоящее время в производстве находится последняя модификация – F/А-18Е/F «Супер Хорнет». F/А-18Е – одноместный вариант истребителя, F/А-18F – двухместный.

Первым зарубежным заказчиком истребителей F/A-18E/F «Супер Хорнет» стало Министерство обороны Австралии, которое в апреле 2007 г. заказало 24 ед. «Супер Хорнет» стоимостью около $2,9 млрд.

«Боинг» с F/А-18Е/F «Супер Хорнет» участвует в ряде тендеров и имеет достаточно высокие шансы на победу. В частности, F/А-18Е/F «Супер Хорнет» участвует в тендерах ВВС Бразилии (36 ед.), Греции (40 ед.), Дании (48 ед.), Индии (126 ед.), Румынии (48 ед.), Японии (100 ед.).

С учетом возможных «допоставок» F/А-18Е/F в страны, уже имеющие на вооружении F/А-18, а также результатов тендеров, общий объем продаж F/А-18E/F на мировом рынке в период до 2015 г. может составить до 100 ед.

Истребитель F-15 «Игл» различных модификаций производства «Боинг» в количестве около 1000 ед. состоит на вооружении ВВС США. Кроме того, F-15 поставлены ВВС Израиля, Саудовской Аравии, Японии и Южной Кореи (более 400 ед.)

Серийное производство начато в 1974 г. В настоящее время в текущем производстве находится модификация F-15Е «Страйк игл», представляющая двухместный многофункциональный истребитель.



Всего изготовлено более 1500 самолетов F-15 различных модификаций. По планам ВВС США, F-15 последних модификаций будут находиться на вооружении до 2020 г. до полной их замены истребителями F-22 «Рэптор».

С учетом проблем, которые могут возникнуть у ряда потенциальных заказчиков истребителей F-35, компания «Боинг» разработала опытный образец истребителя F-15SE «Сайлент игл», в конструкции которого используются технологии самолетов пятого поколения, включая снижающее радиолокационную заметность покрытие, конформное расположение систем вооружения, цифровое БРЭО, а также V-образное хвостовое оперение.

Сейчас «Боинг» предлагает F-15SE на тендер ВВС Южной Кореи (60 ед.), Японии (100 ед.). Общий объем продаж F-15Е на внешний рынок в период до 2015 г. может составить до 100 ед.В период 2002-2005 гг. «Боинг» поставил на экспорт 4 новых истребителя F-15 и F/A-18 на сумму $460 млн., в 2006-2009 гг. – 36 ед. на сумму $4,14 млрд. Текущий портфель заказов с поставкой в 2010-2013 гг. составляет 69 машин на сумму $8,42 млрд.

«Еврофайтер»

В 2002 г. консорциум заключил первый экспортный контракт с правительством Австрии на поставку 18 истребителей модификации «транш-2» на сумму 1,95 млрд. евро ($2,55 млрд.). Однако затем по настоянию австрийской стороны Министерство обороны Австрии и «Еврофайтер» достигли договоренности по закупке только 15 машин «транша-1» на сумму 1,55 млрд. евро.



Вторым экспортным заказчиком стала Саудовская Аравия, которая в сентябре 2007 г. заключила контракт с «БАе системз» стоимостью 4430 млн. фунтов стерлингов ($8,86 млрд.) на поставку 72 самолетов EF-2000 «Тайфун», а также передаче технологий производства, осуществлении инвестиций в оборонную промышленность Саудовской Аравии. При этом стоимость приобретаемых самолетов идентична цене, по которой их приобретают ВВС Великобритании (около $62 млн. за единицу).

Сейчас консорциум «Еврофайтер» участвует практически во всех крупных международных тендерах.

В период 2006-2009 гг. «Еврофайтер» поставил экспорт 23 новых истребителя EF-2000 «Тайфун» на сумму $2,68 млрд. Текущий портфель заказов с поставкой в 2010-2013 гг. составляет 42 машины на сумму $5,17 млрд.

«Рафаль»

Самолет разрабатывался компанией «Дассо» в стандартном и палубном вариантах и предназначался для замены, в первую очередь, истребителей-бомбардировщиков ВВС «Ягуар» и палубных истребителей-бомбардировщиков ВМС «Супер этандар».



Серийное производство обычного варианта истребителя «Рафаль» началось в 1998 г., а его палубной модификации – в 1999 г. Первая авиационная эскадрилья самолетов «Рафаль» была укомплектована в полном составе в 2002 г. и достигла оперативной готовности к середине 2006 г.

Вплоть до настоящего времени единственным заказчиком истребителя «Рафаль» являются ВС Франции. Первым зарубежным заказчиком могут стать ВВС ОАЭ.На 2010-2013 гг. Франция не имеет заказов на поставку истребителей «Мираж-2000» (в 2002-2009 гг. на экспорт было поставлено 54 новых истребителя «Мираж-2000» на сумму $3,5 млрд.).

JAS-39 «Грипен»

Несмотря на экономический кризис, правительство Швеции намерено полностью профинансировать программу создания на базе существующего «Грипена» истребителя пятого поколения. Первоначально ожидается заказ партии из 10 новых самолетов.Привлекательность «Грипена» для многих государств объясняется его высокими тактико-техническими характеристиками и выгодными финансово-экономическими условиями поставки.



В период 2002-2005 гг. на экспорт было поставлено 14 новых истребителей JAS-39 «Грипен» на сумму $775 млн., в 2006-2009 гг. – 24 ед. на сумму $1,62 млрд. Текущий портфель заказов с поставкой в 2010-2013 гг. составляет 25 машин на сумму $1,6 млрд.

J-7, J-10, JF-17

Китай пока оказывают конкуренцию мировым лидерам только на рынках стран третьего мира. В частности, JF-17 компании «Ченду» в ряде случаев является прямым конкурентом российским МиГ-29.



В период 2002-2005 гг. Китай поставил на экспорт 35 новых истребителей различных типов на сумму $350 млн., в 2006-2009 гг. – 25 ед. на сумму $405 млн. Текущий портфель заказов с поставкой в 2010-2013 гг. составляет 129 машин на сумму $2,82 млрд.

КОМПАНИЯ «СУХОЙ» НА МИРОВОМ РЫНКЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ

До 2015 г. на мировом рынке многофункциональных истребителей компания «Сухой» намерена сохранять свои позиции за счет увеличения экспортных поставок истребителей Су-27СК и Су-30МК и запуска в серийное производство Су-35. Разработка многофункционального истребителя Су-35 позволит сохранить конкурентоспособность компании «Сухой» в области тяжелых истребителей примерно до 2020 г. С 2017 г. компания планирует начать экспортные поставки истребителей пятого поколения.

К середине текущего десятилетия рынки основных покупателей истребителей «Су» – Китая и Индии – практически были полностью насыщены, и новых столь масштабных закупок российских боевых самолетов они в обозримой перспективе осуществлять не будут. Тем не менее, обе эти страны в перспективе будут приобретать российские истребители, но уже в гораздо меньших объемах.

В условиях сужения рынков Китая и Индии, компания «Сухой» сконцентрировала свои усилия на диверсификации импортеров самолетов семейства «Су». Грамотная маркетинговая политика, проводимая на протяжении многих лет руководством компании «Сухой», обеспечила высокую результативность. Заключены крупные контракты с Малайзией, Индонезией, Алжиром, Венесуэлой и Вьетнамом. В ряде этих стран «Сухому» удалось победить в условиях жесточайшей конкурентной борьбы с ведущими западными производителями многофункциональных истребителей. Это позволяет говорить о том, что компании «Сухой» удалось переломить ситуацию и решить сложнейшую задачу по диверсификации импортеров российских истребителей.

ЛИНЕЙКА МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ КОМПАНИИ «СУХОЙ»

Су-27/Су-30


Разработка самолета Су-27 началась в 1971 г., первый полет опытного образца состоялся в 1977 г. За период серийного выпуска с 1982 г. построено более 900 самолетов различных модификаций.



Китай

Китай является крупнейшим покупателем самолетов семейства Су-27/Су-30. За период с 1991 по 1997 гг. в Китай было поставлено 50 истребителей Су-27, в том числе 38 одноместных самолетов Су-27СК и 12 двухместных Су-27УБК на сумму около $1,7 млрд.

В 1996 г. Китай приобрел лицензию на производство 200 самолетов Су-27СК без права реэкспорта в третьи страны. Стоимость этой сделки оценивается в $2,5 млрд. Сборка истребителей осуществлялась на авиастроительном заводе в Шэньяне. К концу 2004 г. всего было поставлено 105 машинокомплектов. Все 105 самолетов были собраны к концу 2007 г. В дальнейшем переговоры о поставке еще 95 машинокомплектов для сборки Су-27СК зашли в тупик. Фактически Китай отказался от дальнейшей реализации этой лицензионной программы.

В 2000-2001 гг. в Китай было поставлено 38 многоцелевых двухместных истребителей Су-30МКК по контракту на $1,5 млрд., подписанному в 1999 г.

В 2000-2002 гг. Китай в рамках погашения Россией государственного долга получил 28 двухместных учебно-боевых истребителей Су-27УБК.

В 2003 г. компания «Сухой» завершила выполнение второго поставочного контракта на истребители Су-30МКК для Китая. По этому контракту ВВС НОАК были поставлены 38 машин.

Осенью 2004 г. КнААПО завершило поставку 24 истребителей Су-30МК2 для ВМС Китая. Все самолеты Су-30МК2, поставленные НОАК, выполнены в морском варианте, имеют расширенные функции действия по надводным целям с применением противокорабельных ракет Х-31А.

В связи с тем, что Китай требовал передачи технологий по производству Су-30МК2, что вписывается в рамки общей тенденции в его политике в сфере ВТС с Россией, переговоры по поставке второй партии этих самолетов (также 24 машины) шли долго и напряженно. По состоянию на начало 2010 г. никаких конкретных договоренностей не достигнуто.

В целом в Китай было поставлено 178 истребителей семейства Су-27/Су-30, в том числе 38 одноместных истребителей Су-27СК и 40 двухместных учебно-боевых самолетов Су-27УБК без функций применения управляемого оружия по наземным целям, 76 многоцелевых истребителей Су-30МКК и 24 истребителя Су-30МК2. С учетом собранных в Шеньяне Су-27СК, общее число истребителей марки «Су», поставленных в Китай, составляет 283 ед.


Су-30МКК

Индия

Комитет по безопасности правительства Индии в начале июня 2010 г. одобрил заключение соглашения на закупку дополнительных 42 истребителей Су-30МКИ, стоимость которого оценивается в 150 млрд. рупий (около $3,22 млрд.). Контракт планируется подписать в 2010 г.

После завершения лицензионного производства этой партии машин общее количество российских истребителей Су-30МКИ на вооружении ВВС Индии составит 270 ед.

Поставку самолетов планируется завершить к 2018 г., после чего Су-30МКИ станет основным боевым самолетом на вооружении индийских ВВС. Таким образом, будет полностью завершен переход на Су-30МКИ от устаревших истребителей МиГ-21, которые вплоть до недавнего времени составляли основу ВВС страны.

Как планируется, производство партии из 42 Су-30МКИ начнется на предприятии компании HAL в 2014 г. Согласно прогнозам, стоимость одного истребителя составит 3,5 млрд. рупий ($75 млн.).

Решение о закупке дополнительной партии Су-30МКИ было принято в конце 2009 г. Первоначально планировалось приобрести 40 самолетов, однако затем количество закупаемых машин было увеличено на 2 ед. для восполнения потерь (в апреле и ноябре прошлого года в Индии разбились два Су-30МКИ).

Су-30МКИ будет доминирующим истребителем в составе индийских ВВС, а их совокупная стоимость вдвое превысит стоимость закупки многофункциональных истребителей среднего класса по программе MMRCA.

Начальный контракт стоимостью $1,462 млрд., предусматривающий поставку 40 истребителей Су-30МКИ ВВС Индии, был подписан 30 ноября 1996 г. По этому контракту первые 8 самолетов были изготовлены в версии Су-30К и переданы заказчику в 1997 г. Остальные самолеты в рамках указанного контракта были поставлены в версии Су-30МКИ тремя партиями (10, 12 и 10 машин) в 1-й, 2-й и окончательной конфигурации.


Су-30МКИ

В 1998 г. Министерство обороны Индии заказало 10 дополнительных самолетов Су-30К стоимостью $277 млн.

В 2000 г. было заключено соглашение стоимостью $3,5 млрд. на лицензионное производство на мощностях компании HAL 140 истребителей Су-30МКИ из машинокомплектов, поставляемых Россией.

В 2007 г. был подписан еще один контракт на поставку ВВС Индии 40 дополнительных самолетов Су-30МКИ стоимостью в $1,6 млрд. Срок реализации контракта – 2008-2010 гг.

Кроме того, было реализовано соглашение на поставку 18 Су-30МКИ по схеме «трейд-ин» в обмен на закупленные ранее 18 самолетов Су-30К.

Компания HAL в последние годы ускорила график лицензионного производства Су-30МКИ. В 2009 г. ВВС Индии было поставлено 23 истребителя. В 2010 г. планируется передать 28 Су-30МКИ. На текущий момент компания HAL поставила ВВС Индии 74 истребителя Су-30МКИ, построенных по лицензии. Сборку всех 140 истребителей Су-30МКИ на мощностях HAL планируется завершить в 2014 г., после чего начнется производство дополнительных 42 машин.

Су-30МК

Перспективным направлением дальнейшего сотрудничества с Индией является оснащение истребителей Су-30МКИ крылатой ракетой «Брамос». На текущий момент СП «БраМос аэроспейс» завершило работы по созданию модификации КР «Брамос» воздушного базирования. Следующим этапом станет интеграция авиационного варианта ракеты «Брамос». Первые испытания авиационной версии КР «Брамос» намечены на конец 2010 г. – начало 2011 г. Завершить комплекс летных испытаний ракеты «Брамос», интегрированной на борт Су-30МКИ, планируется в 2012 г. На первом этапе ракетами «Брамос» планируется оснастить 40 истребителей Су-30МКИ ВВС Индии, включая два испытательных образца Су-30МКИ.

Адаптация КР «Брамос» на истребитель Су-30МКИ существенно повысит экспортный потенциал как самих ракет данного типа, так и истребителей Су-30МК. Несколько стран, на вооружении которых уже состоят истребители Су-30МК, проявили интерес к их адаптации под установку авиационной версии КР «Брамос». Не исключены также заказы на поставку новых Су-30МК, уже адаптированных под КР «Брамос».

Вьетнам

Вьетнам стал активно закупать у России авиационную технику с середины 1990-х гг. после длительного периода спада в двустороннем ВТС. В 1995 г. Вьетнам приобрел в России первую партию из шести самолетов Су-27 (5 Су-27СК и один Су-27УБК) на сумму $150 млн. В начале 1997 г. Ханоем была закуплена вторая партия из шести Су-27 (5 Су-27СК и один Су-27УБК).

В декабре 2003 г. «Рособоронэкспорт» подписал контракт на поставку Вьетнаму четырех самолетов Су-30МК. Базовый вариант Су-30МК был адаптирован в соответствии с требованиями ВВС Вьетнама. Поставка была осуществлена в 2004 г.

С учетом стоимости базовой версии Су-30МК, авиационного вооружения, запасных частей и необходимых доработок в соответствии с требованиями вьетнамской стороны, стоимость контракта составила около $120 млн.

В начале 2009 г. был заключен контракт на поставку восьми Су-30МК2 (без авиационного вооружения) на сумму около $400 млн.

В феврале 2010 г. Россия и Вьетнам заключили контракт на поставку 12 истребителей Су-30МК2 и авиационного вооружения. Сумма сделки составляет около $1 млрд. Выполнение данного контракта будет осуществлено в 2011-2012 гг. Кроме того, Вьетнам получит авиационное вооружение и запчасти не только для этих самолетов, но и для истребителей, заказанных в 2009 г.

С учетом дополнительной закупки самолетов Су-30МК, компания «Сухой» ведет переговоры по созданию во Вьетнаме регионального центра технического обслуживания самолетов марки «Су».


Су-30МК2В

Малайзия

В 2003 г. был подписан контракт на поставку ВВС Малайзии 18 самолетов Су-30МКМ стоимостью около $910 млн. Поставки истребителей по данному контракту были завершены в 2009 г.

Истребитель Су-30МКМ (многоцелевой, коммерческий, малазийский) создан на базе истребителя Су-30МКИ, разработанного для ВВС Индии. В то же время, эта машина имеет ряд отличий, поскольку адаптирована под требования малазийских ВВС. В финальной части тендера Су-30МКМ соперничал с американским F/A-18E/F.

В рамках выполнения малазийского контракта было проведено большое количество технических переговоров с поставщиками иностранного оборудования на самолеты Су-30МКМ по его сопряжению на базе того опыта, который уже наработан по Су-30МКИ. Была проделана большая работа по организации международной кооперации.

Весной 2010 г. Малайзия объявила запрос на подачу предложений на новый тендер по поставке многофункциональных истребителей. В рамках закупки новых истребителей Министерство обороны Малайзии намерено закупить в общей сложности до 36 машин.

Претендентами на участие в новом тендере являются Су-30MKM, F/A-18E/F «Супер Хорнет», F-16C/D «блок-52» «Файтинг Фалкон», F-15 «Игл», JAS-39 «Грипен», «Рафаль» и EF-2000 «Тайфун». С учетом длительной эксплуатации самолетов Су-30MKM и F/A-18D «Хорнет» в составе ВВС Малайзии, а также стремлением руководства ВВС к унификации парка многоцелевых истребителей, более высокие шансы на победу в тендере имеют Су-30МКМ и F/A-18E/F «Супер Хорнет».


Су-30MKM

Алжир

В ноябре 2009 г. Россия передала ВВС Алжира последнюю партию истребителей Су-30МКА в рамках контракта, подписанного в 2006 г. на поставку 28 Су-30 МКА. В 2008 г. Алжир прислал заявку в ФСВТС о намерении приобрести дополнительную партию самолетов Су-30МКА.

В марте 2010 г. с Алжиром был заключен контракт на поставку 16 истребителей Су-30МКА, стоимость которого оценивается в сумму около $1 млрд. Этот контракт является реализацией опциона к подписанному в 2006 г. соглашению стоимостью около $1,5 млрд. на поставку 28 истребителей Су-30МКА. Поставки по новому контракту начнутся в 2011 г.

Ливия

Согласно последним данным, пакетный контракт на переговорах с Ливией включает, наряду с другими типами вооружения, 12-15 ед. Су-35 и 4 ед. Су-30МК.

Индонезия

В августе 2007 г. был заключен контракт на поставку Индонезии трех истребителей Су-30МК2 и трех Су-27СКМ. Три Су-30МК2 поставлены в 2008-2009 гг., а три Су-27СКМ будут переданы заказчику в 2010 г. Общая стоимость соглашения оценивается в $335 млн. Планируется, что после поставки всех истребителей они вместе с четырьмя ранее закупленными самолетам «Су» сформируют полноценную эскадрилью. Первые четыре истребителя (2 Су-27СК и 2 Су-30МК) были закуплены и поставлены ВВС Индонезии в 2003 г.

Су-35

Индонезия, как ожидается, в перспективе заключит новый контракт на поставку самолетов семейства Су-27/Су-30. В целом ВВС Индонезии планируют сформировать две эскадрильи, состоящие из российских самолетов (24 машины).

Венесуэла

В 2008 г. были завершены поставки ВВС Венесуэлы 24 истребителей Су-30МК2В по контракту, подписанному в 2006 г. После этого активизировались переговоры по поставке второй партии истребителей.

Венесуэла высказала намерение закупить 24 истребителей Су-30МК2/Су-35 (Венесуэла может стать первым заказчиком Су-35).

Возможно, новый контракт на поставку истребителей входит в пакетное соглашение на поставку нескольких типов вооружений, заключенное ходе визита в апреле 2010 г. в Венесуэлу премьер-министра РФ Владимира Путина. Поскольку официальных данных о подписании контракта по истребителям не имеется, на текущий момент эта программ пока отнесена в категорию перспективных закупок.

Истребители марки «Су» могут принять участие в ряде тендеров, планируемых к объявлению в ближайшей перспективе. Ниже перечислены только некоторые из них.

Бангладеш

Минобороны Бангладеш в феврале 2010 г. заявило о намерении обновить парк военных самолетов. Для этого страна планирует приобрести одну эскадрилью истребителей.

Сербия

Минобороны Сербии рассматривает возможность приобретения современных многоцелевых истребителей, способных выполнять задачи завоевания превосходства в воздухе, поражения наземных целей, а также ведения разведки. Тип и количество самолетов на текущий момент не определены. Среди возможных вариантов рассматриваются Су-30, МиГ-29, F-16 «Файтинг Фалкон», F-18E/F «Супер Хорнет», EF-2000 «Еврофайтер» и JAS-39 «Грипен.



Филиппины

ВВС Филиппин намерены восстановить парк истребительной авиации в рамках планируемой на 2011-2012 гг. программы закупок новых самолетов, общая стоимость которых составит около 50 млрд. филиппинских песо ($1,1 млрд.). Количество и тип истребителей, которые планируется закупить, пока не определены, однако рассматриваться будут доступные варианты, которые может себе позволить бюджет страны. Для реализации проекта ВВС планируют направить правительству запрос на выделение $1,1 млрд. отдельно от фондов, ассигнованных на осуществление программы модернизации ВС страны. Как ожидается, реализация проекта начнется в 2011 г. или 2012 г.

Су-35

С самолетом Су-35 компания «Сухой» связывает свое ближайшее будущее на мировом рынке истребителей. Эта машина должна занять место между многофункциональным истребителем Су-30МК и перспективным самолетом 5-го поколения.

Самолеты Су-35 позволят компании «Сухой» сохранить конкурентоспособность до выхода на рынок истребителя 5-го поколения. Основной объем экспортных поставок Су-35 можно прогнозировать на период 2013-2020 гг. Серийное производство планируется начать в конце 2010 года.

Поставки Су-35 на экспорт планируются в страны Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего Востока и Южной Америки. В числе первых возможных покупателей Су-35 следует отметить Венесуэлу и Ливию.



ПАК ФА

Заявленные технические характеристики ПАК ФА соответствуют, а по ряду параметров превосходят самый совершенный на сегодняшний день американский истребитель F-22, задачей которого является обеспечение превосходства в воздухе.

Самолеты F-16, F-15 и F/A-18 не смогут адекватно противостоять российскому истребителю. Что касается F-35, то он уже сейчас испытывает сложности в противодействии Су-35 с его низкой ЭПР. При дальнейшем планируемом ее снижении на ПАК ФА истребитель F-35 будет испытывать еще большие проблемы.

Россия может начать серийное производство истребителя пятого поколения к 2015 г.

В работе по программе ПАК ФА будет участвовать Индия. На текущий момент Россия и Индия договорились о вкладе каждой из сторон в проект создания истребителя пятого поколения. В 2010 г. Россия и Индия подпишут контракт по эскизно-техническому проекту истребителя 5-го поколения. Новым аспектом в программе является то, что ВВС Индии заявили о намерении принять на вооружении как двухместную версию (что планировалось первоначально, согласно планам строительства индийских ВВС), так и одноместную.

Ориентировочно общий объем производства за 25-35 лет может составить не менее 600-700 машин, а рынок в целом – более 1 тыс. самолетов. Объем закупок со стороны Индии составит не менее 250 ед.

Совместная работа будет вестись над обеими версиями самолета. На первом этапе стороны будут заниматься только одноместной версией ПАК ФА, а работы над двухместной машиной начнутся позднее. Причем для ВВС Индии будут производиться обе версии. Индийские ВВС уже сформулировали технические требования к своей одноместной версии и передали соответствующую документацию российской стороне.

Компания ХАЛ, которая будет участвовать в программе разработки со стороны Индии, рассчитывает передать первый самолет национальным ВВС в 2017 г.

Несмотря на то, что Россия выбыла из тендера ВВС Бразилии по закупке самолетов в рамках программы F-X, не исключен вариант того, что в перспективе Бразилия присоединится к РФ и Индии по программе ПАК ФА. По имеющимся данным, Бразилия рассматривает такую возможность.


ПАК ФА

РСК «МИГ» НА МИРОВОМ РЫНКЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ

В сегменте машин среднего класса основной программой РСК «МиГ» на перспективу является истребитель МиГ-35. Это новый продукт, ориентированный как на потребности ВВС России, так и для удовлетворения запросов инозаказчиков. Вторым крупнейшим проектом, также ориентированным как на внутренний, так и на внешний рынок, является программа МиГ-29К/КУБ.

МиГ-35

МиГ-35 участвует в тендере ВВС Индии на поставку 126 средних истребителей. В случае победы в тендере индийской стороне будет передана самая глубокая лицензия на производство МиГ-35.

На перспективу Йемен рассматривается как потенциальный заказчик МиГ-35.

В феврале 2009 г. Министерство обороны Хорватии из-за экономического кризиса приняло решение отложить начало запланированного на вторую половину 2009 г. тендера на закупку 12 многоцелевых истребителей на срок от двух до пяти лет. Согласно последней оценке, проведенной МО Хорватии, стоимость программы закупки составит около 5 млрд. хорватских кун ($844 млн.). Ранее проект оценивался в 2,64 млрд. хорватских кун. В перспективе количество приобретаемых самолетов может быть увеличено до 16 или 18 ед. (12-14 одноместных и 4 двухместных). В тендере намерены принять участие РСК «МиГ» с МиГ-35, «Локхид Мартин» с F-16 «блок-52» «Файтинг Фалкон», СААБ с JAS-39C/D «Грипен», «Дассо» с истребителем «Рафаль», консорциум «Еврофайтер» с EF-2000 «Тайфун».


МиГ-35

МиГ-29

МиГ-29 производится серийно с 1982 г. Начало работ по созданию МиГ-29 – 1970 г. Первый полет опытного истребителя МиГ-29 (серия 9 -12) состоялся в 1977 г. Всего изготовлено более 1500 самолетов МиГ-29 различных модификаций. Самолет поставлен более чем в 20 стран в количестве более 550 единиц (без учета стран СНГ).

В настоящее время Министерство обороны Йемена ведет переговоры с Россией о закупке большой партии вооружений на общую сумму до $1 млрд. В том числе предполагается закупка очередной партии истребителей

МиГ-29

Одним из самых перспективных партнеров России на Ближнем Востоке является Сирия. Сирия рассматривается как потенциальный заказчик до 50 МиГ-29СМТ.

Заказчиком МиГ-29 могут также стать (при определенных условиях) ВВС Египта, однако на этом рынке Россия столкнулась с жесткой конкуренцией со стороны Китая.


МиГ-29


В рамках реализации заказа на модернизацию и поставку ВМС Индии ТАКР «Адмирал Горшков», корпорация «МиГ» в 2004 г. подписала контракт на поставку в Индию 16 палубных истребителей (12 одноместных боевых МиГ-29К и 4 двухместных учебно-боевых МиГ-29КУБ). Стоимость контракта на поставку авиационной группы составляет $700 млн. В 2010 г. был реализован опцион на поставку еще 29 МиГ-29К. Всего же в перспективе ВМС Индии планируют иметь на вооружении до 50 МиГ-29К/КУБ.

РСК «МиГ» реализует несколько крупных экспортных контрактов по модернизации самолетов «МиГ» (эти программы приводятся для справки). В частности, осуществляется масштабная программа по модернизации парка МиГ-29 ВВС Индии (всего 63 ед. на сумму $964 млн.) и ВВС Перу (19 МиГ-29 на сумму $106 млн.). Программы модернизации или ремонта МиГ-29 за последние пять лет реализованы с Болгарией, Венгрией, Йеменом, Сербией, Польшей, Словакией, Эритреей.

Как уже было сказано выше, за все время существования программы МиГ-29, на экспорт поставлено в общей сложности более 550 ед. МиГ-29 (без учета стран СНГ). Ниже приведена таблица по контрактам и поставкам истребителей МиГ-29 различных модификаций за последние 10 лет.



МИРОВОЙ ЭКСПОРТ НОВЫХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ В 2010-2013 гг. ПРОГНОЗ ПОСТАВОК РОССИЙСКИХ МНОГОЦЕЛЕВЫХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ.

Компания «Сухой»


Доля «Сухого» в стоимостном объеме мирового экспорта новых многофункциональных истребителей в предстоящий 4-летний период (2010-2013 гг.) составит 14,5%, в количественном отношении – 21,3%.

В 2010-2013 гг. для инозаказчиков прогнозируется поставка 175 новых истребителей марки «Су» на сумму $7,72 млрд.

В целом объем мирового экспорта новых многофункциональных истребителей в период 2010-2013 гг. составит 821 ед. на сумму $53,32 млрд.

При подсчете рынка учтены поставки только новых машин по уже заключенным контрактам, лицензионные программы, а также планируемые поставки по контрактам, которые находятся на завершающей стадии обсуждения.

Компания «Сухой» может повысить свою долю на мировом рынке истребителей в 2010-2013 гг. в случае победы в тендере, проводимом Минобороны Малайзии.

РСК «МиГ»

Доля РСК «МиГ» в стоимостном объеме мирового экспорта новых истребителей в предстоящий 4-летний период (2010-2013 гг.) составит 4,5%, в количественном отношении – 6,9%. В 2010-2013 гг. для инозаказчиков будет поставлено 57 новых истребителей марки «МиГ» на сумму $2,41 млрд.

В случае победы в тендере ВВС Индии на поставку 126 средних многофункциональных истребителей, РСК «МиГ» существенно увеличит свою долю на рынке в период после 2013 г., поскольку основная часть поставок планируется на 2014 г. и далее.

ОБЩИЙ ОБЪЕМ ПОСТАВОК РОССИЙСКИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ

Общее количество прогнозируемых экспортных поставок Россией новых многофункциональных истребителей «Су» и «МиГ» в 2010-2013 гг. (с учетом лицензионных программ), оценивается в 232 машины на сумму $10,124 млрд. Это составит, соответственно, 28,25% от общего количества новых истребителей, поставленных на экспорт всеми мировыми компаниями. В стоимостном выражении доля России оценивается в 19%. Эта доля может существенно увеличиться в случае победы Су-30МК в тендере ВВС Малайзии, а также МиГ-35 в тендере ВВС Индии.

В целом следует отметить, что за счет расширения географии поставок России удалось компенсировать потери, связанные с отсутствием заказов со стороны Китая, который вплоть до 2005 г. являлся крупнейшим импортером российских истребителей. Хотя доля России на мировом рынке несколько снизилась, в стоимостном выражении наблюдается существенный рост поставок.

Для сравнения: в 2006-2009 гг. доля истребителей «Су» и «МиГ» на мировом рынке новых истребителей в количественном отношении составила 32,9% (159 ед.) и 24,3% – в стоимостном ($6,76 млрд.). Всеми поставщиками в 2006-2009 гг. на экспорт было поставлено 483 новых истребителя на сумму $27,82 млрд.

В 2002-2005 гг. доля истребителей «Су» и «МиГ» на мировом рынке новых истребителей в количественном отношении составила 39,3% (259 ед.) и 31,6%.в стоимостном ($7,79 млрд.). Всеми поставщиками в 2002-2005 гг. на экспорт было поставлено 659 новых истребителей на сумму $24,62 млрд.


МиГ-29.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успешное продвижение продукции российского самолетостроения на мировой рынок многофункциональных истребителей на рубеже 2015 г. и далее связано с самолетами семейства «Су» (прежде всего Су-35), семейства «МиГ» (прежде всего МиГ-35), а также ПАК ФА.

В сегменте машин среднего класса основной программой РСК «МиГ» на перспективу является истребитель МиГ-35. Вторым крупнейшим проектом, также ориентированным как на внутренний, так и на внешний рынок, является программа МиГ-29К/КУБ.

Достаточно крупная ниша на среднесрочную перспективу останется за истребителем МиГ-29 различных модификаций. Основная борьба за заказы на МиГ-29 развернется с Китаем на рынках относительно небогатых стран третьего мира.

В сегменте машин тяжелого класса предложенная к продаже линейка находящихся в производстве истребителей семейства «Су», а также выработанный руководством «Сухого» рациональный график поступления на рынок новых машин, обеспечит компании прочные позиции на мировом рынке многофункциональных истребителей в ближнесрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Следует отметить, что компании «Сухой» во главе с Михаилом Погосяном удалось рассчитать и спланировать на перспективу поступление новых машин марки «Су» в оптимальные сроки в условиях выхода на рынок американского истребителя пятого поколения F-35.

Руководство «Сухого» сделало громадный технологический и маркетинговый задел для того, чтобы компания на обозримый период сохранила за собой прочные позиции одного из лидеров на мировом рынке тяжелых многофункциональных истребителей.

Компания «Сухой» адекватно отреагировала на стремление стран-покупателей к диверсификации входящих в состав авиакомплексов комплектующих (системам управления вооружением, навигации, связи, средствам поражения), что существенно повысило экспортный потенциал российской авиатехники.