Медленная, но упорная поступь экзоскелетов

59
Спустя полвека после начала работ в области экзоскелетов первые образцы этой аппаратуры готовы отправиться на полноценную работу. Компания Lockheed Martin недавно похвасталась тем, что ее проект HULC (Human Universal Load Carrier – Универсальная погрузочная несущая система для человека) уже не только прошел проведенные совместно с Пентагоном полевые испытания, но и уже готов к серийному производству. Экзоскелету HULC сейчас «дышат в спину» сразу несколько аналогичных проектов других фирм. Но такое обилие конструкций было не всегда.

Медленная, но упорная поступь экзоскелетов


Собственно идея создания какого-либо прибора, который мог бы надеваться человеком и значительно улучшать его физические качества, появилась в первой половине прошлого века. Однако до определенного времени она была всего лишь очередной придумкой писателей-фантастов. Разработка практически применимой системы была начата только в самом конце пятидесятых годов. Компания General Electric под эгидой американского военного ведомства развернула проект под названием Hardiman. Техническое задание было смелым: экзоскелет от GE должен был позволять человеку оперировать с грузами весом до полутора тысяч фунтов (около 680 килограмм). В случае удачного завершения проекта экзоскелет Hardiman имел бы замечательные перспективы. Так, военные предполагали использовать новую технику для облегчения работы оружейников в военно-воздушных силах. Кроме того, «в очереди» стояли атомщики, строители и представители массы других отраслей. Но даже через десять лет после начала программы инженерам «Дженерал Электрик» так и не удалось воплотить в металле все задуманное. Было построено несколько прототипов, в том числе и рабочая механическая рука. Огромная клешня «Хардимена» имела гидравлический привод и могла поднимать 750 фунтов груза (примерно 340 кг). На основе одной работоспособной «перчатки» можно было создать и вторую. Но перед конструкторами встала другая проблема. Механические «ноги» экзоскелета никак не хотели работать правильно. Прототип Hardiman с одной рукой и двумя ногами-опорами весил под 750 килограммов, при этом максимальная расчетная грузоподъемность была меньше собственного веса. Из-за такого веса и особенностей центровки экзоскелета при подъеме груза зачастую вся конструкция начинала вибрировать, что несколько раз приводило к опрокидыванию. С горькой иронией авторы проекта назвали это явление «механической пляской святого Витта». Как ни бились конструкторы General Electric, им так и не удалось справиться с центровкой и вибрациями. В самом начале 70-х проект Hardiman был закрыт.



В последующие годы работы в направлении экзоскелетов шли неактивно. Ими время от времени начинали заниматься различные организации, но почти всегда должного результата не следовало. При этом не всегда целью создания экзоскелета было его военное применение. В 70-х годах сотрудники Массачусетского технологического университета без особых успехов разрабатывали аппаратуру подобного класса, предназначенную для реабилитации инвалидов с повреждениями опорно-двигательного аппарата. К сожалению, тогда на пути инженеров тоже оказались проблемы синхронизации различных узлов костюма. Следует отметить, что у экзоскелетов есть целый ряд характерных особенностей, которые ни капли не облегчают их создание. Так, значительное улучшение физических возможностей человека-оператора требует соответствующего источника энергии. Последний, в свою очередь, увеличивает габариты и собственный вес всего аппарата. Вторая загвоздка кроется во взаимодействии человека и экзоскелета. Принцип работы такой аппаратуры выглядит следующим образом: человек совершает какое-либо движение рукой или ногой. Специальные датчики, связанные с его конечностями, принимают этот сигнал и передают соответствующую команду на исполнительные элементы – гидро- или электрические механизмы. Одновременно с подачей команд эти же датчики следят за тем, чтобы движение манипуляторов соответствовало движениям оператора. Кроме синхронизации амплитуд движений перед инженерами стоит вопрос временного соответствия. Дело в том, что любая механика имеет некоторое время реакции. Поэтому его нужно минимизировать с целью достаточного удобства пользования экзоскелетом. В случае с небольшими компактными экзоскелетами, на которые сейчас делается упор, синхронизация движений человека и машины имеет особый приоритет. Поскольку компактный экзоскелет не позволяет увеличить опорную поверхность и т.п., механика, которая не успевает двигаться вместе с человеком, может неблагоприятно сказаться на использовании. К примеру, несвоевременное движение механической «ноги» может привести к тому, что человек попросту потеряет равновесие и упадет. И это еще далеко не все проблемы. Очевидно, что нога человека имеет меньше степеней свободы, нежели рука, не говоря уже о кисти и пальцах.



Новейшая история экзоскелетов военного назначения началась в 2000 году. Тогда американское агентство DARPA инициировало начало программы EHPA (Exoskeletons for Human Performance Augmentation – Экзоскелеты для увеличения производительности человека). Программа EHPA была частью более масштабного проекта Land Warrior, предусматривавшего создание облика солдата будущего. Однако в 2007 году «Лэнд уорриор» был отменен, но его экзоскелетная часть была продолжена. Целью проекта EHPA было создание т.н. полного экзоскелета, имевшего в своем составе усилители для рук и ног человека. При этом какое-либо вооружение или бронирование не требовалось. Ответственные лица DARPA и Пентагона прекрасно понимали, что нынешнее состояние дел в области экзоскелетов попросту не позволяет оснащать их дополнительными функциями. Поэтому техническое задание по программе EHPA подразумевает только возможность длительной переноски солдатом в экзоскелете груза массой около 100 килограммов и повышение его скорости передвижения.

Свое желание участвовать в разработке новой техники выразили компания Sacros и университет Беркли (США), а также японская Cyberdyne Systems. С момента начала программы прошло двенадцать, лет и за это время состав участников претерпел некоторые изменения. К настоящему времени Sacros вошла в состав концерна Raytheon, а отдел университета под названием Berkeley Bionics стал подразделением Lockheed Martin. Так или иначе, сейчас существует три прототипа экзоскелетов, созданных по программе EHPA: Lockheed Martin HULC, Cyberdyne HAL и Raytheon XOS.



Первый из перечисленных экзоскелетов – HULC – не в полной мере отвечает требованиям DARPA. Дело в том, что25-килограммовая конструкция имеет в своем составе только систему поддержки спины и механические «ноги». Поддержка рук в HULC не реализована. В то же время, физические возможности оператора HULC повышаются за счет того, что через систему поддержки спины большая часть нагрузки на руки передается на силовые элементы экзоскелета и в итоге «уходит» в землю. Благодаря примененной системе солдат может нести на себе до 90 килограмм груза и при этом испытывать нагрузку, отвечающую всем армейским нормативам. HULC оснащается литий-ионным аккумулятором, емкости которого хватает на работу в течение восьми часов. В экономном режиме человек в экзоскелете может ходить со скоростью в 4-5 километров в час. Максимально возможная скорость HULC составляет 17-18 км/ч, однако такой режим работы системы значительно сокращает время функционирования от одной зарядки аккумуляторов. В будущем «Локхид Мартин» обещают оснастить HULC топливными элементами, емкости которых будет хватать на сутки работы. Кроме того, в последующих версиях конструкторы обещают «роботизировать» руки, что значительно повысит возможности пользователя экзоскелета.



Компания Raytheon на данный момент представила два в некоторой мере похожих экзоскелета с индексами XOS-1 и XOS-2. Они отличаются массогабаритными параметрами и, как следствие, рядом практических характеристик. В отличие от HULC, семейство XOS оснащено системой разгрузки рук. Оба этих экзоскелета могут поднимать вес, сравнимый с их собственной массой около 80-90 килограмм. Примечательно, что конструкция обоих XOS позволяет устанавливать на механические руки различные манипуляторы. Следует заметить, что XOS-1 и XOS-2 пока что имеют значительное энергопотребление. Из-за этого они пока не являются автономными и требуют внешнего питания. Соответственно, о максимальной скорости перемещения и времени работы от батарей речи пока не идет. Зато, как считают в Raytheon, необходимость в питании по кабелю не станет препятствием для использования XOSов на складах или военных базах, где есть соответствующий источник электроэнергии.



Третий образец программы EHPA – Cyberdyne HAL. На сегодняшний день актуальной является версия HAL-5. Этот экзоскелет в некоторой мере является смесью первых двух. Как и HULC, он имеет возможность автономного использования – аккумуляторов хватает на 2,5-3 часа. С семейством XOS разработку Cyberdyne Systems объединяет «полнота» конструкции: в ее составе есть системы поддержки и рук, и ног. Однако грузоподъемность HAL-5 не превышает пары десятков килограмм. Похожим образом дело обстоит и со скоростными качествами этой разработки. Дело в том, что японские конструкторы сделали упор не на военное использование, но на реабилитацию инвалидов. Очевидно, что таким пользователям высокая скорость или грузоподъемность попросту не нужна. Соответственно, если HAL-5 в нынешнем своем состоянии заинтересует военных, можно будет сделать на его основе новый экзоскелет, заточенный под военное применение.

Из всех представленных на конкурс EHPA вариантов перспективных экзоскелетов до испытаний совместно с военными пока дошел только HULC. Ряд особенностей прочих проектов все еще не позволяют начать их полевые испытания. В сентябре несколько комплектов HULC будет отправлено в части с целью изучения особенностей работы экзоскелета в реальных условиях. Если все пройдет без проблем, то в 2014-15 годах будет начато крупносерийное производство.

А тем временем у ученых и конструкторов появятся более совершенные концепции и конструкции. Наиболее ожидаемым нововведение в области экзоскелетов являются роботизированные перчатки. Имеющиеся манипуляторы пока не слишком удобны для использования инструментов и тому подобных объектов, предназначенных для ручного применения. При этом создание таких перчаток связано с рядом трудностей. В целом, они аналогичны тем, какие имеются и у других агрегатов экзоскелета, но в данном случае проблемы синхронизации усугубляются большим количеством механических элементов, особенностями движения кисти человеческой руки и т.д. Следующим этапом в развитии экзоскелетов будет создание нейроэлектронного интерфейса. Сейчас управление движениями механики осуществляется при помощи датчиков и следящих приводов. Более удобным инженерам и ученым видится применение системы управления с электродами, снимающими нервные импульсы человека. Среди прочего такая система позволит снизить время реакции механизмов и, как следствие, повысить эффективность работы всего экзоскелета.

Что касается практического применения, то за последние полвека воззрения на него почти не поменялись. По-прежнему основными пользователями перспективных систем считаются военные. Они могут использовать экзоскелеты для погрузочно-разгрузочных работ, подготовки боеприпасов, а кроме того, и в боевой обстановке, для повышения возможностей бойцов. Надо заметить, грузоподъемность экзоскелетов будет полезна не только военным. Широкое распространение техники, позволяющей человеку значительно увеличивать свои физические возможности, способно изменить облик всей логистики и грузоперевозок. К примеру, время на загрузку грузового полуприцепа при отсутствии автопогрузчиков уменьшится на десятки процентов, что повысит эффективность всей системы перевозок. Наконец, экзоскелеты с управлением при помощи нервных импульсов помогут инвалидам-опорникам снова зажить полной жизнью. Причем большие надежды возлагаются именно на нейроэлектронный интерфейс: при повреждениях позвоночника и т.п. травмах сигналы от мозга могут не доходить до определенного участка тела. Если же «перехватывать» их до поврежденного участка нерва и посылать на систему управления экзоскелетом, то человек перестанет быть прикованным к инвалидному креслу или кровати. Таким образом, военные разработки в очередной раз могут улучшить жизнь не только военным. Только пока, строя большие планы, следует помнить об опытной эксплуатации экзоскелета Lockheed Martin HULC, которая начнется только осенью. По ее результатам можно будет судить и о перспективах всей отрасли, и об интересе к ней со стороны потенциальных пользователей.


По материалам сайтов:
http://darpa.mil/
http://davidszondy.com/
http://lockheedmartin.com/
http://raytheon.com/
http://cyberdyne.jp/
http://rosbalt.ru/




59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. snek
    +11
    13 июня 2012 08:17
    Для логистики вещь очень полезная. До боевого применения еще немного далековато, но лет через 5-10 - это тоже будет вполне реально.
    1. +8
      13 июня 2012 08:30
      Ну не знаю!Экзоскилеты хороши для людей с ограничеными возможностями. А в армии на экзоскилет я бы не стал надеется. Пока ты в нем работаеш все хорошо, а вот когда его выведут из троя своих сил для решения проблемы будет уже мало.
      1. snek
        +19
        13 июня 2012 08:37
        Так про любую технику можно сказать: "Пока танк целый - это все хорошо, а вот подобьют его - и все". Я рассматриваю экзоскелет, как средство повышения мобильности пехоты. Представьте пришлось сделать маршбросок в километров 10-20 с полной экипировкой (бронижилет, оружие, патроны, снаряжение). Если речь не о каких-то супер спецах, то после этого нужно время чтобы отдохнуть, прежде чем отряд сможет полноценно вести бой. Экзоскелет же отчасти решает эту проблему. Плюс он может снизить численность рачетов минометов, пулеметов и другого тяжелого оружия пехоты.
        Короче говоря - направление очень перспективное и просто так отмахиваться от него не стоит.
      2. Алексей67
        +9
        13 июня 2012 08:37
        Цитата: tronin.maxim
        Пока ты в нем работаеш все хорошо, а вот когда его выведут из троя своих сил для решения проблемы будет уже мало.

        Ну здоровый боец тоже не сравним с раненым. Уровень технологии и материалов развивается очень быстро, так что не исключено, что мы увидим экзоскелеты в Российской армии в ближайшее десятилетие. wink Жизнь диктует необходимость их применения: увеличение массы, переносимого вооружения и снаряжения, защита военнослужащего и многое другое.
        1. +9
          13 июня 2012 08:47
          Ну если экзоскилеты смогут работать в наших постояно паршивых условиях то я согласен на это посмотреть!
          1. Алексей67
            +8
            13 июня 2012 08:52
            Цитата: tronin.maxim
            Ну если экзоскилеты смогут работать в наших постояно паршивых условиях то я согласен на это посмотреть!

            Максим, а чем наши (российские) условия полевых выходов и марш-бросков, которые Вы называете "постоянно паршивыми" отличаются от тех же условий в Америке или Европе, которые тоже "идеальными" не назовешь? Те же осадки, грязь и пыль winked
            1. +4
              13 июня 2012 09:05
              В России тоже велись подобные исследования. На сегодняшний день есть несколько очень серьезных проблем. Электромеханический:
              1. Большой вес батарей.
              2. Огранниченность использования емкостью непосредственно батарей., время зарядки, способ зарядки.
              Гидравлика.
              1. Очень большой вес.
              2. Замкнутый гидравлический контур очень капризен к переменам погоды т. к. изменяются вязкосные характеристики рабочей жидкости.
              3. Давление и температура жидкости внутри замкнутого контура при прорыве РВД может нанести тяжелые травмы человеку.
              Так что пока с такими проблемами все создается только в качестве эксперимента, а это очередной распил бабла по амеровски.
              1. snek
                +13
                13 июня 2012 09:20
                Паровоз. Описанные Вами проблеммы имеют место быть, но все они решаются. Вот например по поводу энергоснабжения для HULC:
                Lockheed originally rolled out HULC in 2010, but in a heavier, bulkier form that tended to run down its batteries in just an hour. The current model can go for up to eight hours “on the march,” and lasts “days and days” on a single charge if you’re just standing guard with a machine gun. Lockheed is still working on a fuel cell meant to provide 72 hours of power in even the most strenuous conditions.

                взято: http://www.wired.com/dangerroom/2012/05/combat-exoskeleton-afghanistan/
                Все переводить лень, но суть такова: версия экзоскелета 2010 могла работать только 1 час, нынешняя уже может 8 час (подразумевается 8 часов активного использования) на данный момент ведутся работы по доведению этого времени до 72 часов. Пока одни видят проблемы, другие ищут решения.
                Цитата: Паровоз
                Так что пока с такими проблемами все создается только в качестве эксперимента, а это очередной распил бабла по амеровски.

                На HULC тратятся смешные по меркам штатов деньги - на апгрейженую версию (которая 8 часов бегает) локхидам дали 1.1 миллион. А вообще я замечаю эту нехорошую тенденцию если штаты в чем-то опережают - то у нас это сразу объявляют распилом: Стелс - про него говорили, что это чуть-ли не хитрая подстава американцев наешй разведкой, мол слили им бесполезную технологию, а сейчас мы строим т-50. БПЛА - тоже сколько крику: распил, только против папуасов, РЭБ все это на раз убьет, а потом почему-то у Израиля закупать начали. Короче работать надо и пытаться догонять.
                1. +3
                  13 июня 2012 09:29
                  Дело не в том что мы отстаем. Если то что я видел на 1 фото есть прототип для армии, гидравлический, то данные нароботки есть и у нас, к сожалению не могу прислать фото разработки нашего КБ еще в 2002 году. Но поверьте он есть. И проблемы я описываю именно те с которыми мы сейчас пытаемся справится, хотя программу и притормозили. Так что это решение ни 1 дня и у нас и у амеров. А акума на 72 часа тоже понятие относительное, она может и 72 часа проработать в идеальных условиях, а на морозе и 1 час не прожить.
                  1. snek
                    +3
                    13 июня 2012 09:41
                    Я верю, что у нас разработки есть. Понимаете, дело в инерции. Положим действительно в 2002 году у нас был прототип. 2002 - это уже наше достаточно не бедное время, когда государство уже начало тратится на армию, но, судя по всему (если я не прав - поправьте) дело на том и остановилось - на прототипе. Американцы программу начали в 2000-м, так что может даже они и отставали, но сейчас активно испытывают, постоянно выявляя проблемы и ища им решения. Повторюсь про батареи 2010 - 1 час, 2012 - 8 часов. Даже если у них не получится сразу перевести на 72 часа, а получится только на 12 или 15 - сама динамика впечатляет. Их руководство, их генералы осознают, что это, для чего это и готовы на это тратится в результате у них инерция движения, а у нас инерция покоя. И преодолеть ее будет очень сложно.
                    1. +4
                      13 июня 2012 10:23
                      Цитата: snek
                      Понимаете, дело в инерции. Положим действительно в 2002 году у нас был прототип. 2002 - это уже наше достаточно не бедное время, когда государство уже начало тратится на армию, но, судя по всему (если я не прав - поправьте) дело на том и остановилось - на прототипе.

                      Вы правы. Инерция у нашего МО очень велика, да и желания как у беременной меняются каждые 15 минут. В 2002 у нас был заказ на прототип экзоскелета, их изготовили 9 штук на испытания, испытания прошли успешно, пришел лист согласований на изменения и доработку конструкции, мы её доработали по требованиям (ввели вторичный контур чтоб при повреждении маслопровода включался резерв, Новосибирские химики разработали новую жидкость с расширенными характеристиками, и.т.д) когда нужно было выпускать на испытание доработанные нам ограничили финансирование и прототипы так и остались на полке. Но в принципе мы для себя их откатали и получилось очень даже неплохо. Так что в случае чего наладить выпуск промышленно не составит труда тем более не такое уж технологичное изделие.
                      1. snek
                        +5
                        13 июня 2012 10:37
                        Цитата: Паровоз
                        В 2002 у нас был заказ на прототип экзоскелета, их изготовили 9 штук на испытания, испытания прошли успешно

                        К сожалению - это наш типичный бардак. Если не собираешься в серьез принимать экзоскелеты - зачем заказывать разработку? Если собираешься - зачем прикрываешь лавочку после успешных испытаний? У наших военных верхов мышление какое-то догонятельное. С теми же БПЛА - увидели как успешно применяется и сразу же бурная деятельность - дгнать и перегнать. ДУмаю когда штаты примут на вооружение наши тоже вновь встрепенутся и тогда вашу разработку быстро вспомнят (хотя есть риск, что начнут закупать на за рубежом причем не просто для ознакомления). А ведь сам по себе экзоскелет, как и любая другая техника - это лишь вершина айсберга. А подводная его часть состоит из:
                        - налаженного производства
                        - налаженной инфраструктуры обслуживания (производство забчастей, обученый персонал по ремонту и обслуживанию)
                        - курсы обучения непосредственных пользователей (солдат)
                        - внесение соответствующих корректировок в обучение командующего состава всех уровней с учетом оптимального использования преимуществ, которые дает экзоскелет.
                        - накопленный опыт боевого применения
                        и т.д. и т.п. А все это за пару дней и даже за пару лет не сделаешь
                      2. Игорек
                        0
                        13 июня 2012 11:00
                        Цитата: Паровоз
                        их изготовили 9 штук на испытания, испытания прошли успешно


                        А вы можете раскрыть ТТХ этих экзоскелетов или это секретная информация?
                      3. snek
                        +2
                        13 июня 2012 11:08
                        Цитата: Игорек
                        А вы можете раскрыть ТТХ этих экзоскелетов или это секретная информация?

                        Присоединяюсь
                      4. +2
                        13 июня 2012 11:11
                        Если я это сделаю то меня ждет судьба тех кто Булаву продал. я работаю в этом КБ, в параллельной группе. Так что извините пока официально не презентовали не могу ни как.
                        Цитата: snek
                        К сожалению - это наш типичный бардак.

                        С этим не поспорить. Он всегда был так что приходится с ним мирится.
              2. Tirpitz
                +2
                13 июня 2012 09:50
                Дорогу осилит идущий.
              3. +1
                13 июня 2012 13:49
                а если не секрет какой тип батарей вы использовали.
    2. +2
      13 июня 2012 09:34
      Надеюсь наши разведчики уже работают по "приобретению" документации экзоскелета laughing
    3. -2
      13 июня 2012 13:10
      Цитата: snek
      Для логистики вещь очень полезная.


      не вижу ничего полезного...пара-тройка бойцов личного состава легко и быстро выполнит аналогичную работу по перетаскиванию грузов..и что самое главное, без всяких заморочек типа одевания-переодевания дорогостоящего девайса, который предварительно тоже надо как то притащить на место работы...для работ на складе тоже бесполезная вещь - автопогручик будет вне конкуренции...
      1. +6
        13 июня 2012 14:09
        Цитата: Krilion
        не вижу ничего полезного...пара-тройка бойцов личного состава легко и быстро выполнит аналогичную работу по перетаскиванию грузов..и что самое главное, без всяких заморочек типа одевания-переодевания дорогостоящего девайса, который предварительно тоже надо как то притащить на место работы...для работ на складе тоже бесполезная вещь - автопогручик будет вне конкуренции...

        - служили хоть? Танк в полевых условиях ремонтировать приходилось? Или почти вручную заряжать "Грады"?
        Цитата: Krilion
        пара-тройка бойцов личного состава легко и быстро выполнит аналогичную работу по перетаскиванию грузов..

        - пусть солдаты таскают, надорвутся или травмируются - бабы новых родят? Иди-ка послужи, потом свое мнение выкладывать будешь.
        Цитата: Krilion
        без всяких заморочек типа одевания-переодевания дорогостоящего девайса,

        - там одевать-переодевать у япов посмотри, уж потрудись, проще даже чем обычную одежду на себя натянуть.
        Цитата: Krilion
        который предварительно тоже надо как то притащить на место работы...

        - зачем? На себя натянул и ходи, даже рук своих чувствовать не будешь, настолько легко будешь двигаться (ну когда до ума доведут, а до ума доведут не завтра, так послезавтра.
        Хоть чуть-чуть изучите материал для спора, да и заодно матчасть в области физики, механики и теории управления подтяните, потом добро пожаловать встревать в спор.
      2. snek
        +6
        13 июня 2012 15:05
        Цитата: Krilion
        не вижу ничего полезного...пара-тройка бойцов личного состава легко и быстро выполнит аналогичную работу по перетаскиванию грузов..

        А десяток лошадей заменит грузовик и никаких проблем с запчастями, ГСМ и т.д. - может к конной тяге стоит вернуться?
        1. +3
          13 июня 2012 15:54
          Цитата: snek
          Цитата: Krilion
          не вижу ничего полезного...пара-тройка бойцов личного состава легко и быстро выполнит аналогичную работу по перетаскиванию грузов..

          А десяток лошадей заменит грузовик и никаких проблем с запчастями, ГСМ и т.д. - может к конной тяге стоит вернуться?

          - во-во -))))))))))). В глаз-)))))
  2. vostok-47
    -2
    13 июня 2012 08:51
    Насмотрелись фильмов "Железный человек"..... Это можно пробовать только лет так через 200, когда человек разучиться ходить(причин для этого много)
    1. snek
      +3
      13 июня 2012 09:03
      Цитата из статьи:
      Новейшая история экзоскелетов военного назначения началась в 2000 году. Тогда американское агентство DARPA инициировало начало программы EHPA (Exoskeletons for Human Performance Augmentation – Экзоскелеты для увеличения производительности человека)

      Так что железный человек к этому не имеет никакого отношения. Кстати, насколько я знаю, впервые в фантастике экзоскелет описан в отличном романе Хайлайна Звездый десант (Star ship troopers). Ну а насчет "разучится ходить" - автомобили появились даже не смотря на то, что челове вроде бы ходить не разучился.
      1. Helg
        +2
        13 июня 2012 15:49
        Очень много внимания "развитым" экзоскелетам уделено так же в серии книг Вархаммер 40000.
        1. snek
          +1
          13 июня 2012 16:25
          Цитата: Helg
          Очень много внимания "развитым" экзоскелетам уделено так же в серии книг Вархаммер 40000.

          Есть такое
          В старкрафте терраны их используют
          в фоллауте - братство стали и анклав
          Хотя по сути и у Хайлайна,и в сорокотысячнике и во всем остальном это не экзоскелеты, а такназываемая силовая броня (power armour). Силовая броня обеспечивает как силу и выносливость, так и защиту. Тут же пока речь идет только о силе и выносливости.
          Экзоскелет - это тоже не совсем правилное определение - потому что собственно скелет не дает силы, ее дают мышцы, так что наиболее правильным представляется термин силовой экзоскелет Power exoskeleton
  3. biglow
    -3
    13 июня 2012 09:32
    нынешние технологии вряд ли смогут привести к появлению серийных образцов.Это как с электромобилями -так и остались игрушкой для больших городов с развитой инфраструктурой .
    1. Tirpitz
      +1
      13 июня 2012 09:49
      Всему свое врямя. Вспомните про первый самолет братьев Райт, он пролеткл 150м на высоте до 15м.
    2. +2
      13 июня 2012 18:34
      Пока нефть не закончится дело по разработке источников питания с места особо не сдвинется. Правительство США не позволит разработать батареи, потому что сделав их высоко емкими по новейшим технологиям, эти же аккумы начнут ставить по лицензии в автомобили. Вы никогда не задумывались почему за столько лет не было разработано ни одной альтернативы бензину? Точнее разработаны были, но проекты эти просто похоронили. Да все потому что нефть является огромным источником прибыли и если автомобили вдруг станут электрическими то страны потеряют ОГРОМНЫЕ деньги, поэтому ждем пока нефть перекачают всю, лет 100 точно ждать будем.
  4. +4
    13 июня 2012 09:58
    За экзоскелетами с интегрированной системой связи, позиционарования и возможно определения "свой-чужой" однозначно будущее. Это позволит расширить вооружение стрелка и увеличить боекомплект и повысить защищенность. При чем это всё ближайшие перпективы.
  5. Игорек
    +3
    13 июня 2012 10:08
    А что у нас по экзоскелетам?Наверное как всегда будет к 202ХХХХХ году.
    1. Свистоплясков
      +10
      13 июня 2012 10:26
      Цитата: Игорек
      А что у нас по экзоскелетам?

      Наверное ещё не "превосходят мировые аналоги" вот и не выкатывают их!
      1. Игорек
        +6
        13 июня 2012 10:29
        Хотя бы нормальные протезы научились бы делать,а то все импортное,а до экзоскелетов ой как далеко.
        1. snek
          +2
          13 июня 2012 10:52
          Цитата: Игорек
          Хотя бы нормальные протезы научились бы делать,а то все импортное,а до экзоскелетов ой как далеко.

          Кстати, по протезам сейчас настоящий прорыв идет (правда, к сожалению, не у нас):
          http://www.youtube.com/watch?v=8dx5tLADzvg&feature=player_embedded
        2. Tirpitz
          +3
          13 июня 2012 10:59
          Игорек, Вам +, я тоже опротезах подумал, Вы меня опередили. Нам до экзоскелетов как до вашингтона пешком.
      2. Свистоплясков
        +2
        13 июня 2012 10:32
        А если серьёзно:
        Российский прототип боевого экзоскелета называется «Боец-21», правда, это больше бронированный костюм, чем полноценный экзоскелет. Разработка российского экзоскелета засекречена и о его характеристиках мало что известно – первый прототип «Бойца-21», представленный на выставке «Интерполитех» в 2009 году, весил 36 кг и, по словам разработчиков ЦНИИ МО РФ, обладал высокими защитными способностями. Сегодня обещанный второй прототип «Бойца-21» находится в активной разработке – на его создание Министерство обороны РФ выделило около 100 миллионов рублей. Согласно условиям военного заказа этот бронекомплект должен быть легче, оснащен системами выживания бойца-оператора, собственного вооружения, эффективного управления и автономного энергообеспечения. Новая модель «Бойца-21» будет закончена к 2015 году.
        1. snek
          +6
          13 июня 2012 10:43
          Свистоплясков На фото, которую вы привели не весь комплект. В него еще входит плюшевая собака в бронежилете:

          Вот кстати и статья на топворе о нем:
          http://topwar.ru/4198-boec-21-obgonit-konkurentov.html
          И да, там есть эти замечательные, полные оригинальности и новизны слова:
          «Боец-21» по своей эффективности не будет иметь аналогов в мире.

          по некоторым характеристикам уже превосходит всех своих западных конкурентов

          Только вот сколько я на этого бойца не смотрел, а экзоскелета в нем не увидел. Хорошая броня - да, экзоскелет - ну только если хорошо замаскированный.
          1. borisst64
            +1
            13 июня 2012 12:00
            А для собак тоже экзоскелеты будут? =))

            А если серьезно, то я провожу аналог с лазерными иммитаторами стрельбы и поражения. Сейчас нам впаривают, что нужно покупать их вместе с учебным центром в Германии, как суперсовременную технологию. А мы еще в 90-х годах бойцов Псковской дивизии на них обучали. Хотя так же успешно все похеряли к сожалению.
            Не исключаю что в советское время были серьезные наработки в этом направлении.
          2. KORVIN
            +1
            17 июня 2012 00:37
            Никакой не экзоскелет,обычный проэкт СИБЗ плюс электроника связи и целеуказания,управления.Не знаю будет ли закончен МО косится на Фелино-Ратник совместную французко российскую сборную солянку.
          3. Mad Robot
            +1
            24 июня 2012 23:46
            Цитата: snek
            Только вот сколько я на этого бойца не смотрел, а экзоскелета в нем не увидел

            Тут подразумевается пассивный экзоскелет (пример рюкзак с крепления на бедрах , тоже экзоскелет). На большее не рассчитывайте....
    2. +2
      13 июня 2012 10:33
      Цитата: Игорек
      А что у нас по экзоскелетам?Наверное как всегда будет к 202ХХХХХ году.

      - привествую, земляк. Ты не поверишь, такие исследования ведутся даже в Казахстане. Нужно полагать что в более развитой в техническом отношении России они ведутся точно и они точно не на последнем месте. Могу сказать, что в РК те же проблемы - аккумуляторы, приводы. Насчет управления вроде бы более удачно - т.н. "нейроэлектронный интерфейс" пытаются реализовать перехватом нервных сигналов с помощью аппарата на основе так называемой электромиографии - есть такой медицинский аппарат, дорогущий, с помощью него диагностируют работы мышц ("мио") и взаимодействие мышц с нервными окончаниями. Поток сигналов от "электромиографа" (причем это аппарат - неинвазивный, т.е. без внедрения под кожу, что осложняет все дело) должен обрабатываться специальным софтом, туда же стекается поток сигналов от фактического изменения координат конечности и скорости изменения этих координат (фактической скорости движения конечностей). Сопоставление двух потоков сигналов (а сигналы по потоку от электромиографа на несколько десятиков миллисекунд идут раньше самого движения, вот в этот промежуток времени и нужно уложиться командному процессору по обработке сигнала, выдаче корманды, действию самого привода и контролированию действий привода. Это требует мощного процессора) по задумке конструкторов, должно приводить к обучению этого софта на предмет своевременной подачи соотвествующих и точных сигналов на приводы экзоскелета. Обучение пытаются провести с помощью нейронных сетей. Короче, хороший результат будет нескоро - (((((.
  6. +2
    13 июня 2012 10:14
    Сначала навесят скелет, добавят тяжелые пулеметы, потом бронещитки. и получится мини-танк.
  7. USNik
    +1
    13 июня 2012 10:27
    Японцы молодцы, внимательно выслушали требования
    техническое задание по программе EHPA подразумевает только возможность длительной переноски солдатом в экзоскелете груза массой около 100 килограммов и повышение его скорости передвижения.

    И сделали
    грузоподъемность HAL-5 не превышает пары десятков килограмм. Похожим образом дело обстоит и со скоростными качествами этой разработки. Дело в том, что японские конструкторы сделали упор не на военное использование, но на реабилитацию инвалидов. Очевидно, что таким пользователям высокая скорость или грузоподъемность попросту не нужна
    Красавцы! laughing
    1. Tirpitz
      +1
      13 июня 2012 11:02
      А че смеетесь то. Они хоть что то сделали, а мы?
      1. snek
        +1
        13 июня 2012 11:09
        Японский вообще зря в эту статью попал. Это не военная модель и такие характеристики как поднимаемый груз для них не критичны. А вот для реабилитации в некоторых случаях они будут просто бесценны.
  8. matex
    +2
    13 июня 2012 11:38
    Яповский экзоскелет похож уже на экипировку пебят из игры МассЭффект будущее как говориться уже не за горами wink
  9. +1
    13 июня 2012 11:40
    крутая вещь, эдак можно одними пулеметами всех вооружить и пусть бегают
    1. +2
      13 июня 2012 13:51
      пока батарейка не сядет.
      А как этот боец будет в окоп влезать ари в щель нырять рыбкой.
  10. -1
    13 июня 2012 12:08
    Погрузка разгрузка - да, Но есть погрузчики, краны. В космосе дополнение к скафандру, радиация -да. В боевых условиях - ????? Я уверен ни один экзоскелет не способен выполнить кувырок и т.п. Инерция от принятия решения, даже на уровне подсознания, и воплощение этого действия с помощью приводов! Представте, у вас на спине 100 кг, во время бега повреждается одна из систем рука, нога. Лучше в БМП. Разработки очень перспективные, но живого бойца в перспективе не заменит ни что.
    1. +2
      13 июня 2012 18:40
      Вы поймите, всю эту нагрузку можно не только для переноски груза использовать, а если переносить не боеприпасы а броню? Т.е. сделать броню хоть как в фильме железный человек, а вес ее потащит этот экзоскелет, т.е. по сути солдат будет этаким мини танком, системы охлаждения бронежилетов в США уже давно изобретены, как раз и наработки с их шлемом со встроенным дисплеем можно прикрутить. За этими экзоскелетами будущее, так же как и за БПЛА.
    2. gor
      gor
      0
      23 июня 2012 00:14
      типа в бою все только и делают что кувыркаються.))))))))))))))))кувыркаються в боевиках.в бою есть вещи поважнее.например как правильный выбор позиции
  11. Собакин
    +1
    13 июня 2012 12:10
    Так и видятся духи, подметающие плац ломами. Все в экзоскелетах.
  12. Ergenekon
    +1
    13 июня 2012 12:18
    ждем робокопов wassat
  13. dred
    +2
    13 июня 2012 12:40
    У думаю что экзоскелет ещё сыроват как японский иак и американский вариант.
    Но через 5 лет его уже можно в войсках использовать.к примеру можно ввести класс тяжёлый штурмовик.Вооружение может послужить крупнокалиберный пулемёт КОРД.
    1. +1
      13 июня 2012 14:19
      Цитата: dred
      ввести класс тяжёлый штурмовик

      - имеете ввиду тяжелую пехоту? Специально для тяжелых штурмовых операций? А то что-то про самолет подумал -))). Согласен. Именно для тяжелых штурмовых операций и думаю, для скрытных диверсионных спецопераций, когда с собой нужно много груза брать. Но для этого атомная таблетка нужна -))). Не согласятся бойцы. Ну тогда придумать что-нить. Англичане, они в биотехнологиях и в биохимии впереди планеты всей, цинично разрабатывают переработку мяса в специальном крохотном реакторе, когда плоть в этом реакторе разлагается с выделением электрической энергии. Причем меня удивило, что в мясе этой энергии просто куча! Да даже в подсолнечном масле ее просто много - по дискавери на подсолнечном масле на литре тяжеленный дизельный грузовик проехал кучу километров. А откуда мясо? Англичане так цинично и заявляют - война же, правильно? Разве этого добра не будет валяться везде где ни попадя? Прямо как-то не по себе от такого технического решения.
  14. +1
    13 июня 2012 16:47
    Почему-то экзоскелет воспринимают как костюм с приводами для перетаскивания железок. Думается, что можно создать экзоскелеты не только для тяжествей и на других принципах, например, с помощью упругих элементов. Мне кажется наиболее необходимо определиться со штатным вооружением подразделений и уже под вооружения разрабатывать экзоскелет. При чем системы связи, оповещения и опознавания на мой взгля будут универсальными.
    1. +1
      13 июня 2012 20:25
      Цитата: AK-74-1
      Думается, что можно создать экзоскелеты не только для тяжествей и на других принципах, например, с помощью упругих элементов.
      - я выше запостил, что ведутся работы. Но в первую очередь ведутся работы по упрощению экзоскелета. Советская привычка - а нельзя ли сделать тоже самое, с такими же свойствами, но попроще, а значит технологичнее, надежнее и дешевле? Оказывается, можно. И прототип такого экзоскелета у нас есть. Он не для военных целей, для лечебных. Для тех, у кого артрозы, ослабленная мышечная система ног и прочая. Кому ходить трудно, но в тренировочных целях нужно. На подпружиненных элементах, торсионах (на скручивание), пружинках. И не нужно изощренной системы управления со сложным софтом и кучей дорогущих датчиков, нет проблемы и с системой питания. А опорно-двигательный аппарат при ходьбе реально разгружает в разы. Только для ходьбы и можно присесть на стул, на корачках ползать, по пластунски или даже присесть на одно колено для прицеливания - нельзя, поэтому для бойцов никак, дорабатывать нужно. Тут паникуют - типа, опять отстанем. Ну отстанем немного, раз тормозили на начальном этапе. Долго запрягаем, что называется. Зато уверен, что сделаем лучше и проще. Ни амеры, ни израильтяне, ни япы не парятся над упрощением, есть техзазадание или цель - просто достигают самым легким путем и готово. Даже по винтовкам М-16 и АКМ яркий пример.
      Вот если прорыв будет в области искусственных мышц, а эти разработки ведутся на основе электроактивных полимеров (ЭАП), то амеры там здорово продвинулись, тогда будет все намного сложнее. У нас такие разработки, насколько я знаю, могу ошибаться, вообще не ведутся, нет даже никакой теоретической базы. Тогда по экзоскелетам можем отстать хорошо.
  15. +1
    13 июня 2012 19:22
    Цитата: snek
    А десяток лошадей заменит грузовик и никаких проблем с запчастями, ГСМ и т.д. - может к конной тяге стоит вернуться?


    А если и для лошадей разработать силовой экзо-скелет, то и галопировать они будут со скоростью ферарри laughing
  16. СеняЯ
    -3
    13 июня 2012 20:40
    Херня эти скелеты, неповоротливый солдат в этой херне совершенно бесполезны на поле боя...
  17. +2
    13 июня 2012 22:49
    Цитата: СеняЯ
    Херня эти скелеты, неповоротливый солдат в этой херне совершенно бесполезны на поле боя.
    - видео хоть посмотрели? Где же они неповоротливы? А теоретически можно воткнуть в приводах киловаттные движки, и чел будет очень даже поворотливым, только выдержит ли его костно-мышечная система?. Елы-палы, идею не понимают, физику не знают, а спешат свои выводы напечатать
    1. snek
      +1
      13 июня 2012 23:25
      "+"Вам. Любят люди свое "фу" выражать даже не пытаясь ознакомится с сутью вопроса.
    2. СеняЯ
      0
      17 июня 2012 14:18
      Всеравно , распил бабла тупое...На эти деньги лучше пару танков новых заказать...А не херней заниматься...еще на свою экзохерню еще и лазеры поставить предложите с боенга америкосского
      1. gor
        gor
        0
        23 июня 2012 00:18
        это первые шаги.а теперь представь вот такую фигню весом около 5 тонн и с бронёй превосходящей любой из даже перспективных танков.оснащённой ракетами и пулемётами.как думаешь кто подвижней будет танк или это нечто?
  18. mind1954
    +1
    14 июня 2012 00:12
    Ну Вы же видели всяких механических ослов .... !!!
    Конечно, на это направление надо обратить очень пристальное
    внимание !
  19. AlexMH
    +3
    14 июня 2012 00:23
    У нас в МГТУ на кафедре идут разработки по этой теме, давно уже идут. Но проблема основная не в гидравлике, и не в системах управления (то есть там проблем навалом, но они в принципе решаемые) - проблема в питании. Это вон в "Фаллоуте" все бегали на микроядерных батареях, а реальное человечество пока не обладает такими компактными источниками энергии. Вот кончилась у спецназовца батарейка через 3 часа, и все - бросай экзоскелет ценой в миллион баксов, груз, и топай пешочком. Пока не будут созданы компактные сверхмощные источники энергии, применение таких экзоскелетов будет крайне ограничено. Но разрабатывать их все равно надо - отлаживать системы управления, кинематику изучать, новые приводы (не обязательно гидравлические). А там глядишь и микроядерные батареи подоспеют..:)
    1. СеняЯ
      +1
      17 июня 2012 14:19
      Полнастью согласен с умным человеком, компетентным между прочим....А то тут горемехаников куча которые нешарят нихера в колбасных обрезках!
  20. USNik
    +1
    14 июня 2012 23:09
    Но проблема основная не в гидравлике, и не в системах управления (то есть там проблем навалом, но они в принципе решаемые) - проблема в питании.

    Эээ, а чем вам не нравятся топливные элементы? Или старый добрый ДВС? ИМХО основная проблемма как раз в слаженом взаимодействии органики и механики.
    1. СеняЯ
      +1
      17 июня 2012 14:21
      Че за бред...ДВС от бензопилы чтоле????? 2х тактник или 4х????А может роторнопоршневой????От мазды постаить???АХахаха
  21. AlexMH
    +1
    15 июня 2012 20:46
    ДВС? За спиной? мягко говоря, напрягает, да и и демаскирует. Для колесных машин - да, у нас такой робот ездит на дизеле. А для экзоскелета...ну если только для грузчиков:) А топливные элементы - пока экзотика, и их емкости все равно не хватает. Проблемы управления решаются более успешно.
  22. Sehiru San
    0
    18 июня 2012 15:12
    Как всегда узкое место это питание. Прототипы работают, но недолго. Когда будет прорыв в аккумуляторах, тода будут и боевые экзоскелеты (механизированная броня) А пока всё это на уровне экспериментов, и вряд ли будет широко применяться.
  23. кот ученый
    0
    23 июня 2012 22:54
    Разработка экзоскелетов необходима, чем раньше тем лучше.
    В ближайшем будущем, несмотря на несовершенство элементов питания уже можно будет найти экзоскелетам применение в армии.
    Аккумуляторы экзоскелета будут подзаряжаться от электросети, как и электромобили, а на марше придется или менять разрядившиеся аккумуляторы на запасные или подзаряжать их от двигателя внутреннего сгорания, напримет танка или БМП.
  24. 0
    31 марта 2015 22:21
    Очень интересно, но пока еще сыро.Лет через 10-15 уже наверное пойдут в опытную эксплуатацию в войска.Поживем увидим.