О проблеме современных беспилотных летательных аппаратов в Вооружённых Силах РФ

0

Автоматически управляемое оружие начало появляться уже в XIX веке, когда началась механизация массового производства. Военные эксперименты с машинами, передвигающимися без водителя (в том числе даже радиоуправляемые аэропланы) начались ещё в годы Первой мировой войны. Во Второй мировой войне воюющие стороны применяли в боях несколько видов беспилотных устройств, включая дистанционно управляемые бомбы. Затем последовал период бурного развития дискретных (узкоспециализированных) аналоговых и цифровых («компьютерных») устройств, вплоть до современных решений на базе интегральных микросхем (на начало 2008 года «центральный процессор» уже содержит более, чем два миллиарда транзисторов*.

Во времена холодной войны, особенно на её излёте, интерес к роботизированной технике заметно угас, поскольку для успеха исследований зачастую гораздо важнее оказывалась не техническая достижимость, а способность изобретателей преодолевать бюрократические рогатки, а зачастую и банально осваивать бюджет.



В условиях отсутствия интереса властей СССР и минимального финансирования военной роботехники в 1960–1980-е годы в нашей стране были лишь единичные проекты с БПЛА, давшие очень скромные результаты. Лидирующие позиции в этом секторе рынка заняли другие страны, в частности Израиль, Япония и США.

В 21 веке, когда степень «интеллектуальности» вооружения резко возросла и столь же стремительно подскочил спрос на современные виды вооружений, в России сложились все условия для появления военной роботехнической индустрии. В наше время в эту область в странах блока НАТО ежегодно вкладываются миллиарды долларов, а число действующих на этой ниве компаний давно перевалило за тысячу.

Тему оснащения Вооружённых Сил России беспилотными летательными аппаратами новой назвать трудно. Но минобороны до сих пор не сумело выработать критерии, которым должны отвечать БПЛА — претенденты на службу в ВС РФ. Наверняка сейчас можно сказать только то, что российская армия намерена покупать тактические и оперативно-тактические БПЛА у всех зарубежных производителей, которые согласятся продать нашему Министерству Обороны столь современный атрибут вооружённых сил. Стоит отметить, что в вопросе производства современных БПЛА, зарубежные конструкторы в значительной степени опередили наш ныне существующий уровень отечественного производства беспилотных летательных аппаратов как по конструкции, так и по оснащению. Так же следует сказать, что в России все исследования и опытно-конструкторские работы по проектам стратегических БПЛА в настоящий момент либо не ведутся совсем, либо по ним прекращено любое, и раньше бывшее небольшим, финансирование со стороны Министерства Обороны.

Эксперты утверждают, что перед новым оперативно-тактическим беспилотным разведывательным комплексом для ВВС России необходимо ставить задачи ведения воздушной разведки на глубину до 700 километров, с малых и средних высот, в простых и сложных метеоусловиях, в любое время суток и времени года, в условиях сильного противодействия ПВО и сложной радиоэлектронной обстановки с возможностью передачи полученной разведывательной информации по защищённым радиоканалам в реальном масштабе времени при дальности полёта 1800-2500 км и продолжительности до 17 часов.

Помимо ВВС эксперты оценивают большие потребности в БПЛА у Сухопутных войск, где таковые сейчас отсутствуют вообще. В частности, ими рассматривается применение БПЛА в составе АСУ тактического звена, о проекте которого также неоднократно заявлялось, но видимо с треском провалилось (проблемы отечественного АСУ тактического звена мы рассмотрим в одной из следующих публикаций). Считается, что нужны БПЛА по меньшей мере ещё трёх типов. Так, БПЛА первого типа необходимы для патрулирования районов местности, поиска диверсионно-разведывательных групп противника, обнаружения целей в зоне разведки бригады, что требует наличия беспилотников с радиусом боевого применения до 50 км.

По мнению различных экспертов, примерно такие же параметры БПЛА необходимы для действий сухопутных войск в составе миротворческих контингентов или при проведении контртеррористических мероприятий. Так же, по мнению экспертов, необходим БПЛА с радиусом до 100-150 км.

В России созданием и изготовлением БПЛА занимается целый ряд структур, среди которых есть как серьёзные конструкторские бюро, так и абсолютно новые организации, появившиеся со своими предложениями моделей беспилотников, так сказать, на волне повышенного интереса к данным летательным аппаратам среди государственных структур России.

Опыт создания беспилотных летательных аппаратов накоплен в различных отечественных конструкторских бюро, среди них есть и те, кто активно занимался и занимается разработками в данной области, например ОКБ Туполева, ОКБ Сухого или ОКБ им. А.И. Микояна. Его специалистами ещё в 2007 г. был предложен беспилотный разведывательно-ударный самолёт «Скат». На сегодняшний день построен полноразмерный макет БПЛА «Скат», предназначенный для отработки конструкторско-компоновочных решений, а также для проведения оценок и оптимизации его характеристик. По сведениям из источников, близких к МО, все дальнейшие работы по данному БПЛА свёрнуты и финансирование данного проекта за счёт государства не ведётся.

О проблеме современных беспилотных летательных аппаратов в Вооружённых Силах РФ


Из числа относительно новых разработок можно упомянуть беспилотный летательный аппарат Ту-300 («Коршун-У»), который практически создан «с нуля» в ОКБ им. Туполева. Свой вклад в разработку БПЛА внесли сотрудники ОКБ Яковлева. Ими, практически «на общественных началах», ведутся научно-исследовательские работы по ряду перспективных межвидовых многофункциональных беспилотных авиационных комплексов. Но хотелось бы подчеркнуть, что если проанализировать сайты всех наших ведущих КБ самолётостроения (как гражданского, так и военного), обнаруживается, что ни на одном из них нельзя найти ни малейшего упоминания о том, что данными организациями ведутся какие-либо научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы в данном направлении. Создаётся впечатление, что в течение последних трёх лет отечественные КБ от этой темы самоустранились.



Немного иначе обстоят дела у совершенно новых компаний, которые вышли на современный Российский рынок БПЛА со своими проектами малых и средних летательных аппаратов. Не будем делать преждевременные выводы о возможностях, преимуществах или недостатках их аппаратов, попытаемся сосредоточиться на том, что именно данные компании предлагают нашему рынку. Целая серия различных БПЛА весом от 5 до 240 кг создана в компании «Беспилотные системы» ЗАЛА АЭРО под руководством Захарова А.В. К слову сказать, ЗАЛА АЭРО - единственная на сегодняшний день компания в России и СНГ, выпускающая беспилотные самолёты и вертолёты. Один из них, ZALA 421-20, — с размахом крыла более 2-х метров и скоростью полёта до 200 км/ч. Он может комплектоваться различными двигателями, способен нести до 50 кг полезной нагрузки и находиться в воздухе до 8 часов. Этот БПЛА оснащён стабилизированной электронно-оптической камерой и может эффективно использоваться для ведения разведки и наблюдения, как над сушей, так и над морем. Одно из достоинств данного БПЛА — это способность взлетать и садиться и как обычный самолёт, и с использованием катапульты и парашюта, что особенно удобно, например, при корабельном базировании или использовании с мобильных платформ. Среди других разработок ЗАЛА АЭРО можно отметить беспилотники ZALA 421-02 и ZALA 421-02Х. Они способны поднимать в воздух до 40 кг веса, и совершать полёт продолжительностью до 6-ти и 4-х часов соответственно. Все БПЛА производства ЗАЛА АЭРО оснащены бортовым компьютером для управления полётом и полезной нагрузкой и способны выполнять полёт по программе с возможностью её оперативного изменения и передачи видеоизображения в реальном времени.

ОАО «Конструкторское бюро «Луч»» создало комплекс воздушной разведки «Типчак», одно из предназначений которого — ведение разведки в любое время суток в интересах различных силовых структур для поиска, обнаружения, распознавания и определения координат объектов в режиме реального времени на дальностях до 70 км от наземного пункта управления. Кроме того, ОАО «КБ «Луч»» заявляет, что у данного БПЛА есть широкий потенциал для решения задач мирного времени, например мониторинг трасс магистральных трубопроводов и лесных массивов. Есть и другие отечественные производители малых и средних БПЛА, и их не так мало, как кажется на первый взгляд.



Понимая потенциальную перспективность российского рынка, ряд зарубежных структур активно лоббирует вопрос сотрудничества с Министерством Обороны России. Некоторые источники отмечают, что в последнее время определённые должностные лица минобороны всё более настойчиво поднимают вопрос закупки зарубежных изделий, мотивируя это техническим несовершенством изделий Российского ОПК. В частности, Министр обороны России заявил: «Если наша «оборонка» будет в состоянии производить такие БПЛА, то — пожалуйста, мы готовы их закупать». А также: «в любом случае собирать беспилотники можно на территории России».

Вообще ничего не слышно о возможности интеграции БПЛА в системы АСУ тактического звена или в системы технической охраны важных военных объектов. Намечается и очередной скандал, связанный с БПЛА: субъективный взгляд руководства минобороны РФ на перспективные отечественные разработки вооружения и техники привёл к тому, что министру обороны подсунули (в прямом смысле этого слова) документ сомнительного содержания. Во всяком случае, он подтвердил факт закупки нескольких израильских БПЛА, сделав акцент на их «высоких характеристиках». Действительно, израильский БПЛА является не самым худшим вариантом. Но далеко и не самым лучшим. Также можно долго дискутировать о его соответствии критерию «эффективность/стоимость». При этом о необходимости поддержки Российского ОПК вспоминать в минобороны России вообще не желают, кое-кто утверждает, что нынче эта тема вообще стала запретной и не подлежащей какому бы то ни было обсуждению.

Судя по всему, должностные лица минобороны, не успев окончательно себя «дореформировать», уже начали заниматься лоббированием интересов «заграничных» производителей.

Как ни странно — возникают вопросы. Например — почему, собственно, минобороны РФ вообще, и министр обороны РФ Сердюков, в частности, так настойчиво выступают против БПЛА Российского производства? А также — в какую Лету канули немаленькие деньги, выделенные на проект Российского беспилотника ?

Далее эти вопросы будут рассмотрены подробнее.

24 мая 2010 года Министр обороны РФ (Сердюков) во всеуслышание объявил, что «в России будет создан специальный центр по использованию беспилотников». И, якобы, только после этого представители «военки» приступят к формированию требований к беспилотным летательным аппаратам, которые планируется покупать.

Это уже, простите меня, какая-то шизофрения. Сначала эти люди говорят, что российские БПЛА «не удовлетворяют требованиям военных». А теперь оказывается, что и требований-то у нас пока никаких нет — их ещё только собираются «формировать». Так каким же тогда «требованиям» (и чьим именно, если уж на то пошло), «не удовлетворяли» отечественные БПЛА?

Пять миллиардов (!) рублей потратили («освоили») на разработку и испытания российских БПЛА. И что же получается - это произошло при полном отсутствии конкретных, строгих требований заказчика — минобороны РФ к этим самым БПЛА? И все испытания велись безо всяких «обязательных армейских стандартов» к объектам испытаний? Верится с трудом.

Надо отметить, что российские фирмы, занятые в производстве беспилотников, уже могут предложить российским военным аппараты, сопоставимые по характеристиками с мировыми образцами. Например, санкт-петербургская компания «Транзас» разработала тяжёлый БПЛА «Дозор-600», который является своего рода аналогом американского MQ-1 «Predator», широко используемого войсками США в Ираке и Афганистане.
Кстати, на этом БПЛА хотелось бы остановиться более подробно. Бытует такое мнение в Рунете, что на этот БПЛА в том числе, наше минобороны угрохало те самые пять миллиардов.

По сути «Дозор-600» — первый более-менее удачный разведывательный беспилотный аппарат российского производства.



Первая предварительная информация об этом беспилотнике появилась в ходе выставки «Интерполитех» в 2008 году. БПЛА «Дозор-3» ( позже получивший название «Дозор-600», в соответствии с максимальной взлётной массой ) впервые был представлен на авиасалоне МАКС-2009. Сейчас комплекс находятся на завершающей стадии разработки.

Производители данного БПЛА заявили, что он принадлежит к классу тяжёлых средневысотных БПЛА большой продолжительности полёта, хотя его классификация — ещё вопрос обсуждаемый. Так же производители заявили, что БПЛА «Дозор-600» решает задачи обнаружения и идентификации объектов в режиме реального времени, в любых метеоусловиях и в любое время суток. Передача данных идёт по спутниковому каналу связи или прямому радиоканалу (в пределах зоны прямой видимости).

К сожалению, косность российских (советских) военных, одна из проблем армии РФ. Ещё Лесков в Левше это высмеивал.

Интересно и другое. Почему минобороны спокойно смотрело, как впустую тратятся миллиарды рублей, и не проводило каких-то этапных испытаний, чтобы оценить, в правильном направлении работают конструкторы или нет.

Я не собираюсь обвинять МО в растрате — как мне кажется, это обязанность генпрокуратуры. А в данный момент, министерство обороны РФ, в лице Поповкина, обвиняет ВСЕХ российских конструкторов, что они якобы потратили 5 миллиардов и не сделали ничего, что бы удовлетворяло запросам МО.

Впрочем, как утверждают создатели БПЛА, военные ни разу чётко не сформулировали требований, которые в обязательном порядке надо было реализовать в беспилотниках. У промышленников складывалось впечатление, что в министерстве обороны никто просто не понимал, какие БПЛА нужны Российской армии и для чего именно.

Но вроде бы не всё так плохо, как кажется на первый взгляд, и российские производители гражданских и военных беспилотных летательных аппаратов догонят «зарубежных коллег» к 2013 г. Об этом заявил генеральный директор концерна «Вега» Владимир Верба. «В ближайшие два-три года будет прорыв на отечественном рынке этой техники», — так же сказал он.

По его словам, в ближайшие несколько лет объём российского рынка беспилотных авиационных систем составит около 300 млн рублей. Верба отметил, что «Вега» разработала комплексную программу создания и развития БПЛА в России с 2025 г., которая была создана по поручению военно-промышленной комиссии, данного в мае 2008 г.

Конечно хочется верить Владимиру Вербе, но, тем не менее, в апреле 2009 г. минобороны РФ приобрело у Израиля 12 аппаратов «Bird-Eye 400», «I-View MK150» и «Searcher Mk-II» на 53 млн долларов. Позднее был заключён и второй контракт на поставку уже 36 израильских БПЛА на сумму в 100 млн долларов, а в апреле 2010 г. стало известно о покупке у Израиля ещё 15-ти аппаратов. Сейчас эти БПЛА проходят всесторонние испытания и на них обучаются российские военные.



Совсем недавно Министр Обороны Сердюков объявил о развёртывании в России производства БПЛА различных типов, в котором будут участвовать и иностранные компании. По словам министра обороны, Франция может стать одним из партнёров в производстве БПЛА — такое предложение французская сторона высказала в рамках готовящегося плана военно-технического сотрудничества на 2011 г.

Но и здесь всё происходит так, как предсказывали большинство экспертов. Как говорится «ровно было на бумаге, но забыли про овраги». Так вот, переговоры о продаже части израильских беспилотников в Россию заморожены. Это случилось после вмешательства правительства Израиля. Более того, власти Израиля не просто вмешиваются, они активно блокируют сделку по продаже России крупной партии беспилотных аппаратов для военных нужд и строительству совместного предприятия.

Причиной, стало опасение израильского руководства по поводу получения Россией технологий по созданию бесшумных БПЛА. Передача технологий России, которой, несмотря на попытки, не удалось раскрыть секрет создания бесшумных беспилотников, стала чувствительным вопросом. Хотя никто и не ведёт разговора о том, чтобы передать России чертежи самых современных БПЛА из арсенала минобороны Израиля, сделка всё равно стала бы для российской стороны технологическим прорывом.

При этом не секрет, что попытки российских специалистов скопировать технологии, в том числе израильские, успехом не увенчались.

Однако, как признал глава одной российской компании по производству БПЛА, государство в лице минобороны за всё время существования производства БПЛА не сделало ни одного заказа. Лоббистские возможности российских производителей не сопоставимы с аналогичными возможностями западных производителей. Таким образом, Россия просто закупает старые импортные беспилотники вместо того, чтобы стимулировать собственное производство.

Теперь думаю, стало ясно, что иностранную военную технику Россия закупать будет. Решение это окончательное и бесповоротное и, по всей видимости, в ближайшей перспективе обсуждению не подлежит.

[i]* Компания Intel выпустила микросхему, содержащую более двух миллиардов транзисторов - habrahabr.ru/blogs/hardware/31409