Петр Бутовский о ПАК-ФА

41

В статье известного зарубежного эксперта по российской авиации П. Бутовского в журнале Air International за 2012 г. дается последняя информация по состоянию программы ПАК ФА. Отметим, что статьи этого автора по данной теме вышли практически во всех ведущих мировых авиационных журналах. В этой связи редакции П.2 представляется небезынтересным привести зарубежный взгляд на развитие программы создания российского истребителя 5-го поколения.

В начале февраля глава холдинга Сухой М. Погосян заявил агентству ИТАР-ТАСС, что прототип истребителя пятого поколения ПАК ФА совершил более 120 полетов, 100-й полет состоялся 3 ноября 2011 г.

Самое важное заключается в том, что третий прототип Т-50-3 присоединился к испытательным полетам вслед за первым полетом, состоявшимся 22 ноября в Комсомольске-на-Амуре. Т-50-3 был разобран и 28 декабря доставлен в Жуковский, где все его системы были снова установлены. Он стал первым прототипом ПАК ФА, на котором была установлена РЛС с ФАР Н036. На двух первых прототипах Т-50-1 и Т-50-2 имелась лишь обшитая металлом носовая часть. Но на сегодняшний день РЛС на третьем прототипе включает только переднюю антенну, работающую в трехсантиметровом диапазоне.

На Т-50-3 также установлены два дополнительных датчика излучения вражеских РЛС 101КС-У – один внизу носовой части, а второй под хвостовой балкой. На опубликованных к сегодняшнему дню фотографиях Т-50-3 видно, что никаких боковых датчиков излучения скорее всего не установлено. Некоторые элементы оптико-элпектронного комплекса 101КС «Атолл» (оптическая локационная система 101КС-В и система противодействия 101КС-О) были установлены на прототипе Т-50-2, но на первом прототипе Т-50-1 их не было вовсе.

Три комплекта отстрела ловушек УВ-50 установлены на хвостовой балке Т-50-3. Один направлен вниз, а два - вверх от самолета. Неизвестно, оснащен ли Т-50-3 другими внутренними системами как кодированная система связи или электронный постановщик помех.

Однако третий прототип отличается двумя явными изменениями. Это переделанные воздухозаборники в основаниях килей, которые служат для охлаждения двигательных отсеков и для нужд системы кондиционирования, и несколько отличающиеся от первых двух прототипов закрылки крыльев. До середины февраля Т-50-3 не совершал полетов.

Проблемы

Первые прототипы столкнулись со сложностями. Как сообщалось, в августе 2011 г. на первом прототипе Т-50-1 в нагруженных элементах конструкции самолета были обнаружены трещины. Самолет был подготовлен к испытаниям на высоких углах атаки и был оснащен противоштопорным парашютом, смонтированным в хвостовой балке. Хотя официальных подтверждений не было, Т-50-1 не появлялся с августа 2011 г., и считается, что летная часть программы испытаний для него закончилась.

Второй прототипа Т-50-2 в настоящее время совершает полеты с вертикальным оперением, которое судя по всему принадлежало первому прототипу Т-50-1 (они имеют маркировку 051). Проблемы с конструкцией самолетов были обнаружены на ранних этапах испытаний, когда самолет еще не проходил испытаний с большими перегрузками, что показывает необходимость в усилении конструкции Т-50.

Недавно М. Погосян заявил: «четвертый самолет взлетит в 2012 году» , но не уточнил, когда это произойдет. Он кажется более осторожным относительно сроков полета четвертого прототипа, по сравнению с прошлым годом, когда он заявлял о том, что полет состоится до конца 2011 г.

Внешняя осторожность Погосяна может свидетельствовать в пользу предположения о том, что в четвертый прототип вносятся изменения по факту возникновения проблем у Т-50-1. Следует отметить, что различные накладки заметны на килях Т-50-1 и Т-50-2, а теперь имеются и на Т-50-3.

Главком ВВС России А. Зелин остается оптимистично настроенным. В своем заявлении агентству РИА «Новости» в середине февраля он сообщил, что к 2015 г. будет изготовлено 14 экземпляров Т-50. К первым трем прототипам присоединятся еще три самолета, а предсерийные машины будут изготовлены в 2013-2015 гг.

В соответствии с имеющимися планами, в 2013 г. Т-50 будет передан на Государственные испытания в Ахтубинске. ГПВ-2020 предусматривает закупку 60 серийных ПАК ФА в 2016-2020 гг.

Второй этап двигателя «изделие 30»

Недавно НПО «Сатурн» объявило о том, что полномасштабная разработка двигателя «изделие 30» для истребителя ПАК ФА «второго этапа» официально началась в 2011 г., тогда же было открыто государственное финансирование. Но в феврале глава корпорации «Оборонпром» А. Реус, в которую входит Объединенная двигателестроительная корпорация, сообщил, что первые образцы «изделия 30» второго этапа будет изготовлены в 2016 г. Двигатель разрабатывается в кооперации всех предприятий ОДК, но ведущая роль (порядка 70%) принадлежит НПО «Сатурн».

Все три прототипа Т-50 оснащаются двигателями АЛ-41Ф1 (также известные как «изделие 117»). Этот двигатель представляет собой глубокую модернизацию двигателя АЛ-31ФП, который устанавливается на истребителе Су-30, с увеличенным диаметром вентилятора, новыми турбинами высокого и низкого давления, улучшенной камерой сгорания и новой цифровой системой контроля двигателя, интегрированной с системой управления самолетом.

По информации пресс-релиза ОДК от ноября 2011 г., было выпущено 16 АЛ-41Ф: шесть дл наземных испытаний и десять для испытаний в воздухе на борту Су-27М и прототипов Т-50.

Имеющийся АЛ-41Ф1 («изделие 117») имеет тягу на форсаже 15 тонн и 9,5 в бесфорсажном режиме. Считается, что новый двигатель «изделие 30» имеет тягу 18 и 11.5 тонн соответственно, и станет двигателем серийных ПАК ФА к 2020 году.

Патент на ПАК ФА

Анализируя известный опубликованный патент на ПАК ФА, П. Бутовский приходит к следующим выводам.

Требования к самолету, которые вытекают из его схемы, могут быть расположены в следующем порядке: низкая ЭПР, сверхманевренность на высоких углах атаки, высокие аэродинамические качества на сверхзвуковых скоростях (которое также сохраняется и на низких скоростях); значительная нагрузка во внутренних отсеках вооружения.

Из патента вытекает, что ПАК ФА имеет ряд преимуществ перед американским F-22. Двигатели расположены далеко друг от друга, что позволяет получить объемный внутрифюзеляжный отсек вооружения, а отклонение сопел двигателей позволяет сохранять управление самолетом на вертикальной и горизонтальной плоскости на низких скоростях. В то же время управления рулями на F-22 затруднено, так как у него двигатели расположены рядом, и/или отсутствие «плеча самолета» не позволяет управлять самолет по этим осям.

Воздухозаборники на Т-50 короче и вытянутее чем у F-22, что способствует снижению веса конструкции (но в патенте не указано, что S-форма воздухозаборников у F-22 выбрана с целью снижения видимости в РЛ диапазоне). В отличие от F-22 на Т-50 установлены полностью поворотное вертикальное оперение, которое меньше и легче.

Двигатели на Т-50 расположены под таким углом, что в случае отказа одного из них вектор тяги будет проходить вблизи центра тяжести самолета, что упросит управление самолетом. Сопла двигателей АЛ-41Ф1 отклоняются вверх и вниз в двух плоскостях, но отклоняются от оси симметрии самолета в виде буквы «V», что напоминает установку двигателей АЛ-31ФП на Су-30МКИ.

Снижение ЭПР достигается за счет тщательной отработки предкрылков самолета, горизонтального оперения и переднего отклоняющегося оперения. Дополнительные меры по снижению ЭПР включают граненые боковые панели фюзеляжа и воздухозаборники, которые скошены в двух плоскостях.
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    16 июня 2012 07:31
    Помню, с каким воодушевлением я смотрел на первый полёт ПАК-ФА... Всё будет круто, лишь бы побольше их построили!
    1. qwz_qwz
      +19
      16 июня 2012 10:39
      Всё будет круто, лишь бы побольше их построили!
      Побольше - всегда успеют, пусть сначала дефекты устранят и в целом до ума доведут...
      1. patline
        +4
        16 июня 2012 16:23
        Устранят все дефекты и запустят в серию. Вот это настоящий САМОЛЁТ, а не ящерка.
        Ящерку они если и доведут до ума, то только после Т-50, конечно если им удастся своровать достоверную инфу wink
      2. М.Пётр
        0
        17 июня 2012 07:40
        Цитата: qwz_qwz
        Побольше - всегда успеют, пусть сначала дефекты устранят и в целом до ума доведут...

        Согласитесь, это всё же лучше, чем стенания 90-ых, когда все выли по поводу отсутствия керосина, а речи об новых машинах даже и не шла, старые поднять нечем было...
        Уж лучше так!..
        А машина эта всё равно полетит. И будет долго и верно служить стране.
        1. qwz_qwz
          0
          17 июня 2012 13:52
          Согласитесь, это всё же лучше, чем стенания 90-ых,
          А кто-то утверждает обратное ?...
          А машина эта всё равно полетит.

          Она уже летает ...
          И будет долго и верно служить стране
          А вот для долгой и верной службы её надо сначала до ума довести.
    2. +3
      16 июня 2012 18:07
      Да да побольше строить.Но и самое главное что бы вредителеей и рядом не было
  2. welder
    +11
    16 июня 2012 08:06
    Верю,что аппарат должен будет быть шикарным...и побольше,побольше,не жадничайте!!!
  3. Обозреватель
    +7
    16 июня 2012 08:15
    А мне автор статьи понравился -"Эксперт", и сколь содержательные выводы - побольше бы у них таких экспертов -сильнее бояться будут.
    Особенно нравиться:"В то же время управления рулями на F-22 затруднено, так как у него двигатели расположены рядом, и/или отсутствие «плеча самолета» не позволяет управлять самолет по этим осям." Прям самолет братьев Райт
    1. 77bor1973
      +12
      16 июня 2012 08:31
      Просто создание чего-то нового, это борьба компромиссов ! F-22 больше ударный самолёт, Т-50 для воздушного боя.Статье"+".
      1. Василий79
        +1
        16 июня 2012 08:39
        В этом его и слабость (говно, душегубка)
      2. Igorboss16
        +4
        16 июня 2012 13:14
        я думаю что разработки других государств в прошлом хоть и косят под 5 поколение но на самом деле там только 4 + не выше , а вот наша машина в скором будущем по праву может считаться именно самолётом пятого поколения и это значит что только мы ещё способны создавать самолёты которые действительно могут выполнить те нормативы и ттх которые требуются а не как у амеров , денег кучу вбухали , рекламу сделали и пантуются , вот мы их и поставим на место
        1. +1
          16 июня 2012 19:39
          Цитата: Igorboss16
          я думаю что разработки других государств в прошлом хоть и косят под 5 поколение но на самом деле там только 4 + не выше , а вот наша машина в скором будущем по праву может считаться именно самолётом пятого поколения

          Единого понятия "Самолет пятого поколения" пока еще нет, поэтому каждая сторона вносит в него свое видение. Мы, например, считаем, что 5-е поколение должно обладать сверхманевренностью, американцы считают это условие необязательным. Поэтому где 4+ или 4++, а где 5-е поколение, каждая сторона определяет по своему.
          1. Igorboss16
            +1
            16 июня 2012 23:43
            был составлен перечень ттх
            Основные характеристики истребителей пятого поколения:
            кардинальное уменьшение заметности самолёта в радиолокационном и инфракрасном диапазонах в сочетании с переходом бортовых датчиков на пассивные методы получения информации, а также на режимы повышенной скрытности;
            многофункциональность, то есть высокая боевая эффективность при поражении воздушных, наземных и надводных целей;
            наличие круговой информационной системы;
            полет на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа;
            сверхманевренность
            способность осуществлять всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя на большой дальности;
            автоматизация управления бортовыми информационными системами и системами помех;
            повышенная боевая автономность за счет установки в кабине одноместного самолёта индикатора тактической обстановки с возможностью микширования информации (то есть одновременного вывода и взаимного наложения в едином масштабе «картинок» от различных датчиков), а также использования систем телекодового обмена информацией с внешними источниками;
            аэродинамика и бортовые системы должны обеспечивать возможность изменения угловой ориентации и траектории движения самолёта без сколько-нибудь ощутимых запаздываний, не требуя при этом строгой координации и согласования движений управляющих органов;
            самолёт должен «прощать» грубые погрешности пилотирования в широком диапазоне условий полета;
            самолёт должен быть оснащён автоматизированной системой управления на уровне решения тактических задач, имеющей экспертный режим «в помощь летчику».
            но амеры не смогли собрать все эти требования в одном самолёты
      3. 755962
        +2
        16 июня 2012 17:10
        Цитата: 77bor1973
        F-22 больше ударный самолёт, Т-50 для воздушного боя.

        Россия не сравнивает Т-50 с F-35, предпочитая конкурировать с F-22, однако будущим ВВС Америки и её союзников является F-35 http://mixednews.ru/archives/16751
      4. Алексей Приказчиков
        +4
        16 июня 2012 17:21
        Ты что перепил чтоли т50 это универсальная платформа для целого семейства машин а ф 22 создавался чисто как истребитель это потом его спешно под ударные функции допиливали. Ударым самолетом должен быть ф 35 если его допилят конечно. А т 50 потому и крут что все делать умеет с одинаковой эффективностью.
        1. +2
          16 июня 2012 19:44
          Цитата: Алексей Приказчиков
          Ты что перепил чтоли т50

          Алексей, по сути вашего комментария у меня нет претензий, НО! считаю, что в дискуссиях следует соблюдать вежливую форму общения. С уважением...
      5. +2
        16 июня 2012 19:28
        Цитата: 77bor1973
        F-22 больше ударный самолёт, Т-50 для воздушного боя.Статье"+".

        То есть получается, что сша готовится к наступательным действиям, а мы больше к оборонительным? Если я правильно понял. Хотя и на Т-50 имеется возможность разместить ударные вооружения ИМХО. А если так, то Т-50 более универсален и эффективен.
        1. Алексей Приказчиков
          0
          16 июня 2012 20:31
          Нетс они то что реализовано на т 50 хотят реализовать в ф 35 так как это то же платформа. Просто у амеров все четко, многоуровневый бой. Ф 22 должны прорвать пво создать коридор для ф 35. Такие самолеты в папуасии не посылают его делали для войны с развитыми странами. Этот самолет против нас и делался специально для нас. Что касаемо т 50 его можно описать одной фразой- Мы ненастолько богатые что бы покупать плохие вещи. У нас нет денег что бы как в советское время держать туеву хучу самолетов разного типа и из разных кб. Потому и ставку на сухового сделали так как фирма более успешна чем Миг. Посути концепция т 50 заключается в том чтобы сэкономить и заодно иметь современную технику, потому и делают как платформу то есть наши усекли то что амеры усекли только на ф 35.
  4. Василий79
    +8
    16 июня 2012 08:29
    Сроки исполнения прототипов очень хорошие с такими изменениями. Молодцы. И если это звучит на западе матрасникам стоит запасаться туалетной бумагой.
  5. +18
    16 июня 2012 08:39
    В принципе автор статьи перечислил достоинства и недостатки Т-50, учитывая ворзраст последнего все выявленные недостатки это детские болезни. До начала серии все они будут устаранены, на то и строятся прототипы что бы выявить все плюсы и минусы.
  6. +18
    16 июня 2012 09:42
    Кто вчера ныл что мол американцы обо всех недостатках рассказывают, а наши скрывают, вот вам и ответ wink надеюсь теперь нытья поменьше будет, ПАК ФА будет супер самолетом, так же как и наши СУ и МИГи, американцы конечно закупили уже много рапторов, но важно качество, а не количество, у них до сих пор неполадки, к тому моменту как мы в серию ПАК ФА пустим они может быть их и устранят, только вот самолет их будет стоить уже как 10 наших.
  7. Галина
    +9
    16 июня 2012 12:37
    Скорее бы дорабатывали, что бы сбросить их как люцифера с Неба и так грохнуть о землю, чтоб уже никогда не поднялись.
  8. Кадет787
    +9
    16 июня 2012 12:37
    Статье плюс. Доходчиво, правдиво и вовремя.
  9. +8
    16 июня 2012 13:31
    Хороший обзор, автору +. Беда американцев в стремлении всегда быть первыми. Так и с F-22, F-35. Наклепали кучу самолетов (в первом случае) - выявились "детские" болезни и теперь срочно приходиться искать пути выхода - однако самолеты уже построены и что-то существенно переделывать не получиться - приходиться довольствоваться полумерами (датчиками, заменами костюмов). С F-35 похоже решили проработать качественее - однако тут срыв сроков поставок перед союзниками, тоже минус.
    А русские молодцы - планомерно неторопясь отрабатывают все недочеты. тем более что задел в самолетах есть это СУ-35 и Миг -35. Пока не доведут ПАК ФА - данные модели вполне могут конкурировать с западными машинами и оберегать небо страны.
  10. +7
    16 июня 2012 13:39
    До 20-го года у ПАК-ФА уже будут элементы 6-го поколения, ведь КБ на месте тоже не стоят!!
  11. Nechai
    +5
    16 июня 2012 15:00
    Цитата: Igorboss16
    что только мы ещё способны создавать самолёты которые действительно могут выполнить те нормативы и ттх которые требуются

    Вы правы! Советский комплесный подход к созданию НОВОГО, сохраняется. Не только сам аэроплан со всей начинкой, но и новая система жизнеобеспечения лётчика, повышающая его физические возможности. Новое вооружение. С сохранением всего лучшего из предыдущих нароботок.
  12. khoma nickson
    +2
    16 июня 2012 15:19
    Осталось немного - начать и кончить. С планерами и их аэродинамикой у нас всегда было хорошо, как и с качеством конструкций в целом, а вот с качеством изготовления и его стоимостью. Все станет ясно, когда самолеты пойдут в серию. А это, как я понимаю,еще не скоро. Да и деньги в 16-20 году неизвестно какие будут.
    1. 0
      16 июня 2012 19:49
      Цитата: khoma nickson
      Да и деньги в 16-20 году неизвестно какие будут.

      Это вы про юани, что ли?
    2. Седой
      0
      16 июня 2012 21:44
      Не переживайте,советский,а сейчас и российский напилинг сотворит чудеса.Глубоко убеждён что это будет пасхальное яичко и к Христову дню,но главное, в необходимом количестве.
      Даже находясь далеко от тех,кто творить это чудо,чувствуется,что они ОЧЧЧень хотят сделать первый Российский истребитель, первым в мире.У них всё получится.
  13. wk
    -8
    16 июня 2012 15:26
    Цитата: khoma nickson
    С планерами и их аэродинамикой у нас всегда было хорошо,

    пока депортированные немецкие конструкторы в шарашке под дубной с 45 года этим занимались
    1. +1
      16 июня 2012 19:54
      Цитата: wk
      пока депортированные немецкие конструкторы в шарашке под дубной с 45 года этим занимались

      ЧТО! Они и Т-50 проектировали? Сколько же им лет сейчас? Геронтолог вы наш.
      1. +3
        16 июня 2012 20:14
        Цитата: Nick
        Сколько же им лет сейчас? Г

        Судя по комменту wk, наши Кавказские долгожители нервно курят....., самое интересное что сумели в таком возрасте чистоту и ясность мысли сохранить. laughing ...раз Т-50 спроектировать смогли...
      2. wk
        -1
        16 июня 2012 20:26
        Вы внимательно читали мой коммент... я написал ПОКА занимались.... до середины 80х если хотите.... а вот у условно "российского" RRJ 100 или "суперджет" 100 с планером как раз проблемы! почитайте отзывы пилотов. а все последние планеры современных судов проектировались ещё в начале 80х.
        1. +2
          16 июня 2012 21:01
          Цитата: wk
          я написал ПОКА занимались.... до середины 80х если хотите....

          Давайте не будем заниматся полемикой, если у Вас есть факты то поделитесь ссылкой или выложите на сайте, форумчане будут признательны, я не исключение..
        2. 0
          16 июня 2012 21:03
          Виталий, для меня это конечно новость, что немецкие конструкторы, сидя в наших тюрягах, проектировали советские самолеты, а по сему неплохо бы и ссылочку получить на такие сенсационные Х-файлы.
          1. Nu daaaa...
            -1
            17 июня 2012 04:22
            http://alternathistory.org.ua/vn-paramonov-povsednevnaya-zhizn-nemetskikh-spetsi
            alistov-v-sovetskom-gorode-1946-1953-gg
      3. 0
        16 июня 2012 20:32
        Nick
        А як жеж, всему прогрессивному человечеству давно известно, что пленные немцы до сих пор трудятся в лагерях НКВД, повышая обороноспособность нашей нехорошей страны!!!!:)))))) А почему вы не сказали ВКашке. что он неграмотно применил слово "депортировать", он же так и помрет. не узнав смысл такого сложного слова.
        Кстати, а это ВК стоило бы назвать другим термином...он тоже слегка похож на "геронтолога", но все-же иной.... вон, они сейчас в армии США празднуют свой день независимости....
        1. wk
          0
          16 июня 2012 21:10
          не придерайтесь к слову (депортированные) будем считать условно добровольно перемещённые лица и в Дубне если Вы там были - вовсе не тюрьма, а котеджный городок, о чём соетский обыватель и мечтать не мог .... московское снбжение в магазинах, наверняка достойная зарплата.... по принуждению можно заставить ворочить камни, но нельзя заставить изобретать и быть гением.
          1. 0
            16 июня 2012 21:52
            wk
            Хрен с ним, со словом "депортированные" (захотите -сами его значение узнаете). это не важно. но то о пленных немцах (да ладно, пусть и не пленных). которые в комфортабельных условно-тюрьмах пусть до 80-х годов разрабатывали....и т.д.-то осталась. Представляете. сейчас это не секретно. и я несколько раз в разных изданиях напарывался на дату, когда последний немец уехал из СССР нах фатерлянд. Над вами и смеются потому. что тоже это знают. А вы еще и упорствуете. Вы б погуглили бы и за 5-10 минут все бы нашли сами, но вы же не станете, поскольку это разрушит ваши таинственные легенды. Вот так-то.
          2. 11Goor11
            0
            16 июня 2012 22:50
            WK, вы бы хоть немного логику включали, когда читали западные-бредни-пропаганду. Вот недавно в Чехии одна "очень осведомлённая" журналистка сообщила, что Гагарин в космос не летал, это мол было просто кино. так то!
            Развешайте уши по-шире и Вам ещё много чего занятного расскажут. Только всё это будет почему-то в сторону отрицания достижений русского народа.
            Странно почему им так нужно нам доказывать, что мы вообще ничего хорошего не сделали, предки наши были сплошь дикари и присвоители чужого, а ещё было бы лучше если бы русских вообще небыло.
            Но им очень жаль: такую память ЧТО МЫ ВСЁ ТАКИ ЕСТЬ при всём старании ОНИ отменить не могут, вот и стараются гадить в наше национальнок сознание по мере своей извращённой фантазии.
            Для того чтобы было светлее на душе изучите биографии НАШИХ людей
            Таких как Ломоносов, Менделеев, Курчатов, Королёв и ещё сотни и тысячи без которых мир выглядел бы совершенно иначе.
            А вот про Сикорского вспомнил, скажете что он совсем не наш? Но думал то он на русском языке. Как он в зрелом возрасте поделился, что в его детстве когда он жил в Российской империи а в небе летали хлипкие "этажерки" из дерева и ткани, ему приснился сон в котором он шёл по коридору большого корабля, причём он точно знал, что это воздушный корабль который вибрируя рассекает воздух. И вот после этого сна он точно знал чему посвятит свою жизнь.
            Это наши люди! Имея только надежду мы стремимся к целям невероятным, которых нет в повседневной жизни.
      4. Седой
        0
        16 июня 2012 21:55
        Ну,они там параллельно ещё и эликсир долголетия изобрели.Это случилось в аккурат после того,ка их советские летчики научили гнать ликер "шасси". А как вы знаете,на наших просторах,пока не постигнешь эту премудрость, хрен чего изобретёшь.Вы думаете почему раньше все антиобледенители готовились в виде чистейшего спирта - это злыдни,немецкие подневольные конструктора хотели споить советских соколов.Вспомните песню из к/ф Небесный тихоход: Мы выпьем раз,мы выпьем два,за наши славные дела,но только чтобы утром не болела голова. По ходу фильма там ещё слова были заменены:Мы выпьем раз,мы выпьем два,за наши славные У-2(ПО-2),но только чтобы утром не болела голова.Правда ПО-2 летал ещё до немецких пленных.
  14. bremest
    +3
    16 июня 2012 16:20
    Хороший самолет, думаю, что его ТТХ американцев нервируют......
  15. +1
    16 июня 2012 16:44
    Скорей бы уже в действующие ВВС пошел нам на радость дерьмократам и прочим гейропейцам на досаду и разочарование:)
    1. Ластик
      0
      16 июня 2012 19:42
      Американцы насмехаются над Т-50 ,говорят "мы поставили ф-22 на вооружение в 2005 году ,русские поставят т-50 в 2020 году ,отставание 15 лет ,насколько тогда лет русские отстанут в разработке 6-ого поколения ?" smile smile smile
      1. 0
        16 июня 2012 20:40
        Ластик
        Зря насмехаются - к этому времени, может они и смогут довести свой самолет до состояния, когда он перестанет быть опасным для своих же летчиков, но повторения 90х, чего так желают болотные, пока не предвидится, так что где отстали - догоним, где опередили -удержим дистанцию.
        Кстати, а бандарлоги что, раптора совместно со своими хозяевами делали? А то столько эмоций...вы нормальным-то украинцам успели сообщить. что бандеровцы могут не только беззащитных людей убивать и страну свою в пике вводить, но еще и рапторы делать? Гордятся там, наверное, такими как вы - страшно!! :)))))))
  16. alex_ololo)
    +1
    16 июня 2012 17:19
    красивый этого у него не убрать
  17. +2
    16 июня 2012 19:36
    Очень удивительно, но соглашусь с комментаторами, обзор действительно интересный и доходчивый. Надеюсь на дальнейшее развитие комплекса и устранение всех недостатков к серии.
  18. MI-AS-72
    +2
    16 июня 2012 20:44
    А Ластик прав зря его минусуете. В стране за 20 лет ни создали НИ ОДНОГО нового двигателя. В стране полностью уничтожено производство элементной базы. В стране есть замечательные программисты, но они работают на иностранные фирмы. В стране отсутствет серьёзное современное производство материалов из композитов ну и т.д. И при таких условиях мы к какому году можем создать самолёт 5-го поколения. Правильный ответ к 20 и только при условии, что произойдут коренные изменения в стране.
  19. roosewelt
    +1
    16 июня 2012 21:11
    ИМХО автору статьи надо поосторожнее с подробностями конструкции самолёта, разведки не дремлют
  20. karmin
    +2
    17 июня 2012 02:43
    Цитата: MI-AS-72
    А Ластик прав зря его минусуете. В стране за 20 лет ни создали НИ ОДНОГО нового двигателя. В стране полностью уничтожено производство элементной базы. В стране есть замечательные программисты, но они работают на иностранные фирмы. В стране отсутствет серьёзное современное производство материалов из композитов ну и т.д. И при таких условиях мы к какому году можем создать самолёт 5-го поколения. Правильный ответ к 20 и только при условии, что произойдут коренные изменения в стране.

    Не выдавайте желаемое за действительное
  21. 0
    6 февраля 2021 13:02
    Не зря поляков пшеками называют.