СКР «Беззаветный». Славная служба и бесславная гибель

32
Советский сторожевой корабль «Беззаветный» проекта 1135 «Буревестник» (по классификации НАТО — фрегат «Krivak», I class) вписал своё имя в историю российского флота, филигранно совершив навал на крейсер «Йорктаун» (класс «Тикондерога») 12 февраля 1988 года, вытесняя группу американских кораблей из 12-мильной зоны СССР. В тот злополучный для янки день, кроме «Йорктауна», опозориться пришлось и эсминцу «Кэрон». При этом только в водоизмещении крейсер превосходил «Беззаветного» более чем в три раза, а эсминец — в два раза. И оба корабля несли на борту, кроме солидного вооружения, по два боевых вертолёта Sikorsky SH-60 Seahawk.

Да, то был славный февральский день для нашего корабля. Тогда, верно, никто и подумать не мог, как печально сложится судьба «Беззаветного» и насколько трагична и бесславна будет его медленная гибель. Его не поглотили волны после отчаянного боя с противником, ему не выпал счастливый билет стать музеем и даже пойти на металлолом в родных краях кораблю было не суждено. С него спилили родное имя, ободрали как липку и продали во враждебную и чуждую Турцию «на иголки».



СКР «Беззаветный». Славная служба и бесславная гибель


Контроль Мирового океана для великой державы — не просто вопрос престижа и необходимости отстаивать собственные интересы, но и головная боль строительства всегда дорогостоящего флота. Проект «Буревестник» должен был стать компромиссом. Его задача состояла в том, чтобы дополнять крупные противолодочные корабли океанской зоны, постройка которых ложилась на бюджет тяжкой ношей. Эти корабли, в основном действуя в ближней зоне, должны были иметь возможность рейда и в дальние уголки Мирового океана.

Сначала работу над 1135 поручили ЦКБ-340 (Зеленодольскому КБ), однако новые разработки отечественного ВПК, которые тут же решили разместить на перспективных кораблях, существенно увеличили водоизмещение будущего сторожевика. Поэтому проект перепоручили ЦКБ-53 (Северное ПКБ), у которого был опыт работы с такими кораблями. Основным назначением проектируемого сторожевика было длительное патрулирование с целью поиска и уничтожения подводных лодок противника и охранение кораблей и судов на переходе морем.

Кроме совершенно новых разработок ВПК в области ракетного противолодочного вооружения и гидроакустических средств, корабли планировали оснастить автоматизированным боевым информационным постом (БИП — прообраз будущих боевых информационно-управляющих систем БИУС). Вскоре проектируемый корабль пришлось переквалифицировать в БПК, в класс СКР он вернулся уже в 1977 году, т.е. как раз ко времени спуска «Беззаветного» на воду.

Корабли данного проекта обладали стремительным силуэтом, округлыми обводами, удлинённым полубаком, под которым располагались жилые и служебные помещения, и плоской и низкой кормой. 13 стальных переборок делили корпус на 14 водонепроницаемых отсеков, и, по расчётам конструкторов, корабль должен был оставаться на плаву при затоплении трех смежных или пяти несмежных отсеков. «Буревестники» обладали высокой мореходностью – его мореходные качества позволяли использовать все виды вооружения на всех возможных скоростях корабля при волнении моря до 4 баллов (высота волн – 2,5 м).



СКР «Беззаветный» стал 13-м кораблём в серии проекта 1135. Он был заложен на стапеле судостроительного завода «Залив» в Керчи 28 мая 1976 года под заводским номером 14, а спущен на воду почти ровно через год – 7 мая 1977-го. Вступил в строй «Беззаветный» накануне нового 78-го года, а в состав Черноморского флота СКР вошёл 17 февраля 78-го.

Корабль обладал следующими характеристиками:

— длина 123 м, ширина 14,2 м, осадка 4,28 м;

— водоизмещение 3200 тонн;

— скорость полного хода составляла 32,2 узла, а экономичного – 14 узлов;

— дальность плавания на экономичном режиме – 5000 миль;

— силовая установка состояла из двух газотурбинных агрегатов М7К (каждый состоял из маршевой газовой турбины ДО63 и форсажной ДК59), на маршевом режиме установка выдавала 12 тыс. л.с., а на форсажном все 36 тыс. «лошадок»;

— экипаж состоял из 197 человек, в том числе 22 офицеров.

Вооружение — отдельная песня «Беззаветного». Главным оружием, естественно, стал УРПК-5 (управляемый ракетный противолодочный комплекс) «Раструб», являющийся глубокой модернизацией семейства систем «Метель». Этот комплекс своими ракето-торпедами 85РУ был способен поражать не только подводные, но и надводные цели (это компенсировало отсутствие противокорабельных ракет). Для поиска подлодок торпеда в расчетной точке нахождения ПЛ отделялась от ракеты и приводнялась на парашюте, затем заглублялась с глубиной погружения до 400 м и выполняла поставленную задачу нахождения и поражения цели. Скорость в режиме поиска — 23 узла, в режиме наведения — 40 узлов. Дальность хода — 8 км. Данный УРПК дополняли реактивные бомбомётные установки РБУ-6000 «Смерч-2». Корабль также был оснащён ЗРК «Оса-МА-2».



Артиллерийское вооружение корабля состояло из двух спаренных 76,2-мм артиллерийских установок АК-726-МР-105, расположенных в корме. Позже на корабли проекта 1135 начали устанавливать 100-мм одноорудийные артустановки АК-100. Также на всех СКР установили по два 533-мм четырехтрубных торпедных аппарата ЧТА-53-1135. В кормовой части палубы имелись минные рельсы, на которые можно было принять 16 мин ИГДМ-500, 12 КСМ или 14 КРАБ.

В итоге СКР «Беззаветный» без преувеличения можно назвать одним из самых передовых в техническом плане кораблей своего времени. Новейшая ЗРК, модернизированная УПРК, оригинальная энергоустановка, не считая буксируемого гидроакустического комплекса и целой системы снижения акустического поля корабля и т.д.

После вступления в строй «Беззаветный» находился в постоянных походах и достойно нёс военно-морской флаг Союза как в Чёрном, так и в Средиземном морях. Из стран, в портах которых побывал сторожевик, можно составить карту Средиземноморья: Сирия, Тунис, Турция, Югославия, Болгария, Ливия и т.д. «Око» корабля неуклонно следовало за авианосными ударными группами вероятного противника и, конечно, за их подлодками. А в 1988 году за отличную противолодочную подготовку «Беззаветный» завоевал приз главкома ВМФ СССР.


Дубровник (тогда ещё Югославия). Крайний слева — "Беззаветный"

И вот настал день «главного парада» сторожевика – 12 февраля 1988 года. Необходимо отметить, что американские провокации начались задолго до 1988-го. Стоило на вершину власти взойти безвольному флюгеру Горбачёву, как, руководствуясь своим шакальим чутьём, западные «друзья» решили попробовать на зуб дряхлеющего под гнётом такого «управления» льва Союза. Пользуясь лазейками в толковании Конвенции ООН по морскому праву, янки с 1986 года начали провокационно заходить в территориальные воды СССР, но, кроме нот протеста, новое руководство ничего не предпринимало.

Но в феврале 88-го классическая провокация с неустанным бормотанием неприятеля в эфир о «законности их действий», а позже не менее классическим радиомолчанием, дала течь. Описывать операцию по вытеснению кораблей ВМС США из советских территориальных вод, в которой, кроме «Беззаветного», принимал участие и СКР-6 (также совершивший навал, но уже на «Кэрон»), верно, не стоит. О ней многие писали и говорили десятки раз. А вот о том, что произошло позже, известно не всем.

Сразу после возвращения «Беззаветного» на базу командира корабля капитана 2-го ранга Владимира Ивановича Богдашина немедленно вызвали к начальству, как говорится, на ковёр. Позже Богдашин вспоминал, что во время разбора действий его ругали «для галочки», словно ожидая внятной реакции московского начальства на инцидент в Чёрном море. К примеру, Владимиру Ивановичу выговаривали «за потерю якоря».


Легендарный навал, съёмка с крейсера "Йорктаун"

После первых «наград» Богдашина, который едва успел передать командование старпому, посадили на самолёт, направлявшийся в Москву. Везли героя страны чуть ли не под караулом. Уже тогда во флотской среде начали витать слухи, что Богдашина либо наградят, либо посадят. Самолёт приземлился ночью на аэродроме Министерства обороны «Остафьево» (Москва, район Южного Бутова), и Владимира Ивановича незамедлительно отвезли в Генштаб для полного отчёта.

К этому времени Вашингтон, о чью исключительность русские моряки вытерли ноги, снеся навалом лееры и разломав установку ПКР «Гарпун» и командирский катер, засыпал Москву нотами протеста. Михаил Сергеевич, который при каждом западном дружеском похлопывании по плечу начинал млеть от удовольствия, конечно, в приступе холуйского раболепия внутренне готов был на всё, дабы вернуть любовь хозяйской руки. Он даже был готов отдать командира «Беззаветного» под трибунал. Некоторые близкие к Горбачёву люди из желания быть ещё ближе уловили желание генсека и поддержали его заочно.

По словам Богдашина, его спас Виктор Михайлович Чебриков, председатель КГБ СССР и член Политбюро ЦК КПСС. Чебриков, ветеран Великой Отечественной войны, был решительно против даже самой попытки осудить верного присяге офицера. Поэтому, имея определённое влияние на Горбачёва, Виктор Михайлович смог отстоять Богдашина.

Однако и награждать капитана Богдашина никто не спешил. Наоборот, только спустя год Владимиру Ивановичу вручили орден Красной Звезды с весьма интересной формулировкой: «За освоение новой техники». Экипаж же остался практически не отмеченным какими-либо наградами. А вскоре Горбачёв, которому не позволили предать «Беззаветного», предал всю державу скопом.

Крах Союза оказался для современного боевого корабля куда страшнее, нежели все американские «Гарпуны», вместе взятые. Славный СКР поставили к стенке по причине «ремонта», который затянется на долгие годы. Всё это время распиливание Черноморского флота не знало никаких пределов логики и здравого смысла. А корабль оставался недвижим у причала. Экипаж корабля был расформирован. Вплоть до 1997 года несчастный «Беззаветный», покрытый суриком, который за годы стоянки у причальной стенки покрылся грязными подтёками и чёрными «трещинами» на кроваво-красном фоне, медленно умирал, преданный и забытый.


"Беззаветный" после краха Союза в Севастополе

Наконец, врождённая скаредность новых украинских властей смогла взять верх, и 1 августа 97-го сторожевик был передан ВМС Украины. В составе украинских сил корабль перешёл в класс фрегатов. Естественно, его сразу же переименовали в «Дніпропетровськ». Рабочие «свободной Украины» принялись тщательно кромсать родное имя корабля «Беззаветный». После акта легитимного вандализма приступили к водружению нового названия. Но, как ни старался свежеиспечённый украинский громадянин закрепить имя «Дніпропетровськ», всё было без толку – буквы постоянно отваливались. Гордый «Беззаветный» просто не хотел нести на своём борту чуждое имя. И всё вышеописанное – это максимальный вклад новых украинских властей в ремонт корабля.

Брошенный у причала до 97-го года «фрегат» так и продолжил красно-ржавым пятном и немым укором «красоваться» в Севастополе на том же месте до 2003-го года. Выторговав себе легендарный корабль, Украина так и не использовала сторожевик. «Беззаветный» более в море не выходил. Видимо, следуя маниакальному желанию угодить западным «друзьям» и напрочь стереть собственную историю, украинские власти заранее «приговорили» корабль, ставший для янки символом позора. В 2003-м году «Беззаветный» перевели в категорию «техническое имущество».


Славный корабль отправляется в последний поход

Судьбу корабля доверили предприятию «Укрспецмаш», которое немедля приступило к реализации «имущества». В апреле 2004 года командующий ВМС Украины подписал приказ о демилитаризации и утилизации корабля. С корабля содрали всё вооружение. Наконец, агония «Беззаветного» подошла к концу – его продали в Турцию на металл.


"Предсмертное" фото "Беззаветного"

25 марта 2005 года одинокий выпотрошенный и практически мёртвый корабль из Севастополя вывел буксир. Из-за кроваво-красного цвета корпуса и чёрных пятен там, где когда-то стояло грозное вооружение, «Беззаветный» был похож на израненного зверя, уходящего в последний путь. Но 12 мая вдалеке от родных берегов корабль словно взбунтовался, протестуя против жалкой участи умереть под руками турок. «Беззаветный» мигом накренился на правый борт и начал опускаться под воду, будто кто-то открыл кингстоны. Это был его последний парад.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +44
    21 февраля 2019 15:06
    Не буду комментировать некоторые ,по моему мнению, огрешности , просто провожу корабль молчанием и 100 граммами . Снимаю головной убор
  2. +14
    21 февраля 2019 15:13
    Не ---- хороший распад великого государства, также не хорошо закончилось для её верных защитников, героев.
    Ну ка вздрогнем по норме, наркомовской, ничего мы не будем забывать, ничего и никому не простим!
  3. +17
    21 февраля 2019 15:19
    Такую статью хочется читать стоя
  4. +17
    21 февраля 2019 15:31
    Сторожевик "Беззаветный", "Погибаю, но не сдаюсь".
    Видимо, следуя маниакальному желанию угодить западным «друзьям» и напрочь стереть собственную историю, украинские власти заранее «приговорили» корабль, ставший для янки символом позора.

    Это характерно не только для украинцев. В свое время головной сторожевик проекта 1135М "Неукротимый" в Балтийске затонул прямо у причала. Ветераны Балтфлота долгое время уговаривали Минобороны сделать корабль музеем, но увы…
    1. +2
      21 февраля 2019 16:22
      хоть плачь , жоть пляши
  5. +2
    21 февраля 2019 16:47
    А командир то жив? Если да, то где он сейчас?
    1. +10
      21 февраля 2019 20:21
      В 2007 году уволен в запас в звании контр-адмирала. С 2011-го года генеральный директор учебно-исследовательского центра Московской федерации профсоюзов

      1. +12
        22 февраля 2019 10:47
        Цитата: Восточный ветер
        В 2007 году уволен в запас в звании контр-адмирала

        Сергей, с вашего позволения, на основании того, что был свидетелем некоторых описываемых вами событий, немного дополню ваш рассказ.
        10 февраля СКР "Беззаветный" вернулся с боевой службы в "Императорский" город, отцы, матери, жены, дети, невесты, цветы, оркестр, поздравления!!! Часть экипажа в увольнение, командир домой завтра встреча с ветеранами. 00.00 часов звонок, срочно прибыть в штаб флота! НШ тогда был адмирал Селиванов, в кабинете уже был нш 70-й брплк кавторанг Михеев. Богдашин получил приказ совместно с СКР-6 (СКР-6 находился во временном пункте базирования Атия, что рядом с болгарским Бургасом) выдвинуться к Босфору, где встретить и в последующим сопровождать американский отряд кораблей. Командир "Беззаветного" получил детальные инструкции на случай конфликта с американцами. Старшим советского отряда кораблей назначен капитан 2-го ранга Михеев. В 6.00 11 февраля "Беззаветный" вышел из Севастополя с недокомплектом экипажа. На траверзе Босфора произошла рандеву "Беззаветного" и СКР-6. Американцы войдя в Черноморские проливы включили режим радиомолчания. Найти на экране РЛС нужные нужные отметки на выходе из пролива, среди сотен таких же архисложно, помогли одесситы с парома "Герои Шипки"...паром шел в полумили за американцами и передавал их координаты так сказать в режиме онлайн!
        1. +14
          22 февраля 2019 11:36
          Сам навал много раз описан подробно, но было еще и продолжения балета! После второго навала эсминец "Кэрон" сменил курс и взял направление на "Беззаветного", не дойдя полкабельтова до СКРа лег на параллельный курс. "Беззаветный" оказался между крейсером и эсминцем, которые начали сближение. Богдашин приказал зарядить РБУ-6000 и развернуть их на левый и правый борт, АК-726-е тоже закрутили своими стволами. Американцы оценив "дикость" советских моряков отвернули, но на "Йорктауне" начали подготовку к взлету двух вертолетов. Михеев запросил у КП флота авиаподдержку, на КП находился Селиванов, у "хитрого грека" комфлота Хронопуло случилась "медвежая болезнь", он целый день отсутствовал "по делам". В тот момент у м. Сарыч отрабатывала учебные полеты группа МИ-24, ОД флотской авиации направил пару вертолетов в район инцидента. Появление ударных вертолетов отрезвило американцев, они вышли из тервод, направились в сторону Кавказа, а затем взяли курс на Босфор. Тут же объявился министр обороны Язов "разобраться и доложить!" что на флотском языке значит "доложить с перечнем лиц подлежащих к снятию и разжалованию", через два часа С ЦКП ВМФ " Министр требует представить отличившихся к поощрению", что в переводе "перечень лиц на разжалование заменить реестром фигурантов на награждение"!
          1. +13
            22 февраля 2019 11:49
            Богдашина что бы сплавить с глаз долой отправили в Военно-Морскую Академию, по окончанию присвоили капитана 1-го ранга и назначили командиром ПКР "Москва", в 96-м он стал командовать РКР "Слава" стоящим уже 5 лет на ремонте в Николаеве, что бы спасти крейсер он обратился к Лужкову за помощью, правительство Москвы оплатило все долги перед заводом, профинансировало окончание ремонта чем спасло крейсер! В последующем Богдашин стал контр-адмиралом, занимал должность зам.нач. ЦКП ВМФ РФ.
            О Богдашине написано многое, а вот о командире СКР-6 капитан-лейтенанте Александре Петрове практически никто не знает! Слава и почет обошли его стороной, хотя его подвиг не менее весомый, чем подвиг Богдашина! Дослужился он до капитана 1-го ранга и тихо ушел на пенсию без фанфар и почета!
            hi
          2. 0
            24 февраля 2019 13:59
            !! простите, РБУ-6000 навели и туды и сюды - это что, пришельцев шугали глубинными бомбами?
            wassat wassat А разве так можно было??
  6. +2
    21 февраля 2019 17:32
    Жаль конечно корабль hi
  7. -4
    21 февраля 2019 17:36
    crying
    Вытрите сопли-то, мужики...
    У большинства кораблей, должно быть, такая судьба.
  8. BAI
    +15
    21 февраля 2019 17:51
    Да, 103 года в строю, как "Коммуне" не всем суждено прослужить.
  9. +4
    21 февраля 2019 17:52
    Про подвиг "Беззаветного" хорошо известно, а про остальное только узнал. Восточный ветер не указал, он и щас там лежит или поднимали?
    1. +9
      21 февраля 2019 21:34
      Цитата: sabakina
      Про подвиг "Беззаветного" хорошо известно, а про остальное только узнал. Восточный ветер не указал, он и щас там лежит или поднимали?

      До, начала 2000-х, не особо и известно было, в основном среди военнослужащих и жителей Севастополя, этот Подвиг (это моё мнение ) особо не афишировался. Сам узнал о нём, проходя службу на Краснознамённом Черноморском Флоте 1997-99 гг. на МПК-071, из газеты "Флаг Родины". Ни на политзанятиях, ни от офицеров этот эпизод не освещался. Тогда многое из Советского периода, как-то замалчивалось и не особо одобрялось. Например МПК "Комсомолец Молдавии" на котором я проходил службу, в 1990г., был обстрелян береговыми батареями с о. Асарка-Северная и мыса Кароли. В "ответку" из АК-176 были уничтожены 2 батареи и склад боеприпасов. Кстати, по-итогам похода командир корабля капитан 3 ранга С.В. Старый был награжден орденом Боевого Красного Знамени, а корабль прозвали "злым молдаваном". Так сказать "в память" об этом, были нанесены две звёздочки на стволе орудия (согласитесь-заслужили), но постоянно получали выговоры от командования с приказом закрасить, но laughing "непостижимым" образом (каюсь-сам принимал в этом участие) после проверок они появлялись снова ! Казалось бы не большой боевой эпизод небольшого корабля, но тоже гордость и память, почему это как-то заминается и забывается-увы не понятно...
      А, уж с "Беззаветным", совсем грустно и больно, судьба корабля-как судьба человека, яркая, героическая и увы забытая практически. Надеюсь, основываясь на традициях Российского и Советского Флота,
      это имя ещё присвоят новому кораблю, в знак Памяти и признательности.
    2. 0
      22 февраля 2019 10:00
      Цитата: sabakina
      Восточный ветер не указал, он и щас там лежит или поднимали?

      Вряд ли поднимали. Металлолом. Да и если он в центральной части Черного моря утонул - его не поднять, там глубины километровые.
  10. +4
    21 февраля 2019 17:55
    Хорошая статья .
  11. +7
    21 февраля 2019 18:26
    ээх, сколько их таких "Беззаветных" распилили и распродали, четыре Кречета проекта 1143, Адмирал Лазарев пр. 1144, Варяг проданный китайцам, 941ые Акулы, Адмирал Лобов и это только крупняк
  12. +7
    21 февраля 2019 19:41
    Рогулям и селюкам флот иметь противопоказано, он им лишний, он им страшный, непонятный, слишком сложный и не нужный. Бандеровщине милей схроны, да эсэсовское наследие "Галичины"
  13. +5
    21 февраля 2019 20:43
    И этот корабль мне знаком- проходил несколько раз докование в Восточном доке СМЗ. Славный был красавец; сердце щемило, когда приходит в ремонт угрюмый и битый, а выходит бодрячком.
  14. +2
    21 февраля 2019 21:38
    На отнотипных "Буревестниках" СКР 1135 проекта поработал на СФ и БФ изрядно. Отличные кораблики. А уж не повезло именно этому кораблю - отписали ук..р. ВМСУ . А оттуда кроме , как на "иголки" у корабля пути не было....
  15. 0
    21 февраля 2019 22:16
    Корабли как люди.. И у каждого своя судьба.
    Потомки великих свинопасов продали и этот славный корабль.
    Очень надеюсь,что их тоже продадут...
  16. Комментарий был удален.
  17. +2
    23 февраля 2019 21:58
    1135-е очень красивые и, что называется - сбитые, корабли. Сколько раз я любовался ими когда они проходили мимо нас. А гоняли их на ТОФе больше чем кого-либо из кораблей 1-го и 2-го ранга.
    Сам я служил сначала на ТАКРе "Новороссийск", потом на 956-м.
  18. +1
    24 февраля 2019 17:25
    Наверно кто-то действительно открыл кингстоны...
  19. 0
    24 февраля 2019 17:37
    Бесславная гибель СССР и Российской империи. А корабль вошёл в историю. Хотя "навал" - это героический способ выполнения воинского долга, когда начальство окончательно ещё не решило, что пора сдаваться и мечется, хотя всё уже ясно. "Беззаветный" не позволил мальчику из толпы крикнуть: "А наш король-то голый!" Как-то так.
  20. 0
    25 февраля 2019 00:49
    В 1977г. на Тихом океане советской ракетой был атакован американский крейсер: https://belayaistoriya.ru/blog/43105884110/DELO-BEZ-NAZVANIYA.-Kak-sovetskaya-kryilataya-raketa-chut-ne-pot?nr=1
  21. 0
    26 февраля 2019 20:10
    Честь и Слава Беззаветному. Честь и Слава.
  22. 0
    12 апреля 2019 22:26
    фууух, читал с придыханием, честно, аж тронуло за живое
  23. ZIS
    0
    14 апреля 2019 19:08
    Давайте не передёргивать, в российском флоте судьба его ждала не лучше. Примеров масса. А так хоть ушёл красиво.
  24. 0
    11 мая 2019 16:51
    Какой же у него стремительный силуэт, обводы... Птица, а не корабль!
  25. 0
    11 мая 2019 16:58
    Даже в судьбе этого корабля меченная крыса отметилась...презираю.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»