Флот, разрезанный по-живому: как делили черноморское наследие СССР

35
ЧФ делили так долго и тяжко, что до самого 1997 года он ходил и стоял под советским флагом.

Флот, разрезанный по-живому: как делили черноморское наследие СССР


Графская пристань. В годы острых политических противостояний в правление Ющенко патриоты Севастополя подняли над нею советский морской флаг, который висит до сих пор. Фото: О. Бузина

С Графской пристани в Севастополе видно несколько суденышек, окрашенных в «американский» оттенок серого цвета с латинскими буквами «U» на борту. Они приткнулись к берегу, который носит символическое название Куриный причал. Иногда этих кораблей три. Иногда — на один больше. Но все они влезают в объектив обычного непрофессионального фотоаппарата, имеющегося у любого туриста. Эта утиная стая официально именуется «эскадрой разнородных кораблей» ВМСУ (Военно-морских сил Украины). Попросту говоря, это ВЕСЬ украинский флот, если не считать нескольких катеров и подводной лодки «Запорожье», которой недавно, наконец-то, установили аккумуляторную батарею, чтобы научить ее не только торчать у стенки, но и погружаться. Впрочем, с этим тоже проблема — человеческий фактор. За годы независимости у Украины не осталось достаточного количества подводников, способных не только вывести лодку в море, но и затолкнуть ее в пучину.

В Севастополе вам обязательно расскажут не анекдот, а подлинную историю с покупкой злосчастного аккумулятора для «Запорожья». Лодке уже больше сорока лет! Ее построили еще в 1970 году в Ленинграде для ВМФ СССР. Тогда она носила скромный номер Б-435 и входила в 14-ю дивизию подводных лодок Черноморского флота. На момент распада Советского Союза это был морально устаревший корабль, нуждающийся в капитальном ремонте. Главной проблемой его был «умерший» аккумулятор, без которого дизель-электрическая субмарина не может ходить под водой. В 1997 году после пятилетней эпопеи раздела союзного Черноморского флота Б-435 досталась Украине и была переименована на западный манер (о, это стремление стать европейцами!) в U01 с добавлением пронизанного ностальгией по мифическим «подводным лодкам запорожских казаков» названием «Запорожье».

Однако аккумулятор от этого не зарядился. Повторяю, он был полностью убит от предыдущей славной службы, когда Б-435 совершала дальние походы вплоть до Кубы. Украинские адмиралы, на скорую руку переделанные из бывших советских капитанов (причем часто с очень русскими фамилиями, оканчивающимися на «ов» и «ин») решили, чтобы показать свою независимость и «украинскость», купить аккумулятор для «Запорожья» не где-нибудь, а в Греции! Ведь в Греции, как говорил герой чеховского рассказа, все есть!


Подлодка «Запорожье». Не смогла переварить греческую батарею. Фото: МОУ


Конечно, проще было все-таки приобрести «батарейку» в России, так как «Запорожье» принадлежала к одной из самых распространенных серий советских подводных лодок проекта 641 (по натовской классификации «Фокстрот»). С 1958-го по 1971 год их было построено ни много, ни мало — 75 штук! Естественно, российская батарея (бывшая советская) идеально входила в корпус «Запорожья». Но по загадочной причине (вы, естественно, догадываетесь, по какой, и верите, что она не имела никакого отношения к коррупции), аккумулятор купили у некой греческой фирмы за 3,5 млн долларов. Оказалось, что аккумулятор имеет квадратное сечение и не лезет в круглую в разрезе украинскую экс-советскую лодку, на которой собрались поплавать «новітні запорожці». Чтобы запихнуть его туда, нужно было пилить прочный корпус лодки, а потом снова заваривать. Но сварщиков такой квалификации у Украины нет. Они остались только в России в Североморске, причем получают зарплату за свое искусство, примерно, по 3000 долларов в месяц. Можете представить, что это за специалисты, если их жалованье выше, чем официальная зарплата украинского адмирала. Те же сварщики, которыми обладает украинская оборонка, «Запорожье», конечно, могли «сварить», но не исключено, что при первом же погружении ее расплющило бы вместе с батареей и, что самое прискорбное, со ВСЕМ личным составом подводного флота Украины в числе около 80 человек, не считая многочисленного командования, балластом усевшегося у него на шее!

«Неправильная» греческая батарея долго валялась на берегу, пока не была все-таки заменена полагающейся «Запорожью» по проекту российской. Три с половиной миллиона зеленых американских рублей вылетели на ветер! Интересно, какая квадратная адмиральская голова получила откатик за эту блистательную «оборудку», как называется подобная коммерческая операция на «державной мове»? И была ли она действительно квадратной?


Крейсер «Москва». Флагман российского ЧФ и сегодня остается самым мощным кораблем на Черном море


Если перевести взгляд от Куриного причала на середину Севастопольской бухты, можно увидеть флагман Российского Черноморского флота — крейсер «Москва». Его мощный корпус, украшенный высокими настройками и характерными контейнерами для ракет по бортам, напоминает о былом величии советского флота. Когда-то «Москва» назывался «Слава» и принадлежал к одному из лучших типов советских крейсеров, которых в просторечии называли «убийцами авианосцев».

Крейсер может нести ядерное оружие и, вполне вероятно, его несет, хотя официально это не афишируется. Его 16 «умных» ракет «Вулкан» находят свои цели сами на расстоянии более полутысячи километров без промаха. Это высокоточное оружие является модернизацией советской системы «Базальт». Ракеты летят так называемой стаей, набрасываясь на авианесущую группировку противника, словно волки на жертву. Любой американский авианосец в реальности был беззащитной лоханью против таких кораблей. Как жаль, что беззубые советские агитпроповцы эпохи застоя ничего этого нам не рассказывали, подготавливая великую страну к поражению в холодной психологической войне конца 80-х!

«Москва» и сегодня хороша в любую погоду. В тумане, когда ее силуэт сливается с потемневшим севастопольским небом. В ясный день, когда в мощный бинокль с берега можно рассмотреть даже лицо часового у флага. Часто утром вместо нее Севастополь видит пустое место. Это означает, что крейсер снова снялся с якоря и куда-то ушел, растворившись в морской дали, которая помнит паруса эскадр Ушакова и Нахимова.


Символ дружбы. Украинские и российские флаги на берегу Севастополя. Фото: О. Бузина


Его боеспособность поддерживается на высоком уровне, а офицеры подъезжают к месту службы на дорогих автомобилях, красноречиво демонстрирующих, что российские моряки снова получают высокую зарплату и могут полностью отдавать себя службе, а не заводить «генделики» на берегу, как это сделал один из бывших командующих советским ЧФ в смутные годы перестройки. Тогда этот морской волк (и, как вспоминают сослуживцы, неплохой флотоводец) перестроился настолько, что из адмирала превратился в шинкаря — держателя портовой таверны. После чего и утонул для истории в мутных перестроечных водах. Вот как бывает! Был моряк, а стал ресторатор. Впрочем, о многих других советских офицерах и адмиралах ЧФ того смутного периода такого не скажешь. Наоборот. Они оказались на высоте, выдержав многолетнюю битву с внутренним развалом и всевозможными искусителями извне, обещавшими за отказ от присяги более высокую должность и новую звездочку на той флотилии, которая превратилась теперь в «завоевателей» Куриного причала.

Мы сидим в кабинете контр-адмирала в отставке Владимира Соловьева. В 1991 году он возглавлял разведку Черноморского флота СССР. По старой военной привычке, адмирал назначил встречу на 9 утра, хотя сегодня ему уже не обязательно придерживаться строгого военного распорядка.


Эскадра «разнородных кораблей». По сути, это весь украинский флот... Фото: О. Бузина


— Скажите, какова была в реальности сила Черноморского флота? Ведь нас в 90-е годы убеждали, что это было скопище старых посудин, не имеющих военного значения.

— Флот был большой. Была 5-я эскадра, которая действовала в Средиземном море, проводили крупные учения, приходили крупные корабли и подводные лодки с Северного и Балтийского флотов. Все они концентрировались в Средиземном море и отрабатывали различные задачи. В Триполи (это Ливия) стояла наша авиация, которая летала над Средиземным морем — противолодочная, ракетная…

— То есть тогда бы французы не посмели в Ливию лезть, как сегодня?

— Конечно, если там есть другие силы, то с ними нужно считаться, правда? ГКЧП, конечно, стал для нас трагедией. Основной костяк флота понимал, что так не делается — собралась группа людей и решила. Нужно собирать Верховный Совет СССР и на нем решать дальнейшую судьбу страны. По закону. И хотя газета «Флаг Родины» писала, что «матрос Иванов, матрос Сидоров поддерживают ГКЧП», но была все-таки у нас такая надежда, что конституционным способом решат все вопросы и не позволят втянуть в противостояние флот Но случился самый худший вариант — пошли на унижение Вооруженных сил. Практически нам стали рекомендовать ходить по гражданке и поверх формы надевать какой-то гражданский лапсердак. Это начиналось уже с 1990-го года. Помню, приехал на академические курсы из Севастополя в Ленинград. И нам (в Академию!) советовали приходить в гражданском плаще поверх формы, чтобы на улице не оскорбили. Уже трудно было с бензином. Служебные машины не возили нас. Я в форме ехал в троллейбусе и надо мной смеялись: «Ну, что, адмирал, дослужился?»


Адмиралы Ковшарь и Соловьев рассказывают все без цензуры


А когда случился ГКЧП, мы понимали, что какой-то режим все-таки установится, что никаких переворотов не будет. Мы знали, что Горбачева, когда это случилось, мы любым способом могли достать. У меня лично была бригада спецназа. Она базировалась на острове Майский. Это были люди, подготовленные «с воздуха в воду и на берег». У них была хорошая горная подготовка — и сверхсрочники, и срочники. Они у меня из Севастополя пешком ходили до Киева! По лесам, по горам. Кордоны милиции специально выставляли, чтобы их обнаружить и не обнаруживали! Это был чисто разведывательный спецназ.

— Так освободить из Фароса Горбачева не было проблем?

— Никаких! Мы эту его дачу строили. Ее строил флот! Все входы-выходы были нам известны. Я так скажу: когда в Мухалатке уже после развала СССР в 1992 году была встреча двух президентов — Ельцина и Кравчука — мои агентурные ребята заходили туда как будто участники совещания!

— Но когда в декабре 1991 года было заключено Беловежское соглашение о ликвидации СССР, для флота это было новостью? Предварительно вас никто из Москвы или Киева не ставил в известность о такой возможности развития событий?

— Нет, конечно. Я даже вам так скажу. Уже ГКЧП закончился, а у нас во флотской газете «Флаг Родины» еще по инерции его поддерживали. Она была под эгидой военного совета Черноморского флота.

— В Беловежском соглашении о флоте еще ничего не было сказано?

— Они подходили так: что на «твоей» территории, то и твое.

— Получается, Ельцин поначалу собирался отдать флот Украине?

— Он вообще об этом не думал. У него про флот в голове ничего не было! Ни про Крым, ни про флот.

В разговор вступает сослуживец Соловьева контр-адмирал в отставке Александр Ковшарь — бывший командир 30-й дивизии надводных кораблей — самого сильного соединения тогдашнего Черноморского флота. Это один из самых колоритных черноморских флотоводцев, известный своей полной откровенностью и любовью к острому словцу: «Когда после Беловежских соглашений Кравчук поехал к Ельцину в Москву, он с собой вез документы по передаче флота. В очередной раз там «квакнули» (адмирал делает жест, имитирующий опрокидывание рюмки в ельцинскую глотку), и Ельцин: «Да, какая там… Берите все!»


Спор России и Украины за ЧФ чуть не поставил две страны на грань войны.


Икона св. Николая в кресле капитана корабля управления «Донбасс». Вот до чего довел шторм украинский флот!


Конец 1991-го — начало 1992-го годов был одним из самых смутных периодов в отношениях Украины и России. Многое в этих петушиных боях определялось тем, что к власти и в Москве, и в Киеве пришли представители провинциальных партийных элит. Два сельских парня. Один — с Урала. Другой — с Волыни. Развалив в Беловежской пуще союзное государство, оба великовозрастных дитяти барахтались в море проблем, порожденных своей активностью, хватая ручонками обломки корабля погибшей великой державы. Тем более, что и тот, и другой сразу же получили статусы Верховных главнокомандующих. А какие же «верховные» без флотов? Раз у Ельцина, как бы сами собой, по географическому принципу оказались Балтийский, Северный и Тихоокеанский флоты, то и Кравчуку захотелось иметь самый тепленький Черноморский флот. Проблема была только в самом флоте. Он вдруг зажил своей собственной жизнью, не желая признавать Кравчука и идти под его юрисдикцию.

На Черноморском флоте, в отличие от Леонида Макаровича, хорошо понимали, что Украина просто не потянет такую армаду. На момент распада Союза ЧФ насчитывал 833 корабля! Только подводных лодок было 28, крейсеров и больших противолодочных кораблей 1-го ранга — восемь, 20 противолодочных кораблей 2-го ранга и эсминцев, почти четыре десятка сторожевиков, 30 ракетных катеров, 400 самолетов, 50 десантных кораблей. Тральщиков было около 70! На флоте служили почти 100 тысяч офицеров и матросов, и еще 60 тысяч рабочих и служащих с гражданским статусом, обеспечивающих его жизнедеятельность. Добавьте к этому морские базы в Одессе, Балаклаве, Керчи, Измаиле, судостроительные заводы в Николаеве… И это неполный перечень!

Через три недели после Беловежского соглашения Ельцин и Кравчук снова встретились в Минске 30 декабря 1991 года на саммите глав новорожденного СНГ. Результатом этого стало расплывчатое решение, что Черноморский флот выполняет задачи, отражающие интересы всего Содружества независимых государств. Но каждый трактовал его по-своему. Ельцин проблему вообще не замечал, погрязнув в борьбе за власть с парламентом в Москве. А Кравчук потребовал от флота принять присягу Украине 3 января 1992-го вместе со всей группировкой бывших советских войск на территории Украины, насчитывавшей 700 тысяч человек.

«БОЛЬШЕ НЕ ЗВОНИТЬ!»

Командующие округами встали перед выбором. К примеру, командующий Одесским округом И. Ф. Морозов (не путать с другим генералом Морозовым — Константином, уже назначенным на тот момент министром обороны Украины) внезапно почувствовал себя украинцем. А командующий Черноморским флотом адмирал Игорь Касатонов присягу Украине решил не принимать и сохранить флот для России. Подавляющее большинство моряков полностью поддержали его.

Несомненно, высший генералитет предварительно психологически обрабатывали из Киева. Большинство легко «обрабатывались». Некоторые упирались. Так накануне присяги был сменен командующий Прикарпатским ВО генерал Скоков. Но наиболее жесткую позицию занял именно адмирал Касатонов. Новый украинец Морозов даже стал избегать его, видимо, опасаясь за чистоту своей только что приобретенной самоидентификации. В своих мемуарах Касатонов пишет: «И. Ф. Морозов сдался сам, сдал округ и при моем очередном звонке ему сказал: «Больше не звонить».


Адмирал Касатонов своей неуступчивостью выиграл битву за Черноморский флот и у Кравчука, и у Ельцина


Согласитесь, смешная ситуация. «Этнический» конфликт двух людей с русскими фамилиями! Думается, речь тут шла, прежде всего, о карьерных соображениях. Морозову пообещали сохранить высокий пост, и он «украинизировался». А Касатонов не мог поступиться принципами. Генералы-обыватели вступили в противостояние с адмиралом империи.

Впоследствии Касатонов вспоминал: «Никто никогда (ни тогда, ни позже) задач по сохранению флота мне не ставил, меня ни на что не подбивал, никаких условий не выставлял, наград не сулил… Меня вообще никто ни к чему не призывал. Конечно, эти начальники спасовали перед силой и волей обстоятельств, боялись за себя, хотели выжить… Необходимо было решение, и его принял я, объявив 5 января, что «ЧФ — флот российский, подчиняется Е. Шапошникову (тогдашний министр обороны СНГ. — Авт.) и В. Чернавину (главнокомандующий ВМФ объединенных вооруженных сил СНГ. — Авт.). Необходимо по флоту политическое решение. Мы готовы сотрудничать с МО Украины!» Моряки выполнили мой приказ: «Украинскую присягу не принимать!» Первой об этом объявила американская газета «Нью-Йорк таймс». В поддержку я получил из России сотни телеграмм от простых людей, от руководства — ноль. По форме это был мятеж. И совсем неожиданно для всех, в том числе и для России».

ИНТЕРВЬЮ С НАЧАЛЬНИКОМ РАЗВЕДКИ ЧФ

Мы разговариваем с тогдашним начальником разведки Черноморского флота адмиралом Соловьевым.

— Кравчук весь флот хотел забрать себе?

— Было бы желание наверху, флот бы весь остался российским. Никакого дележа не было бы. Но из Киева шли команды призывать на флот в 1992 году матросов только с украинской территории. Мы сразу понимали: если матросы только с Украины, присяга — украинская, значит, корабль автоматически становится украинским. Из Новороссийска кораблями привозили сюда российских моряков с российской присягой. Была команда из Киева в январе всем принять присягу Украине. Но присягу никто не принимал, так как у нас всех была мысль: давайте ждать до того момента, пока два Верховных главнокомандующих — Ельцин и Кравчук — не решат судьбу флота. И только после этого каждый вправе определиться, хочет он служить на Черноморском флоте Российской Федерации или на флоте Украины.

Для нас это было очень важно. Но нашлись такие люди, которые, как говорят, впереди паровоза: «Хотим служить Украине, принимать присягу!» Очень здорово повлияло на них общеукраинское собрание офицеров, которым руководил армянин Мартиросян — командир полка связи и председатель общественной организации «Союз офицеров Украины». Они рекомендовали Кравчуку побыстрее принимать присягу и определяться с составом вооруженных сил. С этого момента и началось. В Севастополь пошли директивы принимать присягу. Каждый начинал думать сам за себя.

— Касатонов прибыл командовать Черноморским флотом в сентябре 1991 года, уже после ГКЧП, когда Союз дышал на ладан. Как бы вы охарактеризовали его как личность?

— Первое, что сделал Игорь Владимирович, прибыв в Севастополь, это вывел флот в Средиземное море. Я тоже был в этом походе. Уже возвращаясь домой, в проливе Босфор, мы получили телеграмму, что ему дали третью звезду адмирала.

— Это был шаг престижа? Выход флота должен был показать, что он существует как боевая единица и, несмотря ни на что, присутствует в Средиземном море?

— Несомненно!

— Поход был осуществлен по приказу Касатонова?

— Обычно такие выходы согласовывают с главнокомандующим ВМС. Тот докладывает министру обороны. А если поход связан с заходом в порты иностранных государств, то это согласовывается с МИДом. Каждый выход корабля — это большая процедура согласований. Игорь Владимирович, конечно, был политик. Многие функции государства он взял на себя. Он иногда действовал по принципу: «Я так считаю!» А получится или нет, трудно было сказать. Потому что, как только он начал действовать политическими методами, сразу пошло недовольство со стороны руководства Украины: «Убрать его! Что это он так зарвался! Командует!»

— Какие политические решения он принимал?

— Из Киева говорят принимать присягу, а он говорит: «Не будем принимать!» Они говорят: «Не выходить!» А он выходит…

В разговор вступает старый сослуживец Соловьева адмирал Ковшарь: «Комендатура строем приняла присягу, он приехал — отменил эту присягу как незаконную».

— Это морская комендатура?

Соловьев: «Нет, комендатура города. Там был вообще инцидент. Комендант города Севастополя принял присягу на верность Украине. Сидит на втором этаже. Внизу — люди, которые не приняли присягу, пророссийски настроенные. Я сам лично там присутствовал. Идет тяжба: что дальше делать? Тот не уходит. Комендатура двойственного подчинения. В конце концов, настоял командующий, что это будет комендатура Российской Федерации. Тот офицер, что находился наверху, со временем оттуда ушел. С того времени комендатура до сих пор подчиняется российскому флоту. Касатонов был настойчивый. Он понимал: раз он командующий, то должен заниматься флотом. У нас тоже было создано собрание офицеров, которым руководил капитан 1-го ранга Володин. Собирались. Касатонов прислушивался к тому, что говорили. Кстати, и когда встал вопрос о назначении командующего украинским флотом, Касатонов провел военный совет и предложил: «Если кто хочет на этот пост, пожалуйста, придите, посоветуемся». Сидели мы на этом расширенном военном совете, и Кожин, который впоследствии стал командующим украинским флотом, тоже сидел с нами. Касатонов спрашивал: «Кто-то хочет? С кем-то уже беседовали?» (Имеется в виду в Министерстве обороны Украины. — Авт.). И Кожин сидел и молчал. Мы ему потом говорили: «Мог бы сказать своим товарищам. Мы же все-таки — друзья-адмиралы»…

«ТАК ВЫ ВСЕ УКРАИНЦЫ?»


Крейсер «Украина». Бывший «Адмирал Лобов», бывший «Галичина» ржавеет со времен распада СССР у стенки завода в Николаеве


О мотивах перехода офицеров на украинскую службу вносит уточнение адмирал Ковшарь: «В Москве сократили 5-ю эскадру. Командующему место начальника штаба флота нашли, а шестидесяти офицерам — нет. А завтра уже 31 декабря. И они все строем — в Военно-Морские силы Украины! Окончившие Академию генерального штаба. А фамилии такие: Костров, и т.д. Был такой случай в 93-м году. В Севастополь приехал министр обороны Украины Морозов. Я как командир дивизии его встречал на причале. Докладываю: «Товарищ министр, командир 30-й дивизии надводных кораблей контр-адмирал Ковшарь!» Рядом стоит начальник штаба бригады контр-адмирал Авраменко. Рядом — зам по работе с личным составом Чумак и командир флагманского корабля «Керчь» капитан 2-го ранга Демиденко. Морозов: «Так вы все украинцы?» «Так точно!» «А где же тогда русские?» А я говорю: «А русские у вас — в Военно-морских силах Украины! Кожин, Костров, Кузьмин и далее по списку». Он как-то так вяло отреагировал, только кто-то у него за спиной засмеялся».

Противостояние двух «великих держав», руководимых гениями демократии, достигло пика весной 1992 года. 5 апреля президент Кравчук подписал указ «О неотложных мерах по строительству Вооруженных Сил Украины». Этот документ предписывал сформировать украинские ВМС на базе Черноморского флота. То есть, по сути, пытался переподчинить ЧФ Киеву, а непокорного Касатонова убрать. Но ровно через два дня вышел указ Бориса Ельцина «О переходе под юрисдикцию Российской Федерации Черноморского флота». Две страны оказались чуть ли не на грани войны. Но ровно через день — 8 апреля — оба президента, видимо, переговорив друг с другом по телефону, отозвали свои указы и еще после нескольких месяцев обострений хронической черноморской болезни амбиций 3 августа в Мухалатке объявили о «переходном периоде в истории флота», пообещав разделить его «по справедливости» между двумя братскими народами.


Крейсер «Украина»


Началась утомительная работа межправительственных делегаций. Флот продолжал стоять в гавани под прежним советским флагом до 1997 года, когда на российской его части был поднят Андреевский стяг, а на украинской — морской флаг эпохи гетмана Скоропадского. Украина получила 138 кораблей и судов. В том числе и достроенный более чем на 90 процентов ракетный крейсер «Адмирал Лобов». Этому кораблю сначала дали название «Галичина», потом переименовали в «Украину». Но сути дела это не поменяло. Ржавеющая недовооруженная лохань так и застряла у стенки завода в Николаеве, в то время как однотипный с ней «Москва», пройдя капитальный ремонт, стал флагманом российского Черноморского флота. Большинство же украинских кораблей порезали на металл, обогатив доходами от металлолома чьи-то карманы. Уцелевшая же от резака часть ВМСУ сбилась в ощипанную стайку у Куриного причала в Севастополе.

ТОЛЬКО НА БОГА НАДЕЖДА


Шторм 2007 г. в Севастополе. Украинский буксир «Корец» наваливается на «Славутич»


Будущее показало правоту адмирала Касатонова и бессмысленность жадности Кравчука, от которой и сам Леонид Макарович, слетевший со своего кресла в 1994 году, ничего не успел получить. Если бы Касатонов и его офицеры сломались, то в металлолом под флагом Скоропадского превратился бы весь бывший флот Советского Союза на Черном море.

Символом же блестящего состояния Военно-морских Сил Украины и уровня их флотоводцев, достигших пика формы в ющенковскую эпоху, могут стать события во время урагана в Севастополе 11 ноября 2007 года.


Поплавали! Смятый нос корвета «Винница», героически таранившего тот же «Славутич»


Украинские корабли, в отличие от кораблей Черноморского флота России, не были поставлены вовремя на защищенные стоянки. В результате украинский корвет «Винница» протаранил украинский же корабль управления «Славутич», а буксир «Корец» размазал об него правый борт. Корабль же управления «Донбасс» пришлось срочно спасать российскому буксиру МБ-160. О том, какая трагедия происходила на «Донбассе» (по словам очевидцев, его «крутило, как щепку»!), свидетельствует снимок из рубки — кресло командира корабля, к спинке которого в срочном порядке привязали веревкой икону Николая Чудотворца — покровителя мореплавателей. До сих пор не ясно, кто же управлял в тот момент «кораблем управления» — капитан или лично святой? Но не окажись рядом российского буксира, боюсь, и святой не помог бы.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +25
    27 июня 2012 08:21
    Когда читаешь такие статьи наваливается безумная жажда забить досмерти молотком всех тех уродов, которые уничтожали создаваемое годами достояние государства.
    Уничтожить такой флот за что, вернее за сколько сребреников?
    Можно сказать только одно, нет прощения продажным гадам уничтожавшим государство, вбивашим клин между по сути единым народом.
    1. 0
      27 июня 2012 19:09
      Таких к якорю привязывать надо...
      1. Алексей67
        0
        27 июня 2012 19:20
        Сегодняшняя новость

        Янукович уволил главкома ВМС Украины

        27 июня 2012, 18:54

        Президент Украины Виктор Янукович отстранил Виктора Максимова с поста командующего Военно-морскими силами Вооруженных сил страны.

        Еще одним указом Янукович уволил Максимова с воинской службы в запас по состоянию здоровья «с правом носить военную форму одежды», передает РИА «Новости».

        Максимов был назначен командующим ВМС в марте 2010 года.
  2. SVV
    SVV
    +9
    27 июня 2012 08:21
    Эх, Ельцин! Такой флот развалил. Не прощу никогда!
  3. +16
    27 июня 2012 08:32
    горбатый, ельцин, кравчук- осиновый кол им и подельникам в ж...!
  4. +9
    27 июня 2012 08:44
    Сердце раскалывается. Поделили один народ, пошли на поводу у предателей и приспособленцев.
  5. Йошкин Кот
    +3
    27 июня 2012 08:52
    труп бланка тем не менее находит почитателей, вот уж при нем русский флот был во обще уничтожен! из 8 линкоров осталось только три, не считая проданных на металлолом немцам, почти готовых суперлинкоров
  6. +9
    27 июня 2012 08:55
    Помню,в 80-е,был в Севастополе.Все причалы забиты кораблями,.подьем флага,и прочее...А сейчас..Убожество!Галицаи могут только воровать и ломать!
    1. +5
      27 июня 2012 10:06
      а куда подевались российские корабли? Россия получила более 80-ти процентов плавсостава. Где дивизии подлодок, эсминцев, ракетных катеров? Доколе будуть галицаи правиль у Кремле!? am
  7. 0
    27 июня 2012 09:57
    Тут тоже интересные фото по теме

    http://forums.airbase.ru/2008/02/t60223--kak-umirayut-podvodnye-lodki-i-gde-eto-
    posmotret.html
  8. +1
    27 июня 2012 10:28
    Запорожье вышел в море с "греческими" аккумуляторами, российских уж подавно нет, и лодки сих проектов давно не выпускают. Снимем фуражки пред ПЛ Запорожье, ибо сие единственная подлодка в Черном море на Украину и Россию до кучи! drinks Хотя на ЧФ была целая дивизия ПЛ, которую получила Россия (Украина получила одну). Но в контексте лозунга" Всё паламали хахлы!", поддержим аффтара... Действия адмирала Касатонова оччень не однозначны. За шо он боролся? Чтоб хахлам не достался ни один корабель? Шоб Союз вернулся? Шоб Севас стал российским? Шоб стать "полным" адмиралом? Как оказалось, не одной своей цели он не достиг. Хотя, мдаа, Украина таки получила полусотню кораблей по остаточному принципу. И ещё Касатонов посеял семена вражды между украинскими и российскими моряками. Ведь вы помните, Хахлы виноваты! ... И всё таки имеется разница между адмиралами у которых брал интервью украинофоб Бузина и украинскими моряками. Эти старпёры потеряли и разрушили всё, ибо нет на ЧФ РФ кораблей I ранга (окромя Москвы), нет подлодок, практически нет ПВО и авиации. А украинцы строили флот своей Родины на пустом месте, с сопряжением ожесточённого противодействия... Хотя хахлы во всём виноваты, но время примирило, ибо практически не чем козырять. Боевая ценность ЧФ РФ и ВМСУ практически идентична, и моряки базируются и живут в одном городе.... Кстате, почему Морозов украинизировался? Потому что у него русская фамилия! Вообще то Украина - его Родина.... В шторм 2007 года всем досталось, и работали украинские и российские буксиры вместе. При этом затонул МПК Владимировец ЧФ РФ, а украинцам Боженька подмог!
    1. +1
      27 июня 2012 11:27
      прошу вас, пишите без истерики, устал монитор вытирать, чегой то я обвинения во "всем" Украины не увидел. очень жаль корабли пущенные на слом ...
  9. borisst64
    +2
    27 июня 2012 10:41
    Ждем новый российский ракетный крейсер "Адмирал Касатонов"
    1. -1
      27 июня 2012 10:54
      Россия не планирует строить ракетные крейсера в обозримом будущем. Можно купить у Украины экс-Лобов-Украина и назвать именем сего славного флотоводца.
      1. Evgeniy1
        +1
        1 июля 2012 14:02
        хаааааа хаа ха ха.........
    2. 0
      27 июня 2012 11:09
      Цитата: borisst64
      Ждем новый российский ракетный крейсер "Адмирал Касатонов"

      Видать Американцы будут растроены если этот крейсер не соржавеет на Ч.С.З.
  10. +2
    27 июня 2012 10:47
    "Несокрушимая и легендарная"... Как же легко разрушили изнутри несокрушимую извне мощь и величие страны, армии, духовность народа.
  11. +1
    27 июня 2012 10:57
    Бузине плюс!
  12. +1
    27 июня 2012 10:58
    "Символом же блестящего состояния Военно-морских Сил Украины и уровня их флотоводцев, достигших пика формы в ющенковскую эпоху, могут стать события во время урагана в Севастополе 11 ноября 2007 года.
    Украинские корабли, в отличие от кораблей Черноморского флота России, не были поставлены вовремя на защищенные стоянки. В результате украинский корвет «Винница» протаранил украинский же корабль управления «Славутич», а буксир «Корец» размазал об него правый борт. Корабль же управления «Донбасс» пришлось срочно спасать российскому буксиру МБ-160. О том, какая трагедия происходила на «Донбассе» (по словам очевидцев, его «крутило, как щепку»!), свидетельствует снимок из рубки — кресло командира корабля, к спинке которого в срочном порядке привязали веревкой икону Николая Чудотворца — покровителя мореплавателей. До сих пор не ясно, кто же управлял в тот момент «кораблем управления» — капитан или лично святой? Но не окажись рядом российского буксира, боюсь, и святой не помог бы."
    WTF? Как можно быть настолько безалаберными? Хотя ладно, у всех бывают аварии из-за волнений на воде!
  13. White
    +4
    27 июня 2012 11:56
    Это все правда очень грустная , неприятная ..... правда.
    Но может мне кто то объяснить какой смысл было держать серьезную флотилию в Черном море . Закрытое море , половина береговой линии НАТО Босфор и Дарданелы контролирует Турция ....
    Мое мнение что корабли больше корвета там ненужны , хотя место для судостроительных заводов то что надо.
  14. laurbalaur
    +4
    27 июня 2012 12:04
    Бузина - провокатор ! Жаль судьбы моряков и кораблей !
  15. vostok
    +1
    27 июня 2012 12:34
    Касатонову надо дать звезду героя, за сохранение Черноморского флота!
  16. Крумбумбес
    0
    27 июня 2012 14:13
    как говориться низкий поклон этим людям, сохранивших ЧФ
  17. 755962
    0
    27 июня 2012 14:28
    Так и вспоинился фильм "72 метра". http://www.youtube.com/watch?v=rGgYhK61l6Q Краско-красавчик ! Коротко и ясно. Эх..А ведь кто то всю жизнь свою отдал флоту.Одни слёзы наворачиваются.
  18. Num Lock UA
    +1
    27 июня 2012 14:33
    "блестящая" эпоха дележа...
    ценность данной статьи стремится к нулю в силу однобокости изложения
    Олесь во всей своей красе bully
  19. +1
    27 июня 2012 14:37
    Позволю себе процитировать свой пост...
    Про флот Украины имею достоверную историю. Как свидетель событий, докладываю: после раздела Черноморского флота Украина хапнула два военно-морских училища - Севастопольское ВВМИУ и Черноморское ВВМУ им. П.С.Нахимова. Первое готовило специалистов БЧ-5 (ядерные силовые установки НК и ПЛ), второе - специалистов по ракетному оружию НК, ПЛ и БРАВ. Ни того, ни другого у бравого ВМС Украины не было и нет до сих пор.
    Как обламывали курсантов и офицеров, как ездили делегации из Севастополя к Ельцину и Хасбулатову - это отдельная печальная история...
    Из двух училищ украинские реформаторы сляпали "военно-морской институт". После первого выпуска тех счастливчиков, которые не рискнули свалить в Россию, при штабе ВМСУ был сформирован офицерский батальон, лейтенантов было... немеряно..., а кораблей - один, два... не помню.
    Так вот - СВВМИУ кончилось совсем и быстро (спецы не нужны), а по ЧВВМУ такие цифры: на момент принятия училища в состав ВМСУ там было порядка 450 - 480 офицеров (преподы, курсовые, управленцы и пр.), ровно через год в составе числилось 78 человек! Во как!
    1. +4
      27 июня 2012 15:15
      Так я всетаки не пойму----надо было все отдать России?
      Насчет училищ---как верно заметили---Украине они не были нужны---но веть никто не запрещал преподователям переехать в Лененград или Мурманск?
      Флоты СССР строились на ОБЩЕСОВЕТСКИЕ деньги---но Украине почемуто не досталось ни одной атомной подлодки,бог с ними с ракетными--но пару многоцелевых можно было бы и перегнать----какая разница у нас ржаветь или у вас в Кольском заливе.
      Авианосец вы выкупить не захотели,ТКР ржавеет у стенки в Николаеве,ваши ТАКРЫ проданы в китай.
      При разделе если не ошибаюсь РФ получила 80% судов как сложилась судьба большинства из них?

      Такие статьи если чесно вызывают только озлобленность,конструктивных моментов они не несут.В тексте нет никаких альтернативных вариантов развития событий.
      1. SIT
        0
        27 июня 2012 17:40
        Цитата: Kars
        Флоты СССР строились на ОБЩЕСОВЕТСКИЕ деньги---но Украине почемуто не досталось ни одной атомной подлодки,бог с ними с ракетными--но пару многоцелевых можно было бы и перегнать----какая разница у нас ржаветь или у вас в Кольском заливе

        Хотите позаниматься демонтажом активных зон и транспортировкой их к местам захоронения? В Украине есть такие заводские мощности? Есть где хранить радиоактивные отходы? Или всё в Чернобыль? Там уже хуже не будет.
        1. +1
          27 июня 2012 17:58
          Цитата: SIT
          Хотите позаниматься демонтажом активных зон и транспортировкой их к местам захоронения?


          У нас Запорожье в море вышло,так что парочку содержать бы смогли
          Цитата: SIT
          В Украине есть такие заводские мощности

          Вот и повод Балаклаву в тонусе держать а не превращать в поле для пейнтбола.
          Цитата: SIT
          Или всё в Чернобыль?

          Я бы там вообще построил международный могильник---правда высококласный со всеми уровнями защиты и мощностями по переработке---все равно там жить ближайшие тысячи лет нельзя.

          А насчет подлодок-----из принципа,а то сейчас полно зубоскалов по поводу нашей древней подлодки.А так парочка 971 Щука-Б нам бы не помешала.
          1. qwz_qwz
            +2
            27 июня 2012 18:10
            международный могильник
            ... для международного - это немного перегиб, пусть у себя территорию гадят, а вот для собственных нужд - самое то.
            из принципа,а то сейчас полно зубоскалов
            Да тут не только из принципа, они неплох б усилили флот, но для нас больше дизиля нужны, хотя и атомные нужны - для дальних походов.
            по поводу нашей древней подлодки
            эту как школьную парту для курсантов - пущай тренируются.
            1. -1
              27 июня 2012 18:15
              Цитата: qwz_qwz
              для международного - это немного перегиб,

              Ну не за просто так,вы же под саркофагом не планируете свиноферму?Да и 30 км зону ой как не скоро заселят.
              Цитата: qwz_qwz
              эту как школьную парту для курсантов - пущай тренируются.

              А что есть перспектива после школьной парты на что то другое пересесть?
              Были конечно слухи что нам Германия хотела подлодку подарить но то наверно только слухи.
              1. qwz_qwz
                0
                27 июня 2012 19:18
                Ну не за просто та
                Ну это само собой.
                Да и 30 км зону ой как не скоро заселят
                ближайшие 2000 лет ..., а то и более...
                на что то другое пересесть?
                Та в том то и дел, что нету ... нам бы дизилей несколько штук и мощные корабли ПВО - держали б всё Чёрное море.
                Германия хотела подлодку подарить
                Если только "времен войны"... ну конечно если за символическую сумму, то и старенькая б пошла... но скорее всего
                только слухи
          2. 77bor1973
            +1
            27 июня 2012 20:52
            Я не против передачи Украине пары АПЛ, а потом посмотреть что-бы с ними вы делали на закрытом ТВД ! Ваш размерчик -это 877пр.
            1. Wasserfall
              0
              18 апреля 2013 19:54
              877 переразмерен как раз.
      2. +3
        27 июня 2012 18:16
        Флоты СССР строились на ОБЩЕСОВЕТСКИЕ деньги---но Украине почемуто не досталось ни одной атомной подлодки,бог с ними с ракетными--но пару многоцелевых можно было бы и перегнать----какая разница у нас ржаветь или у вас в Кольском заливе.
        - Да, но и долги СССР оплачивали не все а только Россия. А так конечно согласен, статья больше смахивает на провокацию, конструктива ноль. И корабли гноили не только украинцы но и русские((.
      3. 77bor1973
        0
        27 июня 2012 20:57
        Это не мы не захотели, -это вы поторопились его сплавить , чего- же "Украину" в нагрузку не сплавили , не понятно!
        1. -1
          27 июня 2012 21:21
          Цитата: 77bor1973
          Это не мы не захотели, -это вы поторопились его сплавить

          Изучите вопрос подробней.
          1. -3
            27 июня 2012 21:28
            А что такое?

            В начале 1992 г. "Варяг" был законсервирован у достроечной набережной ЧСЗ в состоянии почти 70% готовности.

            В 1999 г., спустя 11 лет после спуска на воду и семь лет после прекращения постройки, "Варяг" был продан Китаю


            Семь лет РФ было мало что бы выкупить?Или это слишком торопливо?
      4. ALoHa
        0
        27 июня 2012 23:13
        Статья сильно односторонняя request
  20. Роман 3671
    +1
    27 июня 2012 21:56
    Крейсер «Желто-синяя Украина» был старенький, переделанный из советского сторожевика. В коммунистические времен на нем турецких браконьеров гоняли, чтобы они камбалу у советского народа не воровали. Потом распался Советский Союз. Появились независимые друг от друга Россия и Украина, и московский президент Ельцин - тоже переработанный, только не со сторожевика, а со секретаря Свердловского обкома, взялся пропивать новый союзный флот. И однажды пропил «Желто-синюю Украину», которая еще не знала, что она «Украина», да еще и желто-синяя, а называлась просто «СтАрАжевой кАрАбль «Гремящий», украинскому президенту Кучме. Прямо так в Кремле и пропил. Как-то говорят, не приходя в сознание.

    Когда утром он оклемался в луже своей блевотины и коньяка в Георгиевском зале Кремля, то и не помнил, что еще вчера был у него тот «Гремящий». И даже, кому пропил, не помнил. «А с кем мы вчера пили, Виктор Степанович? - спросил он, перепутав Березовского с Черномырдиным. - С каким-то китайцем?» «Сам ты китаец! - подумал Березовский и еще раз пожалел, что президентом России не может быть еврей. - Это ничего, что он все бы украл, зато ничего бы не пропил».

    А у Кучмы в Киеве в Мариинском дворце наоборот было «ликованье». «Видите, что я вам из Москвы привез? - сказал Кучма своей дочери и зятю - А вы говорили, что ваш папа - Имеем теперь целый корабль! Нет, даже, флот! Теперь мы - морская держава!» Дочь поцеловала папу в щеку, а зять сразу стал думать, кому можно такое добро перепродать, оформив его по документам как баркас, а разницу взяв себе черным налом.

    В украинском министерстве обороны стратегическому выигрышу своего главнокомандующего тоже очень обрадовались. «Давайте переименуем его в авианосец!» - сказал один из адмиралов, который до независимости был заведующим морским клубом в Севастополе и крутил матросам кино, а за свой «сознательный» переход на сторону украинской власти сразу вырос с мичмана до контр-адмирала и научился не только ковыряться кортиком в носу, а еще и жарить на нем сало.

    «Как мы можем его переименовать в авианосец, когда у нас нет ни одного морского самолета? - отрезал ему другой украинский адмирал, который к независимости был не завклубом, а завскладом, где хранились тельняшки и спасательные круги, поэтому он гораздо лучше разбирался в военно-морских вопросах и относился к своему коллеге с некоторой снисходительностью. - Что на него будет садиться? Вороны?»

    Чтобы не производить дурацкого впечатление за пределами государства и одновременно поднять патриотические настроения внутри ее, пропитый Ельциним сторожевик в конце концов решили повысить в звании до крейсера и переименовать в «Желто-синюю Украину», назначив его флагманом независимого флота.

    Долго дискутировали, какой будет форма моряков на новом корабле. Деятели "непобедимого" Движения и другие ультра-националисты требовали, чтобы злые клеша для украинских матросов обязательно заменили запорожскими шароварами. Но морские специалисты, особенно тот опытный адмирал, что некогда был завскладом, требовали, чтобы это были именно клеша. «То не злые штаны! - убеждал он. - То такие же брюки, что и на прославленном английском флоте! А широкие они снизу, чтобы легче с матросов сходили, когда корабль будет тонуть и ребята посыпятся в воду». «Что вы такое говорите, господин адмірале! - горячился в ответ бывший завклубом. - Наша «Желто-синяя Украина» никогда не утонет! Она непотопляемая!»

    Чтобы не дошло до развала страны на запад и восток, решили до всенародного референдума не выдавать матросам брюк вообще, потому что так будет и дешевле для государственного бюджета, и страшнее для соседних флотов. Правда, зять президента тихонько добился, чтобы по секретным бумагам получалось, будто каждому матросу заказали сразу по две пары брюк - клеша для повседневной формы и шаровары - для парадной. Но ни тех, ни других никто никогда не видел, хотя деньги за штаны на счет зятевского завода по производству газовых труб, которые издали напоминают надутые ветром штанины, из казны все же перечислили.

    После того, как решили вопрос с клешами, настало время назначать капитана. Сразу нашлось много желающих. Но самыми сильными кандидатами были трое. Один уркаган, который смолоду дважды отсидел за воровство матроских шапок. Второй - бывший бухгалтер, выпускник знаменитого Тернопольского сельскохозяйственного института, что дает образование выше, чем в Сорбонне, и право управлять любым транспортным средством от вола до Нацбанка. А третье такое, что и сказать страшно - по паспорту, словно баба, да еще и с косой, а по ухваткам хуже любого самого вредного мужика.

    Между кандидатами случилась драка. Уркагана поддерживала Москва, потому что он очень хорошо пел в Кремле «Мурку», и обещал повести «Желто-синюю Украину» курсом норд ост. А, если повезет, то даже переименовать ее в линкор «Большая Малороссия».

    За бухгалтера стояла горой вся ковбойская Америка. Он был очень близок ей своей высокой культурой - тоже смолоду, как и каждый настоящий техасский парень, крутил хвосты телятам и вправлял рога коровам. «Vitya is a real cowboy!» - решили в Белом доме и сказали, что будут помогать ему и звездами, и полосами. Единственная проблема была в том, что несмотря на высокую культуру, Витя совершенно не разбирался в морских вопросах и совсем не разговаривал на родном для каждого настоящего шкипера на английском языке. Даже с американским акцентом не разговаривал! И не понимал ни бельмеса, хоть на пальцах ему тот язык показывай. Чтобы смягчить однажды эту неувязку, к нему приставили переводчика - здоровую мордатую бабу из Госдепа, похожую на боцмана, которая должна была переводить ему сигналы из центра.

    А третьего кандидата в капитаны никто не поддерживал. Всю жизнь этот кандидат рассчитывал только на собственные силы и мужской идиотизм. А в науке кораблевождения считал себя большим профессионалом, потому что еще в юности, когда был не кандидатом, а барышней, ребята катали его по Днепру на лодочке, хватая за попу, а один из них даже объяснил, что такое природный газ и что с ним можно делать, хотя сразу после того объяснения почему сбежал в Америку без газа, но с панамским паспортом.

    В результате драки победил бухгалтер. И как только победил, стал ногами спихивать все, что мог, из «Украины» за борт, потому что его руки никогда ничего не крали. Третьего кандидата назначили ему старпомом, чтобы помогала спихать, и она сразу от нечистой совести стала на глазах стареть на государственной службе, хотя, как и раньше, кокетливо то накручивала, то распускала косу на голове, уверяя, что от этих магических пассов скачет не курс доллара, а наполняется государственный бюджет.

    А уркагана загнали в трюм, чтобы он там руководил кочегарами. Бедняга огрызался и время от времени нечто булькал снизу и грозился, что выведет народ на палубу. Но ему никто не верил. Потому что даже сам он, когда выползал из трюма, где воровал уголь для старого крейсерского котла, ходил по палубе в крокодиловых туфлях, и все видели, что он не крокодил, а так, только притворяется...
  21. Роман 3671
    +1
    27 июня 2012 22:16
    И так бы они плыли и дальше, если бы не стали кончатся матросы. Большинство из них были переведены на «Желто-синюю Украину» с другой крейсера - «Червона Украина», который утонул прямо на базе около стенки причала от скуки. Это были простые работящие люди. Правда, очень любили выпить. И не только по выходным, но и по будням, что не очень хорошо сказывалось на службе.

    А вторую, меньшую, но очень сознательную (вплоть до безумия!) партию матросов, перевели с подводной лодки «Галичина», которой никто никогда в глаза не видел - такой она была подводной. Деды этих ребят некогда служили на австро-венгерском императорском флоте, заваривая кофе господам-офицерам. И этим очень гордились. Хотя брали их на этот флот только потому, что они умели сплавлять лес по карпатским рекам. Но на новом месте службы все они тянулись только командовать и всех учить, даже того адмирала, который был завклубом и сам мог кого-угодно всему научить.

    Матросы с «Галичины» и с «Червоной Украины» немножко недолюбливали друг друга. До драки между ними, правда, не дошло, потому что их объединяло, что в каждом порту, куда заходила с дружественным визитом «Желто-синяя Украина», и червоноукраїнці, и галичане сразу выскакивали за борт с криками: «Еще не умерли!» и плыли к берегу, потому что штанов им так и не выдали - лишь по паре казенных трусов, оформленных в сочных национальных красках.

    Много их при этом утонуло, потому что трусы те были очень широкие, тяжелые (похожие на укороченные шаровары) и адски тянули вниз. Но некоторые из них все же доплыли и расселились по всему миру от Италии до Аргентины. Один даже устроился показывать боевой гопак в Японии - в Токийском национальном цирке его оформили как клоуна. Самураи просто падали от хохота, когда он садился голым животом на бамбуковое копье, демонстрируя свое искусство и казацкое презрение к боли.

    Начальство на это массовое дезертирство не обращало никакого внимания. Бухгалтер воровал ногами еще быстрее, чем раньше, чувствуя, что время истекает, как морская вода, и его скоро заменят новым капитаном. Помощница с ночи до утра лазила по чужим кораблям, договариваясь с чужими капитанами, чтобы международный капитански профсоюз назначил ее вместо бухгалтера. А уркаган вдруг понял, что море - это не его стихия и просто скис. Однажды утром проснулись от вони в трюме, бросились туда, а там вместо уркагана просто стояла старая бочка с солеными огурцами, которые не годились даже на закуску.

    И тут раздался страшный грохот. «Желто-синяя Украина» на полном ходу налетела на косу Тузла (точнее, на то, что от нее осталось после того, как ее размыли своей дамбой и), и стала прямо поперек Керченского пролива. Гору воды поперло на палубу. Бухгалтера смыло за борт. Он всплывал на бочке с кислыми огурцами, держа почему в руках пчелиный улей, который неизвестно откуда взялся на боевом корабле, и орал: «Спасите!» Помощница, не теряя душевного равновесия, отцепила с головы косу, связанную спасательным кругом, швырнула ее в воду и сама прыгнула вслед вместе с корабельной кассой. Матросы, которые еще не успели убежать в иностранных портах, закричали. Одни кричали: «Крепите нацию!» Другие: «Даешь федерацию!» Вот-вот должно было дойти до драки. В крейсера отвалилась корма, слетела с борта табличка с названием, и от всего этого шума проснулись в Кремле двое каких людей, и один из них (или президент, или премьер) спросил другого: «Что там гремит в прихожей?» И услышал ответ: «Да это наш «Гремящий» возвращается на базу»... «Ну-ну», - сказал премьер-президент и снова завалился спать, укрывшись одеялом с двуглавым царским орлом.
  22. seafarer
    0
    3 декабря 2012 01:25
    TRex,
    Цитата: TRex
    после раздела Черноморского флота Украина хапнула два военно-морских училища - Севастопольское ВВМИУ и Черноморское ВВМУ им. П.С.Нахимова. Первое готовило специалистов БЧ-5 (ядерные силовые установки НК и ПЛ), второе - специалистов по ракетному оружию НК, ПЛ и БРАВ.

    Было еще и третье военно-морское училище на Украине: Киевское высшее военно-морское политическое училище (КВВМПУ). Могу согласится, что современным ВМСУ не нужны политработники, военные психологии, юристы, офицеры-воспитатели. Хотя все это весьма и весьма спорно. Но в КВВМПУ была очень сильная кафедра навигации и кораблевождения, на которой преподавали бывшие флагманские штурмана СФ и ТОФ, 6-й и 10-й ОПЭСК (в дипломах выпускников второй специальностью указывали "штурман ВМФ"). Это училище при попустительстве властей Украины просто уничтожили, разрушив материальную базу и налаженный учебный процесс.
    Впрочем, видя то, что твориться на Украине, не приходиться удивляться тому, что высокопрофессиональные штурмана, равно как и другие специалисты, оказались этой стране не нужны.
  23. 0
    18 апреля 2013 19:47
    Как уж очень пафосно о выборе пути ЧФ в 90-е годы:))То, что укр. часть флота за прошедшие годы разбазарено гораздо больше, чем российская-факт неоспоримый. И кроме достроенных нескольких СКР советских времён остальное едва живо, особенно единственная ПЛ. Да и перспективы пополнения новыми укр. корветами очень туманны. Обидно, что судромовские верфи Николаева, Херсона, Керчи захирели.Конечно же в сравнении с укр. ВМС ЧФ даже в нынешней комплектации -живой и боеспособный. И главное есть перспектива пополнения новыми кораблями в ближайшие 5 лет.
  24. 0
    4 октября 2015 00:16
    Статья и комментарии от 2012 года, автор Олесь Бузина. Кто мог знать ещё тогда, что всё так поменяется...
  25. 0
    16 января 2016 11:50
    Цитата: viktorR
    Флоты СССР строились на ОБЩЕСОВЕТСКИЕ деньги---но Украине почемуто не досталось ни одной атомной подлодки,бог с ними с ракетными--но пару многоцелевых можно было бы и перегнать----какая разница у нас ржаветь или у вас в Кольском заливе.
    - Да, но и долги СССР оплачивали не все а только Россия. А так конечно согласен, статья больше смахивает на провокацию, конструктива ноль. И корабли гноили не только украинцы но и русские((.


    ALoHa UA 27 июня 2012 23:13 ↑
    Статья сильно односторонняя request

    Флоты СССР строились на ОБЩЕСОВЕТСКИЕ деньги---но Украине почемуто не досталось ни одной атомной подлодки,бог с ними с ракетными--но пару многоцелевых можно было бы и перегнать----какая разница у нас ржаветь или у вас в Кольском заливе. - Да, но и долги СССР оплачивали не все а только Россия. А так конечно согласен, статья больше смахивает на провокацию, конструктива ноль. И корабли гноили не только украинцы но и русские((.

    Откуда столько тролей?? особенно до слез прошибает " И корабли гноили не только украинцы но и русские((."
  26. +15
    4 ноября 2017 22:31
    Ужас
    А статья отличная

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»