Скончался прославленный отечественный авиатор Виктор Лавский
Трудовая деятельность прославленного авиатора началась с 16-летнего возраста, когда он устроился рабочим в вагонное депо. Затем была должность наблюдателя на метеостанции, а потом и Институт железнодорожного транспорта в Днепропетровске.
Но с детства в Викторе жила мечта о небе. В 1933 год Виктор стал добровольцем Красной Армии. Вступив в ее ряды, он попросил направить его на учебу. В Харьковской летной школе он получил специальность «летчик-наблюдатель», что позволило ему осуществить свою давнюю мечту. После присвоения звания лейтенанта он стал служить в бомбардировочном полку под Смоленском.
В 1936 году в Испании разгорелась гражданская война. Лавский добровольцем отправился в Испанию. Там он получил своё легендарное испанское имя – Хуан Педро Валенсиано.
Лавский участвовал в ожесточенных боях под Мадридом, где его скоростной бомбардировщик был трижды сбит. Под Помпланой, где наступавшие «мессеры» вели бои с советским летчиками-добровольцами, его самолёт был буквально изрешечён, вследствие чего отказал один двигатель. Испанский стрелок Матиес Эру получил тяжелое ранение. Загнанные фашистами на французскую территорию, Лавский и летчик Георгий Стародумов, осознавая, что любой ценой нужно избежать международного скандала, с огромным трудом и риском для жизни пробрались через Пиренеи на свою военную базу.
В дальнейшем экипаж Лавского организовал разведку вражеского аэродрома под Сарагосой. Там у фашистов было сосредоточено около 60 самолетов. Поднявшись на большую высоту, советские летчики установили наиболее удобные позиции для поражения целей и позднее по наводке уничтожили аэродром под Сарагосой: на рассвете они незамеченными подлетели к фашистским самолетам и подожгли их.
Всего в Испании Лавским было совершено 96 боевых вылетов, 36 из которых – разведка. Вернувшись на Родину в феврале 1938 года, он был награжден двумя орденами Красного Знамени за беспримерные мужество и отвагу, проявленные в испанском небе.
В 1939-41 годах Виктор Михайлович – слушатель Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В это же время он, будучи штурманом авиаэскадрильи, принимал участие в Советско-финской войне, совершив 21 боевой вылет. Во время Великой Отечественной войны Лавский воевал на Юго-Западном, Сталинградском и 4-й Украинском фронтах. Он был штурманом авиаполка ближних бомбардировщиков Су-2, главным штурманом маневренной авиагруппы фронта, старшим штурманом истребительной авиадивизии 8-й воздушной армии, заместителем главного штурмана и начальника отдела воздушной армии.
Первые же дни войны ознаменовались для него представлением к ордену Красной Звезды: он совершил шесть успешных боевых вылетов, но на седьмом его сбили. Несмотря на это он смог на подбитой машине добраться до своей территории. Третьим орденом Красного Знамени Лавский был награжден в период битвы за Сталинград, за участие в разработке плана по боевому применению авиасоединений, позволявших окружить группы фашистских войск.
Во время освобождения Севастополя и Чехословакии от фашистского гнёта им были совершены успешные боевые вылеты и проведена штурманская подготовка боевого применения авиации. Проявленные авиатором героизм и отвага принесли ему четвертый и пятый ордена Красного Знамени.
После окончания войны В.М. Лавский в течение 5 лет занимал должность начальника отдела штурманской службы в Главном штабе ВВС. В 1950 году боевой опыт пригодился Виктору Михайловичу, когда он занял должность главного штурмана военной авиации «Север-5». На экспедицию были возложены сложнейшие задачи по строительству аэродромов на дрейфующих льдах Арктики, которые при необходимости могла бы использовать боевая авиация. Свою нелегкую деятельность экспедиция выполняла в то время, когда отношения двух мировых систем резко обострились. В условиях арктических широт летный состав был вынужден проявить особую штурманскую подготовку. В. М. Лавский, лично неоднократно вылетал в Арктику, выбирал льдины для возведения аэродромов. За ответственный и профессиональный подход к выполнению уникальной задачи грудь Виктора Михайловича украсил шестой орден Красного Знамени.
С 1952 по 1971 годы Лавский, являясь главным штурманом, занимал должность начальника управления Войск противовоздушной обороны приграничной линии, главного штурмана 10-й воздушной армии, главного штурмана ВВС, начальника правления Главного штаба Военно-воздушных сил. Перед тем, как в 1974 году уволиться в запас, он работал в Военно-воздушной академии в должности начальника штурманского факультета.
Но даже после ухода в запас, связь Виктора Михайловича с небом не прервалась. Он в течение 15 лет занимал должность начальника отдела и старшего научного сотрудника управления воздушным движением «Аэрофлота». В. М. Лавский – автор кандидатской диссертации по штурманскому делу, а также ряда пособий, наставлений справочников и множества руководящих документов. Лавский занимал пост профессора Академии военных наук Российской Федерации. Став главой Ассоциации советских добровольцев в Испании и Межрегиональной общественной организации инвалидов войны и военной службы России, он принимал активное участие в ветеранском движении, являлся членом РК ВВВС, уделял много внимания военно-патриотическому воспитанию воинов и учащихся. Всю свою жизнь он поддерживал связь с однополчанами, с испанскими ветеранами-антифашистами, с ветеранами из Соединенных Штатов и Великобритании.
Генерала Лавского не стало в минувший вторник. Прославленного русского авиатора похоронили 23 июня на Троекуровском кладбище в Москве.
Информация