Скончался прославленный отечественный авиатор Виктор Лавский

8
Скончался прославленный отечественный авиатор Виктор ЛавскийВиктор Михайлович Лавский появился на свет 19 октября 1914 года в городе Макеевка, что в Донецкой области. За плечами Виктора Михайловича остались гражданская война в Испании, Советско-финская война, Великая Отечественная война и война с Японией.

Трудовая деятельность прославленного авиатора началась с 16-летнего возраста, когда он устроился рабочим в вагонное депо. Затем была должность наблюдателя на метеостанции, а потом и Институт железнодорожного транспорта в Днепропетровске.



Но с детства в Викторе жила мечта о небе. В 1933 год Виктор стал добровольцем Красной Армии. Вступив в ее ряды, он попросил направить его на учебу. В Харьковской летной школе он получил специальность «летчик-наблюдатель», что позволило ему осуществить свою давнюю мечту. После присвоения звания лейтенанта он стал служить в бомбардировочном полку под Смоленском.

В 1936 году в Испании разгорелась гражданская война. Лавский добровольцем отправился в Испанию. Там он получил своё легендарное испанское имя – Хуан Педро Валенсиано.

Лавский участвовал в ожесточенных боях под Мадридом, где его скоростной бомбардировщик был трижды сбит. Под Помпланой, где наступавшие «мессеры» вели бои с советским летчиками-добровольцами, его самолёт был буквально изрешечён, вследствие чего отказал один двигатель. Испанский стрелок Матиес Эру получил тяжелое ранение. Загнанные фашистами на французскую территорию, Лавский и летчик Георгий Стародумов, осознавая, что любой ценой нужно избежать международного скандала, с огромным трудом и риском для жизни пробрались через Пиренеи на свою военную базу.
В дальнейшем экипаж Лавского организовал разведку вражеского аэродрома под Сарагосой. Там у фашистов было сосредоточено около 60 самолетов. Поднявшись на большую высоту, советские летчики установили наиболее удобные позиции для поражения целей и позднее по наводке уничтожили аэродром под Сарагосой: на рассвете они незамеченными подлетели к фашистским самолетам и подожгли их.

Всего в Испании Лавским было совершено 96 боевых вылетов, 36 из которых – разведка. Вернувшись на Родину в феврале 1938 года, он был награжден двумя орденами Красного Знамени за беспримерные мужество и отвагу, проявленные в испанском небе.

В 1939-41 годах Виктор Михайлович – слушатель Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В это же время он, будучи штурманом авиаэскадрильи, принимал участие в Советско-финской войне, совершив 21 боевой вылет. Во время Великой Отечественной войны Лавский воевал на Юго-Западном, Сталинградском и 4-й Украинском фронтах. Он был штурманом авиаполка ближних бомбардировщиков Су-2, главным штурманом маневренной авиагруппы фронта, старшим штурманом истребительной авиадивизии 8-й воздушной армии, заместителем главного штурмана и начальника отдела воздушной армии.

Первые же дни войны ознаменовались для него представлением к ордену Красной Звезды: он совершил шесть успешных боевых вылетов, но на седьмом его сбили. Несмотря на это он смог на подбитой машине добраться до своей территории. Третьим орденом Красного Знамени Лавский был награжден в период битвы за Сталинград, за участие в разработке плана по боевому применению авиасоединений, позволявших окружить группы фашистских войск.

Во время освобождения Севастополя и Чехословакии от фашистского гнёта им были совершены успешные боевые вылеты и проведена штурманская подготовка боевого применения авиации. Проявленные авиатором героизм и отвага принесли ему четвертый и пятый ордена Красного Знамени.

После окончания войны В.М. Лавский в течение 5 лет занимал должность начальника отдела штурманской службы в Главном штабе ВВС. В 1950 году боевой опыт пригодился Виктору Михайловичу, когда он занял должность главного штурмана военной авиации «Север-5». На экспедицию были возложены сложнейшие задачи по строительству аэродромов на дрейфующих льдах Арктики, которые при необходимости могла бы использовать боевая авиация. Свою нелегкую деятельность экспедиция выполняла в то время, когда отношения двух мировых систем резко обострились. В условиях арктических широт летный состав был вынужден проявить особую штурманскую подготовку. В. М. Лавский, лично неоднократно вылетал в Арктику, выбирал льдины для возведения аэродромов. За ответственный и профессиональный подход к выполнению уникальной задачи грудь Виктора Михайловича украсил шестой орден Красного Знамени.

С 1952 по 1971 годы Лавский, являясь главным штурманом, занимал должность начальника управления Войск противовоздушной обороны приграничной линии, главного штурмана 10-й воздушной армии, главного штурмана ВВС, начальника правления Главного штаба Военно-воздушных сил. Перед тем, как в 1974 году уволиться в запас, он работал в Военно-воздушной академии в должности начальника штурманского факультета.

Но даже после ухода в запас, связь Виктора Михайловича с небом не прервалась. Он в течение 15 лет занимал должность начальника отдела и старшего научного сотрудника управления воздушным движением «Аэрофлота». В. М. Лавский – автор кандидатской диссертации по штурманскому делу, а также ряда пособий, наставлений справочников и множества руководящих документов. Лавский занимал пост профессора Академии военных наук Российской Федерации. Став главой Ассоциации советских добровольцев в Испании и Межрегиональной общественной организации инвалидов войны и военной службы России, он принимал активное участие в ветеранском движении, являлся членом РК ВВВС, уделял много внимания военно-патриотическому воспитанию воинов и учащихся. Всю свою жизнь он поддерживал связь с однополчанами, с испанскими ветеранами-антифашистами, с ветеранами из Соединенных Штатов и Великобритании.

Генерала Лавского не стало в минувший вторник. Прославленного русского авиатора похоронили 23 июня на Троекуровском кладбище в Москве.
Прошлое видео

8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. AIvanA
    +9
    25 июня 2012 09:36
    Да уходят герои, адля страны тишина, был бы это какой нибудь артист или клоун или коррепондент шум стоял бы по все стране великой, а тут всег лиш герой, один из многих, и государству плевать, тишина. Царствие небесное и низкий поклон.
  2. +9
    25 июня 2012 10:17
    Жаль, что о таких людях большенство узнает только тогда, когда прерывается их земной путь. О них надо писать и говорить, пока они живы...

    Мир праху и светлая память...

    Спасибо Вам, Виктор Михайлович, за то, что Вы сделали...
  3. anchonsha
    +6
    25 июня 2012 10:36
    Вечная СЛАВА и ПАМЯТЬ о ВАШИХ ПОДВИГАХ,ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ,ОСТАНУТСЯ С НАМИ НАВЕЧНО!!! МИР ВАШЕМУ ПРАХУ!!!
  4. Свистоплясков
    +5
    25 июня 2012 10:52
    Страна помнит своих Героев. Спите спокойно Достойный Человек!
  5. Georg iv
    +6
    25 июня 2012 11:19
    6 красных знамён! Это круто.
    Всего человек 10 удостаивались такого количества. Он, если я правильно понимаю был последним кавалером 6-ти орденов.
    А ещё у него 4 красных звезды.
  6. 77bor1973
    +3
    25 июня 2012 20:37
    У меня соседняя улица им. Костылева, кого не спрашиваю , ответ в лучшем случае- лётчик Герой Советского Союза!
  7. +3
    25 июня 2012 23:47
    Царствие небесное и низкий поклон.
  8. +15
    4 ноября 2017 22:35
    Царствие небесное